Дива имя

«Правда 24»: Марина Лошак — о современном искусстве и высокомерии

В интервью телеканалу «Москва 24» куратор, коллекционер, арт-менеджер, а с прошлого года еще и директор Пушкинского музея Марина Лошак рассказала о том, почему так важно объяснять современное искусство.

— Марина, в свободное от работы время вы коллекционируете головные уборы.

— Я подарила их товарищу.

— А как долго коллекционировали головные уборы и откуда такое увлечение?

— Это связано с моей любовью к русскому Северу, народному северному искусству. Головные уборы, шапочки я их называю, покупала на протяжении десяти лет.

Я всегда предпочитаю красоту удобству. Сижу на расшатанных стульях, с них периодически падают гости, я склеиваю стулья и опять сажаю на них. Так же и шапочки: носить их нельзя, но они просто прекрасны. В этом есть что-то артистичное.

— Где вы хранили коллекцию?

— Они стояли на полочках. Потом их стало много, 60 с кусочком. Я почувствовала, что моя жизнь перенасыщена пылью. И я их передарила.

— Помимо головных уборов вы еще коллекционируете наивное искусство, верно?

— Нет, это не коллекция. Если я что-то вижу, всегда хочу это получить. Но у меня нет денег на настоящую коллекцию.

— Что-то ведь можно получить в подарок?

— Нет, такие вещи, которые мне нравятся, не дарят. Они редкость и дорого стоят. Когда я была арт-директором галереи «Проун», мы осмысленно шли по пути каких-то инсталляционных выставок, связанных с народным искусством, которое очень важно. И в определенное время задали на это моду, тренд. Какие-то вещи с тех пор висят у меня на стенках дома. Их не так много, но они очень качественные.

— У вас необычное отчество – Девовна.

— Да, Деви – папа.

— Почему его так назвали, если не секрет?

— Это моя романтичная бабушка. Когда ей было 17 лет, она родила ребенка и назвала мальчика в честь любимого героя «Американской трагедии» Драйзера — Деви. Кстати, довольно отвратительный персонаж, такой донжуан, не любящий женщин.

— Вы ведь из Одессы?

— Да.

— Если сравнивать музеи одесские и московские, то в чем разница в отношении москвичей и одесситов к этому роду досуга?

— Разницы нет. Как обычно, люди мало отличаются друг от друга. Но в Одессе нет музеев современного искусства в глобальном московском понятии. А что касается традиционных музеев, они такие же. Там чудесные музеи. Музей археологии – один из крупнейших, он и сейчас существует со всем тем, что так обожают дети в Пушкинском музее в Москве: с мумиями, с прекрасной греческой коллекцией, со всеми этими атрибутами мифологии, которые существуют в нашем детстве. И что очень важно, этот музей окружен скифскими бабами. Я их обожаю до сих пор и всю жизнь мечтаю сделать какую-то большую инсталляцию из скифских баб, разбросанных по музеям Украины.

— Некоторые называют людей, командующих современным искусством, но совершенно не разбирающихся в нем, варварами. Действительно ли те, от кого зависит направление развития культуры, не знают классического искусства, но хорошо разбираются в современном?

— Люди, которые занимаются современным искусством, которые успешны, возглавляют какие-то крупные институции, это люди образованные. Оля Свиблова, Вася Церетели знают очень много, в том числе и про старое искусство.
— Большевики тоже были интеллектуалы и, тем не менее, они сочли нужным очень многое разрушить до основания, чтобы затем построить что-то новое. В нынешнем искусстве вы не наблюдаете подобных тенденций?

— Нет, я не вижу. Люди, которые определяют, способны к разговору и уважению. Они очень любят старое искусство.

— Расскажите о своем отношении к акуле Херста. Это искусство?

— Это искусство, безусловно. Сейчас на Херсте проверяют всех. Это то же самое, что по-прежнему приличный, но не совсем уверенный в своих отношениях народ все еще сомневается в «Черном квадрате». И уже неловко сказать, что ты совсем невежественный человек и ничего не понимаешь.

Современное искусство нуждается в толковании. Мы привыкли считать, что искусство очень быстро, мгновенно на тебя воздействует. И я, как человек традиционных эмоций, тоже очень люблю, когда у меня сразу мурашки побежали или что-то такое екнуло. Но я прошла диалектический путь к пониманию того, что мир изменился, иногда говорит на другом языке. Люди привыкли к разным визуальным образам. Существует какая-то часть искусства, которая нуждается в объяснении.

— Таковы современные тенденции? Или объяснять новое в искусстве нужно было всегда?

— Когда происходит какое-то движение, люди не очень довольны. Человек – существо консервативное, он так устроен. Ему жить лучше, когда привычнее. Срабатывает условный рефлекс на понимание, ты сразу видишь, реагируешь. Когда что-то немного сдвигается в сторону, ты раздражен. Поэтому лучше объяснить. Не дожидаться, пока человек тебя сразу обзовет дураком, а объяснить ему. Очень важно, чтобы куратор или художник незнающему и не уверенному в своих знаниях человеку адресовал это со всем уважением, вниманием и желанием. Высокомерие и амбиции с двух сторон – это наши главные враги.

— Ваша предшественница Ирина Антонова теперь является президентом музея. Вы находитесь в рабочей коммуникации?

— Да. Ирина Александровна чрезвычайно молодой, здравомыслящий, потрясающий человек. Мы с ней разные люди. Она любит сразу в бой, а я за демократию. Но я готова всегда ее выслушать и оценить ее точку зрения, которая часто с моей не совпадает. Считаю, что она очень полезный для музея человек.

— В части изобразительного искусства ваши оценочные точки зрения совпадают?

— В целом, совпадают. Стратегические ощущения одни, тактические – другие.

— Вы в городе живете или за городом?

— Мы сейчас живем за городом, но иногда — в городе. Сейчас, например. Потому что это в десяти минутах ходьбы от музея. Конечно, это большое искушение – поспать на час больше.

— Когда вы говорили про любимые и нелюбимые места в столице, то очень темпераментно комментировали Манежную площадь.

— Сам «Манеж», который я люблю. У меня до сих пор все внутри дрожит, когда я там оказываюсь. А эта картинка с фонарями – мне кажется, это очень неталантливо.

— Что касается вашего музея, то к 2020 году он станет в два раза больше?

— Не в два, во много раз больше. Сейчас мы используем 26 тысяч квадратных метров, а будет 105.

Сюжеты: Взгляды , Интервью с людьми искусства

Дия – идеалистка, к тому же достаточно требовательная женщина. Все должно быть так, как хочет она, а если кто-то осмелится спорить с ней, то моментально попадает в разряд неугодных людей. В окружении этого человека могут быть сотни тех, кто попытается ее наследовать, будет прислушиваться к советам и даже подчиняться. Но куда интересней пустить в свою жизнь самодостаточного человека, который на все будет иметь собственное мнение и с каждым дней привносить в жизнь этой женщины что-то новое и необычное.

Дии нужно научиться отличать сказку от реальности, не жить иллюзиями, не ожидать чего-то взамен своим хорошим словам и поступкам. Конечно, вкладывая слишком много сил в какое-то дело и не получив благодарности можно расстроиться поступкам людей, но вряд ли это должно становиться причиной уныния и желания забросить начатое.

Этого человека нельзя назвать замкнутым, Дия добросердечная и заботливая, главное – не позволять ей чрезмерно опекаться кем-либо, превращая жизнь другого человека в постоянный контроль.

Она легкая на подъем, умеет находить общий язык с людьми, в работе открытая, любит учиться новому и готова к сотрудничеству. Дия равнодушно относится к тем, кто живет мыслью о конкуренции, для кого важно оказаться сильнее, умнее и результативней чем она. В таких случаях женщина просто позволяет людям принимать желаемое за действительное. Никогда не влезает в споры, имеет свое мнение, однако не торопится высказывать его тогда, когда она будет не нужно кому-то. Старается смотреть на ситуацию с точки зрения человека и не судить его по внешности и слухам, которые о нем ходят.

Для начала стоит ответить себе на вопрос: сможет ли Дия быть верной партнеру, радовать его, отдавать все свое тепло и время лишь ради того, чтоб он был счастлив? Если женщина и сама придерживается такого поведения, то лишь в том случае вправе требовать этого от любимого человека. Важно понять, что у каждого так или иначе своя жизнь, мечты и стремления и вряд ли во имя любви очередной мужчина в жизни Дии согласится отказываться от всего, к чему стремится.

Число имени один (1) свойственен активным, энергичным, смелым людям, они уверены в своем успехе, всегда готовы к быстрым решениям и спонтанным действиям. Среди людей с именем Дива много успешных бизнесменов и предпринимателей.

В то же время им характерно действовать в рамках уже выработанных шаблонов и стереотипов. Люди с именем Дива часто опираются на советы и достижения других людей, что позволяет делать вывод о большом потенциале развития собственных творческих задатков.

Число один (1) целиком оправдывает свое название и в отношениях: убежденность в своей привлекательности и пленительная внешность вкупе с властным, порой деспотичным, характером, Дива и в сексуальной жизни ведет себя эгоистично, требуя от партнера полного подчинения, не обращая внимания на его желания. Выбор любовника или любовницы делают исключительно сами, подчас грубо отказывая другим своим обожателям.

Камни числа 1 для имени Дива: янтарь, демантоид, топаз, флюорит, сердолик, авантюрин, гелиодор.

Планета (звезда) числа 1: Солнце.

Знаки Зодиака числа 1: Лев, Овен.

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх