Египет среднее царство

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в этот период продолжала оставаться сельская община. Земледельцы-общинники составляли основную массу населения, привлекались к принудительному труду на строительство каналов, дамб, дорог, крепостей и т.п. Периодически проводились переписи «людей, скота и золота», на основе которых устанавливались налоги и повинности. Внутри общины усиливалось социальное расслоение. Значительная часть обедневших общинников составляла категорию «слуг царя», т.е. зависимых, полусвободных работников, которые трудились под надзором царских надсмотрщиков. «Слуги царя» могли иметь незначительное личное имущество и получали пропитание из царских складов.

Широко использовался труд рабов, хотя они еще не являлись преобладающей рабочей силой. Существовал рынок рабов. Людей продавали и покупали. Основными источниками пополнения количества рабов были плен, самопродажа за долги, превращение в рабов преступников.

Верхушку общества составляли жречество и номовая родовая аристократия, обладавшие крупными земельными владениями и занимавшие ключевые посты в управлении.

Государственная власть формировалась в виде «восточной деспотии», для которой характерны централизация управления, использование аристократического чиновничества, обожествление фараона и его деяний. Фараон был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников, командовал армией. Считалось, что от фараона-бога зависит урожай, справедливость в государстве и безопасность последнего. Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд государства. Он мог жаловать землю с государственными рабами своим подданным, даровать титулы.

Непосредственное управление в Древнем Египте возглавлялось первым сановником – «джати», который осуществлял контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжался земельным фондом, системой водоснабжения, контролировал набор войска, строительство крепостей, флота. Ему подчинялось судебное ведомство – «шесть великих домов». О наиболее важных делах джати ежедневно докладывал фараону и следил за выполнением полученных от фараона указаний. Обычно должность «джати» исполнял кто-либо из близких родственников фараона. Существовали и специализированные ведомства, главы которых находились под контролем джати. Наиболее важное значение среди них имели военное ведомство, ведомство общественных работ, финансовое ведомство.

Среднее царство

В этот период происходит значительное усиление номовой родовой аристократии; общеегипетская власть фараонов приходит в упадок; страна распадается на полунезависимые области. Раздробленность Древнего Египта способствовала завоеванию его в XVIII в. до н.э. гиксосами, господство которых длилось порядка 150 лет.

В период Среднего царства происходят и важные изменения в социально-экономической жизни страны.

Неэффективность подневольного труда земледельцев способствовала развитию в царско-храмовых хозяйствах надельноарендных отношений. Земля стала передаваться в аренду «слугам царя», которые обрабатывали ее в относительно обособленном хозяйстве, выплачивая в пользу храма, номарха, казны или вельможи часть урожая. Это ускорило развитие частного землевладения, товарно-денежных отношений, рынка, привело к определенным изменениям в социальной структуре. Из общей массы «слуг царя» выделяются «неджес» (маленькие), а среди них – «сильные неджес». Неджес вместе с ремесленниками, будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, продавая часть продукции на рынке, приобретают более высокий статус. В период Среднего царства все большую роль в государстве наряду с номовой аристократией начинает играть нетитулованное чиновничество. Дети «сильных неджес» могли пройти обучение в специальных школах под руководством царских писцов и по окончании получить ту или иную должность. В это время место в должностной иерархии, близость к фараону и двору полностью определяет и уровень благосостояния.

Наряду с неджес в это время появилась и особая категория «немху», к которой относились земледельцы, ремесленники, мелкие чиновники, воины, чей социально-правовой статус мог быть изменен фараоном в зависимости от потребностей государства.

Новое царство

После поражения и изгнания племен гиксосов начался период Нового царства, когда в результате многочисленных завоевательных войн Древний Египет превратился в огромную державу. Происходило усиление власти фараонов, укреплялась система централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, а те, в свою очередь, делились на области (номы). Вся власть в номах сосредоточивалась в руках царских чиновников. Города и крепости управлялись начальниками, назначенными царем. В системе госуправления возрастало значение армии и военачальников, которые играли важную роль и в системе хозяйственного управления.

Особенностью периода Нового царства является возвышение жречества, которое стало независимым от центральной власти и превратилось в замкнутую наследственную касту.

В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов, прежде всего в царских и храмовых хозяйствах. Так, известно, что Рамзее III за время своего 30-летнего правления подарил храмам свыше 100 тыс. пленных из Сирии и Палестины и более 1 млн арур пахотной земли (1 арур = 0,2 га).

К XI в. до н.э. Новое царство приходит в упадок. Единая государственная власть становится номинальной, усиливается противоборство между Севером и Югом. Страна распадается на ряд отдельных областей, многие из которых попадают под контроль завоевателей из Ливии и Нубии.

Позднее царство

Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI династии Псамметих I. В этот период резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов, получили распространение сделки по самопродаже в рабство, усилилось обнищание свободного населения.

Структура государственной власти оставалась прежней, но в армии возросла роль иностранных наемников. Само государство было слабым. В последующие годы Древний Египет неоднократно становился добычей завоевателей: персов, войск Александра Македонского, римлян. В 30 г. до н.э. Египет стал одной из провинций Древнего Рима.

Мы живем в мире, скорость изменений в котором постоянно нарастает. А, соответственно, происходит и смена уклада жизни, требуются другие знания и умения. И естественно, что отживают свое и профессии. Некоторые переходят в разряд увлечений и видов отдыха, другие просто исчезают. Профессии, как и люди, рождаются, живут и умирают.

Организатор оргий

Эти люди выполняли обязанности, сходные обязанностям современного event-менеджера (от английского event – событие). Event-менеджер – это человек, который занимается подготовкой различных праздничных мероприятий для организаций или частных лиц.

Дело в том, что раньше слово «оргия» не означало то, что чаще всего имеется в виду сегодня. Это был великосветский ужин с обильными возлияниями, едой и женщинами. Который далеко не всегда заканчивался сексуальным буйством. Организатор оргий должен был обеспечить закупки, оборудовать помещение, предоставить комнаты гостям, пригласить женщин и т. п. Это была неуважаемая профессия, ее представителей не любили, но частенько прибегали к их услугам.

Имя самого известного планировщика оргий дошло до наших дней – это Гай Петроний Арбитр. Он был приближен к Нерону, и его даже называли «арбитром элегантности». Знакомство с Нероном вышло ему боком: тот приговорил Гая Петрония к самоубийству, и, естественно, он был вынужден выполнить приказание императора.

Носильщик привилегированного тела

Несмотря на то, что эти люди были всегда хорошо одеты и накормлены, их работу легкой не назовешь. Представьте себе лестницу из сотни ступенек, по которой нужно поднять не всегда худенькое тело своего господина. А еще необходимо принять во внимание то, что носилки инкрустировались золотом и стеклом. Кроме того, привилегированное тело требовалось носить аккуратно, дабы не вызвать у него синдром морской болезни.

Добытчик серебра

В Древнем Риме серебро добывали руками. Мальчиков опускали в очень глубокие и узкие норы. Из-за того, что там было жарко и присутствовали ядовитые газы, прожить в таком режиме можно было не более 3 месяцев. Но римлян это не беспокоило, так как рабочими были рабы.

Стеркорариус

Древний Рим славился первым в истории прототипом канализации. Но она была не централизированная, а индивидуальная у каждого дома. И время от времени всем требовался кто-то не слишком брезгливый для того, чтобы убрать накопившиеся отходы. Эту функцию выполнял стеркорариус. Когда его корзины наполнялись, он сдавал полученное «добро» фермерам за город.

Плакальщик

Обычай использовать на похоронах профессиональных плакальщиков своими корнями уходит в глубокую древность. Плакальщики были известны еще в Древнем Египте. Они должны были голосить и плакать по умершему, за что получали плату. Интересно, что, в отличие от Древнего Египта, на мусульманском Востоке профессиональными плакальщиками могли быть только женщины.

Уринатор

Задачей уринаторов было нырять на глубину более 30 метров. Чаще всего это было нужно для установки строительных конструкций. У ныряльщика был колпак с воздухом в виде колокола, а к ногам привязывался груз. Канат соединял уринатора с поверхностью. Эта работа была очень уважаемой и высокооплачиваемой.

Гимназиарх

В древней Греции атлетические виды спорта были в почете. Чтобы стать атлетом, нужно было быть мужчиной от 30 до 60 лет и иметь почитаемый статус в обществе. Главными задачами гимназиархов было воспитание и обучение этих людей, а также организация и проведение соревнований.

Гимназиарх избирался на 1 год. Для того, чтобы атлеты выглядели презентабельно, он омывал их тела и смазывал специальными маслами. Интересно, что средств на содержание гимназий не отпускалось, гимназиархи фактически сами содержали их. Тогда в чем же преимущество профессии, спросите вы? Гимназиархи были очень уважаемыми людьми. Плюс им можно было носить палку, которой они поучали слишком агрессивных или ленивых спортсменов.

Создатель табличек с проклятиями

Это кто-то вроде современного копирайтера – специалиста по составлению и написанию текстов (от английского copy – рукопись, writing – написание). Если кто-нибудь кому-нибудь хотел пожелать гадость, он заказывал такую табличку у специалиста и нес ее в храм. Считалось, что божество может прочесть табличку и выполнить то, что там написано.

Несчастный писатель половину дня выслушивал жалобы гостей, а вторую половину придумывал ужасающие проклятья. Много таких табличек сохранилось до нашего времени. Вот одна из них: «Парализуй все члены и суставы Викториуса, возничего Синей команды… всех его коней… ослепи их глаза, чтобы они не могли видеть, и помути их души и сердца, чтобы они не могли дышать».

Органист водяного органа

Водяные органы работают по тому же принципу, что и духовые, только вместо воздуха в них используется вода. В античные времена это были довольно распространенные инструменты, и музыканты, владеющие игрой на органе, были очень популярны. Органист мог рассчитывать на долгую карьеру музыканта, на приглашения на различные праздники и мероприятия. Известно, что Нерон тоже увлекался игрой на водяном органе.

Похоронный клоун

Эта профессия существовала в Древнем Риме. Как можно понять из названия, приглашали такого клоуна не на праздники, а на похороны. Он надевал маску покойного и развлекал гостей.

Переписчик

Профессии в Древнем Египте передавались по наследству. Единственным исключением была профессия переписчика, поскольку отбор на эту должность осуществлялся исключительно по принципу профессиональной компетентности. Должность переписчика была практически единственной, предполагавшей возможности карьерного роста.

Переписчики в Египте были уважаемыми людьми. Они занимали разные чиновнические должности: от самых низких – переписчиков документов, до самых высоких – первых визирей фараона. Даже сами фараоны не чурались называть себя переписчиками божественных книг.

Падение среднего царства

Царствование Аменемхета III оказалось исключительно долгим и успешным, но в последние годы его 45-летнего правления серия низких паводков Нила тяжело сказалась на объеме сельскохозяйственного производства, положив начало лишениям и общему спаду в экономике. Ситуация не исправилась и после его смерти, и преемник фараона Аменемхет IV (ок. 1786–1777 гг. до н. э.) занимал трон сравнительно недолго. Вероятно, он был женат на сестре — царице Собекнефру (ок. 1777–1773 гг. до н. э.). Она стала последней правительницей Двенадцатой династии. Об этих монархах известно крайне мало, но включение в имя царицы имени бога-крокодила Собека, популярного при следующей династии, центр культа которого находился в Крокодилополе, в оазисе Файюм, очень важно. Царица Собекнефру приняла мужские титулы, соединив традиционные одежды фараона-мужчины с элементами женского стиля, что указывает на попытки успокоить тех, кто возражал против появления на престоле женщины. В любом случае, она царствовала менее четырех лет.

Два коротких правления в конце Двенадцатой династии, вероятно, установили стандарты для Тринадцатой династии (ок. 1773–1650 гг. до н. э.), которая представляла собой череду быстро сменяющихся фараонов, явно принадлежавших разным семьям, в то время как знать понапрасну пыталась создать устойчивую преемственность царей. Временами скорость смены правителей была так велика, что некоторые фараоны оставались на престоле лишь несколько недель или несколько дней, и можно предположить, что эта система включала «карусель», при которой цари регулярно сменяли предшественников на троне, хотя прямых доказательств тому нет. Любопытно, что аппарат Среднего царства исправно функционировал на протяжении первой половины существования Тринадцатой династии, словно на нем никак не сказывалась стремительная смена фараонов. Столица по-прежнему находилась в Иттауи, собирались налоги, армия удерживала контроль над завоеванными землями в Нубии, процветали искусства, а царские строительные работы шли по всей стране — хотя, судя по уцелевшим сооружениям, эти памятники уступали по качеству постройкам Двенадцатой династии, что, вероятно, связано с истощением ресурсов в распоряжении фараонов.

Недостаток стабильности и преемственности на пике развития дал себя знать приблизительно в середине Тринадцатой династии. Стесненные обстоятельства правления фараонов нарушили целостность границ Египта, и в последние годы XVIII века до н. э. не попавшие под прямое влияние египетской культуры азиаты стали проникать на северо-восток Дельты, особенно в районе Авариса — сегодня там находятся археологические раскопки Тель эль-Даба. Город в значительной степени населяли азиаты, которые попадали в Египет в качестве пленников, прислуживали в богатых домах, трудились на строительстве царских и общественных зданий. Сам Аварис являлся стратегическим пунктом на перекрестке дорог к Синаю и в Сирию, а значит, и центром торговли и базой для организации горных разработок. Постепенно азиаты заняли важные позиции в администрации города, стали контролировать импортные и экспортные операции с Ближним Востоком. Через некоторое время они уже взяли в руки управление городом, его окрестностями, местным населением и доходной внешней торговлей. Сначала они признавали главенство египетского фараона, но вскоре после царствования Собехотепа IV Ханаферре (ок. 1720 г. до н. э.), последнего правителя Тринадцатой династии, захватили реальную власть, и управляющий Авариса Нехеси принял решение основать собственный царский дом — это была таинственная и малоизвестная Четырнадцатая династия. Вскоре последовала череда восстаний на захваченных нубийских землях, которая привела к появлению самостоятельного правителя из местного населения, а столицей стал город Керма в стране Куш. Поскольку ни один царь не мог претендовать на управление всем государством, Среднее царство, второй этап расцвета Египта, завершилось. Наступил Второй переходный период, когда единство распалось, а в разных провинциальных центрах правили царьки, о которых почти ничего неизвестно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Среднее Царство — это исторический период в истории Древнего Египта, который продолжался с 2040 по 1783 (или 1640) г. до н.э. Либо 2050-1800 гг. до н.э. История Среднего царства приходится на правление фараонов XI и XII династий.

Этот период характеризуется более слабой центральной властью, по сравнению с периодом Древнего царства. Основателем Среднего царства, по праву, считается фараон Ментухотеп I, который в продолжительной войне смог победить правителя города Гераклиополь. Благодаря объединению экономической и хозяйственной мощи государства в единое целое, фараоны XI и XII династии смогли восстановить единую ирригационную систему на территории всего царства.

Во время правления фараонов XII династии Древний Египет восстанавливает своё былое могущество, и начинает развивать военную и экономическую мощь. Опираясь на восстановленную силу государства, фараоны начинают проводить завоевательные походы. В это же время продолжается освоение Фаюмского оазиса, где среди болота был построен дворец, известный грекам под названием «Лабиринт».

На южных границах были освоены и присоединены северные земли Нубии, где были открыты новые золотоносные прииски. В эти земли фараоны старались проложить дороги и закрепить земли за собой, построив линию крепостей. По сути, Нубия превратилась в одну из провинций Египта. Наращивали египтяне своё влияние и на Восточное Средиземноморье, откуда черпалась медь, золото, серебро, строительный лес, которого так не хватало в самом Египте.

В конце периода Среднего царства страну сотрясли ряд народных восстаний, и страна опустилась в пучину хаоса и безвластия. Воспользовавшись этим, в Египет вторглись племена гиксосов, которые смогли оккупировать весь Верхний Египет. Так начинается Второй переходный период Древнего Египта.

Карта Древнего Египта периода Среднего царства

Не могли построить египтяне
Пирамиды — это труд великий.
Так могли пахать лишь молдаване
Или, в крайнем случае, таджики.
Тимур Шаов

Таинственная цивилизация долины Нила восхищает людей уже не одно тысячелетие — первыми египтоманами стали ещё римляне. Египетские сюжеты и мотивы используются самыми разными культурами. И, конечно, выдумки художников и писателей чаще всего оказываются очень далеки от актуальных представлений учёных. Сегодня мы перескажем несколько самых устоявшихся заблуждений о Древнем Египте и заодно о египтологах.

Традиция писать о Египте что бог на душу положит, мягко говоря, не нова — минимум с четвёртого века нашей эры авторы пользуются тем, что уличить их в незнании попросту некому. В Средние века любой мог вскользь упомянуть, что в виде змеи египтяне изображали, скажем, царя. Или вечность. Или мировое зло. Или ещё что-нибудь столь же абстрактное. На фоне массы безвестных толкователей иероглифов особенно выделяются двое.

Первый — некто Филипп, создавший грандиозный труд «Иероглифика» под псевдонимом «Гораполлон». Гораполлон якобы был последним египетским жрецом, жил в четвёртом веке и написал масштабное руководство по толкованию иероглифов (по-коптски), а Филипп перевёл его на греческий. Никакого отношения к истинному значению египетских иероглифов (сложной, но вполне постижимой системы идеографически-фонетического письма) это толкование не имеет, но чтение безумно занимательное.

Изображая мать, зрение, границу, прозрение, год, небо, милосердие, Афину, Геру или две драхмы, рисуют коршуна. Мать потому, что самцов у этого вида животных не бывает. <…> Границу — потому, что когда предстоит случиться войне, коршун определяет место, где она произойдёт, и пребывает там за семь дней до начала войны…

Филипп-Гораполлон, «Иероглифика»

Второй — знаменитый учёный-иезуит Афанасий Кирхер, который был склонен объединять в своих трактатах точнейшие сведения с ничем не подтверждёнными байками. Его труд об иероглифике пышно назывался «Иероглифический театр Эдипа Египетского» и содержал множество полезнейших сведений. Например, Кирхер (учёный, очень уважаемый не только в своё время, но и до сих пор) утверждал, будто «таинственные знаки скрывают то, что осталось от знания, которое Бог открыл людям до Потопа», будто на древнеегипетском языке говорили Адам и Ева и будто иероглифы — это оккультные символы, которые невозможно перевести словами, а можно лишь передать знаками и рисунками. В частности, фразу, которую современные египтологи переводят как «Осирис говорит», Кирхер толковал следующим образом: «Вероломство Тифона заканчивается у трона Исиды; влага природы охраняется бдительным Анубисом». Стоит заметить, что вплоть до открытий Жана-Франсуа Шампольона Кирхер считался главным специалистом по иероглифике.

В общем, культура древнего Египта уже много сотен лет не только привлекает человечество эстетически, но и служит прекрасным полем для спекуляций. Ну а за последние сто с небольшим лет, с тех пор как Египет стал предметом культуры не элитарной, но массовой, в этой самой культуре сложилось множество стереотипов, которые мы сейчас и попытаемся опровергнуть.

Миф первый. Древнеегипетский язык

Библиотекарша и полуграмотный искатель приключений с интересом читают иероглифы. Кадр из фильма «Мумия», 1999 год

Его просто-напросто не существует. И никогда не существовало.

Скорописный текст. На рисуночное письмо мало похож

Нет, древние египтяне, безусловно, разговаривали и писали на каком-то общем наречии. Но… когда? Первый известный нам текст, с которого отсчитывается история египетского государства, датируется XXXII веком до нашей эры. А прекращает своё существование культура, которую мы называем древнеегипетской, в четвёртом веке нашей эры. А то и в седьмом, по мнению некоторых учёных. Итого имеем минимум три с половиной тысячи лет истории, за которые любой язык и даже письменность изменятся до полной неузнаваемости. Поэтому египтологи выделяют как минимум среднеегипетский язык, новоегипетский язык, позднеегипетский язык, а то и что-нибудь более узкое вроде языка Текстов Пирамид. Длительное изучение любого из этих языков вовсе не даёт гарантии понимания какого-либо другого.

Поэтому, когда литературные или кинематографические археологи лихо читают «с листа» любой древнеегипетский текст, это очень мало похоже на истину. В том числе и потому, что в современном мире нет ни одного человека, который свободно читал бы на любом из мёртвых египетских языков. Любое «чтение» — это на самом деле кропотливая расшифровка, догадки по контексту, сравнительный анализ нескольких текстов одного периода… Один-единственный текст можно изучать многие годы — и всё равно сомневаться в значении некоторых предложений и даже отдельных слов.

Обычно, чтобы оживить или, наоборот, упокоить мумию, нужно прочитать заклинание на древнеегипетском. Вслух. Тут любого реального египтолога ждала бы неудача, поскольку мы никакого представления не имеем о египетской фонетике. Приблизительное звучание некоторых фонем восстановлено по современным коптским словам (коптский — прямой потомок древних египетских языков), по греческим именам, записанным египетскими знаками (не будем о том, что фонетика древнегреческого тоже весьма условна), по… правда, всё это касается только согласных звуков, поскольку гласные в семитских языках, к которым относится и египетский, не пишутся. Для удобства между согласными вставляют звук «э» (так называемое «школьное чтение»), и к реальному звучанию всё это имеет очень мало отношения. Особенно мило получается, когда автор подчёркивает необходимость правильного произношения всех звуков, как, например, в очаровательной серии Робин Лафевер о девочке Теодосии.

А ещё следует учесть, что археолог и лингвист-египтолог — это вообще разные профессии, из которых первая значительно более романтична и потому чаще встречается в литературе. Археолог уж точно не обязан свободно читать по-древнеегипетски.

Великий исход

Изготовление кирпичей. Гробница визиря Рехмира, прорисовка 1930 года

Средний современный европеец имеет некоторое представление о библейской истории. В частности, он в курсе, что евреи много лет страдали в египетском плену, где их ужасно эксплуатировали. «И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами» (Исх. 1:13-14).

Однако если почитать египетские источники, то становится совершенно очевидно, что замешивание глины с соломой для изготовления кирпичей — самая лёгкая физическая работа, которую в принципе могли предложить человеку. Уж точно полегче обтёсывания гигантских каменных блоков, например.

Неудобно получается.

Миф второй. Пирамиды построили рабы

Постройка пирамиды. На первом плане надсмотрщик с кнутом (кстати, наряженный в царский головной убор)

В пятом классе советской и постсоветской школы нам всем рассказывали, что пирамиды построили тысячи и даже миллионы бесправных и угнетённых рабов. Это миф очень живучий, но очень локальный, существовавший только в Советском Союзе. Изобретён он был по личному приказу товарища Сталина в конце 1930-х годов для подтверждения теории формаций Маркса. В 1938 году рабство в древнем Египте было упомянуто в «Кратком курсе истории ВКП(б)», и альтернативных мнений как-то не осталось.

Построили пирамиды свободные граждане Египта, так называемые «хему нисут», «царские люди». В свободное от сельскохозяйственных работ время. К этому социальному слою принадлежало практически всё население страны, они работали в царских, храмовых и крупных частных владениях — и тогда кормились из казны (то есть получали своеобразную зарплату). Или же работали на своей земле и тогда кормились самостоятельно. В силу особенностей египетского климата обработка земли занимает очень немного времени, и всё остальное время платить земледельцам «зарплату» вроде бы не за что. Поэтому их и переводили на строительство ирригационных сооружений или царских гробниц. Или ещё чего-нибудь. Между прочим, судя по мусору, найденному у пирамиды Хеопса в древнем посёлке строителей, питались «царские люди» тоже по-царски.

На самом деле рабство в Египте, конечно, существовало. Но совершенно не в таких гигантских масштабах, как мы привыкли считать. К примеру, в одной из надписей Тутмоса III упоминается, что он привёл с войны около трёх сотен рабов. Трёх сотен. А Тутмос III — один из величайших завоевателей человеческой истории вообще. Если такое скромное количество обращённых в рабство врагов заносилось в анналы как огромное достижение, о каких тысячах и миллионах рабов можно говорить? Ещё один пример — вельможа, в хозяйстве которого работало несколько сотен «хему», хвалился тем, что купил одного раба. И это при том, что стоили рабы не так дорого — например, сохранился текст, в котором женщина по имени Ири-Нофрет покупает молоденькую сирийскую девочку за эквивалент примерно 400 граммов серебра. Значит, рабство просто было очень мало распространено.

А через полторы тысячи лет, в эпоху Нового царства, строители царских гробниц вообще стали одними из самых уважаемых людей в Египте. Они жили в особом посёлке неподалёку от царского некрополя и не стеснялись устраивать забастовки, если их переставало устраивать вознаграждение за труд. Согласитесь, от раба такого ждать странно.

Нубийские пленники, которые, скорее всего, станут рабами. От египтян отличаются негроидными чертами лица

Царское имя

Приблизительно одна пятая имени царицы Хатшепсут

В романах о древнем Египте, даже написанных профессиональными египтологами («Уарда» Георга Эберса, например), герои обычно зовут царя так, как мы привыкли по учебникам истории. Рамсес II, например, или Пепи I.

На самом деле это именование современное, введённое только для удобства учёных. Каждый царь носил в общей сложности пять имён — личное, тронное, хорово, золотое и «имя двух владычиц», то есть богинь Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, какого-нибудь Тутмоса III звали на самом деле Хор Канехет-хаиме-Уасет, Хор в Золоте Джосер-хау, Две владычицы Уах-несит, царь и государь Менхеперра, сын Ра Тутмос. А его подданные говорили о нём как о Его Величестве Менхеперра. И вот это тронное имя было практически уникальным и в нумерации не нуждалось.

Миф третий. Проклятье фараонов

Борис Карлофф в роли первой ожившей мумии в истории.

Абсолютное большинство фильмов про мумий и египтологов, от классической «Мумии» 1932 года до недавно вышедшей на экраны «Пирамиды», сняты приблизительно по одному сценарию. Археологи приезжают на раскопки в Египет и случайно находят неизвестную гробницу фараона или, на худой конец, жреца (кстати, этот сюжетный ход как раз более-менее правдоподобен). В гробнице обязательно лежит жирненькая мумия, которая через некоторое время внезапно оживает и начинает убивать глупых людей, потревоживших её покой. Обычно в процессе ещё участвуют ловушки, которыми любая уважающая себя киногробница нашпигована доверху. В конце концов мумию либо расстреливают/сжигают/ещё как-то уничтожают физически, либо выводят из строя древнеегипетским колдунством и укладывают обратно в гроб (часто — до второй серии).

Надо заметить, что одна из мумий фараонов всё-таки ожила. Немножко. Дело было в тридцатых годах XX века, и была это мумия Рамсеса II, одного из самых известных египетских царей. Мумия экспонировалась в Каирском музее, и одним прекрасным летним вечером она вдруг на глазах у посетителей вскинула руку и даже, говорят, разбила стекло.

Этим всё и ограничилось.

По всей вероятности, дело в реакции бальзамирующего состава на высокую температуру или просто в сильном перепаде влажности, вызвавшем сокращение пересушенных тканей, но впечатления все свидетели явно получили незабываемые.

А мумия до сих пор живёт с поднятой рукой.

Очередной оживший фараон

Второй популярный мотив, касающийся вскрытых гробниц, — это «Проклятье фараонов», которое якобы постигает любого, кто нарушит покой мёртвого царя. Самый известный случай — проклятье Тутанхамона, в гробнице которого будто бы обнаружили табличку с надписью «Смерть лёгкими шагами настигнет каждого, кто нарушит покой фараона». Проявилось проклятье в том, что в течение приблизительно полутора лет от якобы естественных причин погибли шесть человек, принимавших участие в открытии гробницы. Секретарь, например. Или египетский принц, присутствовавший на прессконференции в честь этого события. Говард Картер, самый главный расхититель гробницы, прожил ещё шестнадцать лет, кстати. Но «известны» и другие случаи — например, в 1993 году была вскрыта царская гробница, в которой «нашли» надпись «Великая богиня Хатор дважды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу». Вскоре после этого у руководителя раскопок случился сердечный приступ.

Основная проблема «проклятья фараонов» — кроме того, что эти версии не выдерживают никакой критики с точки зрения логики, — в том, что в египетской магической и религиозной практике не было понятия «проклятье» как такового. Магические способы извести, скажем, любовника жены существовали, но этот обряд требовал физического контакта с человеком. А никакого магического «огня по площадям» египтяне вести не умели и смысла в том не видели. То же относится и к оживающим мумиям. Египтяне в принципе не понимали идеи оживления мёртвых и не отвлекали их от важнейшего посмертного бытия. Они никогда не возвращали мертвецов даже в сказках, не обращались к ним за советом, не видели мёртвых во сне (сохранились обширные сонники, но такой мотив не упоминается там ни разу). И уж точно не стали бы накладывать на усопшего царя заклятие, обязывающее его встать через три тысячи лет и начать убивать.

Также стоит заметить, что большинство гробниц, как царских, так и частных, неоднократно вскрывались ещё самими египтянами. И если простых людей за это карали (ну, уголовное правонарушение вообще-то, и судебные протоколы сохранились), то царям, открывающим гробницы своих предшественников, ничего за это не было. А делалось это с самыми разными целями: от банального грабежа (например, царь вполне мог утащить из гробницы нелюбимого дедушки резные каменные плиты, которыми были отделаны стены, слегка подкрасить и поставить уже в собственную гробницу) до перезахоронения в соответствии с новыми религиозными тенденциями. Или проклятье фараонов на фараонов не распространяется?

Что же касается ловушек в гробницах, наиболее распространены в кинематографе следующие: внезапное распыление серной кислоты, самострелы в стенах, опускающийся потолок или обрушивающийся в пустоту пол (обычно для этого нужно наступить на неправильную плитку) и неожиданное затопление всех ходов в пирамиде. Ещё встречаются плотоядные скарабеи, оживающие статуи и прочее. Даже если не считать того, что самострелы изобрели значительно позже, скарабеи не едят свежее мясо, а в Сахаре нет бурных рек, реальность проста и скучна: ни одной ловушки ни в одной известной нам гробнице до сих пор не обнаружено. За одним маленьким исключением — в поздний период в царских гробницах, высеченных в скалах, перед погребальной камерой вырезали глубокий отвесный колодец. Всегда в одном и том же месте. Возможно, он имел ритуальное значение, а возможно, действительно спасал от грабителей. Но обычно коридоры и проходы, ведущие к саркофагу, просто намертво замуровывали.

Деньги-деньги-дребеденьги

Серебряные слитки, служившие мерой веса

Денег в древнем Египте тоже не существовало. Точнее, египтяне додумались до того, чтобы сделать серебро, медь и золото неким универсальным эквивалентом, но непосредственно в торговле металл не участвовал. Существовала мера веса под названием «дебен», размер которой за несколько тысяч лет изменился от 13,5 граммов до примерно 90 граммов. Дебен условно делился на двенадцать «китов».

Договоры купли-продажи, сохранившиеся в изобилии, составлены примерно так: «Вот цена, которую я дал за вещь: саван из тонкого льна ценой в пять китов серебра, отрез льна ценой в три кита серебра и одну треть, бронзовый сосуд ценой в восемнадцать дебенов серебра, десять рубах из льна ценой в четыре дебена серебра, горшок мёда ценой в пять китов серебра, всего двадцать три дебена один кит и одна треть серебра». То есть фактически имел место натуральный обмен.

А монеты появились только в конце шестого века до нашей эры.

Миф четвёртый. достаточно рассмотреть фрески

Казалось бы, просто жанровая сценка

Ужасные ошибки в изображении и описании древнеегипетского быта зачастую делают как раз те авторы, которые старательно ознакомились с источниками и изучили множество египетских картинок. Ну, например, все же знают, что древние египтяне ходили в белых набедренных повязках, правда?

Вот только девяносто процентов известных нам изображений — фрески из гробниц. Если с текстами всё гораздо лучше (сохранились и учебники по самым разными дисциплинам, и судебные архивы, и личная переписка, и хозяйственные записи), то с изобразительным искусством нам не повезло. Казалось бы, в гробницах изображена самая обычная жизнь: полевые работы, охота, праздники, обеды… Бери информацию да радуйся. Но если подумать (или хотя бы почитать специалистов, которые уже подумали), становится понятно, что рисуют на стенах гробниц не этот мир, а тот свет. Где всё будет примерно так же, конечно, но намного лучше и немного по-другому.

В частности, на том свете совершенно иначе одеваются. В реальности ходить на экваторе в тряпочках, не прикрывающих плечи, очень глупо (чернокожими-то египтяне не были), а выходить в поле в белом ещё глупее. К тому же вся найденная при раскопках одежда — цветная.

Вообще к любым бытовым свидетельствам из гробниц надо относиться с осторожностью. Например, на головах очень многих женщин изображены небольшие конусы непонятного назначения. Знатоки-любители уверенно говорят, что эти конусы делались из благовонных масел или воска, в течение вечера потихоньку таяли и приятно пахли. Наука, в отличие от любителей, об этом не имеет ни малейшего понятия, хотя такая версия и выдвигалась наравне со многими другими.

Сидеть на жаре с комком масла на голове – отличная идея, правда?

* * *

На самом деле рецепт создания плюс-минус достоверных текстов и других произведений о древнем Египте прост. Да, конечно, в силу того, что этот период изучен довольно неплохо, масса сведений о нём относится к категории «все знают». Древнеегипетская культура за последние пару столетий не раз становилась модной, а модное всегда упрощается до невозможности, чтобы не сказать «делается примитивным». Поэтому не надо покупаться на обманчивое богатство сведений в голове любого поклонника Брендана Фрейзера, лучше обратитесь к Джеймсу Фрезеру или кому-нибудь из его коллег — ведь научных и научно-популярных работ по Древнему Египту множество, и читать их не менее интересно, чем смотреть фильмы про оживших мумий.

Мелочи

Погребальная маска Тутанхамона. Полосатый платок – головной убор, принадлежащий исключительно царю. И обряжать в него каждого героя не стоит

  • Лошади в Египте появились очень поздно, где-то в XVII веке до нашей эры. Верхом египтяне не ездили и даже, судя по всему, не воспринимали лошадь как отдельное живое существо — личное имя давали не лошади, а всей колесничной упряжке.
  • Слово «фараон», прижившееся в качестве обозначения египетского царя, никогда не было официальным титулом, а служило скорее эвфемизмом, причём вошло в обиход очень поздно, в середине первого тысячелетия до нашей эры. Поэтому какой-нибудь «фараон Хеопс» — это грубый анахронизм.
  • В большинстве египетских текстов в качестве одного из главных продуктов питания упоминается пиво. Поэтому персонажи романов о древнем Египте постоянно пьют пиво, а компания Carlsberg даже выпустила эль «по древнеегипетскому рецепту». Если же взять настоящий древнеегипетский рецепт, оказывается, что словом «пиво» некогда перевели название чего-то вроде жидкой каши из крупномолотого зерна. Так что это «пиво» действительно ели, в том числе и дети. Хотя, конечно алкогольные напитки в древнем Египте существовали.

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх