Стихи про синонимы

Добрый — злой,
Трусливый — смелый,
Толстый — тонкий,
Чёрный — белый.
Вверх — вниз,
Внутри — снаружи,
Над — под,
Жара — стужа.
Чистить — пачкать,
День — ночь,
Все сюда! — ступайте прочь!
Труд — безделье,
Смех — рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Лукашкина Маша

*****

Мячик прыгал КВЕРХУ, КНИЗУ,
ВПРАВО, ВЛЕВО и пропал…
ДЛИННЫЙ поезд ехал, ехал
и гудок КОРОТКИЙ дал…
Одному играть мне ПЛОХО,
вместе с другом — ХОРОШО.
Я в ГОСТЯХ побыл немного,
а потом ДОМОЙ пошёл.
На качелях покачался,
ловко прыгал ВЗАД-ВПЕРЁД,
В горку ТЯЖЕЛО взобрался,
вниз с горы сбежал ЛЕГКО.
Птица пролетела НИЗКО,
самолёт же — ВЫСОКО,
Дом стоит мой к лесу БЛИЗКО,
а от речки — ДАЛЕКО.
Лет ещё мне очень МАЛО,
дедушке уж МНОГО лет.
Говорю я: «ДО СВИДАНИЯ»,
завтра всем скажу: «ПРИВЕТ!».

Зубаненко Лариса

*****

Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить —
Хочет рёву рассмешить.

Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»

Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.

Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон — черный, голубь — белый!»

Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки —
Он гоняет их метлой.
Вася — добрый, Жора — злой!

За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.

Сел Мишутка на качели —
Мышки легкие взлетели.
Для забав подобных Мишка
Что-то уж тяжелый слишком.

Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведет беседу.

В телевизоре включенном
Сто ребят и сто девчонок.
Но не будет никого,
Если выключить его!

Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жесткий табурет
Вовсе претендентов нет.

Для красавицы спесивой
Принц не очень-то красивый.
Но он станет в миг прекрасным
Рядом с монстром безобразным.

Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев — забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев — весь мокрый, Глеб — сухой!

Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.

Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.

Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий — для Аленки,
Маленькой ее сестренки.

«Ох, — вздыхает пес голодный, —
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»

Папа Борю нынче днем
Узким выпорол ремнем.
Дулся Боря — он решил,
Что широкий заслужил.

Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный,
А эмир Али-Кучай
Пьет в жару горячий чай.

Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зеленый свет!
Остальным дороги нет!»

Емельянова Олеся

*****

Брат куда-то кубик спрятал.
Я об этом не грущу.
Просто мы играем с братом:
Брат мой прячет — я ищу.
Я ищу, а он мне: БЛИЖЕ!
ВПРАВО! ВЛЕВО! ВЫШЕ! НИЖЕ!
Брата разбирает смех:
— Ты не знаешь, где здесь ВЕРХ!
Я кричу: — Прекрасно знаю,
Не сбивай и не дразни!
Брат на это отвечает:
— Если знаешь, объясни…

Высоко-низко

В синем небе — голубь сизый.
Он летит так ВЫСОКО,
Что его отсюда снизу
Различить мне не легко.
А бабочка летает НИЗКО.
Она нарядна как артистка,
Вспорхнула на тюльпан, на мак
И села вдруг на мой башмак.

Высокий-низкий

ВЫСОКИЙ дом многоэтажный,
Как великан — большой и важный.
Приземистый и НИЗКИЙ домик
В сравненьи с великаном — гномик.

Длинный-короткий

Поросёнок, чтоб напиться,
Тычет мордочкой в корытце,
Вместо хвостика крючок,
Нос КОРОТКИЙ — пятачок.
А это — африканский слон,
Бананы очень любит он.
Чтоб рвать бананы и кокосы,
Слон обзавёлся ДЛИННЫМ носом.

Толстый-тонкий

Пройди сквозь все леса и рощи,
Сквозь страны все и города
Деревьев баобаба толще
Ты не увидишь никогда.
У Баобаба ТОЛСТЫЙ ствол.
Я вам в пример его привёл,
Чтоб с ТОНКИМ тополем сравнить,
Они ведь — как канат и нить.

Мелкий-глубокий

В речке квакает лягушка —
Очень МЕЛКАЯ речушка.
Эту речку даже кот
Перейти сумеет вброд.
А в океане много места,
В нём и двум китам не тесно.
Плескаться весело вдвоём
Там, где ГЛУБОКИЙ водоём.

Большой-маленький

Сначала мыльный пузырёк
Был крохотный, как ноготок.
Сначала был он МАЛЕНЬКИЙ,
Трепещущий и аленький.
Его я начал раздувать,
Стал пузырёк цвета менять.
Я дую осторожно —
Он розовый и голубой,
А главное, такой БОЛЬШОЙ,
Представить невозможно.

Далеко-близко

У меня есть две бабули:
Баба Рая, баба Юля.
Что увидеть бабу Раю,
Надо ехать на трамвае,
А потом пешком по парку,
А потом свернуть под арку,
В общем, очень ДАЛЕКО.
Очень БЛИЗКО — баба Юля.
Вот — передо мной на стуле.

Широкий — узкий

Тропинка вьётся, извивается,
Тропинка УЗКАЯ такая,
На ней едва лишь умещается
Одна ступня моя босая.
А вот ШИРОКОЕ шоссе
И по нему пройдём мы все:
И я, и бабушка и брат —
Здесь можно проводить парад.

Право-лево

Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ —
Где ЛЕВО, где ПРАВО?
Легко вам отвечу,
Подумавши здраво.
Это ПРАВАЯ рука,
Она послушна и крепка.
ПРАВОЙ — я ложку держу,
Пса на поводке вожу,
ПРАВАЯ -мячик кидает,
А ЛЕВАЯ — ей помогает.

Верх-низ

Нам игрушки надоели,
Дома делать нечего.
Лучше сядем на качели —
Вот нам будет весело!
Визг, смех.
Смех, визг!
Я — ВВЕРХ!
Ты — ВНИЗ!

*****

Большой — маленький

Мишка добрый и смешной,
Потому что он большой.
А вот зайчик трусоват,
Потому что маловат.

Тонкий — толстый

Как веревка, как лиана,
Тело тонкое удава.
А вот толстого слона
Видно всем издалека.

Широкий — узкий

Посмотри на бегемота,
Он широкий отчего-то.
А зеленый крокодил,
Узкий по сравненью с ним.

Высокий — низкий

На поляне друга два,
Есть копыта и рога,
Но жираф высоковат,
А козленок низковат.

Глупый — умный

Как ты, глупый колобок,
К лисе прыгнул на носок?
Просто рыжая лиса
Очень умная была.

Грустный — веселый

Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить —
Хочет рёву рассмешить.

Старый — молодой

Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»

Черный — белый

Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон — черный, голубь — белый!»

Храбрый — трус

Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

Добрый — злой

Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки —
Он гоняет их метлой.
Вася — добрый, Жора — злой!

Легкий — тяжелый

Сел Мишутка на качели —
Мышки легкие взлетели.
Для забав подобных Мишка
Что-то уж тяжелый слишком.

Мягкий — жесткий

Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жесткий табурет
Вовсе претендентов нет.

Мокрый — сухой

Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев — забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев — весь мокрый, Глеб — сухой!

Сладкий — горький

Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.

Полный — пустой

Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.

Длинный — короткий

Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий — для Аленки,
Маленькой ее сестренки.

Голодный — сытый

«Ох, — вздыхает пес голодный, —
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»

Холодный — горячий

Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный,
А эмир Али-Кучай
Пьет в жару горячий чай.

Грязный — чистый

Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зеленый свет!
Остальным дороги нет!»

*****

Большой-маленький

Слон большой ушами машет,
Муха маленькая пляшет.
Слон большой, почти огромный,
А размер у мухи — скромный!

Мелко-глубоко

Лягушонку в луже мелко:
Эта лужа — как тарелка!
В синем море, далеко
Дна не видно — глубоко!

Чистый-грязный

На крыльце котенок чистый,
Белый, маленький, пушистый.
Поросенок в луже грязный
Вид имеет безобразный!

Высокий-низкий

На холме стоит сосна.
Ах, высокая она!
А к сосне прижавшись близко
Задремал пенечек низкий.

Головой до звёзд достав,
Гордо смотрит вниз жираф.
Он высокий, словно дом.
Рядом бродит низкий гном.

Светло-темно

Солнце яркое взошло,
Стало в комнате светло.
Ночью спать уйдет оно,
Будет в комнате темно!

Длинный-короткий

По траве ползет питон:
Словно поезд длинный он.
Рядом розовый и кроткий
Червячок ползет короткий.

Мокро-сухо

Шепчет окунь из пруда:
— Мокро тут, везде вода!
Потирает лапки муха:
— Вылезай, у нас здесь сухо!

Толстый-худой

Ходит толстый добрый мишка,
Рядом — худенький зайчишка.
Мишка пухленький такой,
А дружок его — худой!

В тёплом озере живёт
Очень толстый бегемот.
Возвышаясь над водой,
Аист бродит там худой.

Тихо-громко

Под застенчивой луной
Тихо пел сверчок ночной!
На заре петух встает,
Громко-громко он поет!

Веселый-грустный

Шел веселый медвежонок,
Меда съел медведь бочонок,
А навстречу ежик грустный:
Ежик съел сухарь невкусный!

Старый-молодой

Старый дед с клюкой идет,
Внука за руку ведет.
Старый дед совсем седой,
А внучок-то молодой!

Легкий-тяжелый

На весах тяжёлый слон:
Очень много весит он.
Лёгкий пёстрый мотылёк
Даже взвеситься не смог!

Вот тяжелый пароход
По седым волнам плывет.
Рыбка легкая играет,
Пароходик догоняет!

Горький-сладкий

Как-то лось сказал грачу,
— Мухомор я не хочу!
Горький он, совсем не сладкий,
Подкреплюсь я шоколадкой!

Быстро-медленно

Быстро бегает гепард,
У него хороший старт!
Черепаха еле-еле
Доползёт с трудом до цели!

Узкий-широкий

По широкой, по дороге
Шли слона большие ноги,
А по узкой, по тропинке
Шли мартышкины ботинки!

Гурина Ирина

ПРОЕКТ «Синонимы, антонимы, омонимы в стихах»

МКОУ Подгоренская СОШ

ПРОЕКТ

«Синонимы, антонимы, омонимы в стихах»

Выполнил:

учащийся 5 класса

Суворов Марк

С. Подгорное, 2015г.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения

Мы не можем повторяться,
Но умеем замещаться:
КРАСНЫЙ, АЛЫЙ и БАГРОВЫЙ,
КУМАЧОВЫЙ и ПУНЦОВЫЙ,
ОГНЕВОЙ, РДЯНОЙ, БОРДОВЫЙ
И ПУРПУРОВЫЙ – все оттенки КРАСНОГО,
Сказочно прекрасного.
Кто найдёт ещё три цвета,
А СЛОВАРЬ подскажет это,
Тот СИНОНИМЫ, ребята,
Не забудет никогда!

***

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

***

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

***

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

***

Гляди, поехала машина.
Из под колес – фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать – АВТОМОБИЛЬ.

***
Автомобиль не вроде КЛЯЧИ:
Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор…
ВОДИТЕЛЬ за рулем.
Иначе
Он называется ШОФЕР…

***

Сияло солнце,

вздыхала степь,

блестела трава в бриллиантах дождя,

и золотом сверкала трава. (М. Горький.)

Омонимы – это слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию.

Одинаково нас пишут,
Одинаково звучим,
Но по смыслу, по значению
Быть мы разными хотим.
Мы ОМОНИМЫ, друзья,
Путать нас ни с кем нельзя.
ЛЕКСИКЕ мы верно служим,
С языком всегда мы дружим.

***

Я надену костюм-тройку
В этот праздничный, тёплый день.
Позвоню, чтоб прислали тройку
Вороных, арабских коней.
Возьму на руки свою таксу,
Сяду вместе с ней в экипаж,
И узнаю, какую таксу
Заплачу я за эту блажь.
Ну, а дома лежит роман,
Не закончу никак сюжет.
Закрутить бы мне с дамой роман,
И тогда напишу сонет.
А на улице-красота:
Звёзды светят и ветер стих.
По душе разлилась теплота,
Напишу я про это стих.

***

Наш Ванюша во бору

Накосил косой траву.

А своей косой Танюша

Полюбилася Андрюше.

Нам работа нипочем,

Отворили дверь ключом.

Во дворе родник проснулся,

Из под камня бьет ключом.

Папа краном управляет,

Носит груз подъемный кран.

Папа чинит в ванной кран.

А придя домой с работы,

Отрываясь от Земли

На большой ракете,

Взяли горсточку земли

Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения.

— Мы КОНТРАСТНЫЕ слова, зовут нас АНТОНИМЫ:
Можем мы и ПОКУПАТЬ,
Можем мы и ПРОДАВАТЬ.
ПРИБАВЛЯТЬ и ОТНИМАТЬ,
ЗАБЫВАТЬ и ПОМНИТЬ.
Можем быть мы и в СТИХАХ,
Можем быть и в ПРОЗЕ.
Можем жить мы и в ЖАРЕ,
Можем – на МОРОЗЕ.

ТЁМНОЙ НОЧЬЮ,
СВЕТЛЫМ ДНЁМ,

И в ЖАРУ, и в ХОЛОД

В ЛЕКСИКЕ всегда живём,
Будь мы СТАР иль МОЛОД.



***

Они сошлись.

Вода и камень.

Стихи и проза, лед и пламень.

Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин.)

Наблюдение над использованием синонимов и антонимов в поэтических текстах

  • Иванова Ирина Самуиловна, учитель русского языка

Разделы: Русский язык

I. Проверка усвоения предыдущей темы “Использование переносного значения слова в художественных текстах”.

– Что такое “лексика”? Лексическое значение слова?

Вспомним секреты слова, связанные с его значением.

1. Прочитайте стихотворение Ф. Кривина (распечатанные тексты раздаются детям перед уроком):

Машинка песенку поет,
Машинка днем и ночью шьет.
Бежит челнок и кружится,
Река плетется кружева.
Сидит рыбак на челноке
И ловит рыбку он в реке.

– Какая особенность слова обыгрывается в стихотворении? Почему одно и то же слово обозначает такие разные, на первый взгляд, предметы (почему, например, кружевное полотно можно назвать “рекой”)?

2. Переносное значение слова позволяет сделать речь выразительной, образной.

Прочитайте стихотворение (стихотворение написано ученицей):

Ночь

Ночь пришла на качелях мечты,
Тихо шепнула на ушко: “Молчи!”
Меж занавесками – света полоска.
Облокотилась на стул у окна…
В сон отправляюсь на чудо-повозке,
Мне освещает дорогу луна.

(Марина Туркестанова, 5 класс)

– Какую картину вы вообразили? Как называется художественный прием, использованный Мариной? Как вы понимаете выражение “на качелях мечты”, “света полоска облокотилась на стул у окна”?

3. Чтение наизусть стихотворения Ф.Тютчева “Полдень” (домашнее задание).

Полдень

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
В лазури пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

(Ф. Тютчев)

– Какую картину рисует поэт? Какое слово является ключевым в стихотворении? (При анализе стихотворения обратим внимание на лексический, синтаксический повторы, на инверсию, на звуковую оболочку слова “лениво”.)

4. Красота, выразительность речи во многом определяется богатством русской лексики, русского слова.

Зачитайте ваши миниатюры, которые мы назвали “Гимн Слову” (домашнее задание. Примеры детских работ даны в приложении).

II. Использование синонимов и антонимов в изобразительных целях

На вооружении у лексики есть и другие изобразительно-выразительные средства.

– Что такое синонимы? Антонимы? Какова их роль в речи?

Наличие большого числа синонимов и антонимов выгодно отличает русский язык от других языков. Их использование – одна из особенностей русской народной речи.

– Приведите примеры использования синонимов и антонимов в сказках, антонимов – в пословицах.

Синонимами и антонимами широко пользуются русские писатели, поэты. Помните, у Пушкина: Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился…, ждет-пождет с утра до ночи… с белой зори до ночи…, негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон…

– А это – из какой сказки? Где здесь синонимы, антонимы? (Текстовые.)

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.

Синонимы и антонимы позволяют по-разному выражать смысл, делают текст не только точным, сжатым, но и образным.

1. Послушайте стихотворение М. Цветаевой. Какой прием положен в его основу?

Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную:
Золотой – полушку медную

– Где, купец, твое роскошество
“Во дырявом во лукошечке!”
– Где, гордец, твои учености?
“Под подушкой у девчоночки!”
– Где, красавец, щеки алые?
“За ночь черную растаяли!”
–Крест серебряный с цепочкою!
“У девчонки под сапожками!”

Не люби, богатый, – бедную,
Не люби, ученый, – глупую,
Не люби, румяный, – бледную,
Не люби, хороший, – вредную:
Золотой – полушку медную!

Вы правы, все стихотворение построено на противопоставлении. Перечитайте стихотворение (уточним значения непонятных слов; выясним, понятен ли детям смысл).

– Назовите антонимы. Кстати, как графически подчеркнуто противопоставление?

– А какие слова здесь выступают в роли… синонимов? Назовите оба ряда текстовых синонимов и найдите ключевое слово к каждому ряду.

– В каком значении употреблено слово “золотой”?

Но это слово рождает здесь и другие ассоциации. Какие? Приведите примеры употребления этого слова в данном значении (золотой характер, золотой человек…).

Так ширится, множится смысл стихотворения, создается поэтический образ.

2. Послушайте еще одно стихотворение М. Цветаевой:

Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингис-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!

Определяем значение слов “хоромы”, “хаты”.

– Только ли прямое значение имеют эти слова в стихотворение? Какой еще смысл вкладывает поэт в эти слова? Делаем вывод о том, что Цветаева придает словам дополнительное, переносное значение, противопоставляя символ богатства символу бедности, т.е. противопоставление идет и в прямом, и в переносном смысле.

Найдите текстовые синонимы к словам “хаты” – “хоромы”.

– Что обозначают слова “голод” и “сытость”?

– Эти слова – антонимы?

– Почему же тогда “голод голодных” и “сытость сытых” М. Цветаева называет “неразрывно слитыми близнецами”? Какой переносный смысл вкладывается в эти слова? Делаем вывод о том, что для поэта эти понятия – синонимичны, так как предполагают Несвободу человека от голода и нищеты, с одной стороны, и от сытости (пресыщенности) и богатства – с другой. То есть и те и другие – рабы своего состояния, положения.

– Как вы понимаете выражение “крылатая душа”?

– Почему ей нипочем Чингис-хан и Орда? Являются ли синонимами последние слова? Подберите к ним другие синонимы, по ассоциации (война, насилие – рабство).

– А что (и кто) противостоит этому рабству? (Свобода; свободная, “крылатая” душа).

– О каком “мире” идет речь?

– Так о чем же это стихотворение? Каким человеком предстает Цветаева и как она относится к жизни?

Перечитаем стихотворение еще раз

– Вы хотели бы, чтобы вашими друзьями были люди с “крылатой” душой? Что, по-вашему, для этого надо?

Примечание. На уроках русского языка при повторении темы “Лексика” подробно рассматривалась многозначность слова “сытый” (как и слова “мир”).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры детских работ
“Гимн Слову”

Слово – это волшебная палочка. Нежное слово может подарить человеку крылья, слово недоброе может отнять у человека надежду. (Логинов Антон)

Слово как песня: душу согревает, жизнь прославляет, сердце веселит. Человека вдохновит и о счастье возвестит. (Удод Богдан)

Слово – солнышко: и греет, и ласкает, и светит, и мерцает, и людям помогает. (Туркестанова Марина)

Слово может быть ласковым, может быть грубым. Оно, как колокол, может разнестись по всему свету, а может, как серебряные колокольчики, петь в твоей душе. (Клишин Сережа)

Слово – солнышко. Обидишь словом – обожжет, обрадуешь – обогреет. (Зимина Надя)

Слово как радуга. Оно светится, искрится, переливается всеми цветами-оттенками. Пройдись по этой радуге! (Острирова Лена)

Нахождение синонимов в стихотворном тексте

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10

— Послушайте стихотворение, найдите слова-синонимы.

Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий.

. (С. Маршак)

— Назовите слова-синонимы. (Вьюга — пурга.)

— На какой вопрос отвечают слова-синонимы? (Что?)

— Что обозначают названные слова-синонимы? (Пред­
мет — это имена существительные.)

— Запишите синонимы.

ОБРАЗЕЦ: Вьюга, пурга (что?) — это имена существи­тельные.

— Как вы думаете, зачем в стихотворении употреблены
слова-синонимы?

— Послушайте стихотворение, найдите слова-синони­
мы.

Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

(И. Токмакова)

— Назовите слова-синонимы. (Зябнет, дрожит, стынет,
мерзнет.)

— На какой вопрос отвечают слова-синонимы? (Что делает?)

— Что обозначают названные слова-синонимы? (Дейст­
вие — это глаголы.)

— Запишите синонимы.

ОБРАЗЕЦ: Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет (что де­лает?) — это глаголы.

— Как вы думаете, зачем в стихотворении употреблены
слова-синонимы?

На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок.

(Н. Некрасов)

— Назовите слова-синонимы. (Рябой, пестрый.)

— На какой вопрос отвечают слова-синонимы? (Какой?)

— Что обозначают названные слова-синонимы? (Признак
предмета — это имена прилагательные.)

— Запишите синонимы.

‘Акт2140

с

10 занятие

ОБРАЗЕЦ: Рябой, пестрый (какой?) — это имена прила­гательные.

— Как вы думаете, зачем в стихотворении употреблены слова-синонимы?

ВЫВОД: синонимы употребляются в речи для более точного выражения мысли и чувства, для исключенияповторений одних и тех же слов. Овладение синоними­ческими средствами языка делает натуречь образной, выразительной, красочной.

Физкультминутка

Туловище вправо, влево Туловище вперед, назад Руки вверх, потянуться Встали, руки вверх, влево, вправо Кружатся

Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. Над цветком цветок летает, И порхает, и порхает…

— Назовите из стихотворения физкультминутки слова-си­
нонимы.

(Взвился вверх, кружится, вьется, летает, порхает.) 5. Нахождение синонимов в контексте. Работа с текстом

— Прочитайте текст на доске.

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО.

Наше Отечество, наша Родина — матушка-Россия. Отечест­вом мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.

Родиной мы зовет ее потому, что в ней родились, в ней го­ворят родным нам языком, и все в ней для нас родное; мате­рью — потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила сво­ими водами, выучила своему языку…

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших госу­дарств и земель, но одна у человека родная мать — одна у не­го родина.

(КД Ушинский.)

— Назовите слова-синонимы. (Отечество — Родина — матушка.)

— В чем сходство этих слов? Есть ли различия?

— Почему родную землю называют по-разному? Как отве­
чает К.Д. Ушинский на этот вопрос?

— Почему мы зовем Россию Отечеством? Составьте пол­
ный ответ на этот вопрос, используя слова К.Д. Ушинского.

Мы называем Россию Отечеством потому, что «в ней жили испокон веков отцы и деды наши».

— Почему мы зовем Россию Родиной? Составьте полный
ответ на этот вопрос, используя слова К.Д. Ушинского.

Мы называем Россию Родиной потому, что в ней роди­лись, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное»-.

— Почему мы зовем Россию матерью? Составьте полный
ответ на этот вопрос, используя слова К.Д. Ушинского.

Мы называем Россию матерью потому, что «она вскор­мила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила сво­ему языку…».

На доске:

Родина — мать, умей за нее постоять. , •

От Родины веет теплом, от чужбины холодом.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

— Объясните смысл пословиц.

— Прочитайте пословицу, в которой есть слова-антонимы.
Назовите слова-антонимы.

От Родины веет теплом, от чужбины холодом. (Роди­на — чужбина, теплом — холодом.)

6. Дифференциация слов-синонимов и слов-антонимов. Обобщение пройденного

На доске деформированный текст:

Богатство словаря.

В русском языке множество слов. Среди них есть слова, которые одно и то же называют по-разному. Например: смелый, храбрый, … веселый, … Это слова — …

Есть слова, противоположные по значению. Например: весе­
лый — …. храбрый — … Это слова — … :

— Прочитайте текст. Дополните незаконченные предло­
жения.

— Прочитайте восстановленный текст.
У2 ю*

•Лексика»

э

11 занятие

Антонимы Синонимы —

7. Итог занятия

— Как называют слова, близкие по значению?

— Для чего в тексте употребляют синонимы?

ТЕМА,

Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.

• формировать умения подбирать синоним к сло­
вам различных частей речи, редактировать текст,
устраняя повторяющиеся слова;

• развивать звукобуквенный анализ и синтез слов,
слуховое и зрительное внимание, способность к
переключению.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, «Словарик синонимов и антони­мов. 1—4 классы». М.Р. Львова.

ХОА ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто выделит в ряду слов «лишнее» слово и
определит в этом слове количество букв:

Думать, мыслить, соображать, сказать.(7 6.) Замечательный, большой, крупный, гигантский. (13 б.) Молчаливый, неразговорчивый, болтливый,безмолвный. (9 6.)

Тревожить, волновать, радовать,беспокоить. (8 б.) Красный, румяный, желтый,алый. (6 6.)

— Объясните, как вы исключали слово? («Лишнее» слово
имеет другое лексическое значение, не сходное с остальны­
ми словами-синонимами.)

2. Запись числа, темы занятия

— Закончите предложение:

— это слова, это слова,..

3. Работа с текстом. Слуховое восприятие текста. Редактирова­
ние текста

— Послушайте рассказ. (Логопед медленно, выразительно
читает текст.)

Пришли животные к человеку.

—Я буду утром петь и будить всех, — сказал петух.

—А я давать шерсть,— сказала овца.

—Я стану охранять дом, — сказала собака.

—А я буду детей молоком поить, — сказала корова.

— Какое слово повторяется в тексте слишком часто?
(Сказал.)

— Подберите синонимы к слову СКАЗАТЬ.
СКАЗАТЬ — произнести, добавить, молвить, сообщить,

изрекать, заявлять, проговорить, пообещать и т.д.

— Я буду читать текст еще раз. Там, где сделаю паузу,
вставьте, пожалуйста, слово.

— Какой текст вам понравился больше? Почему?

Потягивания — руки в стороны Потягивания — руки вверх Дети машут руками Наклоны вперед Наклоны вправо — влево, вперед — назад Вращение туловища

4. Физкультминутка

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо — влево, взад-вперед —

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. Дети садятся за парты.

— Сядет тот, кто из стихотворения физкультминутки на­зовет слова-синонимы

(Гнет, вертит, крутит.)

•Лексика»

5. Работа с текстом. Зрительноевосприятие текста. Редактирование текста

— Ребята, Незнайка написал заметку в газету. Заметку не­
обходимо отредактировать, т.е. проверить, исправить; Да­
вайте попробуем отредактировать заметку Незнайки.

На доске текст:

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами. Чтение текста учениками вслух, (1—2 ученика).

— Что главное в рассказе?

— Предложите название статьи. (Летом.) Запишите на­
звание статьи в тетрадь.

— Какое слово повторяется в тексте? (Жаркий.)

— Подберите синонимы к слову ЖАРКИЙ.
Запись на доске:

Жаркий — палящий, знойный, жгучий.

— Сколько в тексте предложений?

— Прочитайте первое предложение. Нужно ли его редак­
тировать? (Нет.) Запишите первое предложение в тетрадь.

— Прочитайте второе предложение. Какое слово из ряда
синонимов подойдет лучше всего? (Дни знойные.) Прочитай­
те отредактированное предложение. Запишите отредактиро­
ванное предложение в тетрадь.

Дни были очень знойные.

— Прочитайте третье предложение. Какое слово из ряда си­
нонимов подойдет лучше всего? (Солнце палящее.) Прочитайте
исправленное предложение. Запишите предложение в тетрадь.

С утра до вечера светило палящее солнце.

— Прочитайте четвертое предложение. Какое слово из ряда си­
нонимов подойдет лучше всего? (Лучи жгучие.) Прочитайте отре­
дактированное предложение. Запишите предложение в тетрадь.

Дети загорали под его жгучими лучами.

— Прочитайте еще раз статью Незнайки на доске. (Читает
1 ученик.)

— Прочитайте отредактированную статью в тетради. (Чи­
тают 1—2 ученика.)

— Какая статья вам понравилась больше? Почему?

— Сделайте вывод, для чего используют в речи слова-си­
нонимы?

12 занятие

ВЫВОД: синонимы употребляются в речи сХЩ более точного выражения мысли и чувства, для исключения повторений одних и тех же слов. Овладение синоними­ческими средствами языка делает нашу речь образной,

выразительной, красочной.

6. Итог занятия

ТЕМА.

— Расскажите по порядку, какие задания мы выполнили
на занятии.

— Что значит отредактировать текст?

слова.

Прямое и переносное значение

ЦЕЛИ:

• формировать умения определять прямое и пере­
носное значения многозначных слов, правиль­
ного словоупотребления;

• воспитывать интерес к языковым явлениям;
•совершенствовать звукобуквенный анализ и син­
тез слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

— Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значе­нию и определит в слове количество букв и звуков:

Место, где растет очень много деревьев и можно соби­рать грибы и ягоды (ЛЕС — 3 б., 3 зв.)

Пора года, когда цветут яблони. (ВЕСНА — 5 б., 5 зв.)

Длительный перерыв в учебе для отдыха. (КАНИКУ­ЛЫ — 8 б., 8 зв.)

Здание, где дети учатся читать и писать. (ШКОЛА — 5 б., 5 зв.)

День, с которого начинается рабочая неделя. (ПОНЕ-ДЕЛЬНИК — 116., 10 зв.)

•Лексика»

с

12 занятие

5. Физкультминутка Тик-так, тик-так Все часы идут вот так: Тик-так, тик-так. Смотри скорей, который час: Тик-так, тик-так, тик-так. Налево — раз, направо — раз,

Пора года, когда убирают урожай картофеля. (ОСЕНЬ — 5 б., 4 зв.)

Урок, на котором дети учатся считать. (МАТЕМАТИ­КА — 10 б., 10 зв.)

2. Запись числа, темы занятия

3. Прямое и переносное значение слов

На доске:

Замолчи, Петрусь, говорят! Прикуси язык, говорят! Он язык прикусил И сильней заголосил.

(Н. Силков)

— Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает
стихотворение.)

— Прочитайте подчеркнутые слова. В каком случае под­
черкнутое слово употребляется в прямом (основном) лексиче­
ском значении? Прочитайте строчки стихотворения.

— Что значит выражение «прикуси язык»? (Замолчи.)
Значит, в выражении «прикуси язык» слово ПРИКУСИ упо­
треблено в переносном значении.

— Послушайте:

В словах с несколькими значениями различают прямые (основные) и переносные значения: Мышка убежала(прямое значение). Молоко убежало(переносное значение). Ребенок спит(прямое значение). Река спит(переносное значение). Теплый чай (прямое значение). Теплыйвзгляд (переносное значение). Холодные глаза (переносное значение) Холодный ветер (прямое значение).

— Предположим, перед нами чашка с теплымчаем. Мы
можем убедиться в том, что он действительно еще не остыл.
Слово «теплый»(чай) употреблено в прямом значении. А что
значит теплый взгляд?Говоря так о человеке, мы имеет в ви­
ду такое качество характера, состояние души, которое нель­
зя потрогать рукой, попробовать на вкус. Значит слово «теп-

лый»как бы перенесено на другой предмет и имеет перенос­ное, образное значение.

В своей речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном, образном значении:

Кружится голова, горячее сердце, встает солнце, при­шла весна, тяжелый характер, тонкий голос и др.

4. Определение прямого и переносного значения слов при сопоставлении предложений

На доске предложения:

1. Ночью мы увидели падающую звезду. На сцену вышла звезда
эстрады.

2. Снег сиял под лучами солнца. Дети сияли от счастья.

3. Мама купила дорогое нарядное платье. В воскресенье мы
встречали дорогую гостью — нашу бабушку.

— Прочитайте первое и второе предложения. Найдите сло­
во, которое есть и в первом, и во втором предложениях.

— Прочитайте предложение, в котором слово употреблено
в прямом значении.

— Прочитайте предложение, в котором слово употреблено
в переносном значении. Докажите.

— Запишите предложения, в котором слова имеют пере­
носное значение.

Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу

Дети раскачиваются в такт маятника

Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» дети наклоняют голову к право­му плечу, потом — к левому.

Мы тоже можем так. Тик-так, тик-так, тик-так.

6. Прямое и переносное значение многозначных слов

— Отгадайте загадку.

«Лексика»

с

12 занятие

Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час. Но вы, друзья, не бейте нас!

(С. Маршак) (Часы.)

— Есть ли в загадке слова, употребленные в переносном
значении? Назовите эти слова.

— Послушайте стихотворение о часах В. Орлова.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы висят на месте.

(В.Орлов)

— Прочитайте слова и выражения, которые о часах гово­
рят как о живом существе.

— Чему удивились малыши?

— Объясните выражение «часы стоят»? (Часы бездейст­
вуют.)

— Что значит выражение «часы спешат»? (Часы показы­
вают неверное время из-за ускоренного хода механизма.)

— Как вы понимаете выражение «часы идут»? (Часы дей­
ствуют, работают.)

— Объясните выражение «часы отстают»? (Часы показы­
вают неверное время из-за замедленного хода механизма.)

— Ребята, а какие бывают часы? (Электронные, механи­
ческие, ручные, солнечные, настенные, кухонные и т.д.)

На доске: ЧА, КИ, СИ ВОЙ, ЧА, СО ЧА, ЩИК, СОВ

— Составьте из слогов слова и объясните их прямое лекси­
ческое значение:

ЧАСИКИ — часы небольшого размера. ЧАСОВОЙ — человек, который стоит на часах (на кара­уле).

ЧАСОВЩИК — мастер, занимающийся изготовлением и починкой часов.

— Повторите все слова. (Часики, часовой, часовщик.) Про­
должите ряд однокоренных, родственных слов.

— Послушайте и повторите скороговорку:

Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.

ТЕМА. Образные слова и выражения. Загадки. ЦЕЛИ: • формировать умения определять прямое и пере- носное значения многозначных слов, правильно­го употребления образных слов и выражений; • расширять словарный запас по теме «Насеко­ мые»; • закреплять навык звукобуквенного анализа и син­ теза слов.

— Объясните смысл пословицы: Делу — время, потехе — час.
7. Итог занятия

— Что нового вы узнали на занятии?

— Выучите наизусть стихотворения, в которых неодушев­
ленным предметам приписываются действия человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, кроссворды ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет в предложении слово, употреб­ленное в переносном значении, и определит в нем количество букв и звуков:

Волна бежит за волной. (5 б., 5 зв.)

По морю летит на всех парусах корабль. (5 б., 5 зв.)

«Лексика»

С

13 занятие

Солнце ласкает море теплыми лучами. (7 б., 8 зв.)

По берегу идет босоногий мальчик. (—)

Море поет ему свою веселую песню. (4 б., 5 зв.)

Белые чайки зовут его в далекое путешествие. (5 б., 5 зв.)

— Что обозначают слова, употребленные в переносном
значении? (Действие предмета — это глаголы.)

2. Запись числа, темы занятия

3. Образные слова и выражения

— Послушайте:

Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

(К.Г. Паустовский)

— Как красиво и выразительно рассказал Константин Ге­
оргиевич Паустовский о дожде. Писатель употребляет слова
в переносном, образном значении, но мы с вами понимаем
мысль и чувство автора, образы не затрудняют понимание, а
делают его ярче.

— Прослушайте предложения еще раз и назовите слова,
словосочетания, употребленные в переносном значении, со­
здающие выразительный образ.

(Сонно сыплется; не звенит, а шепчет; возится; будто трогает мягкой лапкой.)

— Эти слова называют образными словами, а словосочета­
ния — образными выражениями.

— Давайте и мы попробуем вставить в предложение образ­
ные слова:

На доске:

Белочка прыгала с ветки на ветку, птицей … с одного дерева на другое, ее глазок-бусинка …. на секунду черной молнией.

— Прочитайте предложение с пропущенными словами.
(Читают 1—2 ученика.)

— С кем сравнивается белочка? (Белочка сравнивается с
птицей.)

— Предложите первое образное слово. (ПЕР ЕЛЕ ТАЛА.)

— С чем сравнивается ее глаз? (Глазок-бусинка назван
черной молнией.)

— Предложите второе образное слово. (ВСПЫХИВАЛ.)

— Запишите восстановленное предложение в тетрадь, под­
черкните образные слова.

4. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз — росой она умылась, Два — изящно покружилась, Три — нагнулась и присела, На четыре — полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась.

— Сядет тот, кто назовет из стихотворения физкультми­
нутки глаголы (слова-действия), употребленные в перенос­
ном, образном значении. (Проснулась, потянулась, улыбну­
лась, нагнулась.)

5. Загадка — жанр устного народного творчества

— Послушайте.

Пять чуланов — одна дверь.

(Перчатка.) Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

(Петух.) Два брюшка — четыре ушка.

(Подушка.)

— Как называется то, что вы услышали? (Загадки.) Отга­
дайте их.

— Вы все знаете загадки и любите их, значит, легко ответи­
те на вопрос: зачем создавали загадки? (Чтобы отгадывать.)

— А зачем надо отгадывать загадки? (Для того, чтобы по­
играть, чтобы было интересно.)

— Загадка учит угадывать задуманное. Как вы думаете,
какими качествами обладает тот, кто хорошо умеет отгады­
вать загадки? (Человек умный, сообразительный.)

Учитель-логопед предлагает детям вспомнить загадки и загадать их друг другу.

«Лексика»

13 занятие

— Послушайте, это интересно.

Загадка — жанр устного народного творчества. Название происходит от старинного русского слова «гадати» — думать, рассуждать. «Гадание» — выяснение чего-то скрытого. Загадка иносказательно (не называя) описывает предмет или явление. Цель загадки — выявить сообразительность, научить видеть мир по-новому, поэтому загадка — не самостоятельный жанр, а прикладной.

Из истории происхождения. Давным-давно, когда люди бо­ялись и не могли объяснить явлений природы, им казалось, что всюду живут добрые и злые существа. Собираясь на охоту, рыбалку, люди старались не произносить вслух слова, которые были связаны с успехом предстоящего дела. А чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Например, сибирские охотники во время охоты на медведицу называли ее «коровой». Из этой «тайной» речи и родилась загадка. Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались в одной избе и старики, и дети. Старики задавали молодым мудреные вопро­сы. Сначала были загадки о человеке, о его доме, об одежде. Потом — про огород, сад, поле, пасеку. А потом о снеге, громе, молнии и т.д.

Постепенно умнее, сильнее становился человек, меньше «темных сил» боялся. Со временем забылись «обманные» на­звания. А загадки не забылись. Их широко использовали для выявления мудрости, смекалки. Загадка показывает, как даже в самом обычном и будничном можно подметить что-нибудь интересное, неожиданное. Загадка поворачивает мир по-ино­му, раскрывает его таинственные стороны. Человек ищет сходство в различном и не перестает этому удивляться. Об этом свойстве «похожести» написал Роман Сеф:

На свете все

На все

Похоже:

Змея — на ремешок

Из кожи;

Луна —

На круглый глаз

Огромный;

Журавль — на тощий Кран подъемный; Кот полосатый — На пижаму,

Я — на тебя, А ты — На маму.

6. Работа с тематическим кроссвордом «Насекомые». Отгадывание загадок.

Чтение, отгадывание загадок. Запись в кроссворд слов-от­гадок.

Кроссворд «Насекомые»

ы

1. На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик.)

2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

3. Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня … (оса).

4. Летит — гудит,
Сядет — молчит.

(Шмель.)

5. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.

(Комар.)

6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза.)

7. Целый день летает,
Всем надоедает;

ш

«Лексика»

с

13 занятие

Ночь настанет, Тогда перестанет. (Муха.) 8. Без работы, хоть убей, Жить не может … (муравей). — Что обозначают все эти слова? (Ключевое слово: НАСЕ­ КОМЫЕ.) 7. Итог занятия — Какое лексическое значение имеют образные слова и выражения? — Попробуйте сочинить загадку. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Кроссворд «Птицы».

1. У нее глаза большие,
Хищный клюв — всегда
крючком.

По ночам она летает, Спит на дереве лишь днем.

(Сова.)

2. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.

Его и песни, и полет Вошли в стихотворения! Хочет — прямо летит, Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет.

(Жаворонок.)

3. Окраска — сероватая,
Повадка — вороватая.
Крикунья хрипловатая —
Известная персона.

Это … (ворона).

4. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка

И полоска галстучка.

(Синица.)

5. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! — поет со свистом. (Клест.)

6. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.

(Скворец.)

7. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь — и был таков.

(Пеликан.)

8. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет.

(Соловей.)

9. Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает.

(Снегирь.)

10. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда?

(Вертишейка.)

11. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?

«Лексика»

13 занятие

На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.) — Прочитаем хором слово в выделенной графе. ОРНИТОЛОГИЯ — это наука, изучающая жизнь птиц.

6. Летят с него пушинки, Как белые снежинки.

7. Висит на ней шар, А на боку — пожар.

Ключевое слово: ДЕРЕВЬЯ. Кроссворд «Домашние животные». 1. Собой не птица, петь не поет, кто к хозяину идет — она знать дает. (Собака.) 2. Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца.)

Кроссворд «Деревья».

5. Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит — Никому не говорит.

(Ива.)

1. Он был желудем — и вот
Царь лесной, гигант растет.

(Дуб.)

2. Белые овечки бегают по
свечке.

(Верба.)

3. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

(Рябина.)

4. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей.

(Береза.)

(Тополь.)

(Яблоня.)

3. Рогатый — староста де­
ревни.

(Баран.)

4. Возле печки греется, без
водички моется.

(Кошка.)

5. Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.

(Свинья.)

6. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет,

А лаптей не плетет.

(Коза.)

Если правильно отгадал загадки, то в выделенных клетках по вертикали сможешь прочесть слово «КОРОВА».

Кроссворд «Дикие животные».

1. На овчарку он похож;
Что ни зуб — то острый
нож!

Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.

(Волк.)

2. Посмотрите-ка какая —
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.

(Лиса.)

3. Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.

(Медведь.)

4. Меньше тигра, больше кошки, На ушах — кисточки-рожки.

«Лексика»

С

13 занятие

С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь.

(Рысь.)

5. Словно царскую корону, Носит он свои рога, Ест лишайник, мох зеленый, Любит снежные луга.

(Олень.) Кроссворд «Транспорт».

I

7. Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.

(Самолет.)

8. Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.

(Метро.)

9. Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.

(Мотоцикл.)

Ключевое слово: ТРАНСПОРТ. Кроссворд «Профессии».

А.С.Пушкин стихи антонимы и синонимы

12

Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.Еду, еду в чистом поле;Колокольчик дин-дин-дин .Страшно, страшно поневолеСредь неведомых равнин! «Эй, пошел, ямщик!» — «Нет мочи:Коням, барин, тяжело,Вьюга мне слипает очи,Все дороги занесло;Хоть убей, следа не видно;Сбились мы. Что делать нам!В поле бес нас водит, видно,Да кружит по сторонам. Посмотри: вон, вон играет,Дует, плюет на меня,Вон — теперь в овраг толкаетОдичалого коня;Там верстою небывалойОн торчал передо мной,Там сверкнул он искрой малойИ пропал во тьме пустой». Мчатся тучи, вьются тучи,Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутнаСил нам нет кружиться доле;Колокольчик вдруг умолк;Кони стали… «Что там в поле?» -«Кто их знает? пень иль волк?» Вьюга злится, вьюга плачет,Кони чуткие храпят,Вот уж он далече скачет;Лишь глаза во мгле горят;Кони снова понеслися;Колокольчик дин-дин-дин…Вижу: духи собралисяСредь белеющих равнин. Бесконечны, безобразны,В мутной месяца игреЗакружились бесы разны,Будто листья в ноябре…Сколько их? куда их гонят?Что так жалобно поют?Домового ли хоронят,Ведьму ль замуж выдают? Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.Мчатся бесы рой за роемВ беспредельной вышине,Визгом жалобным и воемНадрывая сердце мне… Великий день БородинаМы братской тризной поминая,Твердили: «Шли же племена,Бедой России угрожая;Не вся ль Европа тут была?А чья звезда ее вела!..Но стали ж мы пятою твердойИ грудью приняли напорПлемен, послушных воле гордой,И равен был неравный спор. И что ж? свой бедственный побег,Кичась, они забыли ныне;Забыли русский штык и снег,Погребший славу их в пустыне.Знакомый пир их манит вновь -Хмельна для них славянов кровь;Но тяжко будет им похмелье;Но долог будет сон гостейНа тесном, хладном новоселье,Под злаком северных полей! Ступайте ж к нам: вас Русь зовет!Но знайте, прошеные гости!Уж Польша вас не поведет:Через ее шагнете кости!…»Сбылось — и в день БородинаВновь наши вторглись знаменаВ проломы падшей вновь Варшавы;И Польша, как бегущий полк,Во прах бросает стяг кровавый -И бунт раздавленный умолк. В боренье падший невредим;Врагов мы в прахе не топтали;Мы не напомним ныне имТого, что старые скрижалиХранят в преданиях немых;Мы не сожжем Варшавы их;Они народной НемезидыНе узрят гневного лицаИ не услышат песнь обидыОт лиры русского певца. Но вы, мутители палат,Легкоязычные витии,Вы, черни бедственный набат,Клеветники, враги России!Что взяли вы?.. Еще ли россБольной, расслабленный колосс?Еще ли северная славаПустая притча, лживый сон?Скажите: скоро ль нам ВаршаваПредпишет гордый свой закон? Куда отдвинем строй твердынь?За Буг, до Ворсклы, до Лимана?За кем останется Волынь?За кем наследие Богдана?Признав мятежные права,От нас отторгнется ль Литва?Наш Киев дряхлый, златоглавый,Сей пращур русских городов,Сроднит ли с буйною ВаршавойСвятыню всех своих гробов? Ваш бурный шум и хриплый крикСмутили ль русского владыку?Скажите, кто главой поник?Кому венец: мечу иль крику?Сильна ли Русь? Война, и мор,И бунт, и внешних бурь напорЕе, беснуясь, потрясали -Смотрите ж: всё стоит она!А вкруг ее волненья пали -И Польши участь решена… Победа! сердцу сладкий час!Россия! встань и возвышайся!Греми, восторгов общий глас!..Но тише, тише раздавайсяВокруг одра, где он лежит,Могучий мститель злых обид,Кто покорил вершины Тавра,Пред кем смирилась Эривань,Кому суворовского лавраВенок сплела тройная брань. Восстав из гроба своего,Суворов видит плен Варшавы;Вострепетала тень егоОт блеска им начатой славы!Благословляет он, герой,Твое страданье, твой покой,Твоих сподвижников отвагу,И весть триумфа твоего,И с ней летящего за ПрагуМладого внука своего. Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы,И сколько здесь ни видно нас,Мы все сойдем под вечны своды -И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный,Я мыслю: патриарх лесовПереживет мой век забвенный,Как пережил он век отцов. Младенца ль милого ласкаю,Уже я думаю: прости!Тебе я место уступаю;Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годинуПривык я думой провождать,Грядущей смерти годовщинуМеж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина?В бою ли, в странствии, в волнах?Или соседняя долинаМой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телуРавно повсюду истлевать,Но ближе к милому пределуМне всё б хотелось почивать. И пусть у гробового входаМладая будет жизнь играть,И равнодушная природаКрасою вечною сиять.

БУРЯ

Ты видел деву на скалеВ одежде белой над волнамиКогда, бушуя в бурной мгле,Играло море с берегами,Когда луч молний озарялЕе всечасно блеском алымИ ветер бился и леталС ее летучим покрывалом?Прекрасно море в бурной мглеИ небо в блесках без лазури;Но верь мне: дева на скалеПрекрасней волн, небес и бури. Была пора: наш праздник молодойСиял, шумел и розами венчался,И с песнями бокалов звон мешался,И тесною сидели мы толпой.Тогда, душой беспечные невежды,Мы жили все и легче и смелей,Мы пили все за здравие надеждыИ юности и всех ее затей. Теперь не то: разгульный праздник нашС приходом лет, как мы, перебесился,Он присмирел, утих, остепенился,Стал глуше звон его заздравных чаш;Меж нами речь не так игриво льется.Просторнее, грустнее мы сидим,И реже смех средь песен раздается,И чаще мы вздыхаем и молчим. Всему пора: уж двадцать пятый разМы празднуем лицея день заветный.Прошли года чредою незаметной,И как они переменили нас!Недаром — нет! — промчалась четверть века!Не сетуйте: таков судьбы закон;Вращается весь мир вкруг человека,-Ужель один недвижим будет он? Припомните, о други, с той поры,Когда наш круг судьбы соединили,Чему, чему свидетели мы были!Игралища таинственной игры,Металися смущенные народы;И высились и падали цари;И кровь людей то Славы, то Свободы,То Гордости багрила алтари. Вы помните: когда возник лицей,Как царь для нас открыл чертог царицын.И мы пришли. И встретил нас КуницынПриветствием меж царственных гостей,-Тогда гроза двенадцатого годаЕще спала. Еще НаполеонНе испытал великого народа -Еще грозил и колебался он. Вы помните: текла за ратью рать,Со старшими мы братьями прощалисьИ в сень наук с досадой возвращались,Завидуя тому, кто умиратьШел мимо нас… и племена сразились,Русь обняла кичливого врага,И заревом московским озарилисьЕго полкам готовые снега. Вы помните, как наш АгамемнонИз пленного Парижа к нам примчался.Какой восторг тогда пред ним раздался!Как был велик, как был прекрасен он,Народов друг, спаситель их свободы!Вы помните — как оживились вдругСии сады, сии живые воды,Где проводил он славный свой досуг. И нет его — и Русь оставил он,Взнесенну им над миром изумленным,И на скале изгнанником забвенным,Всему чужой, угас Наполеон.И новый царь, суровый и могучий,На рубеже Европы бодро стал,И над землей сошлися новы тучи,И ураган их . . . . . . . . . . В мои осенние досуги,В те дни, как любо мне писать,Вы мне советуете, други,Рассказ забытый продолжать.Вы говорите справедливо,Что странно, даже неучтивоРоман не конча перервать,Отдав уже его в печать,Что должно своего герояКак бы то ни было женить,По крайней мере уморить,И лица прочие пристроя,Отдав им дружеский поклон,Из лабиринта вывесть вон. Вы говорите: «Слава богу,Покамест твой Онегин жив,Роман не кончен — понемногуИди вперед; не будь ленив.Со славы, вняв ее призванью,Сбирай оброк хвалой и бранью -Рисуй и франтов городскихИ милых барышень своих,Войну и бал, дворец и хату,И келью. . . . и харемИ с нашей публики меж темБери умеренную плату,За книжку по пяти рублей -Налог не тягостный, ей-ей.» В часы забав иль праздной скуки,Бывало, лире я моейВверял изнеженные звукиБезумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавойНевольно звон я прерывал,Когда твой голос величавыйМеня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных,И ранам совести моейТвоих речей благоуханныхОтраден чистый был елей. И ныне с высоты духовнойМне руку простираешь ты,И силой кроткой и любовнойСмиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палимаОтвергла мрак земных сует,И внемлет арфе серафимаВ священном ужасе поэт. Любовь одна — веселье жизни хладной,Любовь одна — мучение сердец:Она дарит один лишь миг отрадный,А горестям не виден и конец.Стократ блажен, кто в юности прелестнойСей быстрый миг поймает на лету;Кто к радостям и неге неизвестнойСтыдливую преклонит красоту! Но кто любви не жертвовал собою?Вы, чувствами свободные певцы!Пред милыми смирялись вы душою,Вы пели страсть — и гордою рукоюКрасавицам несли свои венцы.Слепой Амур, жестокий и пристрастный,Вам терния и мирты раздавал;С пермесскими царицами согласный,Иным из вас на радость указал;Других навек печалями связалИ в дар послал огонь любви несчастной. Наследники Тибулла и Парни!Вы знаете бесценной жизни сладость;Как утра луч, сияют ваши дни.Певцы любви! младую пойте радость,Склонив уста к пылающим устам,В объятиях любовниц умирайте;Стихи любви тихонько воздыхайте!..Завидовать уже не смею вам. Певцы любви! вы ведали печали,И ваши дни по терниям текли;Вы свой конец с волненьем призывали;Пришел конец, и в жизненной далиНе зрели вы минутную забаву;Но, не нашед блаженства ваших дней,Вы встретили по крайней мере славу,И мукою бессмертны вы своей! Не тот удел судьбою мне назначен:Под сумрачным навесом облаков,В глуши долин, в печальной тьме лесов,Один, один брожу уныл и мрачен.В вечерний час над озером седымВ тоске, слезах нередко я стенаю;Но ропот волн стенаниям моимИ шум дубрав в ответ лишь я внимаю.Прервется ли души холодный сон,Поэзии зажжется ль упоенье,—Родится жар, и тихо стынет он:Бесплодное проходит вдохновенье.Пускай она прославится другим,Один люблю,— он любит и любим!..Люблю, люблю!.. но к ней уж не коснетсяСтрадальца глас; она не улыбнетсяЕго стихам небрежным и простым.К чему мне петь? под кленом полевымОставил я пустынному зефируУж навсегда покинутую лиру,И слабый дар как легкий скрылся дым.

Стихи Лермонтова

И скучно и грусно

И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья!… что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят — все лучшие годы! Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно… Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг — Такая пустая и глупая шутка…

Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степи холодное молчанье,
Ее лесов безбережных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Тучи

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Кинжал

Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.

И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

Поэт

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надёжный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишён героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарёй,
Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своё утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Ангел

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Омо́нимы (др.-греч. ὁμός — одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. (слова, морфемы и др.). Термин введёнАристотелем. Не следует путать с омофонами, омографами и паронимами.

· Омонимы полные (абсолютные) — омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, наряд (одежда) — наряд (распоряжение), горн (кузнечный) — горн (духовой инструмент).

· Омонимы частичные — омонимы, у которых совпадают не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа (ласок — ласк).

· Омонимы грамматические, или омоформы — слова, совпадающие лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Например, числительноетри и глагол три совпадают лишь в двух формах (к трём — мы трём, три яблока — три сильнее!).

Омоморфемы

Наряду с омонимами, то есть омонимичными словами, существуют и омоморфемы, то есть омонимичные морфемы, иначе говоря, части слов (приставки, суффиксы, корни, окончания) совпадающие, но имеющие разные значения.

· Омонимы — слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению.

· Омофоны (фонетические омонимы) — слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.

· Омографы (графические омонимы) — слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению.

· Омоформы (грамматические омонимы) — это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Например, глаголы лететь и лечить совпадают в форме 1 лица единственного числа настоящего времени – лечу.

Три имени омонима, синоним и антоним

(ИЗ цикла «По лексическим волнам…»
У ОМОНИМа имён
Целых три – так важен он!
Раз, конечно, «омофоны»,
Два, без спора, «омоформы»,
Три – «омографы» (их лишь
Удареньем различишь)…
Разобраться просто с ними:
«Одинаковое имя»!
1) Омофоны: луг и лук –
Одинаковый лишь звук;
Труд и трут, рот и род,
Туш и тушь, плот и плод –
Написание разнится –
Звук – один, различны лица!
2) ЗАмок укрепить помог
Ров с водой, а не замОк…
Так с «омографом» — решу:
«Одинаково пишу»!
(Есть полкИ и пОлки,
И колкИ и кОлки,
Есть мукА и мУка,
Вот и вся наука…)
3) Бойко пышет жаром ПЕЧЬ-
Пироги пора нам ПЕЧЬ.
Вьюга сникла, ветер СТИХ,
До конца дописан СТИХ –
В этом нет секрета:
Омоформы это!
Только форму измени,
Разбегутся прочь они:
Пироги пеКУ в пеЧИ;
Ветер ТИХ; СТИХИ учи, —
Оморофм потерян след,
Их в помине даже нет!
Подивись со мною сам
Этим «ОМО»-чудесам!
——————
Оказалось сложным дело?
Всех зови «омоним» смело!
«Одинаковое имя» —
и чего возиться с ними!
Вот омонимы «КЛЮЧи» —
Почини и подКЛЮЧи,
Или дверь открой скорей,
Ну а хочешь – воду пей!
(Как же не напиться
КЛЮЧевой водицы…)
КЛЮЧ — «родник» и «код» к дверИ,
На ремонт его бери;
Ключ железный, цифровой —
Виртуальный, игровой, —
Ах, омоним, ну, актёр, —
Так на превращенья скор!
………………….
Синоним.
Имена не схожи, но
Их значение равно.
Погляди: гиппопотам
Головой кивает нам.
Где? Там только бегемот
Из болот сюда идёт!
Подожди-ка, не кричи,
Здесь для спора нет причин:
Пусть слова не схожи, но
Их значение равно –
Верная примета,
Что синоним это!
Антоним.
…Разобраться с ним не сложно —
«анти» — противоположно;
«Оним» — «имя», нам известно,-
привести пример уместно…
«Добрый» — «злой» наоборот…
«сладкий», значит — «горький», вот!
грустно — «ВЕСЕЛО», конечно,
Так как справились успешно!
Уяснить совсем несложно:
анти — про-ти-во-положно,
И антоним — «анти-имя»
Вот таким его и примем!

Записи созданы 1581

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх