Распорядок дня успешной женщины

Бизнес-вумен Бизнес-вумен Деловая женщина — — это словосочетание ласкает слух девочек с сильным характером как они сами считают , лидерскими задатками. Деловой женщиной вполне можно назвать любую особу женского пола, добившуюся определенных успехов в профессиональной деятельности. Так часто называют и практикующего врача, и адвоката, и общественного деятеля. Примеров тому множество, главное — добиться успеха в своей профессии и поставить для себя определенную цель — служение людям, оказание им посильной помощи. Для этого необходимы сила воли и стальные нервы, упорство, целеустремленность и еще много различных качеств, развитие которых, к сожалению, не входит ни в школьную, ни в какую бы то ни было еще программу. Есть девушки, с пеленок мечтающие стать деловыми женщинами, считая, что для этого необходимо всего лишь нарядиться в костюм от Коко Шанель, взять в руки кейс, сесть в новенькую иномарку, желательно представительского класса, и прокатиться в ней — на зависть подругам. Хорошо, если ты с ней в равном положении, но если она стоит на более высокой ступеньке служебной лестницы, чем ты, тогда — держись. Ее стиль общения выходит за все рамки воспитанности и сдержанности, а уж как этот авангард отечественного бизнеса ведет себя с подчиненными — ни в сказке сказать, ни пером описать. Сведенные брови, колючий, пронизывающий, как рентген, взгляд — так должна выглядеть настоящая бизнес-леди.

Распорядок дня успешного человека

Отношения — Психология личности Правила успешной женщины — это не только секрет прекрасных достижений, но и для соблюдающей эти правила залог жизненного счастья, способ обретения уверенности в себе, возможность найти внутреннюю гармонию и постоянно развиваться, двигаться вперед. Приведенные ниже рекомендации и установки помогут изменить свой мир к лучшему как амбициозной бизнес-леди, так и милой домохозяйке.

Правила красоты, заботы о себе и немного об уверенности, присущей по-настоящему успешной женщине 1.

Поэтому обязательно включите в свой режим дня «кусочек . Книги для бизнес-леди, которые нацелены главным образом на карьеру.

Тайм-менеджмент — лучшая в данном вопросе наука. Главный редактор Твитнуть Как и было обещано в прошлой статье, в которой речь шла об основах женского тайм-менеджмента , сегодня поговорим о том, как организовать свое время молодым мамам, бизнес-леди и работающим студенткам. Эти незамысловатые правила некогда помогли мне привести свою жизнь, состоящую из бардака и хаоса, в полный порядок, где сейчас царит настоящая идиллия… Или почти идиллия ; Но опустим лирические вступления и приступим сразу к делу.

Как справляться с обязанностями молодой маме и домохозяйке в одном лице Ни для кого не секрет, что женщина-домохозяйка — хранительница очага. Благодаря ей муж уходит на работу, а дети в школу опрятными и сытыми. Благодаря ей в доме всегда порядок и чистый воздух. Именно она приготовит вкусный ужин, затем помоет посуду, постирает белье и погладит его.

Такая женщина выслушает мужа после тяжелого трудового дня и поможет детям справиться с уроками. Казалось бы, что сложного?

В то же время на то, как распределена нагрузка и отдых, влияют и фазы цикла, и погодные условия, и время дня. О том, как построить режим дня, учитывая женские физиологические особенности, нам рассказал врач акушер-гинеколог клиники»Добробут» Ксения Грищук. Чем бы мы ни занимались, мы должны получать и излучать как можно больше позитивных эмоций.

Это является женской особенностью, на это важно опираться, составляя режим дня.

Однако распорядок дня, удобный для кого-то, не всегда может быть Правило №2: несмотря занятость не превращайтесь в загнанную бизнес- леди.

Её день складывается примерно таким образом: Подъём, приготовление завтрака для всей семьи, поднять всех, накормить, напоить, всё убрать, идти на работу. Далее на работе весь день. Вечером за детьми, в магазин, на кружок в бассейн и т. Далее приготовление ужина, а заодно и обеда, накормить, напоить всех, за всеми убрать, сделать уроки. В душ и спать. Может быть во время сна она и выполняет свои супружеские обязанности, может быть и нет.

Она этого не помнит. Она вообще ничего не помнит. Она действует как робот, выполняя свои обязанности перед обществом, мужем, детьми Она думает о деньгах, потому что их не хватает. Об уроках и успеваемости своих детей. О муже, которому уже давно не достаёт внимания с её стороны. И совсем уже забыла думать о себе, своих интересах и потребностях.

Тайм-менеджмент для женщин различных социальных статусов

Все статьи , Житейская мудрость Распорядок дня Для многих из нас очень важны некоторые моменты нашей жизни — сон, прогулка, зарядка и пр. Как совместить все, что требуется женщине? А требуется ей поверьте немало…. Опустим семью, работу и рассмотрим, например, внешность…. И на все требуется время. Многие кидаются на курсы по тайм-менеджменту как правило, бизнес-леди , многие ищут ответ в Интернете, многие заимствуют опыт других, а многие просто тихо завидуют:

Исследователи британской фирмы — производителя пищевых добавок изучили распорядок дня тысячи человек, ведущих здоровый.

К 40 годам в портфолио женщины значится комплект достижений, о которых раньше она могла только мечтать. О том, как устроить личную жизнь получше успешного -проекта и сделать карьеру, она знает лучше всех. Но не все так просто: Возрастные изменения влияют на самоощущение и путают сильной и независимой все карты. Что взять на вооружение, чтобы остаться на высоте, — рассказываем.

Ускориться С возрастом метаболизм замедляется, и лишний вес не заставляет себя ждать. Сбавляют обороты и обменные процессы в клетках кожи, в результате чего снижаются показатели ее упругости и эластичности. Плохая — с возрастом количество таких клеток сокращается. По словам этноботаников, справиться с проблемой под силу двум растениям: Обратите внимание на сыворотки — мощные продукты направленного действия, которые работают в глубоких слоях кожи и повышают эффективность остальных продуктов ухода.

с экстрактом белого люпина; с кофеином Заняться спортом Обменным процессам в организме в целом и в клетках кожи в частности с этого момента нужен толчок. Пусть завтрак включает самые вкусные блюда, тренировка проходит под любимые треки, а уход состоит из средств с приятной текстурой. Например, подберите легкий гелевый продукт для кожи вокруг глаз с перламутровыми пигментами в формуле, которые маскируют мелкие несовершенства сразу после нанесения.

Пусть день, начавшийся с сыворотки — , пройдет также легко и красиво.

День Наполеона

Успеть все — составляем правильный распорядок дня Успеть все — составляем правильный распорядок дня В сегодняшнем безумном мире женщины мечтают только об одном: Парадокс в том, что далеко не каждая обладает азами тайм-менеджмента, чтобы составить правильный распорядок дня. Есть немало систем и советов, которые обещают вам идеальный план на день. Однако распорядок дня, удобный для кого-то, не всегда может быть таким же для вас.

Завоевывая мир, бизнес-леди должна быть в хорошей физической форме. Решение: Необходимо соблюдать режим дня: засыпать и.

ТОП секретов как женщине все успевать. Книги по тайм-менеджменту для женщин. И ответ на него прост — никак, если наши списки превышают количество наших сил. А если вы объективны в своих планах на день, то будете успевать всё и даже больше. Для этого я составила для вас список самых лучших советов по управлению вашим временем. Расскажу о самых актуальных сегодня: Старайтесь свести их к минимуму. Ведь время наш самый важный ресурс.

Распорядок дня слишком идеальной женщины насмешил читателей

Всем известно, что испокон веков мужчина считался главным добытчиком в семье, а женщине была отдана роль хранительницы домашнего очага. Но в современном мире женщины сильно отличаются от своих прабабушек, бабушек и матерей. Они амбициозны и уверены в себе, роль матери и жены сегодня не является единственным приоритетом в жизни женщин.

В преддверии Международного женского дня мы решили выяснить, насколько важна работа в жизни современной женщины и чья жизнь счастливее — домохозяйки или бизнес-леди. Если спросить об этом у самих женщин, то, как ни странно, выясняется интересная вещь:

Но как это применить маме, которая хочет и бизнесом собственным просто внедрив в жизнь нашей семьи режим дня и расписание всех активностей.

А еще — как сделать так, чтобы было время и на мужа, и на детей, и на бизнес. Сразу скажу, красивые глянцевые картинки, на которых за компьютером сидит мама с малышом вся при макияже, укладке и в деловом костюме, а малыш при этом восторженно и спокойно смотрит в монитор, — не более, чем фантазия автора. Не всегда нужен макияж.

И не всегда малыш будет радоваться, что мама занята не им. Но ведь нам не картинка нужна, а чувство, что мы все успели и смогли. Но как это применить маме, которая хочет и бизнесом собственным руководить, и семье время уделить? Какие задачи будут жесткими, а какие гибкими?

Один день успешной женщины

По какому расписанию живут успешные люди Рассказываем на примере женщины, собственными руками построившей бизнес-империю. Девочка из небогатой семьи стала владелицей собственного бизнеса и звездой . Сегодня Юлия Энхель — президент международной корпорации , популяризирующей в России лучшие технологии для здоровья и молодости из Японии, эксперт по красоте и бьюти-блогер. И Золушкой века она себя не считает, ведь за успехом стоит ежедневный труд, да еще какой!

Как протекают будни российских бизнес-леди, по какому расписанию живут успешные люди, сегодня мы расскажем на примере этой хрупкой, но сильной духом девушки.

сидела на кухне, мысленно прикидывая распорядок дня на сегодня. макушки до пят бизнес- леди, посидеть в тишине, мысленно перебирая события.

Принято считать, например, что средний миллиардер проводит дни свои на горных лыжах в обнимку с красавицами. Другое расхожее мнение — миллиардер трудится по 36 часов в день, что и принесло ему успех в жизни. Сколько на самом деле работают богатейшие бизнесмены России? Как проводят свободное время? Вы верите, что такое возможно? Но я в среднем сплю около семи часов. И это не от желания вести спартанский образ жизни и не потому, что времени не хватает.

Яна Агарунова: шесть детей и муж-бизнесмен — то же самое, что иметь личную Спарту

Кажется, если человек живет по расписанию, планирует и вгоняет себя в определенные рамки, его существование — рутинное и скучное. Но с другой стороны, благодаря этому он является настоящим кузнецом своего счастья, так как определяет для себя самые важные в жизни вещи, всегда качественно и вовремя делает свою работу, всецело отдается любимой семье и самое главное — при этом всем живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Женский тайм-менеджмент Основа классического тайм-менеджмента — это планирование задач и их успешное делегирование. Однако деление тайм-менеджмента на мужской и женский позволяет нам понять различия не только в психологии и логике, но и в предназначении каждого из нас.

Из чего состоит распорядок дня успешного человека и чего следует избегать — 9 полезных советов!.

Распорядок дня Будильник стоит на три утра, если встану позже — ничего не успею. Дети спят сном ангелов, муж, между прочим, — тоже. Сползаю с постели и, пошатываясь, иду в ванную комнату. Через минуту выхожу свежей и бодрой, готовой к труду и обороне. Итак, мой рабочий день начался. Сажусь за компьютер и открываю страницу со своим детищем — интернет-магазином.

Время идет медленно, когда за
ним следишь. Оно чувствует слежку.
Но оно пользуется нашей рассеянностью.
Альбер Камю

Как правильно составить режим дня – одна из самых важных тем здорового образа жизни. Каждый человек сталкивается с необходимостью распределять свое время. Иногда, как в случае с работой, это необходимость. Иногда, например, при планировании максимально продуктивного времяпрепровождения или отдыха – это целесообразность. Правильный режим дня подразумевает рациональное использование времени сна, личной гигиены, питания, работы, отдыха, занятий спортом и физической активности. Планирование распорядка дня и следование ему делает человека дисциплинированным, развивает организованность и целенаправленность. В результате чего вырабатывается и режим жизни, в котором минимизированы затраты времени и энергии на несущественные вещи.

В данном уроке будут даны ответы на вопросы о правильном распорядке дня, особенностях влияния биологических ритмов на активность и эффективность деятельности человека, основных подходах и методиках составления режима дня для разных людей: мужчин и женщин разных профессий, взрослых, студентов и школьников.

  • Что такое режим дня?
  • Биологические ритмы и распорядок дня
  • Совы и жаворонки
  • Составляющие режима дня
  • Как спланировать свой режим дня?
  • Проверочный тест

Что такое режим дня?

Режим дня – продуманный распорядок действий на день, планирование времени с целью его рационального и максимально эффективного распределения.

Как говорилось выше, распорядок имеет большое значение для самодисциплины и организованности любого человека, а также он важен для многих других прикладных аспектов нашей жизни. К примеру, режим дня играет не последнюю роль в построении тренировочных программ, составлении диет и организации правильного питания в целом, выборе самых продуктивных часов нашей жизни для работы или творчества.

Мейсон Карри в своей книге «Режим гения: Распорядок дня великих людей» приводит следующую аналогию режиму дня:

«В умелых руках режим дня – точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядоченный режим – словно колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы…».

Режим дня нужен для того, чтобы время не пользовалось нашей рассеянностью (см. эпиграф). Каждый человек сталкивался в своей деятельности со спешкой, ощущением аморфности времени, неразберихой в личных и рабочих делах. Мы не всегда можем отчетливо сказать, сколько времени мы потратили на то или иное занятие, поскольку не считаем необходимым постоянно контролировать использование своего времени. Однако именно распорядок всего дня целиком помогает наиболее разумно и эффективно распределить свое время. Кроме того, без навыка успешного планирования своего дня, человек не научится строить и более долгосрочные планы, тем более что спланировать свой дневной график полностью не так сложно, ведь:

  1. День как минимальная единица для планирования максимально удобен в силу легкой обозримости.
  2. Если какая-то попытка не удалась, можно перестроиться и изменить режим на следующий день.

Отметим также тот факт, что употребление эпитета «правильный» по отношению к режиму дня, в некоторой мере условно. Индивидуально для каждого человека понятие правильного распорядка может быть разным и зависеть от многих факторов: работы, привычек, особенностей организма. Но, как утверждают эксперты (психологи и медики), физиологические аспекты функционирования основных жизненных систем людей идентичны. На основе этого возможно составить универсальный, содержащий общие рекомендации режим, который в той или иной мере подойдет каждому. Опираясь на предложенные рекомендации с учетом своих индивидуальных потребностей, можно выработать распорядок суток, который оптимально подойдет именно вам.

Биологические ритмы и распорядок дня

Без учета суточных биологических ритмов организма человеку вряд ли удастся составить организованный и эффективный режим дня. Эксперименты показывают, что если человек, привыкший обычно просыпаться в 7 утра, один день будет спать до 4 дня, то после пробуждения он будет чувствовать усталость, разбитость, замедление темпов активности. Такое состояние возникает в результате игнорирования особенностей биологических ритмов, биологических часов и циркадных ритмов.

Биологические ритмы (биоритмы) – периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах, от которых зависит их функциональность.

Биоритмы бывают внутренними (эндогенными), зависящими от биологических часов организма, и внешними (экзогенными), которые проявляются в синхронизации внутренних циклов (смена сна и бодрствования) с внешними раздражителями (смена дня и ночи). В плане составления режима дня нас больше всего интересуют циркадные ритмы – циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи, период которых приблизительно равен 24 часам.

Многие исследователи до недавнего времени относили изучение биоритмов к неакадемическому направлению физиологии, но благодаря последним исследованиям ситуация несколько изменилась. Так, в человеческом мозге обнаружили крошечный кластер в гипоталамусе размером, примерно, 20000 нейронов, который контролирует многие циркадные ритмы организма. Известный как супрахиазматическое ядро (SCN), этот центр выполняет работу внутреннего кардиостимулятора тела и влияет на биоритмы человека.

Совы и жаворонки

Психологи часто обращаются к известному разделению людей в зависимости от периода их активности на «сов» и «жаворонков». Первым тяжело вставать рано утром, а пик их активности приходится на вечерние и ночные часы. Вторые, наоборот, утром деятельны, а к вечеру быстро теряют запасы энергии. Интересно, что во многих странах Африки практически нет «сов», связано это с тем, что многие поселки и города не электрифицированы, а значит, когда солнце садится, местная жизнь замирает. Помимо «сов» и «жаворонков» существует также переходный вариант – это так называемые «голуби», которые объединяют черты обеих категорий: такие люди могут просыпаться и одинаково активно и эффективно заниматься делами в разное время суток. Кроме того, различают еще два типа людей: малоспящие и «сони». Малоспящие активны и рано утром, и поздно вечером, а для восстановления сил им требуется всего 3-4 часа сна (к таким людям относился, например, известный изобретатель Т. Эдисон). «Сони», напротив, неактивны, чувствуют усталость и утомление в любое время суток.

Предложенная классификация довольно условна, поскольку, как утверждают психотерапевты, нормальный здоровый человек при желании постепенно может изменить свой тип бодрствования без вреда для организма. Главное – наличие силы воли и правильно выбранной стратегии.

К примеру, многим политикам, бизнесменам, спортсменам, которые много путешествуют по всему миру, часто приходится перестраивать свои циркадные ритмы в соответствии с разницей во времени между городами, чтобы не терять эффективности в работе при смене часовых поясов. На практике даже выработаны специальные рекомендации, которые помогут максимально безболезненно перестроить свой режим после смены часового пояса. Для этого вам следует:

  • спланировать первые дни приезда так, чтобы, по возможности, психологическая и физическая нагрузки были минимальными;
  • употреблять за два дня до полета только легкую пищу, исключить алкогольные напитки, а также непривычные для вас блюда, и по возможности воздержаться от курения;
  • учесть, что с востока на запад лучше лететь утренним или дневным рейсом, а с запада на восток — вечерним;
  • за 3-5 дней до вылета постепенно перестроить свой режим в соответствии с часовым поясом того места, куда вы собираетесь лететь;
  • если предстоит полет на запад, старайтесь ложиться спать и вставать попозже. При путешествии в восточном направлении засыпать нужно раньше, а просыпаться рано утром.

Часто людям даже не приходится подключать свою силу воли для изменения режима активности, поскольку организм человека способен самостоятельно адаптироваться к меняющимся внешним условиям. К примеру, обычные школьники, как правило, ходят на занятия к 8.30 в течение долгого периода обучения. С годами организм школьника привыкает следовать заданному циркадному ритму, то есть активно работать в первой половине дня. Однако если после окончания школы выпускник поступает в университет на вечернее отделение, где занятия проходят во вторую смену, организму приходится подстраиваться под новое расписание. Со временем биологические часы студента естественным образом адаптируются к новой системе без особых усилий с его стороны.

Знание закономерностей работы биологических часов поможет правильно спланировать день. Ниже приведен пример таблицы периодов активности разных систем среднестатистического человека по часам:

04:00. Начало циркадного ритма. В это время организм выделяет в кровь стрессовый гормон кортизон, который запускает механизмы основных функций и отвечает за нашу активность. Именно этот гормон помогает проснуться людям, которые предпочитают вставать рано.

05:00-06:00. Пробуждение организма. В этот период ускоряется обмен веществ, повышается уровень аминокислот и сахара, которые не позволяют человеку крепко спать под утро.

07:00-09:00. Идеальное время для легкой физической нагрузки, когда можно быстро привести расслабленный после сна организм в тонус. В это время хорошо работает пищеварительная система: усвоение полезных веществ происходит быстрее, что помогает эффективно перерабатывать пищу и преобразовывать ее в энергию.

09:00-10:00. Период, когда осваивается энергия, полученная от приема пищи. В течение этого времени человек способен хорошо справляться с заданиями на внимание и сообразительность, а также успешно использовать кратковременную память.

10:00-12:00. Первый пик работоспособности, период максимальной умственной активности. В это время человек хорошо справляется с задачами, требующими повышенной концентрации.

12:00-14:00. Время ухудшения работоспособности, когда необходимо дать отдых уставшему мозгу. Этот период подходит для перерыва на обед, поскольку работа пищеварительного тракта ускоряется, кровь отходит к желудку, умственная активность организма снижается.

14:00-16:00. Это время лучше посвятить спокойному перевариванию съеденного, так как организм пребывает в состоянии легкой усталости после обеда.

16:00-18:00. Второй пик активности и работоспособности. Организм получил энергию от пищи, все системы вновь работают в полном режиме.

18:00-20:00. Лучшее время для ужина, полученную еду организм успеет переварить до утра. После приема пищи можно прогуляться или спустя час заняться физическими упражнениями, отправиться на тренировку.

20:00-21:00. Это время подходит для занятий спортом, посещения секций, общения.

21:00-22:00. Период, когда возрастает способность мозга к запоминанию. В это время есть не рекомендуется.

22:00. Начало фазы сна. В организме запускаются восстановительные процессы, выделяются гормоны молодости. Тело переходит в состояние отдыха.

23:00-01:00. В это время процесс обмена веществ максимально замедляется, снижается температура тела и частота пульса. Наступает фаза глубокого сна, когда наш организм лучше всего отдыхает.

02:00-03:00. Период, когда все химические реакции замедлены, гормоны практически не вырабатываются. Отсутствие сна в это время может привести к ухудшению состояния и настроения в течение всего дня.

Примечание: в холодное время года происходит незначительное смещение описанных процессов физиологической активности во времени вперед.

Составляющие режима дня

Мы уже говорили, что предложить универсальный распорядок дня, который бы подошел каждому невозможно. При составлении расписания учитываются многие личные факторы, но существуют и пункты которым обязательно должны следовать все. Это необходимые условия для всех, кто хочет вести здоровый образ жизни и быть здоровым.

Сон. Реалии современного мира таковы, что многие люди либо отводят сну недостаточное количество времени, либо регулярно спят больше, чем это требуется для организма. В обоих случаях это негативно влияет на физическое состояние человека и на его деятельность. Четкий режим дня и правильно отведенное время на сон позволяют всем системам жизнеобеспечения человека восстановиться и отдохнуть, а также помогают избежать расстройств сна и нервной системы.

Итак, идеальным временем для сна считается период с 23.00 до 7.00 утра. В среднем взрослый человек должен спать около 7-8 часов в сутки, хотя известно множество случаев, когда люди спали гораздо меньше (3-6 часов в сутки), но чувствовали себя прекрасно и эффективно выполняли свою работу. Среди знаменитых успешных малоспящих людей стоит отметить Юлия Цезаря, Леонардо да Винчи, Бенджамина Франклина, Наполеона Бонапарта, Томаса Джефферсона, Сальвадора Дали, Николу Тесла, Томаса Эдисона, Уинстона Черчилля и Маргарет Тетчер. Однако не стоит прибегать к крайним случаям и пренебрегать здоровым сном вовсе. В ходе клинических экспериментов наблюдались единичные случаи, когда люди не спали больше 250 часов подряд. К концу этого отрезка времени врачи отмечали у пациентов расстройство внимания, невозможность фокусировки зрения на предмете дольше 20 секунд, нарушение психомоторики. Большого вреда здоровью такие эксперименты не приносили, но выбивали организм человека из привычного состояния на несколько дней.

Для многих людей, желающих выровнять свой график и научиться ложиться пораньше, актуальным является вопрос «как уснуть» в запланированное время. Вот некоторые рекомендации:

  • Вместо просмотра по телевизору детективных сериалов или серфинга в Интернете перед сном лучше почитать книгу;
  • За несколько часов до сна стоит позаниматься физическими упражнениями, бегом, просто пройтись;
  • Не следует есть тяжелую пищу на ночь;
  • Перед сном полезно проветривать помещение;
  • Таким образом составить свой распорядок дня, чтобы во время отхода ко сну организм чувствовал усталость.
  • Даже если долго не получается уснуть вечером, с утра все равно нужно встать в запланированное время. Вы не выспитесь один день, но уже в следующую ночь сможете заснуть раньше.

Приемы пищи. Каждому известна фраза «чтобы жить, нужно питаться», однако питаться нужно правильно. Детально о правильном питании и всем, что с ним связано, мы поговорим в следующем уроке, здесь отметим лишь несколько важных нюансов. Еда – топливо для организма. С ней мы получаем не только энергию на день, которая расходуется на умственную и физическую деятельность, но и обеспечиваем организм нужными витаминами и микроэлементами. Именно поэтому важно питаться регулярно и полноценно, необходимость применения диеты обязательно должна быть согласована со специалистом, который поможет составить оптимальное меню с учетом физиологических потребностей организма.

Отдых. Восстановление сил и работоспособности организма происходит не только во время сна, но и в период активности организма. Во время работы человеку также нужен отдых, поскольку постоянно поддерживать трудоспособность на высоком уровне невозможно. Не тратьте свой обеденный перерыв на выполнение работы, лучше отдохните, и скоро вы сможете взяться за дело с новыми силами и работать более продуктивно и эффективно.

После работы также важно отдохнуть. Если весь день вы работаете за компьютером, по возвращении домой проведите вечер без него. Уделите время чтению, общению с родными и близкими, самообразованию.

Работа. Каждому из нас приходится работать: школьникам – ходить на занятия и делать уроки, студентам – посещать лекции и семинары, готовиться к экзаменам, взрослым – строить карьеру и зарабатывать на жизнь. Умение спланировать свое рабочее время является важной частью режима дня в целом. Методики самоменеджмента, управления временем, а также рекомендации для повышения личной эффективности на работе и вне ее вы сможете найти в статьях специальной рубрики нашего блога «Time-management и эффективность».

Физические нагрузки. Это рекомендованная составляющая дня для всех, кто заботится о своем здоровье. Задуматься о тренировках нужно в первую очередь тем, чья работа ограничивает двигательную активность организма на протяжении всего дня. Даже если у вас нет возможности записаться в тренажерный зал или ходить в бассейн, можно заниматься дома или на площадках во дворах и школах. При наличии медицинских противопоказаний вместо занятий спортом можно практиковать легкие прогулки на свежем воздухе после еды. Подробно о роли физической активности в здоровом образе жизни читайте в этом уроке.

Психическое равновесие. Как говориться «в здоровом теле здоровый дух», но верно и обратное. Если человек спокоен и удовлетворен жизнью, получает удовольствие от работы – значит и соблюдать режим дня ему проще. Чтобы разобраться в себе, мы сделали специальный курс «Самопознание», который позволит разобраться в себе, понять свои сильные и слабые стороны:

Как спланировать свой режим дня?

Так выглядело расписание дня Б. Франклина, размещенное им в своей «Автобиографии»:

(изображение сделано на основе фрагмента книги М. Карри)

Ниже приведены некоторые рекомендации по составлению вашего режима дня.

Как составить режим дня взрослого

1. Расписание старайтесь не только продумывать, но и записывать. Пользуйтесь специальными программами, ежедневником или просто запишите его на лист бумаги. Письменно составленный режим дня будет не только напоминать о делах, но и служить молчаливым укором, если что-либо из запланированного не будет выполнено.

2. Важно, чтобы сначала в режим было включено только то, что вы действительно делаете на протяжении дня. Проще говоря, в расписание стоит вносить пункты, которые вы выполните наверняка, например, встанете в 7, чтобы собраться, позавтракать и с учетом дороги к 9 быть на работе. Если же вы только хотите сходить в тренажерный зал после работы, но еще ни разу не делали этого – не стоит такой пункт вносить в план дня. Позже, когда идею удастся реализовать, режим можно будет скорректировать. Помните, что приучить себя к следованию распорядку, а, следовательно, и самодисциплине, можно только выполняя реальные пункты расписания.

3. В разных составляющих своего режима (в первую очередь это касается работы) ранжируйте задачи. Ставьте выполнение сложных заданий вначале и в таком же порядке выполняйте.

4. Старайтесь учитывать физиологические потребности вашего организма, о которых говорилось выше. Соблюдайте личную гигиену, не засиживайтесь допоздна, принимайте пищу в одно и то же время.

5. Важно также, чтобы несколько дней после принятия решения о начале составления режима вы начали отмечать промежутки времени, затрачиваемые на те или иные действия. Выведите среднестатистический показатель того, сколько времени у вас занимает завтрак, дорога на работу, ответ на письма электронной почты, общение с коллегами и прочее. На основе полученных данных и нужно составить первый режим дня. Употребление характеристики «первый» не случайно – в будущем, скорее всего, вы будете неоднократно корректировать свой режим и важно научиться во время этого процесса опираться на конкретные временные рамки, а не на субъективные ощущения затрачиваемого времени.

6. Очевидно, что режим дня составляется в соответствии с занятостью на работе, которая более-менее определена. Тем не менее, важно планировать не только рабочее время, но и отдых, время на домашние заботы и прочие дела. Это порой трудно сделать, но со временем вы научитесь.

Как составить режим дня школьника (подростка)?

1. Первое с чего стоит начать – проведение «полевого этапа». Некоторое время нужно потратить на наблюдение: сколько времени занимает дорога в школу, на секцию, подготовка домашнего занятия и т. д. Если школьник составляет свой режим самостоятельно, полученные данные нужно согласовать с родителями, которые помогут учесть особенности возраста и отвести достаточное время на отдых.

2. Школьное образование построено с учетом педагогических, психологических методик, нюансов возраста. Количество уроков, факультативов даются в таком объеме, чтоб не перегружать школьника. Но время отдыха нужно спланировать отдельно. Рекомендуется отдыхать не меньше чем 1,5 часа после окончания занятий и еще 1,5 часа после завершения домашнего задания. Часть этого времени желательно проводить на свежем воздухе.

3. Недопустимо большую часть свободного времени проводить за просмотром телевизора или компьютерными играми. Эта проблема решается записью в секции и кружки, выполнением отведенных родителями обязанностей по дому и прочими более полезными делами.

4. Выполнение ребенком распорядка дня первое время важно мотивировать. Здесь все зависит от родителей.

5. Для учащихся начальной школы нужно обязательно отвести время для дневного сна. Старшеклассникам можно ложиться спать немного позже, как и самостоятельно вносить коррективы в свой распорядок в соответствии с занятостью. Для подготовки письменных домашних заданий лучше всего подходит отрезок между 16.00 и 18.00. Читать книги и учебники лучше вечером.

6. Ниже приведен один из вариантов почасового режима дня школьника 3 класса, одобренный педиатрами:

Как cоставить режим дня студента?

1. Начните со сбора и анализа информации о затрачиваемом времени. Если режим дня составлялся еще во время учебы в школе, то кардинально в распорядке студента дневного отделения ничего не изменится.

2. По сравнению со школьниками, у студентов зачастую возрастают объемы получаемой информации и время для самоподготовки. Стоит учесть при этом, что умственная деятельность должна чередоваться с физической и времяпровождением на свежем воздухе – для сохранения здоровья эти пункты не стоит исключать из расписания.

3. Деятельность студента связана с постоянным напряжением умственных сил, и чтобы использовать их плодотворно, нужно помнить не только о чередовании труда и отдыха, но и о некоторых других особенностях. В работу нужно входить постепенно, сначала повторяя уже известный материал и лишь потом принимаясь за изучение нового.

4. Режим дня на время сессии нужно составлять отдельно. Подготовку следует начинать в те же временные отрезки, что и происходят пары на протяжении семестра – мозг уже привык к активности в такое время. Особое внимание стоит уделить питанию и отдыху.

5. Правильно составленный и продуманный режим дня, как бы его ни было трудно придерживаться первое время, скоро приведет к выработке динамического стереотипа, что сделает следование распорядку более легким.

6. Опросы и наблюдения показывают, что у тех студентов, кто составляет режим дня, остается до 5 часов свободного времени на личные интересы. Следование распорядку позволит сохранить в деятельности здоровый баланс: не тратить всё время на «зубрежку» с одной стороны, но и не гулять, постоянно отсыпаясь на парах – с другой.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

САДИК

Садик и режим.

Аргументы «за садик» — там же распорядок, режим дня!

Скажите, вы ребенка в колонию строгого режима готовите, что вам так необходим этот самый режим в начале детства?

Это тоже пережитки «советской педагогики» — ребенку необходим режим. Конечно, необходим! Вот только какой: навязанный, противоречащий его организму и биологическим часам, или свой собственный, выработанный природой? От того, подавляется природный «часовой механизм», или же поддерживается, зависит очень многое в особенностях развития и состоянии здоровья малыша. Ребенок с самых первых минут жизни имеет право есть, когда захочет и сколько захочет, спать, когда захочет и сколько захочет. Но совершенно бессмысленно ломать с самого начала эти тонко настроенные «биологические часы» — когда засыпать и просыпаться, когда есть, и т.п. Опытные мамы согласятся, что младенец так или иначе «устраивает» себе режим. Только он, конечно, очень сильно отличается от того «принудительного» кормления через три часа и укладывания в восемь-ноль ноль спать. Режим этот «примерный», «плавающий». Он зависит от множества факторов: времени года, погоды, маминого настроения, и т.п. Но и когда ребенок выходит из младенчества, этот принцип сохраняется: естественный режим плюс вариативность и возможность «подвинуть» любое действие по времени. Сегодня малыш проснулся в 6 утра, завтра — в 8. Сегодня уснул сразу после обеда, завтра будет укладываться спустя час. И так далее. Природа устроила очень мудро наш организм — он лучше всех знает, когда ему что «следует делать». Вы же не назначаете по часам, когда вам, пардон, сходить в туалет? Для ребенка все физиологические процессы — еда, сон — точно так же естественны и не поддаются «назначению». И что хуже всего — заставлять ребенка «жить по режиму». Есть — когда скажут, спать -когда насильно укладывают. Все это и происходит в детских садах. Я не поверю, если мне скажут, что «ребенок совершенно одинаково встает в садик по утрам». Не поверю! Иногда ему наверняка «никак не проснуться». Это он из последних сил пытается отстоять свое право просыпаться, когда выспался, а не когда «пора в садик».

Также совершенно неразумно сбивать естесвтенный ритм ребенка: нельзя подгонять того, кто все делает медленно, и т.п. Но ведь в садике у воспитательницы нет физической возможности учесть все «природные ритмы» тридцати человек! Даже в таких садиках, где есть «варианты», и не усаживают всех в определенное время обедать. И если, например, медлительный ребенок попадает в группу, где его все время будут торопить, он приобретет несколько совсем ненужных качеств: неумение распределять и планировать свое время (он просто не может потренироваться делать что-либо собственным темпом, и у него не сформированы представления соотношения действий к временным промежуткам), постоянное ощущение себя неудачником (все давно нарисовали, а он только кисточку макнул), привычку бросать начатое и не доводить свои дела до конца (Петров, оставь все, хватит копаться, иди быстро на занятие!). Это — при «хорошем» раскладе, когда организм все же выдерживает «армейский режим», и не протестует самым распространенным способом протеста: психосоматическими заболеваниями. Постоянная спешка и «желание успеть» дает сбои ритма дыхания (астматические заболевания, проблемы с носоглоткой, ЛОР-болезни); привычка к еде невовремя и против желания — заболевания ЖКТ и кишечные проблемы плюс отсуствие аппетита или, наоборот, «заедание» проблем; нарушение ритмов сна и бодростования разбивает нервную систему. К тому же, степень активности зависит от времени года, суток, светового дня, и т.п. Например, зимой ребенок менее активен, ему хочется раньше лечь спать или позже встать, и т.п. То же самое и с занятиями: иногда он хочет порисовать пять раз в день, иногда не подходит к краскам неделями. Нет, мы заставим его каждый день делать то же самое, по режиму!

Иногда говорят: «Ну что вы, если ребенок с самого начала не привыкнет к режиму, он не сможет потом ходить на работу «по звонку»!. Если ребенок с самого начала привыкнет работать в своем темпе, удовлетворять естественные потребности естественным образом, и знать особенности своей жизнедеятельности, это только поможет ему во взрослой жизни. Уж хотя бы он вырастет здоровым — физически и эмоционально, не будет жить «белкой в колесе» и ориентироваться на режим постоянных авралов, которые человек сам себе устраивает, не умея распределять свои силы и свое время.

Мама и ребенок — несовместимы?

Аргументы «за садик» — мама должна отдыхать от ребенка!

Я получила целую серию комментариев, которые можно обобщить примерно таким текстом: «Вы должны учитывать, что не всякая мама хочет общаться со своим ребенком! Это ведь как в профессии — не всем это дано, это особый талант! Я, например, просто не представляю, как это — сидеть дома с ребенком, и я бы сбежала через месяц! (Вариант: я пыталась сидеть дома, но через несколько месяцев сбежала — это просто невыносимо!). Уж лучше для ребенка какой-никакой садик, чем недовольная мама, которой дома скучно!». Во-первых, надо помнить, что для ребенка неидеальная мама лучше, чем совсем никакой. Во-вторых, давайте разберемся с этим аргументом подробней.

Если человек вырос «в коллективе», родителей почти не видел, семейной модели у него в подсознании нет, то откуда у него самого будет желание быть с ребенком, а главное — понимание, что с ним делать? Конечно, в этом случае самый простой вариант — «продолжать традицию», не выходить из замкнутого круга, и передавать следующему поколению отношение «коллектив — все, семья ничто». Но есть и другой вариант, правда?

Как я уже много раз говорила, все начинается с осознания и желания изменить. И вот тогда появляются «условия», «способности», и знания «что делать». Почему нужно думать, что все переменится, как по волшебству? Как и во всем — здесь нужна маленькая ежедневная работа над собой. Потому что результат стоит того! Например: женщина, никогда в жизни не занимавшаяся гимнастикой и «неспортивная», вдруг решила сесть на шпагат. Попробовала раз — ой, у меня не получилось, значит, это совершенно невозможно и я к этому не способна. Но любой тренер скажет — голубушка, что же ты хотела от одной попытки! Вот такие упражнения делай каждый день, вот такую растяжку, и т.п. Потому что большой результат всегда складывается из незаметных на первый взгляд усилий. Целое море собирается из маленьких капелек.

Мы же иногда не хотим понимать, что результат достигается только множеством маленьких действий. Нет, или все, или ничего! Так не бывает в жизни! Представьте, что вы выращиваете какое-то очень прихотливое растение. Месяц его не поливаете, а потом выплескиваете на него ведро воды — это поможет? И будете удивляться, почему не помогло? Так же и ребенок. Для него недостаточно «усиленное внимание» в отпуск — он растет каждый день, а не когда у родителей выходной! А мы представляем, что из пункта «я не знаю, что делать с ребенком и мне невыносимо с ним быть» в пункт «это совершенно естественно — самим воспитывать своих детей» проходит экспресс. Нет, там очень долгий путь. И на нем множество «остановок» — поучиться не отгонять ребенка, чтобы «не мешался на кухне»; попробовать воспринимать его присутствие не как обузу, а как само собой разумеющееся; не пытаться представлять пребывание с ребенком как постоянное развлечение и «активные игры». Ребенку как раз не нужны представления! Ему нужно совершенно другое — понять, что это так просто, естественно и хорошо, когда родители рядом! И, наоборот, если везде где только можно заменять себя чем угодно: мне некогда — вот тебе мультики, друзья, игровая комната, садик — то когда же мы научимся этой неизвестной для нас совместной жизни с собственными детьми? Когда окончится их детство? Когда окончится детство их детей?

«Вы так пишете, что у тех, кто отдает ребенка в садик (или дети выросли в садиках — М.О.) будет чувство вины!». Во-первых, про это чувство мы уже рассуждали — оно совершенно неконструктивное и нет никакого смысла его в себе лелеять. Во-вторых, если человек ОСОЗНАЕТ проблему, у него никакого чувства вины не появляется. У НЕГО ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРЕМЛЕНИЕ ЭТУ ПРОБЛЕМУ РЕШИТЬ. Да, если дети уже давно выросли, им тоже нужна безусловная любовь! Их, конечно, уже поздно забирать из садика, если у них самих туда давно ходят дети. Но никогда не поздно изменить свое отношение и к детям, и к собственным действиям с ними! Осознание своего родительского опыта дает намного больше, чем мы думаем! Кто по-настоящему хочет попытаться изменить собственную установку «дети — это каторга», у того не будет чувства вины. У того будет чувство благодарности к судьбе, что она послала ему необходимый «толчок».

Дети очень чувствуют именно мотивы. Поэтому «идеальный уход» дипломированных специалистов для них хуже, чем неумелые действия любящей мамы. Родительские ошибки, совершенные в любви и неведении, предпочтительнее «правильных» действий равнодушных чужих воспитателей. Тот, кто ищет — тот всегда найдет, и если у родителей есть желание воспитывать собственного ребенка осознанно, опираясь не на то, как «мы росли и ничего», а на потребности ребенка, то знание «что с ним делать» придет обязательно! Нет другого пути, кроме как прислушиваться к своему ребенку и своей интуиции. А родительская интуиция на пустом месте не возникает! Некоторым кажется, что нужно делать какие-то «великие дела» и «мощные сдвиги». Нужно просто попытаться жить ВМЕСТЕ с ребенком. Безусловная любовь тем и характеризуется, что принимает ребенка постоянно и таким, какой он есть, а не только «успехи» и «приятное времяпровождение». Тогда «проблема чем заниматься» уходит — всякие искусственные условия и «особые занятия» становятся не нужны.

Почему мамины проблемы должен решать ребенок? Почему если она «не знает, что с ним делать», то от него нужно избавиться? Это как в нашем давнем разговоре о грудном вскармливании: «Вы знаете, я устала кормить, мне просто надоело. И я подумала: уж лучше не кормить, чем кормить и раздражаться! Я поняла, что ребенку это не нужно!». Мама поняла, что это не нужно РЕБЕНКУ. Интересно, что понял ребенок? Вот эта мама из примера о гв — что сделала для того, чтобы решить свою проблему? Переложила ее на ребенка, и все? Она обращалась в группу психологической поддержки, советовалась с консультантом, в конце концов — общалась с успешно кормящими подругами? Нет, она поняла, что «ребенку это не нужно!». Прежде, чем понять собственную «ненужность» для ребенка, лучше честно заглянуть внутрь себя.

Если мама осознает в себе наследие «жизни вне семьи», и пытается изменить это, то это куда эффективней, чем если она «закрывается» от информации и успокаивает себя «это не для меня, мне не дано». Если уж дан ребенок, то дана и способность его воспитывать — нужно только заглянуть в свое сердце.

«Быть как все»

Аргументы «за садик» — ребенок должен быть как все!

Каждое впечатление ребенку необходимо осмысливать, перерабатывать. Вспомните, что мы говорили о восприятии: для того, чтобы информация обрабатывалась в мозгу, не нужно перегружать канал восприятия. Таков же принцип и в общении с чужими людьми для маленького ребенка. Вы комфортно чувствуете себя в совершенно незнакомой толпе, настроение которой не понимаете? Так же относится к нашему любимому «коллективу» ребенок. Свое общение с другими детьми он должен осмысливать, «перерабатывать». Что, конечно, невозможно при ежедневном принудительном общении. Каждый человек, и маленький тоже, иногда должен побыть один, остаться наедине с собой. Неумение слушать и понимать себя куда хуже, чем отсуствие привычки постоянно «быть в коллективе»! Таким образом человек не может развивать в себе некоторые совершенно необходимые качества, он не оценивает свои поступки, не приводит в порядок свои мысли. Он слишком поглощен чужими делами, его всецело заботит, как «подстроиться» под окружающих. Отсюда — незыблемое желание «быть как все», совершенно не задумываясь, нужно ли это лично мне? Также в постоянном пребывании среди чужих людей разрушается гармония, целостность личности. Он перестает быть собой, ему страшно остаться без «одобрения» коллектива. Поэтому такие люди могут приносить собственные нравственные ценности и моральные устои в жертву «общественному мнению». И если взрослым людям ох, как непросто выдержать атаку «общественного мнения» и научиться мыслить и поступать самостоятельно, что же мы хотим от малышей?! Многие написали, что мамам, выбравшим осознанный подход к воспитанию, приходится его «отстаивать» перед окружающими. Если мамам тяжело — каково деткам?! Ребенок совершенно, абсолютно зависим! Мы хотим, чтобы он, не ощущая поддержки и находясь вдали от родителей, поступал, как они его «учат»? Потому что «влияние семьи все равно сильнее»? А вы знаете, какой процент таких подростков, которые что-нибудь (наркотики) пробуют только «за компанию»? И вы хотите, чтобы дошкольник имел мужество «отличаться от коллектива»? Стал изгоем, белой вороной? С волками жить — по-вольчи выть. Не нужно при этом обязательно представлять какие-то жесткоие сцены — драки втихаря или несправедливое отношение воспитательниц. Вполне достаточно «повторять за другими» — отучаться думать. Опять пример с моих прошлых кружков: девочки рисуют цветочки. Абсолютно одинаковые, у всех «такие же». Спрашиваю одну: «Это ты сама захотела такие цветочки нарисовать?». Ответ: «Я вообще хотела бабочку. НО ВЕДЬ ВСЕ РИСУЮТ ЦВЕТОЧКИ!».

Уверена, что многодетные мамы-читательницы могут подтвердить: в семье дети вовсе не «играют вместе» постоянно с утра до ночи! Кто-то может уединиться с книжкой, старшего ребенка можно одного послать с поручением (в булочную хотя бы), и т.п. Так или иначе, каждому человеку необходимо быть время от времени наедине только с самим собой. И никакой супер-садик не предоставит целой группе возможность «играть поодиночке». К тому же «комнаты для релаксации», которые возможны в антропософских садах Европы, для России и Израиля звучат насмешкой — тут впихнуть бы это количество детей в помещение, не то что выделять какие-то особые комнаты!

Первое, что происходит в «коллективе» — полное подчинение и растворение в нем индивида. Нравится вам это, или нет — это закон выживания. И даже в «хорошем садике» не будет «расцвета индивидуальности» — ребенок находится в стадии подражания, он изо всех сил будет стремиться «быть как все».

Кто должен воспитывать моего ребенка?!

Аргументы «за садик» — ну хоть кто-то с ним (с ребенком) должен справиться!

«Вы знаете, он дома вообще не ест, такие выкрутасы за обедом, а в садике — и добавку просит, вот что значит коллектив!». «Ну, он дома вообще не слушается, а в садике просто шелковый!». И так далее. В школе тоже самое — сколько раз я наслушалась в учительской «Вот вы школа, вы и воспитывайте!». Так говорят взрослые люди! Родители! Этот вечный поиск — на кого бы переложить собственную, ЛИЧНУЮ ответственность за своего ребенка!

Что происходит в таком случае? Родители добровольно отталкивают ребенка и снимают с себя все воспитательные функции. Ребенок получает установку на то, что основные функции семьи переносятся на других людей (см. пост про отвержение семейных ценностей). А когда ребенку исполняется пятнадцать лет (25, 30…), мама говорит: «Он меня совсем не воспринимает! Да он нас за людей не считает! Никого не слушает! Даже поговорить с ним невозможно, не то что попросить что-нибудь!». Интересно, с чего бы это, а? Почему вдруг родители не хотят получать такой прекрасный результат своего воспитания? То есть, передачи воспитательных функций в чужие руки?

Ребенок очень хорошо чувствует наше отношение, какие бы мы слова ни говорили, и какие бы дейсвтия не совершали. И если существует принцип «дома мы как-то потерпим, но вот в садике будет шелковым», то он очень скоро принесет соответствующие плоды. Которые, почему-то, редко радуют родителей.

Садик и самостоятельность.

Аргументы «за садик» — ребенок должен быть самостоятельным!

Почему-то в это понятие вкладывается «умение обходиться без мамы». Что, разумеется, никак не может быть приравнено к развитию самостоятельности и постепенному (!) становлению всех навыков. Если принять во внимание, что мама разумная, а не деспотичная, стремится замечать попытки ребенка «быть самостоятельным», не подавляет волю и инициативу, то эта «самостоятельность» вырастет так же естественно, как и все остальные личностные качества. Как раз дома ребенок и получает возможность быть самостоятельным: самостоятельно решать, когда ему вставать и ложиться, есть и пить (так же — и что), с кем и когда общаться. Самостоятельность возможна, если у ребенка есть право на собственное решение, и свобода выбора, чего нет в группе.

Некоторым представляется развитие самостоятельности так: ребенка мама как можно скорее приучает обходиться без ее помощи, особенно тогда, когда он просит ее помочь. Это даст как раз обратный эффект! Наоборот, тогда, когда малыш не может справиться, а мама терпеливо помогает, наступит момент, когда он САМ откажется от ее помощи, даже еще не умея выполнять какое-то действие. Ничего, что компот проливается на кофточку, не доходя до рта! Ничего, что тряпка вместо мытья полов «развозит грязь» и пачкает тапочки! Ничего, что мука рассыпается ровным слоем по полу, вместо прямого попадания в миску с тестом! Все это — этапы научения. Придется пожертвовать «материальным» для достижения «духовного» — будем послушно вытирать и убирать последствия самостоятельного осовоения разных видов деятельности, не подавляя желания ребенка справиться с делом без нашей помощи. Никто в садике не будет позволять проделывать такие эксперименты! Постепенное освоение в сознании взрослых сводится к двум этапам: 1 — все делать за ребенка, 2 — ребенок все делает сам, без помощи, и правильно. Согласитесь, что между этими двумя пунктами должно еще что-то быть!

Я тоже довольно долго лелеяла этот стереотип — «дети без мамы куда самостоятельнее». Вот мы гуляем с дочкой на всяких «лазилках», и я все время думала, что садовские дети должны быть ловчее, они же постоянно без мамы гуляют, в группе — воспитательнице же не разорваться. Вон сколько я дочке помогала — ножки поддерживала, подстраховывала, до тех пор, пока она сама не стала забираться куда угодно, без поддержки и страховки! Но, как ни странно, когда мы гуляем с садовскими детьми, я вижу как раз обратную картину: шестилетних мальчиков с воплем «Там опасно!!!» снимают оттуда, где запросто сидит и болтает ножками моя двухлетка. (Или эти самые мальчики просто не пробуют туда залезть). Я думаю, что это важный этап — совместное действие и уверенность в помощи. Тогда легче перейти к самостоятельным действиям, ведь для самостоятельности просто необходима уверенность! Именно у таких детей, которые не прошли этап «маминой помощи», очень часты случаи проявления инфантилизма -вдруг ребенок становится «безпомощным», просит что-то сделать, хотя сам давным-давно умеет; появляется желание побыть «маленьким», чтобы о нем заботились, или «несчастным», чтобы жалели (самый просто вариант: часто болеть, будут ухаживать), и т.п.

Как в любом развитии: мы не можем «форсировать события», человеческий детеныш — самый беспомощный, и нужно оказывать эту помощь тогда, когда она действительно нужна малышу, а не бросать его на мнимую «самостоятельность».

Все это касается не только физических действий, а и умения строить взаимоотношения. Как можно от малыша требовать такой же зрелого поведения, как и от взрослого? Тем не менее, детям почему-то предлагают «самим разобраться». до того, как ребенок сумеет самостоятельно разрешать конфликты, налаживать отношения, заводить контакты, он проделывает все то же самое, но с помощью взрослого. И если его бросить в нужный момент без этой помощи — это еще не значит, что он научится «действовать самостоятельно». Обычно в таких ситуациях появляется ощущение безнаказанности обидчика, и формирование «синдрома жертвы» у того, кого обижают.

Если самостоятельность — это умение обходиться без мамы, то почему детдомовские дети всю жизнь зависимы от кого-то? Уж у них «самостоятельности» было…

Мама должна работать (3)

Поскольку, несмотря на то, что уже несколько постов посвящены работающим мамам, продолжаются разговоры на эту тему, я решила снова написать.

Да, я буду говорить то, что действительно думаю.

«Я не собираюсь выкидывать три (4, 5 и т.д.) года жизни из своей карьеры! Если я вернусь в профессию спустя такой длительный срок, я уже ничего не смогу делать!». Знаете, я не собираюсь «выкидывать» три года жизни своего ребенка ради карьеры. Если я вернусь к воспитанию через такой длительный срок, то вряд ли смогу сделать что-то существенное.

«Вам легко говорить!». Знаете, почему мне «легко» говорить? Потому, что я проделала тяжелый путь. Потому, что у меня другая система ценностей. И если бы моя профессиональная деятельность мешала воспитанию собственного ребенка, я бы не выбирала вообще. Я не вижу здесь никакого выбора. Это не зависит ни от образования, ни от рода занятий, ни от опыта работы. Это зависит от позиции мамы и ее желания.

Когда я решила, что «никуда не выхожу», то рассматривала самые разные варианты. РАссматривала не с точки зрения престижности, доходности и т.п., а с точки зрения — это даст мне возможность быть со своим ребенком, или не даст? Я была готова вязать на заказ пинетки и расклеивать объявления во время прогулок. Меня не интересовало «во что бы то ни стало сохранить вот этот уровень», меня интересовало — чем можно заниматься, чтобы ребенок был со мной, а не неизвестно где и непонятно с кем? Поэтому я и нашла вариант. Первый год я вела кружки, и ничего больше. Поверьте, у меня был совсем не тот уровень — я опытный методист (простите, я не люблю ложную скромность), хороший преподаватель (у меня была возможность неплохо устроиться здесь, я же работала в «Сохнуте» и остались зацепки в Иерусалиме) — но я смотрела на все варианты ТОЛЬКО с точки зрения ребенка. Я вела такие кружки в 18 лет, когда была неопытной зеленой студенткой. Сейчас у меня не тот опыт и не то образование. Но, поскольку ничего другого не могла на тот момент придумать — начала все с начала. И мне не пришло в голову вставать в позу и говорить «для меня это недостаточная самореализация». Да, для меня ребенок выше карьеры, а не наоборот. Да, нам было иногда очень тяжело, и ни разу в списке вариантов мы не ставили детский сад. Потому что есть кое-что, что для нас гораздо дороже — наше единственное Постоянное.

Многие писали, что мама вынуждена «выходить». Но почему она не ищет варианты «домашнего воспитания», если сама не может играть эту роль? Почему садик — это единственное решение? Моя знакомая часто ездит за границу. Она иногда рассказывает о том, как подыскивала гостиницу и составляет маршруты. ВОт это поиск! Шерлок Холмс бы позавидовал. Ребенок этой мамы ходит в первый попавшийся муниципальный садик, потому что «у нас безвыходная ситуация, а садики все одинаковы, няню хорошую не найдешь, даже искать бессмысленно, у меня не было выбора вообще, что тут можно поделать». Почему-то при выборе гостиницы у нее всегда хватает сил на поиск. Даже там, где предлагают только один вариант в турфирме. А ребенок что? Это одна сплошная «безвыходная ситуация».

«Невозможно — это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди. Им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить.

Невозможно — это не факт. Это только мнение.

Невозможно — это не приговор. Это вызов.

Невозможно — это шанс проверить себя.

Невозможно — это не навсегда.

Невозможное возможно!»

не могу удержаться и не процитировать комментарий:

«Я похожие по духу мысли читала у испанского педиатра Гонсалеса «Как растить ребенка с любовью». На русский по-моему еще не переводили, а на английский кажется, да. Мне понравилась там одна фраза (цитата примерная): «Вы говорите, ребенок в саду не плакал? В тюрьме тоже не плачут, это не значит, что там хорошо».

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх