Приметы о хлебе

Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут.
Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может. Не ешь во время учения: заешь выученное.

Хлеб в печи раздвоился — к отъезду кого-то из домочадцев. Хлеб не выпекается, сырым остается — к разлуке или к разорению.

Большой урожай хлеба — к близкому голоду.
Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, — это к голоду.

С ножа не ешь — злым будешь.
Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится.
Хлеб выбрасывать — большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет.
Первый блин — заупокойный. Его кладут на подоконник, приговаривая: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!» Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется. Нельзя, чтобы чужие смотрели, как блины печешь: могут сглазить, и блины не зададутся.
Отговев, надо купить связку бубликов и разделить с друзьями и близкими — тогда увидишься с ними и на том свете.
Не ешь горох натощак — кого-нибудь сглазишь.
Горшок с кашей в печи треснул — не к добру.
Каша выходит из горшка к выходу из печи — это к несчастью, а если к дальней стене — к изобилию.

Ложку на столе после обеда забыть — к гостю.
Если солонину готовить во время новолуния, то она скоро испортится.
На Воздвиженье соленые огурцы надо встряхивать в кадке — тогда они будут лучше храниться.
Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой.
Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста Богу молятся. Во время постов нельзя говорить слово «мясо» — надо говорить «скоромь». Кто в пост скоромное ест, у того рябая невеста будет. Кто перед Успением Пресвятой Богородицы постится, тот от покушения лукавого сохранится. Кто в пятницу перед Вознесением постится, тот от утопления сохранится. Кто в пятницу перед сошествием Духа Святого постится, тот от меча сохранится. Кто перед днем Козьмы и Демьяна постится, тот от смертного греха сохранится. Кто в пятницу перед Ильиным днем постится, тот от вечных мук сохранится.
Бумагой стол вытирать — к ссоре.
Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется.
В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью — к счастью.
Чай пролить — к недоразумению.
Чаинка в стакане плавает — к подарку.
Яблоко со стола упало — к свиданию с возлюбленным.
До Иванова дня женщины ягод не едят, а то дети умирать будут.
Скорлупу от съеденного яйца надо раздавить на мелкие части. Если она попадает в воду, то русалки построят из нее кораблики. Оставишь не раздавленную скорлупу на дворе — сорока из нее воды напьется, а у тебя лихорадка будет.
Пересаливает женщина еду — значит, влюбилась.
За кем допиваешь, того грехи принимаешь.
Соль рассыпать — к ссоре. Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом — тогда все обойдется.
Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, — не то поссоритесь.
Соль в огонь просыпать — к ссоре.
Посуду с питьем нельзя держать открытой — вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится.
Поперхнулся за столом — значит, кто-то к обеду спешит.
Не убирай в дому, когда хлеб в печи, — достатка не будет.
Квашеная капуста не испортится, если в нее ветку осины положить.

Вернуться на главную раздела

В славянском фольклоре немало примет, связанных с домашней выпечкой. Это не удивительно: популярные в народе пироги сопровождали ежедневные чайные церемонии, а в праздники занимали главенствующее место в центре стола. И сегодня самая вкусная и полезная сдоба готовится по рецептам, созданных нашими предками еще несколько веков назад.

Пироги выпекай – про приметы не забывай

Весь процесс выпечки, от замешивания теста до вынимания горячих пирожков из русской печи, подчинялся определенным ритуалам и выполнялся с соблюдением строгих правил. Любое необычное действие или явление наполнялось особым смыслом.

Например, выпекание блинов всегда происходило в одиночестве, подальше от людских глаз. Примета гласила: если чужак бросит взгляд на тесто, вместо ажурных тонких блинчиков вы получите комковатые куски, прилипшие к сковороде.

А к чугунной сковороде для блинов также было особое отношение – не допускалось, чтобы она использовалась для жарки овощей или мяса. При отсутствии специальной сковородки можно было обратиться к соседке, но по окончании процесса хозяйка обязана обязательно вернуть и посуду, и отдельное «спасибо» в виде самого вкусного и большого блина.

Примет, связанных с выпечкой, в Древней Руси было немало, вот лишь некоторые из них:

  • Если противень с ватрушками, шаньгами или расстегаями перевернулся, не успев попасть в печь – к материальным потерям или нежданному гостю. Именно поэтому наши прабабки охотно привечали и угощали случайных прохожих и странников: тарелка пирогов – небольшая потеря по сравнению с возможной финансовой убылью.
  • Если пирожки перевернулись в печи – кто-то спешит в гости.
  • Если пирог перевернулся, пока его доставали из печи – хорошая примета, обещает прибыль.
  • Ватрушка всегда считалась символом достатка и успеха, недаром ее название произошло от слова «ватра» — очаг, огонь. Выпекать ватрушки со сладкой или творожной начинкой – значит, призывать удачу, достаток. Считалось, что хозяйка вкусной сдобой задабривает духа жилья, благодаря которому в доме и появятся всевозможные блага.

Расстегаи, испеченные невестой, служили знаком для жениха и сватов. Если пироги ровные, красивые, с мясной или рыбной начинкой – скоро ждать свадьбы. Но если выпечка неудачная, кривая и невкусная – лучше удалиться восвояси, так как девушка все равно даст от ворот поворот.

В Древней Руси считалось, что всем хозяйством управлял домовой, поэтому ни одно приготовление пищи не происходило без оглядки на «хозяина». Не умаслишь его, не угостишь свежей выпечкой – ждет неудача: или опара осядет, или начинка не удастся, или пироги упадут на пол. Получилась выпечка сдобной да пышной, обязательно угости домового, а уж он проследит, чтобы в доме был порядок и благополучие!

Одна пословица гласит: «Хлеб — всему голова». И не зря. Это один из самых популярных продуктов. Узнайте, какие традиции и приметы связаны с ним.

Наши предки строго следовали приметам. Соблюдать их сейчас или нет — дело каждого. Но некоторые обычаи весьма интересны, пишет Смак.

Самые популярные приметы о хлебе, которые нужно знать:

1. Хлебные крошки, собранные ладонью небрежно – плохой знак. Их необходимо аккуратно собирать тряпочкой и отдавать на корм животным или птицам.
2. В древности считалось, что человек, который неуважительно относится к хлебу, станет нищим, и будет просить подаяние.
3. Также плохая примета – оставленный на столе кусок хлеба (надкусанный). Его лучше раскрошить и скормить курам или голубям.
4. Интересно, что по виду и вкусу испеченного каравая когда-то определяли благосостояние семьи. Высокий и румяный хлеб предсказывал благополучие. А череда неудачной выпечки предвещала разорение семьи.
5. В старину хлеб ломали только руками, поскольку верили, что каравай и острый нож – несовместимые вещи.
6. Нож, оставленный в каравае – это особая форма сглаза. Такое действие считалось недопустимым.

На Руси хлеб всегда занимал особое положение, считался главным продуктом в любой семье, зажиточной или со скромным достатком. Его выпекали аккуратно и тщательно, поэтому примета, если хлеб упал на пол, воспринималась отрицательно не только с мистической точки зрения, но и с рациональной позиции — каждый кусок добывался тяжело.

Известные суеверия о хлебе

Издавна хлеб был головой всему, его ставили на почётное место на столе в будний день и в праздник. Также его часто использовали в религиозных обрядах различных стран, что указывало на его священное происхождение, это же касалось и зерна.

Народ считал, что этот продукт настолько питательный, что насытиться можно даже одной крошкой. Отсюда любое пренебрежительное отношение к нему рассматривалось как оскорбление, а неурожай зерновых был серьёзным бедствием, который трактовался как кара за грехи.

Это дало толчок зарождению всевозможных суеверий. Народные приметы о хлебе классифицируются в зависимости от ряда обстоятельств:

  • если во время пышного торжества кусок оказался на полу, то скоро прибудут важные гости, а если это происходит во время обычного приёма пищи, то стоит быть готовым к визиту непрошенных людей, которые принесут с собой негатив;
  • просыпались крошки — возникнут финансовые проблемы, придётся серьёзно потратиться, также подобные приметы указывали на возможный неурожай либо много денег уйдёт на лечение близкого человека, болезнь которого возникнет неожиданно;
  • если падает на пол буханка, то скоро придёт человек с плохими вестями либо ожидается серьёзная ссора, ещё одна версия — хлеб не уродится;
  • падающая в ходе семейной трапезы половина булки также указывает на отрицательные новости от скорого визитёра.

Поверья, связанные со свадебным караваем

Свадьба — вступление в новую жизнь, которому должны сопутствовать важные предметы, одним из которых является свадебный каравай. Традиция встречать им новобрачных сложилась давно, она популярна и по сей день. Кто больший кусок отломит или откусит — будет главным в семье. Каравай всегда старались сохранить в целостности как символ единства молодой семьи, поэтому приметы про его падение несут в себе отрицательную характеристику:

  • каравай упал на пол или землю полностью по вине молодых — пара будет постоянно конфликтовать, что повлечёт за собой развод;
  • супруг, уронивший кусок каравая, будет вынужден подчиняться своей более властной второй половине.

Многие приметы о хлебе, упавшем на пол, имеют отрицательное значение, но не стоит воспринимать все их всерьёз. Многим в жизни приходится с трудом добывать кусок хлеба, поэтому излишние переживания о его падении только усугубят ситуацию, лучше просто проявлять осторожность.

Старое как мир суеверие. После изобретения дрожжевого способа приготовления хлеба при выпекании хлеб формируется совершенно определенным образом. Внизу — запекшаяся корочка, а сверху — румяная корочка, как выпуклая крышечка. Старый, добрый, круглый каравай. Одна из наиболее древних форм дрожжевого хлеба. Вот и считалось нехорошей приметой класть хлеб на стол верхней коркой. В некоторых случаях это суеверие доходило до степени запрета.

Например, совершенно недопустимо было переворачивать буханку «кверху дном» в некоторых рыбацких деревушках Северной Англии.

Здесь считалось, что с каждой перевернутой буханкой в море переворачивается корабль. Переворачивать буханку «кверху дном» в России также считалось большим грехом, так как хлеб — это дар Божий и подобное неуважительное отношение к нему могло повлечь за собой соответствующее наказание Всевышнего. Считается также, что у хлеба есть «голова» — верхняя корочка, поэтому переворачивание его «вниз головой» воспринималось как грубая непристойность. Давайте попробуем разобраться в происхождении и причине столь длительного существования этого суеверия.

Нижняя корочка выпекаемого в печи хлеба часто, если не всегда, была подгоревшая, ее и не употребляли в пищу. Кроме того, на ней могла быть запекшаяся зола. Поэтому она играла роль своеобразной подставки, донышка. Верхняя красивая корочка использовалась в пищу. И класть ее на стол даже из соображений гигиены неправильно . Существуют и другие объяснения. Для крестьянина, особенно жившего в старые времена, большое культовое значение имел процесс созревания, роста вверх. Все вокруг крестьянина живое и при правильном уходе растущее.

Хлеб, он тоже как живой — созревает в печи и растет вверх. В этом магическая сила природы, один из важнейших и мощнейших древних культов. Поэтому положить хлеб головой вниз значило перевернуть все с ног на го- лову, прервать рост, поток. Старорусское название хлеба — жито. От слова «жить». Огромный смысл вложен в это слово, и значение его также огромно. А еще есть такая русская поговорка: «Хлеб всему голова». Правильно, ведь как много надо сделать в крестьянском хозяйстве, сколько надо выполнить долгих и тяжелых работ, чтобы наконец выпечь хлеб.

А тут взять буханку, дающую жизнь, эту вершину стольких дел, и перевернуть. Хлеб, круглый, светлый, теплый, впитал в себя столько солнца, когда созревала пшеница, что немудрено — он стал одним из символов солнца. Так что с переворотом хлеба надо быть особенно осторожным, как же — переворачивать солнце! Хлеб — это также и символ братского круга, семьи. Вспомните такие поговорки: встречать хлебом- солью, преломить хлеб с друзьями. Все это означало , что, если ты попробовал мой хлеб, ты стал своим, вошел в наш круг. В свете этого переворот хлеба на столе — это магический символ непринятия общего круга, семейной значимости. Такой шаг может очень негативно сказаться на самой семье.


Процесс нарезания хлеба тоже овеян множеством примет и суеверий, например: если буханка при разрезании ломается в руках, это предвещает семейную ссору. Ведь резать хлеб вообще-то дело хозяина дома, он наделяет каждого своей долей, и если он делает это нервно, небрежно, все отразится на его домочадцах, все начнут нервничать. Ну а если хозяин не умеет резать хлеб, то совсем плохо: какой же он хозяин — он просто неумеха.

Или другая примета: если человек режет хлеб неровно (один кусок получается местами тонким, а местами — с утолщениями), значит, жизнь его будет такой же неровной и трудной. И наоборот, если отрезанный кусок ровен, то жизнь такого человека будет гладкой и спокойной. Это магическая примета, ее смысл в том, что, нарезая хлеб, надо помнить, что ты наделяешь всех сидящих за столом от своей доли. В данном случае хлеб — это и есть твоя доля . Твоя жизнь — как нарежешь , так и проживешь.

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх