Определение темперамента в психологии

Свойства темперамента

Психическая деятельность у одних людей проходит равномерно. Внешне эти люди постоянно уравновешенны, спокойны и порой медлительны. Взгляд их все время голоден и строг, они не часто смеются. Попадая в смешные положения или, сложные ситуации такие люди внешне остаются невозмутимыми. Их жесты и мимика не характеризуются выразительностью и разнообразием, походка твердая, речь спокойная.

Психологическая деятельность у других людей проходит скачкообразно. Они очень шумливы, беспокойны, подвижны. Их мимика богата и многообразна, движения хаотические, речь страстна и порывиста. Зачастую эти люди во время разговора топают ногами и машут руками. Они нетерпеливы и суетливы. Свойства темперамента, это и есть те естественные свойства, определяющие динамический показатель психической деятельности каждой личности. Говоря иначе, характер течения психической деятельности зависит от темперамента, а именно:

  • психический темп и ритм;
  • стойкость появления психических процессов и их скорость (к примеру, продолжительность сосредоточения внимания, быстрота ума и восприятия);
  • направленность психологической деятельности на какие-либо конкретные объекты (к примеру, постоянное стремление к новым впечатлениям, к контактам с новыми людьми либо обращенность человека к своим образам и идеям, к самому себе);
  • активность психических процессов (к примеру, активность воли, эмоциональная сила).

Тенденция психической деятельности также зависит от психического состояния и мотивов. Каждый человек, вне зависимости от специфики его темперамента, во время наличия интереса работает быстрей и энергичней, нежели во время его отсутствия. У каждого радость вызывает подъем физических и душевных сил, а горе – их падение.

Свойства темперамента, наоборот, проявляются одинаковым образом при разных целях и в разных видах деятельности. К примеру, если абитуриент переживает перед поступлением, проявляет беспокойство, то это обозначает, что сильная тревожность является отличительной чертой темперамента этого человека. Свойства темперамента более постоянны и устойчивы в отличие от остальных психологических особенностей. Разные свойства темперамента закономерно друг с другом связаны, создавая определенную структуру, организацию, которая характеризует тип темперамента.

Для составления психических характеристик четырех типов темперамента, как правило, выделяют такие свойства:

  • Активность говорит о том, как энергично и интенсивно человек в достижении целей преодолевает препятствия и воздействует на окружающий мир (сосредоточенность внимания, целенаправленность, настойчивость);
  • Реактивность определяется уровнем непроизвольности реакций на внутренние или внешние действия одинаковой силы (резкий тон, обидное слово, критическое замечание);
  • Сензитивность характеризуется тем, какая наименьшая сила внешних факторов, требуется для появления какой-то психической реакции.

Соотношение активности и реактивности характеризует, от чего больше зависит деятельность человека: от убеждений, намерений, целей или от случайных внутренних или внешних факторов (случайные события, настроения). Ригидность и пластичность говорят о том, насколько костно и инертно поведение или как гибко и легко он приспосабливается к внешним факторам.

Темп реакций определяет скорость течения разных психических процессов и реакций, быстроту ума, динамику жестов, темп речи. Интроверсия и экстраверсия характеризует, от чего по большей степени зависят деятельность и реакции человека — от внешних впечатлений, которые возникают в это время (экстраверт), или от мыслей, представлений и образов, которые связаны с будущим и прошлым (интроверт). Эмоциональная возбудимость определяется тем, насколько сильное воздействие требуется для появления эмоциональной реакции и с какой быстротой эта реакция появляется.

Определение в психологии основных темпераментов

Холерик

Холерики чрезмерно подвижны, быстры, возбудимы, неуравновешенны, у них все психологические процессы проходят интенсивно и быстро. Свойственное данному типу нервной деятельности преобладание возбуждения над торможением выражено отмечается в порывистости, несдержанности, раздражительности, вспыльчивости холерика. От этого и торопливая речь, выразительная мимика, несдержанные движения, резкие жесты.

Чувства холерика сильные, как правило, мгновенно возникают и ярко проявляются, настроение порой резко изменяется. Неуравновешенность, которая свойственна холерику, выражено связывается и в его работе: он увлеченно и даже страстно берется за работу, при этом показывая быстроту движений и порывистость, преодолевая трудности, работает с подъемом.

Но у холерика может быстро истощиться запас нервной энергии во время работы и в этом случае может наступать резкий рабочий спад: настроение резко снижается, воодушевление и подъем исчезают. Холерик в общении с другими допускает эмоциональную несдержанность, раздражительность, резкость, это зачастую не позволяет ему оценивать объективно поступки людей, из-за этого он в коллективе создает конфликтные ситуации. Чрезмерная вспыльчивость, прямолинейность, нетерпимость, резкость иногда делают неприятным и тяжелым нахождение в коллективе этих людей.

Сангвиник

Сангвиник легко переходит с одного рода деятельности на другой, жизнерадостен, быстро сходится с людьми. Сангвиник быстро осваивается в новой обстановке, легко контролирует эмоции. Его речь отчетливая, быстрая, громкая и сопровождается выразительными жестами и мимикой. Однако данный темперамент отличается определенной двойственностью. Когда раздражители быстро изменяются, постоянно поддерживается интерес впечатлений и новизна, то этот человек себя проявляет как энергичный, активный, деятельный, то есть создается состояние активного возбуждения.

Когда же воздействия однообразны и продолжительны, то они не поддерживают возбуждения, состояния активности и сангвиник утрачивает интерес к делу, у этого человека появляется вялость, скука, безразличие. У сангвиника быстро появляются чувства горя, радости, недоброжелательности или привязанности, но все такие проявления его чувств не отличаются глубиной, продолжительностью и устойчивостью. Они быстро появляются и также могут быстро пропасть либо даже измениться на противоположные. У сангвиника настроение быстро изменяется, но чаще всего присутствует хорошее настроение.

Меланхолик

У этих людей медленно проходят психологические процессы, они сложно реагируют на мощные раздражители, сильное и длительное перенапряжение у людей этих людей вызывает замедленную деятельность, а после и ее прекращение. Меланхолики в работе, как правило, пассивны, зачастую мало заинтересованы. Эмоциональные состояния и чувства у меланхоликов появляются медленно, но характеризуются длительностью, большой силой и глубиной. Эти люди тяжело переносят огорчения, обиды, легко уязвимы, хоть внешне у них все данные переживания проявляются не выражено.

Меланхолики избегают общения с новыми и малознакомыми людьми, склонны к одиночеству и замкнутости, проявляют неловкость в новой обстановке, нередко смущаются. Все необычное и новое у меланхоликов вызывает заторможенное состояние. Но в спокойной и привычной обстановке эти люди работают довольно продуктивно и себя чувствуют спокойно.

Флегматик

Флегматик спокоен, медлителен, уравновешен, нетороплив. В работе проявляет упорство, продуманность, основательность. Чаще всего он до конца доводит любое дело. Все психологические процессы у этого человека проходят как бы замедленно. Его чувства выражаются внешне слабо, как правило, они невыразительны. Флегматик в отношениях с людьми постоянно в меру общителен, спокоен, ровен, у него устойчивое настроение.

Флегматика сложно задеть эмоционально и вывести из себя. У него легко выработать спокойствие, хладнокровие, выдержку. Однако флегматику необходимо развивать не хватающие ему качества – активность, большую подвижность, избегать проявления безразличия к работе, инертности, вялости, которые легко формируются в определенных условиях.

Четыре типа темперамента человека

Темперамент — это своеобразные и индивидуальные психологические свойства, которые отражают общую динамику психологической деятельности человека и проявляются вне зависимости от его содержания, мотивов и целей.

Темперамент не сильно изменяется на протяжении жизни, и, в принципе, изменяется больше психика, а темперамент постоянно стабилен. Термин «темперамент» ввел Гиппократ. Он под темпераментом понимал и индивидуальные психические, и анатомо-физиологические особенности людей. Гиппократ, а после и Гален, темперамент объясняли, как специфику поведения, преимуществом психологии одного из «жизненных соков» (4-х элементов):

  • преимущество психологии лимфы («мокрота») человека делает медлительным и спокойным – флегматиком;
  • преимущество психологии желтой желчи («яд, желчь») человека делает «горячим», импульсивным — холериком;
  • преимущество психологии черной желчи («черная желчь») человека делает боязливым и грустным – меланхоликом;
  • преимущество психологии крови («кровь») человека делает веселым и подвижным – сангвиником.

В истории естественнонаучного изучения по-настоящему поворотным событием явилось толкование Павлова о типах нервной системы, единых для высших млекопитающих и людей. Павлов смог доказать, что тип наивысшей нервной деятельности — это физиологическая основа темперамента, и определяется соотношением основных качеств нервной системы: подвижности процессов торможения и возбуждения, уравновешенности и силы, которые проходят в нервной системе. Генотип определяет тип нервной системы. Павлов выделил четыре четко определенных типа нервной системы в психологии, то есть конкретных комплексов основных качеств нервных процессов.

Слабый тип психологии определяется слабостью как тормозного, так и возбудительного характера — меланхолик. Уравновешенный сильный с инертными нервными процессами — «спокойный» тип, флегматик. Уравновешенный сильный подвижный тип — «живой» тип, сангвиник. Неуравновешенный сильный тип определяется раздражительным сильным характером и довольно сильным процессом торможения — «безудержный» тип, холерик.

Сила — это способность нервной системы без необходимости восстановления ресурсов выполнить некоторую работу, возможность нервных клеток сохранять естественную работоспособность при значительном перенапряжении процессов торможения и возбуждения.

Сильная нервная система может на протяжении долгого времени выдержать значительную нагрузку и, наоборот, слабая система не может выдержать продолжительной и значительной нагрузки. Считается, что люди с сильной нервной системой более устойчивы к стрессу и выносливей.

По возбуждению сила нервной системы характеризуется в том, что человеку в неблагоприятных условиях относительно проще работать, ему после изнурительной работы хватает короткого отдыха для восстановления сил, он настойчив, может активно работать, в необычной обстановке он не теряется. По торможению сила нервной системы характеризуется в возможности человека сдерживать его активность, к примеру, быть терпеливым и сдержанным, проявлять самообладание, спокойствие, не разговаривать.

Описание специфики разных темпераментов даст возможность разобраться в характеристиках темперамента людей, когда они резко выражены, однако люди с явно выраженными показателями конкретного темперамента встречаются довольно редко, как правило, у людей происходит смешанный темперамент в разных комбинациях. Хотя, естественно, преобладание признаков какого-то типа позволяет отнести темперамент личности к определенному типу.

Теория темперамента по Гиппократу и Галену

Четыре темперамента в виде наглядных смайликов (названия слева направо и сверху вниз: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик)

Магия чисел в средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира».

Слово «темперамент» (от лат. temperamentum) в переводе с латинского обозначает «смесь химических компонентов», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввели врачи античности Гиппократ и Гален. Они предположили, что существуют устойчивые индивидуальные различия в соотношениях между химическими системами, регулирующими поведение человека. Несмотря на то, что Гиппократ среди первых указал на роль мозга в общей регуляции поведения, наиболее устойчивые индивидуальные различия он приписывал различиям в смесях нейро-гуморальных жидкостей тела. В то время теории химических факторов (humors) описывали в основном климатические и природные факторы. В отличие от этих теорий Гиппократ предположил, а Гален объяснил темперамент как индивидуальное отношение внутренних химических систем человеческого организма, с преобладанием одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

  • Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
  • Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» — холериком.
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
  • Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

Темпераменты: эскиз статуй XVII века, часть Grande Commande, автор Шарль Лебрён

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Одна из наиболее распространенных в отечественной литературе классификаций типов темперамента:

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

Эта концепция до сих пор оказывает влияние на литературу, искусство и науку. Типы темперамента играли важную роль в психологии нового времени, в философии Иммануила Канта и Рудольфа Германа Лотце. Причина «живучести» теории Гиппократа-Галена может быть в том, что они впервые описали четыре типа поведения, действительно связанные с дисбалансом в нейротрансмиттерных (нейрохимических) системах, которые, при крайних дисбалансах, проявляются как психиатрические профили. Эти профили узнавались человечеством более 2500 лет и отражены в международных классификациях психических расстройств (DSM или МКБ). Ниже представлен список пограничных состояний, которые наблюдаются при ярко выраженном темпераменте.

Типы по Гиппократу-Галену Черты темперамента МКБ-10 диагнозы МКБ-10 коды †
Холерик Импульсивность, агрессия Импульсивное расстройство личности F60.30
Флегматик Социально отстраненный, погруженный в себя Шизоидное расстройство личности F60.1
Меланхолик Грустный, боязливый, подавленный, слабый Тревожное расстройство личности F60.6
Сангвиник Подвижный, социальный, уверенный в себе Гипомания F30.0

Внимание к исторической модели 4 темпераментов продолжается, и в 1971 году А. Белов предложил использовать «формулу темперамента» для определения процентного соотношения темпераментов у индивида. Данная формула имеет следующий вид:

Где

  • F t {\displaystyle F_{t}} — формула темперамента
  • H {\displaystyle H} — холерический темперамент
  • S {\displaystyle S} — сангвинический темперамент
  • F {\displaystyle F} — флегматический темперамент
  • M {\displaystyle M} — меланхолический темперамент
  • A {\displaystyle A} — общее число положительных ответов
  • A h {\displaystyle A_{h}} — количество положительных ответов холерика
  • A s {\displaystyle A_{s}} — количество положительных ответов сангвиника
  • A f {\displaystyle A_{f}} — количество положительных ответов флегматика
  • A m {\displaystyle A_{m}} — количество положительных ответов меланхолика

В конечном итоге получится формула вида: F t = 40 % ∗ H + 24 % ∗ S + 18 % ∗ F + 18 % ∗ M {\displaystyle F_{t}=40\%*H+24\%*S+18\%*F+18\%*M}

Современные экспериментальные исследования нейрофизиологии темперамента выделили, конечно, более чем 4 типа и регуляционных систем.

Теории темперамента XX века за рубежом

С точки зрения психологии четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например типы Юнга, «интроверсия — экстраверсия» Ганса Айзенка). Описания темпераментов довольно сильно различаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов. Предпринимались попытки подвести научно-экспериментальную базу под теорию темпераментов (И. П. Павлов, Г. Ю. Айзенк, Б. М. Теплов и другие), однако результаты, полученные данными исследователями, лишь частично совместимы друг с другом. Блюминой (1996) и Трофимовой предприняты попытки сопоставить теорию темпераментов со всеми известными на тот момент (более 100) психологическими типологиями, в том числе с точки зрения методов определения данных типов. Современная наука видит в учении о темпераментах отголосок ещё античной классификации четырёх типов психического реагирования в сочетании с интуитивно подмеченными типами физиологических и биохимических реакций индивида.

Многие психологи, так же как было предложено Кантом в конце 18 века, Хеймансом в начале 20го века и Г. Ю. Айзенком в 1960-х делят компоненты темперамента на 2 группы: «Активность» поведения и «Эмоциональность». Активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).

Грей, проанализировавший работы российских психологов в области темперамента, предложил 2-мерную модель, в которой 4 Гиппократовских типа размещались на шкалах Системы Активации Поведения и Системы Торможения Поведения Соотношение «высокого» и «низкого» уровней, для каждого из этих двух независимых параметров, даёт некую индивидуальную характеристику человека, и, как результат — формальное определение каждого из четырёх темпераментов. На смайликах (см. рисунок вверху) можно интерпретировать улыбку, как лёгкость процессов торможения, а насупленные брови — как проявление лёгкости возбуждения.

За рубежом основные исследования в области темперамента проводились в областях детской психологии (Buss & Plomin, 1984; Chess & Thomas, 1996; Kagan & Snidman, 2009; Rothbart et al, 2000; Windle & Lerner, 1986), клинической психологии и психиатрии (Akiskal, 1998; Cloninger, 1986, 1994; Mehrabian, 1996; Panksepp et al, 1987; Zuckerman, 1994). В отношении темперамента взрослых, это понятие за рубежом сливается с понятием личности, и анализировалось как «биологически-основанные черты личности» (Cattel, 1965; Digman & Takemoto-Chock, 1981; Goldberg 1993; Guilford & Zimmerman, 1956; McCrae & Costa 1997; Norman, 1963). Такое слияние не рекомендуется, так как понятие личности относится к социо-культурным процессам, ценностям, установкам, личному опыту, самооценке и спектру отношений человека с другими людьми, в то время как темперамент, согласно начальному определению, относится к нейро-химическому балансу организма.

Российские исследования темперамента

Российская традиция исследования темперамента началась в 1906 году, с исследований типов и свойств нервной системы в школе Ивана Петровича Павлова и продолжилась в исследованиях Лаборатории дифференциальной психофизиологии при Институте Психологии, Российской Академии Наук, в исследованиях Б. М. Теплова (1963), В. Д. Небылицына(1972), и затем В. М.Русалова (1979).

Важным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Павлов выделил 4 чётко очерченных типа высшей нервной деятельности, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов, которые он сопоставил с типами темперамента по Гиппократу:

  • Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.
  • Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
  • Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
  • Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

Б. М. Теплов дает другое определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой».

Небылицын и Русалов рассматривали темперамент так же как Павлов, как формально-динамические свойства поведения — энергетические (такие, как выносливость), динамические (скорость интеграции акта — мобильность, темп), а также эмоциональность. В их лаборатории при Институте Психологии Академии Наук СССР использовались измерения ЭЭГ, вызванные потенциалы, кофеиновые пробы, исследования абсолютных порогов восприятия в визуальной, слуховой и тактильной модальностях, силу возбуждения и мобильность в слуховой и визуальных модальностях, эффективность решения проблем в определенных (детерминистских) и неопределенных (вероятностных) условиях, и скорость выполнения различных тестов. Русалов показал, что черты темперамента регулирующие разные типы активности имеют разные психофизиологические корреляты, то есть специфику в зависимости от типа активности.

На основе этих исследований был предложен Активностно-специфический подход к структуре темперамента. Этот подход предлагает разделять черты, относящиеся к трем специфическим аспектам деятельности — физическому, социально-вербальному и умственному. Эта идея была озвучена сначала В. Д. Небылицыным. В полном масштабе этот подход был затем развит в дифференциальной психологии и психофизиологических экспериментах 1970—1990-е Русаловым, преемником лаборатории Небылицина.

После того, как Русалов предложил активностно-специфичную структуру темперамента, Трофимова, которая защищала диссертацию в его лаборатории, развила этот подход и предложила свою версию, основанную на Русаловской модели, в виде Компактной версии Опросника Структуры темперамента (STQ-77). Поскольку этот подход сначала был разработан в исследованиях темперамента взрослых, и только потом применен к детям, он не был распространен в детской психологии на Западе.

Наиболее детальный анализ связи черт темперамента с нейрохимическими системами был проведен Трофимовой , в сотрудничестве с Trevor Robbins из университета Кембридж, Англия . Этот анализ был взят за основу нейрохимической модели Функциональный Ансамбль Темперамента которая описывает роль моноаминных нейромедиаторов, нейропептидов и гормонов в регуляции 12 черт темперамента.

Свойства и влияние темперамента в поведении

От темперамента человека зависят формально-динамические аспекты поведения, не связанные с содержанием деятельности. Эти аспекты делят на 2 группы:

  • Группа Эмоциональности, к ней относятся черты:
    • Нейротицизм (избегание новых или неопределенных ситуаций, высокая потребность в социальной поддержке)
    • Импульсивность (инициация действий, ведомая эмоциями, не подкрепленная предыдущими планами или рациональным решением)
    • Самоуверенность (оптимизм в неопределенных условиях, уверенность в своих силах)
  • Группа Активности, к ней относятся черты:
    • Выносливость, энергичность, способность выдерживать долгую и/или интенсивную деятельность. В моделях активностно-специфического подхода три типа выносливости — моторно-физическая, вербально-социальная и умственная (длительность сосредоточения внимания) — рассматриваются как отдельные свойства (шкалы);
    • Скорость интеграции поведенческого акта, такие как пластичность (легкость переключения с одной деятельности на другую и адаптивность к изменениям в инструкциях или ситуациях), вербально-социальный темп.
    • Поведенческая ориентация на определенный тип регуляторов поведения. К этой подгруппе относятся ориентация на впечатления, рисковые ситуации (черта Поиск Впечатлений), ориентация на других людей (черта Эмпатия, как чувствительность к чувствам и мотивации других людей) и чувствительность к причинно-следственным связям, вероятностным аспектам событий (Мышление (психология))

Примечания

  1. А. Белов. Формула темперамента // Знание-сила : журнал. — 1971. — Сентябрь (№ 9). — С. 54.
  2. 1 2 3 Rusalov, VM, Trofimova, IN. Structure of Temperament and Its Measurement. Toronto, Canada: Psychological Services Press.. — 2007.
  3. 1 2 3 Trofimova, IN. The interlocking between functional аспектах of activities and a neurochemical model of adult temperament. — In: Arnold, M.C. (Ed.) Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life. New York: Nova Science Publishers, Inc.. — 2016. — С. 77–147.
  4. Kant, I. (1798) Anthropology from a pragmatic point of view (trans. Mary Gregor). The Hague: Martinus Nijhoff 1974 (Ak. VII)
  5. Heymans, G. (1929) Inleiding tot de speciale psychologie. Haarlem: De Erven F. Bohn.
  6. Eysenck, H. J. (1967) The biological basis of personality. Springfield, III.
  7. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. — Москва, Санкт-Петербург: изд. Питер, 2005.
  8. Gray, J. A. (1991) Neurophysiology of temperament. In J.Strelau & A.Angleitner (Eds.), Explorations in temperament. New York: Plenum. 105—128.
  9. Теплов Б. М., 1985.
  10. 1 2 Русалов, ВМ. Биологические основы индивидуальных различий. Москва, Наука.. — 1979.
  11. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Собрание сочинений в память В. Небылицина. Москва, Наука.. — 1976.
  12. Rusalov, VM. Motor and communicative аспектах of human temperament: a new questionnaire of the structure of temperament.. — 1989. — Т. 10. — С. 817–827.
  13. Rusalov, VM. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Руководство. Москва, ИПРАН.. — 1997.
  14. Trofimova, IN. Questioning the «general arousal» models. — 2010. — Т. 4. — С. 1–8. — DOI:10.2174/1874230001004010001.
  15. Trofimova, IN. An investigation into differences between the structure of temperament and the structure of personality. — 2010. — Т. 123(4). — С. 467–480. — DOI:10.5406/amerjpsyc.123.4.0467.
  16. Trofimova, IN. The lability of behavior as a marker of comorbid depression and anxiety. Advances in Bioscience and Biotechnology. — 2010. — Т. 1(3). — С. 190–199. — DOI:10.4236/abb.2010.13027.
  17. Trofimova, IN, Sulis, W. Is temperament activity-specific? Validation of the Structure of Temperament Questionnaire – Compact (STQ-77). International Journal of Psychology and Psychological Therapy. — 2011. — Т. 11(3). — С. 389–400.
  18. Trofimova, IN. Exploration of the benefits of an activity-specific test of temperament.. — 2009. — Т. 105. — С. 643—658.
  19. Русалов, ВМ, Trofimova, IN. О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента. Психологический журнал. — 2011. — Т. 32/3. — С. 74-84.
  20. Trofimova, I. Functionality vs dimensionality in psychological taxonomies, and a puzzle of emotional valence. // Philosophical Transactions of the Royal Society, Biology. — 2018. — 26 февраля (т. 1744). — DOI:10.1098/rstb.2017.0167.
  21. Trofimova, IN, Robbins, TW. Temperament and arousal systems: a new synthesis of differential психологии and functional neurochemistry // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. — 2016. — Т. 64. — С. 382–402. — DOI:10.1016/j.neubiorev.2016.03.008.

> Дополнительная литература

Ссылки

В Викисловаре есть статья «темперамент»

  • Небылицын В. Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 153—159.
  • Четыре темперамента в комиксах Херлуфа Бидструпа
  • Arikha, Noga (2007). Passions and Tempers: A History of the Humours
  • Helminen, Päivi (1999). Discovering Our Potential: An Introduction to Character Types
  • Rudolf Steiner (1909). The Four Temperaments
  • Психологические типы К.Г. Юнг.
  • Методика «Формула темперамента» Белова

Человек рождается с некоторой генетической предрасположенностью, на основе которой способен формировать остальные личностные характеристики. К примеру, если человек не рождается с крыльями, то он не будет способен летать, как бы того ни хотел. Однако он может научиться различным манипуляциям, которые могут совершать руки. Также и с типом темперамента, который обладает определенными характеристиками и определением, влияющим на дальнейшее развитие человека. В его выявлении может помочь специальный тест.

До сих пор ведутся дискуссии на счет, является ли темперамент врожденным качеством. Многие ссылаются на то, что темперамент уже заложен в человека с рождения, а на его основе формируются определенные черты характера. Так, интернет-журнал psytheater.com поддерживает данную позицию. Если в темпераменте имеются устойчивые особенности, тогда их следует отнести к особенностям нервной деятельности, которая уже заложена в человека.

Таким образом, темперамент является врожденным свойством человека, а характер – приобретенным. Человек может влиять лишь на свой характер, который формируется на основе того, каким темпераментом обладает.

Что такое типы темперамента?

Под типами темперамента понимаются особенности личности, которые обладают устойчивостью и характеризуются динамичностью проявления, а не их содержанием. Это вид деятельности высшей нервной системы, которая проявляется в эмоциональной сфере.

В психологии выделяют 4 типа темперамента, которые четко разграничивают людей на те или иные реакции и поведенческие модели. Однако не забываем о том, что поступки и черты характера человеку подвластны, независимо от того, каким темпераментом он обладает.

У каждого человека есть свой темперамент и характер. Многие путают данные понятия, думая, что это одно и то же. На самом деле это два разных показателя психической реакции человека. Один является наследственным и практически не меняемым, а второй – приобретенным и зависящим только от самого индивида.

Темперамент – это психическая реакция и состояние, которое зависит от устройства нервной системы человека. Формируется нервная система индивида еще в утробе матери на основе той генетической программы, которая передается от обоих родителей.

Темперамент – это наследственный дар. Вот почему ребенок часто является таким же, как и его родители. Устройство нервной системы позволяет родственникам быть одинаковыми, что способствует их укреплению и поддержанию семьи.

Характер – это набор качеств, которые вырабатываются человеком в процесс жизни. Как это происходит? Возникает некая ситуация. Человек начинает на ее реагировать, обдумывать, делать выводы, принимать решения, совершать действия. На основе пройденного опыта делаются умозаключения (создаются убеждения). А последующие ситуации, в которых человек начинает реагировать подобным образом и совершать похожие поступки, формируют в нем привычки.

Привычки в действиях, мыслях и решениях заставляют в определенных ситуациях проявлять те или иные качества характера. Человек может развить в себе любое качество и черту. Но развивается в нем лишь то, что соответствует его действиям, мыслям и решениям, которые он использует.

Если изменить свои привычные действия, то изменится и характер, поскольку будет требоваться проявление других качеств и исключаться другие, ранее используемые.

Таким образом, темперамент передается людям от их родителей, а характер формируется самим человеком в процессе жизни.

Типы темперамента человека

Выделяют 4 типа темперамента человека на сегодняшний день:

  1. Холерический тип – несдержанный, неуравновешенный, вспыльчивый, необузданный. Эмоциональные переживания у данной категории людей очень быстро протекают и ярко проявляются. Так, их легко вывести, поскольку они быстро вспыхивают, однако и так же легко эмоционально стихают.

Холерик – человек очень страстный и эмоциональный. Он не может переживать эмоции неярко. Если он что-то испытывает, то очень глубоко и ярко. Причем он может испытывать одновременно противоречивые чувства. Однако эти переживания не являются длительными. Вскоре холерик быстро переключается на другие эмоции.

Такому человеку претит монотонная работа. Вначале он загорается идеями и энтузиазмом. Однако со временем он остывает и начинает выполнять работу, не хотя, спустя рукава.

Холерическими характеристиками являются быстрота и сила, резкость и нетерпеливость. Мимика и жесты у такой личности выраженные, размашистые, активные. Подростки с таким типом темперамента бунтующие, часто непослушные, влезающие в драки, срывающие уроки и т. д. Они очень подвижные и активные, могут вовлечь других детей в авантюры.

  1. Меланхолический тип – неуравновешенный, глубина переживаний с неявным и вялым их проявлением наружу. Такие люди ведут себя незаметно и медленно. Их движения отличаются сдержанностью, невыразительностью, однообразием, медленностью и бедностью.

Меланхолик очень чувствительный и ранимый. Его голос тихий и невыразительный. Такой человек боится трудностей, поэтому перед совершением какого-либо действия долгое время обдумывает его необходимость и план реализации. Если действие не требует психического напряжения, тогда оно выполняется.

Меланхолик обладает астеничным характером, когда эмоции очень глубокие и устойчивые, однообразные. Такой человек необщительный и замкнутый. Он практически всегда является грустным и вялым, поскольку болезненно реагирует на внешние раздражители.

Меланхолик слабый, нерешительный, постоянно желающий все уладить и колеблющийся. Абсолютный меланхолик отличается пассивностью, незаинтересованностью делами и вялостью. Такой человек будто живет в своем мире, практически неприспособленный к жизни.

Детей-меланхоликов часто обижают и дразнят, они не умеют бороться против несправедливости. Они трудно уживаются в коллективе, однако легко поддаются влиянию окружающих. Подростки-меланхолики плаксивые, робкие и стеснительные

  1. Сангвинический тип характеризуется быстротой, уравновешенностью и умеренной силой, однако слабостью интенсивности психических процессов. Сангвиник способен быстро переключаться с одной работы на другую. Его деятельность разнообразная, он не устает, быстро обучается и может долго над чем-то работать. Его эмоциональность быстро меняется, поэтому не является глубокой.

Сангвиники проявляются выразительной и яркой мимикой, которая может сопровождаться активными движениями. Они жизнерадостны и подвижны. Таких людей очень легко отвлечь любыми внешними раздражителями, поскольку их глубина переживаний очень низкая. Они достаточно впечатлительные.

Сангвиник способен быстро решать проблемы, особенно если они не являются слишком трудные и серьезные. Их решения нередко бывают поспешными. Они, как и холерики, быстро загораются различными идеями, однако потом быстро теряют интерес.

Сангвиник относится к общительным и коммуникабельным людям. Однако отношения с ним достаточно поверхностные, поскольку он быстро переключается с одной эмоции на другую. Сегодня он любит, а завтра может не любить. Здесь есть свой плюс, поскольку сангвиник быстро забывает обиды, горести, неприятности (а также радости, приятные моменты, помощь).

Сангвиник любит занимать лидирующие позиции, командовать и брать ответственность на себя, быть в центре внимания, находиться впереди.

  1. Флегматический тип отличается вялостью, небольшой подвижностью, медлительностью. Такой человек обладает небогатой эмоциональной сферой, поэтому не способен быть энергичным и быстро переходить к совершению действий. Уравновешенность характера объясняется тем, что эмоции флегматика ровные и постоянные. Его называют размеренным, спокойным и невозмутимым. Для него нехарактерны аффективные проявления, расстройства, импульсивность, поскольку такого индивида практически невозможно вывести из себя.

Жесты и мимика флегматика невыразительные и однообразные. Его речь неживая, медленная, сопровождающаяся жестами и выразительностью.

Перед выполнением какого-либо действия флегматик долго и тщательно продумывает его будущее. Однако если он примет решение его совершить, тогда будет постепенно и целенаправленно его реализовывать. Такому человеку трудно перестраиваться с одной работы на другую, поэтому он предпочитает заниматься тем, что ему знакомо и привычно. Изменения и перемены возможны лишь тогда, когда флегматика о них предупредили, он заранее их смог обдумать и привыкнуть к ним. Когда флегматик мысленно привыкает, тогда и изменения происходят легко.

Не следует полагать, что человек относится лишь к определенному типу темперамента. Обычно каждый вмещает в себя характеристики нескольких типов, что называется смешанным типом. В нем выражен ярко один тип, а остальные три в той или иной степени дополняют первый.

8. Формы оценочных средств

1. Кафедра Психологии
2. Направление подготовки 071800.62 Социально-культурная деятельность, Профиль Менеджмент социально-культурной деятельности
3. Дисциплина Психология
4. Тип заданий Тест
5. Количество этапов формирования компетенций (разделов, тем и т.д.) 5

Перечень компетенций

ОК-1: владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения;

ОК-2: уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-3: быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-6: стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-7: уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Критерии и показатели оценивания компетенций
Знания:

  • предмет, методы и основные категории психологии (общей, социальной, возрастной и педагогической);
  • общие представления о проблемах психологии (общей, социальной, возрастной и педагогической), методы их изучения;
  • фундаментальные понятия психологии (общей, социальной, возрастной и педагогической), основными теорети­ческими направлениями и подходами;
  • основные факты, механизмы и закономерности функционирования психики человека и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;
  • структуру человеческой психики, сущность, виды и функции основных психических феноменов;
  • сущность культурно-исторической и деятельностной концепций психики и сознания;
  • основные психические механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;
  • психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции.

Умения:

  • ориентироваться в различных психических проявлениях;
  • сформировать научное мировоззрение и широкий профессиональный кругозор;
  • совершенствовать собственные психологические способности, выявлять психологические особенности, развивать свой интеллектуальный и профессиональный потенциал;
  • давать психологическую характеристику личности; интерпретацию собственного психического состояния;
  • использовать результаты психологического анализа личности в интересах повышения эффективности работы.

Навыки:

  • владеть русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;
  • способностью выступать публично и работать с научными текстами;
  • навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности;
  • навыками практического использования полученных психолого-педагогических знаний в различных условиях деятельности;
  • навыками разработки модели профессиональной деятельности с учетом влияния реальных условий и факторов.

Б) развития

В) активности

Г) системности

6. Понятие высших психических функций ввел в научный оборот:

Г) П.Я.Гальперин

7. Развитие организма человека называется:

А) онтогенезом

Б) филогенезом

В) социогенезом

Г) антропогенезом
8. Развитие человека как вида называется:

А) онтогенезом

Б) филогенезом

В) социогенезом

Г) антропогенезом
9. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:

А) Л.С. Выготским

Б) Д.Б. Элькониным

В) А.Н. Леонтьевым

Г) С.Л. Рубинштейном
10. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

А) волей

Б) рефлексом

В) сознанием

Г) эмоциями
11. Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется:

А) конкретностью

Б) предметностью

В) всегда высокой степенью (уровнем) ясности

Г) объективностью
12. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:

А) самооценкой

Б) самопрезентацией

В) самовосприятием

Г) самоощущением
13. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:

А) анализатором

Б) рецептором

В) проводящими нервными путями

Г) рецепцией
14. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, — это порог ощущений:

А) восприятием

Б) мышлением

В) воображением

Г) вниманием
Вариант 2
1. Общая психология – это наука изучающая:

А) процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в виде ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики

Б) наука о фактах, механизмах и закономерностях поведения человека

В) наука об особенностях физической и психической сферы человека

Г) отрасль биологической науки, занимающаяся исследованием функционирования нервных процессов головного мозга
2. Свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности отражать объективный и независимый от нее окружающий мир и на основе этого отражения регулировать поведение человека- это:

А) сознание

Б) самосознание

В) рефлексия

Г) психика
3. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

А) детерминизма

Б) системности

В) развития

Г) управления
4. Деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности ради удовлетворения своих потребностей, на создание материальных и духовных ценностей, называется:

А) трудовой

Б) учебной

В) предметной

Г) ведущей
5. Данный процесс в отличие от других процессов не имеет своего собственного содержания:

А) ощущение

Б) восприятие

В) память

Г) внимание
6. Познавательный процесс, характеризующийся отражением отдельных свойств и особенностей предмета:

А) ощущение

Б) восприятие

В) память

Г) мышление
7. Свойство ощущения, определяемое силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора:

А) качество

Б) интенсивность

В) длительность

Г) пространственная локализация
8. О каком свойстве восприятия идет речь: в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости, в восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления:

А) предметность

Б) целостность

В) структурность

Г) избирательность
9. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей — это:

А) механическая

Б) логическая

В) эмоциональная

Г) аудиальная
10. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания- это:

А) реминисценция

Б) интерференция

В) интериоризация

Г) экстериоризация
11. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

А) новизна раздражителя

Б) неожиданность раздражителя

В) интерес человека

Г) усталость человека
12. Способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами — это:

А) теоретическое мышление

Б) наглядно-действенное мышление

В) наглядно-образное мышление

Г) словесно-логическое мышление
13. Расчленение объекта на части или характеристики составляет сущность такой мыслительной операции, как:

А) анализ

Б) сравнение

В) классификация

Г) абстракция
14. Прием создания образов воображения, связанный с увеличением или уменьшением предмета, изменением количества частей предмета или их смещением, — это:

А) гиперболизация

Б) схематизация

В) типизация

Г) агглютинация
15. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека — это:

А) собственно эмоции

Б) аффект

В) настроение

Г) чувство
16. Укажите неверное определение темперамента:

А) качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного типа его нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности

Б) динамическая характеристика психической деятельности индивида

В) индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики

Г) качество личности, не связанное с наследственностью
17. Свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, преодолевать препятствия на пути достижения цели — это:

А) генерализация стимула

Б) воля

В) возбудимость

Г) влечение
18. Укажите неверное определение характера:

А) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные индивидуальные способы поведения

Б) совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются темп и сила его эмоционального реагирования

В) качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и потому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности; «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее остальные подструктуры

Г) совокупность свойств личности, определяющих способы его реагирования на жизненные обстоятельства
19. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая крайние варианты нормы — это:

А) психопатии

Б) акцентуации

В) эмпатия

Г) астения
20. Укажите неверное определение способностей:

А) индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности

Б) это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся

В) закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений

Г) индивидуальные особенности личности, от которых зависит успешность выполнения человеком различных видов деятельности
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний
Ключ к тестам
Вариант 1

Номер вопроса Номер правильного ответа Количество баллов Номер вопроса Номер правильного ответа Количество баллов
1 А 1 11 Г 1
2 В 1 12 А 1
3 Г 1 13 Б 1
4 А 1 14 А 1
5 А 1 15 В 1
6 А 1 16 Г 1
7 А 1 17 Г 1
8 Г 1 18 Б 1
9 В 1 19 А 1
10 В 1 20 В 1

Вариант 2

Номер вопроса Номер правильного ответа Количество баллов Номер вопроса Номер правильного ответа Количество баллов
1 А 1 11 Г 1
2 Г 1 12 Б 1
3 А 1 13 А 1
4 А 1 14 А 1
5 Г 1 15 В 1
6 А 1 16 Г 1
7 Б 1 17 Б 1
8 Б 1 18 Б 1
9 Б 1 19 Б 1
10 А 1 20 В 1

Вопросы к зачету/экзамену

  1. Возникновение психологии как науки. Этапы ее становления. Определение современной психологии. Место психологии в системе наук и ее взаимосвязь с другими науками. Структура современной психологической науки. Классификация отраслей психологии.
  2. Предмет психологии. Понятие о психике, психическом отражении, его особенности. Методология психологии. Методологические принципы психологии.
  3. Сознание как высший уровень психического отражения, его структура и уровни работы.
  4. Бессознательное, его содержание и проявления.
  5. Методология, метод и методика психологического исследования. Принципы научного исследования. Уровни и этапы психологического исследования. Требования к его организации и проведению. Классификация методов психологии.
  6. Наблюдение, его виды, достоинства и недостатки.
  7. Эксперимент, его виды, достоинства и недостатки.
  8. Опрос, его виды, достоинства и недостатки. Тесты, их виды, достоинства и недостатки.
  9. Деятельность, ее структура. Освоение деятельности. Характеристика основных видов деятельности: игра, учение, труд.
  10. Личность. Структура личности. Личность и индивидуальность. Личностный подход в психологии.
  11. Потребности как источник развития личности. Классификация видов потребностей. Потребность и значимость объектов.
  12. Мотивы поведения и деятельности человека как проявление потребностей. Их виды.
  13. Самосознание личности.
  14. Самооценка личности, уровень притязаний, их виды. Психологическая защита личности.
  15. Темперамент. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.
  16. Проблема изменчивости темперамента, учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.
  17. Характер, его значение. Теории характера. Природное и приобретенное в характере. Структура характера. Основные черты и свойства характера.
  18. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера. Учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.
  19. Способности, их значение для человека и деятельности. Задатки и способности. Проблема наследования способностей. Структура способностей, их уровни и виды.
  20. Количественная и качественная характеристика способностей. Формирование способностей.
  21. Эмоции и чувства, их значение и функции. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Эмоциональные состояния и формы переживания чувств. Высшие чувства, их виды. Индивидуально-типические эмоциональные черты личности.
  22. Воля, ее социальная природа. Волевой акт, его структура. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.
  23. Внимание, его функции, значение и проявления. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Факторы, определяющие внимание. Структура свойств внимания.
  24. Общая характеристика ощущений, их значение. Физиологические основы ощущений. Виды ощущений, их характеристика. Основные свойства и закономерности ощущений.
  25. Общая характеристика восприятия, его связь с другими психическими процессами. Физиологические основы восприятия. Основные свойства восприятия.
  26. Виды восприятия, их классификация и характеристика. Индивидуально-типологические различия в восприятии. Зрительные иллюзии. Наблюдение и наблюдательность.
  27. Память, ее значение в жизни и деятельности человека. Теории памяти. Механизмы памяти. Запоминание, его виды и рациональные приемы его организации.
  28. Сохранение и забывание. Условия прочного сохранения. Виды памяти. Индивидуально-типологические различия памяти.
  29. Мышление, его значение и связь с другими психическими процессами. Особенности мышления.
  30. Мыслительные процессы и операции. Формы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Качества ума.
  31. Речь, ее значение и функции. Виды речи. Физиологические механизмы речи.
  32. Воображение. Его роль в игровой, учебной и трудовой деятельности. Физиологические основы воображения. Виды и приемы воображения. Индивидуальные качества воображения.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Свойства темперамента в психологии


Темперамент человека основывается на ряде специфических свойств, таких как:

Сенситивность. Это степень силы внешнего воздействия, необходимая для возникновения реакции со стороны психики. Одни люди реагируют спокойно на внешние раздражители, другие проявляют буйную реакцию;

Реактивность. Свойство реактивности определяется уровнем непроизвольности реакции на внутреннее или внешнее воздействие (резкий звук, тон голоса);

Активность, соотношение активности и реактивности. Эти свойства свидетельствуют о том, как человек реагирует на жизненные трудности. Готов ли он преодолевать разнообразные препятствия в жизни, быть целенаправленным, настойчивым, внимательным;

Ригидность и пластичность. Данные свойства темперамента могут говорить о том, насколько умело человек может приспосабливаться к внешним воздействиям социальной среды;

Темпы реактивной деятельности. Они характеризуют быстроту психических процессов и реакции на внешние раздражители;

Интроверсия и экстраверсия. Эти свойства зависят от скорости реакций человека, быстроты применяемых решений;

Эмоциональная возбудимость. Характеризует степень внешнего воздействия на человека в виде проявления признаков эмоционального возбуждения;

Холерик — характеристика темперамента: плюсы и минусы


Холерики обладают сильным волевым характером.

Тип нервной системы: неуравновешенный, безудержный, излишне подвижный.

Холерик берется за любые трудные задачи, не смотря на сложность. Такие люди прекрасные ораторы, они красноречивы и убедительны практически в любом споре.

Холерики не злопамятны, обиды они забывают быстро и не могут держать в себе долго чувство злобы на обидчика.

Холерики прекрасные руководители, они могут организовывать людей и принимать за них сложные решения. В критической ситуации холерик способен сгруппироваться, дать отпор противнику, защитить слабого человека.

Холерик не сдержан в своих высказываниях по отношению к происходящим событиям, может иногда нагрубить.

У холериков отмечается определенная склонность к доминированию над другими людьми. Часто люди с таким темпераментов подвержены быстрой смене настроения, излишней жестикуляции.

В любовной сфере холерик достаточно ревнив, при этом любимый человек для него становится своего рода собственностью. Люди с таким типом темперамента быстро влюбляются и привязываются к другому человеку. Иногда холерики в отношениях склонны к гневу и скандалам.

Дети-холерики довольно капризны, часто бывают центром внимания в семье. Ребенок может использовать свои эмоции для получения желанного результата. Такие дети часто капризничают, в подростковом возрасте проявляют гиперактивность, могут увлекаться спортом или музыкой, но увлечения быстро надоедают им.

Психологическая особенность сангвиника

Если говорить о психологической составляющей сангвиников, то у данных людей степень возбуждения центральной нервной системе довольна велика. Порог торможения наоборот низкий, и поэтому сангвиники воспринимают мир несколько иллюзорно. Но в тоже время мышление и функции памяти развиты замечательно. Часто сангвиники фокусируют свою память только на том, что вызывает их интерес. Они могут запоминать курьезные случаи, но при этом забывать даты дней рождения свои знакомых. Сангвиники обращают внимание на приметные детали, например яркую одежду или необычную прическу собеседника.

Эмоциональный фон сангвиников довольно разнообразен. Эти люди эмоциональны и не боятся показывать свои переживания другим. Часто жестикулируют при разговоре, могут обнять или поцеловать при встрече. Эмоции эти совершенно искренние, сангвинику хочется нравиться людям и получать от них в ответ такую же реакцию. Сангвиники отличаются нестандартным мышлением, они постоянно пытаются познать что-то новое, изменить свой имидж или род деятельности. Монотонная работа и одиночество приводит их к сильной депрессии.

У людей с подобным видом темперамента очень много друзей. Сангвиник умеет дружить, и всегда приходит к человеку на помощь в сложной ситуации. В личных отношениях сангвиники иногда бывают ветрены. В построении крепкой семьи им мешает чрезмерная жажда общения.

Флегматик — характеристика: плюсы и минусы

Флегматик это уравновешенный человек, тщательно продумывающий каждый свой шаг. Обычно такие люди имеют аналитический склад ума и трезво смотрят на окружающую жизнь.

Флегматики довольно ленивы, часто предпочитают не активничать и плыть по течению. Они всегда спокойны и невозмутимы. Даже если они пережили стресс или неприятную жизненную ситуацию, то не всегда показывают свой нрав.

Флегматика сложно вывести из себя, его нервная система словно весы, держащие равновесие. Если его тяжело вывести на простые эмоции, то заставить проявить активность или радость еще сложнее.

Если говорить другими словами, то флегматичный тип темперамента человека признан наиболее уравновешенным и эмоционально устойчивым.

Флегматики не идут сразу на контакт с людьми, им нужно время для оценки ситуации. Резкая смена окружающей среды для них подобна трагедии и переносится она весьма тяжело. Эти люди не любят активных развлечений, им нравится уютная домашняя обстановка, часто они предпочитают проводить время наедине с собой.

В работе флегматики кропотливы и усидчивы, у них хорошая память и они могут запоминать большие объемы информации.

Флегматики довольно замкнутые и скрытые, они неохотно проявляют симпатию к другому человеку. Но если флегматику понравится представитель противоположного пола, то он сделает все, чтобы добиться его расположения.

Друзей флегматику найти довольно сложно, он плохо идет на контакт. Но если человек с таким типом темперамента находит друга, то эта дружба может длиться всю жизнь. Семья для флегматиков некая крепость, в которой они чувствую себя уютно. В брак такие люди вступают поздно, могут долго находиться в поиске партнера.

Меланхолик — характеристика: плюсы и минусы меланхолика

Меланхолики склонны к приступам отчаянья и депрессии. Темперамент таких людей вялый, пессимистичный. Любое событие, даже незначительное заставляет меланхолика переживать. Он не умеет радоваться жизни, и видит ее исключительно в негативном тоне. Грусть и тоска могут накрывать такого человека без причины, часто меланхолики испытывают чувство жалости к себе.

Людям с подобным типом темперамента приходится прибегать к скрытности и подавлению эмоций. Они переживают все в себе, поэтому и появляются депрессивные состояния психики. Психологи отмечают, что огромное количество людей, совершивших суицид как раз меланхолики.

Меланхолик медленно реагирует на внешние раздражители, плохо запоминает информацию, часто страдает от массы комплексов и чрезмерно заниженного уровня личной самооценки. Моторная активность вялая и невыразительная.

Меланхолики не могут работать интенсивно и монотонно, так как им обязательно требуется отдых или небольшие перерывы для стабилизации психологического состояния. В социальной среде такие люди вялые, малообщительные, им сложно найти вторую половинку или близкого друга. Им сложно быть активными и жизнерадостными. Выбирают в качестве людей сангвиников или холериков, так как этот выбор объясняется подсознательным стремлением меланхолика быть опекаемым.

Меланхоликам бывает сложно устроить их личную жизнь. Часто большую роль в фиаско любовных отношений играет их нерешительность и трусливость. В спутники жизни себе выбирают сильного человека. Есть и плюсы подобного вида темперамента.

Меланхолики добрые, ранимые, всегда поделятся последним, что у них есть. Им подсознательно хочется помочь нуждающемуся человеку.

Записи созданы 1581

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх