Примеры нравственности в жизни

«Нравственные поступки в жизни и литературе»

«Нравственные поступки в жизни и литературе»

Путь каждого человека к нравственности начинается с детства. Он, человек, рождается на свет чистым и невинным ребенком, для которого все в этом мире ново. И люди, которые прививают ему нравственность, это семья, самые близкие. Именно в семье закладывается тот самый фундамент, на котором будут строиться последующие убеждения и ценности человека, фундамент, который сформирует его нравственность. Ведь, по сути, нравственность – это воспитание, которое дается человеку родителями. Влияние общества, конечно, неоспоримо, но оно вторично, и в данном случае правильно воспитанный человек будет непосредственно сам оказывать влияние на общество: привносить что-то хорошее, совершать добрые дела и поступки.

Нравственность характеризуется объективным отношением человека к вещам, возвышением его объективной сущности над субъективной. Это, по сути, выбор, который стоит перед каждым человек, и который каждый человек волен избрать самостоятельно – выбрать путь морали и нравственности или безнравственности.

Нравственность очень тесно пересекается с моралью и этикой. Они как ее внешние регуляторы с позиций добра и зла, прекрасного и безобразного. В то время как нравственность –это внутренние качества человека, которые определяют его поведение в обществе. Некие внутренние установки, которые ведут человека по пути сотворения добра и блага, неписаный закон любви, ответственности, совести души, которому следует человек на протяжении всей жизни.

К сожалению, грустно признавать, но в своем истинном понятии нравственность чаще всего не известна современному обществу, порой значение ее бывает настолько искажено, что самые фундаментальные установки и ценности рушатся, стираются и больше не признаются современным поколением. Стараясь идти в ногу со временем, молодые люди чаще всего не замечают, как происходит насаждённая, искусственная подмена ценностей, которые, по сути, должны были бы быть неизменной основой мировоззрения. Современные нравственные искажения, такие, как использование мата, отсутствие стыда, неряшество во внешнем виде и другие, обязательно влекут за собой не только внешние эффекты, но и психические деформации. Таким образом, это очень пагубно воздействует на здоровье общества, его нравственное состояние, его ценности.

Нравственные ценности довольно часто неразрывно связывают с семьей, ведь семья – очень влиятельная малая группа, которая выступает важнейшим фактором формирования нравственности у человека, передавая свои традиции, культуру, ценности, тем самым воспитывая в человеке тягу к благому бытию.

Здесь мне хочется вспомнить об одном случае, произошедшем в реальности. Во времена Великой Отечественной войны фашисты, чтобы вернуть в строй своих солдат, решили использовать воспитанников Полоцкого детского дома №1 как доноров. На защиту совсем еще маленьких мальчиков и девочек, подростков, встал директор детского дома. Однако он понимал, что для фашистов жалость, сострадание и сам факт вершившегося зверства – пустой звук. Их нравственная база была абсолютно уничтожена их крайней идеологией, навязываемыми ценностями. Поэтому директор детского дома решил, что весомым аргументом может стать болезненность, слабость и недостаток витаминов у детей – какие же они доноры? И когда немецкое командование с этим согласилось, началась тщательная подготовка к перевозу детей в партизанскую зону, а затем и их спасение. И вот в одну из ночей воспитанники детского дома вышли из села, где их держали фашисты. Благополучно добравшись всем составом до партизанского тыла, ребятишки теперь должны будут быть эвакуированы за линию фронта. На помощь пришли летчики, которые начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы. Но данная история сводится лишь к одному полету, самому последнему. Александр Мамкин был уже очень опытным летчиком, и тот рейс в этой операции был для него девятым. Сначала все шло хорошо, но при подлете к линии фронта, его самолет подбили. один на борту, он бы набрал высоту и выпрыгнул с парашютом. Но за его спиной сидели перепугавшиеся мальчишки и девчонки, жизнь которых он не собирался отдавать в руки смерти. Тем более после всего, что они пережили. И Мамкин продолжал вести самолет. Когда пламя добралось до кабины пилота, от температуры начали плавиться очки, намертво прикипая к коже. От ног почти оставались только кости… За его спиной раздавались крики и плачь, и он продолжал управлять самолетом, уже практически вслепую. Взмахнув косой, смерть так и не смогла опустить ее. Все пассажиры выжили. Посадив самолет и как-то выбравшись из кабины, он лишь успел спросить, живы ли дети, и, услышав ответ, потерял сознание. Никто не мог объяснить, что заставляло его преодолевать ту страшную боль и шок, какими усилиями он продолжал оставаться в сознании до самого конца. Откуда черпал он такую неимоверную духовную и физическую силы. Он, что рос все детство без отца, но который всем сердцем любил детей. Он, который носил фамилию Мамкин и самостоятельно, словно мать, подарил детям жизнь.

Безусловно, лишь только высоконравственный человек мог совершить подобный героический поступок. Человек, чьи моральные ценности и установки не позволили ему эгоистично спастись, позволив детям умереть. Война поднимает вопросы о нравственных истоках героизма. И случаев, похожих на подвиг Александра Мамкина, в военные годы было очень много. Поэтому нам также не стоит и забывать об общественном воспитании, когда на примерах таких Героев мы учимся добру, состраданию, перенимаем от них нравственные ценности. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, особенно учебные заведения. Они должны стараться формировать у ребенка внутренние стимулы развития личности, стремление совершать благие дела, добрые поступки, прививать такие качества как долг, толерантность, любовь, честь, достоинство, милосердие и прочее. Когда ребенок на примере взрослых, учителей видит, как проявляются данные качества в повседневной жизни, ему самому хочется быть похожим на них, вести себя также и поступать также.

В основном, если говорить о школе, нравственное воспитание происходит на уроках литературы, риторики, искусствоведения и таком прочем. Мы учимся воспринимать окружающее и смотреть на мир сквозь призму истинно нравственного, прекрасного, до нас это донесено через книги, картины, музыку.

Одним из самых запоминающихся моментов на уроке литературы стало для меня знакомство с произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». На примере Раскольникова мы ясно видим, насколько важна моральная база ценностей и понятий, чтобы не совершать ужасные преступления против человека. Мы видим, что в вопросах нравственности никак нельзя полагаться только на расчетливость, но нужно прислушиваться к сердцу, к своей совести. «Есть один закон – закон нравственный», — утверждает , и, осознав это, главный герой возвращает себе душевное спокойствие и равновесие, которые были отняты у него совершенным преступлением. В процессе взросления на человека ложится ответственность за самостоятельное нравственное воспитание, что на своем примере продемонстрировал нам Раскольников. Благодаря своему преступления он, в какой-то степени, вырос нравственно, осознал, что никто не вправе распоряжаться чужими человеческими жизнями. Никто не имеет права играть в Бога, отбирая жизнь ни в чем не повинных людей.

В заключение хочу сказать, что в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется, какими будут его поступки – нравственными или безнравственными. Ведь, как я уже говорила ранее, нравственность – это исключительно самостоятельный выбор человека.

Записи созданы 1581

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх