Происхождение слова учитель

Учить, учитель, ученик, учебник — этимология

Якоже ркоша, Андрею учащю в Синопии, пришедшю
ему в Корсунь, увиде, яко ис Коръсуня близъ
устье Дьнепръское, и въсхоте поити в Римъ, …
Повесть временных лет
1) Существующая этимология
Викисловарь
* Учить. Корень: -уч-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть. Значение: обучать кого-либо чему-либо, передавать знания, навыки по определённой дисциплине.
Этимология декларируется по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. *uciti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, укъ «учение», ст.-слав. ;чити, ;чю (др.-греч. греч. didaskein), русск. учить, укр. учити, белор. вучыць, навука, болг. уча «учу», сербохорв. учити, учим, словенск. uciti (-;m), чешск. ucit, словацк. ucit, польск. uczyc, ucze, в.-луж. wucic, н.-луж. hucys.
Праслав. *uciti связано чередованием гласных с *vyknoti (см. выкнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukinti, jaukinu «приучать, укрощать», jaukas «манок, приманка», jaukus «смирный, ручной», др.-инд. uсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», okаs «удовольствие, удовлетворение», арм. usanim «учусь, приучаюсь», готск. biuhts «привычный».
* Ученик. Корень: -уч-; интерфикс: -е-; суффикс: -ник. Значение: школьник, тот, кто учится в начальной, средней школе или обучается специальности; последователь учения. Этимология общая по Максу Фасмеру, см. выше.
* Учитель. Корень: -уч-; суффиксы: -и-тель. Значение: человек, преподающий тот или иной предмет в учебном заведении; тот, кто учит, наставляет, подаёт пример, передаёт свой опыт, знания кому-либо. Этимология общая по Максу Фасмеру, см. выше.
* Учебник. Корень: -уч-; суффиксы: -еб-ник. Значение: книга для учащихся или студентов по обучению какому-либо предмету, курсу в соответствии с учебной программой; учебное руководство. Этимология по Максу Фасмеру, см. выше.
б) Этимологический словарь Семенова
Учить. Древнерусское – учити, укъ (учение). Древнепрусское – iaukint (упражнять, упражняться). Праславянский корень uciti, родственный «учить», образован от другого праславянского корня vyknoti, восходящего к древнепрусскому слову со значением «упражняться», возможно, и к древнеиндийскому слову со значением «находить удовлетворение». Ряд исследователей языка проводит параллель с древнеирландским do-uccim (понимаю, знаю). … (???)
2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка
* Кольского острога соборного священника Алексея Симонова тетради с отчетом о поездке его по государеву указу по Лопским погостам для уничтожения у лопарей язычества и воссоединения их к православной церкви (1681-1682): «И впред пред стым Еванглием обещалися прежние свои богомерския обычаи оставить и детей своих на такое злое богомерское дело не учить».
* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725): «А наши иноверцы подобны несмысленным младенцам: идолам они не кланяются, и грамоте не умеют, и закона себе никакова не имеют, и живут не в далном разстоянии, но внутрь нашего Российскаго государьства, по Волге реке и по Каме, ; и их учить бы не тяжелоносно».
«Первое дело, что они вси безграмотные и закона никакова не имущии; другое дело, что вси суть они под властию Российския державы, а не самовластные, яко Китайцы и Американе; и того ради и учить их не тяжелоносно». «И такова ради положения вси будут детей своих учить поруску говорить и, детей уча, мало-помалу и сами научатся рускому языку».
* Сказание об Аристотеле (1470-1550): «Ученик же б; Платона, философа еллинскаго; иже вс;х превзыде в научении платонских учениковъ премудростию, и разумом, и всякими философскими и риторьскими учении и наказании».
* Из Тактикона Никона Черногорца (1300-1400): «Тамжде пакы бывает ин;м образом, и учитель убо здрав; и добр; учит, ученикъ же по развращенному своему нраву вся смяте и искриви, якоже рече и великий апостолъ Петръ въ едином от своих посланий о н;кых сердцемъ неутверженых ради учительствъ святаго апостола Павла яко «развращают та», по своих яв; яко волях обращают».
3) Обобщение и вывод
Итак, группа слов содержащих общее сочетание УЧ этимологии не имеет. В комментариях идёт перечень территорий, где применялся термин, затем следует абракадабра (бессмысленный набор слов) из терминов которые не связаны графикой и смыслом с разбираемым словом.
Увод терминологии в «праславянское» прошлое не даёт результатов, нет текстов, «праславянские» родоплеменные объединения были бесписьменными, гипотетические построение буржуазных лингвистов XIX века; археология указывает на примитивность славянских культур. Культурные универсалии: деньги, экономика, строительство, школа, учитель, тексты, почта, библиотеки, искусство и т.д., подтверждающие развитость культуры – отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии. Ремесло не развито, идеологические доктрины примитивны, взаимодействие с более развитыми культурами совершается через военные конфликты. Следовательно, причислять терминологию «учебы» к «славянскому» прошлому мы не можем, нет историко-философского и лексико-теологического основания, не на что опереться.
Вывод
С закреплением иудеохристианства на европейских территориях (I-XIV вв.) происходили коренные изменения в культуре, общественном сознании, мышлении и языке, экономике и общественных отношениях, всё то, что именуется развитием. Мы можем (других форм влияния на общество не отмечено) связать терминологию «учения» с языком идеологии – ивритом. Если нам удастся «совместить» русские слова-понятия графически с соответствующей терминологией иврита, то такое истолкование будет довольно близко к действительности.
4) Терминология иврита и библейский образ
Терминологию «учёбы» необходимо преобразовать, привести её в форму близкую к грамматике иврита. В каждом из терминов должны содержаться понятия, делающие данный термин уникальным, в то же время группа терминов должна содержать общее понятие.
Выделим основной корень, в словах: УЧ+ить, УЧ+ите+ль, УЧ+еник, УЧ+ебник = УЧ. Известно, что в русском языке существует такое явление как «цоканье-чоканье». Чоканье — не различение звуков на месте аффрикат и русского литературного языка, совпадение их в одном звуке, в мягком или в твёрдом ; цоканье — не различение аффрикат /ц/ и /ч’/, совпадение их в звуках и .
а) Начальное обучение в средние века проводилось в низших школах (дети церковного клира и администрации) при церквях и монастырях, учителями были священники и монахи, основной предмет – Библия, богословие. Ученик должен был свободно читать и понимать библейские тексты (разъяснять неграмотным), учитель контролировал процесс обучения и воспитания, объяснял темы, консультировал ученика. Учебники были дороги, первые печатные книги-учебники появились около 1574 г. (Азбука), до этого времени ученики сами писали справочный материал. Главная задача школы состояла в подготовке грамотных административных кадров низшего областного звена, объединенных единой верой.
* Устав Львовской братской школы, 1586 г., Порядок школьный
http://lib4all.ru/base/B3284/B3284Part30-52.php
«9. В школе мают быти дети розделены на трое: едны которые ся будут учити слов познавати и складати, другии который ся будут учити читати и на памят многих ся речий учити, третий ся будут учити читаючи выкладати, розсужати и розумети; рече бо Павел святый: егда бех младенец, младенческая мудрствовах и смышлях, егдаж достигох в муж совершен, млека не потребую».
б) Терминология
Приведем термин УЧИТЬ в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни, УЧИТЬ = УЧ+ИТЬ, у нас выявляется корень иврита УЦ, УЦА. Итак, мы можем предположить, что русское сочетание УЧ = еврейскому корню УЦ (ЕЦА) совет, мудрая мысль; процесс учебы – накопление знаний (мудрых мыслей).
* УЧИТЬ = УЧ+ИТЬ, УЧ+ИТ+ЕЛЬ.
УЧ+ИТЬ = ивр. ЕЦА совет, мудрая мысль, давать советы, консультации; УЦ, АЦ, УЦУ советовать + ИИЕТ читать и писать по буквам (в библейском иврите данный термин не фиксируется), вероятно, средневекового времени + ЕЛ Бог.
См. стронг иврита 6098, ЕЦА
* УЧЕНИК = УЧ+ЕНИК = ивр. УЦ советовать (передавать мудрые мысли) + ЙАНУКА ребенок; ЙОНЕК младенец; ЙНИКА вбирание, отпрыск; т.е. ученик — ребенок воспринимающий мудрое слово.
* УЧЕБНИК = УЧ+Е+БНИ+К = ивр. УЦ + Е связка слова + БИНА + К. = УЦ советовать (передавать мудрые мысли) + БИНА понятие, ум, разум, созерцание + К принадлежность; т.е. средство фиксации и передачи мудрых мыслей.
б) Библейский образ
* Иов 12:13: «У Него премудрость и сила; Его совет (ЕЦА) и разум».
* Исаия 8:10: «Замышляйте (УЦУ) замыслы (ЕЦА), но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!».
* 2 Паралипоменон 10:8: «Но он оставил совет (ЕЦА) старейшин, который они давали ему, и стал советоваться (ЙАУЦ) с людьми молодыми, которые выросли вместе с ним, предстоящими пред лицем его».
Таким образом, терминология «учебы» построенная на сочетании УЧ (УЦ) имеет явные связи с библейскими образами и терминами. Маловероятно, что бы использовали другие термины, учили ведь иудеохристианству, Слову Бога. Транслитерация (передача слова иврита другим алфавитом) еврейских терминов на русский язык.
5.1.2017 г.

Учитель. История профессии

Доподлинно невозможно сказать, как именно всё происходило… Однако, вероятно, именно Всевышний был первым Учителем. Поскольку, создав Адама, Он и научил его всему необходимому…

В происхождении профессии учитель нет какой-то установленной или хотя бы оговорённой даты. Она древна так же, как и сам мир.

Когда-то очень давно, еще малочисленным сообществом, людям приходилось добывать пропитание охотой и собирательством. Дети, едва начав ходить, тоже принимали в этом участие, и именно так, постепенно, наблюдая за жизнью взрослых, они и учились. Когда произошёл переход от преимущественной охоты к земледелию и относительной обеспеченности родов и племён пищей, пожилые люди смогли стать относительно свободными от непосредственного участия в сборе пищи, но зато – они стали первыми учителями. Относительный избыток свободного времени и богатый жизненный опыт способствовали укреплению их статуса. Тем более что стало заметно: при целенаправленном обучении детей польза от их труда была более очевидна.

Точно также при обучении детей поступают сейчас примитивные племена Центральной Африки, сельвы Амазонки, островов Микронезии.

Конечно, на столь примитивном уровне педагогики знания передавались непосредственно из уст в уста, с помощью картинок, но так постепенно стали складываться культура и традиции. Возникает ранняя письменность, старшие члены племён становятся вождями, старейшинами, жрецами. Знание начинает накапливаться, сохраняться, передаваться из поколения в поколение.

Возникают древние царства – Египет, Месопотамия, Индия, Китай… Основными учителями и носителями знаний становятся жрецы. Слой образованных людей очень мал, в основном это знать. Прочие касты обучаются по профессиональному принципу, т.е. учат только то, что позволит впоследствии овладеть той или иной профессией. И тем не менее – зачатки первых школ и учительской прослойки постепенно начинают возникать.

Не стоит забывать и о пророческой миссии – все пророки в какой-то степени были и учителями, донося до своего народа знания о мире и его Создателе. Наиболее показателен в этом плане пример пророка Юсуфа (мир ему). В Древний Египет он попал в качестве раба, но благодаря своему пророческому дару и данным Всевышним талантам стал в итоге учителем фараона и как бы сказали сейчас – его советником по экономическим и политическим вопросам.

Шло время. Одна за другой возникают две великие цивилизации – Греция и Рим. К этому времени ценность образования и учителя становится очевидной. В них развиваются школы, проводятся диспуты. В частности, в Греции же и был основан первый университет –афинский Афинейон (высшее учебное заведение общего высшего образования), а также афинские высшие школы – философская и риторская. Преподавали в них, как правило, наиболее умные, талантливые вольнонаёмные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. Собственно слово «педагогика» и происходит от древнегреческого «детовождение», т.е. воспитание детей, подготовка их ко взрослой жизни. Это направление науки возникло на рубеже 5–4 веков до нашей эры.

В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное – много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. Римляне переняли от греков и практику обучения в университетах, основав Атеней. Первый Атеней был основан в Риме в 135 году н. э. императором Адрианом. Целью Адриана было взять высшее образование под контроль, придав ему официальный статус и устранив, таким образом, возможность конфликтов между государственной властью и образованными людьми. В дальнейшем Атенеи открываются в Галии.

В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

Первым высшим учебным учреждением в Европе был Константинопольский университет, основанный в 425 году н.э. по образцу римского Атенея императором Феодосием II и получивший статус университета в 848 году. После падения Константинополя в 1453 году он продолжил своё существование уже под другим названием.

Однако в настоящий момент старейший в мире непрерывно действующий вуз, основанный в 859 году в городе Фес, Марокко,– Университет Аль-Карауин. В том же IX веке появился Университет Салерно, просуществовавший до 1861 года, а также литературные школы в Велики-Преславе и Охриде, основанные болгарским царём Борисом I. Знаменитый Аль-Азхар появился немного позднее.

Конечно, для всех этих образовательных учреждений требовались преподаватели, и они были – выдающиеся врачи, богословы, юристы, экономисты считали за честь читать лекции и просто преподавать студентам, осознавая, таким образом, свою непосредственную причастность к делу передачи знаний новым поколениям.

Темные же века раннего Средневековья сделали своё дело. Уровень образования был в это время очень низок. Свеча знания слабо тлела только за монастырскими стенами.

Однако в это время свежий ветер познания подул из Аравии. Возникновение Ислама принесло в этот мир знание, и главное – обязанность сохранять накопленное и преумножать его. Столь много хадисов о том, что каждый человек обязан учиться всю свою жизнь!

Расцвет Исламского государства совпадает по времени с расцветом в нём педагогической мысли. Открывается большое количество медресе, начальных и средних школ, университетов (многие из них существуют и по сей день). Арабские книги переводятся на все языки Европы (и практически не имеют аналогов вплоть до Ренессанса), европейцы едут получать образование на Восток.

Только позднее открываются европейские университеты и школы. Старейшие из них: Университет св. Андрея в Шотландии; 1088 г. – первый европейский университет в Болонье (Италия); 1167г. – Оксфорд; 1218г. – Саламанка; 1222г. – Падуя; 1224г. – Неаполитанский университет; 1253г. – Сорбонна; 1284г. – Кембридж…

Учителями обычно выступали представители духовенства, лишь ближе к Ренессансу университеты становятся очагами свободомыслия и постепенно выделяется профессиональная профессура – отдельная каста преподавателей. Однако такая наука, как педагогика, до сих пор находится в забвении, профессиональных учителей для школ нет.

Собственно начало современному школьному образованию было положено чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания в начале 17 века. Многие общеупотребительные слова – как «урок», «класс», «каникулы» – ввёл именно он.

В Швейцарии его наработки талантливо продолжил и существенно дополнил Иоганн Генрих Песталоцци в конце 17 века.

В России бурное развитие системы школ и учителей связано с именем Петра Первого. Он открывает большое количество школ, приглашая учителей из Европы, и отправляет туда на дополнительное обучение большое количество молодежи.

Наиболее известный русский педагог – Константин Дмитриевич Ушинский, называемый ещё «отцом русских учителей». Его появление было великим благом для России середины 19 века. Поскольку именно он настаивал на всеобщем образовании, открытии сельских и городских школ (для детей крестьян и рабочих), а также женском образовании.

В 20 веке наиболее известен своими трудами педагог А.С. Макаренко. Он в сложные 20-е годы смог создать поистине революционный подход в образовании, и более того – доказать его действенность на практике.

Конечно, было много педагогов, известных и не очень. Многие учителя посвятили свои жизни делу обучения детей.

Всем известны примеры того, как учителя, в период гонений на них, рискуя собой, обучали детей родной культуре, языку и религии; как в московском метро во время бомбёжек они давали детям уроки; как в партизанских отрядах между боями обучали подростков, с автоматом наперевес…

Все они живы в наших сердцах и мы помним о них, также как и об их далёких предках, имён которых история не сохранила, поскольку если бы не они, то каждая новая волна варварства и невежества смывала бы и опрокидывала цивилизацию.

Не зря арабы говорят: «Сердце истинного ученика и истинного учителя связывает незримая нить». Поистине, это нить – связующая поколения!

Фатима Манзур

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

История происхождения слова «учитель» Древнерусское – учити, укъ (учение). Древнепрусское — iaukint (упражнять, упражняться). Праславянский корень uniti, — презентация

1

2 История происхождения слова «учитель» Древнерусское – учити, укъ (учение). Древнепрусское — iaukint (упражнять, упражняться). Праславянский корень uniti, родственный «учить», образован от другого праславянского корня vyknoti, восходящего к древнепрусскому слову со значением «упражняться», возможно, и к древнеиндийскому слову со значением «находить удовлетворение». Ряд исследования языка проводит параллель с древнеирландским do – uccim (понимаю, знаю). Родственными являются: Украинское – учити. Белорусское – учыць. Польское – uczyc. Чешское – uciti.

3 История происхождения слова » педегог » Слово педегог – греческого происхождения (от «пайдос» — ребенок и «его» — вести). Так называли человека который водил ребёнка в школу. Часто это был раб. Ученики рабы (capillati) жили в помещении, которое называлось paedagogium.

4 Греческая школа В VIII – VII в. в. до н. э. греки были основателями образования. Их алфавит лёг в основу латинского алфавита и стал прототипом европейских языков. В Греции было несколько типов учебных заведений. Учебные заведения Древней Греции Школа Палестра (гимнастическая школа борьбы) Гимнасий (продолжение образования для взрослых)

5 Один из важных атрибутов греческой школы — розги «Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и вы вернулись с каникул, я грамматист Биотий ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, я буду учить вас писать, читать и считать.» Вот такая история интересная…

6 Древнегреческие ученые Пифегор – известный математик Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии Геродот – «отец истории» Гиппократ – знаменитый врач Аристарх – догадался о вращении Земли Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле.

7 Учитель — древнейшая профессия. Всегда, из поколения в поколение старшие должны были передавать свои знания младшим, обучая их таким образом. Эту профессию нельзя списать во время, она будет всегда. Учителя, учителя… Пpофессии нет добрей! Стоите твердо у руля, Откpыв ребенку дверь. Учитель — самый верный друг, Не выдаст, не предаст; А если что случится вдруг, Он руку всем подаст. Спасибо вам, учителя, Ведь заняты вы делом самым важным. На вас издревле держится земля, Вы для нее растите юных граждан !

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх