Пуэбло индейцы

Национальный памятник Вупатки (Wupatki National Monument), расположенный в центральной Аризоне США недалеко от города Флагстафф, целиком и полностью посвящен культуре индейцев анасази и предоставляет возможность всем посетителям увидеть древние пуэбло. Название анасази, которое дословно переводится с языка индейцев навахо как «дом врагов”, дало название целой индейской культуры. Руины домов, которые были построены 1600 лет назад и разрушены извержением вулкана Сансет, стоят недалеко от пиков Сан-Франциско, священных в культуре индейцев. В Вупатках можно узнать, как именно раньше строили дома в Аризоне, чем жила культура, а также узнать о некоторых любопытных и даже загадочных местах вроде Воющей Дыры под землей.

Мы приехали в Вупатки сразу после визита к вулкану Сансет, который в XI веке нарушил привычную жизнь людей и серьезно изменил ландшафт Аризоны. Во время нашего большого путешествия по США мы уже успели увидели грандиозный парк Гранд Каньон в Аризоне и Йеллоустоун в Вайоминге, но все равно нам также было очень интересно посмотреть небольшие и малоизвестные достопримечательности Штатов, ведь и они, несомненно, заслуживают внимания путешественников.

Вупатки

Вупатки (Wupatki) – это собрание руин древних пуэбло (городов) в Аризоне, построенных примерно в V-VI веках нашей эры, во времена расцвета древней индейскойf цивилизации. В основном здесь жили такие племена как анасази, синагуа, кайента и кохонина. С языка хопи название Вупатки переводится как «Высокий дом”. Люди индейских племен с давних времен приспособились к жизни в пустынной прерии, там, где можно с трудом найти воду и еду, среди красных камней плато Колорадо. Это место расположено между высокими каньонами северной Аризоны и Красочной пустыней, находящейся в центре этого штата США.

Основная информация:

Название Национальный монумент Вупатки,
Wupatki National Monument
Где находится В северной центральной части штата Аризона США, недалеко от города Флагстафф
Ближайший город Флагстафф (67 км)
Адрес 25137 N. Sunset Crater-Wupatki Loop Rd.
Flagstaff, AZ 86004 , USA
GPS координаты 35° 33′ 56″ N, 111° 23′ 13″ W
35.565556, -111.386944
Что собой представляет Руины жилищ многочисленных поселений индейцев древней цивилизации анасази (древние пуэбло)
Дата основания парка 9 декабря 1924 г.
Площадь территории 143 кв. км
Время работы Ежедневно с рассвета до заката (Sunrise — Sunset)
Посещаемость 500000 человек в год
Стоимость посещения Билет на неделю — $20 с машины*
Билет на неделю — $15 с мотоцикла*
Билет на неделю — $10 с велосипедиста или пешехода
Годовой абонемент Flagstaff Anual Pass – $40
*Все билеты действуют на территории двух Национальных монументов — Вупатки и Сансет Кратер
Годовой абонемент во все национальные парки парки США – $80
Визитор-центр Wupatki Visitor Center, открыт с 9:00 до 17:00 каждый день, кроме Рождества
Официальный сайт

Руины индейцев анасази в Аризоне

Примечательно это место тем, что из-за извержения вулкана Сансет (Сансет кратер) в XI веке, люди покинули свои дома. Вернулись назад они только лет через сто, однако дома стали строить новые, а их бывшие пуэбло так и остались стоять в руинах. Сегодня по виду многочисленных сохранившихся руин каменных жилищ виду можно узнать, как именно раньше строили дома индейцы в этом регионе Аризоны.

Каменные дома, построенные из песчаника и известняка, умело вписаны в окружающий ландшафт. Индейцы использовали огромные глыбы песчаника: не передвигая ее, строили дом вокруг. Или же выстраивали свои стены поверх каньона так, что естественная граница каньона становилась на защиту жилища.

На руинах выросли цветы

В отличии от другого знаменитого места с домами индейцев в Меса-Верде, на территории Вупатки можно увидеть индейские жилища попроще и не такие масштабные. Дома в Вупатки построены прямо на плато. А дома в Меса-Верде искусно вписаны в стены каньонов. Тем не менее, это не значит, что местные индейцы не умели покорять скалы. Например индейцы синагуа мастерски строили домики на обрывах Уолнат каньона.

Общее у всех этих индейских культур одно: случилось некое событие, которое заставило индейцев уйти. С Вупатки все ясно – извержение Сансета покрыло небо палящими тучами из пепла, а землю выжгла лава и засыпал базальт, убивая все живое на своем пути. А вот причину ухода анасази из Меса-Верде до сих пор не могут найти. К слову, индейцы в Меса-Верде так и не вернулись, в отличие от Вупатки. Это дает пищу для разных спекуляций в среде альтернативных историков.

Восхитительные пейзажи вокруг руин древних пуэбло просто покорили меня и особенно мне запомнились. Это показалось мне самым впечатляющим в Вупатки. Такие яркие краски в пустыне я даже сравнила впоследствии с лагуной Колорада в Боливии. Поэтому я рекомендую всем фотографам обратить особое внимание на это место.

Национальный памятник Вупатки

Национальный памятник Вупатки (Wupatki National Monument) был основан в 1924 году на территории, содержащей руины древних индейцев (пуэбло) в США, и находится примерно в 60 км от города Флагстафф. Сегодня этот археологический парк занимает общую площадь 143 га. На северо-востоке Вупатки граничит с резервацией индейцев навахо.

Вупатки находится в непосредственной близости от другого природного парка – Сансет Кратер Волкано, образованного вокруг огромного вулкана Сансет, разрушителя местной культуры. Два этих парка тесно связаны между собой (даже билет в них продают единый). Путешественникам лучше всего будет сначала заехать в Сансет и все там осмотреть часа за 3, а оттуда проехать еще 25 км по кольцевой дороге до Вупатки, где провести еще примерно часа 2.

Полезно знать:

  • Недорого взять в аренду машину для поездки по США можно на сайте проката авто Rentalcars.com →

Свое название этот национальный памятник получил в честь центральной группы руин под названием Вупатки, что переводится, как я уже говорила выше, как «Высокий Дом”. Кроме дома Вупатки, на территории национального памятника доступны для посещения еще несколько примечательных руин. К каждому из пуэбло ведет своя тропа, по которым можно ходить только в дневное время суток (с рассвета и до заката). Во время визита надо соблюдать осторожность и стараться не сходить с тропы, а также бережно относиться к представленным в парке руинам:

  • Вупатки пуэбло (Wupatki pueblo)
  • Вукоки пуэбло (Wukoki pueblo)
  • Цитадель пуэбло (Citadel pueblo)
  • Налакиху пуэбло (Nalakihu pueblo)
  • Ломаки пуэбло (Lomaki pueblo)
  • Жилища в каньоне (Box canyon dwellings)
  • Гора Дони (Doney Mountain) – это небольшой кратер вулкана, куда ведет трейл в 800 метров. Отсюда открываются красивые виды.

О каждой группе представленных руин древних индейских пуэбло я подробно расскажу в этой статье.

Во время нашего визита в Вупатки мы посетили все эти руины. Нам было очень интересно узнать новое о культуре древних индейцев. Несмотря на то, что сами руины построены довольно просто, было любопытно увидеть, какие формы принимают некоторые здания или холлы для общего собрания, называемые кивами. Кива – это очень важное место для тех индейцев, кто придерживался веры в Качина – сверхъестественных существ, посредников между людьми и богами, которые, по преданию, жили на горных пиках Сан-Франциско.

Пики Сан-Франциско

Полезный совет. Погодные условия в Вупатках могут меняться очень быстро, поэтому будет разумным взять с собой многослойную одежду. Летом температура может подняться до + 38°С, так что стоит захватить с собой запас питьевой воды и головной убор. Не стоит забывать, что вы находитесь в пустыне на плато Колорадо! Кроме того, в летние месяцы с июля по начало сентября во второй половине дня часто можно ожидать штормы, а сильный ветер может случиться в любое время года. Зимой и ранней весной здесь нередко выпадает снег.

Отсюда следует, что лучшее время для посещения Вупатки – это утренние часы весной, летом и ранней осенью. Кстати, мы были в Вупатках утром и днем в октябре. Стояла солнечная и даже жаркая погода. Она нам очень понравилось.

Как добраться в Вупатки

В парк Вупаки можно попасть двумя способами:

  • Съехать с хайвея 89, который ведет из Флагстаффа в Пейдж, на кольцевую дорогу FR-545 в районе указателя милей 444 (поворот на Wupatki), после чего доехать до въезда в Национальный монумент и начать осмотр с группы руин Ломаки. А визитор-центр останется напоследок.
  • А можно свернуть с 89-го шоссе в районе 430-ой мили (поворот на Sunset Crater Volcano) и сначала посетить Сансет Кратер, а затем по кольцевой дороге FR-545 добраться к Вупатки. В этом случае посещение визитор-центра окажется первым по очереди.

Мы выбрали второй способ. Поэтому визитор-центр посетили сразу после осмотра руин древних индейских пуэбло в Вукоки (туда ведет отдельная дорога). Нам удалось попасть на лекцию для посетителей (Ranger Talk), во время которой рейнджер рассказывает об индейцах. Мы с удовольствием послушали интересные истории о жизни древних индейцев.

К тому же, в визитор-центре можно записаться на тур по пуэбло длительностью в 45 минут, во время которого рейнджер не только расскажет, но и покажет все особенности самого большого пуэбло в парке – Вупатки. Так что можно сначала послушать рейнджера, а затем отправиться смотреть пуэбло в рамках организованного тура или самостоятельно.

Вупатки на карте:

Карта национального памятника Вупатки

Карта национального памятника Вупатки (кликабельна!)

Как видно из карты, Вупатки не очень большой парк (как, например, знаменитый Йеллоустоун), но и не маленький (как Башня Дьявола в Вайоминге). Мы начали свое знакомство с национальным памятником Вупатки с пуэбло Вукоки. Но обо всем по порядку.

Вукоки пуэбло (Wukoki pueblo)

Вукоки пуэбло – это восстановленное каменное здание, очень похожее на неюольшую крепость, одиноко стоящую посреди пустыни. Название вукоки с современного языка хопи переводится как «Высокий дом”, как и Вупатки с древнего языка хопи. Главном отличием Вукоки от других руин пуэбло на территории парка является то, что в этом здании было целых три этажа! На его южной стороне расположена площадь из плоского песчаника.

Вукоки стоит на возвышении, на мощной платформе из более крупных камней. Индейцы удачно вписали свое жилище в природный ландшафт. Считается, что эти руины были когда-то давно домом для трех семей индейцев анасази. Такая вот большая индейская коммунальная квартира.

Конечно, сегодня мы видим восстановленные стены, ведь все пуэбло индейцев практически полностью разрушились. Однако современные исследователи буквально по крупицам восстановили внешний облик того, как могло выглядеть индейское жилище более 800 лет назад. Они попытались построить такое же здание из обломков, в которые его превратило мощное землетрясение, давно случившееся в Аризоне.

К Вукоки ведет природный трейл длиной в 400 метров. По пути можно заметить следы диких животных.

Вот так выглядит здание Вукоки

Внутрь крепости можно войти и посмотреть, как там жили индейцы

Вупатки пуэбло (Wupatki pueblo)

Вупатки пуэбло – это главная часть руин и самое больше поселение индейцев в национальном памятнике Wupatki, расположенная рядом с визитор центром. Это уже не отдельно стоящее здание, а целое поселение, насчитывавшее около 100 отдельных комнат.

Здесь все тоже мастерски восстановлено. Однако мы обнаружили столько любопытных деталей, что вопросы так и забегали в голове. Во-первых, здешние индейцы играли в игру с мячом, которой славились майя и ацтеки. Никто из других индейцев, живущих на территории современных Штатов, не был замечен в таких тесных связях с мексиканскими индейцами, кроме тех, кто жил у самой границы с Мексикой. А жители Вупатки играли в мяч!

Вот такой маленький колодец, называемый дыхало, ведет в огромную подземную полость

Вторая и самая грандиозная особенность – наличие небольшой дыры в земле. Однако дыра эта реагирует на окружающую природу определенным образом. Когда вокруг скапливается холодный воздух, то он постепенно затягивается внутрь. А когда вокруг тепло, то воздух наоборот выходит из-под земли со скоростью до 48 км/ч. Если подставить голову к дыре, то поток воздуха сразу обдувает.

Схема показывает, что под землей находится некое пустое пространство (объемом более 200 миллионов кубометров), в которой и гуляет ветер. Был ли это древний предсказатель погоды? И могли ли тогда индейцы предугадать, что Сансет вот-вот намерен проснуться?

Удивительно и то, что город окружает стена из очень мощных блоков, совсем не похожих на плоские кирпичики, из которых построены индейские пуэбло. Блоки эти очень похожи на развалившиеся от землетрясения стены. Но в то же время они отлично вписываются в ландшафт, и можно сказать, что это часть местных гор. Только вот город, находящийся в низине, действительно обнесен этой стеной. А еще настораживает тот факт, что стена эта повторяет форму полости, находящейся под деревней. Кажется, что все это неспроста, но вот зачем? Ответа мы пока не нашли.

Давайте пройдемся вмесе по древнему городку. По Вупатки пуэбло ведет тропа длиной 800 метров, которая начинается прямо от визитор-центра.

Вупатки пуэбло в окружении гор и стены и блоков песчаника

Доисторический индейский город и кива перед ним

Одна из комнат в окружении огромных блоков песчаника (на заднем плане)

Фото внутри кивы – главного церемониального центра местных индейцев

Цитадель пуэбло (Citadel pueblo) и Налакиху пуэбло (Nalakihu pueblo)

Как и другие дома индейцев, Цитадель пуэбло тоже вписана в окружающий ландшафт. Крепость стоит на возвышении из более крупных камней. Рядом заметны и другие месы, на которых стоят руины, но не восстановленные в отличие от тех, что показывают туристам.

От дороги к Цитадель пуэбло ведет небольшой трейл длиной 400 метров. Вдоль него расположены маленькие руины Налакиху Пуэбло. А вот чтобы попасть внутрь Цитадели, надо немного забраться на холм.

Виды с Цитадели просто удивительные. Отсюда можно разглядеть высокие пики горного хребта Сан-Франциско, на которые, как говорят индейцы хопи (потомки тех, кто жил здесь до извержения вулкана Сансет), высадились качина. Качина – это загадочные посланники, которые принесли хопи и их предкам культуру, помогали, когда им нужна была помощь. В общем, Качина можно сравнить с Виракочи в Перу, который также принес культуру местным людям.

Идем по трейлу и видим небольшие руины пуэбло Налакиху

А вот и цитадель!

С вершины пуэбло Цитадель видно соседний каньон

А вокруг вот как красиво! Красота пустыни всегда завораживает!

Пуэбло каньона (Box canyon pueblo) и Пуэбло Ломаки (Lomaki pueblo)

Пуэбло Каньона и Пуэбло Ломаки расположены рядом в отдельной группе руин. Это совсем небольшие руины, но удачно расположенные по краям каньона. Как видно, они тоже очень хорошо вписаны в окружающую среду. Здесь на склонах каньона анасази выращивали кукурузу, бобы и хлопок, а также пасли овец.

К древним пуэбло ведет легкий трейл протяженностью 800 метров. Прогулка по нему займет около получаса. Стоит отметить, что в этой части парка посетителям надо быть очень осторожными и смотреть под ноги. К тому же, здесь часто бывает сильный ветер, а иногда может разразиться гроза.

Сначала мы пришли к Пуэбло Каньона, который расположен по обе стороны небольшого ручья.

Дома были возведены по обе стороны каньона

Домик в Пуэбло Каньона

А потом мы отправились в сторону руин Ломаки, которые сидят лишь на одной стороне каньона.

Из домика видно каньон, соседние руины и даже пики Сан-Франциско

Взгляд в чистое небо

Наши впечатления и отзыв о Вупатки

Подводя итог нашего визита в Вупатки, можно сказать что было очень интересно увидеть застывшую во времени картину жизни индейцев анасази и синагуа. По нашему мнению, всем кто интересуется культурой индейских племен Северной Америки (да и не только их) обязательно стоит посетить замечательный Национальный памятник Вупатки. Совершенно точно, каждый найдет в нем для себя что-то интересное.

Побывав во время нашего кругосветного путешествия в разных странах Северной и Южной Америк (а также во многих странах на других континентах), мы заметили, что некоторые древние цивилизации строили свои дома схожим способом. Несмотря на то, что форма жилищ и городов могли быть индивидуальными для данной культуры, в целом они использовали практически идентичные технологии строительства.

Например, пуэбло индейцев Вупатки поразительно похожи на домики, построенные представителями культуры уари в Пикиякте на территории современного Перу. Или даже на инкскую крепость Пукара-де-Китор в пустыне Атакама в Чили. Можно также сделать сравнение с еврейской крепостью Масада, возвышающейся над Мертвым морем. И даже на таком отдаленном участке суши, каким является остров Пасхи, мы увидели очень похожие церемониальные сооружения в деревне Оронго на вершине потухшего вулкана Рано Кау.

Из этого можно сделать вывод, что несмотря на время и расстояния, в мире существуют весьма крепкие культурные связи, что свидетельствует о взаимопроникновении культур и традиций. Тем интереснее изучать наш удивительный мир.

Что еще посмотреть в Аризоне и отели во Флагстаффе

Аризона сказочна богата на достопримечательности, и здесь совершенно точно есть что посмотреть:

  • Каньон Антилопы
  • Гранд Каньон
  • Долина Монументов
  • Мост Навахо
  • Кактусы Орган Пайп

Кроме Вупатки и Сансет Кратера в округе Коконино штата Аризона есть еще один памятник, посвященный культуре индейцев – это Уолнат каньон. Поэтому есть смысл задержаться во Флагстаффе, поселившись в одном из отелей города, и изучить территорию рядом. Мы жили в довольно неплохом отеле Days Inn →.

  • Рекомендуем заранее бронировать отель в ближайшем к Сансет Кратеру городе Флагстафф

300 лет они воевали с испанцами, потом полтора века «дружили» с американцами. Им запрещали говорить на родном языке и соблюдать обряды. Но индейцы племени зуни сохранили свою культуру. Помогла родная земля.

Придя на наши земли, испанцы потребовали женщин и бирюзу. Воины зуни разбили испанский отряд и казнили их командира. С тех пор испанцы принесли нам много несчастий. Но все в этом мире имеет две стороны. В годы перемирия мы учились у испанцев. До встречи с ними индейцы пуэбло никогда не видели лошадей и овец. Мы стали разводить животных. Мы научились выращивать плодовые растения, овладели кузнечным и ювелирным делом. Смогли торговать с соседями.

Потом пришли американцы. Для них мы были недочеловеки! Следом за их армией катилась лавина поселенцев, прибиравших к рукам наши земли. Но у нас с американцами оказались общие враги — навахо и апачи, чьи набеги не давали нам житья. Мы доставляли американской армии продовольствие, служили у них проводниками. И американцы не остались в долгу. Зуни подписали с ними мирные договоры, по которым получили право собственности на многие земли предков.

Наших детей отправляли в школы-интернаты подальше от дома. Переодевали в форму, стригли и не разрешали говорить на родном языке. Даже в резервациях индейцам были запрещены ритуальные танцы и церемонии. Но вся история нашего народа, не имевшего письменности, — только в танцах и песнях-сказаниях.

Герой
Арлен Кьютоки

Вождь племени зуни. 58 лет. Получил среднее образование в резервации. Прошел обучение в Полицейской академии штата Нью-Мексико, а также в Академии штата при Бюро по делам индейцев. Работал полицейским, рейнджером, обвинителем и юридическим консультантом по вопросам домашнего насилия. Избирался в Совет племени. В 2010 году был избран на третий срок на пост главы правления резервации.

КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
зуни (зуньи)

Проживают на западе штата Нью-Мексико, США. Общая численность около 12 тысяч человек. Принадлежат к группе индейцев пуэбло, которые раньше других племен начали вести оседлый образ жизни (пуэбло — от исп. pueblo — поселение, город). В штат Нью-Мексико предки индейцев пуэбло пришли 5–6 тысяч лет назад. Первая встреча народа зуни с европейцами (испанскими конкистадорами) состоялась через 50 лет после открытия Колумбом Америки.

На фото: традиционные украшения из бирюзы и других камней на беленом черепе буйвола — для продажи

Закон запретил полигамию. И тем самым поставил одиноких женщин на грань выживания. Кому охотиться, чтобы прокормить их?

И все-таки зуни сумели сберечь свою культуру. Сама земля предков хранила нас. Люди уходят в большой мир, учатся там, работают, но часто возвращаются, потому что легко и свободно дышится только здесь.


Миссия Девы Марии Гваделупской — один из памятников эпохи испанской колонизации

Где бы ни жили зуни, вступать в брак они приезжают сюда, на землю предков. Молодые должны происходить из разных кланов племени. А в остальном все, как и повсюду в Америке. Так же ухаживают, регистрируют брак у мирового судьи или просто живут вместе.

Традиционно дочери живут в доме матери со своими детьми и мужьями, как и неженатые сыновья. У матери в большой семье главная роль. Женщине в нашей культуре отведено почетное место — как источнику новой жизни. Когда-то было проведено исследование: у мальчиков зуни спросили, кем бы они хотели стать, если бы могли в кого-то превратиться? Так вот, 10 процентов ответили, что превратились бы в сестер или матерей.

Если женщина решила развестись с мужем, она просто выставляет его вещи на порог. И мужчина возвращается в дом своей матери. Жилье и все имущество остается за женщиной. Так заведено. Дети принадлежат клану матери по женской линии и при разводе родителей всегда остаются с матерью. Новый муж будет относиться к ним как к своим. У нас нет понятия незаконнорожденного ребенка, как и нет понятия алиментов.

У нас не принято воспитывать детей на запретах. Мы даем им круг свободы, чтобы они лучше узнали жизнь. Мы прививаем детям самостоятельность, уважение к старшим, доброе отношение к людям и ко всем живым существам. Учим их единению с природой.


Мужчины зуни в танце изображают орлов

Девочка, готовая объявить себя взрослой, утром приходит в дом матери своего отца, чтобы целый день перемалывать кукурузные зерна. Таким образом она заявляет, что готова внести вклад в жизнь семьи. Кукуруза — священная еда, основная пища зуни. Мальчик, когда наступает время, попадает под крыло «духовного отца», которого выбирают родители. Под его руководством юноша пройдет церемонию инициации, получит представление о религиозных и гражданских обязанностях.

Зуни-Пуэбло пользуется суверенитетом, мы сами решаем свои дела. У нас здесь свои законы, американским они не противоречат, но часто отличаются от них. У зуни своя полиция и маленькая тюрьма. Особо серьезные случаи рассматриваются в Верховном суде штата Нью-Мексико специалистами по индейскому праву.

У нас есть особая форма общественного контроля. О дурном поведении кого-то из соплеменников могут публично поведать на главной площади «священные клоуны». Они олицетворяют духов, призванных прилюдно высмеивать наши пороки, задавать трудные вопросы жрецам и властям, говорить о чем угодно, нарушая принятые в племени табу. Это бывает весело.

Зуни считается успешным племенем. Но наш успех относительный. Мы бедный народ. Более 60 процентов жителей пуэбло числятся безработными и получают пособия. Небольшой приработок дают людям наши знаменитые ювелирные украшения и керамика.

Как глава правления я ищу деньги на благо пуэбло. Кроме того, приходится выступать в судах и всякого рода комиссиях, добиваясь возврата незаконно отнятых у нас когда-то земель, компенсаций за попранные права. Мы не требуем больше того, на что имеем право. Поэтому часто закон бывает на стороне зуни.

Оглядываясь вокруг, я задаю себе вопрос: что же принес Колумб нам, коренным жителям, — благо или несчастье? Лет сто назад мы бы без колебаний сказали, что из-за Колумба потеряли свой рай. Но сегодня… Не думаю, что зуни хотели бы вернуться в век томагавков, отказавшись от электричества, водопровода, автомобиля, телевизора, Интернета, компьютера — всего того, что мы знаем сейчас.

Что нужно сделать в Зуни-Пуэбло (США, Нью-Мексико)

Увидеть музей истории и культуры зуни Ashiwi Awan и храм миссии Девы Марии Гваделупской (1630 года).

Съесть свежеиспеченный горячий хлеб «пуэбло» из традиционной семейной пекарни или оладьи из голубой кукурузы.

Выпить любой освежающий напиток. На территории резервации сухой закон. За нарушение предусмотрен штраф.

Жить в простенькой, но приличной семейной гостинице c индейским колоритом The Inn at Halona (категория Bed & Breakfast, от 75 долл. в сутки за человека в номере плюс по 10 долл. за каждого дополнительного жильца).

Перемещаться на арендованном в ближайшем городе Гэллап автомобиле (от 14 долл. в сутки).

Купить в подарок один из традиционных индейских амулетов, защищающих от злых духов (от 20 долл.), для себя — оригинальные украшения из серебра и бирюзы (от 50 до 300 долл.) в Zuni Visitor & Arts Center.

Памятка путешественнику
США, Нью-Мексико, Зуни-Пуэбло

Столица штата: Санта-Фе
Площадь: 315 194 км² (5-е место в США)
Население: 2 085 300 чел. (36-е место в США)
Плотность населения: 6,62/ км² (45-е место в США)
Экономика: 3-е место по добыче нефти и газа в США. Развита угольная промышленность (добыча в районе Гэллапа)

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Альбукерке (крупнейшего города Нью-Мексико) ~ 9350 км (от 17,5 часа в полете с одной пересадкой), далее на арендованной машине ~ 250 км до Зуни-Пуэбло
ВРЕМЯ отстает от московского на 10 часов
ВИЗА США
ВАЛЮТА доллар

Дома-поселения пуэбло

Слово пуэбло, т.е. «поселок, поселение» – испанского происхождения. Так конкистадоры назвали наземные многоэтажные и многокомнатные дома-селения земледельцев Юго-Запада (штаты Аризона и Нью-Мексико), возведенные из скрепленных глиной камней или из кирпича-сырца. Для его изготовления глину смешивали с соломой, формовали кирпичи и оставляли сушиться на солнце. Готовые кирпичи скрепляли раствором из той же глины. Технику изготовления кирпичей, как и многие другие особенности своей культуры, индейцы Юго-Запада, по-видимому, заимствовали в свое время из Мексики. Если пуэбло располагалось на склоне, то пристроенные один к другому дома поднималась наверх ступенями – крыша нижнего помещения была одновременно двориком верхнего. Крыша состояла из деревянных балок, на них клали ветки и намазывали сверху слой глины. С плоской крыши внутрь спускались по приставным лестницам. Возведение стен было мужским делом, а обмазывание стен и крыши глиной – работой женщин. Внутри подобного дома-селения, жилого массива, находились святилища – кива.

Испанское слово «пуэбло», служившее для обозначения оседлых земледельцев Юго-Запада, закрепилось за этими индейцами и в научной литературе.

Город Пуэбло Бонито в каньоне Чако в Нью-Мексико, основанный более 1000 лет назад, долгое время считался культурным центром исконных пуэблоян, живших здесь на протяжении веков и покинувших его примерно в 1126 году нашей эры. После своего ухода они оставили удивительные массивные сооружения, которые когда-то достигали пяти этажей в высоту, были заполнены сотнями комнат, где хранились культурные артефакты, включая керамику, музыкальные инструменты и инструменты для древних ритуалов. Также они оставили кое-что еще: одинокое шестиметровое бревно сосны пондерозы (Pinus ponderosa), над назначением которого ученые ломали голову начиная с момента его обнаружения в 1924 году.
«В южной части города мы неожиданно обнаружили остатки большой сосны, которая стояла живой и зеленой, когда Пуэбло Бонито был населен, — позже написали исследователи о находке. — Ее разложившийся ствол лежал на тротуаре, а большие извилистые корни исключали возможность ее перемещения».
Это описание распространилось по всей археологической и антропологической литературе, создав богатую легенду вокруг этой одинокой сосны. Ее даже называли «деревом жизни» или «мировым деревом». Еще существует предположение, что дерево могло быть часть солнечных часов.
Но в новом исследовании ученые опровергают всю мистическую информацию, скопившуюся почти за век. Эксперт по кольцам деревьев Кристофер Гитерман из Университета Аризоны предполагает, что многие гипотезы просто не были достаточно хорошо проверены, и предлагает альтернативное объяснение истории дерева.
«Основываясь на сходящихся линиях доказательств — документальных записях, изотопах стронция и результатах изучения древовидного кольца — мы представляем новое происхождение загадочного дерева, — пишут авторы в своей статье. — Секрет в том, что оно не росло ни в Пуэбло Бонито, ни поблизости с каньоном Чако».
Сравнение колец образца из Пуэбло Бонито с образцами деревьев из близлежащих регионов показало, что знаменитая сосна действительно никогда не росла там, где ее нашли. Все деревья из гор Сан-Хуан, Джемез или Чуска имеют свою собственную отличительную черту.

Анализируя эти характерные признаки, ученые пришли к выводу, что сосна росла около 250 лет (примерно до начала 1100-х годов) в горах Чуска, примерно в 50 километрах к западу от каньона Чако.
В какой-то момент — что трудно знать наверняка, поскольку внешние слои бревна утеряны — дерево либо срубили, либо оно погибло от естественных причин. Затем его доставили в Пуэбло-Бонито, где оно могло использоваться как дрова, в качестве скамейки или как столб. Единственное предположение, которое ученые не опровергли, говорит о том, что дерево могло быть частью солнечных часов, отбрасывающих тень.
Фото: 1) National Park Service; 2) Christopher Guiterman

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх