Гороскоп в исламе

Гороскоп, гадание и предсказание как форма ширка

Идеи о предсказании будущего испокон веков привлекали многих учёных и исследователей, которые пытались прогнозировать, что произойдёт через десять, пятьдесят или сто лет. Сегодня каждому знакомы такие имена, как Нострадамус или Ванга, вошедшие в историю как наиболее известные прорицатели.

Стремление узнать будущее характерно для различных слоёв населения и в наши дни. Немало людей обращаются к прорицателям и астрологам. Причём, «методы познания» у этих деятелей разные: положение звёзд и небесных тел, кофейная гуща, гадальные карты, расположение линий и вен на руке и т.д.

К услугам колдунов, гадалок и хиромантов нередко прибегают и мусульмане, желающие заглянуть в будущее. Исходя из этого возникает вопрос, а каким образом в исламе оцениваются подобные действия. Дозволено ли человеку верить колдунам и предсказателям?

Обращение к гадалкам и прорицателям, а также собственные попытки заглянуть наперёд любым известным способом, согласно Шариату, приравнивается к колдовству (сихру). Подтверждением этому служит хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.), в котором сказано: «Тот, кто гадает по звёздам, тот занимается одной из форм сихра» (Абу Дауд).

При этом не стоит путать предсказания с научными прогнозами, которые выводятся на основе определённых закономерностей и логических методов. Например, прогноз погоды делают исходя из метеорологических наблюдений и знаний, а мусульманский календарь со временем намазов составляют, опираясь на астрономические расчёты. Понятно, что в подобных научных исследованиях нет ничего запретного.

Сихр в исламе однозначно трактуется в качестве страшнейшего греха, который способен привести к ряду негативных последствий:

1. Сихр отдаляет Рай от человека

Первым последствием для людей, имеющих какое-либо отношение к предсказаниям и колдовству, может стать униженное положение в Судный день. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Три человека не смогут попасть в Рай после смерти: это употребляющий алкогольные напитки, порвавший родственные связи и доверяющий колдунам» (хадис приводит Ахмад).

2. Гадание – одна из форм ширка (многобожия)

Второе негативное последствие сихра – его пагубный характер, который идёт в сравнение с многобожием, т.е. наиболее тяжким грехом в исламе. Это означает, что в Судный день за связь с колдовством человек может понести суровое наказание, подобное наказанию за ширк. В одном из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) сказано: «Заклинания, привороты и обереги являются формой ширка» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

3. Сихр приводит к недействительности молитвы

Вера в предсказания чревата для мусульманина признанием совершаемых им намазов недействительными. Заключительный Божий посланник Мухаммад (с.г.в.) предупреждал: «Тот, кто обратится к предсказателю и поверит в сказанное им, у того намаз не будет приниматься на протяжении сорока дней» (Муслим). В данном случае подразумевается, что вся награда, положенная человеку за пятикратную молитву на протяжении сорока дней, пойдёт на погашение этого греха, а не в копилку верующему.

4. Вывод из общины Посланника Аллаха (с.г.в.)

Ещё одним негативным последствием сихра может стать выход верующего из уммы Пророка ислама (с.г.в.). Об этом сказано в одном из хадисов: «Не из нашей общины те, кто занимаются колдовством и предсказаниями будущего, а также те, кто верит данным предсказаниям и зависит от них» (Табарани).

5. Нерациональное расходование средств (исраф)

Акты оккультизма, как правило, сопряжены с расточительством (исрафом), то есть нерациональным расходованием времени и денежных средств, поскольку предсказатели и колдуны оказывают свои услуги не бесплатно. Обе стороны занимаются пустой тратой времени во время сихра, но клиент к тому же расходует неразумно свои деньги. В Священном Коране сказано:

«Воистину, расточители – братья дьяволов…» (17:27)

Когда предсказатели говорят правду

Нередко встречается и такое, что сказанное провидцем в конечном итоге сбылось и оказалось правдой. В качестве ярчайших примеров этого приводят предсказания Нострадамуса и Ванги, которые спустя годы воплотились в жизнь. Как же быть с подобными «доказательствами»? Казалось бы, ничего плохого в этом нет, так как здесь предвиденное и вправду свершилось.

В таких ситуациях, как и в любых иных, связанных с сихром, верующим следует остерегаться самого факта поиска какой-либо связи с колдунами и прорицателями, так как данное занятие является запретным.

Однажды люди обратились к Пророку (с.г.в.): «О, Посланник Аллаха! Порой слова их (колдунов) спустя некоторое время становятся явью!» На что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) ответил: «Эта правдивая информация была передана колдуну от одного из джиннов шайтана. Они одно правдивое слово смешивают с сотней лживых» (Бухари).

Предсказания будущего и любые попытки узнать о чём-то, что произойдёт спустя некоторое время, запрещены Шариатом. Мусульмане должны всегда помнить, что магия, колдовство и гадание являются страшнейшим грехом, которого следует всячески избегать и сторониться любых проявлений оккультизма.

Гороскоп

Объясните, пожалуйста, значение гороскопа, то есть должен ли современный человек верить гороскопам и жить по предсказаниям звезд?

Гороскоп — таблица взаимного расположения планет и звезд на определенный момент времени. Применяется в астрологии для предсказания судьбы, исхода какого-либо события.

Что касается современного человека, тем более верующего, то он должен знать: гадание по звездам — это одна из форм колдовства. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) еще более 1400 лет назад говорил: «Кто приобретает информацию гаданием по звездам, тот занимается одним из видов колдовства, и чем больше , тем больше «. Колдовство — это один из семи самых пагубных грехов. Пророк подчеркивал: «Не из нас тот, кто колдует, и тот, для кого колдуют; тот, кто занимается предсказанием будущего, и тот, кому предсказывают; тот, кто верит дурным предзнаменованиям и зависит от них».

Но здесь уместен другой вопрос: для чего же созданы звезды? Ответ есть в Коране:

«И создал Он (Бог) для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря» (см. Св. Коран, 6:97);

*

«Мирской небосвод Мы украсили светильниками и сделали их тем, чем побиваемы дьяволы» (см. Св. Коран, 67:5).

Астрономия — это уже наука, наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Астрономия не является запретной, а скорее похвальна как наука, изучающая и познающая творения Господа, информирующая людей о тех или иных циклах, закономерностях. Запретной является лишь астрология, приписывающая звездам влияние на ход земных событий, «предсказывающая» будущее.

Отмечу, что предположения на основе закономерностей допустимы, а вот предсказания или пророчества — запрещены. В мусульманском мире, например, по расположению звезд определяли благоприятный или неблагоприятный момент для совершения различных действий — от посадки растений до шитья. Это не попытка предсказания или колдовства, а выбор подходящего момента.

Современный человек не должен делать себя заложником астрологических прогнозов, чьих-то астрологических фантазий, а наоборот, должен оставлять за собой право выбора и действия в той или иной ситуации, принимая и развивая хорошее, а плохое игнорируя.

Я часто обращаю внимание на лунный календарь, точнее на периоды убывания и возрастания Луны. Считаю, что убывающая Луна — не самое благоприятное время для начинания дел. Считается ли такое грехом с точки зрения Ислама?

Грехом не считается, но и зависеть от этого не нужно. Каждый день полон Богом данных нам различных возможностей, и следует стараться реализовывать их в контексте земного благополучия и вечного на все 100%!

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Астрология — учение о якобы существующей связи между положением небесных тел и историческими событиями, судьбами людей и народов. См.: Энциклопедический и толковый словари русского языка.

Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. С. 241.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Абу Дауда, Ахмада, Ибн Маджа. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 428, хадис № 3905, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8500, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 364, хадис № 4/1673, «сахих».

Заключительный Божий посланник (да благословит его Творец и приветствует) призывал: «Сторонитесь семи самых пагубных грехов: 1) возведения на уровень Бога (обожествление) кого- или чего-либо помимо Него ; 2) колдовства; 3) убийства человека; 4) ростовщичества; 5) присвоения себе имущества сирот; 6) побега с поля боя; 7) клеветы, оскорбления в адрес целомудренных верующих женщин, оказавшихся невнимательными «. Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 853, хадис № 2766; там же. Т. 4. С. 2139, хадис № 6857; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 325, хадис № 2874, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 17, хадис № 171, «сахих».

Хадис от ‘Имрана ибн Хусойна; св. х. ат-Табарани. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 470, хадис № 7680, «хасан».

«Мы украсили ближайшее небо звездами, которые послужили также и средством охраны небес от непокорных дьяволов-джиннов. Дабы не подслушивали они разговоры в высшем обществе , и закидываемы с разных сторон . Они удаляемы , и это для них будет постоянным наказанием. Возможно, что кто-то из них успеет уловить обрывок информации, но тогда вслед за ним полетит пронзающая звезда (метеорит)» (Св. Коран, 37:6–10). Также см.: 15:17, 18; 72:8, 9.

Подробнее об этом читайте в следующей теме «Суеверия».

Ислам и астрология

Ислам, возникший в Аравии в 1-й пол. VII в., практически никогда не выступал против астрологии, т.к. исламская догма о предназначении имела много общего с детерминистически понимаемой астрологией. Более того, существовало предание о том, что первым астрологом был мусульманский пророк Идрис.

Согласно коранической космогонии, Аллах мыслится творцом вселенной, состоящей из нижнего — земного и верхнего — небесного миров. Он разделил небо и землю, сделал из воды «всякую вещь живую», в два дня он создал землю и семь небес, разукрасив ближайшее небо «светильниками и для охраны». Аллах сотворил «семь небес рядами», т.е. одно над другим, «и сделал месяц на них светом, а солнце сделал светильником». Над седьмым небом помещается трон Аллаха. На небесах располагаются рай (джанна) и ад (джаханнам), причём они не занимают всего пространства небес. Рай, по многим преданиям, находится на седьмом небе; ад, по одной из версий, — ниже первого неба. Небожителями являются ангелы (малаика, фаршита), сотворённые из света и передающие людям вести от Аллаха. Доступ на небо надёжно охраняется от злых духов ангелами и звёздами, «поражающими светочами».

Появились даже астрологические толкования некоторых стихов Корана (подобно тому, как в христианстве появились астрологические толкования Библии), а пророки ислама сопоставлялись с планетами.

Соответствие планет пророкам в исламе:

Сатурн Ибрахим (Авраам)
Юпитер Муса (Моисей)
Марс Харун (Аарон)
Венера Юсуф (Иосиф)
Меркурий Иса (Иисус)
Солнце Енох
Луна Адам

Исламские астрологи не стремились аргументировать свои астрологические доктрины, как это было в эпоху эллинизма. Как и в средневековой Европе, доказательства были не обязательны, т.к. влияние светил на подлунный мир было само собой разумеющимся фактом. Чуть ли не единственная существенная уступка, которую пришлось сделать астрологам, чтобы не противоречить учению ислама, — это изменения в изображении зодиакальных знаков. Дабы не нарушать запрет на изображение человека, астрологи заменили знак Близнецов двумя павлинами, Деву — снопом пшеницы, а Водолея — ишаком, везущим на себе две корзины.

Астрология проникла в исламские культурные круги уже с VIII в. Научные (в т.ч. астрологические) знания арабов были эклектичны, поскольку они приходили из различных источников, принадлежащих к разным культурам. Считается, что в исламской астрологии смешались три основных астрологических течения: эллинистическая, индийская и сасанидская астрологии. Большой вклад в науку был сделан группой еврейских учёных, которые процветали при изначально толерантных арабских халифах. Наивысшие достижения в науках последовали за установлением династии Аббасидов в 750 г. Аббасидский халиф ал-Мансур перенёс столицу из Дамаска в новый город Багдад. Он был основан на западном берегу Тигра в 762 г. в наиболее благоприятный момент, определённый придворными астрологами Наубахтом и Машаллахом, а затем построен по геомантическим принципам. В начале IX в. Багдад, видимо, стал крупнейшим городом мира: в нём жило около миллиона человек.

Первая астрологическая школа в Багдаде была основана в 777 г. еврейским учёным Якобом бен Тариком. Эта школа стала известна благодаря научным трактатам и переводам, сделанным её членами. Абу Ма»шар (возможно, самый знаменитый из всех арабских астрологов) был главой этой школы в середине IX в. Он перевёл Птолемея на арабский язык, и эти его переводы затем были в свою очередь переложены на латынь европейским учёными. Учитель Абу Ма»шара ал-Кинди в эти же годы перевёл на арабский более 200 трактатов, среди которых — множество абстрактных исследований, касавшихся влияния звёзд. Вообще же, в распоряжении арабских учёных были работы на многих языках: они переводили с греческого и сирийского языков трактаты астрологов эллинистического периода, с санскрита — индийские варианты, с пехлеви — конгломерат двух вышеназванных астрологических течений, возникший в эпоху Сасанидов. Таким образом, у арабских учёных была уникальная возможность находиться на первых рубежах знаний. Многие из этих работ впоследствии проникли в Европу через арабскую Испанию. Кордова, имевшая население около полумиллиона человек, была одним из крупнейших центров знаний. В неё стекались студенты из других европейских стран, чтобы поучиться у арабских учителей. Один из таких студентов, Гильберт из Оверни (Gilbert d»Auvergne), впоследствии стал папой Сильвестром II.

Значение, которое оказала астрология на образ мышления, политическую и культурную жизнь мусульман, трудно переоценить. Свидетельством этого является большое количество значительных исламских астрологов. Наука о звёздах (`илм ан-нуджум, танджим; эти два термина обозначали и астрономию и астрологию) была наиболее популярной естественной наукой в средние века. На астрономических наблюдениях были основаны календарь, определяющий религиозные праздники и посты, и измерение времени суток, и, в частности, определение времени молитв. Направление кыблы (на Мекку) также определялось с помощью астрономии.

Популярнейшими жанрами астрологической литературы в исламских странах стали «Введения…» и зиджи.

«Введения в юдициарную астрологию» — сина`а ахкам ан-нуджум («искусство приговоров звёзд») — содержали ключевые сведения о составлении и интерпретации гороскопов. Современным историкам известно 116 средневековых мусульманских авторов, написавших «Введения в астрологию»; кроме того, до нашего времени дошло ещё несколько десятков подобных сочинений, авторство которых не установлено. Важнейшими работами данного типа являются «Книга о науках о звёздах» Абу Ма»шара, «Введения в искусство приговоров звёзд» ал-Кабиси и Ибн Лаббана, «Книга вразумления начаткам науки о звёздах» ал-Бируни. Зиджи были главной «технической литературой» астрологов. Они представляли собой астрономические таблицы, дающие возможность определить положения планет на небесной сфере. Эти таблицы составлялись по наблюдениям, проводившимся в крупных астрономических обсерваториях арабского мира. Во многих З. заключительная часть представляла собой руководство по толкованию гороскопов. Общее число известных зиджей составляет несколько сотен.

Даже в народе астрология была очень популярна. Так, например, в книге «1001 ночь» рабыня Таваддуд («Рассказ о Таваддуд», ночи 436-462) объясняет свойства семи планет, значение лунных домов, основные свойства знаков Зодиака, рассказывает о соответствии лунных домов знакам Зодиака, дней недели — планетам и сообщает ещё много других астрологических сведений. Необходимо заметить, что повесть о Таваддуд была своеобразной краткой энциклопедией сведений, которыми должен обладать каждый образованный мусульманин.

В исламском мире, где господствовала идея высшего предопределения, особенно почитались элективная астрология и хорарная астрология, развивались учения об аспектах, жребиях, неподвижных звездах ициклах планет, особенное значение придавалось политической астрологии. С этой активностью была связана необходимость дальнейшего развития математических и астрономических основ астрологии. После IX в. исламская астрология всё больше склоняется к составлению компиляций, кратких руководств и карманных справочников. С течением времени в исламской астрологии появились тенденции к объединению гороскопии с магией.

По мнению ал-Фараби, астрология содержит 8 разделов:

  1. построение гороскопов;
  2. медицинская астрология;
  3. изучение физических законов;
  4. астрологические влияния на сельское хозяйство;
  5. астрологические влияния на мореходство;
  6. астрологическая алхимия;
  7. учение о драгоценных камнях и талисманах;
  8. теория зеркал и законов оптики.

Этот список хорошо иллюстрирует области, которые разрабатывались арабскими астрологами. Стоит отметить, что виднейшие суфийские мыслители (в частности, ибн Араби и ал-Газзали) включали астрологические соответствия в свои мистические воззрения на космос как единое начало бытия. Оригинальное астрологическое учение было разработано шиитской сектой батинитов.

Вплоть до наших дней астрология играет важную роль в жизни стран ислама. Достижения исламской астрологии оказали существенное влияние на развитие европейской астрологии в эпоху позднего Средневековья и Возрождения. Европа ознакомилась с мусульманской астрологией благодаря многочисленным переводам, в основном делавшимся в XI — XII веках в Испании (среди наиболее известных «передатчиков» арабской мудрости — Иоанн Севильский, Аделярд из Бата, Герард из Кремоны, Платон Тиволийский, Хуго Санталийский, Арнольд Вилланова). Кроме того, через посредство арабских учёных Европа ознакомилась с сочинениями многих античных авторов (в т.ч. Платона, Аристотеля, Птолемея). К сожалению, мы не можем в должной мере оценить вклад исламских учёных в развитие астрологии до тех пор, пока не будут переведены многочисленные манускрипты на арабском, персидским и турецком языках. До сегодняшнего дня эти трактаты хранятся невостребованными в музейных коллекциях в разных регионах мира. Печально сознавать, что не переведены даже работы светил арабской астрологии, не говоря уже о менее крупных астрологах. Будем надеяться, что в скором будущем эта ситуация изменится.

Основные термины арабской астрологии:

  • Знаки Зодиака (бурудж — «замки»): Овен — хамал, Телец — саур, Близнецы — джауза, Рак — саратан, Лев — асад, Дева — сунбула, Весы — мизан, Скорпион — акраб, Стрелец — каус, Козерог — джадй, Водолей — далв, Рыбы — хут.
  • Наййиран — «два ярких светила»: Солнце (Шамс) и Луна (Камар).
  • Кавакиб ал-мутахаййира — «блуждающие светила»: Меркурий (`Утарид), Венера (Зухра), Марс (Миррих), Юпитер (Муштари), Сатурн (Зухал).
  • Эклиптика — фалак ал-бурудж («зодиакальный круг»).
  • Гороскоп — тали` («восходящий»).
  • Углы гороскопа — аутад («колышки»).
  • Дома гороскопа — буйут.
  • Афесис — тасйир.
  • Домификация — тасвийа ал-буйут.

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх