25 декабря солнце

«Около 273 года император Аврелиан установил на 25 декабря празднество в честь зимнего солнцестояния, под названием: Dies Natalis Solis Invicti – Рождество Непобедимого Солнца. Слово «установил» лучше заменить словом «узаконил», то есть ввёл в официальный культ империи народный праздник, давным-давно уже торжествуемый, по обычаям, признанным, если не всем Римом, то весьма значительною его частью. Третий век христианской эры в Риме — эпоха торжества солнечных культов.»

Рождество, фрагмент. Около 1420. Часослов Спитц. Миниатюрист: Мастер часослова семьи Спитц (известно, что работал во Франции около 1415-1425 годов) / Spitz Master, illuminator (French, active about 1415-1425). The Nativity, about 1420, Tempera colors, gold, and ink on parchment. Leaf: 20.2 x 14.9 cm. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, Ms. 57, fol. 84. Source. По клику – целый лист
Праздник Рождества Христова вытеснил языческие культы, связанные с солнцестоянием.
Блаженный Аврелий Августин (354-430) в одной из проповедей говорит о рождении Христа, солнца справедливости.


В другом тексте он рассуждал об ангельском «блаженнейшем и высшем обществе»: «Не уверен я также и в том, относятся ли к тому же сонму ангелов солнце, луна и все звезды, хотя некоторым и кажется, что светлые тела существуют без чувства и разума.»
Августин увещевает братьев во Христе праздновать 25 декабря «не как язычники, то есть из-за рождения солнца, а ради того, кто сотворил солнце. Папа Лев Великий (390-461) также осуждал это вредоносное суеверие – представление о Рождестве как о возрождении солнца, а не как о Рождестве Христовом.»


Поклонение младенцу, 1439-1443. Фра Беато Анджелико (около 1395-1455). Музей Сан-Марко, Флоренция / Adorazione del Bambino. Beato Angelico Fra Angelico (circa 1395-1455). 1439-1443. 193×164,5. Museo di San Marco. Florence. via
Под аллегорическим наименованием «Dies Solis» – «День Солнца Правды» в ранних христианских общинах был известен первый день недели, воскресенье. «Если мы предаёмся радости в так называемый день солнца, — говорит Тертуллиан (155/165-220/240), — то причиною тому совсем не то, чтобы мы поклонялись солнцу». «Распяли Христа накануне Сатурнова дня (т. е. субботы) — говорит Юстин Философ (ок.100-165), а в день после Сатурнова дня, т. е. в день солнца, он явился апостолам». День солнца и Юстин, и Тертуллиан назначают, как срок для общих крещений.
Источники и литература:
Рождество «Непобедимого Солнца» // Александр Валентинович Амфитеатров. Старое в новом. — СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1907.
Блаженный Аврелий Августин. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви. #58
Глава XXXVII. Восточные религии на Западе // Джеймс Джордж Фрезер. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Перевод М.К.Рыклина / Frazer J.G. The Golden Bough. London, 1923 – М.: Политиздат, 1980
Рождество:
Рождество и повитуха Саломея как первая жертва своего неверия
Армянское Рождество на озере Ван
Грустное Рождество
Экспрессивное Рождество
Рождество – младенец шалун
Дары волхвов в изображениях 6-16 веков
Рай и Рождество: японский вариант. Как христианство появилось в Японии
Рождество от Энди Уорхола

Коляда-2019: нижегородские язычники готовятся праздновать древний славянский праздник. ФОТО: религиозная группа «Вещий зов»

Нижегородские язычники готовятся к древнему празднику Коляда, который славяне отмечали в день зимнего солнцестояния. В 2019 году он пройдет 21 и 22 декабря в селе Владимирское, расположенном рядом с легендарным озером Светлояр в Нижегородской области.

Организатор празднества и руководитель религиозной группы «Тихий берег» Всеслав Николаев рассказал «Комсомолке» о Коляде, ее ритуалах и угощениях. Аутентичный русский праздник на нижегородской земле новоязычники проводят второй раз. Они возрождают традиции, обряды и обычаи, изучая труды историков, фольклористов и этнографов.

— Мы к этому подходим как исследователи: изучаем русский фольклор, научные труды историков, которые для нас сохранили это все. Большая часть информации о празднике Коляда содержится в трудах этнографов, которые ездили по деревням. Читая их работы, мы воссоздаем и проводим наши праздники. Причем информацию мы тщательно проверяем, поскольку нам важно сохранить и возродить культуру, а не привнести в нее какие-то домыслы, — рассказал Всеслав.

Он также отметил, что обряды среди различных новоязыческих общин России могут отличаться нюансами, однако есть общие для всех принципы, на которых базируется программа празднования Коляды.

Зимнее солнцестояние – астрономический новый год

Сжигание колеса на Коляду.ФОТО: религиозная группа «Вещий зов»

На Коляду приходится самая длинная ночь и самый короткий день в году – Карачун. После этого солнце станет прибывать, что и отражено в ключевых праздничных обрядах.Зимнее солнцестояние воспринималось славянами как астрономический новый год. Коляда – один из основных праздников солнечного цикла, в который входит Масленица, торжество Ивана Купалы и осенины.

Одним из них является колядование, когда практиковалось так называемое ряжение: люди собирались в группы, надевали маски животных и отправлялись по домам, распевая традиционные песни-колядки. Ряженые считались гостями из потустороннего мира, они приносили удачу, и их обязательно следовало угощать.

Одним из главных атрибутов было также колесо, символизирующее солнце, которое после Коляды начнет набирать свою силу. В знак этого его поджигали и закатывали в гору.

Ряжение. ФОТО: религиозная группа «Тихий берег»

Гадания и сжигание бодняка

В некоторых губерниях в ночь Карачуна раньше жгли костры, ведь считалось, что солнце символически умирает и нужно помочь ему возродиться.

На коляду раньше гадали. В основном этим занимались занимались девушки. Считалось, что в самую длинную ночь, грань между миром людей и потусторонним миром истончается, что упрощает получение информации о будущем. Нижегородские новоязычники тоже гадают и говорят, что предсказания иногда сбываются.

Еще одним важным элементом было сжигание бодняка – полена, которое заготавливается заранее. Раньше это делал глава сельской общины или семьи. Он шел в лес, находил большое полено и приносил на праздник. Бодняк нельзя было трогать руками, так как считалось, что он тоже из потустороннего мира. Брали полено, надевая рукавицы или спустя рукава.

Ритуал. ФОТО: религиозной группы «Тихий берег»

В некоторых губерниях бодняк «поили» медом, а потом сжигали на костре и стучали по нему палками. Нужно было выбить как можно больше искр, чтобы получить богатый урожай на будущий год.

Как будут праздновать Коляду нижегородские язычники

Все эти игры-мистерии нижегородские новоязычники намерены повторить и в ночь с 21 на 22 декабря. Они пойдут в лес за бодняком, будут вкатывать в гору колесо, гадать и колядовать.

Что касается трапезы, то в праздничные дни на столе обязательно должны быть блюда, отличающиеся от обыденной трапезы — пересоленные, либо очень сладкие. Обычно на Коляду делается кутья и пекутся пироги.

— Обязательно, когда мы сядем за стол, то в отдельную посуду, которой не пользуемся в быту, мы положим лучшее угощение и поставим на край стола. Это будет наше подношение духам предков. Считалось, что в эти временные точки им проще прийти и навестить людей живущих, — рассказал Всеслав.

Мастер-класс гусельной музыки. ФОТО: религиозная группа «Тихий берег»

Принять участие в празднике на озере Светлояр могут все желающие. Кстати, в воскресенье гостей ожидает мастер-класс по приготовлению хлеба в русской печи и концерт гусельной музыки от фолк-дуэта «Зелен Холм». К слову, в селе Владимирское живут мастера, которые производят гусли своими руками. Кроме того, там есть несколько музеев, где можно побывать, если они будут открыты.

Выходной день
Пятница 25 декабря 2020 года
360-й день года. Количество дней до конца года: 6 Солнце и Луна

  • Восход 09:27
  • Заход 16:51
  • Долгота 07:24
  • Луна сутки
  • Фаза69%
  • Растущая

В этот день отмечают
Именины

Александр

События и праздники

  • Рождество Христово (католическое) (Религиозный праздник)
  • Спиридон Солнцеворот (Народный календарь)

Рождество Христово (католическое)

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова.
В иерархии праздников Римско-католической церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста. Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Это также период размышлений о приходе Христа на землю: как в Рождестве, так и во Втором Пришествии.
Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеют определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.
24 декабря в Рождественский сочельник начинается вигилия (от лат. vigilia, бдение), всенощная служба. Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня — «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение наступающего праздника.
Накануне Рождества вечером положена особая месса, называемая Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia). В самый же день Рождества, 25 декабря, могут быть совершены три различные мессы — Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die), имеющие несколько различные последования и разные чтения Писания. В Средневековье эти три мессы символически рассматривались как три рождения Христа — от Отца прежде всех веков, от Марии в человеческом воплощении и мистически в душах верующих. В некоторых странах Восточной и Центральной Европы эти три мессы именуются ангельской, пастырской и царской по евангельским чтениям, повествующих о поклонении Младенцу соответственно ангелов, пастухов и царей. При этом на практике, особенно в приходских храмах, первая рождественская месса часто совершается ещё накануне вечером. Литургические песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. По традиции, в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладёт в рождественский вертеп фигурку Младенца.
С 1978 года, после избрания Папой Иоанна Павла II, в Ватикане после большого перерыва были возобновлены всенощные рождественские мессы, также известные как Пастырские. Эти мессы были приняты в христианской церкви с 5-го века, однако с XVIII века эта традиция в Западной Европе почти прекратилась (Польша оставалась одной из немногих католических стран, где всенощные рождественские службы продолжались повсеместно). Папа-поляк Иоанн Павел II официально вернул всенощную рождественскую службу в обиход Ватикана, эту традицию продолжил его преемник — Бенедикт XVI
Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующих Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.
Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. По древней традиции, Рождество праздновалось, по аналогии с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника Сретения. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления. Эта практика до сих пор сохранилась у католиков, придерживающихся традиционного обряда. В современном же обряде Рождественское время завершается праздником Крещения, который, в свою очередь, приходится на первое воскресенье за Богоявлением, 6 января. (Следует, однако, отметить, что во многих странах, особенно в Европе, принято переносить некоторые церковные праздники на ближайшее воскресенье. Список этих праздников в каждой стране свой. В этом случае, если Богоявление попадает в число таких праздников, оно переносится на воскресенье между 2 и 8 января. Крещение же отмечается в воскресенье после 6 января. Если же это воскресенье уже «занято» праздником Богоявления, то Крещение, и, соответственно, завершение Рождественского периода, переносятся на ближайший понедельник). В течение всего Рождественского времени духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

Спиридон Солнцеворот

Спиридон-поворот. От Спиридона — солнце на лето, зима — на мороз. Взрослым запрещалось на Спиридона работать, они могли лишь заниматься выяснением, каков будет урожай в следующем году. Нарезали вишневых веточек, ставили их в горшок на покути (в переднем углу) и каждый день поливали. На Спиридона-солноворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок.

Приметы

  • Если на Спиридона светло, лучисто — новогодье простоит морозным, ясным.
  • Если на Спиридона будет перемена ветра — «сей на будущий год гречиху: хорошо уродит».
  • Если они зацветут на Рождество, то будет урожай на садовые плоды.
  • Записи созданы 7201

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх