Империя селевкидов

2. Государство Селевкидов

К началу III в. до н.э. это государственное образование на территории бывшей Персидской державы было самым крупным. Держава Селевкидов была основана полководцем Александра Македонского Селевком. В это царство входили Мидия, Персида, Месопотамия, Северная Сирия, часть Малой Азии (Карта 10).

Около середины III в. до н.э., во время царствования Антиоха II, от державы Селевкидов отделились восточные области – Бактрия и Парфия. Владения Селевкидов вновь расширились при Антиохе III (223-187 гг. до н.э.), одном из самых талантливых эллинистических правителей. Особенностью его политики была опора не только на греков, но и на древние местные самоуправляющиеся центры, что обеспечило ему поддержку достаточно широких слоев населения в разных областях его царства.

В царстве Селевкидов существовал фонд царской земли, созданный прежде всего за счет владений, отобранных у персов, и за счет племенных территорий; значительные земельные владения находились под контролем полисов, гражданско-храмовых общин, местных династов.

Хотя царство делилось на сатрапии (во главе со стратегами), внутри сатрапий сохранялись местные организации; свои распоряжения Селевкиды официально адресовали городам, династам, храмам и племенам. Все население и все земли (за исключением отдельных крупных владений вельмож, полученных ими от царя, и земель ряда городов) были обложены налогами. Земледельцы, обрабатывавшие царскую землю, назывались «царскими людьми» (лаой); они жили деревнями, и цари облагали налогом деревни-общины в целом. «Царские люди» в качестве налогоплательщиков были прикреплены не к своему участку земли, а к общине; из-за тяжести налогов они иногда бежали из своих деревень.

Деревни еще с доэллинистических времен имели общинное самоуправление. В III–I вв. до н.э. деревенские общины начинают принимать постановления и фиксировать их в надписи на камне.

Значительную часть царской земли Селевкиды передавали своим служащим, приближенным, родственникам. Земли, полученные за службу, не были собственностью их владельцев и могли быть отобраны царем.

В ряде случаев владелец участка царской земли собирал денежную подать с деревень и выплачивал ее в царскую казну; земледельцы, кроме того, были обложены денежными податями и трудовыми повинностями в пользу владельца. Существовали крупные вельможеские владения, которые были фактически независимы от царской администрации, пользуясь определенным иммунитетом.

На землях, переданных частным лицам, кроме земледельцев-общинников работали рабы; они могли жить в тех же деревнях, что и общинники, в отдельных домах. Используя рабов в своих хозяйствах, землевладельцы приспосабливались к господствующей форме организации труда на своих землях. Землевладельцу не было смысла создавать дорогостоящий аппарат контроля и принуждения (содержать надсмотрщиков, учетчиков и т.п.): живя в деревне, рабы подчинялись общинному распорядку и контролю.

И в царстве Селевкидов, и в Пергаме значительная часть царской земли использовалась для организации военно-земледельческих поселений воинов-катеков. Земля выделялась поселению в целом, а затем уже распределялась между поселенцами в зависимости от их положения в армии.

Город как организация свободных граждан, обладавших определенными экономическими и политическими привилегиями, играл важную роль в общественной структуре стран Передней Азии периода эллинизма. Политические отношения царя и полисов были своеобразны. Монархия Селевкидов не воспринималась греками как территориальное государство в современном смысле. Жители страны, подчинявшейся царскому управлению, считались подданными Селевка, Антиоха и т.д. Царская власть Селевкидов, таким образом, по отношению к полисам носила личный характер; официальным обозначением державы в надписях служило выражение «такой-то царь и его подданные». Цари стремились поставить внутреннюю жизнь города под свой контроль, формы которого были различны: помещение военных гарнизонов, непосредственный надзор с помощью специальных чиновников-эпистатов, находившихся в городах; письма-распоряжения царей, адресованные городам.

Кроме полисов и гражданско-храмовых общин внутри эллинистических монархий существовали территории, находившиеся под управлением наследственного жречества; цари признавали внутреннюю обособленность таких территорий. В государстве Селевкидов получает распространение царский культ.

Селевкиды устраивали жестокие гонения на евреев, пытались их насильственно эллинизировать. Результатом стало антиселевкидское восстание, и в 141 г. до н.э. Иудея освободилась от их власти, была провозглашена еврейская хасмонейская династия.

Начиная со II в. до н.э., Селевкиды постепенно теряют свои владения, которые в основном переходят под управление Рима и Парфии. Наконец, в 63 г. до н.э. Сирия, последняя область, оставшаяся у Селевкидов, была превращена в римскую провинцию2.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 16/2012)

При дворе Птолемеев сохранились традиции времен Александра Македонского. Существовал перечень высших придворных должностей: «родственников», «равных к родственникам по чести», «первых друзей», «равных к первым друзьям», «друзей», «преемников» и т. п.

Представители царской администрации старались использовать все преимущества своего положения и получить по возможности больше достатков. Почти все они хотели быть ближе к царскому двору — источнику крупных прибылей и милостей.

Вершиной административной иерархии была должность диойкета, ведавшего финансами, казной, учетом и сбором всех поступлений, контролем за расходами. Вся его деятельность была подчинена сугубо фискальным целям: наполнение царской казны. Диойкет был первым сановником в государстве, и если это был энергичный и способный человек, то становился всесильным. Назначение на соответствующие низшие должности в областях (номах) зависело от диойкета. Финансовое управление в номах находилось в руках эконома. Среди древних египетских папирусов была найдена «Инструкция эконому» III в. до н. э. с четким описанием его неограниченных полномочий. Эконом должен был заботиться об увеличении царских доходов, следить за состоянием ирригационной системы и улучшением агротехники, ремонтом каналов, плотин, выслушивать жалобы земледельцев и заботиться об их благоустройстве. Он также контролировал работу в царских ремесленных мастерских и следил за получением прибылей от государственных монополий. В номе находилась касса (трапеза) во главе с трапезитом, который принимал поступления от налогоплательщиков и откупщиков. В свою очередь деятельность эконома проверял контролер.

В конце II в. до н. э. в Египте наметился значительный спад в сельском хозяйстве и ремесленничестве, который был связан с увеличением количества налогов и произволом чиновников. В экономике значительно снизился процент царских хозяйств, нарушилась царская монополия в ремесленном производстве. Функции правительства Птолемеев свелись главным образом к фискальным и полицейским.

Соответственно изменилась и административная структура. Расширились полномочия стратега, который кроме надзора за администрацией и полицией распоряжался финансами и налогами. Должность эконома разделилась на две: один эконом ведал денежными поступлениями, второй — натуральными. Значительно усилилась роль полицейского аппарата.

Вместе с тем возросла роль частного сектора в сельском хозяйстве и влияние местной бюрократии при решении государственных вопросов.

Во II в. до н. э. царство Птолемеев после изнурительных военных действий лишилось своих владений в Эгейском море и Малой Азии. Потеря внешних владений и недовольство населения внутри страны принудило египетскую знать пойти на тесный союз с египетским жречеством. От лица малолетнего Птолемея V Эпифана, коронованного в 197 г. до н. э., египетские жрецы были наделены рядом льгот. В ответ на это синод в Мемфисе издал декрет в честь Эпифана с перечнем его благодеяний и определением почестей, которые должны были предоставляться ему египетскими храмами. Этот декрет известен в истории как Розеттская надпись, которая стала основой дешифровки египетских иероглифов. Как указывалось в декрете, Эпифан освободил храмы от поземельного налога, снизил на 2/3 налог на льняные ткани, изготовлявшиеся в церковных мастерских, утвердил право храмов на все поступавшие к ним налоги, простил все недоимки, отстроил разрушенные во время войны храмы. Воплощая такие действия в жизнь, египетская знать старалась заручиться идеологической поддержкой жрецов.

В этом декрете также упоминалось о предоставлении ряда льгот всему египетскому населению. Были снижены некоторые налоги, отменены недоимки, освобождены арестованные за долги, амнистированы участники восстаний на юге страны.

Однако относительное восстановление власти Птолемеев желаемых результатов не дало. После смерти Эпифана началась междоусобная война внутри царской семьи. Это привело к политическому кризису и большому разорению страны.

Тем временем Рим все чаще вмешивался во внутренние дела Египта. Цари Птолемеи к тому времени уже настолько утратили свою власть, что в 65 г. до н. э. римский сенат обсудил вопрос о ликвидации египетского царства и включении его владений в состав Римского государства. И только через 35 лет римские войска отважились вступить в Александрию. Египет был превращен в римскую провинцию.

Эры

Датировки по эпонимам, или по годам правления, выявляют отдельные моменты, которые необходимо поставить в ряд, продолжающийся до настоящего времени. По эрам («эра» значит «число, цифра» — см.: A. Ernout, A. Meillet, Dictionaire étymologique de la langue latine, 4me ed., 1959, под словом «aera») можно считать года. Для того чтобы перевести датировки по какой-либо эре в юлианские даты, достаточно знать лишь точку ее отсчета. Церковный совет в Тире происходил 16 сентября 643 г. по исчислению Тира. Известно, что эра Тира началась осенью 126 г. до н.э. и что год Тира (в римский период) начинался 18 октября. Следовательно, упомянутая выше дата эры Тира соответствует 16 сентября 518 г. н.э.

Этот удобный метод датирования вошел в обиход только в эллинистическую эпоху. В качестве основной единицы при счислении эры употребляется единообразный год. Такой год впервые (исключая египетский подвижной год) появился благодаря вавилонскому 19-летнему циклу (стр. 21). Первая «эра» возникла тогда, когда Селевк I начал считать годы своего правления по вавилонскому календарю, а его сын Антиох I последовал примеру отца. Так же поступали и его преемники. Таким образом, древнейшее династическое счисление утвердилось по всей империи Селевкидов под названием «годы греческого господства», как называли эту эру иудеи и сирийцы.

Эра Селевкидов началась в 312/1 г. до н.э. по юлианскому летосчислению. Завоевав вновь Вавилон в августе 312 г. до н.э., Селевк I в следующий год своего правления (седьмой год Александра Македонского) начал счислять время по годам своего наместничества (см.: S. Smith, — RAss, 1925, с. 190). В этом он следовал примеру Антигона и других наместников Вавилонии (ср.: Ed. Meyer, Forschungen, II, с. 458). Согласно вавилонскому календарю, седьмой год Александра IV начался 2 апреля 311 г. до н.э. Македонцы, однако, счисляли годы правления Александра IV от смерти Филиппа Арридея осенью 317 г. до н.э. Таким образом, для них второй год правлении наместника Селевка начался осенью 311 г. до н.э., в то время как для вавилонян этот же год начался 22 апреля 310 г. до. н.э. Став царем, Селевк продолжал считать и годы своего наместничества (E. Bickerman, — «Berytus», 1944, с. 73; A. Aymard, — REA, 1955, с. 105). Для двора год селевкидской эры начинался между 1—м числом месяца лоос и 1—м числом месяца диос, т.е. поздним летом или же ранней осенью (ср.: C.B. Welles, Royal Correspondence in the Hellenistic Period, 1934, с. 10; его же, — The Parchments and Papyri, 1959, с. 18).

Начало года селевкидской эры менялось в зависимости от календаря соответствующего города. По юлианскому календарю Антиохии год начинался 1—го числа месяца диос (1 октября) (см. выше, стр. 22). Счисление по годам селевкидской эры использовалось позднее арабскими астрономами. Арабы называли селевкидскую эру «эрой Александра», хотя ал-Беруни понимал, что это ошибка56.

Эру Диоклетиана ( ) также можно причислить к династическим счислениям. Диоклетиан ввел в Египте датирование по консульскому году, начинавшемуся 1 января. Эта реформа причинила неудобства астрономам, поскольку все астрономические наблюдения отмечались по египетскому подвижному году. Поэтому астрономы, даже после отречения Диоклетиана, продолжали считать вымышленные годы его правления начиная с 29 августа 284 г. н.э.59 Эта эра применялась при составлении гороскопов (ср.: O. Neugebauer, H.B. v. Hoesen, — «Memoirs of the American Philosophical Society», 1959, т. 48). Из Египта счисление по этой эре проникло на Запад, так как она использовалась для вычисления сроков пасхи (ср.: Ginzel, I, с. 231; Ambrosius, — PL, XVI, с. 1050); но все же более широкое применение эта эра нашла лишь в Египте начиная с VI в. н.э. Коптская церковь до сих пор пользуется счислением времени по этой эре.

Аналогичные эры счислялись греками от дат побед и использовались в Греции, Малой Азии и Сирии. Так, эра Фарсала (июнь 48 г. до н.э.) и эра Акция (2 сентября 31 г. до н.э.) указывают на переход власти соответственно от Помпея к Цезарю и от Антония к Августу. Надпись из Лидии, например, гласит:

Все священные эры принадлежали к этому же типу и в конечном счете строились по образцу эры в честь победы при Акции.

Иудейская эра «от сотворения мира» начинается 6 октября 3761 г. до н.э. (ср.: Finegan, с. 126). Византийская эра «от сотворения мира» начиналась 21 марта 5508 г. до н.э., а впоследствии 1 сентября 5509 г. до н.э. Стараниями Ипполита, Клемента Александрийского и других была вычислена так называемая Александрийская дата сотворения мира: 25 марта 5493 г. до н.э. Позднее, в VII в., сотворение мира было отнесено к 5508 г. до н.э. Восточная церковь избегала пользоваться эрой по рождению Христа, поскольку споры о дате его рождения продолжались в Константинополе до XIV в. (Grumel, с. 62).

В эрах, основанных на памятных датах, счет лет ведется от какого-нибудь исторического события. Так, например, в Пафлагонии годы отсчитывались «от 12—го срока консульства» Августа, т.е. от 5 г. до н.э. (или, как считали пафлагонцы, от 6/5 г. до н.э.). Аналогичным образом, афиняне в какой-то период вели исчисление времени «от посещения императора Адриана» в 126 г. н.э. Манихеи отсчитывали время от рождения (или от смерти) пророка Мани61. Неоплатоники в основу датирования клали восшествие на престол Юлиана Отступника (361 г. н.э.) (ср.: Marinus, Vita Procli). Христианская эра от воплощения Христа, введенная в 532 г. н.э. (см. гл. III, стр. 76), и мусульманская эра от бегства Мухаммеда из Мекки в Медину (15 июня 622 г. н.э.) относятся к этой же категории.

Следует отметить, что многие эры ошибочно выведены современными учеными по датам на монетах. Хотя нумизматы продолжают развивать остроумные теории о предполагаемых эрах Александра в Финикии (ср., например: I.L. Merker, — American Numismatic Society Notes», XI, 1964, с. 15), интерпретируемые таким образом даты на монетах из Акки относятся к местным правителям (E.T. Newell, The Alexander Coinage of Acco and Sidon, 1916, с. 59; G. Kleiner, — «Abhandlungen der Deutschen Akademie der Wissenschaften», Berlin, 1947, с 24). В Сидоне пользовались буквами алфавита для пометы последовательных (ежегодных?) выпусков монет. После 24—го выпуска счет по буквам алфавита начинался сначала. В Сидоне легенда на монетах серии «N» ( = 13) изменяется с «Александр» на «Филипп», что позволяет отнести эту серию к 317/6 г. до н.э. (R. Dussaud, — RN, 1908, с. 450). В выпусках серии «18» имя «Филипп» заменено «Александром»: Сидон подпал под власть Птолемея, который не чеканил монет с именем Филиппа Арридея (ср.: E.T. Newell, The Alexander Coinage…, с. 36; хронология монет у него, однако, неверная). Числа на монетах Тира (для которого нумизматы придумали вымышленные эры) также истолкованы неправильно (H. Seyrig, — «Syria», 1957, с. 93) Нумизматы также полагают, что монеты Александрии Троадской, имеющие даты от «137» по «235», свидетельствуют об эре, начавшейся после переименования этого города Лисимахом примерно в 300 г. до н.э. . В действительности неизвестно, когда город получил название Александрия (Strabo, 13, 593), да и вряд ли его правители отсчитывали годы не от основания города Антигоном, а от даты переименования. Во всяком случае, эра ab urbe condita7* не имеет параллелей в древности (ср. стр. 72). Александрия Троадская в 280 г. до н.э. стала частью империи Селевкидов, и возможно, что в городе продолжало употребляться счисление по эре Селевкидов и тогда, когда он стал независимым (ср. выше, стр. 66) (о выпусках монет этого города см. теперь: L. Robert, Monnaies antiques en Troade, 1966). Аналогичным образом, никогда не существовала эра Эвмена II, начинавшаяся в 188 г. до н.э. (L. Robert, Villes de l’Asie Mineure, 1962, 2me ed., s. 253).

Третья группа эр была придумана учеными и использовалась в основном историками. Несоответствия между местными календарями и эпонимами вызвали необходимость создать метод датирования, понятный всем. Такой приемлемой единицей измерения времени явились периодические общегреческие празднества (ср.: Thuc., III, 8, 1; V, 49, 1; A.W. Gomme, Commentary on Thucydides, II, 1956, с. 258).

Надпись 207/6 г. до н.э. датирует появление царицы Артемиссии в г. Магнесии ссылкой на олимпийский год (второй год 114-й Олимпиады), на год Пифийских празднеств и на афинского архонта соответствующего года (Syll., № 557). Такие греческие авторы, как, например, Павсаний, часто используют счисление по олимпиадам для датирования какого-либо исторического события. Это предполагает наличие и использование списка победителей олимпийских игр. Первый такой список был обнародован софистом Гиппием. Он постоянно дополнялся и переиздавался. Этот список для 1—249-й олимпиад сохранился в «Хронике» Евсевия (изд. J. Karst, с. 89). Отрывки более ранних перечней собраны во FrGrH, 414 и сл.

Нумерация олимпиад была впервые введена Тимеем или же Эратосфеном. Другие общие греческие празднества, такие, как Пифийские игры, также иногда нумеровались. Достоверность более ранней части списка победителей олимпийских игр, который начинается с 776 г. до н.э., остается сомнительной62.

Начиная с Эратосфена вся греческая хронология строится на датах олимпиад. Все остальные датировки синхронизируются по олимпиадам. (Ср., например, датировку Моисея у Евсевия: Pr. ev., X, 9.) Византийские историки продолжали ссылаться на олимпиады. Тем не менее документы только изредка датируются по этим хронографическим единицам (ср., например: «Inschriften von Olympia», № 530; A. Rehm, — «Didyma», II, с. 214).

Использование олимпийских лет в хронографии вызвало необходимость их соотнесения с годами, выраженными в иных системах датирования. Так, римский консульский год, который со 153 г. до н.э. начинался 1 января, соответствует частям двух олимпийских лет. Таким образом, 1-й год 180-й олимпиады у Диодора отождествляется с консульским годом, соответствующим 59 г. до н.э., а у Дионисия Галикарнасского — с консульским годом, соответствующим 60 г. до н.э. По одному способу счисления, которым пользовался и Полибий, годом отсчета олимпиад считается 775 г. до н.э., а по другому способу, которому обычно теперь следуют, отправным пунктом счисления является 776 г. до н.э. (ср.: FrGrH, II, 664; Ed. Meyer, Kleine Schriften, II, 1924, с. 288). Применение же македонского года дает в качестве отправной даты 777 г. до н.э. (ср.: G. Unger, — SBAW, 1895, с. 300; Ed. Meyer, Forschungen, II, 1899, с. 446).

Точно так же перевод афинских дат в римские и наоборот может производиться двумя способами. Диодор, например, заканчивает свой хронографический список консульским годом 59 г. до н.э. (ср. стр. 85), который у него соответствует году архонтства Герода в 60/59 г. до н.э. Кастор же заканчивает свой исторический труд 61—м годом, но отождествляет этот год с годом архонта Теофема в 61/0 г. до н.э. (ср.: Leuze, с. 74; W. Kolbe, — AM, 1912, с. 107).

Эра ab urhe condita в действительности не существовала в древнем мире, и подобный способ отсчета лет принят лишь в наше время. Римляне пользовались такой датировкой только для обозначения удаленности во времени от этого события какого-либо последующего события: например, Ливий пишет, что копсульские трибуны появились через 310 лет после основания города (IV, 7; ср. III, 30, 7; VII, 18, 1). Точно так же в надписи утверждается, что император Нерва восстановил свободу «через 848 лет после основания города» (Dessau, № 274). Такой способ относительной датировки применялся уже во времена Римской республики. Например, надпись из Путеолы8* (Dessau, № 518) дает дату: «90 лет ab colonia deducta» (от вывода колонии, т.е. 105 г. до н.э.) (ср.: Dessau, № 157: «Genio municipii anno post Interamnam conditam 704″9*). Сходным образом можно датировать: 71-й год после обожествления Августа (Мс-Grum, AG Woodhead). Относительные даты такого рода неправильно называются эрами. В результате подобных ошибок современные ученые говорят об «эре города Танис», ссылаясь на египетскую надпись с упоминанием «400 лет города Танис» (K. Sethe, — AZ, 1930, с. 85; R. Stadelmann, — CE, 1965, с. 46; J.V. Beckerath, Untersuchungen zur politischen Geschichte der zweiten Zwischenzeit in Ägypten, 1965, с. 153; H. Goedicke, — CE, 1966, с. 23).

Система отсчета ab urbe condita не использовалась в основном потому, что возраст Рима оставался спорным: «Est enim inter scriptores de numero annorum controversia»10* (Cic., Brut, 48, 72). В римской историографии даты основания Рима, исключая самые крайние мнения , колеблются между 759 и 748 гг. до н.э. Долгое время дата Полибия — 751/0 г. до н.э. — являлась нормой для Цицерона, Ливия и Диодора (ср.: Perl, с. 2); затем Аттик в своей «Liber annalis» («Летописи») передвинул дату основания Рима назад, к 753 г. до н.э. (Cic., Brut., 18, 72). Эта дата была принята и популяризировалась Варроном. Список должностных лиц Римской республики, составленный при императоре Августе (Fasti Capitolini), указывает на годы ab urbe condita, которые, однако, отсчитывались от 752 г. до н.э. По народной традиции празднества Парилии 21 апреля справлялись как день появления Рима на свет. Таким образом, год ab urbe condita, продолжавшийся с 21 по 20 апреля, соответствовал частям двух консульских лет, и его отождествление с одним из них зависит от избранной системы перевода лет (ср. стр. 71) (Leuze, с. 252).

ПРИМЕЧАНИЯ:

56. См.: L. Ideler, Über astronomische Beobachtungen der Alten, 1806, с. 256; S.H. Taqizadeh, — BSOAS, X, 1942, с. 129.

57. G. Le Rider, Suse sous les Séleucides et les Parthes, 1965, c. 35 Об эре Аршакидов в Хатре см.: J. Teixidor, — «Syria», 1966, с. 93.

59. В действительности начало эры Диоклетиана предшествует его восшествию на престол. Он был провозглашен императором 20 ноября 284 г. н.э. (T.C. Skeat, Papyri from Panopolis, 1964, с. 145). Юлианский же год начинался в Египте 29 августа. Таким образом, второй год правления Диоклетиана начался 29 августа 285 г. н.э., и поэтому годы его правления стали отсчитываться в Египте от 29 августа 284 г. н.э.

Примечания переводчика:

*. Ставшие со , когда карийцы освободились.

**. Римской эры.

***. Правление Цезаря, сына бога.

****. Фарсал — город в Фессалии, место победы Цезаря над Помпеем в 48 г. до н.э.

*****. Акций — город и мыс в Акарнании (Греция), где в 31 г. до н.э. потерпели поражение Антоний и Клеопатра.

7*. От основания города Рима.

8*. Путеолы — приморский город в Кампании.

9*. «Гению муниципия в 704 год после основания Интерамны».

10*. «Ибо между авторами есть разногласия относительно числа лет».

Сирия

Сирия, Сирийская Арабская Республика, государство в Юго-Западной Азии со столицей в Дамаске.

Граничит с Ираком, Турцией, Иорданией, Израилем и Ливаном, на западе омывается Средиземным морем. Государственный язык – арабский. Основная религия – ислам. Административное деление – 14 губернаторств (мухафаз).

Этнический состав

Подавляющее большинство жителей страны – арабоязычные сирийские арабы (ок. 90%). По вероисповеданию они преимущественно мусульмане, но встречаются и христиане. Крупнейшее национальное меньшинство образуют курды, которые составляют ок. 9% населения. Большинство курдов сосредоточены в предгорьях Тавра, к северу от Халеба, и на плато Эль-Джазира, на северо-востоке. Курды сформировали общины также в окрестностях Джераблуса и в предместьях Дамаска. Говорят они на родном курдском и на арабском языках и придерживаются, как и сирийские арабы, суннитского направления в исламе. Основная часть курдов живет в сельской местности. Многие курды ведут полукочевой образ жизни.

Государственное устройство

Сирия – президентская республика. Она отличается централизованной иерархической системой, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках президента страны и высшего руководства Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас). Эта система была создана после захвата власти вооруженным путем сторонниками Баас в 1963.

История

Современное сирийское государство появилось после Первой мировой войны, когда Франция получила от Лиги наций мандат на управление Сирией и Ливаном, а Великобритания – Палестиной и Трансиорданией. До этого времени понятие «Сирия» включало эти четыре страны и небольшие районы на юге современной Турции и на северо-западе Ирака. Таким образом, история Сирии до 1920-х годов относится к гораздо более обширной территории (т.н. Великой Сирии). История современного государства Сирия начинается с 1919.

Ранние этапы истории

О древнейшем, досемитском населении Сирии известно очень мало. Первое переселение семитских племен (амореев) произошло в начале XXX в. до н.э.

На основе раскопок в районе Телль-Мардиха, установлено, что ок. 2500 г. до н.э. там располагалась столица государства Эбла. Выборный глава и сенат Эблы правили северной Сирией, Ливаном и частью территории северной Месопотамии. В XXIII в. до н.э. Эбла была завоевана Аккадом.

После 2300 г. до н.э. в Сирию вторглись ханаанские племена. Около 1760 г. до н.э. Сирию завоевал вавилонский царь Хаммурапи. С 1400 г. до н.э. во внутренние районы Сирии стали вторгаться и переселяться семитские племена арамеев.

В конце XI в. до н.э. Дамаск и другие районы Южной Сирии были покорены царем Израильско-Иудейского государства Давидом. Однако уже во второй половине X в. до н.э. Дамаск вновь обрел независимость и стал самостоятельным арамейским царством. В VIII-IX вв. до н.э. Сирия была завоевана ассирийцами, в 605 г. до н.э. – вавилонянами, в 539 г. до н.э. – персами. В 333 до н.э. Сирия оказалась под властью Александра Македонского, а после распада созданной им империи в 301 г. до н.э. – династии Селевкидов.

Во II в. до н.э. на территории Сирии возникли небольшие государства (иудейское государство Маккавеев и др.). В I в. до н.э. страна подверглась нападениям парфян и армян, а в 64 г. до н.э. была завоевана Римом. В 193–235 в Римской империи правила династия Северов – выходцев из Сирии. Страна была одним из центров распространения христианства: город Антиохия стал резиденцией патриарха Востока.

В 270 царица Пальмиры Зенобия подняла восстание против римской власти и объявила себя императрицей Востока. Пальмира стала столицей обширного государства, включившего в свои пределы Сирию, Малую Азию и Египет. В 273 г. город был разрушен римскими войсками. После распада Римской империи в 395 г. Сирия оказалась в составе Византии. Антиохия была вторым по значению (после Константинополя) центром Византийской империи.

Дамаск. Во дворе Национального музея.

В ходе византийско-иранских войн Сирия неоднократно испытывала разрушительные вторжения иранских войск Сасанидов. Арабские войска, вторгшиеся в Сирию из Аравии в 633 г., одержали ряд побед (решающую при Ярмуке в 636 г.) и к 640 г.подчинили всю страну. В Сирии происходил процесс арабизации и исламизации населения при одновременном усвоении византийской административный системы, обогащении арабо-мусульманской культуры эллинистическими научными и философскими традициями. В процессе распада халифата Аббасидов Сирия была захвачена египетскими Тулунидами (878) г., в 935 г. она перешла под управление египетской династии Ихшидидов, в 969 г. — Фатимидов.

Распад сельджукского государства на уделы, их междоусобная борьба и столкновения с Фатимидами облегчили захват северо-западной Сирии крестоносцами и образование в 1098 на её территории Антиохийского княжества. В 1154 тюркский правитель Халеба Нур-ад-дин объединил под своей властью большую часть С., ему наследовал в 1174 Салах-ад-дин, присоединивший С. к своим владениям. В 1188 после победы при Хиттине (1187) Салах-ад-дин вытеснил крестоносцев со значительной части Антиохийского княжества. Со 2-й половины XIII в. Сирия оказалась под властью египетских мамлюков, в 1260 подверглась нашествию монголов. Опустошительные эпидемии в середине и 2-й половины XIV в., иноземные вторжения, нестабильность центральной власти, налоговый гнёт привели в XIV—XV вв. к упадку экономической и культурной жизни Сирии.

Первый мусульманский период

Богатство, уровень развития ремесел и населенность сирийских городов побудили сторонников ислама перенести центр исламского государства в Дамаск (из Мекки и Медины). Государство Омейядов управлялось сирийцами, причем как мусульманами, так и христианами, а сирийские солдаты воевали с войсками византийских императоров. На смену греческому государственному языку пришел арабский. Однако отдельные элементы эллинистического наследия сохранились.

Мечеть Омейядов в Дамаске. Построена в конце IV в.н.э. при римском императоре Феодосии I как церковь Иоана Крестителя, в VIII в. преобразована в мечеть.

В VIII в. региональные, религиозные и династические противоречия привели к тому, что Дамаск, а вместе с ним и вся Сирия потеряли свое прежнее значение. Омейядов вытеснила династия Аббасидов сделавшая своей столицей Багдад. Население Сирии сократилось, а ее города утратили свой блеск и благополучие. В течение следующих трех столетий в условиях относительного оскудения и политической нестабильности в регионе многие сирийцы обратились к исламу. В обиход вошел арабский язык, хотя в некоторых отдаленных селениях продолжали говорить на арамейском. Христиане, опасаясь за свою безопасность, целыми общинами переселялись в горы.

С началом упадка династии Аббасидов северные границы Сирии стали более уязвимыми для нападений византийцев. Процветали различные еретические секты, широко распространился шиизм, ставший основой учений алавитов и друзов. Из Египта (центра фатимидских исмаилитов), Персии (центра ассасинов) и Месопотамии проникли тайные учения, проповедовавшие революционные политические, социальные, религиозные и философские воззрения.

Общая духовная обстановка в стране способствовала творчеству поэтов и писателей. При шиитском дворе Хамданидов в Халебе философ аль-Фараби (Фараби) создал трактаты о мировоззрении Платона и Аристотеля, писал книги по медицине, математике, оккультным наукам и музыке. Тогда же жил Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани, составитель антологии арабоязычной поэзии Книги песен, которую называли «основополагающим источником для изучения художественной литературы». Крупнейшими представителями сирийской культуры той эпохи были поэты аль-Маарри и аль-Мутанабби. Первый получил особую известность за свое Послание о прощении, многие четверостишия из которого оказали сильное влияние на поэзию Омара Хайяма, а ряд специалистов считает, что под влиянием этого произведения была написана и Божественная комедия Данте.

Вторжение тюрок-сельджуков

В X-XI вв. Сирия была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Малой Азии и северной Месопотамии. Вторгшиеся в Сирию племена входили в состав огромной персидской державы Сельджукидов, но вскоре порвали свои вассальные отношения с ней и создали два самостоятельных государства со столицами в Дамаске и Халебе. В конце XI в., вследствие вторжения крестоносцев из Западной Европы, произошло дальнейшее раздробление и ослабление Сирии.

Крестовые походы

Первые европейские рыцари высадились в Антиохии, а затем и в других пунктах на побережье Средиземного моря в конце XI в. К началу XII в. на сирийской территории были созданы четыре государства крестоносцев: Антиохийское княжество, графство Триполи, Иерусалимское королевство и Эдесское графство. Вслед за христианами в регион устремились сельджуки.

Один из курдских полководцев Салах-ад-дин (Саладин), прославившийся военными экспедициями в Египет в 1164, 1167 и 1168, после смерти Нур-ад-дина ибн Зенги в 1174 встал во главе государства Зенгидов и одновременно выступил против крестоносцев и халифата Аббасидов в Ираке. В 1187 его войска разбили армию Иерусалимского королевства, но были измотаны последовавшим за этим 3-м крестовым походом, который возглавили Ричард I, Филипп II Август и Фридрих I Барбаросса. В 1260 пришедшее в упадок государство Айюбидов подверглось нашествию монголов под предводительством Хулагу-хана, который овладел Халебом и Дамаском, но был остановлен силами мамлюков во главе с султаном Кутузом в сражении при Айн-Джалуте на севере Палестины.

Правление мамлюков

Мамлюкская династия с 1250 правила Египтом и Сирией. В начале 1290-х годов султан аль-Ашраф Салах-ад-дин Халиль захватил последние крепости крестоносцев на сирийском побережье Средиземного моря. Наивысшего расцвета Сирия достигла, когда ею правил Насир Насир-ад-дин Мухаммед (1310–1341). Но уже при его ближайших преемниках вследствие прокатившейся по Сирии чумы и усиления торговой конкуренции со стороны государств Анатолии и Северной Африки начался упадок державы мамлюков, что открыло путь тюрко-монгольскому полководцу Тимуру (Тамерлану) к захвату Халеба и Дамаска. Заняв их в 1401, Тимур начал переселять ремесленников из этих городов в свою столицу Самарканд. Воспользовавшись борьбой, которую мамлюки вынуждены были вести против португальцев, устраивавших набеги на территории, примыкавшие к Красному морю, султан Османской империи в 1516 разбил мамлюкскую армию при Мардж-Дабике и без труда покорил Сирию.

Османский период

В течение следующих четырех веков Сирия входила в состав Османской империи и управлялась из Стамбула. После 1600 в результате междоусобной борьбы периферийных властей, центрального казначейства в Стамбуле и крупных торговых домов экономика постепенно пришла в упадок. Расширение нидерландской и английской торговли в Средиземноморье, Южной и Юго-Восточной Азии и в бассейне Индийского океана ускорило спад экономической активности Османской империи в конце XVII в.

В XVIII в. Халеб и Бейрут превратились в главные торговые центры Сирии; в нескольких городах были созданы колонии европейских купцов. Для работы среди местных христиан стали во множестве прибывать миссионеры, особенно францисканцы и иезуиты. Контакты между миссионерами и местными властями привели к дальнейшему расслоению сирийского общества. В конце XVIII в. бóльшая часть южной Сирии оказалась под властью аккского паши Ахмада аль-Джаззара, который пытался модернизировать административную систему и способствовал развитию экономики.

К концу XVIII в. европейские державы начали активно вмешиваться во внутренние дела Сирии, устанавливая свои сферы влияния.

Успехи Сирии в развитии материального производства и торговли привлекли внимание могущественного египетского паши Мухаммеда-Али, армия которого вторглась в страну осенью 1831.

Столкновения между египетскими войсками, размещенными в Сирии, и османскими силами в Анатолии вынудили в 1839 европейские державы вмешаться и поддержать авторитет Османской империи на Ближнем Востоке. Британские и османские агенты подтолкнули друзов к восстанию против египетской армии. С восстановлением власти Османского султана Сирия попала под действие англо-османской торговой конвенции 1838.

В последней четверти XIX в. в обмен на предоставление займов Османской империи французские компании получили многочисленные концессии в Сирии. Французы вкладывали средства в строительство сирийских портов, железных и автомобильных дорог. По мере спада материального производства росли антихристианские и антиевропейские настроения. Европейское вмешательство в политическую жизнь Сирии усиливалось. Это способствовало росту недовольства местной арабской элиты османским правлением. В 1890-е годы в Халебе, Дамаске и Бейруте возникли общества, выступавшие за независимость Сирии от Османской империи. Число этих обществ быстро увеличилось на рубеже 19–20 вв. Национальное самосознание арабов особенно обострилось с приходом к власти младотурок после июльской буржуазной революции 1908 в Турции.

Первая мировая война

В начале 1-й мировой войны 1914—18 в Сирии было объявлено военное положение. Военные турецкие власти реквизировали продовольствие и сырьё для вывоза в Германию и Турцию. Во время войны сирийские националисты развернули подготовку к антитурецкому вооруженному восстанию. Однако туркам удалось раскрыть планы восстания и путём массовых репрессий подавить движение сирийского народа за создание независимого арабского государства.

Период французского господства (1919—1943)

В июле 1920 французские войска, преодолев вооруженное сопротивление сирийских патриотов, заняли Дамаск. Французские оккупанты, пытаясь ликвидировать С. как государство, расчленили её на несколько мелких «государств».

В 1925—27 всю Сирию охватило национально-освободительное восстание. Оно было жестоко подавлено. Однако французское правительство было вынуждено пойти на изменение форм колониального управления Сирией. Национально-освободительное движение в Сирии вынудило французские власти вступить в переговоры с лидерами партии Национальный блок о заключении договора, основанного на признании независимости. В 1936 был подписан франко-сирийский договор, который признавал суверенитет Сирии, исключал возможность вмешательства Франции во внутренние дела страны, обеспечивал единство Сирии.

Вторая мировая война и провозглашение независимости

В связи с началом 2-й мировой войны 1939—45 в сентябре 1939 в Сирии было объявлено военное положение. Зимой 1940—41 начался голод. В результате упорной борьбы сирийские патриоты добились восстановления в 1943 конституции 1930 (была отменена в 1939). На парламентских выборах в июле 1943 победил Национальный блок (Кутла ватания).

Номинально Сирия стала независимым государством в 1945, когда было объявлено о создании национальной армии. Страна вступила в ООН, а также приняла участие в создании Лиги арабских государств. Однако полная независимость была обретена лишь после окончательного вывода французских и английских войск, завершившегося 17 апреля 1946. Эта дата стала национальным праздником Сирии – Днем эвакуации.

Сирия после завоевания независимости

После завоевания политической независимости в Сирии сохранялись сильные позиции иностранного, главным образом французского, капитала. Обострение вокруг Сирии империалистических противоречий, усилившиеся попытки Великобритании и США вовлечь её в орбиту своей политики, вмешательство этих государств во внутренние дела страны, борьба за власть между различными политическими группировками приводили к политической нестабильности.

8 марта 1963 в результате очередного военного переворота к власти пришла Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас) Сирии.

Первое баасистское правительство (март 1963 – февраль 1966) следовало принципам неприсоединения, панарабского единства и строительства арабского варианта «социализма». Положение изменилось в феврале 1966. Основатели Баас были вынуждены бежать из Сирии, так как руководители переворота вынесли им смертный приговор. Новый режим предпринял ряд военных авантюр на границе с Израилем, приведших к арабо-израильской войне 5 июня 1967, в результате которой Сирия потеряла Голанские высоты.

12 марта 1973 сирийский народ на референдуме одобрил новую конституцию, согласно которой Сирийская Арабская Республика объявлена социалистическим народно-демократическим государством.

6 октября 1973 Сирия совместно с Египтом предприняла наступление на Израиль. В первые дни войны сирийская армия достигла некоторых успехов, вернув Голанские высоты, но в конечном итоге Сирия потеряла еще бо́льшую территорию.

В 1980 Сирия подписала договор о дружбе и сотрудничестве с СССР, действие которого сохранилось и после распада Советского Союза. Сирия была одной из немногих арабских стран, поддержавших Иран в его долгой войне с Ираком в 1980-х годах, и продолжает оставаться ближайшим партнером Ирана.

В октябре 1990 Сирия приняла активное участие в подавлении выступлений христиан в восточном Бейруте. Сирия принимала активное участие в урегулировании палестино-израильского конфликта.

Христианство в Сирии

Христиане в Сирии составляют около 10% населения . В Дамаске расположена патриаршая резиденция православного Антиохийского Патриархата.

Монофизитство в Сирии представлено двумя церквями: Сиро-Яковитской и Малабарской.

Литература

  • Сирия: Справочник. М., 1992
  • Современная Сирия, М., 1974.

Использованные материалы

10% — по сведениям Википедии. А по сведениям секретаря Ватикана по связям с государствами архиепископа Джованни Лайоло (2006 г.) — 1%. Возможно, последний учитывает только римо-католиков.

Селевк I Никатор

После смерти Александра Великого ближайшим помощником македонского регента Пердикки был Селевк (353 до н. э–281 до н. э.), один из главных начальников конницы (хилиархов), человек твёрдого характера и необыкновенной физической силы, проницательный и осторожный.

Он пользовался любовью и доверием Александра и войска, особенно после битвы при Гидаспе, где он отличился необыкновенным мужеством. Во время неудачного похода Пердикки на Египет (321 до н. э.), когда, при переходе через Нил, погибла часть македонского войска, Селевк был одним из зачинщиков бунта против Пердикки, который пал жертвой восстания.

Основание государства Селевкидов: войны диадохов

Победители распределили между собой области, причём Селевк получил вавилонскую сатрапию, отказавшись от должности хилиарха в пользу Антипатрова сына Кассандра. Вскоре, однако, ему пришлось вступить в борьбу с защитником прав царской династии Евменом, которого Полисперхонт назначил наместником Азии.

Антигон, союзник Селевка в этой борьбе, победил Евмена, благодаря чему ему удалось сосредоточить в своих руках огромные богатства и военные силы. Рассчитывая овладеть всей Азией, Антигон стал считать Селевка уже не союзником, а подчинённым, и готовился занять Вавилон.

Селевк бежал из Вавилонии и заключил союз с Птолемеем, Лисимахом и Кассандром, опасавшимися, что Антигон потребует у них возврата завоёванных земель. Союзники предъявили к Антигону требование, чтобы он разделил с ними набранные в Азии сокровища и удовлетворил их претензии по разделу областей. Антигон отказался, началась война.

После битвы при Газе (312 до н. э.), в которой сын Антигона, Деметрий, был разбит Птолемеем, Селевк получил от Птолемея небольшой отряд войска и отправился отвоёвывать свою сатрапию. После занятия им крепости Карр гарнизоны, стоявшие в разных местах Вавилонской области, признали его своим правителем. Он взял приступом Вавилон, победил Никанора, бывшего сатрапом Вавилонии, покорил Сузиану, Мидию, Персию и восточный Иран. Благодаря справедливости и мягкости, которыми отличался Селевк как правитель, жители покорённых провинций приняли его с радостью: таким образом создалось царство Селевкидов.

Тотчас после восстановления Селевка на вавилонском престоле, Деметрий двинулся на Вавилон, чтобы отнять у Селевка его завоевания, но был отбит. Тогда Антигон поспешил примириться с другими своими противниками, чтобы обратить все свои силы на Селевка I, принявшего в 306 до н. э., вместе с другими правителями, титул царя. Против Антигона составилась новая коалиция из Лисимаха, Птолемея I и Селевка I. Заключив союз с царём Палиботры Сандрокоттом (Чандрагуптой) ценой уступки ему земель за Индом и получив от него 500 слонов, Селевк пошёл на соединение с Лисимахом, с которым встретился на р. Галисе.

Произошла битва при Ипсе (во Фригии, близ г. Синнады), закончившаяся победой союзников, главным образом благодаря слонам Селевка. Со смертью Антигона состоялся новый раздел Александровой монархии, причём Селевк получил земли от Тавра до Инда, включая Сирию и Финикию. Единодушие победителей было непродолжительно. Лисимах заключил союз с Птолемеем, а Селевк сблизился с Деметрием Полиоркетом, женившись на дочери его Стратонике (300 до н. э.). Однако, когда Деметрий задумал восстановить царство своего отца (Антигона) и стал делать громадные приготовления, Селевк возобновил союз с Лисимахом и Птолемеем, к которым примкнул и Пирр.

Потерпев неудачу в Европе, Деметрий переправился в Азию, но благодаря искусным действиям Лисимахова сына Агафокла попал в затруднительное положение, из которого вышел лишь благодаря великодушию Селевка. Через некоторое время Деметрий оправился и возобновил войну с Лисимахом и Селевком. Последний переманил на свою сторону значительную часть войска Деметрия и наконец взял его в плен (286 до н. э.), назначив пленному царю местом жительства город Апамею на верхнем Оронте.

После смерти Лисимахова сына Агафокла, брошенного в темницу по проискам Птолемея Керавна, друзья Агафокла и жена последнего, с детьми, отдались под защиту Селевка. Вскоре, однако, бежал к Селевку и Птолемей Керавн, когда дружеские отношения между Лисимахом и Птолемеем Филадельфом были упрочены новой свадьбой. Вследствие этого возникли ссоры между Селевком и Лисимахом, перешедшие в войну. Селевк победоносно прошёл по Лидии, Ионии и Фригии и на равнинах Кора разбил войско Лисимаха, который пал в битве (281 до н. э.).

По смерти Лисимаха Селевк был единственным оставшимся в живых из полководцев Александра. Превосходя умом и талантом эпигонов, он достиг высшего предела могущества, особенно когда под его властью соединились два сильных царства — его собственное и Лисимаха. Сирию и Малую Азию до Геллеспонта он отдал своему сыну Антиоху, и хотел уже распределить остальные свои владения, но смерть помешала ему выполнить задуманное. Он пал от руки Птолемея Керавна, коварно убившего его близ Лисимахии (281 до н. э.).

Есть версия (изложена Дройзеном), что Селевк желал, распределив свои владения между наследниками, вернуться на родину, и стать царём Македонии, оставшейся к тому времени без управления. Народ Македонии с радостью ожидал последнего из друзей Александра. Его убийца, Птолемей Керавн, захвативший престол Македонии, вскоре погиб в бою с галатами.

Раннее государство Селевкидов

Селевк I Никатор был выдающимся администратором и просвещённым правителем. Он основал до 75 городов, в числе которых насчитывалось 16 Антиохий (по имени его отца), девять Селевкий, три Апамеи, одна Стратоникея, пять Лаодикей; другие города были названы по имени Александра, македонских или греческих городов, или в память побед Селевка. Столицей царства была Антиохия, расположенная в плодородной местности, недалеко от моря, на р. Оронте. Империя, для удобства управления и предупреждения мятежей, была разделена на 72 небольших сатрапии, из которых самой значительной была так называемая Селевкида, в которую входили юго-вост. часть Киликии, южная часть Коммагены и Верхняя Сирия, с 4 большими городами: Антиохией, Селевкией, Апамеей и Лаодикеей.

По этим четырём городам Селевкида называлась также Тетраполем (Страбон). Из других городов обширной монархии наиболее значительны были Ороп (между Оронтом и Евфратом), Зевгма (на Евфрате), Бамбика-Гиераполь (к югу от Зевгмы), Амфиполь, Бероеа (между Аманским хребтом и Евфратом), Эдесса (между Тигром и Евфратом), Селевкия на Тигре, Эвроп в Мидии, Каллиопа и Гекатомпил в Парфии. Большинство основанных Селевком городов лежало между Средиземным морем и Индией, Оронтом и Вавилоном. Эти города пользовались самоуправлением, подобно греческим полисам, но были области, в которых население (преимущественно негреческое) платило дань племенным князьям.

Торговля была одним из факторов, способствовавших экономическому росту страны. Селевкия на Тигре была главным торговым центром на пути, соединяющем Средиземное море с Индией. Западная часть Малой Азии также принадлежала Селевкидам, за исключением Вифинии, Пергама и некоторых других областей и городов. К числу главных городов этой части монархии принадлежали Лампсак и Смирна.

Антиох I Сотер, Антиох II Теос, потеря владений в Малой Азии и восточных сатрапий

Селевкиды были продолжателями Александра Великого в деле эллинизации Азии. С течением времени противодействие греческих элементов населения азиатскому режиму привело к тому, что сирийская монархия распалась на ряд городских общин и утратила своё могущество.

Прозвание Сотер (Спаситель) Антиох I получил за победу над галатами — союзом трёх кельтских племён, вторгшихся в Малую Азию в 278—277 до н. э. и опустошавших её западную часть на протяжении 46 лет. Позднее он вёл неудачную войну с Евменом Пергамским и Птолемеем (первая Сирийская война).

Антиох II, развратник и кутила, известен в истории Селевкова царства войной с фракийцами и Египтом (вторая Сирийская война), а также тем, что он освободил милетян от тирана Тимарха. При Антиохах I и II царство Селевкидов уменьшилось в объёме, вследствие отпадения парфян (256 до н. э.) и бактрийцев.

Селевк II Каллиник и Селевк III Сотер (Керавн) — попытка восстановления владений

При Селевке II Каллинике Бородатом (246 до н. э. — 225 до н. э.) произошла третья Сирийская война, которая была неудачна для Сирии.

Потерпев поражение, Селевк II вступил в союз с братом своим Антиохом Гиераксом, вследствие чего Птолемей Евергет заключил на 10 лет мир с Селевком. Вскоре, однако, Антиох Гиеракс начал войну с Селевком II, который, как передают, пал в битве; по другому свидетельству, он погиб в сражении с Митридатом при Анкире.

Прозвание Каллиник он получил за победу над парфянским царём Арсаком, хотя позднее последний, заключив союз с Диодотом II Бактрийским, разбил Селевка и заставил его отступить в Сирию.

Правление Селевка II было несчастливо в сфере как внутренних отношений, так и внешней политики. Почти вся Малая Азия и южные земли территории Селевкидов уже не принадлежали могущественной некогда династии: Селевк II оставался господином лишь северной части внутренней Сирии (до Персеполя и Экбатан), равнин Киликии и Приморской Лаодикеи.

После Селевка II правил Селевк III Сотер, или Керавн (225 до н. э. — 223 до н. э.). С помощью одного из своих родственников, Ахея, он отвоевал у пергамского царя значительную часть Малой Азии, но вскоре был убит.

Антиох III Великий — временное подчинение восточных сатрапий и столкновение с Римом

При Антиохе III Великом (222 до н. э. — 187 до н. э.) монархия Селевкидов сначала вернула своё прежнее политическое значение и могущество. Антиох отнял Палестину и Финикию у Птолемеев, покорил парфян, бактрийцев и индийцев и заявил притязания на все земли к западу от Тавра и по берегам Геллеспонта. Однако вмешательство римлян положило предел притязаниям Антиоха, который в битве при Магнесии (190 до н. э.) был разбит наголову и навсегда погубил могущество Селевкидов, царство которых с тех пор было ограничено Тавром. В частности, воспользовавшись этим поражением, объявили о своей самостоятельности армянские царства — Великая Армения и Софена.

При преемниках Антиоха сирийская монархия уже не могла подняться до прежней степени могущества и медленно шла к полному упадку и распадению.

Последующие представители династии

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх