Что означает понятие карма?

24 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Карма является очень древним понятием, которое испокон веков присутствует в верованиях народов Индии.

Со временем учение о карме распространилось на весь мир и сейчас многие интересуются этой теорией о круговороте смертей и рождений.

Но что такое карма, как она влияет на жизнь людей, какие виды, типы и законы кармы различают? Обо всем об этом мы сегодня и поговорим. Не переключайтесь, будет интересно…

Карма — это…

В переводе с санскрита слово «Карма» или «Камма» означает «действие», «деятельность», «обязанность».

Карма — это центральный элемент в различных религиях Индии (индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм) – представляет собой вселенский закон о причинно-следственных связях.

Согласно ему, все события в жизни человека определяются его прошлыми поступками. Сделал что-то хорошее, хорошее и получишь. Поступил плохо – жди расплаты в виде различных неприятностей.

То, как мы живем сейчас, предопределено прошлым, но в это же время своими действиями мы формируем свое будущее.

Принцип причинно-следственных связей работает не для одной конкретной жизни, а и за ее пределами. Для понимания этой идеи существуют понятия колеса Сансары и Реинкарнации:

  1. Сансара – это круговорот смертей и рождений одной души. В индийских религиях, например, в буддизме, считается, что человек приходит на землю в разных воплощениях очень большое количество раз с целью очищения.
  2. Реинкарнация – перерождение или перевоплощение души: она может вернуться из мира мертвых в образе человека, животного, цветка и т.д.

Если коротко: душа отжила одну жизнь, как могла – совершала хорошие и плохие деяния, формируя карму. В следующем воплощении она по идее должна отработать грехи прошлой жизни через добрые дела.

Но на деле так не получается: человек может и исправит прошлые проступки, но непременно наделает новых. Блуждая по кругу сансары, душа стремится к полному очищению от всех грехов, чтобы достичь нирваны (что это?) – состояния вечного блаженства.

Часто люди путают карму и судьбу. Судьба – это некий остов, каркас, внутри которого происходят события жизни. Карма – это свобода своих выборов.

Виды Кармы

  1. Семейная – связывает детей и родителей, братьев и сестер: все они не случайно оказываются родственниками – каждый из них должен что-то дать другим и взять от них.Например, если в прошлом воплощении душа была плохой матерью, то в настоящем она может иметь такую же несносную мать. Это урок, который она должна пройти, чтобы отработать карму.
  2. Коллективная – объединяет группу людей со схожими кармическими задачами.Например, пассажиры самолета, которому суждено разбиться, собираются в таком составе неспроста: они все должны погибнуть именно таким образом. Те, кто сдает билеты перед самым отлетом, опаздывает на рейс – вовсе не счастливчики, у них просто другая отработка. Случайностей не бывает.
  3. Национальная – работает в отношении целой нации, народа, который может страдать от наводнений, землетрясений, эпидемий и других массовых кризисов.
  4. Тяжелая карма – дается тем, кто наделал много негативных деяний и не торопится их исправлять. Таких людей ждет мучительная смерть от рака, СПИДа и т.д.
  5. Карма-сайя – сексуальный союз мужчины и женщины, в котором они разделяют свои кармы. Такой кармой пара соединена в книге карм.
  6. Индивидуальная – карма отдельного индивида. Люди рождаются с физиологическими недостатками, врожденными болезнями, которые являются результатом плохих поступков в прошлой жизни.

4 типа Кармы

  1. Саньчита – это совокупность плохих и хороших дел, которые уже свершены в этой или прошлой жизни и записаны на «кармический счет» души. Они обязательно дадут о себе знать в будущем (этой жизни или следующей) в виде негативных и позитивных событий в зависимости от того, как вел себя человек.
  2. Прарабдха – часть саньчиты – события, которые уже проявились или вот-вот проявятся, как следствие прошлого опыта.Например, вам улыбнулась удача, и вы выиграли в лотерею большую сумму денег. Это значит, что в прошлом вы сделали что-то очень хорошее. Возможно, помогали нищим или что-то в этом роде.
  3. Криямана – совокупность действий, которые человек совершает сейчас, те, чьи последствия вернутся к нему бумерангом в будущем.Например, если мужчина родился с отклонениями в работе половой системы и не может иметь детей – это последствие одной из первых двух карм. Но если он сделает себе операцию и восстановит детородную функцию, то тем самым приведет в действие крияману и повлияет на события будущего.
  4. Агама – потенциальные события будущего. Это то, что мы планируем сделать. Например, в вышеописанном примере желание мужчины сделать операцию есть агама.

Таким образом, первые два типа Кармы – это то, что уже сделано и предопределено. Два вторых – те, что позволяют человеку менять свое будущее. Именно они помогают улучшать карму, постепенно приближаясь к нирване.

12 законов Кармы

Понятие Кармы иногда синонимизируют с наказанием, это не так.

Изначально в мире нет ничего хорошего или плохого: оценки, разделение на черное и белое придумали люди. Есть просто явления, события, деяния, которые влекут последствия и все.

Если вы специально разольете воду на пол – получится лужа, сунете руку в улей – ощутите боль. Все просто: причина – следствие. Не хотите поскользнуться на полу, не лейте воду, не хотите чувствовать боль – не суйте руки, куда не надо.

Мы выяснили, что такое Карма. Переходим к тому, как создать себе удачное будущее. Для этого необходимо знать о кармических законах – не просто знать, но и соблюдать. Их всего 12:

  1. Первый закон можно описать пословицей «Что посеешь, то и пожнешь». Помните, что у всех поступков есть следствия.
  2. Закон создания – карма отдельного человека влияет на карму всего социума.
  3. Закон смирения – только осознав и приняв свое положение можно его изменить.
  4. Закон роста – каждый должен стремиться к внутренним изменениям, тогда изменится и внешняя жизнь.
  5. Закон связи – чтобы понять его, можно посмотреть фильм «Эффект бабочки». Там отчетливо раскрывается идея, как одно лишь действие или решение может изменить и нашу жизнь, и жизнь других людей.
  6. Закон ответственности – все, что с вами происходит – дело ваших собственных рук.
  7. Закон фокуса – где внимание, там энергия. Сосредоточивайтесь на чем-то одном.
  8. Закон благодарения – будьте благодарны всему миру за то, кто вы есть. Делитесь тем, что имеете.
  9. Закон «здесь и сейчас» – прошлого уже нет, будущее еще не наступило. Есть только настоящий момент, осознавая который вы можете жить по-настоящему и влиять на последствия.
  10. Закон изменений – желаемые изменения наступят только тогда, когда вы извлечете урок из ситуации. Иначе она будет повторяться бесконечное количество раз.
  11. Закон о терпении и награде – чтобы что-то получить, нужно трудиться и тогда ваше усердие будет вознаграждено.
  12. Закон значимости и вдохновения – для вас наиболее значимо то, куда вы вложили больше всего вдохновения.

Чтобы улучшить карму, необходимо следить за своим мышлением – избавляться от негативных мыслей, искоренять отрицательные эмоции и чувства (зависть, ревность, гордыня и т.д.).

Также нужно питаться полезной пищей, успокаивать ум и тело йогой и медитативными практиками, периодически анализировать свою жизнь.

Коротко о понятиях, связанных с кармой

  1. Кармические отношения – есть между всеми членами семьи, дальними родственниками, друзьями, коллегами. Знак, что вы связаны с человеком – наличие у вас эмоций по отношению к нему. Причем эмоции могут быть как позитивными, так и негативными.

    Также часто бывает, что встречая незнакомого человека, вы сразу испытываете к нему отрицательные чувства. Это тоже сигнал о вашей кармической взаимосвязи: значит, вам нужно как-то повзаимодействовать.

    Например, он может на вас накричать, обокрасть, унизить и т.д. И это тоже будет для вас отработкой.

  2. Кармические болезни – врожденные или приобретенные проблемы со здоровьем, как следствие плохой кармы. Болезни нужны, чтобы заставить человека остановиться, понять, что он делает или делал не так, постараться исправить свои прошлые ошибки.
  3. Кармический долг – это то, что человек должен был сделать, но не сделал. Например, женщина родила ребенка: она должна обеспечить его заботой, достойно воспитать, дать образование и выпустить в жизнь. Если мать уклоняется от своих обязанностей – за ней закрепляется долг.

    Другой пример: вы женились или вышли замуж – значит, так было нужно. Со временем в семье появляются проблемы, после чего многие решают развестись, тем самым вешая на себя долг по карме.

    Семейные проблемы – и есть карма, ее уроки, которые вам с партнером необходимо пройти. Именно поэтому в следующем браке люди получают те же самые трудности.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

КАРМА (санскр. karman – действие, деяние, жертвоприношение, жребий) – 1) одно из центральных понятий индийской философии, религии и культуры, своего рода «естественный» закон, который в самом общем виде означает влияние суммы совершенных индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения (класс существования: богов, людей, животных, насекомых и т.п., социальный статус, пол, внешность, продолжительность жизни, благополучие, здоровье и т.д.). Доктрина кармы предполагает, во-первых, морально окрашенную оценку поступков человека (дхарма, адхарма), во-вторых, утверждение причинно-следственной связи между деяниями существ в прошлом, настоящем и будущем и, в-третьих, веру в перерождение души, которая приводит к превращению земного мира в место нравственного возмездия и к развитию идеи морального воздаяния в других мирах (см. Лока). Именно с помощью кармы индийцы объясняют иерархическое устройство космоса и неравенство в нем разных классов живых существ.

Поскольку многие поступки человека, рассматриваемые как причина его теперешнего положения, совершены им в прошлой жизни, о которой он не помнит, ответственность за них носит неизбежно абстрактный и пассивный характер (как, напр., ответственность за преступление, совершенное в состоянии беспамятства). В этом случае карма воспринимается как судьба, рок. Вместе с тем, поскольку в настоящем существовании человек волен сознательно совершать поступки, которые станут отправными моментами его будущей жизни, карма неразрывно связана с свободой воли и этим отличается от фаталистического взгляда на мир. Кульминационным проявлением этой свободы является возможность полного освобождения от перерождений и действия закона кармы (мокша, нирвана).

Т.о. в центре доктрины кармы – нравственная активность человека, что отличает карму от божественного провидения (в индийских религиях боги, как и люди, подчинены действию закона кармы). В популярных версиях индуизма и буддизма развивается идея о возможности передачи религиозных заслуг (от сына к отцу, от монаха к мирянину, от божества к верующему). Однако в философских традициях этих религий преобладает убеждение, что каждый человек должен «избывать» свою собственную карму.

Идея кармы в том или ином виде принимается большинством религиозно-философских школ Индии. Предполагается, что она сформировалась в неарийских регионах долины Ганга и почти одновременно попала в сферу религиозных исканий джайнизма, буддизма и брахманизма. В вопросе о моральной силе кармы брахманы и шраманы разделились на криявадинов и акриявадинов (соответственно, сторонников и противников идеи моральной причинности). Среди последних выделяются фаталисты (адживика), окказионалисты (ядриччха-вада), теисты (см. Ишвара-вада), а также квази-детерминисты, сторонники свабхава-вады, с точки зрения которых, причиной всего является собственная природа вещей.

Самыми крайними криявадинами были, безусловно, джайны. Они трактуют карму наивно материалистически как род вещества, которое «прилипает» к чистой по своей природе душе (джива) и, держа ее в «связанном» состоянии, мешает достичь освобождения (мокша). Джайны скрупулезно классифицируют разновидности этого вещества (8 видов) и в качестве «противоядия» предлагают разные формы аскетического «подавления» действия.

Буддисты, тоже причисляя себя к сторонникам криявады, не разделяют тотального детерминизма джайнов, полагая, что далеко не все в человеке определяется кармой. Так в диалоге с Шивакой Будда перечисляет «некармические» факторы – флегму, ветер, гуморы, времена года, а также «внутренние обстоятельства», случайность и созревание прошлой кармы («Самьютта-никая» II.214 и далее). С точки зрения Будды, кармичны только те поступки, которые совершены сознательно, т.е. главное ударение делается не на самом действии, а на его мотивах (четана). Бессознательные действия являются результатом прошлой кармы. Однако и она тоже «срабатывает» не автоматически, а в зависимости от условий своего «созревания».

Поскольку буддисты заменяют душу (см. Анатма-вада) агрегатом постоянно меняющихся психофизических элементов (дхарм), возникает вопрос о субъекте кармического воздаяния и перерождения. Буддийские авторы ссылаются на аналогию с пламенем, которое, меняясь каждое мгновение, остается тем же самым. В некоторых текстах появляется описание промежуточного психического агрегата, который признается самостоятельным существом (Васубандху наделил это существо психологией пола и объяснил его возвращение в мир сансары похотью и ненавистью к родителям). На основе этих представлений в тантристском буддизме возникает теория посмертных странствий промежуточного существа. В махаяне сила кармы проявляется в создании «образцов привычек» (васана) и «семян» (биджа), которые «актуализируются» (при соответствующих условиях) в настоящем и будущем существовании индивида. Все кармические «семена» махаянская школа йогачара помещает в особый резервуар, называемый алаявиджняна («сокровищница сознания»). В буддизме махаяны возникает идея общей (родовой) кармы в отличие от кармы индивидуальной.

Если антиведийские школы (астика) отрицали действенность ритуалов, то в ведийской литературе (особенно брахманах) карма понимается гл.о. как жертвоприношение, ритуальное действие, приносящее материальные блага или достижение небес. Развитие идеи кармы как передачи религиозных заслуг достигает кульминации в учении упанишад о «пути предков», которым следует душа, поддерживаемая поминальными обрядами. Ростки новой тенденции в толковании кармы связаны с другой альтернативой посмертного существования – «путем богов», служащим вознаграждением за исполнение «внутренних» обрядов (медитации). Именно последнее становится стимулом для идеи индивидуальной кармы, получившей развитие в религиозно-философских школах индуизма. В трактовке кармы в мимансе делается ударение на ритуальном действии, предписанном Ведами. Чтобы объяснить, каким образом исполнение ритуала здесь и сейчас может привести к желаемым результатам (напр., достижению небес) лишь в отдаленном будущем, вводится понятие апурвы – особой силы, аккумулируемой ритуальным действием и порождающей следствие через длительное время. Ньяя-вайшешика толкует механизм кармы с помощью понятия адришты – невидимой силы, состоящей из дхармы и адхармы (качеств души) и отвечающей за перерождение.

Согласно санкхье, карма создается только действием пракрити, пуруша же, подобно атману веданты, в действительности, не перерождается и не освобождается. Психологические аспекты кармы разрабатываются в йоге Патанджали, где она определяется как психический «след» (васана), «записанный» каким-либо действием или мыслью индивида и создающий предрасположенность к такому же действию в будущем. Суммой кармических «следов» объясняется бессознательное в психике человека – сновидения, иллюзии, аффекты.

Хотя для большинства религиозно-философских школ Индии высшей ценностью было освобождение от действия закона кармы и прекращение перерождений (нивритти), широкое распространение получили представления о достаточности простого «улучшения» кармы. В их рамках, как правило, развивались идеи кармической действенности ритуала и поклонения личному Богу (Ишваре);

2) в более специальном смысле карма означает: а) объект действия – один из факторов реализации действия в грамматике (см. Караки) и б) механическое движение – в вайшешике. Вайшешика сделала конкретные наблюдаемые движения предметом специального теоретического анализа, создав первую в Индии механистическую концепцию движения. Общефилософской рамкой интерпретации движения служит в этой школе система категорий, в которой движение выступает как один из шести факторов реальности (см. Падартха). Отсюда и вай-шецшковская «анкета» для изучения движения: отношение движения и субстанции, движения и качества, движения и пространства и т.п. В «Вайшешика-сутрах» движение делится на пять классов: бросание вверх, бросание вниз, сжатие, расширение и хождение. В классификации Прашастапады различаются движения с участием сознания (частей тела человека и предметов, связанных с ними, напр., движение пестика в ступе) и бессознательные движения четырех стихий (см. Бхуты) и манаса. Первым свойственен принцип сознательной мотивации, определяющей меру усилия человека, а также временные и пространственные координаты движения (продолжительность и направление). К специфическим движениям в стихиях относится падение (для земли), течение (для воды), дыхание (для ветра). Движение огня, манаса и ряда других вещей объясняется действием адришт (невидимых причин). Всякий процесс движения состоит, по вайшешике, из дискретных моментов, в каждый из которых предмет разъединяется с одной точкой пространства и соединяется с другой, после чего движение прекращается. Чтобы начался новый момент этого процесса, требуется внешний толчок; при отсутствии его движение продолжается благодаря санскаре – особой способности тел сохранять свои предшествующие состояния (аналог понятия инерции). Одна из форм санскары – вега (скорость), другая – стхитистхапака (эластичность).

Литература:

1. Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986;

Статья об общей концепции теории закона кармы, в которой будет рассказано, откуда произошло само понятие кармы, и каким образом его интерпретируют в различных духовных школах и религиозных учениях.

Закон кармы. 12 законов кармы

Для начала давайте рассмотрим, откуда произошло само понятие «закон кармы». Некоторые люди думают, что происхождение этого закона связано с ведизмом, другие приписывают его буддизму, третьи вообще к новым течениям, сформировавшимся в современных духовных практиках. И те и другие отчасти правы, но для того чтобы узнать, откуда в действительности пришёл закон кармы, мы должны обратиться вглубь веков.

Само слово «карма» ведёт своё происхождение от слова kamma, что в переводе с языка пали означает ‘причина-следствие’, ‘воздаяние’, ‘деяние’.

Понятие кармы не может рассматриваться отдельно от таких краеугольных концепций, как реинкарнация и сансара. Обо всём этом мы сейчас и поговорим. Впервые слово «карма» встречается в Упанишадах. Это, как мы знаем, один из текстов, относящихся к веданте, или учению вед. Поэтому если говорить правильно, то все последующие применения понятия кармы в других учениях и религиях происходят непосредственно из веданты. Буддизм также позаимствовал его оттуда, т. к. сам Будда был рожден в Индии, где господствовали правила древних учений Вед и веданты.

Что же такое закон кармы? Это вселенский причинно-следственный закон, согласно которому все наши действия — праведные и греховные — будут иметь последствия. Причём эти последствия могут проявиться не только в текущем воплощении, если мы принимаем на веру концепцию о реинкарнации сущности и переселении душ, а также в последующих. Однако, по мнению автора статьи, этот подход слишком линеен и применим только в том случае, если мы рассматриваем время как линейное, двигающееся строго вперёд. Существуют другие концепции движения времени, когда все три его составляющие, условно называемые «прошлое», «настоящее» и «будущее», развиваются одновременно. Но это уже тема другого разговора, однако, желательно, чтобы читатель понимал, что не всё так однозначно, как этого хотелось бы.

Таким образом получается, что от наших поступков и мыслей, совершаемых сейчас или совершенных в прошлом, будет напрямую зависеть и наше будущее. Этот вывод интересен тем, что, в отличие от идей христианства или ислама, в ведантизме гораздо больше подчёркивается индивидуальная ответственность человека за то, что им совершается. Одновременно с этим ему предоставляется большая степень свободы выбора: он вправе выбирать свою судьбу, т. к. от чистоты его мыслей и поступков будет зависеть и его будущее. С другой стороны, прошлая, накопленная человеком карма на протяжении его предыдущих воплощений оказывает влияние на то, как он живет сейчас, в особенности на такой фактор, как условия, в которых человек родился.

Что такое реинкарнация и закон кармы

Как мы уже сказали, без концепции реинкарнации практически невозможно было бы объяснить и сам закон кармы. Реинкарнация — это идея о перерождении сущности. Сущность можно назвать душой или духом, но суть состоит в том, что душа постоянно перерождается в разных телах и не всегда человеческих.

Идея о реинкарнации пришла к нам не из Индии или, вернее, не только оттуда. До нашей эры, в античную эпоху, эллины дали этому понятию другое название — метемпсихоз. Но суть реинкарнации и метемпсихоза одна. Известно, что Сократ, Платон и неоплатоники разделяли идеи метемпсихоза, что видно из «Диалогов» Платона.

Таким образом, зная, что реинкарнация — это неотъемлемая часть нашей жизни, мы понимаем, что закон кармы работает в полную силу. То, как вы (ваша сущность) вели себя в прошлых воплощениях, непременно скажется на том, что происходит в настоящем, а, быть может, и в других перерождениях. Также в течение этой жизни у человека существует возможность улучшить свою карму за счёт благих действий и мыслей так, что уже в текущем воплощении можно развернуть направление своей жизни в благоприятное русло.

Почему у христиан нет концепции реинкарнации?

В древних направлениях христианства, таких, как секты катаров или альбигойцев, вера в реинкарнацию существовала, но в традиционном христианстве эта идея полностью отсутствует, т. к. считается, что душа пришла сюда единожды и после физической смерти тела она предстанет перед Богом, где будет решено, что произойдёт дальше, в жизни после смерти, — рай или ад. Таким образом, у человека нет других попыток, что в какой-то мере обделяет и уменьшает количество возможностей для совершения добрых дел. С другой стороны, он избавлен от пребывания в сансаре, на которую обречены живые существа согласно концепциям веданты и буддизма.

Прочитайте статью «Реинкарнация в Православии».

Важно отметить следующий аспект понятия кармы: она не является наказанием или воздаянием, хотя может так переводиться. Карма — это последствия, которые человек получает, исходя из того, как он жил. Здесь нет влияния провидения, поэтому человек решает, что будет лучше для него, и он сам может решить, каким образом вести себя, чтобы максимально повлиять на судьбу в этом и последующих воплощениях.

12 законов кармы, которые изменят вашу жизнь. Закон кармы кратко

  1. Первый закон — великий. Закон причины и следствия. Что посеешь, то и пожнёшь.
  2. Второй закон — закон создания. Жизнь возникла давно, но она требует от нас участия. Мы — её часть. Отсюда можно сделать вывод, что накапливаемая карма членов общества также влияет и на развитие всего общества.
  3. Третий — закон смирения. Принятие ситуации. Это один из наиболее популярных законов, который в настоящее время попросту эксплуатируется по поводу и без повода различными духовными учителями. Суть его состоит в том, что, только приняв ситуацию, человек сможет её изменить. В целом здесь говорится даже больше, чем о самом принятии: скорее, речь идёт об осознании. Как скоро вы осознаете ситуацию или состояние, в котором вы находитесь, вы сможете на это повлиять.
  4. Четвёртый — это закон роста. Человек должен что-то менять в первую очередь в самом себе. Изменяя себя изнутри, он меняет свою жизнь и снаружи, таким образом воздействуя и на окружающее.
  5. Пятый — закон ответственности. То, что происходит с человеком в его жизни, зависит от его поступков в прошлых и настоящей жизнях.
  6. Шестой закон — о связи. Всё, что бы мы ни делали в настоящем или прошлом, оказывает влияние на окружающее и будущее. Здесь будет уместным вспомнить эффект бабочки. Любое, казалось бы несущественное, действие или мысль оказывает влияние на нас и на других.
  7. Седьмой — закон фокуса. Нельзя думать о двух вещах одновременно.
  8. Восьмой — закон благодарения. Здесь речь идёт не о благодарности кому-то конкретному и даже не о благодарности божеству, а в целом — миру. То, что вы выучили, вы должны будете однажды применить. Это и будет вашей благодарностью по отношению ко Вселенной.
  9. Девятый закон — здесь и сейчас. Опять же, один из наиболее популярных законов, позаимствованных многими духовными школами. Концентрация мысли на настоящем моменте, потому что, находясь в настоящем, но думая о прошлом или будущем, мы пропускаем настоящий момент, лишая его первозданности. Он пролетает перед нами, но мы его не замечаем.
  10. Десятый — закон об изменении. Ситуация не изменится и будет повторяться в разных видах до тех пор, пока вы не извлечёте из неё нужный урок.
  11. Одиннадцатый — закон о терпении и вознаграждении. Для того чтобы получить желаемое, нужно прилагать усердие, и тогда желаемая награда станет доступной. Но самая большая награда — это та радость, которую человек получает от выполнения правильных действий.
  12. Двенадцатый — закон значения и вдохновения. То, во что вы вложили много энергии, играет в вашей жизни большое значение, и наоборот.

Существуют и так называемые 9 законов кармы, но они по большей части дублируют уже имеющиеся 12 и относятся к дальнейшему углублению теории закона кармы. Вкратце закон кармы можно свести к следующему: всё то, что с человеком происходит в жизни, — это результат его действий в прошлом или настоящем и направлено на то, чтобы восстановить баланс между совершённым и совершаемым в настоящем и будущем.

Закон воздаяния — карма: закон кармы гласит, что человек ответственен за происходящее с ним

Как мы уже отметили выше, закон кармы — это не закон воздаяния. Вернее, он не должен пониматься как воздаяние извне, невидимой рукой господа или чего-то другого. Этот закон можно понимать с позиции воздаяния только таким образом, что человек своими поступками формирует свою реальность, поэтому и воздаяние будет происходить в зависимости от того, сколько благих или неправильных поступков и мыслей было сгенерировано на протяжении прошлых жизней. Отсюда ведут начало такие понятия, как «тяжёлая» или «лёгкая» карма. Если у человека «тяжёлая» карма, то её, быть может, придётся изживать на протяжении нескольких воплощений и она будет продолжать оказывать воздействие на человека в виде жизненных обстоятельств, его окружения и т. д.

Интересно посмотреть на трактовки понятия закона кармы в философских школах санкхьи и мимансы. Это древние философии, возникшие на основе учения Вед. Здесь закон кармы понимают исключительно как автономный. Он не связан никоим образом с воздействием свыше, т. е. ответственность за происходящее всецело лежит на человеке. В других школах, признающих наличие Бога или верховного существа, которое управляет нашей жизнью, закон кармы объясняется уже по-другому. Человек не ответственен за всё, что с ним происходит, потому что есть невидимые силы, от которых также зависит течение жизни во Вселенной, но закон кармы при этом действует.

Путь Будды и законы кармы

Одна из наиболее значимых для нас интерпретаций закона кармы пришла к нам из учения буддизма. Будда, как мы знаем, признавал действие закона кармы, но его прочтение этого закона не было жёстким. В буддизме наличие кармы не означает, что человек проживёт свою жизнь только так, как ему это предначертано в связи с накопленной им кармой из предыдущих воплощений. Таким образом, Будда говорит, что человек властен над судьбой, у него есть свобода воли.

Согласно Будде карма делится на 2 части: накопленная в прошлом — пурана-камма, — и та, что формируется в настоящий момент — нава-камма. Прошлая карма определяет обстоятельства нашей жизни сейчас, а то, что мы делаем в настоящий момент, — нава-камма — будет формировать наше будущее. По-другому это ещё называется «дайва», или судьба, детерминированность, а вторая часть — это пуруша-кара, или человеческое действие, т. е. человеческая инициатива, воля. Благодаря этой второй части кармы — нава-камме или пуруша-каре — человек способен изменить своё будущее и даже настоящее.

Самым важным моментом пуруша-кары (человеческого действия) можно считать её высшее проявление — действие без желания получить результат. Это одна из основ учения Будды — исключить желание, т. к. желание есть основа страдания. Учение о страдании — это своего рода аксиома учения буддизма, известная как «4 Благородные Истины».

Только после освобождения от желания, любые совершённые действия перестанут быть привязанными к результату, т. к. именно желание результата, каков бы он ни был — хороший или плохой, хорошим или плохим намерением он формировался, — продолжает работать на создание кармы. Неудивительно, что Будда также говорит о том, что только действия, произведенные в результате намерения, а не просто любые действия, приводят к созданию кармы. Так мы видим опять же уклон в сферу осознанности.

Тем, кто стремится перейти в нирвану, нужно постепенно избавиться от желаний. Тогда вы обретёте мокшу, и закон кармы перестанет работать. Из изложенного выше понятно, что закон кармы будет работать там, где есть привязанность к результату, а она генерируется силой желания. Нужно понизить стремление получить что-то, и тогда вы это получите. Это один из выводов, которые можно сделать, изучив закон кармы и его толкование Буддой. В теории его легко понять, но применять на практике бывает довольно сложно. Для того чтобы стать Буддой, не нужно стремиться им стать. Это изложенная в одном предложении суть учения буддизма.

Если вы поймете содержимое этого поста, то поймете значение кармы.

У каждого из вас на кухонно-филосовских посиделках поднимался спор о существовании кармы. Если вы встречаете фразу «Эту вашу карму или реинкарнацию еще нужно доказать”, то сразу же прерывайте разговор. Так как скорее всего ваш оппонент совершенно лишен примитивного научного и философского способа мышления и, что хуже, эрудиции. Но хуже иное – скорее всего вы сами также не понимаете о чем идет речь, потому как многие люди считают, что карма действует как большие весы, которые накапливают хорошие и плохие поступки на своих чашах – это бред.

Карма переводится с Санскрита как «действие”. Однако Санскрит умудряется в каждое слово запихнуть куда больше значений. Итак Карма подразумевает само действие и реакцию на это же действие. И тут мы приходим к самой полной расшифровке философского понимания Кармы – причинно-следственная связь.

Философский аспект Кармы. Детерминизм.
Люди, не знакомые с механизмом детерминизма, конечно же не понимают почему их поступок (т.е. действие) является причиной какой-то реакции, за которой последуют следствие. Однако на втором курсе философского факультета четко рассматривается понятие детерминизма и формальной логики, на основании которой работают законы анализа и выводов в детерминизме. Поэтому отрицать Карму любой философ просто не имеет права(индетерминизм мы не берем как пример, так как он антинаучен, не логичен и не применим в жизни, а лишь ведет к образованию религиозного фундамента).

Карма является основой не только философии, но и психологии. Да, без понимания того, как работает карма не существовал бы ни психоанализ, ни психотерапия, ни сама психология. Ибо анализ сложных хитросплетений ваших поступков в руках опытного психоаналитика и является анализом вашей Кармы. Исходя из этого, без понимания Кармы, не может существовать и политология, социология и многие другие важные науки которые мы ежедневно используем как в нашей социальной так и приватной жизни. Для того чтобы быть философом, вовсе не обязательно иметь соответствующее образование, достаточно иметь мозги.

Научный аспект Кармы. Физика и Химия.
Я дилетант в физике и химии. И все мои знания подчеркнуты из научно-популярных изданий и моих друзей ученых. Спасибо вам, что учите меня понимать сложное. Однако даже моих примитивных знаний о том, как устроен мир с точки зрения науки достаточно чтобы понимать, что законы причинно-следственной связи были четко описаны Ньютоном в его третьем законе. И до него теми же или схожими (более поэтичными) словами описывались Ламами, Ришами, Мудрецами, Провидцами, Миссиями и прочими «шизотериками”. Химические реакции в каждой вашей клетке вызваны определенной, предыдущей реакцией – Кармой. И вызовут последующую реакцию своим действием – Карму. Во время атомного распада происходит не что иное как кармическая реакция атомов друг с другом.

Путаница начинается тогда, когда мы наделяем понятие Карма излишним эзотеризмом. В руках «духовно обогащенных” людей научные понятия, которые могли бы приблизить нас к Богу, становятся спекулятивным и непонятным для нормального человека. Пока люди будут считать что Карма действует по примитивной схеме «Убил-будешь Убит”, они обреченны на забвение.

Наша жизнь и мы с вами являемся результатом сложнейшей кармической реакции, которая не имеет начала и конца согласно утверждению выдающихся ученых, как Ньютон, Эйнштейн, Кришна, Будда и тд. Кармы – это как нити, из которых сшита наша с вами жизнь и личность.

Карма подразумевает анализ всех действий и реакций – физических, химических, психологических и более тонких, не описанных пока наукой, однако широко эксплуатируемых оккультным и духовным миром. Карма – это точка, в которой мир так называемого духовного познания соприкасается с прагматичным научным.

Поэтому когда вы думаете о чем-либо, делаете что-либо, смотрите, слушаете, анализируете, совершаете – вы становитесь участником бесконечной кармической игры под названием жизнь.

Карма не действует как большие весы, на которых собираются хорошие и плохие поступки.

Карма – это закон реакций. И то, что вы убили человека, повлечет за собой сложную цепочку, анализировать которую крайне тяжело, не будучи специалистом в разных науках. Вы должны проанализировать обстоятельства убийства. Предназначение убитого и себя как убийцы. Если вы убили известного политического деятеля, то каким-то сложным образом становитесь участником тех процессов, которые были запущены до вас и прерваны вами. Поэтому убийца не будет отвечать перед небесами убийством. Он будет отвечать перед Вселенной, миром, людьми, молекулами, атомами, отношениями и чем-то более не изученным. Отвечать он будет реакцией, которая на него упадет. Вот почему мы видим столько иллюзорной несправедливости в нашем мире – потому как не умеем анализировать всю тонкость кармы.

Оставайтесь сознательны и всегда развивайтесь.

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх