Что движет людьми по фрейду?

О книге

Зигмунд Фрейд и Карл Юнг – два величайших представителя аналитической психологии XX века. Фрейд был основателем этого течения, оказавшего огромное влияние на философию, социологию, антропологию, литературу и искусство двадцатого столетия. Интерес к теории Фрейда не угасает и в наши дни.

Карл Юнг был верным учеником Зигмунда Фрейда и считался его «престолонаследником», однако затем между ними произошел конфликт, в результате которого Юнг покинул Фрейда. Причиной конфликта стало различное понимание мотивов поведения человека – Фрейд считал, что в его основе лежат главным образом подавленные сексуальные желания; Юнг отводил сексуальности гораздо меньшую роль. Согласно представлениям Юнга, поведение человека более зависит от «архетипических образов» и «коллективного бессознательного», чем от сексуальной энергии «либидо».

В книге, представленной вашему вниманию, содержатся наиболее значимые произведения Фрейда и Юнга, в которых дается ответ на вопрос, что движет человеком в его поведении. Кроме того, приводятся воспоминания Юнга о Фрейде, где читатель найдет любопытные сведения об этом великом психоаналитике, а также познакомится с тем, как Юнг объясняет причины произошедшего между ними конфликта.

В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Читайте онлайн полную версию книги «Опасные желания. Что движет человеком?» автора Зигмунда Фрейда на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и читайте «Опасные желания. Что движет человеком?» где угодно даже без интернета.

Подробная информация

Дата написания: 2014

Год издания: 2014

© Сергей Бобырь

Задумывались ли Вы когда-нибудь — что нами движет? Почему и зачем мы встаем и куда-то идем, едем, что-то делаем, беспокоимся, переживаем и т.п. Что является движущей силой нашей активности?

Есть разные уровни мотивации, вот один из вариантов их описания:

  1. Боль – комплексы, блоки, болезни, психологические травмы и т.п. Это самый низкий уровень, на котором, тем не менее, пребывает большая часть населения Земли, включая большинство читающих эти строки, как ни неприятно это осознавать.
  2. Личная воля. Это следующий уровень, когда человек сознательно выбирает для себя что-то и целенаправленно делает это. При этом выбор человека может быть как полезен и хорош для него самого, так и вреден.
  3. Жизнь от индивидуальных мотиваций. Здесь развивается уже не волевой аспект выбора, а чувственный. Человек, идя по этому пути, начинает отличать свои истинные желания от навязанных обществом и реализовывает их. Можно сказать, что индивидуальность – это совокупность всех настоящих желаний человека. У просветленного человека желаний может быть 30-40 и он их допроживает. У обычного человека их 100, 200 и больше, потому что он их не проживает. Постепенное раскрытие этих мотиваций приводит к осознанию все более глубинных желаний. По мере развития осознанности человека, он проходит несколько стадий индивидуальных мотиваций:

а) жизнь от личных мотиваций;

б) жизнь от душевных мотиваций;

в) жизнь от духовных мотиваций.

Хотя проживание разных уровней индивидуальных мотиваций может идти и параллельно, когда человек до этого дорос. Но все слои мотиваций должны быть реализованы. Если человек в какой-то прошлой жизни достиг высокого уровня и решил духовные вопросы, ему все равно потом придется дорабатывать душевные и личные. И лишь когда все слои личных мотиваций прожиты, возможен переход на следующий уровень.

  1. Жизнь от воли Бога. Это самый высокий уровень, возможный, когда индивидуальные мотивации и энергии уже не мешают услышать волю Бога. Человек делает то, что скажет Бог и живет уже даже не от каких-то своих тонких энергий. Уровень энергии, восприятия, счастья, соединенности такого человека превышает все, что может вообразить себе большинство из нас.
    Здесь возможен разный масштаб планов. Т.е. функция такого человека в системе относительно города, относительно области, страны, рода, вида и т.п.

Если проводить параллели этой системы мотиваций с традиционной индийской, то (Боль) – относится к карме; (Жизнь от индивидуальных мотиваций) – к дхарме, (Жизнь от воли Бога) – находится за пределами кармы и дхармы. Второй уровень мотивации (Личная воля) – это уже не карма, но и еще не дхарма. Человек может своей волей развить в себе и что-то против своей природы и против кармы. Считается, что для современной цивилизации более эволюционным путем является не волевой, а чувственный, описанный здесь как «жизнь от индивидуальных мотиваций». При этом, если человек идет по этому пути, воля развивается автоматически. В некоторых учениях это называют «Путь без усилия» — когда находишь истинную мотивацию, тебе даются силы на ее реализацию. Личная воля может тут быть пусковым моментом, но этот момент минимален.

1 БОЛЬ КАРМА
2 ЛИЧНАЯ ВОЛЯ
3 ЖИЗНЬ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МОТИВАЦИЙ ДХАРМА
— личных;
— душевных;
— духовных.
4 ЖИЗНЬ ОТ ВОЛИ БОГА

Ответ

Побуждение – двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности к чему-либо, которое и получило в психологии название мотива. В основе всех побудителей поведения лежат потребности. Потребность понимается, как нужда индивида в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности. Потребность непосредственно побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она, таким образом, является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней.

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, — все это называется производством.

Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль играет в жизни общества ? Что создается трудом? В чем заключаются основные правила поведения семейного хозяйства?

Что побуждает человека к деятельности?

Всегда человека побуждают к деятельности потребности. Человек имеет потребность в общении или в эмоциальной поддержке и он идет общаться с кем-то. Человек хочет путешествовать, имеет потребность в более лучшем доме или более вкусной еде – он начинает заниматься трудовой деятельностью. Человек устал и хочет восстановить силы – он занимается каким-то досугом, то есть занят в игровой деятельности. Или потребность в знаниях легко удовлетворяется в обучении.

Каковы главные потребности людей?

Главными потребностями людей являются физиологические потребности. Дело в том, что удовлетворение всех остальных потребностей зависит от удовлетворения этих потребностей. Нельзя начать самовыражаться, творить, общаться, самоутверждаться на пустой желудок, без воды, без дома и так далее.

Какую роль играет в жизни общества?

Потребности? Огромную! От физиологических потребностей зависит буквально жизнь человека, а от духовных и социальных – психологическое состояние.

Что создается трудом?

Материальные блага? Что-то — произведения, предметы, идеи и так далее – что может быть продано или использования для получения материальных благ и удовлетворения потребностей.

В чем заключаются основные правила поведения семейного хозяйства?

Основные правила: материальные блага делятся поравну, в хозяйстве задействованы все члены семьи, каждый имеет свои функции.

Обществознание. Что движет человеческой деятельностью Философские подходыЧто движет действиями людей и развивает общество Географическая школа ( Ш. Монтескье. — презентация

1 Обществознание

2 Что движет человеческой деятельностью Философские подходыЧто движет действиями людей и развивает общество Географическая школа ( Ш. Монтескье и др.) Географическое положение, природно — климатические условия формируют общество и человека Философский идеализм ( г. Гегель, И. Кант ) » Идеи правят миром » Идеи критически Историей правит мыслящих людей » мировой разум «, » абсолютная идея »

3 Что движет человеческой деятельностью Философские подходыЧто движет действиями людей и развивает общество Исторический материализм ( К. Маркс и др.) Материальные потребности и интересы обуславливают поведение и деятельность людей Технократизм ( Е. Веблен и др.) Техника и технология коренным образом меняют человеческую жизнь и могут решить любые социальные проблемы Психологическое направление ( П. Л. Лавров и др ) Объяснение общественных явлений и процессов – в психологии человека и социальных групп

4 Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Потребность – это испытываемая нужда в чем — то, что необходимо для жизни и развития. Мотивы деятельности потребности социальные установки убеждения интересы влечения

5 Пирамида потребностей, по А. Маслоу ( амер. психол.) Потребность в самореализации (развитие своих возможностей и способностей, их активное использование, самовыражение) Потребность в уважении (самоуважение, признание, статус) Социальные потребности (любовь, дружба, общение с людьми, духовная близость) Потребность в безопасности (защита от врагов, помощь в случае болезни, самосохранение) Физиологические потребности (дыхание, вода, пища, одежда, жилье, воспроизведение рода) Вторичные ( приобретенные ) Первичные ( врожденные )

6 Социальные установки – ориентация человека на что — либо, готовность, предрасположенность действовать определенным образом. Убеждение – эмоционально — ценностное отношение к действительности. Интерес – реальная причина действий, стоящая за мотивами. Влечение – психические состояния, выражающие неосознанную ( недостаточно осознанную ) потребность. Человек может прожить: Без еды дней, Без воды 7-10 дней, Без сна 4 дня, Без воздуха от 3 до 5 минут.

7 Интересы по степени общности индивидуальныегрупповые общественные (т.е. общества в целом) экономическиесоциальныеполитические Интересы по сфере направленности духовные

8 Классификация действий по М. Веберу Действия по мотивам Целенаправленные Ценностно — рациональные АффективныеТрадиционные Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом Характеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценности Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности Характеризуются зависимостью от длительной привычки Социальные действия, т. к. они осмысленные ( рациональные ), составляют элементы деятельности

9 Презентацию выполнила Комарова Татьяна Владимировна МБОУ СОШ 1 г. Семенова Нижегородской области

Побуждающих людей к деятельности

Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно, развитием общества. Одни из них объясняли развитие общества влиянием географической среды. Так, французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких соображений делались выводы о характере политической власти, законы, торговлю и т.

Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: «Идеи правят миром». Некоторые из них считали, что эти идеи критически мыслящих личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. Другой взгляд состоял в том, что историей правит мировой разум. Такой взгляд развивал в своих трудах немецкий философ Гегель.

Еще одна точка зрения на развитие общества заключается в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилье, а значит, создавать все это. Изменения в производстве, согласно Марксу вызывают изменения и в других сферах жизни. Деятельность людей определяется в конце концов их материальными, экономическими интересами.

Некоторые ученые отрицали возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под влиянием того и другого. Однако многие ученые и сегодня думают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. В условиях научно-технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором считали технику и технологию.

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждают его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Слово «мотив» французского происхождения и означает буквально: побудительная причина, повод к какому-либо действия. В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В качестве мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность — это переживая и осознаваемая человеком необходимость в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность конечно направлена на какой-нибудь предмет. Например, голод — это потребность в пище, предметом потребности е пища. Невозможность справиться с каким-либо заданием порождает недостаток в знаниях, которые необходимы для его решения. Предметом потребности в данном случае являются знания. Потребности человека можно разделить на три группы:

1. Биологические потребности: потребности в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе. Другими словами, это те же цели, что и у животных. Немецкий писатель Г. Белль (1917-1985) так писал об одной из этих потребностей: «Сон прекрасен тем, что уравнивает и человека, и животное».

2. Социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена потребность личности, например, в различных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств. Среди социальных потребностей иногда выделяют потребности «для себя» (потребность настаивать на своих правах) и «для других» (потребность выполнять свои обязанности).

3. Идеальные потребности: познавать окружающий мир в целом и в его подробностях, осознавать свое место в нем, смысл и назначение своего существования. Потребность в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию».

У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кому-то кино, кому-то танцы, а кому-то болеть за любимую футбольную команду. Тем, кто профессионально занимается наукой и искусством, свойственны развитые идеальные потребности.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. Действительно, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге. Человек выбирает напиток, утоляя жажду, и заботится, чтобы посуда, из которого она пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью «удовлетворение которой имеет множество социальных граней имеют и кулинарные тонкости, и условия, и сервировки стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное сообщество, разделяет с ней трапезу.

У большинства людей социальные нужды господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет ниже). Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхание, одежде, жилье, физических

движениях, отдыха и тому подобное; экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально: существование):

в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,

в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и тому подобное; социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о

другого и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими; престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха

и высокой оценки, служебном роста; духовные: в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей — первичные (врожденные), а следующие три — вторичные (приобретенные). Потребности каждого следующего уровня становятся существенными, когда удовлетворены предыдущие. Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности является социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть склонен к созданию семьи, ее сохранения или, наоборот, не настроен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означает буквально: иметь значение, важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т.д.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек относится к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп, интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т.д.). Она также относится к какой-либо этнической группы и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Получается, интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют различные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Гегель писал: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов … и лишь они играют главную роль» ч

С интересами людей связаны их идеалы. Общественный идеал — это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, представления о высшей справедливости и лучший общественный строй.

Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, то есть характеризует сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, происходит без участия сознания.

Австрийский психолог 3. Фрейд (1856-1939), изучавший бессознательное, придавал ему большое значение: «Многое в» Я «, безусловно, бессознательно, именно то, что следует назвать» ядром «Я». Под бессознательным в психологии понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не может разобраться.

В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное — это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) считал, что бессознательное — источник творческой фантазии духа.

На деятельность человека могут оказать большое влияние ее поезда, то есть психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни поезда побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие оказываются в агрессивных, разрушительных действиях.

Для человека, испытывающего состояние влечения, не понятно, что притягивает ее к объекту, какова цель ее действия. Вспомним слова князя с «Русалки» А.С. Пушкина: «Невольно к этим печальным берегам меня притягивает неведомая сила». Герой драмы не осознает, какая сила заставила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка.

Многие ученые считают, что поезд — это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Сначала неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), говоря о деятельности, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональная, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональная действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и возможные побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, условия достижения задуманного.

Ценностно-рациональная дел характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Но смысл заключается не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид придерживается своих понятий о долге, достоинстве, красоте, религиозные каноны, благочестия. Такое действие подчинена принципам, заповедям, требованиям. Она основана на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида (слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально: душевное волнение; психологи понимают под этим термином относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание — ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Оно может быть реагированием на совершенно необычное раздражение. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и тому подобное.

Традиционная действие основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки (например, возникновение у нас в стране в советское время нехватки какого-либо нужного продукта вызвало у многих людей желание при первой возможности создать у себя запас этого продукта).

М. Вебер отмечал, что в чистом виде эти типы поведения встречаются нечасто. Как правило, разные мотивы сочетаются, накладываются друг на друга. Однако их знание помогает понять мотивы поведения людей, содержание их деятельности.

Основные понятия

Деятельность. Поведение. Действия. Дела. Нужды. Интересы.

Сроки

Объект. Субъект. Цель. Средства.

Вопросы для самопроверки

1. Какие признаки человеческой деятельности?

2. Как соотносятся между собой цель и средства ее достижения?

3. Каким образом в поведении человека проявляется ее отношение к другим людям?

4. В чем заключается связь потребностей и интересов? В чем заключается различие между ними?

Задача

1. Подумайте о словах французского философа Дидро (1713-1784): «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Может ли человек что-либо делать без цели?

2. В архитектора цель выступает в образе задуманной постройки. А какой может быть цель у государственного деятеля, преподавателя, полководца? Ответ аргументируйте.

3. Укажите субъект и объект деятельности в следующих событиях: крестьянская реформа 1861 г.. В Российской империи. Английская революция XVII в., Первое кругосветное путешествие, освободительная война украинского народа 1648-1657 гг.

4. Немецкий поэт и мыслитель И. Гете (1749-1832) писал: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, из-за чего со всей деятельности ничего не получается или получается обратное тому, к чему они стремятся».

Как вы думаете, для большевиков диктатура была целью или средством?

5. Какой вывод о соотношении целей и средств можно сделать со следующего высказывания римского писателя и историка Светония (и -11 в.). «Тех, кто добивался малых выгод ценой больших опасностей, он сравнивал с рыбаком, удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок — и никакой улов не возместит потери»?

6. И.В. Гете писал: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свое лицо». Как соотносятся деятельность и поведение? Приведите примеры разного поведения в процессе одной и той же деятельности. Как в этих случаях оказывается личность?

7. Американский писатель Э. Хемингуэй (1899-1961) говорил: «Каждый человек рождается для какого-то дела».

Как вы думаете, под словом «дело» здесь имеется в виду действие или деятельность? Свою точку зрения объясните.

Что движет человеком?

В психике человека существуют мотивационные силы, которые заставляют действовать так или иначе, определенном образом выражать себя, чувствовать, переживать, думать. эти силы не что иное как влечения и потребности, направляющие нашу жизнь и судьбу в определенное русло.

Существуют две категории влечений и потребностей: влечения к созиданию (любовь, нежность, сексуальность, инстинкт самосохранения, потребности в творчестве, в познании, ценностях, воля к смыслу и свободе) и влечения к разрушению (агрессивность, инстинкт саморазрушения, садизм, мазохизм, нарциссизм, эмоциональная зависимость, воля к власти и подчинению-рабству).

Любое желание человека можно рассматривать как дом, фундаментом которого будет являться бессознательная мотивация, то есть динамика влечений. Если в ней преобладает влечения к разрушению возникает психопатология. Человек в таком случае находится в состоянии психологического отчуждения (духовного отчуждения), он может неадекватно себя вести, испытывать постоянную тревогу, впасть в эмоциональную зависимость от вредных привычек.Какую форму ни принимало бы отчуждение, оно всегда вселяет в человека страх, тревогу, экзистенциальную вину, бессмысленность, абсурдность, суицидальные мысли, одиночество, эмоциональную глухоту. Перечисленные состояния знакомы многим людям, живущим в нашу неспокойную эпоху.

Сегодня мы можем наблюдать огромное количество людей с той или иной психопатологией в социальном поле. Это и многие из политиков, лидеров научных и религиозных организаций. Всё это создает значительную опасность для нашего общества, ведь если больную психику не лечить, то психопатология может принять таких масштабов, что скрытый потенциал разрушения полностью реализуется. Тогда пострадают все и сам больной и жертвы, оказавшиеся рядом. Именно для этого во главе общества должны находится психически здоровые люди, которые осуществят социально-психологическую программу оздоровления душевно нездоровых людей. Нам важна эффективная популяризация идеи психического здоровья.

Искренне желаю вам в новом году навести порядок в бессознательном своей психики, а именно количество созидательных стремлений увеличить, а разрушительных уменьшить!

Что движет человеком

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх