Социальный институт брака

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.

Выделяют следующие классификации семьи.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).

В настоящее время различают следующие виды брака.

В Российской Федерации правоотношения в области семьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права – семейным правом . Его источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.

Регулирование семейных отношений российским законодательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:

– добровольность брачного союза мужчины и женщины;

– равенство прав супругов в семье;

– разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

– приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

– обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.

В частности, можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:

• сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга;

• изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

• сокращение числа патриархальных семей;

• развитие семьи партнерского типа , в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;

• разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи;

• преобладание нуклеарной семьи;

• разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;

• рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

В современных условиях особую роль в развитии семейных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.

Образец задания B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: Семьи.

Семенова А.И.

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

г.Тамбов
semenchik9@mail.ru

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, который обеспечивает его стабильность и упорядоченность, закладывая в каждое новое поколение важнейшие ценности и нормы. На протяжении всей жизни человек может состоять в различных социальных группах, таких как школа, институт, рабочий коллектив или коллектив по интересам, однако только семья является постоянной общностью, сопровождающей человека с первых дней его рождения.

Говоря об институте семьи, мы подразумеваем также институты брака и родства, материнства и отцовства, социальной защиты детства и опеки, входящие в институт семьи, как комплексной и многогранной структуры.

Семья – это один из древнейших социальных институтов, возникший раньше религии, политики, государства, образования. Исследованию природы и сущности семьи уделяли внимание еще в древности. Одним из первых, попытавшихся дать определение этому феномену, стал древнегреческий философ Платон, который считал патриархальную семью неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей.

Английский философ Томас Гоббс наделял семью духовностью и возвышенностью, опровергая различные точки зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо отрицал правомерность общественного неравенства между полами, но вместе с тем обращал внимание и на их природные, функциональные и социальные различия. В связи с этим он предлагал подходить дифференцированно к особенностям женщины и мужчины. В своих трудах Руссо отмечал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное — это семья. Таким образом, семья — это, если угодно, прообраз политических обществ…».

Наиболее популярное в советской социологии определение семьи принадлежит А. Харчеву: «Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Подобное определение дано и в Энциклопедическом социологическом словаре: «Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью».

Еще недавно считалось, что основной целью создания семьи является рождение и воспитание детей, при этом брак обязательно должен быть юридически оформлен и зачастую являлся пожизненным. В подобном случае под семьёй подразумевались супруги, не имеющие детей; лица, состоящие в фактическом браке; одинокие родители с детьми; пожилые люди, имеющие взрослых, отдельно проживающих детей и однополые партнеры, в данную категорию не входили.

В связи с трансформацией института семьи в современном мире, английский социолог Энтони Гидденс определяет семью как ячейку общества, состоящую из людей, которые поддерживают друг друга одним или несколькими способами, например, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены отождествляются друг с другом как поддерживающая ячейка.

Сегодня семью как социальный институт определяет: воспроизводство поколений, определение и трансляция системы социальных ролей, регулирование отношений внутри поколений и между ними. Семья, таким образом, всё ещё выступает элементом социальной структуры, с принятыми в ней ценностями, обычаями, традициями и устоями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонов А. И. Семья как социальный институт // Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, часть II. — М.: «Знание», 1994. — 304 с.

2. Красноярский И. Психология семейных отношений — URL: http://igkrasn. narod. ru/page1.htm. Дата обращения: 2.05.15.

3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — М.: Мысль, 1979. — 367 с.

4. Энциклопедический социологический словарь. Общ.ред. Осипова Г.В. — М.: ИСПИ РАН, 1995. — 940 с.

5. Цит. По Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология. М.: АСТ, 1998. 496 с.

Н. А. Бутенко, кандидат философских наук, доцент,

Сургутский государственный университет,

г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ, Россия

Любое явление общественной жизни, а в данном случае это семья, может быть объектом исследования различных наук. Исходя из общего понимания объекта и предмета социологии, мы можем рассмотреть особенности объекта и предмета исследования в социологии семьи. В мировой социологической практике сложились две парадигмы социального познания: объективисткая и субъективисткая, суть которых заключается в следующем. Объективисткий (или макросоциологический) подход рассматривает семью как объективно существующую реальность в обществе, не зависящую от действий индивидов, а значит объектом исследования в данном подходе является семья в качестве социального института. В рамках субъективисткого (или микросоциологического) подхода семья представляет собой социально-групповую структуру, в основе которой лежит взаимодействие всех членов этой группы, следовательно, объектом исследования является социальное поведение и межличностные отношения в семье.

Семья как уникальный социальный феномен в качестве социальной общности выступает субъектом исторического развития общества, являясь одновременно социальной структурой, социальной организацией и культурой. В качестве социальной структуры семья может быть представлена в трех аспектах: как совокупность индивидов, объединенных супружеством, родством, как совокупность социальных ролей и статусов, и как совокупность норм и ценностей . Семья как социальная организация жизнедеятельности людей формируется на основе ответственности, взаимной деятельности и взаимопомощи. Также семья является соцокультурной системой, структура которой состоит из трех уровней: первый уровень – социетальный, где она выполняет функции социального института; второй уровень – малая социальная группа, в которой она выступает как совокупный субъект деятельности и носитель коллективного сознания; третий уровень – личность, где семья призвана удовлетворять биологические, социальные и духовные потребности человека . В основе единства семьи лежат социальные и психологические связи. Изучение личности в социологии семьи происходит именно через семью, а не обособленно. Невозможно редуцировать семью к обособленному индивиду, так как такое упрощение лишает социологию семьи объекта и предмета исследования. На уровне социального института семья рассматривается как институциональная подсистема общества, которая взаимодействует с другими социальными институтами, при этом учитывается ее место в социальной структуре. Когда исследователь обращается к функционированию семьи в качестве социальной организации, то анализируется совокупность статусов и социальных ролей, характерных для нее.

Итак, использование категорий «социальный институт» и «малая социальная группа» в социологии семьи позволяет совместить исследование семьи на макро – и микроуровне в социологии. Исследование семьи как социального института раскрывает взаимосвязь семьи с другими социальными институтами, с социальными процессами и их изменениями. Исследование семьи как малой социальной группы помогает понять закономерности становления, функционирования и распада семьи, взаимосвязь личности и общества. Данная методология исследования семьи на микро- и макроуровне позволяет исследовать влияние процессов, происходящих в современном обществе, на трансформацию семьи.

Исследуя современную семью как социальный институт и как малую социальную группу, необходимо отметить, что кризисные явления в обществе повлияли на ее положение и изменили ее сущность. Подробным анализом кризиса современной семьи занимались российские социологи Антонов А. И., Медкова В. М. Авторы выделяют два мировоззренческих подхода к исследованию кризиса семьи: «либерально-прогрессисткой» и «консервативно-кризисной». Суть первого подхода заключается в том, что старая традиционная семья разваливается, и на ее месте возникают новые структуры. Смысл второго подхода состоит в том, что семья как социальный институт исчезает совсем, поэтому необходимо укреплять семейный образ жизни, сохранять традиции .

В современном российском обществе в связи с его модернизацией произошли изменения ценностных установок в семье, что привело к потере ряда ее институциональных признаков. Необходимо отметить, что эти перемены проявились в том, что личные и экономические выгоды индивида стали превалировать над родственными связями; изменились роли мужчины и женщины в семье, так как семья приобрела потребительский характер; семья стала более мобильной в географическом и социальном плане.

Современная семья демонстрирует отказ от патриархальной семьи, которая была основана на четко выраженной половозрастной субординации, т. е. подчинении жены мужу, детей родителям. Модернизация привела к появлению множества моделей семьи и брака. Постепенно произошел переход от патриархальной к детоцентристкой семье, основанной на гипертрофированной ценности детей и частной жизни, а затем к супружеской семье, во главе которой лежат личные взаимодействия жены и мужа, регулируемые моральными принципами и ценностями .

Очевидно, что семья как социальный институт терпит глубокие изменения не только в современном российском обществе, но и в обществах, вступивших на постиндустриальную ступень развития. Причем переход от традиционной патриархальной модели семьи к супружеской, нуклеарной в странах Европы, США, Канаде и других произошел гораздо раньше, чем в России. Традиционные ценности, усвоенные веками, вошли в противоречие с либеральными ценностями, основанными на индивидуализме и эгоизме личности. Традиция многодетности семьи фактически исчезает в конце ХХ века, кроме этого наблюдается рост количества разводов и сокращение числа заключения браков, растет число семей с одним родителем, а также число смешанных семей (например, когда женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей или наоборот, семья с приемными детьми и др.) – таков неполный список тенденций развития современной семьи. На смену традиционным семейным ценностям – супружество, родительство, прочность брака, приходят другие такие ценностные ориентации как карьерный рост, профессиональная деятельность, личная и материальная независимость.

Кризис семьи как социального института проявляется еще и в деградации института брачных отношений, а именно в увеличении количества незарегистрированных браков, появлением нетрадиционных видов брака (гражданский брак, брак выходного дня, гостевой брак и др.) Из социологического опроса, проведенного среди жителей Уральского Федерального Округа 28,4 % показали, что брак важен для успешной самореализации в обществе, а каждый пятый респондент (20,1 %) считают институт семьи и брака изжившим себя как показатель уровня зрелости личности .

Семья как малая социальная группа, на наш взгляд, не претерпевает столь масштабного кризиса как социальный институт семьи. Об этом свидетельствуют статистические данные: количество браков последнее время держится на отметке 6+0,2, хотя с 1975 по 1995 гг. он снижался в среднем на «1» за пять лет . Престиж семьи как малой социальной группы остается высоким. Это связано с тем, что семья является духовным источником стабильности в постоянно изменяющемся обществе.

В целом можно констатировать наличие кризиса социального института семьи в современных обществах. Его ярким свидетельством является рост разводов в развитых странах, который связывают с утверждением матримониальной модели семьи. В Швеции, Дании, Голландии усиливаются эгалитарные отношения между полами, контролируется рождаемость, что приводит к росту разводов. И, наоборот, в тех странах, где сохраняются традиционные представления о семье (Ирландия, Италия, Греция), индекс разводов не столь высок, как в выше указанных странах.

Таким образом, трансформация современного общества привела к изменению традиционных ценностных ориентаций, на которых базировалась семья. Переход от ценности многодетной семьи к однодетной, от ценности семьецентризма к эгоцентризму напрямую связан с экономическими, политическими и социальными изменениями, происходящими в современных обществах. Семья меняется как социальный институт, что выражается в невыполнении или ею функций в обществе. Если не выполняется главные функции семьи деторождение, содержание и воспитание детей, то тогда, возможно, необходимо говорить о крахе семьи, как социального института. Необходимо заниматься исследованием тенденций развития современной семьи и вырабатывать прогнозы и рекомендации по преодолению ее кризиса. Семья как фундаментальная единица общества может изменяться, но не может исчезнуть вовсе, что приведет к краху общества как социальной системы.

Библиографический список

2. Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Соц.-полит. журнал. – 1995. – № 6. – С. 74–87.

3. Ляушева С. А. Влияние модернизации общества на институт семьи. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – № 2. – 2010. – С. 105–110.

4. Пьянов А. И. Семья как объект и предмет социологического анализа. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – № 132. – 2011. – С. 169–179.

УДК 17.018.22

Сайфутдинова Г.Б.

ИНСТИТУТ БРАКА, СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН )

В статье рассматривается комплекс институтов семьи, брака и родительства в период начала XX — начала XXI вв. В результате коренных социально-экономических и культурных преобразований за исследуемый период семейно-брачные и родительские отношения сильно трансформировались. Представлено авторское определение современной модели татарской семьи, роль и перспективы родительства в ней.

Ключевые слова: родительство, материнство, отцовство, эволюция брака и семьи.

За последние столетие институт семьи претерпел существенную трансформацию, изменениям подверглись все стороны жизни, изменился тип семьи и характер внутрисемейных отношений. Все это обусловлено рядом факторов, прежде всего, особенностями исторического пути развития страны и общества.

В советский период статус и положение семьи, начиная с 1918 года, определялись государством. Советское общество приступило к активному реформированию гражданского законодательства и брач-но-семейных отношений. Так из семейно-брачного права уже в 1917 году были удалены религиозные институты: «18 декабря отнята у духовенства регистрация рождений и браков. 20 декабря введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу. Декретом от 18 ноября 1920 года — раньше, чем где-либо в Европе, в Советской России было зафиксировано право женщины на аборт» , то есть были законодательным образом урегулированы репродуктивные права женщин. Закон о равном наделении крестьян землей уравнивал в хозяйственном отношении мужчин и женщин, до этого по законам Российской империи землей наделялись только души мужского пола. В результате преобразований советской власти были созданы реальные условия, позволившие женщине широко использовать представленные ей равные с мужчиной права во всех облас-

тях хозяйственной, государственной, общественной и политической жизни. С другой стороны, советскому государству были нужны солдаты и бесплатная рабочая сила для «строительства коммунизма», поэтому советская женщина репродуктивного возраста рассматривалась и как многодетная мать, и как «инструмент» для нужд советского государства одновременно, что в конечном итоге привело к мало-детности.

На региональном уровне утверждение первых законов о семье и браке оказало серьезное влияние на изменение семейно-брачных отношений. В феврале 1925 года ЦИК СССР опубликовал обращение к народам, населяющим национальные республики и области советского Востока «О правах трудящихся женщин советского Востока и необходимости борьбы со всеми видами их закрепощения в области экономической и семейно-бытовой» . Обращение было переведено на татарский язык и распространено в местной печати. Женсоветы часто прибегали к данному обращению, когда хотели мотивировать татарок и вовлечь их в процесс эмансипации. Религия как «узда» за семьей и общиной в целом, принятая, например, в исламе, была нарушена. Вместо законов шариата пришли новые социалистические, что, в свою очередь, привело к изменениям в мировоззрении татар и составе и структуре семьи.

С 1920-х гг. начался процесс распада больших семей, что означало ослабление патриархальной и религиозной семейной иерархии. Политика коллективизации привела к массовой урбанизации, до 70% татар стали горожанами, что в свою очередь, повлекло за собой унификацию семейных ценностей, демократизацию семейных отношений, малодетность (в связи с трудностями совмещения производственной деятельности женщин с осуществлением функций материнства и воспитания детей) и понижение статуса института родителей в целом.

Еще одно ключевое изменение, которое также не могло не сказаться на семье и семейных ролях, — стремительный рост уровня образования мужчин и особенно женщин-татарок в советской России. Образованные родители обязаны были дать образование и своим детям, что сильно увеличило продолжительность срока их со-

держания родителями, а со стороны государства предпринимались меры по увеличению специальных образовательных учреждений. Как в городах, так и в деревнях открывались детские сады и ясли, которые, в свою очередь, делали еще более мобильными женщин «устроительниц коммунизма».

К 1930-1940-гг. подавляющая часть крестьян стала колхозниками. Весь изучаемый период продолжалась урбанизация татар. В течение столетия часто переезд татар из деревни в город был вынужденной мерой. Татарская семья — это семья сельского типа, но политика коллективизации и введения паспортного режима сопровождалась оттоком сельских татар в город (в 1932 году в СССР была введена паспортная система и система «прописки»). В период Великой Отечественной войны роль женщины в общественно-политической и хозяйственной жизни страны выросла в разы.

В 1950-е гг. продолжалась мобилизация женщин, много из них трудилось в школах, больницах, культурно-просветительных учреждениях. В мирное время женщины постепенно возвращались к своим семейным обязанностям, но процесс унификации семьи стал необратим.

В 1960-1970-е гг. в стране произошел качественный скачок в социально-экономической сфере, связанный, в первую очередь, с развитием здравоохранения и повышением качества медицинского обслуживания (всеобщая вакцинация, потребление антибиотиков, введение контрацетивов, введение абортов по медицинским показаниям и т.д.). Теперь семья планировала количество детей и время их появления на свет, существенно сократилось время по уходу за ребенком. В традиционной культуре вынашивание и вскармливание детей, занимавшее десятилетия жизни женщины, теперь укладывалось в несколько лет, а остальное время как женщина, так и семья в целом, могли посвятить другим социальным ролям, чем обыкновенно пользуются наши современники.

В ХХ веке состав татарских семей сокращался: «В 1939 году средний размер семьи у татар составлял 5,2 человека, а в 1979 году снизился до 4,3. Размер татарской семьи в конце 1980 -х — середине 1990-х гг. составил 3,4 чел. . Уменьшение размера семьи происхо-

дит путем упрощения её структуры и уменьшения числа детей, в первую очередь, из-за сложности совмещения производственной деятельности работающей женщины с осуществлением функций материнства и воспитания. Уменьшение детности семей характерно для всех индустриальных государств ХХ века. На Западе на смену патриархальной, большой семье пришла малодетная семья городского типа.

Некоторое время назад предполагалось, что Россия, как и другие развитые страны, найдет свою модель семьи, однако прогноз не оправдался. Общеизвестно, что именно репродуктивные установки женщины (жены) являются базовыми для будущих рождений. В послевоенном СССР во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины и ответственность за семью несет мать, женщина доминирует и в полной семье и более близка с ребенком, чем отец. Произошли изменения структуры внутрисемейных взаимоотношений между супругами, женщина стала не только равноправным партнером мужа, но и ответственной за все стороны семейной жизни. Мужчина все больше отстранялся от забот о потомстве, все больше ориентировался на профессиональную деятельность, тем более, что в стране с «социальным патриархатом» добиться успеха в карьере мужской половине населения было легче и увлекательнее .

Этот «стереотип» мужского и женского поведения унаследовала постперестроечная Россия. Данная модель применима и на региональном уровне. По материалам микропереписей, проводившехся в 2000 году, молодые женщины-татарки (в возрасте 19-29 лет) в Татарстане ожидали иметь в среднем 1,7 (1,6 — в городах, в селах 2) ребенка» ; а в 2012 году в среднем в татарской полной семье воспитывается 1,6 ребенка . Необходимое количество детей в семье для простого воспроизводства поколений — два-три. Основная причина, по которой семья планирует сокращение рождений, это экономическая. Детная семья крайне материально и духовно уязвима и прослеживается зависимость поколений друг от друга: молодые семьи живут с родителями и прародителями без надежды на покупку собственного жилья, а женщина-мать уязвима и экономически, и морально. В рамках модернизации супружеских институтов происхо-

дит дальнейшая нуклеаризация и урбанизация семьи, особенностью этих процессов у татар является детоцентризм. У татар большое значение продолжает иметь наличие и благополучие детей, для чего родители прикладывают основательные усилия, стараются сохранять узы брака в интересах детей, продолжают материально поддерживать молодое поколение и после достижения совершеннолетия, часто — вплоть до старости. В татарской семье сохраняются традиционные ценности, которые особенно проявляются в экстремальных условиях, когда семейная экономика вынуждена развернуться на самую себя, замкнуться в родственных отношениях, способных гарантировать физическое и социальное выживание.

Парадоксом родительства у татар в наше время является, с одной стороны, эмоциональная потребность в детях, с другой — ответственность за конкурентоспособность детей в обществе высоких стандартов, которые задаются обществом, где потребительская планка создает дисбаланс между малодетными и многодетными семьями не в пользу последней категории. Желание иметь определенный уровень дохода, осознание необходимых трат на воспитание детей, стремление соответствовать определенному социальному статусу демонстрирует родительство осознанным, ответственным и обдуманным выбором семейного планирования и в силу этих обстоятельств выступает ограничителем следующих рождений. При этом, следует отметить, что ценность детей у татар остается высокой. Ро-дительство как ключевую мотивацию в понимании счастливой жизни — определили для себя 89,4% женщин и 80,3% мужчин .

В наше время материнство и отцовство потеряли престиж в глазах подрастающего поколения, семейность и многодетность перестала быть «модной», молодые люди чаще стараются реализоваться через профессиональную деятельность, а не брак и семью. Для поддержания статуса семьи и родительства необходимы меры государственного масштаба. Именно социальная поддержка семей является поощрением реализации репродуктивных функций сегодняшней молодежи. Сейчас основные усилия государства направлены на реформирование социальной структуры в пользу семьи и детства, эти реформы, в частности, привели к открытию большего количества но-

вых школ, детских садов и к увеличению выплачиваемых государством субсидий на детей. В Российской Федерации были введены национальные проекты, такие как: «Здоровье», «Доступное жилье», федеральная программа «Дети России», а также выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Немаловажно для поддержания статуса семьи и брака имеют и нравственные идеалы, популяризующие семейный статус и родительство, например, награждение медалями «лучших матерей и отцов». 2008 год был объявлен годом семьи и детства. 12 июля 2012 года стали проводить праздник Петра и Февроньи. 15 мая отмечается международный день «Семьи, любви и верности». Эти меры государственной поддержки человека, принимаемые вне зависимости от его семейного положения, в том числе и поддержка так называемых неполных семей, улучшают положение родителя. Желаемый результат данных мер — увеличение числа рождений, поддержка семьи со стороны государства может стабилизировать ситуацию. Именно детная семья это самая малая по численности социальная группа, способная наиболее успешно формировать у подрастающего поколения позитивное отношение к родительству и семейным ценностям, в чем видится основная задача общества в настоящий момент.

Источники

1. Плотников A.A. Конституция РСФСР 1918 года: Историко -правовое исследование: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.GG.G1 — Теория и история права и государства; История правовых учений. M., 2QQ3.

3. Пушкарева Н. Гендерная теория и историческое знание. СПб.: Алетейя; АНО «Женский проект СПб», 2QQ7. 496 с.

4. Сайфутдинова Г.Б. Мир детства у татар: обряды и практики социализации (на материалах Республики Татарстан): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Саранск, 2Q11. 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Pushkareva N. Gendernaya teoriya i istoricheskoe znanie. SPb.: Aleteyya; ANO «Jenskiy proekt SPb», 2QQ7. 496 s.

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх