Навуходоносор вавилон

ВАВИЛОН — крупнейший город на древнем Ближнем Востоке (вторая половина III тысячелетия — IV век до н.э.).

На­хо­дил­ся в Ме­со­по­та­мии, на бе­ре­гу реки Ев­фрат; раз­ва­ли­ны Вавилона — близ современного г. Эль-Хил­ла, в 80 км к югу от Ба­гда­да (Ирак). Впер­вые в кли­но­пис­ных тек­стах упо­ми­на­ет­ся в прав­ле­ние ца­рей ак­кад­ской ди­на­стии (XXIV-XXIII века до н.э.). В конце III тысячелетия, при ца­рях III ди­на­стии Ура, Вавилон был не­боль­шим про­винциальным цен­тром, в ко­то­ром на­хо­дил­ся цар­ский на­ме­ст­ник, со­би­рав­ший по­да­ти.

В начале II тысячелетия Вавилон, как и боль­шин­ст­во го­ро­дов Ме­со­по­та­мии, ока­зал­ся под кон­тро­лем амо­ре­ев, один из во­ж­дей ко­то­рых (Су­муа­бум) ос­но­вал здесь свою ди­на­стию (I Ва­ви­лон­ская ди­на­стия, 1894-1595 годы до н.э.). В прав­ле­ние её шес­то­го пред­ста­ви­те­ля Хам­му­ра­пи (1792-1750 годы), ко­то­рый су­мел объ­е­ди­нить всю тер­ри­то­рию Ме­со­по­та­мии в еди­ное го­су­дар­ст­во, Вавилон впер­вые стал по­ли­тическим цен­тром стра­ны и ос­та­вал­ся им бо­лее 1000 лет. Го­род был про­воз­гла­шён «веч­ным оби­та­ли­щем цар­ст­вен­но­сти», а его бог-по­кро­ви­тель Мар­дук за­нял од­но из центральных мест в об­ще­ме­со­по­там­ском пан­те­о­не.

Во второй половине II тысячелетия, с во­ца­ре­ни­ем в Южной Ме­со­по­та­мии но­вых пра­вя­щих ди­на­стий, Вавилон ос­та­вал­ся сто­ли­цей Южной Ме­со­по­та­мии. Го­род бо­га­тел, в нём ус­пеш­но раз­ви­ва­лись ре­мёс­ла и тор­гов­ля, стре­ми­тель­но уве­ли­чи­ва­лось на­се­ле­ние. Эко­но­мический рост от­ра­зил­ся и на внеш­нем об­ли­ке Вавилона: был раз­ра­бо­тан и осу­ще­ст­в­лён но­вый план городской за­строй­ки, воз­ве­де­ны но­вые сте­ны и городские во­ро­та, про­ло­же­ны ши­ро­кие ули­цы в центр го­ро­да для про­хо­ж­де­ния хра­мо­вых про­цес­сий. В XIV веке Вавилону бы­ло пре­дос­тав­ле­но пра­во са­мо­управ­ле­ния, его жи­те­ли бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от государственных по­вин­но­стей и во­енного при­зы­ва.

Ва­ви­лон­ская шко­ла — «э-дуб­ба» («дом таб­ли­чек»), за­ни­ма­ла ве­ду­щее ме­сто в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния и со­хра­не­ния пис­цо­вых тра­ди­ций. Соз­дан­ный здесь но­вый куль­то­вый эпос о Со­тво­ре­нии ми­ра («Эну­ма элиш») за­кре­пил пред­став­ле­ние о Мар­ду­ке как из­на­чаль­но глав­ном ми­ро­вом бо­же­ст­ве и о го­ро­де Вавилоне как кос­мо­ло­гическом и тео­ло­гическом цен­тре ми­ра. В са­мом названии го­ро­да от­ра­же­на его роль как цен­тра ми­ра, мес­та со­еди­не­ния зем­но­го и не­бес­но­го. Эта кон­цеп­ция на­шла во­пло­ще­ние в так называемой ва­ви­лон­ской кар­те ми­ра. Зем­ля пред­став­ле­на на ней как круг­лый диск, пла­ваю­щий в океа­не. В цен­тре — го­род Вавилон в ви­де пря­мо­уголь­ни­ка. Ре­ка Ев­фрат, пе­ре­се­каю­щая круг свер­ху вниз, раз­де­ля­ет го­род на две час­ти.

На про­тя­же­нии сво­ей дли­тель­ной ис­то­рии Вавилон пе­ре­нёс мно­го тя­жё­лых ис­пы­та­ний. В 1595 году до н.э. Вавилон был за­хва­чен хет­та­ми, около 1518 года по­пал под власть кас­си­тов. В начале I тысячелетия борь­ба за Вавилон шла ме­ж­ду Ас­си­ри­ей и ара­мей­ски­ми пле­ме­на­ми хал­де­ев. С 732 года Вавилон вхо­дил в со­став Ас­си­рий­ской дер­жа­вы. Наи­бо­лее тра­ги­че­ские для го­ро­да со­бы­тия про­изош­ли в 689 году , ко­гда ас­си­рий­ский царь Си­наххе­риб, раз­гне­ван­ный не­по­ви­но­ве­ни­ем ва­ви­ло­нян, при­ка­зал раз­ру­шить го­род и сте­реть его с ли­ца зем­ли.

В хо­де дли­тель­но­го про­цес­са строи­тель­ст­ва и ре­кон­ст­рук­ции, на­чав­ше­го­ся по­сле смер­ти Си­наххе­ри­ба и дос­тиг­шего сво­ей куль­ми­на­ции в прав­ле­ние ва­ви­лон­ско­го ца­ря На­бу­шад­нец­ца­ра II (биб­лей­ско­го На­ву­хо­до­но­со­ра II), Вавилон был за­но­во от­стро­ен. Цар­ст­во­ва­ние На­ву­хо­до­но­со­ра II (605-562 годы до н.э.) бы­ло вре­ме­нем ве­ли­чай­ше­го эко­но­мического и куль­тур­но­го подъ­ё­ма стра­ны. Во­енные ус­пе­хи Ва­ви­ло­нии, гра­ни­цы которой про­сти­ра­лись в это вре­мя от Егип­та до Ира­на, обес­пе­чи­ли ей по­ли­тическую ста­биль­ность и спо­соб­ст­во­ва­ли по­сто­ян­но­му при­то­ку в сто­ли­цу ог­ром­ных бо­гатств. Это по­зво­ли­ло осу­ще­ст­вить гран­ди­оз­ную про­грам­му по ре­кон­ст­рук­ции Вавилона, пре­вра­тив­ше­го­ся в са­мый боль­шой и бо­га­тый го­род на Ближ­нем Вос­то­ке.

Об­лик Вавилона из­вес­тен по мно­го­численным кли­но­пис­ным до­ку­мен­там, опи­са­нию Ге­ро­до­та, ар­хео­ло­гическим рас­коп­кам, про­во­див­шим­ся с середине XIX века, но осо­бен­но пло­до­твор­ным под руководством Р. Кольд­вея (в 1899-1917 годах). Все эти ис­точ­ни­ки ка­са­ют­ся преимущественно Вавилона VII-IV веков до н.э. (бо­лее ран­ние слои ока­за­лись не­дос­туп­ны­ми из-за вы­со­ко­го уров­ня во­ды в Ев­фра­те).

Го­род, вы­стро­ен­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­ки, был раз­де­лён Ев­фра­том на две час­ти (Ста­рый и Но­вый го­род) и пред­став­лял со­бой вы­тя­ну­тый в пла­не пря­мо­уголь­ник (площадью около 10 квадратных километров), ок­ру­жён­ный 2-3 ря­да­ми кре­по­ст­ных стен из кир­пи­ча с мас­сив­ны­ми зуб­ча­ты­ми баш­ня­ми, под­зем­ны­ми хо­да­ми и 8 во­ро­та­ми, на­зван­ны­ми име­на­ми бо­гов ва­ви­лон­ско­го пан­те­о­на. Че­рез во­ро­та бо­ги­ни Иш­тар (ре­кон­ст­рук­ция пред­став­ле­на в Государственных му­зе­ях, Бер­лин), об­ли­цо­ван­ные гла­зу­ро­ван­ным кир­пи­чом с рель­еф­ны­ми фи­гу­ра­ми свя­щен­ных жи­вот­ных (львов, бы­ков, дра­ко­нов), про­хо­ди­ла основная ось Ста­ро­го го­ро­да — До­ро­га про­цес­сий. Центр Ста­ро­го го­ро­да за­ни­мал са­краль­ный уча­сток с семиярус­ным, так называемым зик­ку­ра­том Эте­ме­нан­ки (архитектор Ара­дах­хе­шу, середина VII века до н.э.), который свя­зы­ва­ет­ся с биб­лей­ской ле­ген­дой о Ва­ви­лон­ской баш­не, и Эса­ги­ла (главный храм Вавилон, по­свя­щён­ный бо­гу Мар­ду­ку); там же на­хо­дил­ся са­мый большой ры­нок.

Ста­рый го­род был за­стро­ен хра­ма­ми (бо­гинь Нин­мах, Иш­тар и др.), бо­га­ты­ми ча­ст­ны­ми и об­ще­ст­вен­ны­ми зда­ния­ми. В северо-западной час­ти Ста­ро­го го­ро­да рас­по­ла­гал­ся Боль­шой, или Юж­ный, дво­рец На­ву­хо­до­но­со­ра II (на­ча­ло строи­тель­ст­ва — при На­бо­па­ла­са­ре) — ги­гант­ский ком­плекс из пя­ти дво­ров вклю­чал слу­жеб­ные по­ме­ще­ния чи­нов­ни­ков, ре­зи­ден­цию главного чи­нов­ни­ка, боль­шой трон­ный зал (в треть­ем, главном дво­ре) со сте­на­ми, де­ко­ри­ро­ван­ны­ми рель­е­фа­ми из цвет­но­го кир­пи­ча с изо­бра­же­ни­ем «дре­ва жиз­ни» и ша­гаю­щих львов; с се­ве­ро-вос­тока к двор­цу при­мы­ка­ли так называемые Ви­ся­чие са­ды Се­ми­ра­ми­ды. Но­вый го­род, со­еди­нён­ный со Ста­рым го­ро­дом ка­менным мос­том дли­ной 123 м, в основном был за­стро­ен жи­лы­ми квар­та­ла­ми. Вне коль­ца городских стен — главный дво­рец-ре­зи­ден­ция На­ву­хо­до­но­со­ра II (на бе­ре­гу Ев­фра­та) с му­зе­ем тро­фе­ев из Ма­ри, Ас­си­рии, Си­рии и других стран и Дво­рец ново­год­них празд­ни­ков. За пре­де­ла­ми Вавилона — лет­ний дво­рец На­ву­хо­до­но­со­ра II.

Вавилон был ог­ром­ным го­ро­дом с на­се­ле­ни­ем около 200 тысяч человек. Вме­сте с ва­ви­ло­ня­на­ми мир­но ужи­ва­лись лю­ди раз­ных язы­ков и куль­тур. Мно­гие из них прие­ха­ли сю­да или бы­ли при­ве­зе­ны как плен­ни­ки со всех кон­цов ог­ром­ной Ва­ви­лон­ской им­пе­рии и да­же из-за её пре­де­лов (мидий­цы, эла­ми­тя­не, егип­тя­не, иу­деи). Они про­дол­жа­ли го­во­рить на сво­их род­ных язы­ках (биб­лей­ское «сме­ше­ние язы­ков») и но­си­ли свою тра­диционную оде­ж­ду. От­зы­вы о Вавилоне в Биб­лии да­ле­ки от вос­тор­гов, по­сколь­ку они свя­за­ны с вос­по­ми­на­ния­ми о кон­флик­тах Из­раи­ля и Иу­деи с Ва­ви­ло­ни­ей, ги­бе­лью Иу­дей­ско­го цар­ст­ва и ва­ви­лон­ским пле­ном иу­де­ев.

По­сле за­вое­ва­ния Вавилона пер­са­ми в 539 году до н.э. го­род про­дол­жал со­хра­нять ста­тус сто­ли­цы. Толь­ко в 479 году, по­сле по­дав­ле­ния оче­ред­но­го вос­ста­ния ва­ви­ло­нян про­тив пер­сов, персидский царь Ксеркс ли­шил го­род са­мо­стоя­тель­но­сти. С это­го вре­ме­ни Вавилон ут­ра­тил зна­че­ние важ­ней­ше­го куль­то­во­го цен­тра, хо­тя хо­зяйственная жизнь в го­ро­де про­дол­жа­лась. Ме­ж­ду 470 и 460 годами Вавилон по­се­тил Ге­ро­дот, который ос­та­вил под­роб­ное опи­са­ние его дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей, на­звав его «не толь­ко очень боль­шим, но и са­мым кра­си­вым» из всех из­вест­ных ему го­ро­дов. В 331 году Вавилоном ов­ла­дел Алек­сандр Ма­ке­дон­ский. В 312 году Вавилон пе­ре­шёл к Се­лев­ку I Ни­ка­то­ру (од­но­му из пол­ко­вод­цев Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го), при котором большая часть жи­те­лей Вавилона бы­ла пе­ре­се­ле­на в но­вую сто­ли­цу — Се­лев­кию-на-Тиг­ре, по­стро­ен­ную не­по­да­лё­ку от Вавилона.

Среди по­строек эл­ли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни — те­атр (IV век до н.э., близ хра­ма Мар­ду­ка). На мес­те ог­ром­но­го го­ро­да ос­та­лось не­боль­шое по­се­ле­ние. По­сле за­вое­ва­ния области Двуречья ара­ба­ми в 624 году н.э. ис­чез­ло и оно. Вско­ре и са­мо ме­сто, где на­хо­дил­ся древ­ний Вавилон, бы­ло за­бы­то.

О пышности и богатстве отделки глав­ных дворцовых зданий с гордостью сообщает сам Навуходоносор II: «В Вавилоне, моем избранном городе, который я люблю, я построил дворец, дом, изумляющий людей, узы объединения страны, сияющую постройку, обиталище моей царственности… Я приказал срубить для его крыши могучие кедры, сделать две­ри из кедрового дерева, обитого мелью, по­роги и дверные петли из бронзы прислал я к воротам. Серебро, золото, драгоценные камни, все, что великолепно и прекрасно, все добро и имущество, украшение величия собрал я в нем, я сделал его гигантским вместилищем царских сокровищ…».

Слева от Дороги Процессий, на территории около 54 гектаров, расположены руины Северного и Южного дворцов – в прошлом величественного ансамбля кирпичных построек, сгруппированных вокруг пяти открытых внутренних дворов (рис. 8.18).

Южный дворецразмещался к югу от главного (Северного) дворца царя, между «Дорогой процессий» и Евфратом. Он занимал трапециевидный участок общей площадью около 4,5 га. Ядро дворца составляет анфилада из пяти прямоугольных дворов-площадей. Дворец как бы распадается на две половины, разделенные стеной и коридо­ром. Западная часть, вероятно, представляла более раннюю постройку. Вход на территорию дворца был с востока, откуда начиналась ан­филада из пяти больших дворов, служившая основой всей композиции дворца.

Можно пред­положить, что вокруг первого двора располага­лись помещения стражи либо воинские казармы; вокруг второго – жилые покои чи­новников и приближенных царя. Третий двор объединял парадные приемные помещения. С южной стороны этого двора лежал вытянутый попереч­но наибольший по площади зал с дверными проемами, обращенными к северу. По его размерам (17×52 м), по особо пышному декору из темно-синих поливных плиток с растительным ковро­вым орнаментом и по большой нише против центрального входа, которая могла вмещать трон, его признали залом для царских при­емов. На два последних двора в анфиладе, вероятно, выходили личные покои царя и царской семьи. Это были наиболее древние построй­ки данного ансамбля. Все остальные дворы и комнаты служили для размещения под­собных служб (пекарни, склады, конюшни и пр.) (рис. 8.19).

Рис. 8.18. Руины дворца Навуходоносора II (вверху).

Генеральные планы комплекса Северного и Южного дворцов (внизу)

Рис. 8.19. План Южного дворца Навуходоносора II

Наиболее интересно архитектурное решение тронного зала, распо­ложенного в южной части третьего двора. В настенном декоре зала над фризом, изображающим идущих животных, сходных с животными «Дороги процес­сий» и ворот Иштар, изображены также четыре колонны. Их капители состоят из двух ярусов волют – тип, близкий кипро-финикийским и эолийским капителям(рис. 8.20). Скорее всего, это стилизованные изображения финико­вых пальм – «деревьев жизни». Они имеют золотисто-желтые стволы. Двухрядная листва пальм закручивалась на обе стороны голубыми волютами, напоминающими ионические капители. Пальмы объединяются между собой свободно висящими гирляндами бирюзовых ромбов. Рисунок и цветовое решение фресок рассчитаны на то, чтобы достичь впечатления легкости, иллюзорнойдематериализациимонумен­тального зала. Его стены семиметровой толщины волшебным образом превращались в ажурную деревянную оградку, перевитую цветами.

«Говорят, что Аполлоний проник и в ту ком­нату, сводчатый потолок которой являл образ неба, будучи выложен сапфиром – самым голубым камнем, напоминающим цвет неба; находившиеся на потолке золо­тые фигуры богов, чтимых у вавилонян, сияли, казалось бы, из эфира…» .

Цо­кольная часть зала была украшена фигурами львов с оскаленными пас­тями и воинственно поднятыми хвостами (их реконструкции хранятся в Берлинском государственном музее) (рис. 8.21).

Царь в пышных одеждах, в тяжелом золотом венце, с массивными золотыми браслетами на обнажен­ных могучих руках сидел торжественно и неподвижно на великолепном троне. Застыв в величественной позе, он олицетворял самого Мардука. Участ­ники торжественных приемов попадали в зал через три северных входа. Сама широтная форма зала заставляла их держаться перед царским троном в напряженной позе, предписанной дворцовым этикетом. Если в зал входило одновременно несколько человек, то архитектура зала заставляла их встать в ряд перед троном в церемониальных позах, вы­тянув руки по швам (изображения на ассирийских и вавилонских фрес­ках).

Рис. 8.20. Стилизованные изображения финиковых пальм. Тронный зал Южного дворца

Рис. 8.21. Лев с поднятым хвостом – рельеф на цоколе Тронного зала Южного дворца

Древний город Вавилон включен в Список объектов всемирного наследия. Это решение принято на 43-й сессии комитета организации в столице Азербайджана Баку, сообщается на сайте организации.

Ирак более тридцати лет пытался включить Вавилон, один из важнейших древних памятников, в Список всемирного наследия. После голосования иракская делегация пригласила всех делегатов посетить Вавилон. Представитель Ирака в комитете ЮНЕСКО заявил перед голосованием: «История человечества не может быть рассказана без самой ранней из старых глав. Включение в список Всемирного наследия будет способствовать исследованиям древнего города».

Вавилон был центром старой Вавилонской империи более 4000 лет назад. Расцвет города пришелся между 1800 г. до н.э. и 100 г. н.э.

Руины древнего мегаполиса, «уникальное свидетельство одной из самых влиятельных империй древнего мира», расположены примерно в 100 километрах к югу от столицы Ирака Багдада. Площадь комплекс десять квадратных километров, и только пятая часть из них к сегодняшнему дню исследована.

Город известен своими висячими садами, храмовой башней и воротами Иштар, которые частично выставлены в Пергамском музее в Берлине. Город оказал неоценимое влияние на западную культуру: письменность, математика, право и астрономия — это те науки, которые были в почете в Вавилоне. Кодекс Хаммурапи, законодательный свод, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до н.э, является одним из старейших правовых памятников человечества. И по Библии, город с Вавилонской башней стал синонимом греха и мании величия.

На сегодняшний день сохранились остатки городской стены, большая улица и части главного дворца царя Навуходоносора — фундамент легендарной башни еще можно увидеть.

В 90-х годах XX века руины Вавилона несколько раз были сильно повреждены. С началом иракской войны в 2003 году военные США и Польши использовали город в качестве военного лагеря c 2003 года по 2004 год. По данным Германского археологического института (DAI), за это время Вавилону был нанесен огромный ущерб.

Помимо Вавилона, в Список всемирного наследия, который в настоящее время включает 1099 объектов в 167 странах, внесены еще несколько культурных и природных объектов. В новой его редакции — исландский национальный парк Ватнайокюдль, южные и антарктические территории Франции, Гирканские леса в Иране, железоплавильные печи в Буркина-Фасо и птичьи заповедники вдоль побережья Желтого моря и залива Бохайвань в Китае.

43-я сессия Комитета всемирного наследия начала работу в Баку 30 июня и продлится до 10 июля. На ней будут рассмотрены 35 заявок на включение в Список всемирного наследия. Среди российских претендентов — памятники древнего Пскова.

Первооткрыватель Вавилона — города, забытого богами и людьми

Ты помнишь, читатель, что мы часто сравнивали Библию и действительность, показывали, что ее составители заимствовали много сюжетов у разных народов? Теперь нам хотелось бы начать эту главу с предсказаний библейских пророков, которые, как они утверждают, всегда сбывались. Возьмем предсказание Исайи о полном и вечном исчезновении Вавилона. Он говорил: «Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровергнут богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и дома наполнятся филинами, и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах».

Но люди рассудили иначе. Иракцы стали возрождать древний Вавилон из руин, превращать его в город-музей, который стал одним из самых посещаемых городов Арабского Востока. Для этого в 100 километрах к югу от современного Багдада, вблизи города Хилла, начаты работы по восстановлению легендарного Вавилона, политического, культурного и экономического центра Вавилонии, одного из древнейших городов мира. В нем, по оценкам ученых, жило 100 тысяч человек. Планируется восстановить сады Семирамиды, ворота богини Иштар, храм Мардука, знаменитую Вавилонскую башню, греческий амфитеатр времен Александра Македонского. При реконструкции этих творений эксперты используют данные древних историков, например Геродота, который сообщает нам, в частности, о том, что Вавилонская башня достигала высоты 70 метров. А для того чтобы начались эти работы, нужно было открыть Вавилон, точно определить его местонахождение, уточнить его границы. Для этого потребовались столетия. После перенесения столицы Селевкидов из Вавилона в город Селевкию древний город стал быстро хиреть и приходить в полный упадок. Последовательно сменявшиеся персидские династии Аршакидов и Сасанидов и арабские завоевания в VII веке стремились к тому, чтобы память о Вавилоне постепенно утрачивалась, и наконец наступил момент, когда многие люди забыли, где он находился. Лишь Библия продолжала «хлестать его кнутом» и упоминать его в различных вариациях, не очень стесняясь в выражениях.

По мнению составителей Библии, Вавилон был «мировой блудницей», там состоялось «вавилонское столпотворение». Много сделали для распространения правдивой информации о Вавилоне и его жителях «отец истории» — великий «турист» древности Геродот, а также Страбон, Диодор Сицилийский.

Но, несмотря на это, память о нем постепенно исчезала, и к началу нашего XX века на его месте осталась лишь деревушка.

В 1165 году путешественник Б. Тудельский из Испании посетил этот район и писал, что Вавилон — это развалины в 60 километров площадью. Там же находятся руины дворца Навуходоносора. В начале XVII века итальянский путешественник и купец П. Балле посетил руины Вавилона и привез в Италию клинописные глиняные таблички. Но первое описание развалин Вавилона составил резидент британской Ост-Индской компании со штаб-квартирой в Багдаде К. Рич.

В этих местах работал и известный английский художник Р. Портер, который за период с 1817 по 1820 год сделал зарисовки руин древнего Вавилона.

Материалы К. Рича и Р. Портера привлекли внимание открывателя столицы Ассирии Ниневии знаменитого Г. Лэйярда, который в 1850 году сделал несколько раскопок в холмах на территории бывшего Вавилона. Но Г. Лэйярд не нашел здесь ни скульптур, ни рельефов, как он ожидал. Рабочие обнаружили лишь «глиняные книги», статуэтки, печати и т. д.

Разочаровавшись, Г. Лэйярд прекратил раскопки, и его место заняли немецкие археологи. Крупнейшим из них был Р. Колдевей.

Вначале Р. Колдевей совершил в этот район предварительную поездку. Вот как об этом пишет Э. Кленгель-Брандт. «Вернувшись в Берлин, Колдевей предложил вести раскопки вавилонского холма, где он, как и Лэйярд, нашел фрагменты покрытого глазурью рельефа, являвшегося, по его мнению, украшением важнейшего здания. В пользу проведения раскопок именно в Вавилоне говорило и то, что слава и значение этого города привлекали к нему все больший интерес. Основанное незадолго до того Немецкое востоковедное общество, существовавшее на пожертвования многочисленных частных лиц и императорского двора, взяло на себя финансирование раскопок. Роберту Колдевею было поручено возглавить экспедицию, и в марте 1899 года он вместе с Вальтером Андре и несколькими сотрудниками отправился в путь.

Выехав из Алеппо, они пересекли с караваном Сирийскую пустыню, двигаясь по направлению к Багдаду. В то время археологи, кроме специальных знаний, должны были владеть также искусством верховой езды и уметь стрелять, так как им нередко приходилось вступать в стычки с воинственными бедуинами».

В. Андре, участник экспедиции, в своих воспоминаниях оставил забавное описание этого, длившегося 26 дней путешествия: «Наш караван, состоявший примерно из 30 животных, двинулся в путь. Большие бубенцы, висевшие на шее у каждого мула — у некоторых сразу по пять штук, — издавали страшный, оглушительный шум. Мы скакали верхом весь день и прибыли к 7 часам, уже в полной темноте, в дождь и грязь на постоялый двор, где имелась вода. В комнате с глиняными стенами мы поставили походные постели и неплохо выспались. Утром, еще в темноте, мы с трудом распутали клубок из мулов и лошадей и 9 февраля двинулись дальше в Дерхифу, вдоль полей по плоской равнине. По ночам все покрывалось льдом, однажды похолодало даже до 4—5 градусов мороза. Зато днем солнышко светило очень ласково — доходило до 30 градусов. Одним словом, колебания температуры всегда были больше 30 градусов».

Преодолев все трудности, участники экспедиции благополучно достигли Багдада. Отдохнув здесь несколько дней, они отправились в находящийся в ста километрах Вавилон. Чтобы преодолеть это расстояние, каравану потребовалось еще три дня.

Р. Колдевей был архитектором и в Вавилон прибыл, уже имея некоторый опыт раскопок, так как ранее принимал участие в исследовании античного храма и в нескольких археологических экспедициях на Ближнем Востоке. Но здесь, в Вавилоне, он понял, что нашел дело всей своей жизни. Ему ученый отдался со всей присущей ему неукротимой энергией, пренебрегая огромными лишениями, которые пришлось перенести. Под руководством Р. Колдевея Вавилон был возрожден для новой жизни. Руины заговорили и начали приоткрывать свои тайны.

Раскопки начались с одного из холмов, называемого Каср (замок) и скрывавшего часть крепостных сооружений и дворец Навуходоносора (северную и южную башни). Обилие обнаруженных обломков кирпичей, покрытых глазурью, свидетельствовало, что на этом месте некогда стояли общественные здания. Р. Колдевей писал по этому поводу 5 апреля 1899 года одному из своих друзей: «Я копаю уже четырнадцать дней, и это предприятие полностью удалось. Ты знаешь, что я предложил раскопать Каср из-за его кирпичных рельефов, и теперь они найдены.

Каср состоит из двух круглых башен, северная из них украшена рельефами. Я начал с нее. Она окружена стеной огромных размеров. Внешняя обшивка стены сложена из обожженного кирпича, скрепленного асфальтом, внутри она заполнена речным песком. Наружная кирпичная обшивка приблизительно семи метров толщиной, песчаное же заполнение и сейчас примерно десяти метров! Стена была, следовательно, толщиной свыше шестнадцати метров — ничего подобного мне до сих пор не случалось раскапывать».

В Вавилоне исследователи столкнулись с такими трудностями, каких не встречалось при раскопках в других местах. Р. Колдевей описывает их весьма выразительно: «Если многие античные руины завалены кучами обломков и мусора, достигающими высоты от двух-трех до шести метров, то здесь приходится часто преодолевать груды щебня высотой двенадцать, а то и двадцать четыре метра, масштабы развалин вполне соответствуют огромным размерам этой некогда обитаемой территории».

Много мучений доставлял археологам местный климат. Но даже в самые жаркие летние месяцы, когда температура воздуха поднималась до 50 градусов, раскопки продолжались. Р. Колдевей сообщал об этом 18 июля 1900 года в Берлин: «О нашем здоровье я прошу не беспокоиться. Режим нашей жизни приспособлен наилучшим образом к здешней жаре и особенностям климата, во всяком случае, основательно продуман, и до сих пор не было причин для приостановления раскопок. Рабочие хорошо переносят жару, сменяясь время от времени, они работают ежедневно по одиннадцать часов и нисколько не хуже, чем зимой. Всего труднее на (холме) Амран, где приходится работать в глубокой траншее, в сплошной пыли. Когда работы ведутся на большой глубине и людям постоянно приходится то спускаться, то подниматься, дело продвигается очень медленно».

Э. Кленгель-Брандт писала, что за свои усилия археологи были вознаграждены открытием замечательных памятников архитектуры. «Некоторые из них были уже известны из Библии или по описаниям древних авторов, находка других оказалась полной неожиданностью. К таким знаменитым сооружениям, как висячие сады или Вавилонская башня, внимание мира было приковано давно, и у всех они вызывали живой интерес. Но в результате раскопок были исследованы не только построенные царями храмы, дворцы и городские стены, но и жилые кварталы. Они позволили получить наглядное представление о повседневном быте столичных жителей. Многочисленные мелкие находки познакомили с обиходными предметами и предметами роскоши, сотни гробниц дали сведения о погребальных обрядах и о том, как в то время люди представляли себе загробную жизнь. Р. Колдевей раскопал главным образом Вавилон времени Навуходоносора II, то есть VI век до н. э., — период наибольшего могущества и великолепия города. Многие сооружения впоследствии при персах и греках, вплоть до VIII столетия нашей эры, обновлялись и усовершенствовались, так что приходилось прослеживать различные наслаивающиеся друг на друга строительные периоды. В ходе раскопок исследовались и более ранние слои, в отдельных местах были обнаружены слои, относящиеся ко II тысячелетию до н. э. Однако их раскопкам мешали грунтовые воды, так что о периоде Хаммурапи можно судить лишь на основании случайных находок.

Немецкие раскопки в Ираке прекратились внезапно из-за наступления англичан во время первой мировой войны. Огромная площадь города к этому времени была исследована только в важнейших местах. После второй мировой войны иракское управление по охране древностей провело в Вавилоне небольшие раскопки, а также реставрацию главных из раскопанных строений, ибо и сегодня Вавилон привлекает многих посетителей. Потребуются еще многолетние усилия и крупные финансовые вложения, чтобы осуществить раскопки всего города».

Р. Колдевей не довел до конца археологические работы в Вавилоне и писал в 1913 году, спустя 14 лет после начала работ, что они проделали лишь половину изысканий. В этом ему помогали его соратники по «оружию» — специалисты по архитектуре, эпиграфике, этнографы, филологи. Их усилиями и усилиями рабочих был открыт гигантский город древности. Внутренний город, то есть та часть, что была внутри городской стены, — самая древняя. Она расположена на правом берегу реки Евфрат. Если посмотреть сверху на город, то нашему взору предстанет квадрат неправильной формы, каждая сторона которого равняется почти двум километрам. Но самая старая часть города расположена в восточной части. Здесь все внутренние укрепления построили цари Набопаласар и Навуходоносор в период с 625 по 562 год до н. э. Они постоянно расширяли город, и он достиг в окружности 80 километров. Подобная площадь могла вместить в себя Лондон и Париж начала XX века.

Но, разумеется, самым главным открытием Р. Колдевея был Каср, так местные арабы называли холм с укреплениями Имгур-Бел и Намитти-Бел и огромным валом. По нему проходила дорога процессий, и там же находились ворота богини Иштар. Под огромным слоем песка и щебня в холме Каср Р. Колдевей нашел дворцы Хаммурапи и его преемников. Южнее этого холма был найден дворец вавилонского царя Навуходоносора. Дворец был сооружен из необожженного кирпича. В надписи, найденной здесь, Навуходоносор говорил: «Возложил я руки, чтобы построить дворец для жилища моего величества в Вавилоне». К этому дворцу Навуходоносор пристроил другой дворец, который был сооружен согласно надписи за 15 дней.

В северной части Вавилона археологи нашли третий, но уже летний дворец, где находились знаменитые на весь мир висячие сады.

Копали археологи и к югу от холма Каср, в холме, носящем название Тель Амран-ибн-Али. Здесь в 1900 году Р. Колдевей открыл главный храм Вавилона — Э-Са-гилу. Это древнее святилище было построено еще в III тысячелетии до н. э. и разрушено ассирийским царем Синахерибом.

Набопаласар и Навуходоносор восстановили Э-Сагилу. Недалеко от этого святилища находился зиккурат — ступенчатая башня в семь этажей. Ее высота равнялась 100 метрам. Этот зиккурат и есть знаменитая Вавилонская башня. В основании башни археологи нашли клинообразную надпись, гласившую, что она построена так, чтобы ее вершина достигла неба.

Кроме этого, Р. Колдевей нашел в Вавилоне много «глиняных книг» — с письмами, псалмами, дипломатическими документами, различными распоряжениями, сказаниями, мифами.

Таким образом, Р. Колдевей и его коллеги вывели Вавилон из небытия и создали условия для дальнейшего изучения культуры и жизни этого великого города древности. Они также доказали, что предсказание пророков Библии не осуществилось, так как человек, люди своим трудом и целенаправленной работой в состоянии опровергать и опровергают предсказания «святой» книги — Ветхого завета. И это видно на судьбе ныне возрождаемого руками иракских рабочих города древности — Вавилона, которому пророк Библии Исайя предсказал несбывшееся пророчество — небытие.

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх