Не хочу выходить из дома

«Я не хочу выходить из дома»


Ко мне на индивидуальную консультацию пришла девушка.

Ирине* (имя по этическим причинам изменено) 27 лет. Она живет с мамой, девушка не замужем, отношений с молодыми людьми нет и по большому счету никогда не было. С подругами тоже негусто — приятельницы, знакомые.

Я предлагаю клиентке из колоды метафорических ассоциативных карт — «Сценарий в действии» — выбрать карту своего состояния под названием: «Я не хочу выходить из дома».


Карта «Красный зонт»

Ирина:

— Хмурый, дождливый город. Холодно, зябко, тревожно, одиноко. Все проходят мимо, не смотрят на мой классный красный зонтик. Нет, точнее не так. Они обращают внимание, но мимолетно, могут что-то сказать из вежливости и пойти дальше. Говорят что-то милое, но не задерживаются. По большому счету, до меня нет никакого дела. Мне жалко эту девушку на карте. Она одинока и очень печальна, но почему-то подходить и помогать ей желания нет. Буду стоять, смотреть на нее, сетовать на ее грустную судьбу, но делать ничего не буду — не ободрять, не поддерживать.

Я:

— Что будет после того, как она побродит по городу?

Ирина:

— Она будет ходить так, пока совсем не замерзнет. Потом пойдет домой, где тоже будет грустить, занимать себя важными делами. А в голове будет крутиться мысль: «Почему я одна, почему никому не нужна?

Спрашиваю, как можно назвать эту карту.

Ирина:

— Одинокое путешествие.

Предлагаю выбрать следующую карту, которая расскажет, как Ирина себя чувствует после этого одинокого путешествия.


Карта «Спичка и свеча»

Ирина:

— Чувствую себя сгоревшей спичкой. Жизнь идет, а я все — сгорела, и теперь никому не нужна. Я зажгла чью-то жизнь, и про меня все забыли. Все заняты свечой: ею восторгаются, рядом с ней тепло, светло, ярко. А я – сгоревшая спичка, которая зажгла эту свечу. Спичка бесполезная, ненужная, забытая.

Я:

— А что будет потом, когда спичка закончит переживать?

Ирина:

— Спичка хочет опять загореться и зажечь еще одну свечку. И так до бесконечности. Зажгу, полежу, попереживаю о своей ненужности, бесполезности и забытости, потом загорюсь и снова начинаю зажигать свечки.

Интересуюсь, чего Ирина лишает себя, живя такой жизнью? Прошу вытащить еще одну карту.


Карта «Жемчуг».

Ирина:

— Драгоценного жемчуга. Девушке немного страшно под водой. Но там красиво и интересно. Можно собрать много жемчуга, подняться с ним наверх. Все увидят девушку с жемчугом, прибегут к ней не из-за ее богатства. Они будут восхищаться девушкой: она такая смелая, находчивая, так классно может находить жемчуг. Все будут с ней дружить, будут веселиться. Жизнь станет настоящая, яркая, наполненная. Я поняла, что лишаю себя такой жизни, общения.

Предлагаю Ирине выбрать карту наугад. Она расскажет для чего клиента это делает.


Карта «Держава»Ирина:

— Чтобы не нести на себе бремя власти. Ты в ответе за все. Этому человеку дали власть, а она ему не нужна, тяжелая. И никто не обращает внимания, что для него она слишком тяжелая. Все рассказывают ему, как это здорово и почетно иметь власть.

Я:

— Если бы эта карта была частью, кадром из фильма, какой бы это был фильм?

Ирина:

— Это фильм про девочку, которая родилась в королевской семье. И когда ей исполнилось 5 лет, ее посадили на трон. Она стала королевой. Рядом с ней все время была женщина-кормилица, которая рассказывала девчушке, как это классно быть королевой. «У тебя тогда будет столько возможностей, ты сможешь делать все захочешь» — нашептывала кормилица. Девочка поверила, но на деле все оказалось совсем не так. Ей надо было думать о всех, кто был рядом с ней. О себе ей думать было некогда. Из-за этих забот у девочки не было друзей. Она была очень одинока. Все, кто был с маленькой королевой, возложили на нее ответственность за свое счастье. Если у них все было хорошо, то все веселились и забывали про королеву. Если что-то не ладилось — приходили к ней плакаться, обвиняя ее в своих несчастьях. Девочка так от этого устала, что бросила свою державу и сбежала в деревню, чтобы никто ее не трогал. Там она что-то делала, занимая свое время, только бы не думать о своем одиночестве.

Я:

— Какой вывод сделала девочка из этой истории?

Ирина:

— Когда в твоих руках власть – ты идешь на поводу у толпы. Ты должен делать то, что нравится окружающим, обустраивать их жизнь.

Спрашиваю, какое отношение эта история имеет к Ирине.

Ирина:

— Мои родители развелись, когда мне исполнилось 5 лет. После этого я почувствовала себя главной, ответственной за мамино счастье. Она часто мне рассказывала, что отец был отвратительным человеком (после развода я с ним не виделась до 18 лет, и встреча не оставила радужных воспоминаний). Часто говорила, что развелась ради меня. Она никогда не упрекала меня в своей тяжелой жизни, но я видела, что ей тяжело. После развода она заболела. Для меня было очень важно, чтобы она была счастливой. Я стала ее смыслом жизни. И как у моей маленькой королевы, у меня не было друзей, я чаще всего была с ней. Страдала, переживала за нее. И не понимала, почему я одна и со мной никто не дружит. Но мама все равно была главнее. И важнее всех и всего вокруг. И теперь я сижу рядом с ней и не хочу выходить из дома.

Предлагаю поменять карты местами. Первая карта – красный зонт, вторая – держава, третья – спичка. На самом деле история выглядела таким образом. Спрашиваю: «Как теперь она будет звучать»?


Ирина:

— Жила-была девочка. (это, наверное, тот момент, когда родители развелись и им было не до меня). Ей вручили державу, сделали королевой, главной. Она несла это бремя власти и так устала, что сгорела.

Я:

— Можно ли придумать для этой истории хэппи-энд?

Ирина:

— Думаю, да. Девочку надо научить быть настоящей королевой. Она не имеет брать на себя правильную ответственность.

Предлагаю клиентке: «Давайте попросим карты помочь нам. Представьте, что девочку отправили в школу королев. И там ее научили быть настоящей королевой!»

Ирина выбирает первую карту с ответом на вопрос: «Что надо делать, чтобы быть настоящей королевой?» и вторую: «Как это надо делать?» (все карты выбираются наугад).


Карты «Подарок» и «Топор»

Ирина:

— Категорически отказываться от того, что тебе не подходит, даже если это завернуто в красивую обертку.

Вторая пара карт:

Карты «Девушка в хиджабе» и «Детский рисунок»

Ирина:

— У меня есть своя точка зрения, вполне возможно, отличающаяся от других. И я могу ее высказать, не убеждая в ней других, говорить на понятном языке, оставляя им право оставаться при своем мнении.

Третья пара карт:

Карты «Военный» и «Гуляющий в облаках мальчик».
Ирина:

— У каждой медали есть две стороны. Не всегда то, что человек показывает, является правдой, истиной. Вполне возможно, что есть что-то, что он скрывает, прячет, чтобы ему не сделали больно. Не надо «давить» на больные точки, а если что-то непонятно – прояснять ситуацию, задавать вопросы.

Я:

— Как Вы себя сейчас чувствуете?

Ирина (улыбается):

— Мне захотелось прогуляться по городу, походить, посмотреть на людей, улицы, деревья. Закрыть свой красный зонтик!

Записи созданы 1581

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх