Про стереотипы

СТЕРЕОТИП

СТЕРЕОТИП ( гр. στερεός stereos — твердый + τύπος typos – отпечаток) – когнитивная модель, разделяемая членами общества, образующаяся в результате процесса структурирования их совокупного опыта, репрезентирующая в обобщенном виде социально значимые объекты (людей, события, предметы, явления) и их оценку.

Стереотипы исследуются в рамках многих дисциплин и не образуют единой классификации, таким образом, один и тот же феномен может быть рассмотрен с точки зрения социологии, психологии, лингвистики и других смежных с ней дисциплин.

Впервые термин стереотип был предложен У. Липпманом и определен им как обобщенное представление человека о том или ином явлении, не основанное на его личном опыте, имеющее оценочный характер .

Связь стереотипа и языка первым отметил философ Хилари Патнэм. Ученый предложил две трактовки понятия стереотипа: обыденную и научную. С одной стороны, стереотип является «общепринятым (часто предумышленным) представлением о том, на что похож, чем является и как ведёт себя X» . С другой стороны, в определённых языковых коллективах существует так называемое «разделение труда», согласно которому «специалисты» обладают расширенным знанием о том или ином явлении; другие члены языкового коллектива имеют лишь стереотипное представление, достаточное для его использования в речи.

Важно отметить, что стереотипы проявляются в языке и присутствуют в лексиконе, однако стереотипные знания могут быть выражены не только посредством слов и простых суждений, но и сложных представлений о событиях .

Более широкое понятие социального стереотипа предложила У. Хвастхофф, определив его как когнитивную структуру, отражающую знания о мире в рамках определенной культуры, выраженную не только посредством некой языковой формы, но и имплицитно .

Иной подход к описанию стереотипа можно найти в работах Дж. Лакоффа . Исследователь рассматривает социальный стереотип как один из примеров метонимии. В данном случае, одна подкатегория репрезентирует всю категорию в целом, а это упрощает процесс вынесения суждений . Представители социума обладают определенным набором стереотипов, отражающих социально значимые категории. Например, мать-домохозяйка, в силу разделяемых в том или ином обществе взглядов, является наиболее удачным примером категории матери. Однако, для стереотипов характерна фрагментарность и субъективность. Так, категория «работающая working mother будет противопоставляться «идеальной» категории housewife mother .

Существенно, что результатом процесса стереотипизации могут быть не только сами стереотипы, но и другие структуры, которые разделяются представителями социума, хранятся в долговременной памяти и в сокращенном виде отражают их социальный опыт: культурные модели, ситуационные модели, скрипты, идеализированные когнитивные модели (ИКМ).

В лингвистике стереотип исследуется с помощью различных качественных, а также количественных методов: моделирование, ассоциативный эксперимент, критический анализ дискурса, корпусный анализ, контент-анализ.

Рекомендуемая литература

Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике:. М. : Индрик, 2005. 528 с.

Краткий словарь когнитивных терминов/ под общей редакцией Кубряковой Е.С. М.: Издательство МГУ, 1996. 245 с.

Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23, М.: Прогресс, 1988, с.39.

Липпман У. Общественное мнение: пер. с англ. М.: Институт Фонда Общественое мнение., 2004 (1922). 384 с.

Патнэм X. Значение .значения.: // Философия сознания. М. : ДИК, 1999 (1975). С. 164-235.

Что такое стереотипы

Восприятие предметов со сходными особенностями помогает нам образовывать понятия. Точно так же и люди классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по физическим характеристикам.

Таким образом создаются стереотипы, которые порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о других людях. Если, опираясь на стереотипные представления о человеке, мы в дальнейшем устанавливаем с ним контакт, заранее зная, чего от него можно ожидать, это часто лишает нас стимула понять его как личность.

Когда появился этот термин?

Впервые термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман (Walter Lippmann), который в 1922 году опубликовал книгу «Общественное мнение». Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категоризировать людей. Липпман выделил четыре аспекта стереотипов. В дальнейшем появилось несколько других градаций, но все они в определенной степени опирались на идеи Липмана.

Аспекты стереотипов по Липману

  1. Стереотипы всегда проще, чем реальность. Сложнейшие характеристики стереотипы выражают в одном предложении.
  2. Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.
  3. Все стереотипы ложны. Они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе.
  4. Стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

Стереотипы в массовой культуре

Стереотипы являются частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста (например, «молодежь сейчас ужасно невоспитанная»), пола («все мужчины хотят от женщин только секса»), религии («ислам – религия террора»), и т.д.

Можно ли победить стереотипы?

Сегрегация между группами может только способствовать закреплению стереотипов, а сближение групп, наоборот, приводит к изменению стереотипов, а иногда – к их полному уничтожению. Например, был проведен эксперимент, в ходе которого представителей разных рас поселили в одном здании на разных этажах. В результате их стереотипы сохранились и даже укрепились. И наоборот, многие стереотипы в этих группах разрушились, когда они стали занимать один этаж, сталкиваясь с одними и теми же бытовыми трудностями и совместно решая проблемы.

Стереотип не равен истине

Стереотип имеет познавательную и мотивационную функцию. То есть, он представляет собой информацию в наиболее легкой и понятной форме. Но та же самая информация может дезориентировать человека, если будет сильно расходиться с действительностью. Наиболее емко сформулировал это Чарлз Бакли, звезда баскетбола: «Вы понимаете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер — белый (имеется в виду Эминем), лучший игрок в гольф — чернокожий, самый высокий баскетболист — китаец (суперзвезда NBA Яо Минь, ростом 2 м 29 см), а немцы не хотят воевать в Ираке».

20. Kravchenko A. 2007a. Essential properties of language, or, why language is not a code. Language Sciences 29(5). 650-671.

21. Kravchenko A. 2007b. Whence the autonomy? A reply to Harnad and Dror. Pragmatics & Cognition 15(3), 2007. 587-597.

23. Linell P. 2005. The Written Language Bias in Linguistics. Routledge.

24. Maturana H.R. 1970. Biology of Cognition. BCL Report # 9.0. University of Illinois, Urbana.

27. Pinker S. 1999. Words and Rules. New York: Basic Books.

29. Reddy M. 1979. The conduit metaphor. In A. Ortony (ed.), Metaphor and Thought. Cambridge: Cambridge University Press. 284-324.

30. Ross D. 2007. H. sapiens as ecologically special: what does language contribute? Language Sciences 29(5).

31. Sapir E. 1929. The status of linguistics as a science. Language 5. 207-214.

33. Spurrett D. 2004. Distributed cognition and integrational linguistics. Language Sciences 26(4). 497-501.

34. Whorf B.L. 1956. Language, Thought and Reality: Selected writings by Benjamin Lee Whorf. Cambridge, MA: The MIT Press.

В.А. МАСЛОВА

КУЛЬТУРНЫЙ СТЕРЕОТИП И ЕГО РОЛЬ В ПОВЕДЕНИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЯЗЫКА

Ментальность народа — это мир, воспринятый человеком сквозь призму родного языка, в его основных формах и категориях. Именно язык вополщает в себе национальную культуру, национальный характер, национальное поведение. Язык — это и факт культуры, и ее составная часть, и ее орудие одновременно. Культура реализуется в языковых концептуализациях, поведении, предубеждениях и предпочтениях, ценностных установках, в способе мышления, символах и стереотипах.

Поведение и деятельность тесно взаимосвязаны, более того, во многих работах современных исследователей они употребляются как синонимы. Однако Т.М. Дридзе различает их так: поведение — это неосознанная (малоосознанная) активность, а деятельность — осознанная, мотивированная, предметная и целенаправленная социальная активность . Она пишет: «Деятельность и поведение — это две разные формы проявления человеческой активности» . Мы склонны считать, что в основе поведения человека лежат автоматизмы, и оно детерминировано не только социальными условиями его жизни, но и внутренним, духовным началом, побуждающим человека совершать те или иные, в том числе и речевые поступки; поведение детерминировано также психологическими свойствами языковой личности.

Теория деятельности разработана русскими психологами — Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и др.

В нашей статье используются следующие психологические термины: деятельность — понятие, отражающее активность индивида, связанную с освоением и преобразованием природы, культуры и самого человека; поведение — это совокупность процессов взаимодействия человека с окружающей средой, опосредованная внутренней и внешней его активностью; действие — единица деятельности и поведения; поступок — личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения в соответствии с общепринятыми правилами, нормами, традициями.

А.Н. Леонтьев считает, что в каких бы условиях и формах ни протекала деятельность отдельного человека, какую бы структуру она ни имела, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из самой жизни общества. То есть при всем своем своеобразии и разнообразии деятельность индивида представляет собой систему, включенную в другую систему — общественных отношений. По А.Н. Леонтьеву, вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. И то, как именно она функционирует, определяется формами и средствами общения, которые порождаются и реализовываются только в деятельности конкретных членов определенного общества.

Основная единица социального поведения — поступок. В нем проявляется и формируется личность человека. Причем, поступок — это не любое действие, а только такое, которое получает нравственную оценку окружающих с позиций норм, нравственных и эстетических, существующих в данном социуме . Следовательно, поступок — это сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений, ценностей и нравственных норм. Это своего рода акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Поведение — это присущее всем живым существам взаимодействие с окружающей средой. Поведение — система, имеющая сложное строение. Оно исходит из мотивов и направлено на достижение цели. Отдельным поведенческим актом является действие.

К. Пайк одним из первых предложил непротиворечивую теорию поведения. Причем он стремился сформулировать общую теорию поведения человека.

В поведении есть признаки, наблюдая которые человек делает вывод о характере, способностях, состоянии другого человека. Поэтому изучить поведение — задача исключительной важности. Есть «три уровня отношений между людьми — когнитивный (как вы их видите и понимаете), аффективный (как вы к ним относитесь) и поведенческий (как вы в них поступаете)» . Когнитивным отношениям вовсе не противопоказаны образность, аффективность, экспрессия.

Н.И. Жинкин: «Есть основания считать, что поведением человека управляют три основные программы: 1) наследственная; 2) условно-рефлекторная; 3) коммуникативная» . Под программой он понимает учет последовательности эффективных операций.

Наследственная программа вырабатывается в процессе эволюции. Критерием ее эффективности является естественный отбор. Условно-рефлекторная программа возникает в индивидуальном опыте. Коммуникативная программа создается в процессе общения людей, в результате чего достигается овладение общественно-историческим опытом.

К. Лоренц писал: «Существует совершенно ошибочная доктрина, согласно которой поведение животных и человека является по преимуществу реактивным и если даже имеет какие-то врожденные элементы — все равно может быть изменено обучением» . Отсюда следует, что способы поведения как бы получаются по наследству в виде однотипных для всех людей данной культуры реакций на мир, но укореняются они воспитанием. Мир многолик: это и физическая реальность, и ментальная реальность, и мир объективированного опыта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У. Джеймс пытался понять, какое влияние на поведение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения. Он установил, что поведение зависит также от прошлого и настоящего опыта. Согласно когнитивной психологии, поведение рассматривается как результат восприятия индивидом ситуации в данный момент. То, что человек воспринимает, является для него единственной реальностью, посредством которой он может управлять своим поведением. Я-концепция — наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида.

В отличие от животных человек при рождении не имеет единой, веками и поколениями проверенной и генетически закрепленной модели поведения. Он получает ее вместе с культурой прежде всего через язык. Личность в культуре сама определяет свое поведение, хотя соотносит его с заповедями религии, нормами морали, письменными законами общества. К поведению относится подчеркнутый патриотизм русских, культ святынь и символов, коллективизм, доверие к политикам и продукту их деятельности — транспарантам.

С поведением тесно связано понятие стереотипа, существуют даже стереотипы поведения -обобщенное представление о поведении и манерах какого-либо народа: немецкая аккуратность, испанские страсти, цыганское веселье, русская бесшабашность. Справедливо считается, что в основе формирования этнического сознания и культуры в качестве регуляторов поведения человека лежат как врожденные, так и приобретаемые в процессе социализации факторы — культурные стереотипы, которые усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с определенным этносом, определенной культурой и осознавать себя их элементом.

Впервые понятие стереотипа использовал У.Липпман еще в 1922 г., который считал, что это упорядоченные, схематичные детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных объектов мира . При таком понимании стереотипа выделяются две его важные черты — детерминированность культурой и быть средством экономии трудовых усилий, и соответственно, языковых средств. Если алгоритмы решения математических задач экономят мышление человека, то стереотипы «экономят» саму личность.

Одно из лучших определений стереотипа принадлежит В.В. Красных: «Стереотип есть некоторая структура ментально-лингвального комплекса, формируемая инвариантной совокупностью валентных связей, приписываемых данной единице и репрезентирующих концепт феномена, стоящего за данной единицей…» . Следовательно, стереотип есть некий фрагмент концептуальной картины мира, существующей в сознании.

Ю.Е. Прохоров считает, что стереотип — это «прежде всего определенное представление о действительности или ее элементе с позиции «наивного», обыденного сознания . При таком понимании оказывается, что за любой единицей языка стоит стереотип, стереотипный образ. Для нас же важно, чтобы эта единица реализовывалась в речевом общении в виде частотной, стандартной ассоциации в стандартной для данной культуры ситуации. Например, пчела = труженица, осел = глупый, козел = упрямый, гений = Пушкин и т.д.

Ю.А. Сорокин определяет стереотип как «некоторый процесс и результат общения (поведения) и конструирования поведения согласно определенным семиотическим моделям, список которых является закрытым.» .

Стереотип — не только негативен, но и позитивен: он удовлетворяет психическую потребность в экономии познавательных усилий, а также поддерживает внутреннюю спаянность сообщества «своих». Стереотипы необходимы нашему сознанию, чтобы ориентироваться в мире. Как сказал Р. Барт: «В каждом знаке дремлет одно и то же чудовище, имя которому — стереотип» .

Этнические стереотипы — это представления о качествах своего собственного и чужого народов, они характеризуются следующим: полярностью оценок, жесткой их фиксацией, интенсивной аффективной коннотацией, устойчивостью. Н. Уфимцева выдвигает гипотезу: «Этнические стереотипы недоступны саморефлексии «наивного» члена того или иного этноса и являются фактами поведения и коллективного «бессознательного», им невозможно специально обучать» . Специалисты по этнической психологии, изучающие этнокультурные стереотипы, отмечают, что нации, находящиеся

на высоком уровне экономического развития, подчеркивают у себя такие качества как ум, деловитость, предприимчивость, а нации с более отсталой экономикой — доброту, сердечность, гостеприимство.

Этнокультурные стереотипы — это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ; немецкая аккуратность, русский «авось», китайские церемонии, африканский темперамент, вспыльчивость итальянцев, упрямство финнов, медлительность эстонцев, польская галантность — стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого его представителя. На учете стереотипных представлений основано большинство анекдотов о национальном характере, причем объектами оценки в анекдотах могут стать не только черты характера, но и традиции, обычаи (например, ходить в гости), модели повседневного поведения, особенности анатомии.

Например: 1. Чукча — это диагноз, грузин — профессия, еврей — призвание, русский — судьба. 2. Как приходят и уходят из гостей люди разных национальностей? Русский приходит с бутылкой и уходит с подбитым глазом. Еврей приходит с женой и детьми, уходит с тортом для тети Песи. Здесь стереотипы — глупость чукчей, артистизм грузин, пьянство русских, изворотливость евреев.

Есть стереотипы поведения, ментальные стереотипы, стереотипы общения (речевые формулы). Стереотип — это текст, вписанный в контекст коммуникативного акта и отражающий определенную микроситуацию. Но сеть личностный параметр на уровне социальных и др. ролей, резкого разграничения сферы «своего» и «чужого»: Это ваши проблемы!… Мы/ с вами детей не крестили (коров не пасли)… Какое вам дело .

Стереотипы служат источником предубеждений в отношении другого народа, когда его поведение меряется на свой аршин. Так, для американцев русский — это мат — тройка — перестройка.

Даже простой количественный анализ стереотипов, возникающих в эксперименте, позволяет заметить, что в белорусском языковом сознании стереотипизированных выражений намного меньше, чем в русской. Думается, что объяснить этот факт можно следующим. Чем древнее культура, тем более она стереотипизирована. Косвенное подтверждение тому находим в трудах отечественных психолингвистов, которые исследовали языковое сознание русских по отношению к языковому сознанию американцев, французов, немцев, англичан. Было установлено, что языковое сознание русских является наименее стереотипизированным . Белорусская культура, будучи более молодой и слабой, чем русская, еще менее стереотипизирована. В литературе описан случай, когда увидев только что отошедшего от дамы, с которой он разговаривал, А.С. Пушкина, П. Вяземский споросил его о том, умна ли она. На что А.С. Пушкин ответил: «Откуда я знаю, ведь мы говорили по-французски». Отсюда следует, что стереотипы, хотя и упрощают социальные контакты, но они не позволяют выразить индивидуальность говорящего.

При всем многообразии моделей поведения прослеживаются некоторые стереотипизированные черты как универсальные (общечеловеческие), так и сугубо национальные. Эти стереотипы поведения фиксируются в языке. Например, такая особенность поведения русских, как отсутствие улыбки, репрезентирована в следующих пословицах и поговорках: и смех и грех; смехи да хи-хи вводят в грехи; велик смех, не мал и грех; смехом сыт не будешь; смех до добра не доведет и под.

Какой набор языковых средств может служить для описания и объяснения поведения людей в любой культуре? Б. Уорф писал: «Мы должны признать влияние языка на различные виды деятельности людей не столько в особых случаях употребления языка, сколько в его постоянно действующих общих законах и в повседневной оценке ими тех или иных явлений» . Прекрасной иллюстрацией сказанному будет следующая фраза: Трамваи шли друг за другом как исключения: сначала стеклянный, потом оловянный, потом деревянный (В.Нарбикова).

Мы, вслед за психологами и психолингвистами, выделяем четыре типа поведения — 1) бытовое, 2) «знаковое», т.е. культовое, обрядовое, этикетное, 3) игровое поведение — промежуточное между этими двумя и 4) речевое поведение. Нас интересует в большей степени речевая деятельность человека. В ней задействованы социально обусловленные характеристики человека — происхождение,

семейное положение, социальный статус, отношения в обществе (дружба — вражда, умение найти/не найти точки соприкосновения) и т.д.: разбить лед, найти общий язык, говорить на разных языках, быть по разные стороны баррикады и др.

Унижение как вид отношения в обществе также закреплено в языке: плевать в душу, смешать с грязью, обливать грязью, обливать помоями и др.

Важный момент в поведении русского — «быть как все», что связано со следующим представлением об устройстве мира: личность важна не сама по себе (как у европейцев), а является частью целого сообщества. Так, положено выглядеть не хуже других, отсюда стремление одеться лучше других, что осуждается обществом: Шапка три рубля, зато набекрень; На брюхе шелк, а в брюхе — щелк! Отсюда недоброжелательство к тем, кто «высунулся»: Из грязи да в князи; Шишка на ровном месте; Залез в богатство, забыл и братство.

Русские любят, когда поведение человека предсказуемо, т.е. высоко ценят человека, соблюдающего обычаи: «Общество, построенное на обычае и коллективном опыте, неизбежно должно иметь мощную культуру прогнозирования» .

Специфика национального поведения побудила к созданию теории «культурно обусловленных сценариев», сущность которой заключается в том, чтобы выявить и описать негласные правила, помогающие комфортно себя чувствовать и инокультурной среде. Например, англо-американская культура поощряет отзываться с похвалой о других людях в их присутствии, чтобы повысить их самооценку. В японской, наоборот, похвала в лицо не поощряется, однако вызывает одобрение, когда человек говорит о себе самом плохо. В армянской культуре поощряется похвала в лицо, даже чрезмерная, но говорить о себе хорошо, нельзя .

Кроме поведения, зафиксированного в языковом материале, нас интересует также речевое поведение как совокупность речевых поступков. В качестве основных здесь выступают следующие понятия: «речевая деятельность», «речевое общение», «речевое поведение», «коммуникация» и др.

Вербальное коммуникативное поведение складывается из нескольких доминантных для данного народа коммуникативных черт. Они проявляются независимо от того, кто, когда, с кем, где и т.д. говорит, а также правил, действующих в стандартных коммуникативных ситуациях: встречи, приветствия, знакомства, благодарности, прощания, общения в гостях, в учреждении, по телефону и т.д. Например, для русских характерна общительность, нелюбовь к официальному общению, высокая искренность, большое тематическое разнообразие, определенность в выражении точки зрения, чем, например, в общении немцев. Однако по сравнению с Европой, у русских ниже уровень бытовой приветливости, улыбчивости, вежливости. Как отмечал Андрон Михалков-Кончаловский, на Западе много уважения, а мало любви, в России много любви, но мало уважения.

Результаты этнопсихологических исследований подтверждают, что в сознании русских людей сталкиваются противоречивые установки и стереотипы поведения. На основании опроса реципиентов был выявлен ряд основных поведенческих ориентаций: на коллективизм (например, гостеприимство), на духовные ценности (правдивость, талантливость), на взаимопомощь (доверчивость), на власть (чинопочитание), на быстрое решение проблем (удальство, героизм) и т.д.

Можно вести себя в соответствии с нормами поведения и не учитывать эти нормы. В языке закрепились следующие стереотипы поведения:

1) вести себя достойно — умирать как герой; 2) вести себя уверенно — держаться как хозяин, чувствовать себя как дома; 3) приходить куда-либо точно в срок — явиться как штык, быть как часы. Это стереотипы хорошего поведения, их немного в языке. Устойчивых сравнений, характеризующих поведение человека негативно, гораздо больше: 1) вести себя недостойно — вести себя как баба, вести себя как скотина; 2) вести себя невоспитанно — поступать как дикарь, вести себя как мальчишка (о взрослом^, вести себя как слон в посудной лавке, плеваться как верблюд, зевать как бегемот, кривляться как обезьяна; кричать, галдеть, орать как в лесу, молчать как сыч, ругаться как сапожник; 3) вести себя униженно — вести себя как бедный родственник, как сирота, просить как нищий; 4) вести себя подобострастно — пресмыкаться, вертеться как вьюн на сковороде, вертеться как флюгер,

меняться как хамелеон, петлять как заяц, ползать на брюхе, ползать как червяк; 5) вести себя назойливо — приставать как банный лист, присосаться как клещ, пристать как репей, прилипнуть как смола, пристать как с ножом к горлу; 6) вести себя легкомысленно — блудить как мартовский кот, порхать как мотылек; 7) нанести физический урон кому-либо — убить как бешеную собаку, прихлопнуть как муху, раздавить как клопа, придушить как ц^тленка; 8) применить насилие — налететь как вихрь, как зверь, как коршун, как собака, бить как сидорову козу, трясти как грушу, изуродовать как бог черепаху; 9) избегать кого-либо — бегать как от прокаженного, бояться как чумы; 10) обращаться с кем-либо снисходительно или грубо — обращаться как с маленьким, как с мальчишкой, как с малым ребенком; смотреть как на чудака, как на мальчишку; обращаться как с собакой, как со скотиной, травить как зайца, смотреть как на пустое место, обращаться как собака с тряпкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нами было установлено, что русскому национальному сознанию присуща терпимость по отношению к бездельникам и безделью в противовес суетливой активности (лежание на печи). Считается, что в этом проявляется мудрость.

Поведение в обществе хорошо представлено в языке: раскрепощенный, раскованный, разболтанный, развинченный, расхлябанный, разнузданный — зажатый, скованный, закрутить гайки. Распуститься, распоясаться — ‘субъект позволяет себе поступки, на которые не имеет права: задевает достоинство других, ведет себя непочтительно’. Эти глаголы предполагают большую или меньшую степень выхода за рамки дозволенного. Есть и другие нюансы смысла: подтянутый характеризует осанку, а расхлябанный — движения.

Смех — это поведенческий акт человека, отличающий его от зверя. Первоначально он был церемонией умиротворения или приветствия. Он возник путем переориентации угрожающего жеста. Это серьезное оружие, которое может причинить много вреда.

Он существовал уже на самых ранних стадиях развития культуры: люди высмеивали божество, его ругали, над ним издевались, чтобы утвердить жизненное начало вслед «умирающему» божеству; смех их сопровождающий и назывался ритуальным смехом. Так древний и средневековый человек освобождался от религиозного догматизма, от мистики и благоговения, молитвенного характера. Так создавался второй как бы параллельный мир, в котором жил человек. Это было для него необходимо, ибо официальный праздник не соответствовал природе человеческой праздничности, искажал ее, т.к. был абсолютно серьезным.

Смех по своей семантике амбивалентен. Смех в языческом обществе имел сакральную символику, это своеобразный магический жест . В христианской культуре смеются смерть, дьявол и прочая нечисть, отсюда фразеологизм дьявольский смех. Считается, что уже с самого рождения возле человека находится как ангел-хранитель, так и дьявол-искуситель, соблазнитель. И если ангел радуется, умиляясь добрым поступкам человека, то дьявол осклабляется и хохочет, при виде злых дел. Христос, Его апостолы и святые никогда не смеются, лишь улыбаются, радуясь.

Запрет на смех встречается в славянском фольклоре — в тех русских сказках, где живой проникает в царство мертвых: сказки о Бабе-Яге, где героя предупреждают: «Придешь в избушку — не смейся!». Отсутствие смеха — признак пребывания в царстве мертвых, ибо мертвые не смеются. Смеясь, мертвый выдает себя за живого . Так смеется, например, русалка в одноименном стихотворении В.Я. Брюсова: Еще нежней, еще коварней / Смеялась, зыбля камыши. По славянскому поверью, хохочет в лесу леший, заманивая к себе людей. В стихотворении «Папоротник» В. Брюсов пишет: Все виденья, всех поверий / По кустам кругом хохочут.

В тесной связи с запретом на смех формируется значение фразеологизма сардонический смех (смех смерти). Внутренняя форма этого фразеологизма — существовавший у древнего населения Сардинии обычай убивать стариков и при этом громко смеяться.

Смех не одобряется древними славянами, отсюда выражения типа дурня па смеху пазнаеш; па латках пазнаеш скупога, а па смеху — дурнога (бел.), русские фразеологизмы и поговорки смеху подобно (о смехотворном — неодобр.) и др. Выражение гомерический смех также имеет негативную окраску: это громовой смех, подобный тому, каким смеялись на пиршествах олимпийские боги в «Илиаде» Гомера.

Но есть и другая сторона у смеха. А.А. Потебня видит связь смеха со светом и жизнью. В мифах народов мира, в которых повествуется о проглоченных рыбами, смех — возврат к жизни. По украинскому поверью, ворон похищает детей на тот свет, и если мать успеет рассмешить ребенка, он останется с ней, а если не успеет, то он достается ворону. Следы этого аспекта значения у смеха имеют фразеологизмы смех разбирает, смешинка в рот попала и др.

Эта амбивалентная древняя семантика смеха формирует отношение к нему в современной культуре восточных славян, где смех не только выражение радости, но с ним связаны и такие слова, как насмехаться, пересмешник (мифическое существо, источник эхо).

Интересно рассмотреть отношение русских к смеху. В русском национальном сознании смех и смерть взаимосвязаны. Русское слово умора ярко демонстрирует представления наших предков об амбивалентной сущности смеха: смеяться до надрыва, до смерти. Может быть, поэтому к смеху у русских отношение отрицательное, что отражено в пословицах и поговорках: Скалозубы не бывают любы (посл.). Смех без причины — признак дурачины. Смешно дураку — что рот на боку (о незначительности причины для смеха). Рот до ушей, хоть завязочки пришей — неодобрение.

Смех по одному и тому же поводу создает чувство братской общности. Способность смеяться вместе — это предпосылка дружбы, а хохот — разрядка. Смех можно обратить против врага.

К фразеологизмам поведения можно отнести ФЕ с компонентом «смех»: и смех и грех, поднимать на смех (русск.); пам’раиь ад смеху, не на смех, надрываиь жываты ад смеху, паехаиь ад смеху (бел.) и другие, которые кодируют в своей семантике запрет на смех.

Улыбка у русских должна быть осмысленной и иметь эмоциональные причины, она обязательно должна выражать чувства: сердечность, доверие, дружелюбие. Улыбка у русских не является этикетной, поэтому незнакомым на улице не принято улыбаться.

Гостеприимство — это форма поведения. В древности любой путник нуждался в помощи других людей, отсюда такое значение имело гостеприимство: не давшего крова и пищи человека изгоняли из общины. Сейчас практическая сторона ушла в прошлое: есть гостиницы, рестораны, а визиты согласовываются по телефону, через Интернет. Сейчас это раздел коммуникации. Гостеприимство — это радушие, хлебосольство. Хлеб+соль — основа каждодневной жизни, поэтому встреча дорогих и почетных гостей хлебом-солью ритуальна. Такое поведение регламентируется в обществе целым рядом правил, закрепившихся в пословицах и поговорках; Умел звать — умей и угощать; За пустой стол гостей не сажают; Скатертью трясет, а на стол не несет.

Стандартизированное поведение имеет свои варианты: поведение крестьянина, воина, ремесленника; в соответствии с критериями биосоциального членения различают поведение взрослых, детей, молодежи, стариков, мужчин и женщин. С учетом конфессионального поведения можно выделить поведение христианина, мусульманина и т.д., с позиций этнического поведения — поведение русского и немца, англичанина и поляка и т.д. Целые слои имели свои модели как «правильного», так и «неправильного» поведения (сравни сценарий купеческого загула в литературе XIX в.). Лотман писал: «Каждый человек в своем поведении реализует не одну какую-либо программу действий, а постоянно осуществляет выбор, актуализируя какую-либо одну стратегию из обширного выбора возможностей» .

Вероятно, механизмом формирования стереотипов являются многие когнитивные процессы, потому что стереотипы выполняют ряд когнитивных функций — функцию схематизации и упрощения, функцию формирования и хранения групповой идеологии, ряд других мыслительных функций.

Итак, поведение человека вариативно и многообразно, но оно и типизировано одновременно, потому что подчиняется нормам и стандартам, выработанным в обществе. Причем, если стереотипиза-ция распространяется на поведение в любой сфере человеческой деятельности, то социальная норма регулирует лишь общественное поведение людей (например, этикет). Этикет имеет ритуальное происхождение . Этикетный аспект повседневного поведения — это символические формы поведения.

А речевые стереотипы — одна из важнейших скреп социума. В тадиционной культуре эту функцию выполняют пословицы, паремийные речения, фразеологизмы, крылатые слова, цитаты.

12 сентября 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В нашем лексиконе присутствует очень много заимствованных слов, смысл которых не всегда понятен из контекста. Мы уже разбирали ранее такие термины (например, прагматизм, корреляция, девиация).

Сегодня же у нас очень интересная тема — это стереотипы и стереотипное мышление. Если вы думаете, что вас то это уж точно не касается, то, скорее всего, вы ошибаетесь, ибо шаблонное мышление мы приобретаем еще в детстве и без него нам было бы сложно воспринимать действительность.

Так что же такое стереотипы? Это благо и зло? Почему они формируются у нас и как от них можно избавиться, чтобы они не мешали нам жить? Обо всем этом и пойдет речь в этой статье. Будет интересно, обещаю!

Стереотип — что это

Согласно википедии, слово «стереотип» в переводе с древнегреческого означает «объемный отпечаток». Когда-то так называли печатное клише, используемое в типографских машинах.

В настоящий момент стереотип – это устоявшееся представление о чем-либо, образец восприятия явлений реальности. Совокупность стереотипов являет собой социальную действительность, в которой мы с вами живем.

Рассматриваемый феномен формируется еще в детстве каждого индивида, прививается семьей и обществом. Шаблоны мышления (их много) закладываются глубоко в подсознание, становятся автоматическими мыслями, которые приводят к таким же автоматическим действиям.

Научившись думать определенным образом в конкретных ситуациях, человек при попадании в них не напрягается и не тратит энергию. Реакция возникает сама по себе и не нуждается в регуляции. Это очень удобно, с точки зрения экономии психических и физиологических ресурсов.

Благодаря стереотипам мир становится более предсказуемым и последовательным, что уменьшает врожденную тревожность, связанную с выживанием. Это позитивная сторона явления.

Однако, мир постоянно меняется: привычное мышление, которое когда-то нас выручало, становится вредящим или бессмысленным.

Например, древние люди точно знали, что человек с другим цветом кожи – чужак, и может представлять опасность. С ним немедленно расправлялись или брали в плен. Этот стереотип существует и в наши дни, но приносит только неприятности.

Разделение людей по национальному и расовому критерию основано на инстинкте выживания и приводит к вражде и кровопролитию (стоит вспомнить Гитлера, который уничтожал евреев, не считая их за людей), при этом современный социум считает себя разумным и культурным.

Таким образом, стереотипы могут быть как полезными, так и вредными. Последние принято называть предубеждениями или предрассудками. Они составляют львиную долю от общей массы и от них лучше избавляться, чтобы не портить жизнь себе и окружающим.

4 особенности стереотипного мышления

У. Липмман, который в 1922 году и ввел данное понятие в обиход, выделил его 4 характеристики стереотипного мышления:

  1. Такой подход значительно облегчает восприятие реальности, максимально упрощает ее. В связи с чем стереотипное утверждение всегда имеет короткую формулировку. Например, «все мужики козлы», «все бабы дуры», «бьет – значит любит», «если меньше ешь, то быстро похудеешь» и т.д.

    То есть, стереотип – это, как правило, короткая, емкая фраза;

  2. Стереотип – это всегда чужой опыт, передаваемый от старшего поколения к младшему. Мы перенимаем «правду о мире» от бабушек, дедушек, родителей и других значимых взрослых, участвующих в нашем воспитании. Ребенок «заглатывает» информацию, а позднее начинает считать ее частью своей личности.

    В психологии такое явление называется «глотанием интроекта». Часто случается, что человек «глотает», но «не переваривает» некое убеждение и впоследствии его начинает «тошнить».

    Например, мама всю жизнь толдычит дочери, что замуж нужно выйти один раз и навсегда. Последняя благополучно соединяет свою судьбу с мужчиной, но через некоторое время понимает, что любовь прошла, и жить с мужем она больше не хочет. В это время стереотип диктует ей терпеть и выкинуть из головы мысли о разводе. Женщина мучается, страдает, ненавидит мужа, себя и детей, возможно, заболевает на нервной почве…

    Но если она сможет осознать, что мысль о единственно возможном браке не является ее собственной, а была вложена в голову заботливой матушкой, как жизнь тут же изменится и заиграет новыми красками. Она тут же разведется, освободив от мучений себя и всю свою семью;

  3. Незыблемость – люди слепо верят в стереотипы, часто игнорируя логику и физические законы. Если женщина уверенна, что «все мужики хотят от нее только секса», то даже влюбленный в нее импотент, который просто читает стихи и дарит цветы, не переубедит ее в обратном. Скорее всего, она решит, что отсутствие сексуального желания с его стороны связано с тем, что он ее просто не любит;
  4. В большинстве случаев стереотип является ложным убеждением, поэтому чаще всего термин имеет негативный окрас.

    «Ты мыслишь стереотипно!» – фраза, указывающая оппоненту, что его представление о ситуации устарело и нуждается в пересмотре.

Стереотипы существуют буквально во всех жизненных сферах. Они настолько прочно врастают в личность человека, что порой отделить одно от другого становится крайне сложно.

В случае когда мышление, наполненное стереотипами, начинает доставлять личности неудобства, стоит обратиться к психологу, который поможет отделить «зерна от плевел».

Виды стереотипов

Все социальные стереотипы разделены на несколько видов:

  1. Относящиеся к народам и расам. Например, русский человек много пьет, англичане – жадины и снобы, евреи – хитрые, цыгане умеют гипнотизировать.
  2. Предрассудки о богатых и бедных: если богатый, значит, вор. Или если бедный, то добрый. На самом деле не все богачи наворовали свое состояние и далеко не каждый человек, живущий бедно, способен на милосердие и гуманные поступки.
  3. Мужские и женские стереотипы – часто фигурируют в анекдотах, например, о злой теще, любовниках в шкафу и командировочном муже.
  4. Предрассудки о сексуальных меньшинствах (геях и лесбиянках — ЛГБТ).
  5. Возрастные – убеждения по поводу того, как должен вести себя человек в том или ином возрасте (взрослая личность должна быть серьезной, старикам поздно любить и жениться, ребенку позволено баловаться).
  6. Профессиональные предрассудки (военный должен быть благородным, честным и сильным).

Стереотипное мышление в той или иной мере развито у всех: чем жестче характер, тем менее гибок человек в рассуждениях и больше опирается на внутренние шаблоны.

Как избавиться от стереотипов

Зная, что такое стереотип, важно понимать: мы не можем контролировать их формирование, так как это происходит в детском возрасте, когда ребенок верит взрослым, как богам. Он ни капли не сомневается в том, что ему говорят, ведь у него нет своего опыта и собственной системы ценностей.

Предотвратить нельзя, зато можно изменить сложившуюся ситуацию. Делать это стоит, если внутренние установки мешают счастливому существованию.

Например, если женщина выросла со стереотипом, что все мужики козлы, ей будет сложно обустроить свою личную жизнь – выйти замуж и родить детей, так как в каждом партнере ей мерещится предатель, эгоист и изменщик.

Самый простой способ избавления от предрассудка – включить логику и посмотреть на ситуацию по-другому. В данном случае ей стоит задать себе вопросы:

  1. откуда я знаю, что все мужики козлы (мама сказала)?
  2. откуда мама это узнала (возможно, этот стереотип передала ей ее мать, или он возник вследствие глубокой обиды из-за того, что ее предал мужчина)?
  3. лично я считаю, что все мужчины такие?
  4. если да, то какие факты говорят в пользу моего утверждения?
  5. какие факты могут опровергнуть мой стереотип? И т.д.

Чем больше задавать себе вопросов по конкретному убеждению, тем яснее будет проглядываться настоящая картина: скорее всего, окажется, что определенное видение мира возникло в голове с чужой подачи и не является вашим умозаключением, основанном на собственном опыте. Хотя и последнее тоже может быть.

Еще один вариант борьбы с шаблонами – смена окружения, знакомство с другими людьми, которые видят мир иначе. Чем больше у человека друзей и приятелей, тем более широко он может видеть мир, смотреть на него с разных сторон. Это помогает думать и действовать более гибко, творчески, избегая туннельного мышления.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

На протяжении жизни мы накапливаем множество стереотипов. Сначала они мешают нам учиться, потом – завязывать отношения, работать, общаться. Поэтому отношение к понятию часто бывает негативным. Но кто выдумал эти шаблоны мышления? Зачем они нужны, если они не оставляют нам свободы действий? И как научиться распознавать свои стереотипы? В одной статье рассказать обо всех шаблонах мышления не получится. Но можно поговорить о самых популярных.

Что такое стереотип?

Стереотип — это шаблонное мнение о человеке, явлении, социальной группе или событии. Шаблоны мышления – результат эволюции. Они есть у всех людей, поэтому лучше принимать их как данность. В нашем мозге заложен определенный лимит познания, внимания, творческого размышления. Чтобы экономить энергию мозг упрощает картину мира, делает ее более понятной.

Стереотипы — это установленные в нашем мозге автоматизированные программы, которые аккумулируют генетический и приобретенный опыт. То есть наша генетика – это некий фундамент для шаблонов мышления. Но сами стереотипы не являются чем-то врожденным. Они возникают из информации, которую дают нам родители и окружение.

Нашим пращурам шаблоны мышления помогали не только жить, но и выживать. Когда к мохнатому предку приближался враг, ему некогда было философствовать: бежать или поразмышлять. Кто побежал – выжил, философы были съедены. Так что исторически деление по цвету кожи, религии, полу, способу общения было полностью оправдано. Многие люди и сегодня остаются консерваторами: чтят старые традиции, не признают чужаков и учат всему этому детей.

Наша жизнь меняется так быстро, что стереотипы, которые мы переняли у наших предков, перестают нас защищать. Иногда предубеждения завладевают нами настолько, что приобретают негативную окраску и заметно искажают реальность.

Пройти тест на характер человека

Примеры стереотипов:

  • Женщины мечтают о любви, а мужчины хотят только секса.
  • Женщины любят только богатых/мужчины любят длинноногих блондинок.
  • Все богатеи – воры.
  • Заработать много денег честным трудом невозможно.
  • Бьет – значит любит.
  • Самое дорогое – самое качественное.

Но есть и хорошая новость: стереотипы не являются чем-то постоянным, они могут разрушаться. Например, после переезда в другую страну, рассеиваются многие культурные, этнические или расовые предубеждения. Многие, но не все.

История понятия «стереотип».

Слово стереотип произошло от двух греческих слов: «твердый» и «удар». В переводе значит «след от удара» или «твердый отпечаток». Впервые было использовано в 1796 году в типографском деле, где стереотипом называли монолитную печатную форму или клише, с помощью которой можно было печатать страницу целиком. В метафорическом смысле стереотип – это зафиксированный вариант чего-либо, сложившийся стандарт.

В 1922 году американский писатель, журналист Уолтер Липпман (1889-1974) ввел термин «социальный стереотип» – эмоционально окрашенный, устойчивый образ группы, который переносится на всех ее представителей. В такой модели беспорядочный, многообразный мир представляется четким и разделенным на категории. Такое своеобразное «расчленение» общества – это защитный механизм, без которого людям было трудно сосуществовать.

У. Липпман описал четыре свойства шаблонного мышления:

  • Упрощение реальности. Предубеждения описывают окружающий мир двумя-тремя словами (например: все мужики – козлы/ все бабы – стервы).
  • Ложное утверждение. У каждого народа или нации есть исторически сложившиеся шаблоны относительно чужой культуры, представителей других народов. Например, англичан многие представляют аристократичными снобами, а индусов – худыми йогами в позе лотоса. Но англичанин или индус не обязан соответствовать нашим представлениям о нем.
  • Воплощение чужого жизненного опыта. Когда мы взрослеем, мы впитываем чужие стереотипы, не подвергая их переосмыслению, критике.
  • Неизменность. Предубеждения сильнее реальности. Если женщина убеждена, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок», она будет кормить каждого знакомого. И если встретит равнодушного к еде мужчину, решит, что это был единственный в мире мужчина, который не любит поесть.

Позже благодаря работам американского философа Хилари Патнэма (1926-2016) стереотип активно изучается в лингвистике. Патнэм развивал гипотезу разделения языкового труда, согласно которой в каждом трудовом коллективе формируются термины, определения и языковые обороты, понятные только членам этой группы. Например, на своем особом языке говорят программисты, врачи, юристы. Причем они используют не только терминологию, но и свои профессиональные анекдоты, шутки.

Стереотипизация многопланова. Она проявляется в разных сферах деятельности человека и изучается многими науками: социологией, политологией, культурологией, этнографией, психологией, лингвистикой, когнитивистикой. Жесткие шаблоны мышления порождают предрассудки к людям с особыми потребностями, с разным цветом кожи, к представителям сексуальных меньшинств или религиозных конфессий. Они активно обсуждаются и осуждаются в обществе. С предубеждениями воюют феминистки, политические и общественные деятели, международные организации ООН и ЮНЕСКО.

Но существуют шаблоны восприятия, которые являются частью нас самих. Они срастаются с нами настолько, что мы даже не догадываемся об их существовании. Бороться со своими стереотипами приходится самостоятельно.

Пройти тест на тип восприятия

5 стереотипов, которые мешают нам жить.

Негативная сторона стереотипов – предрассудки. Когда мы предвзято смотрим на окружающих, часто действуем несправедливо или вредим сами себе, своему будущему.

Этностереотипы.

Этностереотипы – это шаблонные представлениях о своем и других народах. Они существовали всегда и продолжают существовать. В большинстве случаев этностереотипы вредят взаимопониманию и приводят к нерадостным последствиям. Но если предубеждения против «чужаков» признаются нормой, они становятся благодатной почвой для расизма, терроризма, крайнего национализма, дискриминации. Если задать себе вопрос о жителях других стран, воображение сразу рисует образ «типичного» представителя:

  • «Типичный американец»: дружелюбный, трудолюбивый, самоуверенный, вечно спешащий.
  • «Типичный китаец»: низкорослый, бесцеремонный, шумный, жующий один только рис.
  • «Типичный англичанин»: сдержанный, пренебрежительный, держащий чашку чая в одно руке, тарелку овсянки в другой.
  • «Типичный француз»: самодовольный, модный, любвеобильный, любящий поедать улиток и лягушек.

Мы смеемся с анекдотов про чукчей или армянское радио, любим пошутить о неторопливости финнов или скупости евреев. Разумеется, этностереотипам, на которых строятся анекдоты, можно не придавать особого значения. Но повседневные стереотипы о представителях других культур в первую очередь вредят нам самим. Этнические предрассудки можно сравнить с шорами, которые сужают наш кругозор, мешают знакомиться, влюбляться, общаться, наслаждаться культурой других стран.

Гендер или пол.

Гендерные стереотипы – это устоявшиеся искаженные представления о женских и мужских образах. Представления о мужчинах и женщинах формировались на протяжении всей истории, начиная со времен мужчин-охотников и женщин-хранительниц домашних традиций. Дополнительных штрихов к портрету добавили античные мифы, романтические баллады. В XXI веке гендерные роли изменились, но мифы о «Альфа-самце» и «Нежной нимфе» все так же популярны. Перечислим те самые, набившие оскомину:

Звучит бредово, правда? Но именно на этом воспитывались многие из нас. Такое шаблонное мышление действует как увеличительное стекло, которое еще больше подчеркивает различия между мужчиной и женщиной. Зато если не противопоставлять мужское женскому, отношения станут более интересными, красочными и разноплановыми.

Отношения и семейная жизнь.

В наши головы с детства вкладывают шаблоны об идеальных отношениях. Большинство информации мы получаем от родителей, но свои коррективы вносят книги и рассказы окружающих «о том, как надо». Часто юноши и девушки завязывают отношения и вступают в брак, надев розовые очки. Главное правило прочных отношений звучит так: никто не знает, как будет лучше именно для вас. Но есть несколько популярных шаблонов, которые наверняка приведут к неприятностям и усложнят жизнь:

  • Он изменится после свадьбы.
  • Своего человека я узнаю с первого взгляда.
  • Настоящая любовь – это всегда праздник.
  • В отношениях не должно быть обязательств.
  • Противоположности притягиваются.

Иногда отношения рушатся из-за ерунды и время спустя мы вздыхаем: «почему я позволил(ла) своим предубеждениям мной руководить». Шаблоны часто помогают нам в разных жизненных ситуациях, но в основном – мешают. Ведь культурные и гендерные коды постоянно меняются. То, что было нормой для наших родителей, уже не всегда применимо в нашей жизни.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Реклама.

В 2012 году законом запретили рекламу лекарств «людьми в белых халатах». Потому что людям, напоминающим докторов, мы доверяем безотговорочно. Легче было ввести запрет на законодательном уровне, Чем попытаться развенчать этот стереотип. Стереотипы потребителей – это, как правило, общепринятые предубеждения. Это могут быть образы, люди, фразы, интерьеры. Используя свои стереотипы, мы сами «дорисовываем» недостающее и начинаем верить:

  • В то, что ежики носят на спине спелые яблоки прямо на завод (хотя ежи поедают жуков и червей).
  • В то, что вкусную сметану и кефир готовит бабушка в глиняном горшочке (типичный стереотип деревенской жизни).
  • В то, что наручные часы носят преуспевающие бизнесмены или искусные соблазнители, привлекающие женщин (использование гендерного стереотипа).
  • В то, что советам пожилой женщины можно доверять (знаменитая тетя Ася и бабушка мистера Пропера).

Стереотипы в рекламе – массовое явление. Их используют небольшие компании и крупные бренды. При разработке рекламы подключают психологов, поэтому мы регулярно попадаемся на новые уловки или манипуляции. Противостоять такому напору сложно, но реально. Стоит подключить здравый смысл и исходить из своих потребностей, а не из обещаний.

Питание и ЗОЖ.

Здоровый образ жизни сегодня в моде. И это прекрасно. Но кроме пропаганды правильного питания и спорта нам предлагают очередные стереотипы, в которые мы охотно верим. Еще недавно популярно было мнение о «широкой кости», которая не дает похудеть. Потом в почете были белковые или безуглеводные диеты, без которых сбросить вес было немыслимо. На волне современного энтузиазма мы покупаем беговые кроссовки и мультиварку, но почему-то снова не худеем. Возможно, в этом виновны наши предубеждения:

  • Похудение невозможно без клизмы.
  • Чем меньше ешь, тем быстрее похудеешь.
  • Можно похудеть, если не есть после 6 часов вечера.
  • Экзотические фрукты и овощи лучше, чем родные.
  • Самые полезные продукты – обезжиренные.

Иногда мы сами себя обманываем и верим только тому, чему хотим верить. Но чаще – попадаемся на рекламные уловки или обещания мгновенного похудения. Но, прежде чем закупать диетическую газировку или соевое молоко, стоит подключить здравый смысл и интуицию. Ведь стереотипы относительно здорового образа жизни могут стоить нам слишком дорого. Здоровые продукты оказываются не такими уж здоровыми, хотя стоят в разы дороже аналогов.

Выводы:

  • С точки зрения психологии стереотип – это мыслительный робот, который сортирует информацию, поступающую в наш мозг.
  • Стереотипы – это хорошо. Они экономят мыслительную энергию, помогают нам мгновенно реагировать на происходящее.
  • Стереотипы – это плохо. Они ограничивают наши возможности, делают действительность более примитивной.
  • Со стереотипами жизнь спокойнее, а без них – интереснее.
  • Шаблоны мышления – не врожденные. Они могут меняться под действием обстоятельств или с усилием воли.
  • Негативная сторона стереотипов – предрассудки, которые усложняют нашу жизнь.
  • Шаблоны мышления не учитывают индивидуальных различий между людьми, поэтому могут стать причиной социального расслоения или дискриминации.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх