32 признака великого человека

  • 1. Плоские подошвы.
  • 2. Изображение Колёс Дхармы на обеих подошвах.
  • 3. Длинные и тонкие пальцы рук.
  • 4. Широкие и плоские пятки.
  • 5. Перепонки между пальцами рук и ног.
  • 6. Исключительно гибкие руки и ноги.
  • 7. Ноги (стопы) с высоким подъёмом.
  • 8. Тонкие, как у оленя, ноги.
  • 9. Длинные, опускающиеся ниже колен, руки.
  • 10. Невидимый для окружающих половой орган.
  • 11. Размах рук равен росту.
  • 12. Все волоски на теле поднимаются вверх.
  • 13. Волоски растут из каждой поры на теле.
  • 14. Золотой цвет тела4 (поэтому в сутрах говорится о «знаках золотого цвета»).
  • 15. Свет, испускаемый телом.
  • 16. Тонкая и мягкая на ощупь кожа.
  • 17. Хорошо развитые мышцы рук, ног, плеч и шеи.
  • 18. Хорошо развитые мышцы ниже подмышечных впадин.
  • 19. Благородный, как у льва, торс.
  • 20. Рослое, стройное тело.
  • 21. Широкие плечи.
  • 22. Сорок зубов.
  • 23. Ровные зубы.
  • 24. Четыре белых клыка.
  • 25. Полные, как у льва, щёки.
  • 26. Никем не превзойдённые вкусовые ощущения.
  • 27. Длинный и широкий язык.
  • 28. Звучный голос, который слышен очень далеко, в плоть до неба Брахмы.
  • 29. Голубые глаза.
  • 30. Длинные, как у коровы, ресницы.
  • 31. Шишка на темени.
  • 32. Пучок белых волосков, закручивающихся направо, растущих между бровей.

Согласно тракта­ту Нагарджуны, эти «знаки» проявляются в результате совершения благих деяний в течение трёх асамхьей кальп и ста больших кальп, причем один «знак» является вознаграждением за совершение ста благих деяний.
Восемьдесят малых признаков тела Будды.

  • 1. Ногти цвета меди.
  • 2. Цвет ногтей масляный.
  • 3. Ногти выпуклые.
  • 4. Пальцы округлые.
  • 5. Пальцы широкие.
  • 6. Пальцы симметричные.
  • 7. Вены тела незаметные.
  • 8. Вены без узлов.
  • 9. Лодыжки скрытые.
  • 10. Ноги ровные.
  • 11. Идущий походкой льва.
  • 12. Идущий походкой гуся.
  • 13. Идущий походкой слона.
  • 14. Идущий походкой вожака стада – быка.
  • 15. Поворачивающий только вправо.
  • 16. Идущий красивой походкой.
  • 17. Идущий прямо (без покачивания).
  • 18. Тело круглое.
  • 19. Тело очищенное.
  • 20. Тело пропорциональное.
  • 21. Тело чистое.
  • 22. Тело нежное.
  • 23. Тело исключительно святое.
  • 24. Тело, полностью достигшее признаков Будды.
  • 25. Осанка прекраснейшая.
  • 26. Идущий ровным шагом.
  • 27. С чистыми глазами.
  • 28. Тело, как у молодого.
  • 29. Тело, не знающее печали.
  • 30. Тело грузное.
  • 31. Тело плотного сложения.
  • 32. Члены тела чётко выделены.
  • 33. Голос при наставлении чистый.
  • 34. С округлённой поясницей (т.е. имеет полную талию).
  • 35. С боками ровными.
  • 36. С боками не искривлёнными.
  • 37. Живот подтянутый.
  • 38. С глубоким пупком.
  • 39. Фигура чуть повёрнута направо.
  • 40. Приятное поведение.
  • 41. Все поступки благородные.
  • 42. Не имеющий тёмных родимых пятен.
  • 43. Руки нежные, как хлопчатник.
  • 44. Линии рук ясные.
  • 45. Линии рук глубокие.
  • 46. Линии рук длинные.
  • 47. Лицо не очень продолговатое.
  • 48. Губы красные, как персик.
  • 49. Язык мягкий (эластичный).
  • 50. Язык тонкий.
  • 51. Язык красный.
  • 52. Голос подобен голосу дракона (нага).
  • 53. Голос нежный и мягкий.
  • 54. Зубы круглые.
  • 55. Зубы острые.
  • 56. Зубы белые.
  • 57. Зубы ровные.
  • 58. Зубы симметричные.
  • 59. Нос горбатый.
  • 60. Нос чистый.
  • 61. Глаза большие.
  • 62. Густые ресницы.
  • 63. Глаза, подобные лепесткам лотоса.
  • 64. Брови длинные и тонкие.
  • 65. Брови мягкие.
  • 66. Брови лоснящиеся.
  • 67. Волосы ресниц ровные.
  • 68. Руки длинные и широкие.
  • 69 Уши ровные.
  • 70. Органы чувств без расстройств.
  • 71. Лоб красиво поставленный.
  • 72. Лоб весьма широкий.
  • 73. Голова широкая.
  • 74. Волосы на голове чёрные, как камень «бунба».
  • 75. Волосы густые.
  • 76. Волосы мягкие.
  • 77. Волосы не растрёпаны.
  • 78. Волосы гладкие.
  • 79. Приятным запахом завоевавший любовь рождённых – людей.
  • 80. Руки и ноги украшены благородными узорами любви и знаками счастья.

В «Сутре о мудрости и глупости» в 7 главе есть такое упоминание телесного признака Будды: «Победоносный, зная чистоту и уважительность помыслов царской дочери, явился к ней в дом и воочию явил ей один из своих телесных признаков – хохолок на макушке, отливающий лазурью.
\

Примечания.

1 – Энея (пали eṇi, eṇeyya; санскр. aiṇeya).

2 – Ньягродха (санскр. nyagrodha, пали nigrodha) – индийская смоковница, баньян.

3 – Ушниша – выпуклость на макушке головы.

4 – Ноги белыи, будто едва раскрывшийся цветок лотоса, с чётко различимым знаком колеса на стопах (Varana-Jataka 71).

32 великих признака

Сидящий Будда, Гандхара, I—II в. н. э. Токийский Национальный Музей Скульптура Будды. Город Матхура, Индия. V—VI в. н. э.

В седьмой главе «Сутры о мудрости и глупости» упоминаются телесные признаки Будды: «Победоносный, зная чистоту и уважительность помыслов царской дочери, явился к ней в дом и воочию явил ей один из своих телесных признаков — хохолок на макушке, отливающий лазурью».

Тридцать два великих признака тела Будды называются также тридцатью двумя признаками великого человека. Под Великим человеком имеется в виду тот, кто в этой жизни становится Победителем в Истине, Татхагатой или Королём, Поворачивающим Колесо, то есть Чакравартином, возвращающим мир из хаоса беззакония на высшую ступень порядка.

Будда традиционно изображается с тридцатью двумя признаками великого человека (Санскр. mahāpuruṣa lakṣaṇa).

Тридцать два признака описаны в сборнике Сутта-питаки — Дигха-никая, в буддийском тексте Маджджхима Никае.

32 великих признака:

  1. Руки и ноги округлые.
  2. Ноги, подобные «черепахе».
  3. Пальцы рук соединены перепонками.
  4. Руки и ноги мягкие и пухлые, как у молодого.
  5. Семь (главных частей тела) выпуклые.
  6. Пальцы рук длинные.
  7. Пятки ног широкие.
  8. Тело массивное и прямое.
  9. Колени ног не выдающиеся.
  10. Волосы на теле направлены вверх.
  11. Голени (икры), как у чёрной антилопы энея.
  12. Руки длинные и красивые.
  13. Половой орган скрыт.
  14. Кожа золотистого цвета.
  15. Кожа нежная и тонкая.
  16. Каждый волос завит в правую сторону.
  17. Лицо украшено невидимыми волосинками.
  18. Туловище, как у льва.
  19. Запястья спереди округлые.
  20. Плечи широкие.
  21. Превращающий неприятный вкус в приятный.
  22. Пропорциональное тело, как дерево ньягродха (санскр. nyag-rodha — «вниз растущее»).
  23. Ушниша на голове.
  24. Язык длинный и красивый.
  25. Голос подобен голосу Брахмы.
  26. Щёки, как у льва.
  27. Зубы совершенно белые.
  28. Зубы ровные.
  29. Плотно прилегающие зубы.
  30. Имеющий все сорок зубов.
  31. Глаза подобны сапфиру.
  32. Ресницы глаз, как у быка.

В Тибете и Таиланде ушниша на голове Будды имеет вид наконечника копья или языка пламени. Это, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот камень известен буддистам как «чинтамани» — камень, исполняющий все желания.

Ушниша является особым «орган», позволяющим Будде общаться с окружающими в особой сущности. По писаниям, некоторые учения Будда передавал окружающим не словами, а с помощью света, исходящего из ушниши.

В описании тридцати двух признаков великого человека в сутрах первоначального буддизма и поздних сутрах буддизма Махаяны («Лаккхана сутта», «Амбаттха сутта», «Сутра о тридцати двух признаках», «Сутра о бесконечном», «Сутра неисчислимых смыслов», «Саддхарма-пундарика-сутра») есть некоторые различия.

80 вторичных признаков

80 вторичных признаков Будды описываются в дошедших до нас Агамах китайского буддийского канона. По данным Гуан Синя (Guang Xing), 80 вторичных признаков связаны с 32 основными признаками, а в целом, они дают более подробное описание Будды в реальном теле. В Сарвастивада ставится вопрос о соотношении главных и второстепенных знаков, и дается разъяснение, что второстепенные признаки также очень важны и не должны смешиваться с основными, подобно тому, как «цветы в лесу придают деревьям своеобразие». 80 второстепенных признаков стали значимыми, поскольку вошли в направления буддизма, включая Махаяна и буддийские традиции. В Палийской литературе 80 вторичных признаков можно найти в жизнеописаниях Будды, высших личностей пратьекабудд, монахов и монахинь — Ападана (Apadāna) и в буддийском тексте Вопросы Милинды (Milindapañha).

Восемьдесят вторичных признаков:

  1. Ногти цвета меди.
  2. Цвет ногтей масляный.
  3. Ногти выпуклые.
  4. Пальцы округлые.
  5. Пальцы широкие.
  6. Пальцы симметричные.
  7. Вены тела незаметные.
  8. Вены без узлов.
  9. Лодыжки скрытые.
  10. Ноги ровные.
  11. Идущий походкой льва.
  12. Идущий походкой гуся.
  13. Идущий походкой слона.
  14. Идущий походкой вожака стада — быка.
  15. Поворачивающий только вправо.
  16. Идущий красивой походкой.
  17. Идущий прямо (не качаясь).
  18. Тело круглое.
  19. Тело очищенное.
  20. Тело пропорциональное.
  21. Тело чистое.
  22. Тело нежное.
  23. Тело исключительно святое.
  24. Тело, полностью достигшее признаков Будды.
  25. Осанка прекраснейшая.
  26. Идущий ровным шагом.
  27. С чистыми глазами.
  28. Тело, как у молодого.
  29. Тело, не знающее печали.
  30. Тело грузное.
  31. Тело плотного сложения.
  32. Члены тела чётко выделены.
  33. Голос при наставлении чистый.
  34. С округлённой поясницей (полная талия).
  35. С боками ровными.
  36. С боками не искривлёнными.
  37. Живот подтянутый.
  38. С глубоким пупком.
  39. Фигура чуть повёрнута направо.
  40. Приятное поведение.
  41. Все поступки благородные.
  42. Не имеющий тёмных родимых пятен.
  43. Руки нежные, как хлопчатник.
  44. Линии рук ясные.
  45. Линии рук глубокие.
  46. Линии рук длинные.
  47. Лицо не очень продолговатое.
  48. Губы красные, как персик.
  49. Язык мягкий (эластичный).
  50. Язык тонкий.
  51. Язык красный.
  52. Голос подобен голосу дракона.
  53. Голос нежный и мягкий.
  54. Зубы круглые.
  55. Зубы острые.
  56. Зубы белые.
  57. Зубы ровные.
  58. Зубы симметричные.
  59. Нос горбатый.
  60. Нос чистый.
  61. Глаза большие.
  62. Густые ресницы.
  63. Глаза, подобные лепесткам лотоса.
  64. Брови длинные и тонкие.
  65. Брови мягкие.
  66. Брови лоснящиеся.
  67. Волосы ресниц ровные.
  68. Руки длинные и широкие.
  69. Уши ровные.
  70. Органы чувств без расстройств.
  71. Лоб красиво поставленный.
  72. Лоб весьма широкий.
  73. Голова широкая.
  74. Волосы на голове чёрные, как камень «бунба».
  75. Волосы густые.
  76. Волосы мягкие.
  77. Волосы не растрёпаны.
  78. Волосы гладкие.
  79. Приятным запахом завоевавший любовь рождённых — людей.
  80. Руки и ноги украшены благородными узорами любви и знаками счастья.

> См. также

  • Буддийское искусство
  • Гало (религиозная иконография)
  • История буддизма

> Примечания > Литература

Буддизм: кратко о религии

Прежде всего, давайте с самого начала обозначим, что, хотя для большинства людей буддизм — это религия, в том числе и для его последователей, однако, на самом деле буддизм никогда не был религией и быть ей не должен. Почему? Потому что один из первых просветлённых, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что сам Брахма вменил ему в обязанности передавать учение другим (о чём буддисты предпочитают умалчивать по очевидным причинам), никогда не хотел делать из факта своего просветления культ и тем более культ поклонения, который всё-таки впоследствии привёл к тому, что буддизм всё больше и больше стали понимать как одну из религий, и тем не менее буддизм таковой не является.

Буддизм — это в первую очередь философское учение, цель которого — направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет понятия бога, т. е. это атеизм, но в смысле «не-теизма», поэтому если и относить буддизм к религиям, то это нетеистическая религия, также как и джайнизм.

Ещё одно понятие, которое свидетельствует в пользу буддизма как философской школы, — это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие ре-лигии (‘связывание’) и есть попытка «связать» человека с Богом.

В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии представляют то, что в современных обществах исповедующие буддизм люди поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и т. д. На это можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сути буддизма, но лишь показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от изначальной концепции буддизма.

Таким образом, уяснив для себя, что буддизм не является религией, мы можем наконец приступить к описанию главных идей и концепций, на которых базируется эта школа философской мысли.

Коротко о буддизме

Если говорить о буддизме кратко и понятно, то его можно было бы охарактеризовать двумя словами — «оглушительная тишина», — потому что понятие шуньяты, или пустоты, является основополагающим для всех школ и ответвлений буддизма.

Нам известно то, что, во-первых, за всё время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ветвей, самыми крупными из которых считаются буддизм «большой колесницы» (Махаяна) и «малой колесницы» (Хинаяна), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Также большое значение приобрёл дзен-буддизм и учение адвайты. Тибетский буддизм гораздо больше отличается от основных ветвей, чем другие школы, и некоторые считают именно его единственно верным путём.

Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно наиболее приближена к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, к примеру, в современной Корее появились ещё более новые подходы к трактовке буддизма, и, разумеется, каждый из них претендует на право истинности.

Школы Махаяны и Хинаяны опираются главным образом на Палийский канон, а в Махаяне к ним добавляют ещё и Махаянские сутры. Но мы должны всегда помнить о том, что сам Будда Шакьямуни ничего не записывал и передавал свои знания исключительно устным путём, а иногда и просто через «благородное молчание». Лишь гораздо позже ученики Будды стали записывать эти знания, таким образом они дошли до нас в виде канона на языке пали и махаянских сутр.

Во-вторых, из-за патологической тяги человека к поклонению были возведены храмы, школы, центры по изучению буддизма и т. д., что естественным образом лишает буддизм его первозданной чистоты, и с каждым разом нововведения и новообразования снова и снова отдаляют нас от основополагающих концепций. Людям, очевидно, гораздо больше по душе концепция не отсечения ненужного с целью видения «того, что есть», а, наоборот, наделения того, что уже есть, новыми качествами, приукрашиванием, что лишь уводит от изначальной истинности к новым трактовкам, неоправданным увлечениям ритуальностью и, как следствие, к забвению истоков под грузом внешнего декора.

Эта участь не только одного буддизма, а, скорее, общая тенденция, которая свойственна людям: вместо того, чтобы понять простоту, мы отягощаем её всё новыми и новыми умозаключениями, в то время как нужно было делать обратное и избавляться от них. Об этом и говорил Будда, об этом и его учение, и конечная цель буддизма как раз в том и состоит, чтобы человек осознал себя, своё Я, пустоту и недуальность сущего, чтобы в конце концов понять, что даже «Я» в действительности не существует, а оно есть не что иное, как конструкция разума.

В этом и состоит суть понятия шуньяты (пустоты). Для того чтобы человеку было проще осознать «оглушительную простоту» буддистского учения, Будда Шакьямуни учил о том, как правильно выполнять медитацию. Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логического дискурса, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новым знаниям. Но насколько они новы, можно понять из самих предпосылок их появления. Такое знание никогда не может быть действительно новым, если человек пришёл к нему логическим путём из пункта А в пункт Б. Видно, что он использовал отправные и проходящие точки для того, чтобы прийти к «новому» выводу.

Обычное мышление не видит в этом препятствий, в целом, это общепринятый метод получения знаний. Однако не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых были получены знания Вед, — это другой и принципиально отличный способ доступа к знаниям, когда сами знания открывают себя человеку.

Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты

Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям не случайно, т. к. медитация — это и есть тот метод, который позволяет со временем получать знания непосредственным образом в виде откровений, прямого видения и знания, что принципиально не возможно сделать, пользуясь так называемыми научными методами.

Конечно, Будда не дал бы медитацию для того, чтобы человек научился расслабляться. Расслабление — это одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому говорить о том, что сама медитация содействует расслаблению, было бы ошибочно, но именно так часто представляют медитационный процесс людям несведущим, новичкам, отчего складывается неверное первое впечатление, с которым люди и продолжают жить.

Медитация — это тот ключ, который раскрывает перед человеком величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация — это центральная составляющая учения буддизма, потому что только через неё мы можем познать пустоту. Опять же, речь идёт о философских концепциях, а не о физико-пространственных характеристиках.

Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, также приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитационного размышления понимает, что жизнь и всё сущее обусловлено, — это и есть первая пустота, санскрита шуньята — пустота обусловленного, что означает, что в обусловленном отсутствуют качества необусловленного: счастье, постоянство (вне зависимости от продолжительности) и истинность.

Вторая пустота, асанскрита шуньята, или пустота необусловленного, также может стать понятной благодаря медитации-размышлению. Пустота необусловленного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрите шуньяте, нам становится доступно видение — видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Они перестают быть вещами, и мы наблюдаем лишь их дхармы (в этом значении дхарма понимается как некий поток, не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и здесь путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что и сами дхармы есть некая вещественность, поэтому и в них нужно найти пустоту.

Отсюда мы приходим к третьему виду пустоты — Махашуньяте. В ней, а также в следующем виде пустоты шуньяте шуньяты, кроется отличие буддизма традиции Махаяны от Хинаяны. В двух предыдущих видах пустоты мы всё ещё признаем двойственность всего сущего, дуальность (это то, на чём основана наша цивилизация, противоборство двух начал — плохого и хорошего, злого и доброго, малого и великого и т. д.). Но в этом и коренится заблуждение, т. к. нужно освободиться и от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше — нужно прийти к тому, чтобы понять, что пустота и непустота — лишь ещё одно порождение ума.

Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше разобраться в концепции буддизма, но, чем дольше мы цепляемся за дуальную природу сущего, тем дальше мы находимся от истины. В этом случае под истиной опять же понимается не некая идея, потому что и она была бы вещественной и принадлежала, как и любая другая идея, к миру обусловленного, а следовательно, не могла бы быть истинной. Под истиной следует понимать ту самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению. Видение не судит, не разделяет, поэтому его и называют видением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что видение даёт возможность увидеть то, что есть.

Но и сама махашуньята — это ещё одна концепция, а следовательно, не может быть полнейшей пустотой, поэтому четвёртой пустотой, или шуньятой, называется свобода от каких бы то ни было концепций. Свобода от размышлений, но чистое видение. Свобода от самих теорий. Только свободный от теорий ум способен увидеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.

В этом величие буддизма как философии и его недосягаемость по сравнению с другими концепциями. Буддизм велик тем, что он ничего не пытается доказать или в чём-то убедить. В нём нет авторитетов. Если же вам скажут, что есть, — не верьте. Бодхисаттвы приходят не для того, чтобы вам что-то навязать. Всегда помните изречение Будды о том, что если вы встретите Будду, убейте Будду. Нужно открыться пустоте, услышать тишину — в этом правда буддизма. Его апелляция — исключительно к личному опыту, открытию для себя видения сути вещей, а впоследствии и их пустоты: в этом заключена кратко концепция буддизма.

Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»

Здесь мы сознательно не стали упоминать о «Четырёх благородных истинах», которые повествуют о дуккхе, страдании, — одном из краеугольных камней учения Будды. Если вы научитесь наблюдать за собой и за миром, вы и сами придёте к этому выводу, а также к тому, каким образом можно избавиться от страдания, — тем же самым, каким вы его обнаружили: нужно продолжать наблюдать, видеть вещи без «соскальзывания» в суждение. Только тогда их можно увидеть такими, какие они есть. Невероятная по своей простоте философская концепция буддизма между тем доступна своей практической применимостью в жизни. Она не выдвигает условий и не раздаёт обещаний.

Учение о колесе сансары и реинкарнациях также не является сутью этой философии. Объяснение процесса перерождения — это, пожалуй, как раз то, что делает её применимой для использования в качестве религии. Этим она объясняет, почему человек появляется в нашем мире раз за разом, также это действует в качестве примирения человека с действительностью, с той жизнью и воплощением, которое он проживает в этот момент. Но это лишь объяснение, уже данное нам.

Жемчужина мудрости в философии буддизма заключена именно в способности и возможности человека увидеть то, что есть, и проникнуть за завесу тайны, в пустоту, без какого бы то ни было вмешательства со стороны, при отсутствии посредника. Это именно то, что делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, т. к. буддизм предоставляет человеку возможность найти то, что есть, а не то, что нужно или кто-то предписал искать. В нём нет цели, а следовательно, он даёт шанс для настоящего поиска или, правильнее сказать, для видения, открытия, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но нельзя найти того, к чему стремишься, что ищешь, чего ожидаешь, т. к. искомое становится всего лишь целью, а она запланирована. По-настоящему найти можно лишь то, чего не ждёшь и не ищешь, — только тогда это и становится настоящим открытием.

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Комплекс буддийских храмов

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Читайте далее:

Lakkhaṇasuttaṃ

Перевод с языка пали. Только для свободного распространения.

Так я слышал, однажды Самый Почитаемый пребывал в парке Анатхапиндики, в роще Джеты, что в окрестностях Саваттхи.1 И там Самый Почитаемый обратился к монахам:

– Монахи!

– Да, Преподобный Учитель, – с готовностью отозвались монахи.

Самый Почитаемый сказал:

«Монахи! У великого человека есть тридцать два признака великого человека. Для обладающего ими великого человека существует лишь два пути. Если он выберет мирской образ жизни, то станет Королём, Поворачивающим Колесо, королём добродетельного Закона ; тем, кто одерживает победу над четырьмя сторонами света; тем, чьи владения незыблемы; тем, кто обладает семью сокровищами.

Эти семь сокровищ таковы: драгоценное колесо, драгоценный слон, драгоценный конь, драгоценный кристалл, драгоценная женщина, драгоценный управляющий и драгоценный советник.2 И он имеет более тысячи отважных сынов, каждый из которых герой и способен одержать победу над целым войском противника.3 И он правит землями, простирающимися до океанских границ, покоряя их обитателей не розгами и мечом, а с помощью справедливого Закона.

Sace kho pana agārasmā anagāriyaṃ pabbajati arahaṃ hoti sammāsambuddho loke vivattacchado.

Однако если этот человек покинет мир, устремясь к монашеской жизни, то он станет Архатом, Достигшим Высшего Правильного Пробуждения, и будет устранять пелену существ.4

Монахи, каковы же эти тридцать два признака великого человека, для обладающего которыми великого человека существует лишь два пути?

Если он выберет мирской образ жизни, то станет Королём, Поворачивающим Колесо, королём добродетельного Закона ; тем, кто одерживает победу над четырьмя сторонами света; тем, чьи владения незыблемы; тем, кто обладает семью сокровищами. Эти семь сокровищ таковы: драгоценное колесо, драгоценный слон, драгоценный конь, драгоценный кристалл, драгоценная женщина, драгоценный управляющий и драгоценный советник. И он имеет более тысячи отважных сынов, каждый из которых герой и способен одержать победу над целым войском противника. И он правит землями, простирающимися до океанских границ, покоряя их обитателей не розгами и мечом, а с помощью справедливого Закона. Однако если этот человек покинет мир, устремясь к монашеской жизни, то он станет Архатом, Достигшим Высшего Правильного Пробуждения, и будет устранять пелену существ.

(1) Монахи, великий человек ставит стопу устойчиво. То, что великий человек ставит стопу устойчиво, – это, монахи, есть признак великого человека.

(2) Далее, монахи, у великого человека на стопах ног с рождения имеется по колесу. Каждое из них имеет тысячу спиц, обод, ступицу, и всё это совершенно по форме. То, что у великого человека на стопах ног с рождения имеется по колесу, то, что каждое из них имеет тысячу спиц, обод, ступицу, и всё это совершенно по форме, – это, монахи, есть признак великого человека.

(3) Далее, монахи, великий человек имеет крупные стопы (т.е. широкие и длинные). То, что великий человек имеет крупные стопы, – это, монахи, есть признак великого человека.

(4) Далее, монахи, великий человек имеет длинные пальцы. То, что великий человек имеет длинные пальцы, – это, монахи, есть признак великого человека.

(5) Далее, монахи, великий человек имеет мягкие, как в молодости, руки и ноги. То, что великий человек имеет мягкие, как в молодости, руки и ноги, – это, монахи, есть признак великого человека.

(6) Далее, монахи, великий человек имеет руки и ноги, подобные сети.5 То, что великий человек имеет руки и ноги, подобные сети, – это, монахи, есть признак великого человека.

(7) Далее, монахи, великий человек имеет высокие лодыжки. То, что великий человек имеет высокие лодыжки, – это, монахи, есть признак великого человека.

(8) Далее, монахи, великий человек имеет голени, как у антилопы эни.6 То, что великий человек имеет голени, как у антилопы эни, – это, монахи, есть признак великого человека.

(9) Далее, монахи, когда великий человек стоит прямо, не наклоняясь, обе ладони его рук достают до колен, касаются их. То, что обе ладони рук великого человека достают до колен, касаются их, когда он стоит прямо, не наклоняясь, – это, монахи, есть признак великого человека.

(10) Далее, монахи, великого человек, который должно скрывать под одеждой, скрыт у него .7 То, что мужской орган великого человек, который должно скрывать под одеждой, скрыт у него в теле, – это, монахи, есть признак великого человека.

(11-а) Далее, монахи, от великого человека исходит золотое сияние.8 То, что великий человек излучает золотое сияние, – это, монахи, есть признак великого человека.

(11-б) Далее, монахи, у великого человека кожа золотистого цвета.9 То, что у великого человека кожа золотистого цвета, – это, монахи, есть признак великого человека.

(12-а) Далее, монахи, у великого человека совершенная кожа.10 То, что у великого человека совершенная кожа, – это, монахи, есть признак великого человека.

(12-б) Далее, монахи, у великого человека пот не загрязняет тело, поскольку его кожа совершенна.11 То, что у великого человека пот не загрязняет тело, поскольку его кожа совершенна, – это, монахи, есть признак великого человека.

(13) Далее, монахи, великий человек имеет на теле все волосы, в каждой поре для волос (т.е. в волосяной луковице) имеется растущий волос. То, что великий человек имеет на теле все волосы, и в каждой поре для волос имеется растущий волос, – это, монахи, есть признак великого человека.

(14) Далее, монахи, у великого человека кончики волос направлены вверх, цвет волос – чёрный, как цвет анджаны,12 волосы завиваются в направлении слева направо. То, что у великого человека кончики волос направлены вверх, цвет волос – чёрный, как цвет анжаны, а волосы завиваются в направлении слева направо, – это, монахи, есть признак великого человека.

(15) Далее, монахи, у великого человека тело прямое, как у Брахмы. То, что у великого человека тело прямое, как у Брахмы, – это, монахи, есть признак великого человека.

(16) Далее, монахи, у великого человека имеется семь выпуклых мест.13 То, что у великого человека на теле имеется семь выпуклых мест, – это, монахи, есть признак великого человека.

(17) Далее, монахи, у великого человека телосложение, как у льва.14 То, что у великого человека телосложение, как у льва, – это, монахи, есть признак великого человека.

(18) Далее, монахи, великий человек имеет широкую грудь. То, что великий человек имеет широкую грудь, – это, монахи, есть признак великого человека.

(19) Далее, монахи, у великого человека тело пропорционально, как дерево баньян в обхвате (санскр. nyagrodha, пали nigrodha / индийская смоковница, баньян): какова длина тела, таково расстояние между вытянутыми руками; каково расстояние между вытянутыми руками, такова длина тела.15 То, что у великого человека тело пропорционально, как дерево баньян в обхвате: какова длина тела, таково расстояние между вытянутыми руками; каково расстояние между вытянутыми руками, такова длина тела, – это, монахи, есть признак великого человека.

(20) Далее, монахи, великий человек имеет симметричные округлые плечи. То, что великий человек имеет симметричные округлые плечи, – это, монахи, есть признак великого человека.

(21) Далее, монахи, великий человек имеет наивысшее чувство вкуса.16 То, что великий человек имеет наивысшее чувство вкуса, – это, монахи, есть признак великого человека.

(22) Далее, монахи, у великого человека подбородок, как у льва. То, что у великого человека подбородок, как у льва, – это, монахи, есть признак великого человека.

(23) Далее, монахи, великий человек имеет сорок зубов. То, что великий человек имеет сорок зубов, – это, монахи, есть признак великого человека.

(24) Далее, монахи, великий человек имеет ровные зубы. То, что великий человек имеет ровные зубы, – это, монахи, есть признак великого человека.

(25) Далее, монахи, великий человек имеет зубы, плотно прилегающие друг к другу. То, что великий человек имеет зубы, плотно прилегающие друг к другу, – это, монахи, есть признак великого человека.

(26) Далее, монахи, великий человек имеет идеально белые зубы. То, что великий человек имеет идеально белые зубы, – это, монахи, есть признак великого человека.

(27) Далее, монахи, великий человек имеет большой язык.17 То, что великий человек имеет большой язык, – это, монахи, есть признак великого человека.

(28) Далее, монахи, у великого человека голос подобен голосу Брахмы, он звучит, словно пение птицы каравика.18 То, что у великого человека голос подобен голосу Брахмы и звучит, словно пение птицы каравика, – это, монахи, есть признак великого человека.

(29) Далее, монахи, великий человек имеет глаза с очень тёмными зрачками (чёрные глаза). То, что великий человек имеет глаза с очень тёмными зрачками, – это, монахи, есть признак великого человека.

(30) Далее, монахи, у великого человека ресницы, как у быка. То, что у великого человека ресницы, как у быка, – это, монахи, есть признак великого человека.

(31) Далее, монахи, у великого человека в области межбровья растут волосы белого цвета, мягкие, как хлопок. То, что у великого человека в области межбровья растут волосы белого цвета, мягкие, как хлопок, – это, монахи, есть признак великого человека.

(32) Далее, монахи, у великого человека на макушке головы имеется ушниша (пали uṇhīsa, санскр. uṣṇīṣa – выпуклость на макушке головы). То, что у великого человека на макушке головы имеется ушниша, – это, монахи, есть признак великого человека.

Монахи! Вот такие тридцать два признака великого человека имеется у великого человека. Для обладающего ими великого человека существует лишь два пути. Если он выберет мирской образ жизни, то станет Королём, Поворачивающим Колесо, королём добродетельного Закона ; тем, кто одерживает победу над четырьмя сторонами света; тем, чьи владения незыблемы; тем, кто обладает семью сокровищами. Эти семь сокровищ таковы: драгоценное колесо, драгоценный слон, драгоценный конь, драгоценный кристалл, драгоценная женщина, драгоценный управляющий и драгоценный советник. И он имеет более тысячи отважных сынов, каждый из которых герой и способен одержать победу над целым войском противника. И он правит землями, простирающимися до океанских границ, покоряя их обитателей не розгами и мечом, а с помощью справедливого Закона. Однако если этот человек покинет мир, устремясь к монашеской жизни, то он станет Архатом, Достигшим Высшего Правильного Пробуждения, и будет устранять пелену существ.

Монахи! О тридцати двух признаках великого человека также хорошо знают различные представители других учений. Тем не менее, они не понимают, благодаря какой карме эти признаки обретаются».

Записи созданы 1581

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх