Династия тан в Китае

Династия Суй

Династия Суй (кит. ?, пиньиньSui) (581—618) — китайская династия, объединившая страну после продолжительного периода смуты. Осуществила ряд социально-экономических реформ и крупных строительных проектов.

Основание династии

Период с III по VI вв. был одним из самых тяжёлых в истории Китая. После падения династии Хань (220) и распада империи в экономике государства произошёл резкий упадок. Многие древние города были разрушены, земледелие на севере страны деградировало.

Благодаря отрицательному отношению большинства китайцев к феодальной раздробленности, а также воле аристократии к консолидации против внешних врагов и внутренних экономических проблем, Ян и его сторонники смогли относительно легко добиться объединения страны. В 581 году Ян Цзянь был провозглашен под именем Вэнь-ди императором новой династии Суй и стал первым за более чем 300 лет правителем, чья власть распространялась на весь Китай.

Социально-экономические реформы

Процесс возрождения городов начался ещё до воцарения династии. Ещё при суйцах в городах начала развиваться торговля, образовались купеческие и ремесленные гильдии. Снижением налогов и отменой ряда государственных монополий Ян Цзяню удалось форсировать дальнейшее развитие торговли и земледелия.

Однако в 604 г. император был убит своим собственным сыном, Ян Гуаном, после чего тот занял трон под именем Ян-ди. Ян Гуан значительно радикализировал и ужесточил аграрную политику. Земельные наделы крестьян были уменьшены, а налоги и подати увеличены, причём большая часть из них поступала в казну, а не на местные нужды.

Крупнейшие проекты

Несмотря на непродолжительное правление, династия Суй оставила после себя достаточно грандиозных сооружений, принёсших Китаю немалую славу и пользу. К крупнейшим может быть отнесена основательная перестройка полуразрушившейся к тому времени китайской стены; прокладка Великого (Императорского) Канала — вплоть до XIX века являвшегося крупнейшим искусственным водным путём мира, а также

возведение дворцового ансамбля в Лояне — новой столице империи, поражавшего своим великолепием.

На строительстве столичного дворцового комплекса трудилось до двух миллионов человек, на

реконструкции Великой Стены и прокладке Императорского Канала — по одному миллиону. Широко использовался полурабский труд закабалённых крестьян.

Великий Императорский Канал соединил реки Янцзы и Хуанхэ, богатый плодородный Юг и возрождающийся после эпохи набегов варваров Север. Он стал важнейшим торговым путём внутри Китая, главной транспортной артерией для перевозки зерна, продовольствия, товаров на столетия вперёд.

Внешняя политика

Внешняя политика династии Суй характеризуется многочисленными войнами против государств Корейского полуострова и северных племён, а также конфронтацией с Тюркским каганатом.

Серьёзнейшим соперником Китая того времени являлся Тюркский каганат. За неимением военной силы, достаточной для разгрома этой империи кочевников или даже для уверенного отражения её набегов, Суйская Империя чаще всего строила свои отношения с каганатом на умелой дипломатии.

Закат Династии

Непомерные налоги и повинности, зачастую нечеловеческие условия труда на великих стройках Империи и военные неудачи в Корее обусловили растущее недовольство простого народа. В провинциях Шаньдун и Хэнань вспыхнули восстания, в ходе которых повстанцы провозгласили собственное царство. Кроме того, началось брожение в среде аристократии. В 617 году один из родственников Ян Гуана, Ли Юань, совершил переворот в третьем по величине и значимости городе страны — Тайюане. Вскоре восставшая знать с помощью союзных тюркских племён заняла древнюю столицу Чанъань. Ян

Гуан бежал на юг и был убит собственной стражей. Ли Юань провозгласил основание династии Тан.

Императоры Суй

Династия Тан

Династия Тан (18 июня 618 — 4 июня 907, кит.??, Танчао) — китайская императорская династия, основанная Ли Юанем. Его сын, император Ли Шиминь, после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальныхсил и начал проводить прогрессивную политику. Именно эпоха династии Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества страны, когда она опережала все страны мира в своём развитии.

Китайцы считают Тан (618 — 907) самой славной из своих династий. Начало династии положил чиновник Ли Юань, служивший при дворе династии Суй. Вскоре Тан стала оказывать сильное воздействие на Корею и Центральную Азию. Государственные чиновники находились под сильным влиянием неоконфуцианства. На классическом конфуцианстве была основана консервативная система приема на государственную службу путем государственного экзамена.

Стараясь избежать ошибок предыдущих правителей, династия Тан применила политику умиротворения крестьян, проведя уравнивание земельных наделов. Ранняя династия Тан добилась значительного экономического роста. Усилилось ее влияние на Центральную Азию, окрепли связи с Тибетом. Углубившиеся культурные связи с Японией привели к принятию там китайской письменности.

Плодотворному контакту династии Тан с дружественными культурами вдоль Великого Шелкового пути способствовала политика веротерпимости. Многие религии, в том числе несторианство, манихейство и ислам нашли свою дорогу в Китай, но ни одна из них не расцвела там столь пышно, как буддизм.

Одним из монархов этой династии была знаменитая в истории Китая императрица У Цзэтянь (или У Хоу), Она безнравственно и вероломно манипулируя окружающими, прошла путь от императорской наложницы до императрицы. У Цзэтянь царствовала с 690 по 705 гг. Благодаря покровительству императрицы во время ее правления процветал буддизм. История У Цзэтянь интригует: придворный предсказатель предостерегал императора от принятия во дворец женщины, носящей имя У, потому что она должна была погубить династию Тан.

Последующее за этим царствование Сюаньцзуна (712 — 756) считается золотым веком династии Тан. Однако власть династии ослабела после поражения в битве с арабами в 751 г.

Впоследствии несколько следовавших друг за другом императоров были отравлены. Буддистов стали преследовать, в экономике наступил крутой спад, и до предела задавленные поборами крестьяне снова восстали. В результате бунта династия Тан была полностью уничтожена, в Китае наступил период власти военачальников.

В период правления династии Тан средневековое искусство Китая достигло значительных высот, особенно во время правления Сюаньцзуна. Поэзия этого периода достигла небывалого совершенства, непревзойденными мастерами были поэты Ли Бо и Ду Фу. Знаменитый китайский философ и литератор Хань Юй славился своей изысканной прозой. Во время правления династии Тан в Китае было изобретено книгопечатание. Первая в мире печатная книга «Алмазная Сутра» хранилась в Дуньхуане. В эту эпоху буддийское искусство также расцвело. Свидетельством этого легендарного периода является сохранившаяся буддийская скульптура в пещерных храмах Лунмыня и Дуньхуана, Живопись в ту эпоху достигла такого высокого уровня, который смог обеспечить ее расцвет в царствование династии Сун.

Рассмотрение традиционной китайской идеологией вселенского пространства как единого политического целого во главе с императором Поднебесной формировало практику международных отношений и внешнеполитическую доктрину Китая. Государственная идеология отождествлялась с вселенской, а фактором сущностного сплочения были идеи распространения культуры и защиты «варваров», ищущих в китайском монархе опору. Традиционная китайская идеология связывала основные функции по разделению и организации пространства со сверхъестественной индивидуальной силой-дэ государя Поднебесной. Считалось, что благотворное влияние этой силы-дэ испытывают не только ханьцы, но и «дальние» народы, которые сами покоряются и прибывают ко двору с данью. В связи с этим все народы и племена, находившиеся в разной степени удаленности от Китая, рассматривались либо как реальные, либо потенциальные вассалы китайского государства, а имперские шаги, направленные на включение новых земель в административно-территориальную структуру, официальная идеология объясняла либо патронажем этнических периферий, либо необходимостью покарания за нарушение вассальных обязанностей.
При этом в эпоху Тан был достигнут невиданный ранее синтез политических культур, который стал основой стабилизации китайского общества и обеспечил расширение государства далеко на запад, так что оно территориально превзошло пределы империи Хань (206 г. до н.э. – 220). В современном китаеведении в работах целого ряда исследователей (Т. Барфилд, Д. Твитчетт, А. Айзенберг, С. Чэнь) были высказаны смелые предположения, что многие черты управления танской империей сформировались под влиянием политической практики некитайских государств, сменивших друг друга в Северном Китае в период Шести династий (220-581), и были привнесены из центрально-азиатской, сюнну-сяньбийско-тюркской традиций. Серьезнейший вопрос об аккумуляции ценностей в политической сфере танского времени нуждается в глубоком комплексном исследовании и в настоящее время далек от разрешения. Бесспорно, танская политика была не только результатом взаимодействия социальных и групповых интересов, но и представляла собой поле напряжения, диалог между цивилизациями и культурами. При династии Тан, очевидно, впервые в китайской политической доктрине была задействована идея полиэтнического государства, что нашло отражение в источниках.
По свидетельству Сыма Гуана (1019-1086), в 648 г. император Тай-цзун (627-649), наблюдавший «великолепное зрелище, когда главы варваров четырех непрерывно пребывали ко двору, с удовлетворением сказал сановникам: ‘Ханьский У-ди в течение более тридцати лет проявлял предельную воинственность. Но приобрел он немного. Разве можно сравнить с сегодняшним днем, когда варваров умиротворяют с помощью добродетели-дэ и добиваются, что бесплодных земель превращается в податное сословие!» . Кроме того, Тай-цзун однажды сам попытался определить причины успехов своей внешней политики. В 647 г. он, сказал, обратившись к приближенным: «С древности государи, умиротворявшие Китай, не умели покорить жунов и ди. Я вовсе не ставлю себя в один ряд с древними, однако, по заслугам превзошел их, и сам не знаю причины этого. Из вас, господа, кто хочет, правдиво разъяснить это?’ Все сановники сказали: ‘Заслуги и добродетель Вашего Величества столь же , сколь Небо и Земля. И во всем мире не найдется никого, чтобы рассказать ‘. Тогда государь произнес: ‘Это не так! Причина моих достижений заключается в пяти дел. , с древних времен многие государи чувствовали ненависть к тем, кто одерживал над ними победы. Я же отношусь к чужим успехам, как будто бы они мои собственные. , нет людей, дела и способности которых совершенны, и я обычно не обращаю внимания на недостатки и использую их достоинства. , государи обычно приближают мудрых и хотят овладеть всеми помыслами, а от тех, кто не обладает талантами, они отказываются и хотят столкнуть всех в пропасть. Я же, если вижу, что мудр, то ценю его. Если вижу, что не имеет талантов, то сочувствую ему. И мудрые, и неспособные занимать соответствующее положение. , многие государи не любили прямодушных, карали тайно и казнили открыто. И не было эпох, когда такого не было в ходу. Со времени же моего вступления на престол при дворе было огромное множество честных чиновников и ни один не был понижен и не получил порицания. , в древности все любили Китай и пренебрегали — жунами и ди. Я один люблю одинаково, и поэтому самые разные их племена имеют во мне опору, как в отце и матери. Благодаря этих пяти я добился сегодняшних успехов” .
Серьезную заявку о статусе танской империи как цивилизационного китайско-центральноазиатского центра император Тай-цзун стремился подтвердить с помощью целого ряда существенных политических шагов. Весной 630 г. в присутствии представителей племенных конфедераций восточных и западных тюрок Тай-цзун принял титул Небесного кагана (Тянь- кэхань), что знаменовало установление номинального сюзеренитета китайского императора над тюрками-туцзюэ. Провозглашение Тай-цзуна каганом должно было стать начальным актом большой политической программы поэтапного освоения и консолидации под его властью огромного пространства мобильного обитания кочевых тюркских народов. Согласно источникам, в этих землях проживало более 100 тысяч человек .
Геополитически структура китайской империи включала несколько пространственных уровней: 1) внутренние территории (Гуаньнэй), где исконно обитали ханьцы; 2) окраинные территории, населенные народами и племенами, изъявившими покорность императору Поднебесной, где были созданы административно-территориальные единицы, получивших название «губернаторства и области, для удержания в узде и направления браздами» (цзими-фучжоу); 3) территории, расположенные вовне (вай), которые потенциально могли быть включены во внутреннюю структуру Срединной империи. Административно-территориальные структуры цзими создавались (часто лишь формально провозглашались) вдоль границ с внешней стороны Срединного государства или же в местах расселения «варварских» племен со времени династии Хань. Учреждение таких структур было принципиально важным этапом в освоении пространства и распространении на него преобразующего китайского влияния.
В разделе «Географическое описание» («Дили чжи») «Новой истории династии Тан» («Синь Тан шу») имеется отдельная глава, целиком посвященная описанию областей и губернаторств цзими. Там, в частности, сказано: «Когда возникла Тан, то сначала во взаимоотношениях с варварами четырех не имела спокойствия, но с тех пор, как Тай-цзун усмирил тюрок-туцзюэ, северные и западные фани, а также мани и восточные и постепенно были включены во внутреннюю , а именно, в местах их расселения были учреждены области и уезды. наибольших племен были созданы губернаторства (дудуфу), а племенные вожди были назначены губернаторами и начальниками областей. Все эти передавались по наследству. Хотя подворные списки населения, подати, не были представлены в министерство финансов, для всех , куда могли дойти наставления , и для всех окраинных земель, управлявшихся губернаторами и наместниками, были разработаны установления и законоположения… Впоследствии то оставались вассалами, то изменяли, установления и порядки не были одинаковыми, и потому не могут быть рассмотрены подробно. тюрок-туцзюэ, уйгуров, дансянов, туюйхуней, отнесенных к округу Гуаньнэй, было создано 29 губернаторств и 90 областей. племен тюрок-туцзюэ, а также си, циданей, мохэ, покорившихся сюнну и Гаоли, которые были включены в Хэбэй, составили 14 губернаторств и 46 областей. других племен тюрок-туцзюэ, а также уйгуров, дансянов, туюйхуней и 16 государств сюнну и Тибета, таких как Гуйцзы, Юйтянь, Яньци, Шулэ, Хэси, вошедних в Лунъю, были учреждены 51 губернаторство и 198 областей. сянов и маней, включенных в Цзяньнань, была создана 261 область. маней, входивших в округ Цзяннань, была создана 51 область, а маней, отнесенных к округу Линнань, создано 92 области. Также было еще дансянов 24 области, не известно, к какому относящихся. Всего же существовавло 856 областей и губернаторств, именуемых цзими” .
Стремление танского государства создать в землях некитайских народов особые административно-территориальные единицы было основано на понимании коренного различия в образе жизни и уровне экономического развития ханьцев и соседних с ними народов и часто порождало дискуссии при китайском дворе по поводу целесообразности подобного присоединения. Для танской империи — особенно на раннем этапе ее существования — создание административно-территориальных структур цзими имело прежде всего политико-стратегический характер, поскольку создавало обширный плацдарм для дальнейшего территориального расширения.
Идеологический космополитизм танская империя сочетала с жесткой государственностью. После победы над Восточнотюркским каганатом разгоревшаяся при дворе дискуссия по поводу управления новыми землями выявила основные тенденции в официальной внешнеполитической доктрине. Большинство сановников высказалось за переселение тюрок на окраинные китайские территории. По свидетельству Сыма Гуана, многие придворные говорили: «Северные варвары ди с древних времен были бедствием для Китая, нынче же по счастливому стечению обстоятельств сокрушили их. Всех их надлежит переселить, разместив к югу от хэ на территории от Янь до Юй , разделить племена и расселить по разным областям и уездам. А можно и, научив хлебопашеству и ткачеству, превратить северных варваров в земледельцев и укрепить обширные пустующие территории на севере» .
Тогда было принято решение переселить тюрок-туцзюэ на китайскую территорию вдоль границы от области Ючжоу на востоке (пр. Хэбэй) до области Линчжоу (пр. Шэньси) на западе. На землях, некогда подвластных Тули-кагану, было учреждено губернаторство Шуньчжоу из четырех областей — Шуньчжоу, Ючжоу, Хуачжоу, Чжанчжоу ; в районе, ранее подвластном Сели — губернаторство Динсян, куда вошли четыре области: Адэчжоу (на территории племени ашидэ), Чжишичжоу (на территории племени чжиши), Сунунчжоу (на территории племени сунун) и Батинчжоу , а также губернаторство Юньчжун, куда входило две области . В целом же провозглашение округов на бывшей территории Восточнотюркского каганата имело номинальный характер, отражавший стремление танского двора санкционировать стихийное движение кочевых племен после разгрома каганата и показать организующую роль китайского государства . В то же самое время несколько тысяч семей тюрок было переселено в Чанань, а главы племен, пришедшие выразить покорность, все получили от императора звания генералов танской армии и начальников дворцовой стражи.
Во вновь созданных административно-территориальных единицах на должности губернаторов и начальников областей были назначены вожди покорившихся племен. Тули-каган был назначен губернатором Шуньчжоу. Сообщая ему об этом, государь Тай-цзун сказал: «Твой предок Циминь не побоялся перейти на сторону Суй, и Суй сделал Великим каганом, распространив власть на северные окраины. Твой отец Шиби, наоборот, стал бедствием для Суй. Путь-Дао Неба невозможно постичь, и ныне получилось так, что ты также принес разорение. По этой причине Я не сделаю тебя каганом, поскольку извлек урок из прежнего опыта с Циминем. Ныне приказываю тебе стать губернатором. Ты должен, как подобает, соблюдать законы Срединного государства, а не заниматься грабежом. не только хочу долгого спокойствия Китаю, но и забочусь о том, чтобы твой род также получил вечную и надежную защиту!» .
Тогда же многие представители тюркской знати получили высокие титулы и должности китайского государства: Тули-каган был пожалован титулом Бэйпин-цзюньван и назначен старшим генералом правого корпуса дворцовой гвардии (ю вэй да цзянцзюнь), а также губернатором Шаньчжоу. Ашина Суниши был пожалован титулом Хуайдэ-цзюньвана, а также должностью губернатора Бэйнинчжоу, Ашина Сымо — титулом Хуайхуа-цзюньвана и должностью губернатора Бэйкайчжоу. Несколько тысяч тюрок-туцзюэ были переселены в Чанань, а ряд племен — к югу от Хуанхэ в Ордос. Структуры цзими создавались также на территориях, занимаемых южными манями, уйгурами, северными ди и т.д. В девятом месяце 630 г. в землях южных маней были созданы области Фэйчжоу и Ичжоу . В землях восточных тюрок-туцзюэ было учреждено два губернаторства Юньчжун и Динсян, в каждое из которых было включено по пять областей. На северо-востоке Китая на территориях, населенных киданями, в 630 г. была создана область Шичжоу, а в 637 г. — область Дайчжоу . Назначенные китайским императором наместники осуществляли военное и гражданское управление, опираясь на армию и чиновников-китайцев.
Создавая области и губернаторства цзими в приграничных землях, танское государство выполняло функции защиты некитайских племен, обитавших на территориях, вошедших в состав империи. Так, например, когда в шестом месяце 634 г. в области, населенные циби и дансянами, вторглись племена туюйхуней. обитавшие в южных пределах Таримского бассейна, китайский император немедленно распорядился послать против них войска . Многие военные акции китайские государи осуществляли не силами регулярных ханьских войск, а с помощью племен, изъявивших покорность Тан. В китайской армии помимо ханьцев активно использовалась конница, состоявшая из отрядов иноплеменников, перешедших под покровительство Тан. Отряды западных тюрок-туцзюэ были активными участниками междоусобной войны в Китае в конце Суй — начале Тан. С усилением военной активности танского государства широкое распространение получила система наемников-мубин: в армии Тай-цзуна их насчитывалось около ста тысяч . Военачальниками важнейших походов назначались тюрки. Не раз во время танских завоеваний применялась практика малых войн, когда «заслуживающим доверие племенам» вменялось в обязанность «беспокоить набегами» cвоих соседей, в чьем ослаблении был заинтересован Китай.
Военные усилия танского государства, направленные против соседей на севере и на западе, во многом объяснялись потребностями обороны и желанием предотвратить появление в этом регионе сильных в военном отношении государственных образований. Непосредственно после разгрома Восточнотюркского каганата важнейшим объектом имперской политики Китая стало завоевание контроля над Великим Шелковым путем, проходившим через расположенные в бассейне реки Тарим государства-оазисы – Гаочан (Каракоя), Яньци, Иу (Хами), Гуйцы (Куча, Куша), Шулэ (Кашгар), Юйтянь (Хотан), Шачэ (Яркенд).
В 634 г. обширный Западнотюркский каганат, территории которого простирались от нынешней провинции Ганьсу на востоке до Сасанидского Ирана на западе, от Кашмира на юге до Алтая на севере, раскололся на два племенных союза, занимавших территории к востоку и западу от р. Или. Признав своим вассалом сначала главу западного союза, а через некоторое время и восточного, Тай-цзун добился разобщенности племен, входивших в каганат. В конечном итоге при содействии Тай-цзуна Западнотюркский каганат был объединен главой одного из племенных союзов, изъявившего покорность Китаю. В 639-640 гг. китайской армией было побеждено государство Гаочан (Каракоя) на северо-востоке современного Синьцзяна, в 644 г. завоеваны государства Яньци (Карашар) на юго-западе Турфанской низменности и Гуйцы (Куча) на западе. Покорность китайскому императору изъявили Шулэ (Кашгар), Юйтянь (Хотан), Шачэ (Яркенд). В 645-646 гг. территория Китая расширилась до рек Селенга и Орхон на севере и до Тянь-Шаня на западе. В 648 г. в столицу Китая прибыли послы кыргызов (цзегу), земли которых были также объявлены частью империи .
Мирные дипломатические средства танское государство стремилось сочетать с наступательными войнами. Необходимость и неизбежность войн объяснялась цивилизаторской ролью Китая — превратить кочевое население в оседлое податное сословие и привить «варварам» добрые нравы. Главным способом реализации широкой военной программы Тан были «карательные походы». В сочинении У Цзина «Основы управления периода Чжэнь-гуань» («Чжэнь-гуань чжэн яо») все внешнеполитические акции китайского государства были отнесены к двум разновидностям: «карательным походам» (чжэн фа) и «усмирению окраин» (ань бянь). В качестве «карательных походов» были классифицированы все завоевательные войны против племен и государств, расположенных «вовне» (вай), за пределами Китая; а также походы по усмирению непокорных народов, в чьих землях ранее уже были учреждены губернаторства и области цзими-фучжоу. К «карательным походам» были отнесены войны против Восточнотюркского каганата и Когурё, а также подавление в Линнани в 627 г. мятежа глав местных племен Фэн Ана и Тань Дяня. А «усмирением окраин» считались меры по освоению завоеванных территорий: создание губернаторств и областей, учреждение должностей на местах и назначение глав племен, переселение покоренных народов из приграничных земель во внутренние.
Формальные причины, которые могли привести к «карательным походам», наиболее четко были сформулированы Фан Сюань-лином (578-648) в 648 г. Первая: нарушение тем или иным государством норм ритуала, установленных для подданного (вассала) императора Поднебесной; вторая: «нарушение спокойствия народа Китая”, т.е. набеги на приграничные территории; и третья: «cпособность в течение долгого времени представлять собой угрозу для Китая» . Целью наступательных войн помимо «покарания» (тао) иногда провозглашалось присоединение к Китаю новых или возвращение ранее принадлежавших ему территорий. Перед началом первого похода против Когуре в 644 г. Тай-цзун так изложил причины задуманной войны: «Ляодун прежде был китайской землей, а главнокомандующий (моличжи, манниджи) злодейски убил своего государя. Посему Я лично вознамерился идти походом в эти пределы” .
Установившиеся к середине VII в. территориальные пределы танского государства на западе реально включили бывшие территории Западнотюркского каганата и простирались до северных склонов Тянь-Шаня восточнее современного города Урумчи. Более поздние попытки императора Гао-цзуна (650-683) провозгласить на обширных пространствах к западу от этих территорий новые административно-территориальные единицы имели лишь амбициозный номинальный характер и свидетельствовали о глубоком понимании китайской стороной значения формальных структур как фактора распространения влияния. В девятом месяце 659 г. было объявлено о создании 127 областей и уездов на территориях государства Шиго (Чач) в районе современного Ташкента, Миго (Маймург) юго-восточнее Самарканда, Шиго (Кеш) на территории Узбекистана, Великого Ань (Да Ань) и Малого Ань (Сяо Ань) в районе Бухары, Цао (Газни) юго-западнее Кабула, Боханьна (Ферганы), Шулэ (Кашгара) в Восточном Туркестане, Чжуцзюйбань западнее Хотана, в землях эфталитов (ида), занимавщих часть Средней Азии, Афганистана, северо-западной Индии . Затем в шестом месяце 661 г. было объявлено о создании на территории 16 государств — Тухоло (Тохаристан) на юге Узбекистана и Таджикистана, а также на севере Афганистана; Цзибинь (Кашмир) на стыке высокогорных районов Центральной Азии, Тибета, Гималаев; Босы (Персия) — 8 губернаторств, 76 областей, 110 уездов и 126 военных подразделений (цзюньфу). По высочайшему распоряжению танского государя все вновь созданные структуры подчинялись наместнику Аньси .
Возможно, в соответствии с логикой китайской внешнеполитической доктрины, формальное провозглашение протектората Тан над центрально-азиатскими территориями повлекло бы за собой активные военные акции, но к началу VIII в. танская империя исчерпала резервы своей военной мощи, а попытки реформировать военно-социальную структуру не дали ожидаемого результата.
Притом, что реальной власти китайские императоры над данной территорией не имели, контакты с государствами Центральной Азии развивались достаточно активно, о чем свидетельствуют китайские источники. Известия о некитайских народах, приводившиеся в разделе «Биографии» (Ле чжуань) династийных историй, включали обычно указание (описание) местопребывания правителя, расстояние от китайской столицы, сведения о численности населения и армии, иногда информацию исторического и этнографического характера, т.е. представляли собой набор данных, необходимых для эффективного управления народом или местностью. Определенная «хаотичность» изложения данных в разделах династийных историй о некитайских народах объяснялась тем, что в качестве основных источников государственного историописания использовались докладные записки чиновников, адресованные трону. В исторических источниках применительно к некитайским народам использовалась китайская титулатура, а названия государств иногда воспроизводились по имени (собственному или родовому) местного правителя, иногда фиксировались по-китайски, иногда воспроизводились в соответствии с местным наречием, иногда на языке третьих народов. Н.Я.Бичурин (1777-1853) первым осознал значение китайских источников для изучения Центральной Азии и осуществил полные переводы соответствующих разделов династийных историй на русский язык. Эти переводы до сих пор не теряют научного значения и используются исследователями. Позже появились переводы на французский язык, выполненные Э.Шаванном и С.Жульеном . Подробное географическое отождествление территорий и населенных пунктов с ныне существующими было сделано в работах А.Хулсвэ и М.Лёве , Л.А.Боровковой , А.Г.Малявкина .
Активное военно-политическое взаимодействия танского Китая с тюркским миром на огромной территории не сопровождалось созданием тесного социокультурного взаимодействия (хотя именно на это были направлены неудачные эпизодические попытки переселения тюрок во внутренние китайские земли), поэтому распространение политического влияние Китая на центрально-азиатский регион не сопровождалось полномасштабным его включением в состав танской империи.
Список использованных источников и литературы:
1. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Том II. М.-Л., 1950
2. Боровкова Л.А. Запад Центральной Азии во II в. до н.э. — VII в.н.э. (историко-географический обзор по древнекитайским источникам). М., 1989
3. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Отв. ред. д.и.н. Ю.М.Бутин. Новосибирск, 1989
4. Ван Хань-чан, Линь Дай-чжао. Чжунго гудай чжэнчжи чжиду шилюэ (Краткий очерк политической системы древнего Китая). Пекин, 1985
5. Синь Тан шу — Синь Тан шу (Новая история династии Тан). Сост. Оуян Сю. Пекин, 1986
6. Цзы чжи тун цзянь (Всепроницающее зерцало, управлению помогающее). Сост. Сыма Гуан. Т. 6,7. Пекин, 1956
7. Чжэнь-гуань чжэн яо (Основы управления периода Чжэнь-гуань). Сост. У Цзин. — Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936
8. Chavannes E. Documemnts sur les Toukiue (Turcs) occidentaux. St. Petersburg, 1903
9. China in Central Asia. The Early Stage: 125 B.C. — A.D. 23. An annotated Translation of Chapters 61 and 96 of the History of the Former Han Dynasty. Tr. By A.F.P. Hulsewe. With an Introduction by M.A.N.Loewe. Leiden, 1979
10. Hsuan-Tschuang (Hiouen-Tshang). Memories sur les contrees occidentales. Ed. S. Julien. 2 vols. Paris, 1857-1858
Печатается с сайта «Источники и исследования по истории и культуре Центральной Азии».

И.Ф.Попова

Китай. Две столицы. Экскурсии по Пекину и Сианю.

День 1

Вылет из Санкт-Петербурга, Москвы в Пекин.

День 2 – Пекин

Прибытие в Пекин. Трансфер в отель. Отдых. Завтрак.
Экскурсия на целый день с посещением Великой Китайской стены, гробниц династии Ming и Священного Пути.
Великая китайская стена (Юнеско) – самое величайшее в истории человечества оборонительное сооружение и главный символ Китая. Она протянулась от желтого моря до пустыни Гоби на 6 350 километров, как спина гигантского дракона.
Начало строительства Стены датируется периодом Борющихся царств с 475 гг. до н.э. Реальные очертания Великая Стена начала обретать во времена императора Цинь Шихуана, который объединил Китай под своей властью в 221 г. до н.э. Династии сменяли друг друга, но стена на протяжении многих веков достраивалась и расширялась.
Существуют три основных участка стены, открытых для посещения туристами в районе Пекина: Бадалин, Мутяньюй, Сыматай. Все три были построены на крутой холмистой местности, поэтому рекомендуется брать с собой удобную спортивную обувь и запас воды.
Гробницы императоров династии Мин (Юнеско) — находятся в живописной долине в 45 км к северо-востоку от Пекина. Здесь похоронены все 13 императоров династии Мин, за исключением троих. Место для императорских гробниц выбиралось в соответствии с канонами «фэншуй» под руководством неутомимого императора Юнлэ, по поручению которого также было начато строительство Запретного города и Храма неба. Раз в год правитель должен был появляться здесь для отправления ритуалов, связанным с поклонением духам предков.
Из 13 усыпальниц две открыты для посещения: Чанлин и Динлин.
В гробнице Динлин покоятся останки императора Ванли, тринадцатого императора Мин.
Открытие входа в Динлин было сопряжено с огромными трудностями: древние конструкторы разработали уникальный замок, который автоматически закрывал двери с внутренней стороны. Около Динлин находится выставочный зал с многочисленными экспонатами из захоронения.
Император Юнлэ и его супруга были захоронены в гробнице Чанлин, первой и самой большой из всех. Ее строительство длилось 28 лет и закончилось в 1427 году. Само по себе уникальное строение вмещает в себя самый большой в Китае погребальный зал.
Священный Путь, ведущий к гробницам императоров украшен скульптурами мифических существ, символизирующих мудрость и правосудие и статуями военных и чиновников, которые были призваны служить императору в его загробной жизни.
Обед в местном китайском ресторане.
20.00 Праздничный ужин «Утка По-Пекински».
Ночь в Пекине в отеле.

День 3 – Пекин

Завтрак в отеле. Выезд из отеля.
Экскурсия по Пекину на целый день.
Экскурсия на целый день по Пекину – столице Китая. Вы посетите Старый город, увидите характерные узкие улочки и квадратные дворы-колодцы, которые были неотъемлемой чертой пекинского архитектурного облика еще со времен династии Мин. Во дворах хутунах царит атмосфера тишины и спокойствия, они похожи на небольшие деревеньки в самом центре мегаполиса.
08.30 – 10.00 Храм Неба (Юнеско) служил императорам династий Мин и Цинь как место проведения важнейших религиозных обрядов. Строительство Храма подчеркивало связь между Небом и императором, сыном Неба.
Ансамбль включает большой зеленый парк. Ворота парка расположены по четырем сторонам света. Около южных ворот — Круглый алтарь, откуда император обращался к Небу со своей ритуальной речью. Архитектура строения позволяла достичь наилучшей акустики и слова императора уходили прямо в космос.
К северу от Круглого алтаря — Священное хранилище с ритуальными предметами – оно окружено Стеной Эха, создающей сильнейший акустический эффект. Хранилище соединено с Залом моления, где находится статуя золотого дракона – символа Императора.
10.30 – 12.00 Летний дворец и императорский парк Ихэюань (Юнеско). В переводе «Ихэюань» означает — Сад для создания гармонии, со времен династии Юань – Летняя императорская резиденция. Вы увидите Зал долголетия, Павильон нефритовых волн, Башню буддистских благовоний, Храм моря мудрости, Павильон счастья и долголетия.
Пройдете по Длинному коридору 700 м, украшенному 10 000 картин.
12.00 – 13.00 Обед в хорошем местном ресторане.
13.30 – 15.30 Осмотр Запретного города Гугун с Императорским дворцом (Юнеско) — бывшего резиденцией 24 императоров Небесного государства династий Мин и Цинь. Запретный город защищает крепостная стена высотой 10 м и ров с водой. Внутри города находятся 980 сооружений, многочисленные внутренние дворики и галереи. Строительство проходило c 1406 г. по 1420 гг.
Посещение площади Тяньаньмэнь (Площадь мира) — самой большой площади в мире. В северной части площади — Ворота Небесного Спокойствия, которые ведут непосредственно в Запретный город. Над воротами — портрет «Великого Мао».
В центре площади — 40-метровый Памятник Народным Героям, рядом Мавзолей Мао Цзэдуна.
18.30 — 19.30 Трансфер на ж/д вокзал Пекина.
20.30 Отправление на ночном поезде №Т43 в Сиань, в мягких спальных вагонах, 4х-местное купе.
Ночь в поезде.

День 4 – Сиань

Прибытие в Сиань – древнюю столицу Китая.
Трансфер в отель. Завтрак в отеле.
Экскурсия по Сианю на целый день с посещением Терракотового войска, Исторического музея Шаньси, Большой пагоды Дикий Гусей, Древней городской стены.

Сиань – это город-музей в Китае, который был столицей 12-ти династий. Именно отсюда начинался знаменитый Великий Шелковый путь.
Гробница 1-го Императора династии Цинь. Терракотовое войско (Юнеско).
Император Китая Цинь Шихуан жил в период с 259 до 210 гг. до нашей эры, был первым Императором объединенного Китая. Его блестящие военные победы и политические интриги завершили период Борющихся царств, период отсутствия единства и постоянных переворотов. Чтобы объединить Китай под своей властью, он предпринял строительные проекты удивительного размаха и великолепия – создание Терракотового войска и строительство Великой Китайской Стены. Он стал Императором Цинь, когда ему было только 13 лет и в это же время начал работы по строительству своего мавзолея. Более чем 70 000 предметов — копии дворцов, павильонов, судов и знаменитые Терракотовые воины занимают участок 50 кв. км рядом с городом Сиань. Весь комплекс был закончен после смерти Императора.
Терракотовые воины — только часть комплекса могилы императора Цинь Шихуана. Они были обнаружены местными крестьянами в 1974 г.
В хранилище размером приблизительно 12 км2 и 5 м глубиной хранится 8000 терракотовых солдат пехоты, стрельцов, кавалеристов и колесницы, используемые в сражениях, готовые защитить бессмертную душу императора.
Каждый солдат высотой от 1,8 м, чем выше чин солдата — тем выше его рост. Сделаны они из глины толщиной 7,6 см. Каждая часть полого тела была сделана отдельно, в то время как основание и конечности были созданы из монолита, головы были индивидуально вылеплены, и лицо каждого воина отличалось от других.
Раскопки ведутся до сих пор, но подземный дворец и центральная часть мавзолея все еще остаются тайной. Археологи считают, что понадобится не менее 200 лет для завершения работ.

Древняя городская стена Сианя.
Как и многие древние города, Сиань окружен крепостной стеной. Высота стены 12 м, а длина – около 14 км. Ворота сориентированы по сторонам света, но самый лучший пейзаж открывается из южных ворот.
Обед в хорошем местном ресторане.
Большая пагода Дикого Гуся расположена к югу от городской стены. Построенная в 652 году нашей эры для хранения буддийских текстов, эта пагода считается символом Сианя.
Исторический музей Шаньси – один из лучших музеев Китая, рассказывающих о его 5000й истории. Главная достопримечательность музея – великолепное собрание экспонатов времен династии Тан.
Ужин с национальными «пельменями» — Dumpling dinner.
Ночь в отеле Сианя.

История Китая. Справочный обзор, инфографика, видео
Император китайской династии правил не Китаем, он правил всем миром – всем, что «имеется под Небом», на что, будучи «сыном Неба», имел полное право. Поднебесная – весь мир, который делится на подданных императора и его вассалов. Если и были иные категории народов, то в Китае предпочитали это не замечать.
Слова «Китай» для китайцев не существовало. Sina/Cina и его производные, монгольское Хятад/Cathay и его производные – слова, появившиеся извне. В империи Хань китайцы ощущали себя «народом Хань», в империи Тан – «людьми Тан» и так далее.

По реке в День поминовения усопших. Малый фрагмент свитка XII века. Чжан Цзэдуань (1085-1145) – придворный художник династии Сун / 北宋zh:张择端《清明上河图》局部 / A small section of the Song dynasty painting «Along the River During the Qingming Festival» by Zhang Zeduan. via. По клику — 3066 x 1746 пикселей
Разобраться в истории Китая непросто. Учебники часто состоят из длинных глав с перечислением бесконечных периодов, династий, императоров, войн и прочей сухой скукотищи. Три материала из «Магазеты», интернет-издания о современном Китае, помогут немного систематизировать кое-что из китайско-исторического: столицы, хронологию периодов и изменение границ.
34 столицы Китая.
Историческая инфографика
Две главные особенности истории Китая — ее продолжительность и объем сохранившихся письменных источников. Осознание масштабов приходит не сразу: сначала долго пытаешься запомнить хотя бы династии, потом наиболее яркие периоды правления, но лишь со временем понимаешь, что за короткими названиями периодов скрываются сотни лет, десятки поколений.
Инфографика, проливающая луч света на запутанный вопрос столиц Китая:


Столицы Китая
Все сложно. Подробное объяснение будет дальше.


Хронология Китая
Карта Китая: от 2000 до н.э. до 2000 н.э.
Как за последние 4000 лет изменились границы Китая?
Один из трудных аспектов в изучении истории — отстраниться от современных концепций, границ и ценностей. В истории Китая из-за ее продолжительности все еще более запутано. Например, не умаляя влияние учения Конфуция на китайскую культуру, трудно принять, что жил и трудился он не в могучем Срединном государстве, а в небольшом царстве Лу.
Карта Китая на протяжении всей своей истории перекраивалась неоднократно. Временами единая империя дробилась на десяток небольших государств, временами — сфера ее влияния выплескивалась далеко за пределы современной КНР. Чтобы хоть немного представить масштабы изменений часто условных границ Китая, редакция Магазеты подготовила небольшое видео. Не претендуя на историческую точность, мы постарались передать динамику изменения границ того, что часто просто именуют Китаем.
Карта Китая от 2000 до н.э. до 2000 н.э. за полторы минуты:

Динамика изменения границ Китая. Видео Магазеты
Иллюстрации: Ольга Мерекина
Видео: Павел Овсюков
Источники: указаны в титрах
Музыка: 囍 — Intro
Некоторые стоп-кадры из видео:


Династия Ся / Xia dynasty (2070-1600 BC)


Западная Хань / Western Han (202 BC — 8 AD)

Троецарствие / Three Kingdoms (220-280)

Восточная Цзинь / Eastern Jin (317-420)

Династия Тан / Tang (618-907). 804 год

Династия Тан / Tang (618-907). 839 год

Династия Северная Сун / Northern Song (939-1126). 1000 год

Династия Северная Сун / Northern Song (939-1126). 1060 год

Династия Южная Сун / Southern Song (1127-1279)

Династия Юань / Yuan (1271-1368). 1296 год

Династия Мин / Ming dynasty (1368-1644). 1310 год

Китайская Народная Республика. С 1949 по настоящее время
Где находится центр Поднебесной?
Суровый справочный обзор по вопросам, где, когда и почему находились столицы Китая.
Еще раз инфографика «34 столицы Китая» – для наглядности восприятия написанного ниже можно ее открыть. Ссылка откроется в новом окне:

Традиционно в нашем сознании Китай предстает монолитным государством со строго очерченными границами (виной тому наверное иероглиф 国) и ярко выраженным центром – столицей. Здесь находится дворец императора, отсюда его слово разлетается по всем отдаленным уголкам империи. «Так было, так есть и так будет».
Однако изучение истории Китая доказывает нам, что «слухи» о жесткой централизации Срединной империи «сильно преувеличены». Столица Поднебесной переносилась с места на места чаще, чем в какой-либо иной стране мира. Да и не всегда она была в центре страны. И вообще, чаще всего бывало, что столица была не одна, а, как минимум, две.
Древние столицы
История Китая, согласно древним хроникам, начинается с мифологической эпохи «Трех правителей и пяти императоров» (三皇五帝), «правивших» примерно в 26-21 веках до нашей эры. Сведений о каких-либо столичных городах в этот «золотой век» нет. Однако известно, где находятся места, связанные с мифическим «прародителем» древних китайцев – Желтым императором (Хуанди 皇帝). Считается, что он родился в местечке Шоуцю (壽丘) на территории нынешнего города Цюйфу (曲阜, Шаньдун), его «древний финиковый сад» находится в современном городе Чжэнчжоу, а мавзолей (黄帝陵) в 140 км к югу от города Яньань (延安, Шэньси) в центре Лессового плато. Даже если это не совсем так, то очевидно, что колыбель китайской цивилизации находилась здесь – на территории нынешних провинций Хэнань, Шаньдун, Шаньси и Шэньси.
Где находилась столица будущего Китая в период правления легендарной династии Ся (夏朝) неизвестно. Как неизвестно и то, была ли такая династия вообще. И правомерно ли называть Китай Китаем, говоря об этих древних временах. Однозначно только, что термином 天下 (Поднебесная) обозначался весь известный мир вообще, а термин 中国 (Срединное, или Центральное, государство) появился позже и обозначал центральные княжества в период удельной раздробленности. К этому вопросу мы еще вернемся, а пока отметим, что китайские археологи отождествляют государство Ся с раннебронзовой культурой Эрлитоу (二里头), находки относящиеся к которой были сделаны на берегах реки Лохэ (洛河) недалеко от современного города Лоян (洛阳, Хэнань).
По поводу существования следующей китайской династии Шан (商朝) сомнений не возникает ни у древних историографов, ни у современных историков. Как и по поводу того, что в центре шанского протогосударства находилась его столица. Одно из центральных событий истории этой династии, подробно описанное у Сыма Цяня в «Ши-цзи» – перенос «стольного града» из поселения Янь (есть мнение, что это в районе нынешнего Цюйфу) в поселение Инь. Считается, что и ранее столица переносилась неоднократно. Например, с ранним этапом истории Шан часто связывается археологическая культура Эрлиган (二里岗), существовавшая на территории нынешнего Чжэнчжоу. Перенос в Инь хорошо известен по двум причинам. Во-первых, новая столица дала второе название династии – Инь (殷). Во-вторых, в 1928-37 годах в районе современного города Аньян (安阳, Хэнань) были раскопаны остатки этого города (поэтому сейчас это место называется Иньсюй (殷墟), «иньские руины»). В этой связи именно Аньян можно считать первой научно доказанной столицей Китая.

В последние годы стараниями местных властей заштатный хэнаньский Аньян продвигают в «первые столицы» страны.
Владения Шан были завоеваны в 11 веке до нашей эры племенем чжоу. К этому моменту центрами этого племени были поселения Фэн (沣) и Хао (镐), расположенные напротив друг друга на берегах небольшой речки Фэнхэ (沣河), притока Вэйхэ, на берегах которой стоит нынешний Сиань. Фэн и Хао можно рассматривать как первую в истории Китая городскую агломерацию, поскольку фактически это было единое поселение – западная столица чжоуских ванов в своих наследственных землях, известная как Цзунчжоу (宗周, иероглиф 宗 в данном случае означает «храм предков»). В центре же своих новых владений, посреди недавно покоренных народов, чжоуские ваны основали как бы «и.о. столицы» – город Чэнчжоу (成周). Позднее в 15 километрах к востоку от Чэнчжоу был построен новый город, получивший название Ванчэн (王城). Его также называли Лои (洛邑, т.е. «город на реке Ло») – это и есть будущий Лоян.
Так, из чисто практических соображений, была заложена практика сосуществования двух столиц – западной и восточной. Западная всегда находилась где-то в районе Сианя, а восточная – в районе Лояна. Двор правящей династии периодически переносился с одной столицы в другую, и тогда это становилось вехой, которая делила период правления той или иной династии надвое. Причем, как правило, столица переносилась с запада на восток, соответственно «западная эпоха» предшествовала «восточной».
В период Западной Чжоу домен вана находился на западе – в Цзунчжоу, а после 771 года до нашей эры, в период Восточной Чжоу, на востоке – в Лояне, причем там дворец вана располагался то в Чэнчжоу, то в Ванчэне. В это время, как известно, власть чжоуских правителей становится чисто номинальной и наступает длительный период раздробленности той этнополитической общности, которую мы потом начнем называть Китаем.
лоян

История Китая такая древняя, а столицы полностью разрушались так много раз, что от самых ранних из них ныне остались только неясные очертания стен. Лоян.
У множества уделов было множество столиц. Назовем лишь наиболее значимые центры. Столицей владения Ци (齐国) был город Линьцзы (临淄) – ныне один из районов города Цзыбо (淄博) в провинции Шаньдун. Центром северного владения Янь (燕京) – город Цзи (薊), расположенный на месте современного Пекина (который еще называли Яньцзин (燕京) – т.е. «столица Янь»). Центрами княжества Чу (楚国) были города Ин (郢) и Чэнь (陈) – оба на территории нынешнего города Цзинчжоу (荆州) в провинции Хубэй. Столицей одного из т.н. «срединных княжеств» Чжао был город Ханьдань (邯郸) в провинции Хэбэй. Столицей «полуварварского» княжества Шу (蜀国), возможно связанного с загадочной археологической культурой Саньсиндуй, был город Чэнду. Наконец, столица западного княжества Цинь (秦国) находилась на бывших родовых землях чжоу – в городе Сяньян (咸阳) в нескольких километрах от бывшей западночжоуской столицы Цзунчжоу (Фэнхао).
Имперские столицы
Княжество Цинь в 221 году до нашей эры окончательно завоевало все остальные княжества Поднебесной и превратилось в империю Цинь (大秦帝国). Столица находилась там же – в Сяньяне. Примечательно происхождение названия города: он находился к югу от гор и на северном берегу реки, то есть был в положении «дважды ян», крайне благоприятном с точки зрения фэншуй. Ныне это одноименный пригород Сианя с населением около 1 миллиона человек. Здесь же расположен сианьский аэропорт, так что обозреть места, откуда «есть пошла» китайская империя можно из окна аэропортового автобуса-экспресса.
Столицей империи Сяньян являлся до 206 года до нашей эры, после чего был полностью разрушен и сожжен во время гражданской войны против власти династии Цинь. Основатель следующей династии Хань (汉朝) построил свою столицу не на руинах Сяньяна, но в непосредственной близости. Так образовался великий город «Вечного спокойствия» — Чанъань (长安, будущий Сиань), служивший империи столицей в ее самые блестящие годы.
Считается, что в период Западной Хань помимо основной столицы было еще пять «второстепенных столиц», расположенных в богатых региональных центрах, бывших столицах удельных княжеств, в т.ч. в Линьцзы, Чэнду и Лояне. Именно в Лоян была перенесена столица в 25 году нашей эры после гражданской войны, вызванной мятежом Ван Мана и восстанием «краснобровых». (Любопытно, что реформы «узурпатора» Ван Мана не обошли и Чанъань – на короткое время изменилось иероглифическое написание столицы, (常安) вместо (长安), «спокойствие» вместо «вечного» стало «постоянным»). Так или иначе, столица снова была перенесена на восток, а исторический период стал называться Восточная Хань.
В 3 веке нашей эры империя развалилась на три части – начался воспетый в знаменитом эпосе период Троецарствия. Столица царство Вэй (魏国, он же Цао-Вэй 曹魏) располагалась там же, в Лояне. Столица царства Шу (蜀国, оно же Хань-Шу 汉蜀) – в Чэнду. А центр царства У (吴国, оно же Сунь-У 孙吴) на месте будущего Нанкина, в городе Цзянье (建邺).
Объединение страны произошло при династии Цзинь (晋朝), названной так в честь древнего царства, на территории которого находилась ее столица. Вы будете смеяться, но это снова был Лоян. После того, как в 317 году в ходе вторжения сюнну Лоян пал, а династия потеряла контроль над северной частью страны, столица была перенесена на юго-восток от Лояна – в Нанкин (он к тому моменту уже назывался Цзянькан (建康)).
Еще сто лет (317-420 гг.) север Китая был разделен между различными «варварскими государствами», а на юге правила династия Восточная Цзинь (сами ее правители естественно называли ее просто «Цзинь»). В 420 году пала и она – начался период Северных и Южных династий (南北朝), когда по одной династии правило и на севере, и на юге. Центром южного Китая неизменно был Нанкин. На севере же знаменитая буддистская династия Северная Вэй (北魏) примерно 100 лет правила из города Пинчэн (平成) – это в районе современного города Датун (大同) на севере Шаньси, а потом «переехала» в хорошо нам известный Лоян. После распада Северной Вэй ее восточные последователи правили из города Ечэн (邺城, район современного Ханьданя), после чего переместили столицу южнее, в район Аньяна, а западные – из Чанъани, которая к тому моменту вернула свое былое экономическое и культурное значение.
В 581 году Ян Цзянь, выходец из одной из северных династий, смог снова объединить всю страну и основал династию Суй (隋朝). Спустя несколько веков ее сменила династия Тан (7-10 века), правление которой стало временем расцвета средневекового Китая. Имперская столица в это блестящее время находилась в Чанъане (некоторое время она называлась Дасин (大兴)), которая фактически заново на новом месте была отстроена Ян Цзянем. А Лоян выполнял функции вспомогательной «восточной столицы». При Тан статус «третей столицы» империи получил город Цзиньян (晋阳), расположенный на месте современного Тайюаня, значение которого возросло еще в период Северных и южных династий.
Известно, что танская Чанъань была самым населенным и по всей видимости самым богатым городом мира. Ее территория была многократно больше территории, охваченной стенами минского времени, которые сохранились в центре Сиани до наших дней. Во всяком случае, Большая и Малая пагоды диких гусей находятся на значительном расстоянии от городских стен минского времени. Есть основания полагать, что один только комплекс зданий, связанных с императорским дворцом, занимал территорию, на которой расположен современный центр города. Чанъань была важнейшим торговым центром Великого шелкового пути. Лоян же был его крайней западной точкой.

Танские пагоды Чанъани чудом сохранились, а вот со времен династии Хань не осталось ничего. Современный Сиань.
В годы гражданской войны, связанной с мятежом Ань Лушаня, обе столицы были разрушены, потом восстановлены, но во время восстания Хуан Чао – разграблены и сожжены вновь. Забегая вперед, скажем, что ни Чанъань (будущий Сиань), ни Лоян, от такого «двойного удара» уже не восстановятся. Богатейшее архитектурное наследие этих городов, служивших столицами империи почти полтора тысячелетия, кроме уже упомянутых пагод диких гусей, потеряно.
В период раздробленности, последовавший за падением династии Тан (Пять династий и десять царств: 907-960 гг.), экономические центры страны сместили в другие города. Прежде всего, это Бянь (汴, также Бяньлян 汴梁 и Далян 大梁) на территории современного Кайфэна (开封, Хэнань), в месте пересечения Хуанхэ и Великого канала. Здесь находились столицы большинства мимолетных династий этого периода. Центры удельных государств, отколовшихся от империи, как правило, совпадают с современными региональными центрами: это Янчжоу (扬州) в Цзянсу (царство У), Нанкин (царство Нань Тан), Ханчжоу (царство У Юэ), Чанша (царство Чу), Фучжоу (царство Минь), Гуанчжоу (царство Нань Хань), Чэнду (царства Цянь Шу и Хоу Шу), Тайюань (царство Бэй Хань) и так далее.
В 960 году династия Сун (宋朝) вновь объединила Поднебесную и правила ей из Кайфэна до 1126 года, когда воинственные чжурчжэни захватили всю северную часть страны. Императорский двор, как водится, бежал на юг и основал свою новую столицу в городе Линьань (临安) на берегах озера Сиху. Ныне это город Ханчжоу. Период Северной Сун сменился на период Южной Сун.

Такой Кайфэн нынче можно увидеть только на картинах. Но северосунская живопись слишком прекрасна, чтобы упускать возможность ее разместить.

Зато Ханчжоу, хоть и был столицей Китая только одну династию (да и то, только южного), сохранил немало своего столичного шарма, воспетого в сунской поэзии.
Внезапно: лирическое отступление
Здесь уместно следующее лирическое отступление. Вообще-то говоря о «династиях» все мы делаем известное допущение. Хань, Тан, Сун и так далее – все это названия государств (империй), а не правящих в них домов (родов, семей, династий). В империи Хань правил дом Лю (刘), в империи Тан – дом Ли (李), а в империи Сун – дом Чжао (赵). Термин «династия», которым мы обозначаем целые исторические периоды, это дань традиции, которая была установлена самими китайцами, но это не совсем «династия» в европейском понимании этого слова, когда та или иная семья приходила к власти в неком государстве со сложившимися границами и народами. Китайские «династии» — это и есть государства, причем не локального, а универсального по своей сути характера. Император китайской династии правил не Китаем, он правил всем миром – всем, что «имеется под Небом», на что, будучи «сыном Неба», имел полное право.
Понимание этого факта очень важно для разграничения «китайского» и «некитайского» в истории. Кем себя ощущали китайцы? В империи Хань они ощущали себя «народом Хань» (汉族), в империи Тан – «людьми Тан» (唐人) и так далее. (Неслучайно самые великие династии породили этнонимы, которыми наравне с термином «хуася» (华夏), называли себя китайцы вплоть до нашего времени). Самого слова «Китай» для китайцев не существовало! И Sina/Cina и его производные, и монгольское Хятад/Cathay и его производные, это слова, появившиеся извне, они не являются отражением самоидентификации местного населения, как чаще всего бывает в истории. Не существовало и понятия «нация», как не существовало и возможности «включить» ханьцев и соседние народы в некую условную «китайскую нацию» (т.е. сделать то, что ловко провернули в начале 20 века идеологи новой Китайской республики). Поднебесная – весь мир, который делится на подданных императора и его вассалов. Ежели и были иные категории народов, то в Китае предпочитали это не замечать.
Хотя периодически приходилось. Китай и ранее-то завоевывали, а с начала второго тысячелетия нашей эры начали делать это просто-таки с завидной регулярностью. Из 1015 лет, прошедших с 1000 года нашей эры, 732 года северный Китай был частью различных чужеземных государств, а 364 года китайского государства как такового вообще не существовало – в это время он был частью Монгольской, а затем Маньчжурской империй.
Иначе говоря, кидани, тангуты, чжурчжэни, монголы и маньчжуры не были китайцами, как и не была их история частью китайской. Но по описанным выше причинам, китайцам сложно было считать их историю историей чего-то «отдельного» (потому что не могло быть ничего отдельного от этой истории; ведь если наступала эпоха Юань – она наступала во всем мире!) С известными оговорками и допущениями, нам ничего не остается как вслед за придворными историографами затронуть в своем рассказе и эти, вполне себе «некитайские», государства.
Столицы китайские и не очень
Кидани основали империю Ляо (辽国), которая в 10-11 веках контролировала большую часть северного Китая. Как и положено вчерашним кочевникам, кидани имели несколько «столичных поселений»-ставок, из которых самая главная, называемая китайцами Хуанду (皇都) или Шанцзин (上京), находилась где-то на просторах Внутренней Монголии (ни одна из версий мне не кажется убедительной), а т.н. «южная столица» (南京) находилась на месте нынешнего Пекина.
Первая столица чжурчжэней – город Хуйнин (会宁), как его называют в китаеязычных хрониках – находилась на месте нынешнего Ачэна (阿城) в 29 км к юго-востоку от Харбина. По мере захвата киданьских и сунских территорий чжурчжэни передвигали свои столицы на юг. В результате главной, т.н. «средней столицей» (Чжунду 中都), стал будущий Пекин. Все последующие завоеватели и даже сами китайцы неизменно строили свои столицы именно здесь.

Пагода храма Тяньнинсы стоит в Пекине еще со времен, когда этот город был одной из столиц государства киданей.
Ставка великого хана монголов до того, как они завоевали Китай в 13 веке, находилась в Каракоруме на севере современной Монголии. Хубилай провозгласил себя великим ханом на курултае, который он собрал в своей собственной ставке в городе Кайпин (开平, также Шанду 上都). Позднее, уже после того как Хубилай перенес свою столицу в Пекин, который при монголах стал называться «главная столица» (大都, или по-монгольски «Ханбалык»), Шанду сохранил свой статус как «вторая столица империи Юань». В 1276 году там побывал Марко Поло, благодаря описанию которого этот город стал в западной культуре символом богатства и роскоши. Правда, под слегка искаженном названием – Занаду (англ. Xanadu). Ныне территория Занаду относится к городу Чифэн (赤峰, Внутренняя Монголия), его руины являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пекин (Даду) служил столицей монголам вплоть до 1368 года, когда восстание Чжу Юаньчжана изгнало их назад в свои степи. Чжу Юаньчжан стал императором Хунъу (洪武), основал династию Мин и перенес столицу в город Интяньфу (应天府) на месте нынешнего Нанкина. Долго время на статус «второй (северной) столицы» претендовал Кайфэн, но все изменилось в годы, предшествующие восхождению на престол императора Юнлэ (永乐). Придя к власти в результате мятежа против собственного племянника, он был заинтересован в укреплении собственных позиций, поэтому перенес столицу в район своей ставки, откуда он управлял войсками, сражавшимся в монгольских степях. То есть в Пекин, который впервые получил это название (北京), но был также известен как Шуньтяньфу (顺天府) и просто «Столичный город» (京市). Так столица Китая оказалась не посередине страны, чего во все времена желали ее правители, а на ее северной периферии.
Нанкин сохранял статус «второй столицы» и именно тогда за ним закрепилось название «Южная столица» (Наньцзин 南京). Однако императорский двор все равно находился на крайнем севере, в непосредственной близости от своих воинственных северных соседей.
В конце концов это и сыграло с династией Мин плохую шутку. В 1644 году при очень сомнительных обстоятельствах, рассказ о которых заслуживает отдельного поста, столица была захвачена маньчжурами. Так как маньчжуры пришли к власти под лозунгами не просто завоевания (хотя по сути таковым оно и было), а восстановления «вселенского мира и спокойствия» после восстания Ли Цзычэна, убившего последнего минского императора, то они немедля перенесли свою столицу в столицу Вселенной – то есть в Пекин. Их изначальная столица – город Шэнцзин (盛京), ныне Шэньян, остался «столицей в родовых землях маньчжуров», куда китайцам запрещено было селиться. Негласный статус «летней столицы» приобрел город Чандэ (承德), т.е. «Передающий (императорскую) добродетель» в горах к северу от Пекина. Местный дворец также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Что касается Нанкина, то при цинах он свой «столичный статус» утратил и был переименован в Цзяннин (江宁).
20 век
«Столичное название» ему было возвращено, когда 1 января 1912 года здесь была провозглашена Китайская республика, а Сунь Вэнь (он же Сунь Ятсен) стал ее первым «временным президентом». Спешка, с которой революционеры обтяпали все в Нанкине, понятна, если учесть, что официально маньчжурская династия от власти еще не отказалась, а «козыри в рукаве» были необходимы для торга с Юань Шикаем – главнокомандующим армией и человеком, в руках которого была более-менее реальная власть в стране. После того как Сунь Вэнь отказался от президентских полномочий в пользу Юань Шикая, республиканская столица вновь была перенесена в Пекин. На этом настаивал сам президент, так как только в родном городе в окружении своих войск он мог быть уверен в крепости своей власти.
После разрыва между Юань Шикаем и Гоминьданом центром «революционного правительства» был Гуанчжоу, с января 1927 года – Ухань, а с февраля 1928 года – вновь Нанкин. Тогда же, весной 1928 года, Пекин был захвачен войсками генерала Ян Сишаня, союзника Гоминьдана, который немедленно лишил Пекин его «столичного иероглифа» 京 – Бэйцзин превратился в Бэйпин (北平).

20 век неожиданно вернул Нанкину столичный статус, которого у этого города не было со времен минского императора Хунъу. На фото — его гробница.
Нанкин оставался столицей Китайской республики в 1928-37 годах (это время вошло в историю как «нанкинское десятилетие») и в 1945-49 годах. После начала войны с Японией республиканское правительство вынуждено было эвакуироваться сначала в Ухань, а затем в Чунцин, который и был столицей Китая вплоть до окончания войны. На оккупированных территориях японцы основывали свои «марионеточные государства» — таковые существовали в Пекине (Временное правительство Китая), Нанкине (Реформированное временное правительство), Чжанцзякоу (张家口, государство называлось Мэнцзян, а сам город был известен по своему монгольскому названию Калган). Но самым известным прояпонским марионеточным государством безусловно является «национальное государство» маньчжурского народа Маньчжоу-го, основанное в 1932 году со столицей в Чанчуне, который по этому случаю был переименован в «Новую столицу» (Синьцзин 新京).
После разрыва с Гоминьданом в 1931-34 годах китайские коммунисты также сформировали свое «государство в государстве». Сначала это была Центральная революционная база со столицей в поселке Жуйцзинь (瑞金, юг провинции Цзянси). В 1934 году коммунисты покинули Жуйцзинь и отправились в свой знаменитый «Великий поход» на север страны. Те, кто таки дошел, сделали новой «красной столицей» тот самый городок Яньань на Лессовом плато, с которого и начался наш рассказ.
Наконец, после захвата Бэйпина именно там сконцентрировались новые власти, а 1 октября 1949 года он официально (под названием Бэйцзин) стал столицей Китайской Народной Республики. По-другому вряд ли было возможно. Нанкин твердо ассоциировался с прежним режимом. В извечной борьбе Севера и Юга на этот раз победил Север. Ну а Нанкин решили больше не переименовывать. Так впервые в китайской истории появился «нестоличный» город со столичным названием.
Вместо вывода
Итак, как мы видим, столиц у Китая действительно много. Одних только т.н. «гуду» (古都, то есть классических «древних столиц») насчитывается шесть: это Чанъань (Сиань), Лоян, Пекин, Нанкин, Кайфэн и Ханчжоу. Не говоря уже о стольных городах различных локальных династий и удельных владений, столицах соседних народов, расположенных ныне на территории Китая и городах, служивших «вспомогательными столицами».
Единого центра, к которому тяготело бы китайское государство, не существует. Столицы часто переносились, причины могли быть разными: от разливов рек, как это было, по всей видимости, в глубокой древности, до завоеваний и опустошения после гражданских войн. Сочетание чисто конъюнктурных факторов привело к тому, что столица последней китайской императорской династии оказалась в Пекине – городе, который ранее чаще был столицей соседних враждебных государств. Схожие мотивы привели к тому, что именно здесь, далеко не «в центре Поднебесной», столица находится сейчас.
Другая особенность – частые смены названий, по которым можно проследить всю «биографию» той или иной столицы. Это «вечный город» Рим во все времена был Римом: от Ромула до Берлускони. А вот Пекин за свою долгую историю был и Цзи, и Яньцзином, и Чжунду, и Даду, и Бэйпином. Наличие или отсутствие «столичных иероглифов» 京 и 都 – еще одна фишка столичной ойконимии. В зависимости от расположения относительно других важных городов «столичные города» могли превращаться из «центральных» в «северные» или «западные» (например, на месте Пекина был и Наньцзин, и Бэйцзин, Чанъань, потеряв свой центральный статус, превратилась в Сиань).
Наконец, как мы видим, во все времена столица не была единым центром, в которой концентрировалось все богатство страны. При определенных династиях количество «вспомогательных столиц» доходило до пяти. «Виной» тому как традиционное китайское пристрастие к нумерологии, так и чисто практические соображения, восходящие еще к чжоускому завоеванию. То же самое мы видим и в современном Китае, в котором наравне с «главной столицей» (Пекин) есть и «восточная столица» (Шанхай), и «южная столица» (Гуанчжоу), и «западная столица» (Чэнду), и «северная столица» (Шэньян).
Прим. автора: Материал для данной статьи в свое время собирался по крупицам в различных китаеязычных справочниках, использовались работы отечественных историков К. Васильева «Истоки китайской цивилизации» и Л. Васильева «Древний Китай», однако наиболее полезной оказалась попавшая в мои руки совсем недавно монография санкт-петербургского исследователя Б.Г. Доронина «Столичные города Китая» (СПб, 2001), которая содержит исчерпывающий материал по данной теме.
Автор статьи Иван Зуенко

© Магазета — Карта Китая: от -2000 до +2000. Как за последние 4000 лет изменились границы Китая?
© Магазета — 34 столицы Китая. Историческая инфографика
© Магазета — Где находится центр Поднебесной?
Бонус: данный пост для незакаленного читателя может служить прекрасным и абсолютно безопасным снотворным.
См. также:
Ночная пирушка. Китай, 10 век

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх