Анимус

Анима и Анимус: внутренний мужчина и внутренняя женщина

Анима и Анимус понимались Юнгом в разных работах как архетипы, т.е. паттерны поведения, заложенные в коллективном бессознательном, так и в качестве личного психического содержания. Современные юнгианские авторы понимают под анимой и анимусом скорее набор личных ожиданий, ментальных установок, проекций, принадлежащих конкретному человеку, которые приписываются противоположному полу.

Как анима влияет на мужчину: во власти материнского образа

Первичная анима тесно связана с внутренним образом матери. В своей книге AION Юнг описывает распространенные мужские проекции – мужчин с пассивным «как у младенца» Эросом, мечтающим погрузиться в некое обволакивающие, питательное, безопасное материнское лоно. Подобные ожидания могут проецироваться на реальную мать или на образ будущей женщины, которая должна появиться в его жизни.

Юнг упоминает, что нередко рядом с таким мужчиной находиться реальная мать, подсознательно препятствующая его взрослению.

Мужчина боится шагнуть в некомфортный и пугающий для него мир, где требуется проявить мужественность, бороться за свое, за то, что не падает к нему в руки, а сопротивляется.

В глубине этого мужчины живет убеждение о том, что счастье можно получить только в дар от матери.

Архетипическая основа такого союза матери и сына имеет глубокие корни и иллюстрируется во множестве мифов.

Однако важно помнить, что внутренний женский образ принадлежит самому мужчине, это его собственная часть психики, хотя она и уходит своими корнями в коллективное бессознательное.

Как результат анима порождает множество проекций: например, мужчина может считать все женщин властными и пожирающими как его гиперопекающая мама, или распутными, или беспомощными.

Если говорить о проявлениях Анимы, то Мария Луиза Фон Франц, один из классических юнгианских авторов, выделяет также четыре этапа ее развития:

  • Материнская – мечта о материнской любви, уюте, покое.
  • Эротическая – грубый, примитивный аспект, нередко проявляющий в виде спонтанных влюбленностей, чувственной страсти.
  • Достижение гармонии между разумом и внутренними ценностями, познание своей души.
  • Нуминозное переживание единства со своим подсознательным, с высшим надличностным центром, когда Анима служит посредником между Эго и Самостью.

Женщина и ее анимус

Аналогично для дочери первым объектом для проекций становится отец, как и мать для мальчика. Юнг, что характерно для того времени и его в какой-то степени сексистских взглядов, приписывает Аниме соотношение с Эросом, а Анимусу – с Логосом.

Далее Юнг рассуждает о том, что Анимус превращает женщины в упертых спорщиц, что это выглядит нелепо. Аниме Юнг приписывает яд «иллюзий и соблазна», а Анимусу– «меч силы». Разумеется, его взгляды обусловлены его собственными культурными и социальными ограничениями.

Рассматривая положительные аспекты именно Архетипов Анимы и Анимуса, Юнг пишет о том, что последний является между посредником между сознанием и подсознанием при формировании абстрактных философских и религиозных идей, способностью к самопознанию, рефлексии. Анима наделяет сознание мужчины способностью вступать в отношения. Эго-сознание склонно попадать под влиянием архетипов Анимы и Анимуса.

Современное понимание анимуса –это личное психическое содержание женщины, образ мужчины, который существует внутри ее самой. Анимус становится источником множества проекций, которые приписываются мужчинам: например, женщины часто проецируют на мужчин свою собственную амбициозность, активность, агрессию, независимость, автономность или наоборот инфантильность, зависимость. Результатом становятся многочисленные стремления «реализоваться» через своих партнеров: сделать их брутальнее, успешнее, совершеннее во всех отношениях.

Мария Луиза Фон-Франц, аналитик и ученица Юнга, выделяла четыре стадии развития Анимуса внутри женщины:

  • Олицетворение физической силы в мужском образе.
  • Способность рационально планировать свои действия.
  • Способность к реализации в сфере абстрактных и религиозных идей.
  • Высшая духовность и близость на душевном уровне, что означает воплощение смысла, опосредование религиозного, нуминозного опыта, придание творческой смелости, предприимчивости, открытости навстречу новому опыту.

Анима и анимус в анализе и в жизни

Юнг отмечал, что большинство людей не в состоянии выделить свои собственные проекции, порождаемые Анимой и Анимусом. Эту задачу в анализе он считал более сложной, чем знакомство с Тенью.

При этом простая интерпретация позиции клиента в анализе мало что дает, т.к. человеку трудно принять для себя подобные выводы, смириться с тем, что существующий в его воображении образ отца/матери или брачного партнера отличается от реального персонажа и является носителем его собственных проекций.

Однако это плодотворная и полезная задача. Снятие проекций, возникающих в течение всей жизни, позволяет вступать в реальные отношения с другим человеком, а не с его образом, а также лучше понимать себя самого, различные грани своей собственной души.

Возвращаясь к теме архетипов, как пишет Юнг, «не все содержание Анимы и Анимуса является спроецированным», т.е. личным. Оно несет в себе неосознаваемые аффекты и чувства, принадлежащие к автономной области коллективного бессознательного. Внутренние образы мужчины и женщины живут в нас не только под влиянием родителей или личных проекций, но и как порождения коллективных бессознательных сил.

Это может быть как культурное бессознательное отдельного народа, класса, социальной или религиозной группы, так и общечеловеческое бессознательное, в котором живут различные образы мужского и женского.

В завершении главы Юнг акцентирует внимание на опасности, которую несут бессознательные содержания этих архетипов, сравнивая их с древними богами, мощными, порой разрушительными силами. Архетипические ожидания могут настолько сильно проявляться в душе отдельного человека, что в каких-то моментах утрачивается здоровая критичность, а сила разума ослабевает.

Стадии развития Анимы у мужчин

1. Женщина как мать

Он нуждается в мамочке, которая о нём позаботится.

На первой стадии мужская Анима полностью привязана к материнскому образу. Он не обязательно воплощает его настоящую мать, но скорее образ женщины, которая является надёжным источником еды, безопасности и любви. Она воплощает в себе всё естественное, инстинктивное и биологическое. Мужчина с комплексом Анимы такого типа не может нормально существовать без витальной связи с женщиной и легко становится жертвой её контроля и эксплуатации. Он зачастую страдает от импотенции или вообще не испытывает сексуального желания, таких мужчин называют «маменькиными сынками». Этот тип охваченности Анимой может проявляться в страхе несчастного случая или болезней, а также в своеобразной серости личности. Греческие сирены или германская Лорелея воплощают в себе эти опасные аспекты Анимы, которые даже могут привести мужчину к смерти после разрыва любовных отношений, склонив к суициду.

2. Женщина как сексуальный объект

Он хочет, чтобы она делала ему приятно.

На второй стадии развития Анима является коллективным воплощением женской сексуальности. Это Мэрилин Монро, Мадонна или модель «Плейбоя». Мужчины, находящиеся на этой стадии, часто являются донжуанами, которые воспринимают женщин в качестве сексуальных объектов и постоянно впутываются в эротические приключения, иногда перерастающие в сексуальную одержимость. Такие отношения неизменно являются краткосрочными, поскольку мужчина не хранит верность, всегда ищет новый объект для завоевания, при этом ни одна женщина не может соответствовать его нереалистичному образу идеальной возлюбленной.

3. Женщина как жена

Он нуждается в её лояльности и поддержке.

На третьей стадии развития комплекса Анимы мужчина готов заботиться о жене и быть преданным своей семье. Он является любящим защитником и добытчиком, которого ищет женщина, находящаяся на соответствующей, третьей, стадии развития комплекса Анимуса. Мужчины с такой Анимой принимают свою партнёршу такой, какая она есть, до тех пор, пока она выполняет свою роль поддерживающей, нетребовательной, заботливой и верной жены, готовой заниматься сексом, а также остаётся любящей матерью для его детей. Сексуальность мужчины на этой стадии обычно интегрирована в отношения и не является автономной функцией, которая им движет. Он может отличить похоть от любви, что позволяет ему поддерживать длительные отношения (если женщина не покидает его), поскольку он понимает отличие между объектами сексуального желания и преимуществами верности в качестве партнёра/мужа.

4. Женщина как проводник, ведущий к творчеству и пробуждению

Он уживается с её стремлением к независимости.

На четвёртой стадии мужская Анима функционирует как проводник в его внутреннюю жизнь. Поскольку женщины на этой стадии становятся эмоционально и финансово независимыми от мужчин, они часто уходят и бросают своих партнёров против их воли. Это ставит перед мужчиной задачу по поиску других источников реализации, счастья, жизненной энергии, страсти, радости, цели, мира и любви. В процессе такого поиска у мужчины возникает желание ответить на глубинные вопросы жизни: «Кто я?», «Откуда я произошёл?», «Каков смысл жизни?», «В чём моё призвание?», «К какой цели я стремлюсь?», «Куда я иду?».

Размышления над этими вопросами, чтение книг, подобных той, что вы держите сейчас в руках, медитация или поиск связи с идущими теми же путями в мужских коллективах, церквях нью-эйдж, воркшопах на тему личностного роста позволяют мужчине осознать более глубокие уровни его бессознательной Анимы. Таким образом запускается освободительный процесс пробуждения к его аутентичной природе, истинной цели, искренним увлечениям, а также способности к безусловной любви, которая не зависит от отношений с женщинами.

Оборотной стороной этого процесса является то, что для мужчины может стать характерным поведение, описываемое как «кризис среднего возраста»: у него может развиться фобия обязательств, он вообще может начать избегать глубокой близости с женщиной, практикуя серийную моногамию или полиаморность, поскольку он не хочет жертвовать своей новообретённой свободой или ограничиваться одними отношениями. Это частичное пробуждение (идея жизни в одиночку не является интегральной, полностью осознанной или совершенной реализацией потенциала человеческого развития) преодолевается мужчиной, когда он переходит на пятую стадию развития Анимы.

5. Женщина как равный партнёр

Он относится к ней как к противоположному и равному партнёру.

Подобно женщине (смотрите ниже), мужчина, находящийся на пятой стадии развития комплекса Анимы, принял тот факт, что конфликты и неопределённость присущи любым человеческим отношениям, и видит, что их разрешение способствует постоянному процессу исцеления, личностного роста и духовной реализации. Он чувствует себя достаточно уверенным, спокойным и свободным для того, чтобы аутентично выражать свою сексуальную сущность (которая у гетеросексуальных мужчин чаще всего имеет мужественный характер) во взаимодействии с женским началом (Анимой). Это позволяет мужчине быть открытым к отличным от его мнениям, переживаниям и чувствам партнёрши – тут отсутствует страх, что это ставит его под угрозу, оскорбляет или сбивает с толку.

Аутентичные качества женщины, находящейся на пятой стадии, естественным образом дополняют его мужественность, и наоборот. Поскольку он нашёл свою собственную наполненную смыслом идентичность, которая не зависит от вдохновения, поддержки или одобрения, которые даёт женщина. Он уважает независимый авторитет своей партнёрши, а также не чувствует ответственности, стыда или тревоги, если она несчастна (это не умаляет значимость его сопереживания, заботы и преданности) и наслаждается её счастьем.

Он не цепляется за неё и не отталкивает её, будучи полностью открытым для женщины на всех уровнях своего существа, когда она рядом, однако оставаясь спокойным и удовлетворённым, когда она не с ним. Это позволяет мужчине вступать в зрелые моногамные отношения, в которых встречаются противоположные и равные партнёры и которые ведут к совершенно новому жизненному опыту, способствуют процессам эмоционального исцеления и глубоким духовным озарениям, закладывающим фундамент для альтруистических актов доброты и служения другим.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Откуда берется истинная уверенность в себе, сексуальность, шарм и обаяние.
И привлекательность для противоположного пола))

«Сексуальная инициация (и женская, и мужская) состоит в том, чтобы развить в себе фигуру противоположного пола.
Если вы помните миф о Тесее, в нем самым принципиальным моментом было то, что благодаря матери Тесей получил понимание женской природы и знания о женщинах, которые потом развил.

Некоторые спрашивали в комментариях, можно ли для этой цели читать литературу, общаться с женщинами. Иногда это бесполезно, поскольку речь не об умозрительной какой-то информации, а о том, что Тесей вырастил в себе свою Аниму, как Юнг называл женскую фигуру.

Когда мужчина развивает в себе Аниму, он получает женское начало в свое распоряжение. Теперь он как бы постоянно имеет внутри себя подсказчика, который сообщает ему, что чувствует женщина, чего она хочет, чего она ждет, что нужно делать, чтобы заставить ее трепетать и терять от страсти разум.
Можно представить, как прекрасный Тесей стоял перед надменной Ариадной, и его Анима говорила ему, что нужно сказать и что сделать, чтобы Ариадна сначала удивилась, потом встрепенулась, потом заволновалась и наконец окончательно пробудилась от равнодушного созерцания и посмотрела на Тесея взглядом, полным желания.

В реальной жизни это все тоже вполне возможно. Самые лучшие любовники обладают эмпатией, они всегда точно знают и чувствуют, что происходит на той стороне, в сердце и душе женщины. Они словно имеют маленькую копию этой женщины в себе, и с ее помощью лепят свой образ и делают его привлекательным.
Конечно, женщины разные, но Анима мужчины способна отобразить эту разницу.

А вот если Анима мужчины задушена, унижена, изгнана, если он не понимает женщин, не чувствует их, если они для него — загадка, и не в хорошем смысле загадка, которую приятно разгадать, а что-то вроде бреда, о котором даже думать не хочется, то все плохо.

Он всегда будет говорить невпопад, действовать не так, ожидать не то, раздражать женщин и раздражаться сам. Лет в тридцать он уже сможет фрустрировать ресурс секса окончательно и решить, что такие глупости ему неинтересны. Лиса и виноград.

В нем просто не будет инструментов, которыми он бы мог расположить к себе женщину и постепенно вовлечь ее в свой поток. И поток, подогреваемый в юности гормонами, к тридцати годам зачахнет.

То же самое касается и женской инициации. В мифе о Коре, Деметре и Аиде (который отражает женскую инициацию) очень важна фигура Аида. Это мужская фигура, с которой женщине нужно наладить связь, развить в себе Анимуса.
В ней должен поселиться мужчина: сильный, дерзкий и преданный ей. Только тогда она почувствует себя привлекательной женщиной, ощутит мужское влечение, осознает свою власть над мужчинами. И эта мужская фигура должна появиться не где-то вне ее, а внутри нее.

Что значит внутренняя фигура? Это значит — ты сам. Твоя часть. По сути мужчина, который хочет понимать и чувствовать женщину, сам должен стать женщиной.
Это не значит, что он превратится в женственное существо, нет, это будет всего лишь его часть, некий образ желанной женщины, которой он будет нравиться, которая будет его любить и восхищаться им как мужчиной.

То есть такая внутренняя женщина не только не сделает его женственным, но и сделает более мужественным, поскольку он получит одобрительный женский взгляд внутри себя. Он приобретет стабильную мужскую самооценку.
Даже если женщина в реале скажет или сделает ему что-то неприятное, внутренняя женщина всегда сможет прошептать ему: не обращай внимания на эту дуру, ты классный.
И внутренняя женщина будет не просто его нахваливать, но и поддерживать его на пути развития, одобряя все, что увеличивает его привлекательность.

Вы, наверное, видели таких мужчин и женщин. Их самооценка очень стабильна и в хорошем смысле независима. Они нравятся сами себе, у них нет комплексов, их невозможно уязвить, их спонтанность ничем не задушишь. Они могут посмеяться над любой попыткой их задеть, потому что «знают себе цену».

В результате они действительно имеют сильные чары, их обаяние сложно обойти, их уверенность в своей неотразимости передается другим. Если прибавить к этому их понимание второй стороны и чувствительность к ее эмоциям, способность угадать ее желания и многие из них воплотить, получается тот самый образ идеального любовника (и любовницы).
Собственный мощный поток создает стабильная самооценка, вовлекать в этот поток другого помогает хорошая эмпатия. И все это дает хорошая внутренняя фигура другого пола и только она.
Играть фигуру другого пола достаточно весело. Многих это смущает сначала, однако, если посильнее включиться, оказывается, что мужчины отлично знают, как нужно вести себя женщинам, чтобы сорвать им крышу, а женщины знают, каким должен быть мужчина, чтобы ему было сложно отказать.
Если с этой фигурой работать, не просто оживить ее и получше узнать, но и наладить с ней контакт, вызвать у нее любовь к себе, можно получить ту самую инициацию и прокачать таинственный ресурс секса. Во всяком случае частично.

У людей с фрустрированным ресурсом секса фигура другого пола уродлива, враждебна или очень смутно очерчена. Это либо нечто отвратительное, либо какая-то унылая зануда, либо ее нет, либо она равнодушна к ним.
У людей с аддикцией к ресурсу секса фигура другого пола могущественна и враждебна, она не любит их, она намного сильнее их. У большинства людей такая фигура представляет собой нечто среднее: и очерчена смутно и любит не очень.
Для инициации важно обнаружить в себе фигуру (это может быть даже несколько фигур, несколько мужчин для женщины, несколько женщин для мужчины, главное, чтобы они были очень привлекательны) и почувствовать их влечение к себе. Как правило (почти всегда) чтобы получить влечение фигуры к себе нужно измениться. Не кардинально, но кое-что изменить в себе, а иногда многое.
Если выженщина, попробуйте представить себя мужчиной, таким, какие вам нравятся, сыграйте этот образ, попытайтесь понять, каково это — быть мужчиной. Чем точнее вы сможете это представить, тем лучше.
Если вам удастся ощутить возбуждение, которое испытывает этот мужчина при взгляде на красивых женщин, еще лучше. А после того, как этот внутренний мужчина ожил в вас, попробуйте посмотреть его глазами на себя. Как вы ему? Не очень? А что именно не так?
Станьте себе как женщине коучем от лица этого идеального (или почти) мужчины. Скажите, что нужно поменять. Может быть иначе себя вести?
Если вы действительно оживили фигуру, она наверняка скажет вам: ты ничего, только не знаешь себе цену, расслабься, не будь такой напряженной, почувствуй свою значимость.
Вы должны добиться чувства, что ваш внутренний мужчина оценивает вас высоко, находит вас не менее интересной, чем самых интересных женщин, а лучше — более.
Если ваш внутренний мужчина очень живой и при этом влюблен в вас (но вы понимаете, что он — часть вас, а не какой-то внешний мужчина), можете считать, что инициацию Золушки вы прошли и ресурс подключили.

Если вы мужчина, преодолейте неприязнь и гомофобию, и представьте себя женщиной. В конце концов этого никто кроме вас не увидит. Почувствуйте себя этой красивой, сексуальной, востребованной женщиной.
Очень нежной или чуть стервозной, такой, какая вам самим нравится. И посмотрите на себя ее глазами. Все так? Или не очень? Это так принципиально? Понятно, что неплохо бы подкачаться и денег побольше, но в целом вы ведь достаточно привлекательны?
Цель знакомства со своей внутренней женщиной — понравиться ей. Для этого придется что-то в себе поменять, скорее всего, но главное, чтобы она видела в вас самое хорошее и не слишком акцентировала на плохом.

Если ваша внутренняя женщина достаточно оживет в вас и вас полюбит, будет считать вас лучшим из мужчин, вы пройдете инициацию Тесея, а это значит, что вы получите стабильную самооценку (по крайне мере в сфере ресурса секса) и заметный шарм.
Также, благодаря этой женщине, вы будете лучше понимать реальных женщин и сможете легко почувствовать себя на их месте, а значит получать от них то, что хочется».

Автор Марина Комиссарова

Анимус. Мужчина внутри

Звучит в размышлениях женщин примерно так: «Единственное, чего я хочу, это любви, а он не любит меня»; или: «В этой ситуации возможны два варианта и оба одинаково никудышны» (анимус никогда не верит в исключения). Мало кто может что-то противопоставить мнению анимуса, потому что в общем оно обычно всегда верно, хотя и редко подходит к конкретной ситуации. Как правило, оно звучит убедительно, но не по существу.
Так же, как характер анимы мужчин формируется под влиянием матери, у женщин основное влияние на анимус оказывает отец. Отец наделяет анимус дочери особым колоритом, определяемым несколькими бесспорными, не требующими доказательств убеждениями, которые никогда не отражают индувидуальность самой женщины.
Вот почему анимус иногда, подобно аниме, воплощает демона смерти. В одной цыганской легенде, например, говорится об одинокой женщине, принимающей симпатичного незнакомца несмотря на приснившийся ранее сон, предупреждавший, что этот незнакомец — король смерти. Пробыв с ним вместе некоторое время, она пытает, кто он такой на самом деле. Сначала он отказывается раскрыться, заявив, что она умрет, если узнает. Она, однако, настаивает. Внезапно он признается, что является самой смертью. Женщина моментально умирает от страха.
С мифологической точки зрения красивый незнакомец является, вероятно, языческим образом отца или образом бога, выступающего здесь в роли короля мертвых (подобно похитившему Персефону Гадесу). Но с психологической точки зрения это одно из проявлений анимуса, которому свойственно изолировать женщин от контактов с людьми вообще и особенно от контактов с реальными мужчинами. При этом мечтания о будущем, где эмоции перемежаются трезвыми рассуждениями, образуют своего рода кокон, отделяющий женщину от реальной жизни.
Негативный анимус появляется не только в роли демона смерти. В мифах и сказках он выступает в роли грабителя и убийцы, как, например, Синяя Борода, убивающий всех своих жен в потайной комнате. В этом образе анимус воплощает все те полуосознанные, холодные и разрушительные мыслишки, которые приходят к женщинам по ночам, и особенно к тем из них, кому не удастся понять, что чувство предполагает некоторую ответственность, а не только удовольствие.
Именно в такие минуты накатывают размышления о судьбе наследства и других подобных вещах, разум опутывает паутина расчетливых и злых мыслей. В таком состоянии женщина готова пожелать смерти даже близким. («Когда один из нас умрет, я перееду в Ривьеру», — говорит жена мужу, увидев прекрасное Средиземноморское побережье, считая эту мысль относительно невинной из-за того, что она высказана вслух).
Вынашивая тайные разрушительные замыслы, жена может довести мужа — а мать довести детей — до болезни, несчастного случая или даже смерти. Бывает, что мать решает удержать детей от вступления в брак, но не осознает этого. Подобные злонамерения обычно глубоко скрыты в подсознании. (Наивная пожилая женщина однажды сказала мне, показывая портрет сына, утонувшего, когда ему было двадцать семь лет. «Я предпочитаю такой исход, чем отдать его другой женщине».)
Иногда в результате воздействия анимуса на подсознание возникают странная пассивность и паралич всех чувств, или глубокая неуверенность в себе, доходящая порой до ощущения полной никчемности. Глубоко внутри анимус нашептывает: ‘Ты безнадежна. Что толку пытаться? Нет никакого смысла что-либо делать. Жизнь никогда не переменится к лучшему».
К сожалению, когда одно из таких состояний подсознания завладевает нашим разумом, нам кажется, будто это наши собственные мысли и ощущения. Эго отождествляется с ними до такой степени, что не может отдельно воспринимать их, а значит, и распознать, что они представляют из себя на самом деле. Это настоящая «одержимость» явившимся из подсознания явлением. И только после того как одержимость исчезает, человек с ужасом осознает, что говорил и действовал в диаметрально противоположной своим истинным мыслям и чувствам манере, то есть был жертвой чужеродного психического фактора.
Подобно аниме, анимус включает не только негативные качества: жестокость, безрассудство, болтливость и негласные, но стойкие злобные идеи. Анимус имеет также и весьма ценные качества, его творческий потенциал может проложить путь к Самости. Нижеследующий сон сорокопятилетней женщины хорошо это иллюстрирует
«Два человека в масках пробираются на балкон, а с него в дом. Они закутаны в черные плащи с капюшонами и, кажется, хотят замучить меня и мою сестру. Она прячется под кровать, но они выгоняют ее оттуда и пытают. Затем подходит моя очередь. Главарь прижимает меня к стене, совершая магические пассы перед моим лицом. Тем временем его помощник что-то рисует на стене. Увидев это, я говорю, чтобы не разозлить их еще больше: «О, вы хорошо рисуете!» В этот момент мой мучитель поворачивается ко мне и оказывается, что у него благородное лицо человека искусства. Он гордо говорит: «Да, действительно», — и начинает протирать очки».
Страх перед садистскими намерениями этих двух персонажей хорошо знаком сновидице, часто испытывавшей в своей дневной жизни сильнейшие приступы тревоги, во время которых ее преследовала мучительная мысль, что люди, которых она любила, в большой опасности или даже мертвы. Но тот факт, что образ анимуса в сновидении раздвоен, предполагает, что грабители олицетворяют двойственный по своему воздействию психический фактор, который может и не совпадать с этими невыносимыми мыслями. Сестра сновидицы, убегающая от мужчин, схвачена и подвергается пыткам. В действительности же сестра ее умерла совсем молодой. У нее было художественное дарование, но она очень мало использовала свой талант. Затем из сновидения вытекает, что грабители в масках на самом деле-переодетые художники и что если сновидица признает их дарование (то есть свое собственное), то они оставят свои дурные намерения.
В чем же заключается глубинный смысл этого сновидения? Он в том, что регулярно повторяющиеся приступы тревоги скрывают под собой реальную смертельную опасность, но вместе с тем — и творческую возможность. Как и у сестры, у женщины имеется определенный художественный дар, но она не уверена, сможет ли живопись стать делом се жизни. Сон честно предупреждает, что она должна реализовать свое дарование. Если она последует этому совету, то разрушительная и мучительная энергия анимуса преобразуется в осмысленную творческую деятельность.
Как и в только что описанном сновидении, анимус часто является в виде группы мужчин. Так подсознание иллюстрирует тот факт, что анимус скорее коллективный, нежели индивидуальный образ. Из-за этого женщины тяготеют к мышлению категориями группы, особенно часто употребляя слова: «мы», «они» или «все», а также «всегда», «следует», «должны» (особенно когда через них говорит анимус).
Во многих мифах и сказках говорится о принце, превращенном колдуньей в животное или чудовище и вновь обращенного в человека любовью, что символизирует процесс, в котором анимус становится осознанным явлением (см. комментарии д-ра Хендерсона о значении мотива «Красавица и Чудовище» в предыдущей главе). Очень часто героине не позволяют задавать вопросы о ее таинственном и остающемся неизвестным возлюбленном и муже; или же она встречает любимого только в темноте и никак не может разглядеть его. Скрытый смысл этого заключается в том, что только нерассуждающая вера и любовь способны помочь героине вернуть жениха. Но обещание соблюдать запреты всегда нарушается, и только ценой долгих и трудных поисков и глубоких страданий ей удается найти возлюбленного.
Это иносказание отражает тот факт реальной жизни, что осознанное внимание, которое женщина должна уделять проблеме своего анимуса, отнимает много времени и приносит ей много переживаний. Но если она поймет, что такое ее анимус и что он делает для нее, а главное, убедится в его реальности и не позволит ему захватить свой разум, то анимус может превратиться в бесценного внутреннего соратника, который наделит ее истинно мужскими качествами — инициативой, храбростью, объективностью и духовной мудростью.
В точности как анима, анимус проходит через четыре стадии развития. На первой он знаменует простую физическую силу, например, как чемпион по легкой атлетике или мужчина с горой мышц. На следующей стадии он олицетворяет инициативу и способность планировать свои действия. На третьей — анимус представляет «слово», зачастую реализуясь в качестве профессора или религиозного деятеля. Наконец, в четвертой — анимус становится воплощением смысла. На этом высшем уровне он опосредует, подобно аниме, религиозный опыт, через который жизнь приобретает новый смысл. Он придает женщине духовную твердость, невидимую внутреннюю поддержку, что компенсирует ей внешнюю мягкость. Анимус в его наиболее развитой форме способен устранить разъединенность разума женщины и ее духовности, приходящую с возрастом, что усиливает ее восприимчивость к новым творческим идеям в противовес мужчинам. Именно по этой причине женщины в древние времена становились у многих народов гадалками и прорицательницами. Творческая смелость их позитивного анимуса иногда рождает мысли и идеи, вдохновляющие человечество устремляться к новым свершениям.
«Внутренний мужчина» в психике женщины может спровоцировать супружеские неприятности, аналогичные описанным в разделе об аниме. Ситуация особенно усложняется, когда одержимость одного партнера анимусом (или анимой) автоматически передается другому, то есть оказывает на него такое раздражающее воздействие, что он (или она) также делается одержимым. Анимус и анима всегда стремятся обеднить тематику и лексику разговора для создания атмосферы несогласия, раздраженности и неприятных эмоций.
Как я уже отмечала выше, анимус, как позитивное начало, может олицетворять предпринимательский дух, смелость, правдивость и в своих высших проявлениях духовную мудрость. Через него женщина может объективно воспринимать процесс развития своей личности, обретая собственный путь духовного развития. Это, естественно, предполагает, что ее анимус перестает позволять себе безапелляционные высказывания. Женщина должна быть достаточно смелой и умственно раскрепощенной, чтобы усомниться в истинности собственных убеждений. Только тогда она будет способна воспринять рекомендации подсознания, особенно если они противоречат мнению анимуса. Только тогда проявления Самости пробьются к ней и она сможет осознать их смысл.

Записи созданы 1581

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх