100 значение

Содержание

Цифра 100 – это число, символизирующее завершенность, как 100 %. Это важная единица измерения времени: новое столетие отмечает начало новой эры, а поворотный момент часто связан с культурными переменами. Французское выражение fin de siecle («конец века») имеет скрытый подтекст «декаданса». Это значение пришло со времен «красивой эпохи» XIX века, но предполагает более широкое значение радикальных перемен и разрушения старых порядков. Сотни часто встречаются в учениях и легендах всех религий. 100 – ключевой этап в спорте и популярное число в списках трансляторов.

Слово hundred (сто) заимствовано из германской языковой группы и, вероятно, произошло от немецкого слова hund (собака), обозначающего приблизительное количество овец, за которыми должна была следить собака: в пределах от 100 до 120. Позже «сто» стало обозначать административную единицу страны, состоящую из 100 домов. Римское число 100 обозначается буквой «С», от слова centrum – «середина».

Корень «cent» обычно указывает на сотые доли от каких-либо величин. Centimeter – сантиметр. Centipede – стоножка (сороконожка). Century – столетие, век. Centenary служит мерой веса в 100 фунтов. Centenarian – столетний, вековой. Корень hecto- (гекто-), от греческого слова hekaton, также используется в некоторых словах для обозначения величины, равной 100. Например, гектогон является многоугольником, имеющим 100 сторон, а 1 гектар (французское слово) равен площади квадрата со стороной 100 м.

Красивая математика

Пословицы и поговорки

Будь первым в сотне, не последним в тысяче.
В добрую голову – сто рук.
Кого бранят сто человек, тот и стоит ста человек.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Сто одежек и все без застежек.
Чем сто дней невзгод, лучше один день радости.
Это верно, как сто баб нашептали.

Магия числа 100

Число 100 состоит из единицы и двух нулей. Цифра 1 с языка чисел переводится как «энергия». Цифра 0 (в числе 100 усиленная повторением самой себя) переводится как «созревание» или «засыпание» энергии.

Число 100 в духовной нумерологии означает «шаг истории». Для истории человечества оно – то же самое, что обычный шаг для человека.

Число 100 в масштабах мироздания как «инкубатор энергии». Довольно необычный инкубатор. Здесь энергия умирает, чтобы родиться. Так же, как в числе 101 энергия рождается, чтобы умереть.

Значение числа 100 невероятно глубоко по своей сути. Смысл числа 100 можно по-настоящему осознать лишь в сравнении его со смыслом числа 101. Число 101 – взрыв, буря. А число 100 – затишье перед бурей, накопление энергии будущего взрыва. Многие называют число 100 словосочетанием «за секунду до взрыва» (взрыва эмоций, взрыва ситуации, взрыва отношений между людьми, странами). Такая формулировка лучше всего отражает нумерологическую и эзотерическую его суть.

Волшебное число процветания бизнеса

Если вы только начали свой бизнес, открыли новое дело или запустили новое направление в уже имеющемся бизнесе, то ваша задача – это 100 встреч/контактов с потенциальными клиентами. И тогда несколько мгновенных продаж вам обеспечены.
Если вы, как представитель молодой компании, хотите выйти на более или менее серьезные объемы продаж, то первая задача – это 100 первых клиентов, 100 контрактов.

Если вы уже несколько лет на рынке и хотите стабильных продаж в любое время года, лишенных сезонных колебаний, то ваша цель – 100 постоянных клиентов, которые регулярно покупают ваш продукт.

Если вы испытываете недостаток профессиональных кадров и хотите заполучить в компанию лучшего из лучших сотрудников, то, все что вам нужно, это побеседовать со 100 представителями этой специальности.

Чтобы любой из ваших сотрудников сформировал новый навык, он должен сделать как минимум 100 звонков/встреч/деталей/эскизов/ и так далее – в зависимости от его специальности.

Если вы хотите создать лучшее рекламное сообщение или заголовок следует написать 100 вариантов и выбрать лучший!
Представьте, что вы прыгаете через пропасть. И абсолютно не важно, насколько вы ее перепрыгнули (на 1%, 50%, или 99%), в любом случае вы – труп. Для того, чтобы остаться в живых, необходимо перепрыгнуть пропасть на 100% и более. Точно также и в бизнесе: если вы не дорабатываете, не дотягиваете в какой-либо сфере бизнеса на 100% или больше, бизнес будет постоянно терпеть урон от подземных экономических толчков даже самой малой силы. Будут постоянно лететь шестеренки и рассыпаться весь механизм, если вы посчитаете, что хотя бы одна из ста деталей неважна.

§1. Что такое натуральные числа?

1.1.Определение

Числа, применяемые людьми при счете, называются натуральными (например, один, два, три,…, сто, сто один,…, три тысячи двести двадцать один,…) Для записи натуральных чисел используют специальные знаки (символы), называемые цифрами.

Наименьшее натуральное число – это число один, оно записывается при помощи десятичной цифры – 1. Следующее натуральное число получается из предыдущего (кроме единицы) добавлением 1 (единицы). Такое добавление можно делать много раз (бесконечное число раз). Это означает, что нет наибольшего натурального числа. Поэтому говорят, что ряд натуральных чисел неограничен или бесконечен, так как он не имеет конца. Натуральные числа записывают при помощи десятичных цифр.

1.2. Число «ноль»

Для обозначения отсутствия чего-либо используют число «ноль» или «нуль». Его записывают при помощи цифры 0 (ноль). Например, в коробке все шары красные. Сколько среди них зеленых? – Ответ: ноль. Значит, зеленых шаров в коробке нет! Число 0 может означать, что что-то закончилось. Например, у Маши было 3 яблока. Двумя она поделилась с друзьями, одно съела сама. Значит, у неё осталось 0 (ноль) яблок, т.е. ни одного не осталось. Число 0 может означать, что что-то не случилось. Например, хоккейный матч Сборная России — Сборная Канады закончился со счетом 3:0 (читаем «три — ноль») в пользу сборной России. Значит, сборная России забила 3 гола, а сборная Канады 0 голов, не смогла забить ни одного гола. Надо помнить, что число ноль не является натуральным.

1.3. Запись натуральных чисел

В десятичном способе записи натурального числа каждая цифра может означать различные числа. Это зависит от места этой цифры в записи числа. Определённое место в записи натурального числа называется позицией. Поэтому десятичная система записи чисел называется позиционной. Рассмотрим десятичную запись 7777 числа семь тысяч семьсот семьдесят семь. В этой записи семь тысяч, семь сотен, семь десятков и семь единиц.

Каждое из мест (позиций) в десятичной записи числа называется разрядом. Каждые три разряда объединены в класс. Это объединение производится справа налево (с конца записи числа). Различные разряды и классы имеют собственные названия. Ряд натуральных чисел неограничен. Поэтому количество разрядов и классов также не ограничено (бесконечно). Рассмотрим названия разрядов и классов на примере числа с десятичной записью

38 001 102 987 000 128 425:

Классы и разряды

квинтиллионы

сотни квинтиллионов

десятки квинтиллионов

квинтиллионы

квадриллионы

сотни квадриллионов

десятки квадриллионов

квадриллионы

триллионы

сотни триллионов

десятки триллионов

триллионы

миллиарды

сотни миллиардов

десятки миллиардов

миллиарды

миллионы

сотни миллионов

десятки миллионов

миллионы

тысячи

сотни тысяч

десятки тысяч

тысячи

единицы

сотни

десятки

единицы

1.4. Разрядные единицы

Каждый из классов в записи натуральных чисел состоит из трёх разрядов. Каждый разряд имеет разрядные единицы. Следующие числа называются разрядными единицами:

1 — разрядная единица разряда единиц,

10 — разрядная единица разряда десятков,

100 — разрядная единица разряда сотен,

1 000 — разрядная единица разряда тысяч,

10 000 — разрядная единица разряда десятков тысяч,

100 000 — разрядная единица разряда сотен тысяч,

1 000 000 — разрядная единица разряда миллионов, и т. д.

Цифра в каком-либо из разрядов показывает количество единиц данного разряда. Так, цифра 9, в разряде сотен миллиардов, означает, что в состав числа 38 001 102 987 000 128 425 входит девять миллиардов (т.е. 9 раз по 1 000 000 000 или 9 разрядных единиц разряда миллиардов). Пустой разряд сотен квинтиллионов означает, что в данном числе отсутствуют сотни квинтиллионов или их количество равно нулю. При этом число 38 001 102 987 000 128 425 можно записать так: 038 001 102 987 000 128 425.

Можно записать иначе: 000 038 001 102 987 000 128 425. Нули в начале числа указывают на пустые старшие разряды. Обычно их не пишут в отличие от нулей внутри десятичной записи, которыми обязательно отмечают пустые разряды. Так, три нуля в классе миллионов означает, что пусты разряды сотен миллионов, десятков миллионов и единиц миллионов.

1.5. Сокращения в записи чисел

При записи натуральных чисел используются сокращения. Приведём примеры:

1 000 = 1 тыс. (одна тысяча)

23 000 000 = 23 млн. (двадцать три миллиона)

5 000 000 000 = 5 млрд. (пять миллиардов)

203 000 000 000 000 = 203 трлн. (двести три триллиона)

107 000 000 000 000 000 = 107 квдр. (сто семь квадриллионов)

1 000 000 000 000 000 000 = 1 квнт. (один квинтиллион)

Блок 1.1. Словарь

Составьте словарь новых терминов и определений из §1. Для этого в пустые клетки впишите слова из списка терминов, приведенного ниже. В таблице (в конце блока) укажите для каждого определения номер термина из списка.

Блок 1.2. Самоподготовка

В мире больших чисел

Экономика.

  1. Бюджет России на следующий год составит: 6328251684128 рублей.
  2. На этот год запланировано расходов: 5124983252134 рублей.
  3. Доходы страны превысили расходы на 1203268431094 рублей.

Вопросы и задания

  1. Прочитайте все три указанных числа
  2. Запишите цифры в классе миллионов каждого из трех чисел

  1. К какому разделу в каждом из чисел относится цифра, стоящая на седьмой позиции от конца записи чисел?
  2. Число каких разрядных единиц показывает цифра 2 в записи первого числа?… в записях второго и третьего числа?
  3. Назовите разрядную единицу для восьмой позиции от конца в записи трех чисел.

География (длина)

  1. Экваториальный радиус Земли: 6378245 м
  2. Длина окружности экватора: 40075696 м
  3. Наибольшая глубина мирового океана (Марианская впадина в Тихом океане) 11500 м

Вопросы и задания

  1. Переведите все три величины в сантиметры и прочитайте полученные числа.
  2. Для первого числа (в см) запишите цифры, стоящие разделах:

сотни тысяч _______

десятки миллионов _______

тысячи _______

миллиарды _______

сотни миллионов _______

  1. Для второго числа ( в см) запишите разрядные единицы, соответствующие цифрам 4, 7, 5, 9 в записи числа

  1. Переведите третью величину в миллиметры, прочитайте полученное число.
  2. Для всех позиций в записи третьего числа (в мм) укажите в таблице разряды и разрядные единицы:

География (площадь)

  1. Площадь всей поверхности Земли составляет 510083 тысяч квадратных километров.
  2. Площадь поверхности сумм на Земле составляет 148628 тысяч квадратных километров.
  3. Площадь водной поверхности Земли составляет 361455 тысяч квадратных километров.

Вопросы и задания

  1. Переведите все три величины в квадратные метры и прочитайте полученные числа.
  2. Назовите классы и разряды, соответствующие отличным от нуля цифрам в записи этих чисел (в кв. м).
  3. В записи третьего числа (в кв. м) назовите разрядные единицы, соответствующие цифрам 1, 3, 4, 6.
  4. В двух записях второй величины (в кв. км. и кв. м) укажите, к каким разрядам относится цифра 2.
  5. Запишите разрядные единицы для цифры 2 в записях второй величины.

Блок 1.3. Диалог с компьютером.

Известно, что большие числа часто используются в астрономии. Приведем примеры. Среднее расстояние Луны от Земли равно 384 тыс. км. Расстояние Земли от Солнца (среднее) составляет 149504 тыс. км, Земли от Марса 55 млн. км. На компьютере с помощью текстового редактора Word создайте таблицы так, чтобы каждая цифра в записи указанных чисел была в отдельной клеточке (ячейке). Для этого выполните команды на панели инструментов: таблица → добавить таблицу → число строк (с помощью курсора ставим «1») → число столбцов (посчитайте сами). Создайте таблицы и для других чисел (блока «Самоподготовка»).

Блок 1.4. Эстафета больших чисел

В первой строке таблицы записано большое число. Прочитайте его. Затем выполните задания: передвигая цифры в записи числа вправо или влево, получайте следующие числа и читайте их. (Нули в конце числа не передвигайте!). В классе эстафету можно проводить, передавая её друг другу.

Строка 2. Все цифры числа в первой строке переместите влево через две клетки. Цифры 5 замените следующей за ней цифрой. Пустые клетки заполните нулями. Прочитайте число.

Строка 3. Все цифры числа во второй строке переместите вправо через три клетки. Цифры 3 и 4 в записи числа замените следующими цифрами. Пустые клетки заполните нулями. Прочитайте число.

Строка 4. Все цифры числа в строке 3 переместите на одну клетку влево. Цифру 6 в классе триллионов замените на предыдущую, а в классе миллиардов на последующую цифру. Пустые клетки заполните нулями. Прочитайте полученное число.

Строка 5. Все цифры числа в строке 4 переместите через одну клетку вправо. Цифру 7 в разряде «десятки тысяч» замените на предыдущую, а в разряде «десятки миллионов» на последующую. Прочитайте полученное число.

Строка 6. Все цифры числа в строке 5 переместите влево через 3 клетки. Цифру 8 в разряде сотен миллиардов замените на предыдущую, а цифру 6 в разряде сотен миллионов на последующую цифру. Пустые клетки заполните нулями. Просчитайте полученное число.

Строка 7. Все цифры числа в строке 6 переместите вправо на одну клетку. Поменяйте местами цифры в разрядах десятков квадриллионов и десятков миллиардов. Прочитайте полученное число.

Строка 8. Все цифры числа в строке 7 переместите влево через одну клетку. Поменяйте местами цифры в разрядах квинтиллионов и квадриллионов. Пустые клетки заполните нулями. Прочитайте полученное число.

Строка 9. Все цифры числа в строке 8 переместите вправо через три клетки. Поменяйте местами две стоящие рядом в числовом ряду цифры из классов миллионов и триллионов. Прочитайте полученное число.

Строка 10. Все цифры числа в строке 9 переместите на одну клетку вправо. Прочитайте полученное число. Выделите цифры, обозначающие год Московской олимпиады.

Блок 1.5. Давайте поиграем

Зажги огонек

Игровое поле — это рисунок новогодней ёлки. На ней 24 лампочки. Но подключены к электросети только 12 из них. Чтобы выбрать подключённые лампы, надо верно ответить на вопросы словами «Да» или «Нет». Эту же игру можно выполнить на компьютере верный ответ «зажигает» лампочку.

  1. Верно ли, что цифры – это специальные знаки для записи натуральных чисел? (1 – да, 2 – нет)
  2. Верно ли, что число 0 –это наименьшее натуральное число? (3 – да, 4 – нет)
  3. Верно ли, что в позиционной системе счисления одна и та же цифра может обозначать различные числа? (5 – да, 6 – нет)
  4. Верно ли, что определенное место в десятичной записи чисел называется разрядом? (7 – да, 8 – нет)
  5. Дано число 543 384. Верно ли, что в нем число самых старших разрядных единиц равно 543, а самых младших 384? (9 – да, 10 – нет)
  6. Верно ли, что в классе миллиардов самая старшая из разрядных единиц – это сто миллиардов, а самая младшая – один миллиард? (11 – да, 12 – нет)
  7. Дано число 458 121. Верно ли, что сумма числа самых старших разрядных единиц и числа самых младших равна 5? (13 – да, 14 – нет)
  8. Верно ли, что самая старшая из разрядных единиц класса триллионов в миллион раз больше самой старшей из разрядных единиц класса миллионов? (15 – да, 16 – нет)
  9. Даны два числа 637 508 и 831. Верно ли, что самая старшая разрядная единица первого числа в 1000 раз больше самой старшей разрядной единицы второго числа? (17 – да, 18 – нет)
  10. Дано число 432. Верно ли, что самая старшая разрядная единица этого числа в 2 раза больше самой младшей? (19 – да, 20 – нет)
  11. Дано число 100 000 000. Верно ли, что в нем число разрядных единиц, составляющих 10 000, равно 1000? (21 – да, 22 – нет)
  12. Верно ли, что перед классом триллионов находится класс квадриллионов, а перед этим классом – класс квинтиллионов? (23 – да, 24 – нет)

1.6. Из истории чисел

С древних времен человек сталкивался с необходимостью подсчитывать количество вещей, сравнивать количества объектов (например, пять яблок, семь стрел…; в племени 20 мужчин и тридцать женщин, …). Была также необходимость устанавливать порядок внутри некоторого количества объектов. Например, на охоте первым идет вождь племени, вторым самый сильный воин племени и т.д. Для этих целей использовались числа. Для них были придуманы специальные названия. В речи они называются числительными: один, два, три и т. д. – это количественные числительные, а первый, второй, третий — порядковые числительные. Записывались числа при помощи специальных знаков — цифр.

Со временем появились системы счисления. Это системы, включающие способы записи чисел и различных действий над ними. Самые древние из известных систем счисления – это египетская, вавилонская, римская системы счисления. На Руси в старину для написания цифр использовались буквы алфавита со специальным знаком ~ (титло). В настоящее время наибольшее распространение получила десятичная система счисления. Широко используются, особенно в компьютерном мире, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Итак, для записи одного и того же числа можно использовать различные знаки – цифры. Так, число четыреста двадцать пять можно записать египетскими цифрами – иероглифами:

Это египетский способ записи чисел. Это же число римскими цифрами: CDXXV (римский способ записи чисел) или десятичными цифрами 425 (десятичная система записи чисел). В двоичной системе записи оно выглядит так: 110101001 (двоичная или бинарная система записи чисел), а в восьмеричной — 651 (восьмеричная система записи чисел). В шестнадцатеричной системе счисления оно запишется: 1А9 (шестнадцатеричная система записи чисел). Можно поступить совсем просто: сделать, подобно Робинзону Крузо, четыреста двадцать пять зарубок (или штрихов) на деревянном столбе — IIIIIIIII……IIII. Это самые первые изображения натуральных чисел.

Десятичные цифры пришли в страны Европы из стран Ближнего Востока, Арабских стран. Отсюда название — арабские цифры. Но к арабам они попали из Индии, где были изобретены примерно в середине первого тысячелетия.

1.7. Римская система счисления

Одна из древних систем счисления, которая используется в наши дни, — это римская система. Приведем в таблице основные цифры римской системы счисления и соответствующие числа десятичной системы.

Римская цифра

C

Число

1 один

5 пять

десять

50 пятьдесят

100 сто

500 пятьсот

1000 тысяча

Римская система счисления является системой сложения. В ней в отличие от позиционных систем (например, десятичной) каждая цифра обозначает одно и то же число. Так, запись II – обозначает число два (1 + 1 = 2), запись III – число три (1 + 1 + 1 = 3), запись XXX – число тридцать (10 + 10 + 10 = 30) и т.д. Для записи чисел применяются следующие правила.

Для записи больших чисел приходится использовать (придумывать) новые символы – цифры. При этом записи чисел получаются громоздкими, производить вычисления с римскими цифрами очень сложно. Так год запуска первого искусственного спутника Земли (1957 г.) в римской записи имеет вид MCMLVII .

Блок 1. 8. Перфокарта

Чтение натуральных чисел

Эти задания проверяются при помощи карты с окружностями. Поясним ее применение. Выполнив все задания и найдя верные ответы (они обозначены буквами А, Б, В, и т.д.), наложите на карту лист прозрачной бумаги. Знаками «X» отметьте на нем правильные ответы, а также метку совмещения » + «. Затем наложите прозрачный лист на страницу так, чтобы совпали метки совмещения. Если все знаки «X» попали в серые кружочки на этой странице, значит, задания выполнены верно.

1.9. Порядок чтения натуральных чисел

При чтении натурального числа поступают следующим образом.

  1. Мысленно разбивают число на тройки (классы) справа – налево, с конца записи числа.
  1. Начиная с младшего класса, справа – налево (с конца записи числа) записывают названия классов: единицы, тысячи, миллионы, миллиарды, триллионы, квадриллионы, квинтиллионы.
  2. Читают число, начиная со старших классов. При этом называют число разрядных единиц и название класса.
  3. Если в разряде стоит ноль (разряд пуст), то его не называют. Если же все три разряда называемого класса — нули (разряды пусты), то данный класс не называется.

Прочтем (назовем) число, записанное в таблице (см.§1), согласно шагам 1 — 4. Мысленно разбиваем число 38001102987000128425 на классы справа — налево: 038 001 102 987 000 128 425. Укажем названия классов в этом числе, начиная с конца его записи: единицы, тысячи, миллионы, миллиарды, триллионы, квадриллионы, квинтиллионы. Теперь можно прочитать число, начиная со старшего класса. Называем трехзначные, двузначные и однозначные числа, добавляя название соответствующего класса. Пустые классы не называем. Получаем следующее число:

  • 038 — тридцать восемь квинтиллионов
  • 001 — один квадриллион
  • 102 — сто два триллиона
  • 987 — девятьсот восемьдесят семь миллиардов
  • 000 — не называем (не читаем)
  • 128 — сто двадцать восемь тысяч
  • 425 — четыреста двадцать пять

В результате натуральное число 38 001 102 987 000 128 425 прочтем так: «тридцать восемь квинтиллионов один квадриллион сто два триллиона девятьсот восемьдесят семь миллиардов сто двадцать восемь тысяч четыреста двадцать пять».

1.9. Порядок записи натуральных чисел

Запись натуральных чисел выполняют в следующем порядке.

  1. Записывают по три цифры каждого класса, начиная со старшего класса до разряда единиц. При этом для старшего класса цифр может быть две или одна.
  2. Если класс или разряд не назван, то в соответствующих разрядах записывают нули.

Например, число двадцать пять миллионов триста два записано в виде: 25 000 302 (класс тысяч не назван, поэтому во всех разрядах класса тысяч записаны нули).

1.10. Представление натуральных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Приведём пример: 7 563 429 — это десятичная запись числа семь миллионов пятьсот шестьдесят три тысячи четыреста двадцать девять. Данное число содержит семь миллионов, пять сотен тысяч, шесть десятков тысяч, три тысячи, четыре сотни, два десятка и девять единиц. Его можно представить как сумму: 7 563 429 = 7 000 000 + 500 000 + 60 000 + + 3 000 + 400 + 20 + 9. Такая запись называется представлением натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Блок 1.11. Давайте поиграем

Сокровища подземелья

На игровом поле рисунок к сказке Киплинга «Маугли». На пяти сундуках навесные замки. Чтобы открыть их, надо решить задачи. При этом, открыв деревянный сундук, вы получаете одно очко. Открыв оловянный сундук, получаете два очка, медный – три очка, серебряный – четыре, золотой – пять. Выигрывает тот, кто быстрее откроет все сундуки. Эту же игру можно выполнить на компьютере.

  1. Деревянный сундук

Найдите, сколько денег (в тыс. рублей) находится в этом сундуке. Для этого надо найти общее число самых младших разрядных единиц класса миллионов для числа: 125308453231.

  1. Оловянный сундук

Найдите, сколько денег (в тыс. рублей) в этом сундуке. Для этого в числе 12530845323 найдите число самых младших разрядных единиц класса единиц и число самых младших разрядных единиц класса миллионов. Затем найдите сумму этих чисел и справа припишите число, стоящее в разряде десятков миллионов.

  1. Медный сундук

Чтобы найти деньги этого сундука (в тыс. рублей), надо в числе 751305432198203 найдите число самых младших разрядных единиц в классе триллионов и число самых младших единиц в классе миллиардов. Затем найдите сумму этих чисел и справа припишите натуральные числа класса единиц этого числа в порядке их расположения.

  1. Серебряный сундук

Деньги этого сундука (в млн. рублей) покажет сумма двух чисел: числа самых младших разрядных единиц класса тысяч и средних разрядных единиц класса миллиардов для числа 481534185491502.

  1. Золотой сундук

Дано число 800123456789123456789. Если перемножить числа в самых старших разрядах всех классов этого числа, то получим деньги этого сундука в млн. рублей.

Блок 1.12. Установите соответствие

Запись натуральных чисел. Представление натуральных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Каждому заданию в левой колонке подберите решение из правой колонки. Ответ запишите в виде: 1а; 2г; 3б…

Вариант1

Задание

Решение

Запишите цифрами число: пять миллионов двадцать пять тысяч

а

Запишите цифрами число: пять миллиардов двадцать пять миллионов

б

Запишите цифрами число: пять триллионов двадцать пять

в

Запишите цифрами число: семьдесят семь миллионов семьдесят семь тысяч семьсот семьдесят семь

г

Запишите цифрами число: семьдесят семь триллионов семьсот семьдесят семь тысяч семь

д

Запишите цифрами число: семьдесят семь миллионов семьсот семьдесят семь тысяч семь

е

Запишите цифрами число: сто двадцать три миллиарда четыреста пятьдесят шесть миллионов семьсот восемьдесят девять тысяч

ж

Запишите цифрами число: сто двадцать три миллиона четыреста пятьдесят шесть тысяч семьсот восемьдесят девять

з

Запишите цифрами число: три миллиарда одиннадцать

и

Запишите цифрами число: три миллиарда одиннадцать миллионов

к

Вариант 2

Задание

решение

Представьте в виде суммы разрядных слагаемых число: тридцать два миллиарда сто семьдесят пять миллионов двести девяносто восемь тысяч триста сорок один

а

100000000 + 1000000 + 10000 + 100 + 1

Представьте в виде суммы разрядных слагаемых число: триста двадцать один миллион сорок один

б

30000000000 + 2000000000 +

+ 100000000 + 70000000 + 5000000 +

+ 200000 + 90000 + 8000 + 300 + 40 + 1

Представьте в виде суммы разрядных слагаемых число: 321000175298341

в

Представьте в виде суммы разрядных слагаемых число: 101010101

г

Представьте в виде суммы разрядных слагаемых число: 11111

д

300000000 + 20000000 + 1000000 +

+ 40 + 1

Запишите десятичной записью число, представленное в виде суммы разрядных слагаемых:

5000000 + 300000 + 20000 + 1000

е

Запишите десятичной записью число, представленное в виде суммы разрядных слагаемых:5000000 + 300 + 20 + 1

ж

30000000000000 + 2000000000000 + 1000000000000 + 100000000 + 70000000 + 5000000 + 200000 + 90000 + 8000 + 300 + 40 + 1

Запишите десятичной записью число, представленное в виде суммы разрядных слагаемых:

10000000000 + 2000000000 + 100000 + 10 + 9

з

Запишите десятичной записью число, представленное в виде суммы разрядных слагаемых:

10000000000 + 2000000000 + 100000000 +

+ 10000000 + 9000000

и

Запишите десятичной записью число, представленное в виде суммы разрядных слагаемых: 9000000000000 + 9000000000 + 9000000 + 9000 + 9

к

10000 + 1000 + 100 + 10 + 1

Блок 1.13. Фасетный тест

Название теста происходит от слова «фасеточный глаз насекомых». Это сложный глаз, состоящий из отдельных «глазков». Задания фасетного теста образуются из отдельных элементов, обозначенных цифрами. Обычно фасетные тесты содержат большое число заданий. Но в этом тесте задач всего четыре, но они составляются из большого числа элементов. Это сделано для того, чтобы научить вас «собирать» задачи теста. Если вы сможете их составить, то легко справитесь с другими фасетными тестами.

«Если» 1) из таблицы взять цифры (цифру); 4) 7; 7) поместить её в разряд; 11) миллиардов; 1) из таблицы взять цифру; 5) 8; 7) поместить её в разряды; 9) десятки миллионов; 10) сотни миллионов; 16) сотни тысяч; 17) десятки тысяч; 22) в разряды тысяч и сотен поместить цифры 9 и 6. 21) остальные разряды заполнить нулями; «ТО» 26) получим число, равное времени (периоду) обращения планеты Плутон вокруг Солнца в секундах (с); «Это число равно»: 7880889600 с. В ответах оно обозначено буквой «в».

Решая задачи, карандашом записывайте цифры в ячейки таблицы.

Фасетный тест. Составьте число

В таблице записаны цифры:

Если

1) из таблицы взять цифру (цифры):

2) 4; 3) 5; 4) 7; 5) 8; 6) 9;

7) поместить эту цифру (цифры) в разряд (разряды);

8) сотни квадриллионов и десятки квадриллионов;

9) десятки миллионов;

10) сотни миллионов;

11) миллиардов;

12) квинтиллионов;

13) десятки квинтиллионов;

14) сотни квинтиллионов;

15) триллионов;

16) сотен тысяч;

17) десятки тысяч;

18) заполнить ею (ими) класс (классы);

19) квинтиллионов;

20) миллиардов;

21) остальные разряды заполнить нулями;

22) в разряды тысяч и сотен поместить цифры 9 и 6;

ТО

23) получим число, равное массе Земли в десятках тонн;

24) получим число, примерно равное объему Земли в куб.м;

25) получим число, равное расстоянию (в метрах) от Солнца до самой дальней планеты солнечной системы Плутона;

26) получим число, равное времени (периоду) обращения планеты Плутон вокруг Солнца в секундах (с);

Это число равно:

6.1. Количественные числительные

6.1.1. Факторы выбора словесной или цифровой формы числительных

При выборе учитывают:

1. В цифровой форме число заметнее. По наблюдениям психологов, «первоклассники не замечают в условии задачи арифметическое данное, если оно обозначено словесно, а не в виде цифры, к чему они привыкли» (Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М., 1959. С. 169).

2. В цифровой форме дву- и многозначные числа схватываются читателем намного быстрее. Они, по-видимому, не прочитываются, не переводятся мысленно в словесную форму, а именно схватываются взглядом, что упрощает и ускоряет восприятие текста.

3. Однозначные числа в косвенных падежах в цифровой форме несколько усложняют чтение. Скорее всего, потому, что все же прочитываются в именительном падеже (после 4 заседаний — «после четыре заседаний»). Но потребность согласовать с падежом существительного вынуждает вернуться к числительному и прочитать его правильно: четырех заседаний. На это уходит время, а при словесной форме числительное сразу читается правильно.

Издания деловой и научной литератур

6.1.2. Однозначные числа

Могут быть написаны прописью или в цифровой форме.

Словесная форма чисел (прописью). Рекомендуется в следующих случаях:

1. Когда однозначные числа стоят в косвенных падежах не при единицах величин, денежных единицах, поскольку в подобных случаях цифровая форма усложнила бы чтение (поначалу читатель мысленно произносит цифру в им. падеже и лишь при дальнейшем чтении понимает, что падеж должен быть иным, а это ведет к ненужной остановке, замедляет чтение). Напр.:

Рекомендуется:

Не рекомендуется:

Лабораторию следует оборудовать четырьмя мойками.

Лабораторию следует оборудовать 4 мойками.

2. Когда стечение нескольких чисел в цифровой форме может затруднить чтение, а вставить между этими числами слово или изменить порядок слов, чтобы развести числа, сложно или нежелательно. Напр.:

Рекомендуется:

Не рекомендуется:

…пять 30-местных автобусов…

…5 30-местных автобусов…

Если вставить слово или изменить порядок слов несложно, то предпочтительнее сделать это, чем менять цифровую форму числа на словесную. Напр.: …25 новых 30-местных автобусов…

3. Когда количественное числительное начинает собой предложение, поскольку при цифровой форме исчезает, как правило, прописная буква в первом слове предложения, служащая для читателя сигналом о его начале (одна предшествующая точка — слабый сигнал для этого). Напр.:

Во избежание разнобоя в написании количественных числительных, стоящих в начале и середине предложения, желательно по возможности перестроить предложение, начинающееся числом, так, чтобы последнее перешло в середину. Напр.: …при такой планировке. Размещают 5 станков…

Цифровая форма. Рекомендуется в следующих случаях:

1. Когда однозначные целые числа, даже в косвенных падежах, стоят в ряду с дву- и многозначными, поскольку при восприятии ряда чисел читателю, как правило, не требуется мысленно переводить их в словесную форму.

2. Когда однозначные целые числа образуют сочетание с единицами физ. величин, денежными единицами и т. п. Напр.:

6.1.3. Многозначные целые числа

Словесная форма чисел. Эта форма рекомендуется при стечении двух чисел в цифровой форме и в случаях, когда предложение начинается числом. Если словесная форма чисел нежелательна, необходимо перестроить фразу, чтобы развести два числа или чтобы не начинать фразу числом, либо заменить точку точкой с запятой. Напр.:

Цифровая форма чисел. Является для многозначных чисел предпочтительной в подавляющем большинстве случаев, поскольку она лучше, чем словесная форма, воспринимается читателями, более заметна, лучше запоминается.

Разбивка чисел в цифровой форме на группы. Такие числа делят пробелами на группы (по три цифры справа налево). Техн. правила набора дают указание разбивать на группы числа только начиная с 5-значных (см.: Наборные и фотонаборные процессы. М., 1983. П. 2.3.9), а «Основные математические обозначения (СЭВ PC 2625—70)» не делают исключения и для 4-значных чисел. Напр.:

Рекомендуется:

Не рекомендуется:

35 784

5 825

8 201 794

Не разбиваются на группы цифры в числах, обозначающих год, номер (после знака номера), в числах обозначений марок машин и механизмов, нормативных документов (стандарты, техн. условия и т. п.), если в документах, устанавливающих эти обозначения, не предусмотрена иная форма написания. Напр.: В 1999 году; № 89954; ГОСТ 20283. По-иному разбиваются номера телефонов (см. 6.1.6).

Точку в пробелах между цифровыми группами ставить запрещается.

Размер отбивки между цифровыми группами 2 п.

Словесно-цифровая форма чисел. Рекомендуется в следующих случаях:

1. Для обозначения крупных круглых чисел (тысяч, миллионов, миллиардов) в виде сочетания цифр с сокращением тыс., млн, млрд, поскольку читатель быстрее, легче воспримет 20 млрд, 12 млн, чем 20 000 000 000, 12 000 000.

Это правило в изданиях для специалистов распространяется и на сочетания крупных круглых чисел с обозначениями единиц физ. величин, денежных единиц и т. п. Напр.:

Лучше:

Допустимо:

200 ГВт∙ч

200 млрд кВт∙ч

20 млн км

В изданиях для массового читателя рекомендуется в подобных случаях отказываться не от словесно-цифровой формы чисел, а от сокращенных обозначений единиц величин — заменять их полными наименованиями. Напр.: 20 млн километров, 500 тыс. вольт.

2. В устоявшихся названиях широко известных судебных процессов, чтобы не нарушать традиционное, привычное написание. Напр.: Процесс 193-х; Процесс 50-ти.

6.1.4. Дробные числа

Форма набора простых дробей. Простые дроби принято набирать цифрами на верхнюю и нижнюю линии шрифта: 3/4. Но для набора именно таким образом наборщик должен получить письменное указание. Поэтому в оригинале простые дроби, написанные в одну линию через косую черту, следует пометить верхней или нижней дугой, повторить ее на боковом поле и рядом написать в кружке: дробь. Напр.:

В выборах приняла участие всего

всех избирателей.

Простую дробь набирают без отбивки от целого числа. Напр.: 51/2.

Форма набора десятичных дробей. Дробная часть десятичных дробей, как и целые числа, делится пробелами на группы по 3 знака в каждой, но в обратном направлении по сравнению с целыми числами, т. е. слева направо. Напр.:

Рекомендуется:

Не рекомендуется:

25,128 137; 20 158,675 8

25,128137; 20158,6758

Падеж существительных при дробных числах. Дробное число управляет существительным при нем, и поэтому последнее ставят в род. падеже ед. ч. Напр.: 1/3 метра; 0,75 литра; 0,5 тысячи; 105/6 миллиона.

Употребление слов часть, доля при дробных числах. Как правило, следует считать словесным излишеством употребление слов часть, доля после простых дробных чисел. Напр.:

Рекомендуется:

Не рекомендуется:

1/2 квадрата; 1/5 площади

1/2 часть квадрата; 1/5 доля площади

6.1.5. Интервал значений

Обозначение интервала значений. Для обозначения интервала значений ставят: а) многоточие; б) тире; в) знак ÷; г) предлог от перед первым числом и до — перед вторым. Напр.: Длиной 5… 10 метров; Длиной 5—10 метров; Длиной 5÷10 метров; Длиной от 5 до 10 метров.

Предпочтительным для изданий техн. и науч. (в области точных и естественных наук) лит. является стандартный знак многоточие (…) между числами в цифровой форме.

В техн. лит. по традиции допустимо применять знак ÷ между числами в цифровой форме.

Тире и предлоги употребляются в изданиях гуманитарной и публицистической лит.

Употребление тире. Тире в качестве знака интервала значений рекомендуется ставить:

2. В тексте изданий общественно-полит., гуманитарной и подобной лит. Напр.: План выполнялся на 110—115 процентов; 30—35 тыс. юношей и девушек. При этом, как и обычно, между числами в цифровой форме, тире, по техн. правилам набора, не должно отбиваться от цифр.

Не рекомендуется применять тире в качестве знака интервала значений, когда одно из значений величины положительное, а другое — отрицательное или когда оба значения отрицательные. Напр.:

Употребление дефиса. Когда два числа в словесной форме (прописью) означают не «от такого-то до такого-то числа», а «то ли то, то ли другое число», то между числительными ставят дефис. Напр.: У дома стояло машин пять-шестъ. В цифровой форме сохраняется тире: машин 5—6.

Крупные числа в интервале значений. При цифровой форме чисел необходимо сохранять нули в числе нижнего предела, чтобы читатель не мог принять его за меньшее значение. Напр.:

Рекомендуется:

Недопустимо:

Высота 15 000—20 000 м

Высота 15—20 000 м

(если 1-е число 15 000)

При словесно-цифровой форме чисел допустимо опускать в числе нижнего предела обозначение тыс., млн., млрд., поскольку читатель воспринимает такие обозначения как составную часть единицы величины. Напр.:

Допустимо:

Не обязательно:

Высота 20—30 тыс. метров.

Высота 20 тыс. — 30 тыс. метров.

Расположение чисел в интервале значений. Как правило, от меньшего к большему, от нижнего предела к верхнему. Исключение составляют взаимосвязанные относительные числа (во второй паре большее число может идти первым). Напр.: Это составляет 60—80 % всей массы груза. Остальные 40—20 %…

6.1.6. Номера телефонов

Их принято писать без знака номера, отделяя дефисом или пробелом по две цифры справа налево, напр.: 2-99-85-90; 2-95; 2 99 85 90.

Если в первой группе цифр телефонного номера одна цифра, ее допустимо объединять в одну группу со следующими двумя цифрами. Напр.: 299-85-90, 299 85 90, 295.

6.1.7. Номера домов

Их принято писать без знака номера. Напр.: Тверская, 13. Особенностью отличается написание двойных и литерных номеров.

Двойные номера. Их принято писать через косую черту: ул. Пушкина, 15/18.

Литерные номера. Литеру принято писать слитно с последней цифрой номера: Пушкинский пер., д. 7а.

6.1.8. Сочетания чисел с обозначениями единиц физических величин

Правильно:

Неправильно:

500 т; 485 °С; 20 %; 15°; 45′; 15″

500т; 485°С; 20%; 15 °; 45 ‘; 15 «

В сочетании десятичных дробей с обозначениями единиц физ. величин эти обозначения следует помещать после всех цифр. Напр.:

Правильно:

Неправильно:

586,5 кг; 30,2°; 36,6 °С; 10°20,5′

586 кг,5; 30°,2; 36°,6; 10°20′,5

Числовое значение с допуском или с предельными отклонениями при сочетании с обозначением единицы физ. величины требуется заключить в скобки либо обозначение единицы поставить и после числового значения, и после допуска или предельного отклонения. Напр.:

Правильно:

Неправильно:

(10 ± 0,1) мм; 10 мм ± 0,1 мм

10 ± 0,1 мм

При интервале и перечне числовых значений одной физ. величины обозначение единицы физ. величины ставят только после завершающей цифры. Напр.:

Правильно:

Неправильно:

От 50 до 100 м; 50-100 м;

Доски длиной 5, 10, 15 м

От 50 м до 100 м; 50 м — 100 м;

Доски длиной 5 м, 10 м, 15 м

6.1.9. Предельные отклонения линейных размеров

Указываются в такой форме:

-0,02

-0,07

+0,04

-0,12

+0,2

-0,3

60 ± 0,2

6.1.10. Правила записи чисел в десятичной системе счисления

СТ СЭВ 543—77, который их установил, распространяет их только на нормативно-техн., конструкторскую и технологическую документацию. Но они вполне применимы и для многих изданий литературы по точным, естественным наукам и технике.

Обозначение точности числа. Для такого обозначения либо после числа ставят слово точно в круглых скобках; напр.: 3 600 000 Дж (точно), либо последнюю значащую цифру выделяют шрифтом полужирного начертания; напр.: 3,6 МДж.

Запись приближенных чисел. Если в трехзначном числе (напр., в числе 382) две первые цифры верны, а за точность последней цифры ручаться нельзя, то это число следует записать в форме 3,8·102.

Если в четырехзначном числе (напр., в числе 4 720) две первые цифры верны, а за точность двух последних ручаться нельзя, то число следует записать в форме 47·102 или 4,7·103.

Запись допускаемых отклонений. У последней значащей цифры и числа, и отклонения должен быть одинаковый разряд. Напр.:

Правильно:

Неправильно:

17,0 ± 0,2; 12,13 ± 0,17

46,405 ± 0,150

17 ± 0,2; 17,00 ± 0,2; 12,13 ± 0,2;

12,1 ± 0,17; 46,405 ± 0,15;

46,405 ± 0,1

Запись интервалов между числовыми значениями. Форма записи:

От

60 до

Свыше

100 до

Свыше

120 до

6.1.11. Правила округления чисел в десятичной системе счисления

Установлены СТ СЭВ 543—77.

Первая из отбрасываемых цифр (считая слева направо) меньше 5. Последняя сохраняемая цифра не меняется. Напр.:

Первая из отбрасываемых цифр (считая слева направо) равна или больше 5. Последняя сохраняемая цифра увеличивается на единицу. Напр.:

0,145 0,15

0,152 0,2

565,46 6·102 600

0,156 0,16

0,162 0,2

565,46 5,7·102 570

Первая из отбрасываемых цифр (считая слева направо) равна 5, но получена в результате предшествующего округления. В этом случае округление зависит от способа округления первой из отбрасываемых цифр:

б) при ее округлении в меньшую сторону (напр., 0,25 получено при округлении 0,252) последняя сохраняемая цифра увеличивается на единицу: 0,25 0,3.

Издания художественной и близких ей литератур

6.1.12. Словесная форма (прописью)

Эта форма, как правило, является рекомендуемой, поскольку цифры придают тексту деловой вид. Напр.: …Мне известен человек, который при росте примерно сто шестьдесят пять сантиметров носит обувь сорок пятого размера (В. Липатов).

6.1.13. Цифровая форма

Как исключение цифровая форма предпочтительна в следующих случаях:

1. Когда требуется имитировать документы, письма, вывески, поскольку пропись в них маловероятна и будет нарушать их «подлинность». Напр.: Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья (записка Дубровского).

3. Когда в прямой речи встречается сложный номер и стремятся упростить его чтение. Напр.: «ЛД 46-71», — прочитал Иван номер (Р. Погодин).

4. Когда стремятся подчеркнуть (иногда иронически) особую точность чисел. Напр.: Солнце встало над холмистой пустыней в 5 часов 02 минуты 46 секунд (Ильф И., Петров Е. Золотой теленок).

6.2. Порядковые числительные

Издания деловой и научной литератур

6.2.1. Порядковые числительные в виде арабских цифр с наращением падежного окончания

Это преимущественная форма порядковых числительных в изданиях деловой и науч. лит. Исключение составляют только те объекты, которые принято обозначать римскими цифрами (см. 6.2.5), простые числительные типа первый раз, второй раз, а также те, что обозначают номера элементов издания и следуют за названием этих элементов, и даты (см.6.2.4).

6.2.2. Правила наращения падежного окончания

Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, по закрепившейся традиции должно быть:

1. Однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук. Напр.:

Правильно:

Неправильно:

5-й (пятый, пятой), 5-я (пятая)

5-е (пятое, пятые), 5-м (пятым, пятом)

5-х (пятых)

5-ый, 5-ой, 5-ая, 5-ое, 5-ые, 5-ым, 5-ом, 5-ых

2. Двухбуквенным, если последней букве числительного предшествует согласный. Напр.:

Правильно:

Неправильно:

5-го, 5-му, 30-ми

5-ого, 5-ому, 30-ыми

6.2.3. Наращения падежного окончания при нескольких порядковых числительных подряд

Написание порядковых числительных с наращением падежного окончания различается в этом случае в зависимости от их числа и формы разделения (соединения):

3. Если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание наращивают:

а) только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных, напр.: 50—60-е годы; в 20—30-х гг.;

б) у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные или когда предшествующие первому числительному слова управляют только им и не связаны со вторым, напр.: в 20-м—30-х секторах; в начале 70-х-80-е годы.

6.2.4. Порядковые числительные в виде арабских цифр без наращения падежного окончания

К таким числительным относятся:

Однако если родовое название элемента стоит после числительного, последнее следует писать с наращением падежного окончания. Напр.: в 6-м томе; в 5-й главе; на 83-й странице.

Однако если слово год или название месяца опущено или поставлено перед числом, падежное окончание рекомендуется наращивать. Напр.: в мае, числа 20-го; год 1920-й; Грянул 1917-й; Концерт перенесли с 15 мая на 22-е; 20-го же апреля…

6.2.5. Порядковые числительные в виде римских цифр

Издания художественной и близких ей литератур

6.2.6. Преимущественная форма

Как правило, это словесная форма (пропись). Напр.: В двадцатом веке; в сорок пятом году… В репликах действующих лиц драматического произведения словесная форма порядковых числительных является единственной.

6.2.7. Цифровая или словесно-цифровая форма

Допускается в следующих случаях:

2. Когда требуется назвать номер газеты, журнала, воинской части, а непрямая речь, в которую он включен, содержит элементы делового характера или когда сам номер сложен для воспроизведения прописью. Напр.: …билет 2-го займа с подмоченным углом (А. П. Чехов); Дивизия в составе 9-го мотополка «Вестланд», 10-го мотополка «Германия»…(Эм. Казакевич).

Однако цифровая форма в подобных случаях не подходит, если точность датировки не имеет существенного значения, а окружающий текст не носит описательного характера или если год обозначается сокращенно. Напр.: Прошлого года двадцать второго марта вечером со мной случилось… (Ф. М. Достоевский); Революция семнадцатого года… (Ильф И., Петров Е.).

6.3. Числительные в составе сложных существительных и прилагательных

6.3.1. Издания художественной и близких ей литератур

Применяется, как правило, словесная форма (пропись). Напр.: пятидесятилетие; двадцатикилометровый переход.

6.3.2. Издания массовой не художественной литературы

Рекомендуется словесно-цифровая форма (число в цифровой форме и присоединяемое дефисом существительное или прилагательное). Напр.: 150-летие, 20-километровый переход, 25-процентный раствор.

Неверно: 150-тилетие, 20-тикилометровый переход и т. п., т. е. с присоединением ко второй части слова окончания числительного.

6.3.3. Издания деловой и научной литератур

Рекомендуется словесно-цифровая форма, даже когда числа малы. Напр.: 1-, 2- и 3-секционные шкафы; 3- и 4-красочные машины.

В узкоспец. изданиях для высокоподготовленного читателя допустимо прилагательное, присоединяемое к числу, если оно образовано от названия единицы физ. величины, заменять обозначением этой единицы. Напр.: 5-км расстояние; 12-т нагрузка.

6.3.4. Сложные слова из числительного и прилагательного процентный

Предпочтительной в таких изданиях следует считать форму с наращением одно- или двухбуквенного окончания по правилам наращения падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами (см. 6.2.2). Напр.: 15%-й раствор, 20%-го раствора, 25%-му раствору и т. д. Такая форма экономнее предыдущей и позволяет соблюсти единообразие в наращении падежных окончаний.

В узкоспец. изданиях для высокоподготовленного читателя допустима форма без наращения падежного окончания, если контекст не может вызвать двояких толкований. Напр.:В 5% растворе.

6.4. Знаки в тексте

6.4.1. Замена слов в тексте знаками

Как и сокращения, знаки, которые во многих случаях могут заменить слова, экономят место в издании и время читателя. Наиболее употребительны в тексте знаки номера (№), параграфа (§), процентов (%), градуса (°), минуты (‘), секунды («). Читатель без расшифровки знака, без мысленного перевода его в словесную форму, по одному только графическому образу знака может мгновенно сориентироваться в значении числа. Знаки и пришли на смену словам, когда понадобилось самым быстрым и экономным способом указать читателю, каков характер чисел в цифровой форме: обозначают ли они порядковые номера или род заголовка либо числовое значение определенной величины.

6.4.2. Знаки №, %, §, ° в тексте

Эти знаки в тексте ставят только при числах в цифровой форме: № 5, § 11, 45 %, 30°. При числах прописью их принято заменять словами: номер пять, в параграфе втором, сорок пять процентов, пять градусов.

Знак % заменяют словом и при числе в цифровой форме, если текст публицистический или популярный, рассчитанный на массового читателя: 45 процентов.

Знаки №, §, %, ° — при двух и более числах. Исходя из принципа экономии средств эти знаки набирают только перед рядом чисел или после него, без постановки у каждого числа в числовом ряду. Напр.;

Правильно:

Неправильно:

№ 5, 6, 7; 8, 9°; 50, 60 и 70 %;

От 50 до 70 %; § 5 и 6

№ 5, № 6, № 7; 8°, 9°, 60 % и 70 %;

От 50 % до 60 %, § 5 и § 6

Если при этом числа представляют собой десятичные дроби, то их, во избежание неверного или затрудненного прочтения, отделяют друг от друга не запятой, а точкой с запятой. Напр.:

Правильно:

Неправильно:

20,5; 10; 6,7 %

20,5, 10, 6,7 %

Правила набора. Знаки №, % и § отбивают от цифр на полукегельную. Знаки градуса, минуты и секунды от цифр не отбивают. Знак °С отбивают, как и другие обозначения единиц физ. величин, на 2 п.

6.4.3. Знаки более (>), менее (<), не более (≤), не менее (≥)

В тексте изданий науч. и техн. лит. для высокоподготовленного читателя допускается заменять эти термины знаками перед числами в цифровой форме. Особенно целесообразно использовать эти знаки в таблицах ради компактности граф. Набирают эти знаки с отбивкой от цифр на 2 п.

6.4.4. Знаки математических действий и соотношений, положительности и отрицательности значения величин

В тексте изданий науч. и техн. лит. при наборе в строку с текстом простых вычислений и формул принято употреблять знаки мат. действий и соотношений и обозначать знаками ( + или -) положительность или отрицательность значения величины перед числом в цифровой форме.

6.4.5. Знаки ударения и произношения в словах текста

Эти знаки облегчают и упрощают чтение. Так, знак ударения или две точки над буквой е (ё) помогают читателю с первого раза правильно прочесть текст в случаях, когда возможно двойное прочтение. Напр.: по´длиннее и подлинне´е; бо´льшая часть и больша´я часть; Всё деревушки были неказистые и Все деревушки были неказистые; Я видел из окна, что´ происходило на улице и Я видел из окна, что на улице толпились люди (подробнее см. 5.5).

Суть деноминации простыми словами

Деноминация — это уменьшение номинальной стоимости денежных знаков. Простыми словами — это когда с денег убирают лишние нули. Например, 1000 рублей превращается в 1 рубль, а шоколадка в магазине вместо 10 000 начинает стоить 10 рублей.

Суть деноминации 1 к 100 в том, что у денег «отрезают» нули — купюра в 10 000 рублей превращается в сторублевую. Вместе с этим в сто раз снижают цены на товары и услуги в экономике.

В ходе деноминации обычно старые деньги заменяют на новые. При этом иногда сроки обмена очень короткие, так было, например, во время деноминации в СССР. А иногда новые и старые деньги могут параллельно ходить в обороте очень долго. В некоторых случаях обмена денег не происходит: на уже выпущенные купюры ставят штамп с новым номиналом.

Деноминация и девальвация: в чем разница

Деноминацию нельзя путать с девальвацией. Девальвация в экономике — это падение курса национальной валюты по отношению к мировым резервным валютам. Например, девальвация рубля — это падение его курса к доллару и евро.

Если курс национальной валюты является фиксированным, то девальвацию проводит центральный банк страны, объявляя национальную валюту дешевле. Если валюта с плавающим курсом, то ее стоимость постоянно колеблется. Но о девальвации национальной валюты начинают говорить, когда ее курс резко снижается.

1998-й — год деноминации в России

Последняя и пока что единственная в России деноминация рубля состоялась в январе 1998 года. Произошла она за полгода до августовского кризиса. Деноминация была проведена с коэффициентом 1000, то есть один новый рубль заменил тысячу старых. Обмен старых денег продолжался вплоть до 1 января 2003 года.

Фото: Wikimedia

Новые банкноты и монеты начали ходить с 1 января 1998 года. Их внешний вид не менялся — с купюр только убрали три нуля.

Почему пугают деноминацией рубля в России в 2020 году?

Слухи о новой деноминации рубля в России в 2020 активизировались после заявлений некоторых аналитиков, призывавших задуматься об обмене денег. Главным аргументом в пользу деноминации называется резкий рост объема наличности в России.

Объем наличных в обращении в стране, по данным Банка России, достиг к 1 августа нового исторического максимума и составил 12,62 триллиона рублей. Каждый россиянин уже виртуально владеет 86 000 рублей наличных денег.

Коэффициент деноминации мог бы составить, по мнению экспертов, 1 к 100. Тогда в России вновь могли бы появиться копейки: бутылка газировки стоила бы 40-80 копеек, проезд на общественном транспорте — 50 копеек.

Будет ли новая деноминация?

Пока ожидать ее не стоит по ряду причин.

1. Деноминация обычно проводится при гиперинфляции, то есть резком росте розничных цен. Но в России инфляция по историческим меркам сейчас очень низкая и вряд ли превысит в 2020 году 4%. При этом в 1998 году деноминация рубля прошла накануне его обвала. Однако сейчас российская национальная валюта хоть и страдает от кризиса, но ожиданий ее краха нет.

2. Деноминация не даст реального положительного эффекта для экономики, но вызовет панику среди населения. А это значит, что люди будут еще активнее уходить в наличную валюту и покупать за нее доллары и евро. Это просто приведет к обвалу рубля.

3. Деноминация — это дорого. Затраты на нее могут составить десятки миллиардов рублей.

В 1998 году все упиралось лишь в изготовление новых купюр. Но сейчас дело не только в этом. Придется перепрограммировать банкоматы и аппараты, принимающие наличность — от автоматов с продуктами до билетопечатающих устройств в общественном транспорте. И это все очень недешево.

Хочешь понять, что происходит на самом деле?

Читай Телеграм канал и Яндекс. Дзен канал «Ясно Понятно».

Просто и доходчиво — о самых важных новостях в обществе, политике и экономике.

Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх