Положение человека в обществе

Что такое «права человека»?

Права человека – это то, чем, согласно нормам морали, наделен каждый живущий в мире просто в силу того, что он — человек. Добиваясь реализации наших прав, мы обращаемся, как правило, к собственному правительству с позиций морали: так поступать нельзя, потому что это – вторжение в сферу моей морали и оскорбление моего личного достоинства. Никто, ни человек, ни правительство, никогда не может отобрать у нас наших прав человека.

Откуда они взялись?

Они возникли потому, что человек помимо физической, имеет также моральную и духовную сущность. Права человека нужны для того, чтобы защитить и сохранить человеческую сущность каждого, чтобы обеспечить каждому человеку достойную жизнь – жизнь, которую человек заслуживает.

Почему кто-то «должен» их уважать?

Прежде всего потому, что человеческая сущность включает и нравственную составляющую. Большинство людей, если им указать на то, что они ущемляют чье-то личное достоинство, постараются этого не делать. Как правило, люди не хотят причинять зла другим. Однако теперь помимо моральных санкций собственной или чужой совести в большинстве стран мира существуют законы, которые обязывают правительства уважать основные права своих граждан, даже если им этого, может быть, и не хочется.

Кто обладает правами человека?

Абсолютно все. Преступники, главы государств, дети, мужчины, женщины, африканцы, американцы, европейцы, беженцы, лица без гражданства, безработные, работающие, банкиры, лица, обвиняемые в совершении террористических актов, работники благотворительных учреждений, учителя, танцоры балета, астронавты…

Даже преступники и главы государств?

Абсолютно все. Преступники и главы государств — тоже люди. Сила прав человека заключается в том, что они признают всех равными с точки зрения обладания человеческим достоинства. Кто-то порой может нарушить чьи-либо права или стать угрозой для общества, и поэтому может возникнуть необходимость тем или иным образом ограничить права таких людей, чтобы защитить права других, но только в определенных пределах. Эти пределы определяются как минимум, необходимый для сохранения человеческого достоинства.

Почему некоторым группам требуются особые права человека? Означает ли это, что у них больше прав, чем у других людей?

Нет, не означает, но некоторые группы, такие как цыгане-рома в Европе, далиты и определенные касты в Индии так долго подвергались дискриминации в том или ином обществе, что потребовались специальные меры, чтобы обеспечить им равный с другими людьми стандарт прав человека. Было бы смешно полагать, что после долгих лет укоренившейся дискриминации и стереотипов, откровенной ненависти и социальных барьеров будет достаточно просто предоставить им общеприменимые права, полагая, что этого будет достаточно для соблюдения равенства.

Почему речь идет о правах людей, а не об их ответственности?

Несмотря на то, что некоторые философы и НПО выдвинули веские аргументы в пользу необходимости определить меру ответственности людей и даже представили в защиту этого довода свои «кодексы» и «декларации», сообщество правозащитников в целом хранит молчание по поводу этого спора. Причина в том, что многие правительства ставят «дарование» прав в зависимость от определенных обязанностей, налагаемых на людей правительством или правителем, отчего сама идея прав человека изначально теряет смысл. И все же, разумеется, все мы ‒ отдельные люди и группы людей ‒ должны со всей ответственностью относиться к правам других, не злоупотреблять ими, но уважать, как свои собственные права. И в этом свете статья 29 Всеобщей Декларации прав человека признает, что: «1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. 2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Кто следит за соблюдением прав человека?

Все мы должны за этим следить. Существуют законы, как национальные, так и международные, которые ограничивают свободу действий правительств в отношении своих граждан, но если никто им не укажет на то, что своими действиями они нарушают международные нормы, правительства могут безнаказанно продолжать нарушения. Каждый из нас, как личность, должен в повседневной жизни не только уважать права других, но и внимательно следить за действиями наших и не наших правительств. Системы защиты прав существуют для того, чтобы все мы могли ими воспользоваться.

Как я могу защитить свои права?

Постарайтесь обратить внимание других на то, что ваши права были нарушены; потребуйте их соблюдения. Дайте противоположной стороне понять: вам известно, что она не имеет права обращаться с вами подобным образом. Выделить соответствующие статьи во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах человека или других международных документах. Если соответствующие законы есть в вашей собственной стране, сошлитесь и на них. Сообщите другим о случившемся: дайте сообщение в печать, напишите вашему депутату парламента и главе государства, проинформируйте об этом неправительственные организации, занимающиеся правами человека. Спросите у них совета. Если есть возможность, поговорите с адвокатом. Постарайтесь, чтобы правительству стало известно о ваших действиях. Дайте ему понять, что вы не собираетесь отступать. Продемонстрируйте поддержку, на которую вы можете рассчитывать. Наконец, если все остальное не помогло, вы можете обратиться в суд.

Как мне обратиться в Европейский Суд?

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод определяет процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб. Однако принятие дел к рассмотрению регламентируется строгими требованиями. Например, до подачи дела в Европейский суд вы должны подтвердить, что ваша жалоба уже подавалась в национальные суды вашей страны (вплоть до самой высшей инстанции!). Если вы хотите попытаться, и полагаете, что ваша жалоба отвечает установленным требованиям, ее можно представить на официальном бланке, который можно получить в Секретариате. Однако вам настоятельно рекомендуется обратиться за советом к юристу или неправительственным организациям, действующим в этой области, и убедиться, действительно ли у вас есть реальный шанс на успех. Имейте в виду, что вынесению окончательного решения может предшествовать длительный и сложный процесс.

У кого мне требовать соблюдения моих прав?

Соблюдения почти всех основных прав человека, перечисленных в международных соглашениях, вы должны требовать от правительства вашей страны, или от официальных должностных лиц государства. Права человека защищают ваши интересы от посягательств государства, поэтому вы должны требовать их соблюдения от государства или от его представителей. Если вы считаете, что ваши права нарушаются, например, вашим работодателем или соседом, вы не можете напрямую ссылаться на международные законы о правах человека, за исключением тех случаев, когда правительство вашей страны было обязано принять меры, чтобы не допустить таких действий работодателей или соседей.

А лежит ли на ком-нибудь обязанность защищать мои права?

Да. Право не имеет смысла, если на кого-то не возложена соответствующая ответственность и обязанность. Моральная обязанность не посягать на ваше личное достоинство возложена на каждого человека, но правительство вашей страны, подписав международные соглашения, несет не только моральную, но и юридическую ответственность.

Права человека – это проблема только недемократических стран?

Даже сегодня в мире нет такой страны, где бы полностью были соблюдены все права человека. В одних странах нарушения могут происходить чаще, чем в других, затрагивать бóльшую или меньшую часть населения, но всякое, даже единичное нарушение представляет проблему, которая не должна возникать и которой надо заниматься. Человеку, чьи права были нарушены в стране с устоявшейся демократией, вряд ли будет легче от того, что в целом в его стране положение с соблюдением прав человека лучше, чем в других странах мира.

Добились ли мы прогресса в борьбе с нарушениями прав человека?

Большого прогресса — даже если порой он и кажется каплей в море. Вспомните об уничтожении рабства, о предоставлении женщинам права голоса, о странах, которые отменили смертную казнь, об освобождении узников совести в результате международного нажима, о крахе режима апартеида в Южной Африке, о делах, рассмотренных в Европейском суде и законах, измененных в результате этого. Задумайтесь над тем, что постепенное развитие культуры международного общения означает, что даже наиболее авторитарным режимам приходится сегодня считаться с правами человека, если они хотят быть принятыми на международной арене. Положительных результатов было достигнуто много, особенно за последние 50 лет, но гораздо больше еще предстоит сделать.

Ученые показали, что люди с высоким социальным статусом не всегда более устойчивы к стрессу. В случаях, когда иерархия в группе нестабильна и человек может легко лишиться своего высокого положения, он наоборот сильнее реагирует на психологическое напряжение. В частности, в его организме возрастает уровень кортизола и тестостерона. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследования показывают, что социальный статус приматов, в том числе и человека, связан с состоянием его здоровья. Люди, имеющие высокий социально-экономический статус, живут дольше, их самочувствие, в целом, лучше, а также они реже сталкиваются с болезнями, которые провоцирует стресс, — например с диабетом второго типа и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Частично это объясняется тем, что высокое положение в обществе может ослаблять реакцию на стрессовые ситуации. Так, было показано, что лидерство в социальной группе связано со сниженным базальным уровнем кортизола — гормона, который вырабатывается в ответ на психологическое напряжение. Тем не менее, ученые в своих выводах чаще всего опираются на исследования групп со стабильной социальной иерархией, где людям не приходится волноваться из-за того, что они в любой момент могут лишиться своего высокого положения. Авторы новой работы решили сравнить, как влияет социальный статус на уровень стресса у людей в условиях и устойчивой, и неустойчивой социальной иерархии.

Психологи провели эксперимент, в рамках которого добровольцы должны были собрать паззл. Каждому участнику в зависимости от их лидерских качеств (на самом деле случайным образом) выпадала либо роль менеджера, который должен был руководить процессом, либо строителя, выполняющего поручения. В конце менеджеры должны были оценивать работу строителей — от этого зависело, как будет поделено вознаграждение между ними.

После предварительного объяснения условий эксперимента добровольцы попадали в искусственно созданную стрессовую ситуацию. Им необходимо было произнести перед комиссией на камеру пятиминутную речь, в которой надо было рассказать о своих профессиональных навыках. Затем участников просили выполнить сложное математическое задание. В случае с нестабильной социальной иерархией, некоторым добровольцам сообщали, что результаты собеседования могут повлиять на последующее перераспределение ролей (менеджеров и строителей). Остальным испытуемым говорили, что от итогов интервью ничего не зависит.

Выяснилось, что добровольцы с высоким статусом (менеджеры) лучше проходят собеседование и более уверены в себе (об этом они сообщали в дополнительном опросе). Кроме того, анализ слюны показал, что в их организме вырабатывалось меньше кортизола в ответ на стрессовую ситуацию и его уровень стабилизировался быстрее. Однако это наблюдалось только в случае, когда социальная иерархия была устойчива. Если менеджерам угрожала потеря «должности», то уровень кортизола у них был наоборот выше, чем у строителей, а с интервью они справлялись хуже. Интересно, что в организме участников с высоким статусом в нестабильных социальных иерархиях также вырабатывалось больше тестостерона.

Таким образом исследователи заключили, что высокий социальный статус не всегда обеспечивает спокойствие и помогает лучше справляться со стрессом. В случаях, когда социальная иерархия нестабильна, он наоборот может способствовать усилению стресса. Тем не менее, стоит отметить, что в данном случае участникам исследования непосредственно угрожала потеря статуса; о том, как люди с высоким положением в обществе будут реагировать на несвязанный с социальным статусом стресс судить по этому исследования нельзя.

Недавно исследование приматов также показало, что социальный статус влияет на иммунитет, причем этот эффект обратим. При повышении статуса иммунный ответ, подавленный у особей с низким рангом, снова возвращается к норме. В эксперименте других ученых был продемонстрирован и обратный эффект: выяснилось, что иммунная система принимает участие в регуляции социального поведения.

Кристина Уласович

Примеры употребления слова равенство в литературе.

Две страсти владели Чаннингом всю жизнь: утверждение унитарианства, согласно которому Всевышний существует в душе человека, и аболиционизм — как убежденность в равенстве и братстве людей разных рас.

Даже независимо от личных чувств Цветаевой к Рильке — чувств весьма сильных и претерпевших эволюцию от платонической влюбленности и стилистической зависимости до сознания известного равенства — даже независимо от этих чувств, смерть великого немецкого поэта создала ситуацию, в которой попыткой автопортрета Цветаева не могла ограничиться.

Тиндаль показал на различных газах и жидкостях, что если, при равенстве остальных условий, частицы сообщают телам большее количество того нечувствительного движения, которое мы называем теплом, то периоды колебаний не изменяются, а только возрастает амплитуда колебаний, частицы совершают больший путь в те же самые промежутки времени.

Идея внутреннего единства этики и культуры, требование сделать гуманизм и нравственное развитие личности критериями прогресса культуры, защита принципа равенства всех людей на земле без различия цвета их кожи, непреклонный антимилитаризм и антифашизм в убеждениях и практической деятельности — все это черты его облика, которые дают вам основание характеризовать Швейцера как выдающееся нравственное явление в жизни буржуазного общества в эпоху глубокого кризиса его культуры.

Она чувствовала, что одерживает верх, что Свобода, Равенство и Братство ослабляют хватку и Арман выскальзывает из их объятий.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Время от времени мы задумываемся о том, какое у нас место в обществе. И чем раньше каждый из нас задумается об этом, тем легче ему будет в будущем.

Наверное, первое о чем стоит подумать, так это о профессии. Так как человек большую часть своей жизни, обычно, где-то трудоустроен. Я выбрал для себя профессию энергетика. Во-первых, потому что хочу пойти по стопам своего отца, а во-вторых, потому что считаю эту профессию нужной, ведь мы каждый день пользуемся электричеством. В современное время профессия энергетика стала неотъемлемой частью общества.

Также нужно подумать о том, насколько ты близок к обществу. Общение необходимо каждому, но некоторые отдаляются от общества и хотят быть одиночками. Но есть и те, кто занимает лидирующее положение среди людей, обычно такие люди считают себя выше других.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Это не правильно, ведь каждый человек, независимо от национальности, пола и вероисповедания – частичка общества. В моей компании есть разные люди: богатые и бедные, отличники и не отличники. Также у меня есть друзья, которые младше меня. Это хорошо, ведь им я могу рассказать что-то новое, научить их чему-то.

Я считаю, что поиск своего места в обществе – дело нелегкое, поэтому рядом должны быть люди, которые уже нашли свое место и могут помочь выбрать правильный путь.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8810

Обновлено: 2017-03-11 Опубликовал(а): simenstopex

К 2050 году Казахстан должен войти теперь в число 30 самых развитых стран мира. Новые приоритеты в достижении этой цели обозначены в Послании главы государства «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Осуществятся эти планы или же окажутся иллюзорными – покажет будущее.

Слишком высокая цена…

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующее. В современной науке понятие «модернизация», в отличие от термина «индустриализация», охватывает изменение не только технико-технологических компонентов инновационного развития, но и социальных норм и институтов, образцов поведения, мышления и социально-психологических феноменов повседневного бытия индивида. То есть прежде самого человека, призванного заниматься инновационно-технологической модернизацией общества, что предполагает всестороннее совершенствование личности гражданина, его морально-нравственного облика. И вот здесь возникают различные вопросы, ассоциации и образы, требующие адекватного ответа.

Представляется, что мы заплатили несоизмеримо высокую человеческую цену за так называемое казахстанское экономическое чудо.

Как известно, решающую роль в формировании процветающего западного общества сыграл протестантизм, поскольку именно протестантская этика, по убеждению Макса Вебера, придала глубокий религиозный и рациональный смысл успеху в строительстве европейского капитализма. Ее признаки – стремление угодить богу своим поведением и образом жизни, а отсюда трудолюбие, бережливость, расчетливость, умеренность, педантичность, толерантность, сострадание к сирым и убогим и т.д.

А на каких религиозных, духовно-идеологических и морально-нравственных принципах основывался переход советского Казахстана в начале 1990-х от атеизма и социализма к рационально-рыночному капитализму? Ни на каких, кроме громких обвинений в адрес социализма и туманных обещаний относительно скорого наступления капиталистического рая, где якобы каждая семья будет жить в отдельном коттедже.

К сожалению, «дикий» капитализм эпохи первоначального накопления и переход к частнособственническому обществу безудержного потребления пробудили у немалой части казахстанского общества самые низменные и первобытные инстинкты: индивидуализм, стяжательство, цинизм, двойную мораль, погоню за наживой, воровство и чудовищную коррупцию, безудержный карьеризм, непотизм и другие отвратительные явления.

К ним добавились
неожиданно возродившиеся средневековые пережитки: трайбализм, жузовщина, клановость, рабство, барымта, кража невест, многоженство, кровная месть и т.п.

Реализация небесспорного тезиса «сначала экономика, потом политика», наряду с достижением определенного материального достатка, привела к глубокой и необратимой эрозии извечных этических установок – человеколюбия, коллективизма, стыда, совести, справедливости, равенства, братства, взаимопомощи и т.д.

В результате сомнительного лозунга «Обогащайся!» (за что его автор Николай Бухарин как «враг народа» был расстрелян в 1938-м) морально-нравственное состояние нашего общества за годы независимости резко изменилось в худшую сторону. И это несмотря на улучшение материального состояния людей, изобилие товаров в магазинах и на рынках. Из массового сознания стало исчезать самое важное и нужное – система базовых общечеловеческих ценностей.

Жуткий мартиролог

Сегодня средства массовой информации пестрят сообщениями, от которых у нормального человека кровь стынет в жилах.

…В Семее молодая мать утопила годовалую дочь в Иртыше; другая выбросила новорожденного ребенка в уличный туалет; некая горе-мамаша родила в машине и выкинула младенца на проезжую часть дороги под колеса встречного транспорта. Практически каждую неделю находят брошенных младенцев в придорожных туалетах, мусорных баках, на свалках и в других местах. Дети становятся объектом и самого бесчеловечного бизнеса. Так, в ЮКО родители продали двухмесячного мальчика за 200 тыс. тенге и комплект золотых сережек; врачи одной областной больницы занялись выгодным бизнесом, наладив массовую продажу отказных новорожденных детей всем желающим по цене от 150 тыс. тенге до 6 тыс. долларов. В Алматы мачеха со своими взрослыми детьми из чувства мести зверски убила ни в чем неповинного 11-летнего пасынка. Результатом глубокого упадка нравов является также тот факт, что Казахстан входит в первую десятку стран мира по количеству разводов.

Все рекорды бесчеловечности побиты в Жамбылской области: отец спит с дочкой, отчим насилует падчерицу, дядя развратничает с племянницей, друг семьи занимался оральным сексом с двумя сестрами-двойняшками, когда им было еще по три годика. Один из изуверов в оправдание представил суду справку о своей «болезни», подписанную… сельской знахаркой. За 2016 год в области зарегистрированы 23 преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Часто субъектами подобных преступлений являются оралманы, многие из которых так и не смогли интегрироваться в наше общество.

Факты кровосмесительного насилия встречались в казахских семьях и раньше, но редко. А сегодня они становятся обыденным явлением. Впору объявлять в стране из-за педофилов чрезвычайное положение.

В Карагандинской области родители оставили замерзать в степи двухлетнюю дочь, затем вернулись и, найдя мертвого ребенка, сожгли окоченевшее тело в печи. В ВКО мать повесила троих своих детей, в Алматинской области грабители с большой дороги убили троих оралманов из-за 20 голов скота. На рынке Жаркента на глазах сотни свидетелей брат кухонным ножом перерезал горло родной сестре, матери троих детей, из-за отказа дать ему деньги. В Алматы беспризорные голодные собаки насмерть загрызли трехлетнюю девочку. В Кос­танае выявлены 40 человек с отклонениями в психическом здоровье, которые тем не менее свободно управляют автомобилями. В стране ежегодно раскрывается свыше 50 тыс. дел, связанных с продажей людей.

Этот жуткий мартиролог можно продолжать до бесконечности. Такого массового безумия, беззакония, упадка нравов и моральной нищеты не было у казахов в самые мрачные периоды истории. А сегодня весь короткий период независимости страна словно живет в условиях какого-то бесконечного психоэмоционального стресса.

Разумеется, это возможно только в таком обществе, где человеческая жизнь не стоит и ломаного гроша. Невозможно представить боль, страдания и мучения невинных людей. А ведь великий гуманист Федор Достоевский говорил, что весь мир не стоит и одной слезинки ребенка.

Прав, наверное, некий профессор МГУ, с горечью сказавший: «Человек не произошел от обезьяны. Он как был обезьяной, так ею и остался…». В соотношении социального и биологического в человеке сегодня уверенно побеждает последний фактор. Хотя современный вид Homo sapiens появился еще 40 тыс. лет назад и с тех пор сменилось уже 1600 поколений. Казалось бы, давно пора человеку стать Человеком! Но, видимо, недалеко ушли мы от своего предка из каменного века.

«Наше государство стремится к высоким показателям в области экономики и спорта, но по остальным показателям мы находимся на уровне первобытнообщинного строя», – заявила одна из жертв группового насилия.

Впору открывать публичные дома

Конечно, не все людские особи эволюционизируют в обратную сторону, до уровня неандертальцев, но благодаря бандитскому капитализму, анархии и вседозволенности расплодились разные выродки и душегубы.

В нашем микрорайоне (я живу в Алматы) полным-полно наркоманов, алкоголиков, психопатов, попрошаек, квартирных воров, безработных и других асоциальных типов, практически исчезнувших в советское время. А сколько сейчас их всего по городу? Иногда на улицах можно встретить бредущих неизвестно куда бездомных и изможденных людей, словно из эпохи Великого голода 1930-х. Невольно подумаешь об острой необходимости формирования отрядов самообороны и строительства новых или расширения старых цент­ров социальной адаптации (т.н. «бомжатников»).

Пышным цветом расцвела первая древнейшая профессия – коммерческая проституция в самых вульгарных проявлениях, ярко описанных еще глубоким знатоком социального дна Максимом Горьким.

Газеты наперебой предлагают услуги профессиональных жриц любви и прочих «нескромных женщин» на любой вкус, а квартиры – посуточно, почасно, поминутно и вообще как угодно. Но сегодня это явление прикрывается невинным занятием – «урологическим, релаксирующим, круглосуточным, точечным и тонизирующим массажем, без ограничений, на дому или с выездом…». Как говорится, любой каприз за ваши бабки.

Вот где текут бешеные деньги мимо бюджета. И куда смотрят депутаты и Минфин? В условиях кризиса давно пора легализовать проституцию: в отличие от нефти, на такой товар всегда есть спрос. Ведь эти труженицы формально тоже занимаются индивидуальным предпринимательством в качестве самозанятых. Да и возраст современной Марии Магдалины вполне работоспособный – от 20 до 60 лет. А еще, видимо, назрела необходимость по программе второй индустриализации не только вводить в строй высокотехнологичные заводы, но и открывать публичные дома и строить предприятия по массовому производству «умных» нанопрезервативов отечественного производства.

Большую тревогу вызывает состояние культуры, образования и грамотности населения. Недавно с большим удивлением узнал, что тиражи популярных журналов «Жулдыз» и «Простор» за годы независимости упали почти в тысячу (1000) раз! Как будто вернулась дореволюционная эпоха поголовной безграмотности. И это при наличии 140 вузов! В служебном документе, подготовленном одним министерством, насчитали до 50 ошибок. Школьные учебники также полны грамматических ошибок. И что после этого подумают о нас в мире как «непостоянном» члене Сов­беза ООН?

Один некогда популярный актер театра и кино публично выяснял отношения с высокопоставленным госчиновником, смакуя в прессе его былые альковные похождения. Мир артистов никогда не отличался целомудрием и нравственностью, но нынешнее моральное уродство некоторых кумиров просто поражает. На их фоне Верка Сердючка выглядит просто ангелом.

В Казахстане за последние двадцать лет 102401 человек покончили жизнь самоубийством. Сегодня мы находимся на 10-м месте в мире по числу суицидов на 100 тыс. населения, на 7-м – по самоубийствам среди мужчин и на 4-м – по подростковым суицидам. Наша страна по этому показателю стоит рядом с такими государствами, как Бурунди, Зимбабве, Мозамбик, Уганда, Северная Корея… По данным же ВОЗ, Казахстан занимает 2-е место в мире после Индии по суицидам среди молодежи. Эти показатели были еще до видеоигр «Синий кит» и «Тихий дом». А что будет дальше?

В стране работают около 200 учреждений для детей без родителей, большая часть из которых – детские дома, в которых содержатся 7866 воспитанников. Для сравнения: в Чеченской Республике вообще нет случаев отказа родителей от детей, как нет и детских домов. Если ребенок потерял родителей, то его берут к себе близкие. Потому что это дело чести родственников, тейпа и всего чеченского народа. А в Казахстане, который рвется в «топ-30», все наоборот.

Богатое меньшинство и нищее большинство

Таким образом, с переходом к рыночному капитализму у нас в мирное время и при отсутствии войны или голода наступила какая-то эпоха всеобщего озверения, одичания и отчуждения. В трудные годы Великой Отечественной войны люди были гораздо добрее и милосерднее друг к другу, чем в нынешнее рыночное изобилие. О моральном разложении общества можно, например, судить по презрительному отношению власти к воинам-афганцам, особенно инвалидам.

Одна из причин таких негативных явлений – невиданное в истории Казахстана социальное расслоение и отсутствие справедливости в распределении материальных благ (например, доходов от нефти). Согласно мнению экспертов из Института экономики, существует почти 30-кратная разница в доходах богатых и бедных. Что примерно в шесть раз (!) превышает уровень развитых европейских стран, в ряды которых мы так стремимся войти (интересно, с каким лицом?).

Этому способствовала незаконная «прихватизация» узким кругом избранных лиц самых лакомых кусков былой общенародной собственности. Таким образом был создан слой сверхбогачей (всего 1,5-1,6% населения). Налог же на роскошь депутаты все никак не решатся ввести.

В итоге большинство работает за 40-50 тыс. тенге в месяц, меньшинство же прожигает жизнь в Куршевеле и Дубаях или за одну ночь проматывает миллионные состояния в казино и ночных клубах Капшагая.

Видимо, действительно страна оказалась за гранью добра и зла. Все это чревато непредсказуемыми социальными катаклизмами. Как говорят американские индейцы, даже маленькая мышь имеет право на ярость.

Поэтому в предстоящие 25 лет нужно больше внимания уделять внутренним социально-экономическим вопросам, перестать строить воздушные замки и навести порядок в собственном доме. Это значит – изживать социальные язвы эпохи первоначального накопления капитала, устранять беспросветную нищету, бедность и безработицу в аулах, обес­печивать людей доступным жильем, квалифицированной медицинской помощью, качественным образованием.

За красивыми словами о Четвертой промышленной революции, Шестом технологическеом укладе и Третьей модернизации нельзя забывать о человеке с его проблемами, недостатками и духовными потребностями. Именно простой человек должен находиться в центре внимания всех госпрограмм, парламента, правительства, акиматов – всех госорганов.

Наука – свет, а неученых тьма

Эту архитрудную работу следовало бы возложить на специального высокопоставленного и ответственного госчиновника, например, на государственного секретаря, расширив его полномочия для координации деятельности полномочных учреждений. Также нужно поднять на новую высоту роль Минис­терства труда и социальной защиты населения в плане усиления его гуманитарной деятельности. Как и вообще всех министерств, связанных с человеком (образования, здравоохранения, культуры, науки, информации, спорта), т.е. всего социального блока.

Необходимо выдвигать на руководящие посты в этих структурах таких людей, как российская доктор Лиза, – не бездушных, безликих и вороватых чиновников, а честных людей с большим и добрым сердцем. Хотя такие личности постепенно превращаются в исчезающий вид.

На руководящие должности при реализации планов Третьей модернизации следует выдвигать кадры не по критериям личной преданности, кумовства и землячества, а по их деловым и профессиональным качествам. Активно привлекать во власть патриотически настроенную и продвинутую городскую русскоязычную молодежь, а не только сельчан с аграрным мышлением и недоучек-болашаковцев. А то эти шустрые ребята, пользуясь конъюнктурой, быстро взобрались вверх по карьерной лестнице и втянули ее за собой, чтобы не допустить конкурентов к желанной кормушке.

Сегодня в Казахстане нарастает т.н. индийская эмиграция, когда отъезжает за рубеж на ПМЖ наиболее образованный слой русскоязычных казахов. Только за 2015 год страну покинули 25 тыс. молодых людей, самых инициативных и деятельных, со знанием иностранных языков, но потерявших веру в Казахстан. Они теперь будут трудиться на благо Америки, Англии, Германии, Канады, Китая, России, Швеции и других стран. А ведь могли бы принести пользу своей родине.

Нужно активно заниматься разработкой теоретических проблем формирования морально-нравственного фундамента общества. Здесь свое веское слово должны сказать ученые-гуманитарии, прежде всего философы, социологи, психологи, культурологи и другие. Однако сегодня они свой творческий пыл направляют в основном на комментирование многочисленных программ, стратегий, посланий, обращений и заявлений, а не на исследование фундаментальных проблем общества.

Не лучше обстоят дела и в моей любимой исторической науке. В результате насильственной «абортизации» классического университетского курса «История Казахстана» на свет появился некий «выкидыш» под названием «Современная история Казахстана». Это, наверное, оттого, что Национальная академия наук переполнена всевозможными академиками и членкорами, но нет ученых масштаба Сатпаева, Бекмаханова, Есенова, Чокина, Букетова, Маргулана, Зиманова и Козыбаева, которые могли бы вступиться за отечественную науку. К сожалению, здесь как раз количество академиков не переходит в качество ученых.

О чем можно говорить, если до сих пор одно из академических научных учреждений возглавляет некий автор докторской диссертации и монографии на тему «Сельская интеллигенция Казахстана в условиях совершенствования социализма» (1988 г.). Хотя за 25 лет давно выросло новое поколение ученых-историков, свободное от теоретико-методологических стереотипов прошлой эпохи.

Какая дорога ведет к храму?

Властям при осуществлении своих грандиозных планов следовало бы больше внимания обращать на моральную реабилитацию общества, защиту высоких нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей.

Наше общество после резкого перехода к капитализму образца XIX века (которого сегодня нет нигде в мире) нуждается в четких парамет­рах добра и зла, преступления и наказания. Оно должно быть уверенным в том, что вековые ценности, такие как патриотизм, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, законопослушание, уважение к старшим, сострадание к униженным и оскорбленным, преклонение перед матерями и женщинами, преданность семье, любовь к детям, останутся незыблемыми. Иначе у нас нет будущего.

Ориентирами здесь могут служить труд итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы «Город Солнца»» (1623 г.), где описано идеальное человеческое общество без частной собственности, или учение великого аль-Фараби об идеальном городе, где существует справедливое и гуманное общество добродетельных граждан. Попытка осуществления мечты об идеальном и справедливом обществе была впервые в истории предпринята в СССР, но провалена малограмотными политиками и косными учеными-марксистами.

Однако это не значит, что такое справедливое общество является утопией. Например, заслуживает серьезного внимания концепция академика Ураза Баймуратова об обществе социально-экономической гармонии на основе социальной справедливости, разумности, умеренности, ответственности, честности и взаимного доверия.

В последние годы на Западе ученые и политики все больше склоняются к мысли о том, что мировой рейтинг стран должен составляться не по размерам ВВП на душу населения (уровню материального достатка), а по индексу человеческого счастья, т.е. по ощущению счастья, обеспечению счастливой жизни, что нельзя измерить только деньгами. Иначе говоря, конечной целью усилий правительства должно стать обеспечение комфортной и счастливой жизни людей, что достигается не только одними экономическими категориями.

Для большинства нормальных людей, не обуревае­мых жаждой обогащения, главными жизненными приоритетами являются прежде всего здоровье, крепкая семья, стабильность, уверенность в будущем, правопорядок – и только затем материальный достаток (3-5-е места в списке приоритетов). Поэтому власть должна быть озабочена не только повышением материального уровня, поскольку богатство не может быть адекватной оценкой благополучия, но и формированием справедливого и разумного общественного устройства как главной предпосылки счастливой жизни людей.

И здесь главный вектор движения – от свободной и независимой личности с чувством справедливости и правды к свободному и справедливому обществу, где господствуют добродетель, равенство, доверие, взаимоуважение, где люди живут в согласии с законом, со своей совестью и моралью.

Иной путь заведет нас в тупик общества потребления и морально-нравственного вырождения, в замкнутый порочный круг удовлетворения низменных потребностей и потери человеческого облика. Как, например, это произошло в Зимбабве.

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх