Система стихосложения

Силлабо-тоническая система стихосложения

Тема №36:

«Силлабо-тоническая система стихосложения. Трёхсложные размеры (полная характеристика, 20-30 примеров).»

Варламова Нонна Валерьевна

План

  1. История силлабо-тонической ситемы стихосложения.

  1. Старшие русские стихи.

  2. Кантемир и развитие русского силлабического стиха.

  3. Реформа Тредиаковского и Ломоносова.

  1. Силлабо-тоническая систем стихосложения. Трёхсложные размеры.

  1. Лирика:

а) клаузулы;

б) анакруза;

в) цезура;

  1. Фоника:

а) понятие и рифмы;

б) точная и неточная рифма;

в) богатая и бедная рифма;

  1. Способы рифмовки

  2. Строфика:

а) строфа и её признаки;

б) двустишие и четырёхстишие, и другие виды строф;

  1. Силлабо-тоническая система стихосложения и современность

В истории русского стихосложения можно различать пять систем. Наиболее ранней из них является напевное стихосложение, связанное с устным исполнением. Начиная с XII века появляются старшие – по выражение академика Соболевского – русские стихи. Стихи эти были неравносложными, не имели чётко выраженного ритмического строя. Во второй четверти XVIII века на основе стихотворной реформы Тредиаковского-Ломоносова складываются силлабо-тоническое стихосложение. А в начале XIX века, главным образом благодаря деятельности Маяковского, выдвигается тоническое стихосложение.

Самым жизнеспособным оказался наиболее урегулированный и разработанный силлабический стих, утвердившийся со второй половины XVII века. Его формы пришли к нам извне и имели мало общего с исконным народным русским стихом.

Что же такое силлабическое стихосложение?

Для людей, говорящих на языках с постоянным ударением, все слоги равноценны и не различаются по качеству. Эта особенность сознавалась поэтами. Ударения в таких языках не играют существенной метрообразующей роли; ритм в стихах создаётся повторением одинакового количества слогов в стихе.

Такая система стихосложения называется силлабической (от греч. «слог»), и присуща она языкам с фиксированным, постоянным ударением.

На даже изощрённому слуху трудно уловить равенство или неравенство длинных стихов. А ритм в стихах должен улавливаться слухом автоматически, иначе будет нарушен сам принцип стихотворной речи. Поэтому многосложные силлабические стихи разделяются цезурой (постоянным словоразделом, стоящим на строго определённом месте) на две части.

Также в силлабическом стихе, за редкими исключениями, есть акцентные константы, то есть постоянные ударения, стоящие в определённом месте – в конце стиха и перед цезурой. Однако акцентные константы – не основной, а производный ритмический признак.

Но так как в русском языке ударение подвижное, то перед цезурой константа (постоянная ударения) не образовалась.

Большие заслуги по приданию русскому типу чётко разработанных форм принадлежит известному культурному деятелю и поэту, воспитаннику Киево-Могилевской коллегии Симеону Полоцкому.

Силлабическим стихом писали и поэты первой половины XVIII века, включая А. Кантемирова и молодого В. Тредиаковского.

«…русская литература начинается с Ломоносова, Все начинают её повторно с Кантемирова. Это тоже справедливо… содержание, характер и цель его стихов были совсем другие… Кантемир начал собою историю светской русской литературы… Этот человек по какому-то счастливому инстинкту первый на Руси свою проэзию с жизнию …— писал В.Г. Белинский.

Итак, в XVIII веке культура в России приобретает всё более светский характер. Светским становится и содержание поэзии. Начинаются поиски каких-то других форм, более присущих русскому языку. Успешность этих поисков была обусловлена необычным до того ростом русской культуры.

В 1735 году Тредиаковский выпустил книгу «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в которой он ясно осознал, что в русском языке ударные и безударные резко различаются по качеству.

Тредиаковский первый в русской поэзии ввёл понятие стоны, как элементарной ритмической единицы, состоящей из одного ударного и одного безударного слогов, чередующихся в строго определённом порядке.

Реформу стиха завершил Ломоносов. Он решительно отбросил остатки силлабизма, сохранённые Тредиаковским, создал завершённую систему тонического стихосложения и теоретически обосновал её очень глубоко для науки XVIII столетия.

Тоническая система стихосложения (от греч. «тон, напряжение, ударение») присуща языкам с подвижным

  1. В.Г. Белинский, Полное собрание сочинений, издательство АКСССР, том III, 1955 , стр.613-614

ударением. В русском языке ударный слог качественно не равен безударному и значительно заметнее последнего. Поэтому основой ритма в русском языке является повторение ударных слогов; расположение безударных слогов может учитываться, но может и не приниаться во внимание.

Что же представляет собой стихосложение, введённое Ломоносовым?

Это система размеров, основанная на упорядоченном, регулярном чередовании ударных и безударных.

Стихотворные размеры делятся на две группы, отличающиеся друг от друга по характеру стон: двусложные и трёхсложные.

Двусложные размеры

  1. Хорей _~

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

(А.С. Пушкин 26 мая 1828)

  1. Ямб ~_

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

(А.С. Пушкин)

Трехсложные размеры

  1. Дактиль _~~

Чисто вечернее небо,

Ясны далекие звезды,

Ясны, как счастье ребенка;

О! для чего мне нельзя и подумать:

Звезды, вы ясны, как счастье мое!

(М.Ю. Лермонтов. Небо и звёзды)

О, красота, тишина и раздолье Днепра!

Помню, как ветер в лугах серебрил верболозы,

Помню, как реяла дальних миражей игра…

(И.А. Бунин. Кольцо)

Мрамор гробницы его — в скорбной толпе кипарисов:

Радостней светит меж них синее лоно небес.

Ангел изваян над ним с опрокинутым светочем жизни:

Ярче пылает огонь, смертью поверженный ниц

(И.А. Бунин Могила поэта)

  1. Амфибрахий ~_~

Пускай я умру под забором, как пес,

Пусть жизнь меня в землю втоптала,-

Я верю: то бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

(А.А. Блок. Поэты)

Но я — человек. И, паденье свое признавая,

Тревогу свою не смирю я: она всё сильнее.

То ревность по дому, тревогою сердце снедая,

Твердит неотступно: Что делаешь, делай скорее.

(А.А. Блок)

Небес и земли повелитель,

Творец плодотворного мира

Дал счастье, дал радость всей твари

Цветущих долин Кашемира.

(А.А. Фет. Соловей и роза)

  1. Анапест ~~_

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

(С.А.Есенин)

Не дождаться мне, видно, свободы,

А тюремные дни будто годы;

И окно высоко над землей!

И у двери стоит часовой

(М.Ю. Лермонтов. Соседка)

Ныне первый мы слышали гром,

Вот повеяло сразу теплом.

И пришло мне на память сейчас,

Как вчера ты измучила нас.

(А.А. Фет)

Теперь более подробно попытаемся рассмотреть трёхсложные размеры.

В силлабо-тоническом стиле число слогов внутри стиха, как известно, есть величина постоянная. Но число неударных слогов, следующих за последним ударением, меняется по особым законам.

Различают окончания (клаузулы) односложные или мужские, когда стих оканчивается ударением.

Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

(С.А. Есенин)

Двусложные или женские, когда за ударением следует неударный слог.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

(М.Ю. Лермонтов. Листок)

Трёхсложные или дактилические, при двух неударных после ударения. Четырёхсложные и пятисложные окончания встречаются редко.

Чередования в стихотворении окончаний различного типа есть один из важнейших приёмов строфической композиции.

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

(А.С. Пушкин. Кавказ)

Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду

(С.А. Есенин)

Введение в метрику понятия анакрузы существенно, потому что с помощью этого понятия обнаруживается принципиальное родство различных двудольных размеров и родство между размерами трёхдольными.

Анакруза – это группа слогов в стихе, предшествующая первому метрическому ударению. Различают два типа вариации анакрузы. В одном – расположение анакрузы в строфе упорядочено в композиционном отношении по определённому закону. В другом – последовательность стихов с анакрузой и без неё совершенно произвольна.

В русской поэзии вариация анакрузы употребительна только в трёхдольных размерах. Первые опыты вариации анакрузы в России мы встречаем у Сумарокова и Державина.

Например, с композиционным упорядочением вариации (первый стих имеет односложный приступ, второй – двусложный):

_ Зачем я не птица, не ворон степной,

_ _ Пролетевший сейчас надо мной?

_ Зачем не могу в небесах я парить

_ _И одну лишь свободу любить?

(М. Ю. Лермонтов. Желание)

В дальнейшем мы встречаем вариацию анакрузы у поэтов романтического типа, склонных к более свободному тоническому строю. Например, у Фета (с правильным чередованием)

В пене несется поток, _ Ладью обгоняют буруны, Кормчий глядит на восток _ И будит дрожащие струны

(А. А. Фет)

_ _ Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

_ _ Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

( А. А. Фет)

Цезурой называется сечение стиха на определённом слоге, метрически обязательное. Цезура есть сечение метрическое, то есть перерыв в движении ритма. Цезура разбивает стих на два полустишия, то есть метрический ряд высшего порядуа на менее обширные метрические группы, объединённые и вместе с тем противопоставленные друг другу.

Среди трёхдольных размеров цезуру имеют обыкновенно четырёхстопные ритмические ряды. Благодаря неподвижному ударению перед цезурой такие размеры приобретают некоторую монотонность.

Например, у Пушкина (амфибрахий, в цезуре – женское окончание):

Гляжу как безумный/ на черную шаль

И хладную душу / терзает печаль.

Когда легковерен / и молод я был,

Младую гречанку / я страстно любил.

Или у Некрасова (анапест — в цезуре мужское окончание):

Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,

Не лежал я во рву в непроглядную ночь,

Я свой век загубил за девицу-красу,

За девицу-красу, за дворянскую дочь.

Огромную ритмообразующую и композиционную роль в стихах играет рифма. В. М. Жирмунский дал определение рифмы: это «всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения».

По характеру стиховых окончаний мы различаем рифмы мужские, женские и дактилические. Рифмы четырёхсложные (гипердактилические), тем более пятисложные, встречаются только как метрические опыты.

Например, четырёхсложные рифмы встречаем у Дельвига в «Жаворонке»:

Люблю я задумываться,

Внимая свирели,

Но слаще мне вслушиваться

В воздушные трели

Весеннего жаворонка!..

УВалерия Брюсова встречаем пятисложные рифмы (хорей):

Холод, тело тайно сковывающий,

Холод, душу очаровывающий…

От луны лучи протягиваются,

К сердцу иглами притрагиваются.

Созвучие в конце метрического ряда, перед цезуой, слышится гораздо отчётливее, чем в начале или середине; таким образом, ритмический строий и звуковой повтор при концевом созвучии подчёркивают и усиливают друг друга больше, чем при начальной.

Под точной рифмой обычно понимается акустическое тождество во всех звуках стиха, начиная с последнего ударного, например: крик-поник, воля-доля, закованный-очарванный. От тождества акустического следует отличить тождество графическое. Например, рифмы крик-миг, ёлка-колко тождественны для слуха, но различны в написании. Например, у И. А. Бунина в стихотворении «Косгор»:

Косогор над разлужьем и пашни кругом,

Потускневший закат, полумрак…

Далеко за извалами крест над холмом —

Неподвижный ветряк.

Или у А. А. Фета:

Младенческой ласки доступен мне лепет,

Душа откровенно так с жизнью мирится.

Безумного счастья томительный трепет

Горячим приливом по сердцу стремится.

Я люблю его жарко: он тигром в бою

Нападает на хищных врагов;

Я люблю в нем отраду, награду мою

И потомка великих отцов.

При изучении рифмы неточной удобно исходить из точной рифмы, условно отличая различные формы несовпадений как отклонения от совпадения безусловного. Различают рифмы приблизительные и неточные в собственном смысле. К первой категории относятся незначительные отклонения: в оттенках ударного гласного, в неударном вокализме, чередование твёрдых и мягких согласных.

Например, у Брюсова (неточные рифмы в сочетании с бедными и приблизительными):

Есть великое счастье — познав, утаить;

Одному любоваться на грезы свои;

Безответно твердить откровений слова,

И в пустыне следить, как восходит звезда…

В противоположность приблизительным созвучиям рифмы неточные образуют заметное несоответствие. Например, у А. А. Блока:

О, стальная, бесстрастная птица,

Чем ты можешь прославить творца?

В серых сферах летай и скитайся,

Пусть оркестр на трибуне гремит,

Но под легкую музыку вальса

Остановится сердце — и винт.

С точки зрения чисто описательной, можно отметить следующие категории неточных рифм: 1) несовпадения в области согласных при одинаковых ударных гласных (ассонанс); 2) несовпадение ударных гласных при одинаковых согласных (консонанс); 3) несоответствие в числе слогов рифмы (неравносложные рифмы); 4) несоответствие в расположении ударений (неравноударные рифмы) .

Звучность рифмы увеличивается, если повторяются не только ударный гласный и следующие за ним звуки, но и согласный, стоящий перед ударным гласным – так называемый опорный согласный.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

(А. С. Пушкин. Евгений Онегин)

В рифме «лицемерить-верить» созвучны окончания, начиная с ударного; опорные согласные различны. Такая рифма называется бедной. В рифме «ревновать-изнывать» созвучны, кроме того, опорные согласные «в». Такая рифма называется богатой.

Богатую рифму встречаем у М. Ю. Лермонтова в «Трёх пальмах»:

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Бедная рифма – у А. А. Фета:

Я узнаю тебя и твой белый вуаль,

Где роняет цветы благовонный миндаль,

За решеткою сада, с лихого коня,

И в ночи при луне, и в сиянии дня;

И гитару твою далеко слышу я

Под журчанье фонтана и песнь соловья…

Богатые рифмы уяснились поэтами как особо звучные, но это не значит, что бедные рифмы очитались дурными, — бедные были обыкновенными, наиболее часто встречающимися.

Рифма скрепляет воедино разные стихи; появление созвучия вновь возвращает внимание к первому рифмующемуся стиху. Поэтому рифма служит не только для насыщения стихов звуковыми повторами и их метрической организации, но и выделяет слова и в какой-то мере связывает их по смыслу. Чем звучней и оригинальней рифма, тем больше она обращает на себя внимание, тем более возрастает её смысловая роль.

Ритмическая структура стихотворной строчки воспринимается при повторении этого ритмического ряда.

Вот почему самые короткие стихотворения (эпиграммы) состоят минимум из двух стихов. Стихотворения из одного стиха (моностихи) являются чрезвычайной редкостью.

Рифмующиеся строчки могут сочетаться между собой различным образом. Основных способов рифмовки три: смежная рифмовка, перекрёстная и кольцевая.

  1. Смежная рифмовка

В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядет,

Брызжет и плещет и дале плывет.

(М. Ю. Лермонтов. Морская царевна)

Или воли не хватит смотреть и страдать?

Я бы мог еще долго и долго молчать,

Но, начав говорить о другом, — я солгу,

А глядеть на тебя я и лгать — не могу

(А. А. Фет)

  1. Перекрёстная рифмовка

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

(М. Ю. Лермонтов. И скучно и грустно)

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

(А. А. Фет)

  1. Кольцевая

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

(А. С. Пушкин. Кавказ)

Итак, основные признаки строфы – это интонационно-синтаксическая завершённость и правильное чередование рифмующихся стихов.

Простейшей строфой является двустишие, состоящее из двух стихов, связанных единственно возможным в этом случае способом рифмовки – смежной рифмой.

Двустишия редко бывают строфой в полном смысле слова. Нужно писать очень лаконично, короткими фразами, чтобы уложить поэтическую мысль в тесные пределы двух стихов.

Количество строк в строфе может быть весьма различны: три – в терцинах, четыре – в четверостишиях , восемь – в октаве, четырнадцать – в сонетахи в знаменитой «онегинской» строфе.

В строфу из четырёх стихов легко укладывается фраза, изображающая без большого количества подробностей какую-либо картину. Поэтому четверостишие является самой распространённой строфой в русской и советской лирике.

Рассмотрим примеры.

Двустишие

Вышла младая потом голова,

В косу вплелася морская трава.

(М. Ю. Лермонтов. Морская царевна)

Четверостишие.

По синим волнам океана,

Лишь звезды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несется,

Несется на всех парусах.

(М. Ю. Лермонтов. Воздушный корабль)

Пятистишие.

Всю злобу земную, гнетущую, вскоре,

По-своему каждый, мы оба забыли,

Как будто меня убаюкало море,

Как будто твое утолилося горе,

Как будто бы звезды тебя победили.

(А. А. Фет. Море и звёзды)

Дальнейшее развитие реализма и народности русской поэзии связано не только с продолжающимся и поныне совершенствованием силлабо-тонической системы стихосложения, но и всё более широким применением тонического стих, уходящего своими корнями в ритмическую организацию русского народного стихосложения. Основным поборником тонического стиха в современной поэзии явился В. Маяковский, использовавший его наряду с силлабо-тоническим.

Литература.

  1. В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, издательство АНСССР, том VIII, 1955 год, страницы 613-617

  2. В. М. Жирмунский. Теории стиха. Советский писатель, 1975 год.

  3. Д. С. Самойлов. Книга о русской рифме. Издательство 2-ое, дополненное – Москва, Художественная литература – 1982 год

  4. Л. Н. Тимофеев. Очерки теории и истории русского стиха. Государственное издательство художественной литературы, Москва – 1958 год

  5. В. Е. Холшевников. Основы стихосложения. Русское стихосложение. Издательство 2-ое, переработанное. Издательство Ленинградского университета – 1972 год

  6. Тимофеев Л. Н., Тодоро Л. В. Как читать и понимать стихи, издательство «Знание», Москва – 1961 год

Учебник стихосложения

  • Системы стихосложения
    • Античное стихосложение
    • Силлабическая система стихосложения
    • Тоническая система стиха
    • Силлабо-тоническая система стихосложения
  • Метры и размеры стиха
  • Рифма и ее разновидности
  • Строфы
  • Разновидности стихотворений
  • Требования к слогу писателя
  • Изобразительность речи

Системы стихосложения

Силлабо-тоническая система стихосложения

От греч. Syllabe — слог и греч. Tonos — напряжение, ударение.

Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К.Тредиаковскому и особенно М.В.Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

Начатое Тредиаковским продолжил, развил и блестяще применил в своей поэтической практике Ломоносов. Созданная его трудами система стихосложения получила позднее название силлабо-тонической, то есть, слого-ударной. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Учтен при этом опыт метрической системы. В основе силлабо-тоники лежит принцип строения русского народного стиха: соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки — стихи. Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы. Деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе (стопа здесь — сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными) в известной степени условно. Особенности русского языка не позволяют строго выдержать это деление, так как слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений. Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного (как это имеет место в языке на самом деле), а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударения в служебных словах, а иногда и в местоимениях, пропадают, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударения с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее — энклитикой).

Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей — с ударением на первом слоге и ямб — с ударением на втором слоге. Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких одно-, дву- и трехсложных слов.

Но уже Ломоносов признал, что так писать стихи «трудновато», потому что в языке очень много слов длинных, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается — они не должны падать на «чужие» места, зато пропускать их можно — от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два безударных слога подряд — они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии с античным стихом пиррихием. Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей). В русских двусложных размерах особенно часты различные сочетания стоп ямба и хорея с пиррихиями.

В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль — с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий — с ударением на среднем слоге и анапест — на последнем, третьем слоге стопы.

Последовательность таких групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым — от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от 2 до 6 стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — от 2 до 4.

Итак, основных размеров русского классического стиха пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Подробнее о них можно прочесть в разделе размеры стиха.

< предыдущая статья | ^ вверх | следующая статья >

Основные системы стихосложения

1.СИЛЛАБИЧЕСКАЯ (СЛОГОВАЯ СИСТЕМА)
Построена на принципе равносложия. Ударение в данной системе свободное, подвижное. В таком стихе есть рифма, строфа, цезура, графика (стих записывается столбцом).
2.СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ – группа слогов, объединяющая сильный слог со слабым. СИЛЬНЫЙ – это такой, который может быть ударным без каких бы то ни было ограничений. СЛАБЫЙ – с ограничениями и условиями (типа того, что в ямбе слабому слогу допустимо быть ударным лишь тогда, когда этот слог образован односложным словом).
В основе данной системы лежит стопа.
СТОПОЙ является сочетание либо двух, либо трех слогов, в котором сильный, т.е. преимущественно ударный, слог занимает определенное положение относительно слабых слогов, преимущественно безударных. Выделяют 5 основных размеров силлаботоники. Для наглядности «прикрепим» к каждой из этих пяти разновидностей форму имени ИВАН.
1.– ! ямб ( где «!» — сильный слог, «–» — слабый слог) – размер, в котором сильный слог четный, а слабый нечетный, иными словам, первый слог безударный, второй ударный.
– !
Иван
2.! – хорей– размер, в котором слабый слог четный, а сильный нечетный, иными словами, первый слог ударный, второй безударный.
! –
Ваня
3. ! – – дактиль – стихотворный размер, в котором ударными выступают 1, 4, 7 и т.д. слоги
! – –
Ванечка
4. – ! – Амфибрахий – стихотворный размер, в котором ударными выступают 2, 5, 8 и т.д. слоги
– ! –
Ванюша
5. – – ! Анапест – стихотворный размер, в котором ударными выступают 3, 6, 9и т.д. слоги.
– – !
Иоанн
3.ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В тоническом стихе устойчиво постоянное число ударных слогов, количество безударных колеблется.
Виды тонического стиха:
1.Дольник – количество безударных колеблется от 1до 2-х
2.Тактовик – количество безударных 1, 2, 3 или 0, 1, 2
3.акцентный – 1, 2, 3, 4 или 0, 1, 2, 3 и больше
4.Верлибр (свободный стих). Единица ритма – стихотворная строка, свободное число слогов и место ударений, нет рифмы, нет строки.

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят от фонетических особенностей языка.

1. Метрическая или античная система характерна для древнегреческого и древнеримского языков, в которых были долгие и краткие гласные. Ритм в строке создавался повторением стоп, состоящих из равного количества долгих и кратких слогов. Стопы были разные и могли включать от двух до четырех слогов.

Двухсложные стопы – хорей или трохей (–U), ямб (U–), спондей (- -), пиррихий (U U);

трехсложные — дактиль (–U U), амфибрахий (U – U), анапест (U U –), бакхий — — U), антибакхий (U — -), амфимакр (– U –), моллос (—).

Четырехсложных стоп было 17 видов, перечислять их нет необходимости.

Наиболее популярным размером в античной поэзии был гекзаметр — шестистопный дактиль с неполной последней стопой и цезурой посередине:

— U U | — U U | — || U U | — U U | — U U | — U

Гекзаметром написаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия. Часто в сочетании с гекзаметром использовался пентаметр, состоявший из пяти стоп:

— U U | — U U | — || — U U | — U U | —

Античные стихи не читались, а пелись и не имели рифм.

Метрическая система характерна для некоторых современных языков, в частности арабского. В начале XVII века известный русский ученый Мелетий Смотрицкий (1578 -1633), автор первой грамматики русского языка, сделал попытку применить эту систему к русской поэзии, однако из этого ничего не вышло, так как огга не соответствовала звуковым особенностям русской речи.

2. Тоническая система (от гр. tonos – ударение) основана на чередовании ударений в строке, создающих ритм. Она характерна для языков, в которых ударные слоги качественно отличаются от безударных, а ударения не имеют постоянного места в слове. К ним относятся русский, украинский, немецкий и некоторые другие языки. Как известно, ударения бывают трех видов: грамматическое выделение голосом гласного звука в слове (вода), логическое выделение голосом определенного слова в предложении и ритмическое — выделение голосом определенных речевых единиц, придающих речи музыкально-ритмический характер.

Тоническая система с древних времен утвердилась в народной поэзии.

Как во славном | городе | во Киеве,

У ласкового | князя | Володимира …

Былина напевалась под аккомпанемент гуслей, и в строке отчетливо видны три ритмические ударения. Кстати, в литературе принято обозначать только ударные слоги, однако такое обозначеггие не всегда правильно передает ритмическую структуру стиха. Ритмическое ударение часто охватывает несколько слов, в каждом из которых есть свое ударение. Поэтому предлагаемое нами обозначение представляется более точным:

___ /__ _/__ /_ ___ /___

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

____ /__ ___ /_…….. / I..

Не мешай мне, добру молодцу, думу думати.

Итак, тоническая система характеризуется:

а) правильным чередованием ритмических ударений;

б) количество безударных слогов — произвольно;

в) в народном стихе часто повторяются служебные слова, имеет место
перенос грамматических ударений, что вызывалось музыкально-ритмическим
строем стиха.

Тонический стих оказал огромное влияние на развитие русскою стихосложения. Это объясняется тем, что он соответствовал фонетическим особенностям русского языка. Тоническим стихом написаны многие произведения А.Пушкина (сказки), М.Лермонтова («Песня про купца Калашникова»), Н.Некрасова, А.Кольцова и других. Он явился основой стиха В.Маяковского.

3. Силлабическая система (от гр. syllable – слог) основана на повторении равного количества слогов с строке. Она характерна дня тех языков, в которых гласные звуки произносятся полнозвучно и между ударными и безударными нет большой разницы, а слова имеют постоянное ударение. К таким языкам относятся польский, чешский, итальянский, французский.

В начале XVII века силлабическая система из Польши через Украину пришла в русскую поэзию и стала господствующей в ней до середины XVIII века. Для иллюстрации приведем отрывок из сатиры А. Кантемира.

Главно воспитания || в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти изгнав, || младепчее зрело.

В добрых нравах утвердить, || чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, || меж людьми любезен.

Особенности силлабическою стиха:

1) равное количество слогов в строках (здесь 13);

2) парная рифма;

3) женская рифма;

4) цезура — пауза в середине строк.

Требует пояснения женская рифма. Подробно об этом речь пойдет позже, а сейчас отметим, что по месту ударений в конце строк рифмы делятся на мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на втором слоге от конца), дактилические (третий слог от конца), гипердактилические (все другие). В русском стихе женская рифма оказалась обязательной (вопреки здравому смыслу!) потому, что силлабический стих пришел из Польши, а в польском языке в словах ударение всегда стоит на втором слоге от конца (Адам – Адама).

Силлабический стих оказался чуждым русской речи, тяжелым и неуклюжим. Вот почему необходима была реформа. Её осуществили выдающиеся ученые-филологи и поэты В.Тредиаковский и М.Ломоносов, которые открыли силлабо-тоническую систему, основанную на правильном чередовании ударных и безударных слогов.

В 1735 году В.Тредиаковский издал трактат «Новый и краткий способ к сложению стихов российских», положивший начало новой эре в истории русской поэзии. Автор правильно утверждал, что «способ сложения стихов весьма есть различный по различию языков». Для русского языка, писал он, совершенно не подходит метрическая система, которую хотел привить Мелетий Смотрицкий. Правильнее поступали те, кто строил стих по польскому образцу, то есть по силлабическому принципу.

Однако силлабические стихи, сделал он вывод, являются не столько стихами, сколько прозой. Глубоко изучив народную поэзию, Тредиаковский пришел к выводу, что в русском стихе должны чередоваться сочетания ударных и безударных слогов, которые он назвал стопами. Правда, рекомендации ученого были половинчатыми. Он считал, что стопы должны быть только двухсложные (хорей и ямб), что стопы могут быть только в длинных строках, и что рифма должна быть только женской.

В 1739 году М. Ломоносов прислал в Русскую академию из-за границы (в это время он обучался в Марбургском университете Германии) оду «На взятие Хотина» и приложил к ней «Письмо о правилах российского стихотворства», которое вошло в историю науки о литературе как один из выдающихся трудов.

Ломоносов половинчатое преобразование Тредиаковского довел до его логического завершения. Он доказал, что русскому стиху присущи не только двухсложные стопы, но и трехсложные, и отверг вывод Тредиаковского о том, что стонами могут писаться только длинные стихи, и что рифмы должны быть только женскими.

В качестве образца новой системы стихосложения он приложил к письму оду «На взятие Хотина», которая написана ямбом и начиналась так:

Любовь России, страх врагов.

Страны полночной героиня.

Седми пространных морь, брегов

Надежда, радость и богиня.

В. Белинский считал, что с этой оды начинается новая русская поэзия.

4. Силлабо-тоническая система. В ней ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные и трехсложные.

Двухсложные:

хорей (/ U):

/U /U /U /U

Буря | мглою | небо | кроет|

ямб (U /):

U / U/ U/ U/ U

Люблю | тебя, | Петра | творень|е,

Трехсложные:

дактиль (/ UU):

/ U U / U U / U U / U U

Тучки нe|бесные, | вечные | странники |

амфибрахий (U / U):

U / U U / U U /U

Не ветер | бушует | над бором |

aнапест (U U /):

U U / U U / U U / U U /

Раз я ви|дел сюда | мужики | подошли |

Самый распространенный размер — ямб. Согласно подсчетам исследователей, более 90 % стихов написано ямбом. Однако это не свидетельствует об однообразии тональности стихов. Большое значение имеет количество стоп в строке. Так, 4-cтопный ямб в стихотворении Пушкина «К Чаадаеву» создает впечатление монолога, 6-стопный ямб в стихотворении «Памятник»-размышления. Повествовательную интонацию стиху придает разностопный басенный стих.

Например:

Записи созданы 1581

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх