Вайшнавы

Духовные школы вайшнавизма

В вайшнавизме существуют четыре основных сампрадаи – цепи духовных учителей, по которым передается ведическое знание. Каждая из сампрадай имеет свою собственную философскую систему, в которой по разному рассматриваются взаимоотношения между Верховной Личностью Бога и индивидуальной душой (дживой). Основные сампрадаи и их основоположники:

  1. Рудра-сампрадая («чистый монизм») – Валлабха.

  2. Кумара-сампрадая («монизм-дуализм») – Нимбарка.

  3. Шри-сампрадая («особый монизм») – Рамануджа.

  4. Брахма-сампрадая («дуализм») – Мадхва.

Наиболее известна Брахма-сампрадая, потому что именно в ней появился Чайтанья Махапрабху – самое милостивое воплощение Кришны, раздающее любовь к Богу всем людям без ограничений, которого часто называют Гаура, или Гауранга (золотой).

Господь Чайтанья не только довел философскую систему вайшнавизма до совершенства, положив в основу непостижимое одновременное единство и различие Бога и живых существ, но и дал всему миру ключ к спасению – практику воспевания мантры Харе Кришна (санкиртану) как единственный способ духовного возвышения, позволяющий душе в наш век вернуться в свою изначальную вечную обитель – духовный мир. Самым известным описанием жизни и учения Господа Чайтаньи Махапрабху является «Чайтанья-чаритамрита» Кришнадасы Кавираджи.

Гаудия-вайшнавизм в современном мире

На рубеже XIX-XX веков было начато представление Гаудия-вайшнавизма на Западе великим учителем сампрадаи Бхактивинодой Тхакуром, которое затем продолжилось его сыном – Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром.

Бхактиведанта Свами Прабхупада, ученик Бхактисиддханты Сарасвати, начал широкое распространение Гаудия-вайшнавизма в западных странах с 1960-х годов. В 1966 году он основал Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) – религиозную организацию, представляющую традицию Гаудия-вайшнавизма и получающее все большее признание со стороны всех современных людей, ищущих ответы на жизненно важные вопросы.

В своей жизни мне довелось искренне и глубоко практиковать вайшнавизм — пройти путь от обычного бхакты-прихожанина до брахмачари , а позднее и до брахмана , главы вайшнавской миссии в Одессе. В 2000 году Господь призвал меня оставить вайшнавизм и стать учеником Иисуса Христа, кому я следую и поныне. Имея за своими плечами опыт христианской жизни, по времени сопоставимый с опытом вайшнавским, я хочу представить читателю десятку самых существенных причин, почему я не вайшнав и им уже никогда не буду.

Причина 1. Я не вайшнав потому, что так хочет Бог. В свое время мой Господь четко и недвусмысленно явил мне свою волю, в соответствии с которой я должен был отвергнуть вайшнавизм и принять прибежище у стоп божественного Иисуса Христа. Выполнить желание Бога — самое важное в духовной жизни человека по учению любой монотеистической религии, поэтому я надеюсь этот мой мотив понятен даже тем, кто его не разделяет.

Причина 2. Я не вайшнав потому, что моим духовным учителем является Иисус Христос. Однажды последовав Его милостивому призыву, я принял Христа как Альфу и Омегу, как все и вся в своей жизни и, насколько было в моих силах, следовал Его наставлениям и руководству. Бог мне открыл, что другого способа прийти к Нему не существует, что только Иисус является истинным и единственным Спасителем человечества, и воля Бога Всевышнего в том, чтобы все люди всех национальностей, философий и религий приняли Иисуса Христа как своего Учителя и во всем следовали только Ему. Бог мне также показал исключительность пути Христа: нельзя разделять служение Ему со следованием другим религиям, ибо Господь это не приемлет. Быть учеником Иисуса Христа — значит быть учеником только Иисуса Христа. Наличие других гуру в вашем сердце будет означать отказ от Иисуса. Христу нужно быть преданным на сто процентов.

Причина 3. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме я не встретил Бога. Да, я чувствовал некую связь с «высшим», я испытывал определенные переживания во время повторения Харе Кришна мантры и особенно мантры гайятри . Были периоды, когда я испытывал эмоции близкие к экстазу, были моменты, когда мне казалось, что я близок к Богу. Но за все время я так и не встретился с Ним. Мое служение походило на некое заочное общение, общение посредством телеграфа. Я отправлял Богу телеграммы, и получал телеграммы в ответ. Живой встречи со Всевышним в вайшнавизме так и не состоялось, я так и не познакомился с Богом, хотя все шастры пестрели описаниями о деяниях Кришны и его общении с преданными.

Вайшнавы считают, что так как Личность Бога раскрыта в вайшнавским писаниях, она не раскрыта ни в одной религии, что только вайшнавизм дает наиболее полное представление о Всевышнем, Его мире, Его деяниях. На практике же, все ведические повествования остаются картинками, навязанными извне, сам же человек остается вне встречи с Богом, как бы он себе таковую ни воображал.

В вайшнавизме я воображал Бога, в христианстве я встретился с Ним.

Причина 4. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме не раскрывается любовь Бога к человеку. В учении вайшнавов очень глубоко разработана тема любви человека к Богу, нашей преданности Ему, жертвенности, верности. Есть также учение о сострадании Бога к человеку, сочувствии, милосердии. Но нет ни слова в шастрах о Его к нам любви. Даже столь любимая вайшнавами фраза «Бог есть любовь» позаимствована на самом деле из Библии, в то время как шастры говорят о равном отношении Кришны ко всем живым существам, отношении равнодушно-благосклонном, но не исполненном любви. В христианском же богословии тема любви Бога к падшему человечеству — сильной, пламенной отцовской любви — является одной из центральных. С этого, собственно, и начинается христианское благовестие, все остальные концепции уже вторичны. И дело тут даже не просто в учении о любви Бога, но в переживании ее, живом непосредственном ощущении. Говорить о любви, рассуждать о ней, воспевать ее и «поклоняться на расстоянии» можно много и долго, но гораздо важнее пребывать в ней. В христианстве я это нашел, а в вайшнавизме — нет.

Причина 5. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме не раскрывается любовь человека к человеку. Опять же — это логично, ведь если Кришна не любит человека, почему я должен любить? Сострадание и помощь ближнему вайшнавские шастры поощряют, правда, не советуют увлекаться материальной помощью, ибо это запутывает помогающего в сетях «хорошей кармы «, которую также потом придется «отрабатывать». Сердечная привязанность к другим людям прямо порицается под страхом того, что в своей будущей жизни вновь доведется рождаться в человеческом теле вместо того, чтобы уйти к Кришне в духовный мир. Мужьям не желательно сильно любить своих жен, детям — родителей, родителям — детей, потому что по вайшнавскому учению эта привязанность может лишить вас встречи с Богом в посмертии.

Неудивительно, что на практике такое учение делает людей равнодушными, жестокосердными, непривязанными к ближним, чему следствие — частые разводы, семейные ссоры, уходы детей из дому и из религии вообще и просто даже прямые грехи против ближних (ложь, воровство, оскорбления, прелюбодеяния и т.д.). Подобные грехи встречаются и в среде христиан, но здесь есть существенное отличие: если христианин является практикующим верующим, т.е. регулярно участвует в богослужениях и пребывает в церковном общении, тяжелые грехи у него либо вообще не случаются, либо случаются крайне редко; христианин признает нелюбовь к ближнему грехом, тогда как вайшнавы в этом греха вообще не усматривают.

Причина 6. Я не вайшнав потому, что не хочу быть обманутым своим гуру. В вайшнавизме духовному учителю приписываются качества Самого Бога, к гуру взывают как к спасителю, ему молятся, доедают за ним пищу и как величайшую святыню почитают чаранамриту — воду, которой ему помыли ноги. Эту воду вайшнавы пьют и поклоняются ей.

Безусловно, духовный человек нуждается в наставниках, и нередко наставники играют ключевую роль в нашем спасении. Однако Бог постоянно напоминает нам о бренности и ограниченности человека, о том, что нет человека, свободного от недостатков и несовершенств и никто не является совершенным наставником, кроме единственного Богочеловека Иисуса Христа. Только Иисус из всех людей ни разу не согрешил — не потому что был трансцендентным, но потому, что не нарушил ни одной заповеди Господней — не солгал, не обманул, не ошибся. Все остальные люди, в том числе даже великие святые, оставались несовершенными ограниченными созданиями, не свободными от греха. А поэтому никто из людей не заслуживает нашей абсолютной преданности и обожания, никому нельзя целиком и полностью, слепо доверяться. Святые не являются для нас источниками Света, но только зеркалами, отражающими Свет Всевышнего.

Вайшнавы же обожествляют обыкновенных грешных людей, которые нередко не брезгуют махинациями, нарушением человеческих и божьих законов — обманом, ложью, исповедуют двойные стандарты — милостивы к богатым и требовательны к рядовым последователям. На личных банковских счетах многих вайшнавских гуру — миллионы долларов. Но даже если вайшнавский учитель и ведет строгую подвижническую жизнь, он все равно, как и все люди, не застрахован от ошибок, и обожествлять такого человека нельзя. Ошибившись сам, он и вас погубит. В христианстве же роль наставника не абсолютизируется, и все сознают, что в мире есть только один полностью совершенный человек — Бог воплотившийся, Иисус Христос.

Причина 7. Я не вайшнав потому, что не хочу быть обманутым своим Господом. Кришна воспевается в вайшнавской поэзии как вор, обманщик, даже развратник (лампатах ). В Ведах он предписывает один путь спасения, в Упанишадах другой, в Пуранах третий, да и то во всех Пуранах по-разному. Причем многие из им самими же предписанных духовных практик он не стесняется потом называть ложными, а людей им следующих — тупицами (муддха). Таким образом, львиная доля ведической литературы самим же автором признается вводящей в заблуждение и приводящей к погибели (самсаре ). Но ведь солгавший в одном, вполне может обмануть и в другом, куда более важном. Доверять обманщику на сто процентов уже нельзя никогда. Кришна — мастер обмана и иллюзий, в то время как Христос никого никогда не обманывал. Христу я могу довериться, Кришне — нет.

Причина 8. Я не вайшнав потому, что не хочу обмануться в религии. Христианство исторично и реалистично, библейские книги, и в особенности Новый Завет, дошли до нас во множестве древних рукописей, тогда как многое, почитаемое вайшнавами за древние шастры, было написано совсем недавно, потому-то и другие школы индуизма об этой литературе и не ведают, иначе все давно уже были бы вайшнавами. Так, вайшнавская традиция учит о том, что Веды, Упанишады, Пураны и Махабхарата были записаны Вьясой 5000 лет назад, а потому-де заслуживают большего почтения, нежели Библия в силу большей древности. Соответственно, вайшнавское учение объявляется «старшим братом» библейского. При этом никого из последователей вайшнавизма почему-то не настораживает тот факт, что все четыре вайшнавские сампрадаи имеют своими основателями средневековых учителей: основатель Рудра-сампрадаи Вишнусвами жил в XIII веке, основатель Шри-сампрадаи Рамануджа — в XI-XII веках, Кумара-сампрадаи Нимбарка — в XI веке, а основатель Брахма-сампрадаи Мадхва — в XII-XIII веках. Никто из них не жил 5000 лет назад, соответственно отсчитывать историю вайшнавизма как самостоятельного доктринального течения в индуизме можно только со средневековья. Каким же было вайшнавское учение до этих ачарьев ? Достоверных данных ничтожно мало. Скорее всего, поклонение Вишну было лишь частью системы почитания всех индийских богов, многобожия. А в этом случае говорить о сугубой древности вайшнавской трактовки шастр можно только в сослагательном наклонении.

Да и с датировкой самих шастр ситуация ничуть не лучше. Любой современный ученый-индолог скажет, что Бхагавад-гита в известной нам сегодня версии сложилась не ранее I века до н.э., а ключевое гаудия-вайшнавское писание Бхагавата Пурана датируется VIII-IX вв. нашей эры. Даже такой авторитетный вайшнавский учитель как Бхактивинода Тхакур признавал в этом вопросе правоту современных ученых. Проведя собственное исследование, он датировал Бхагавата Пурану X веком нашей эры, а Махабхарату не считал произведением одного автора, но многовековой компиляцией, завершенной к началу нашей эры, к созданию которой приложили руку самые разные писатели и поэты. Последующие за Бхактивинодой проповедники обо всем этом тактично умолчали, выдавая вайшнавские писания за самые древние и авторитетные священные книги мира.

Кроме того, многие ученые сходятся еще и на том, что сам по себе образ Кришны — собирательный, что в историях о нем слились воедино сказки и мифы разных времен и народов, причем героями этих мифов были на самом деле разные личности, как исторические, так и неисторические. К Средним векам образ Кришны принял уже более четкую форму, с которой, собственно, вайшнавы сегодня и знакомы. Можно ли в него безоговорочно верить? Я верил. Но теперь уже не верю. И поражаюсь своей былой слепоте и доверчивости.

Причина 9. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме нет Церкви. В Церкви хранятся и живут все духовные богатства, которые были когда-либо переданы человечеству Богом. В Церкви присутствует Божественная Любовь в столь великой мере, что покрывает все наши пороки и несовершенства. Приобщаясь к Церкви, мы становимся частью Тела трансцендентного Бога, и нет на земле большего блаженства, чем переживание такого единения с любимым Господом. Таким образом, царство Божие, Его духовный мир, реализуется уже здесь, на земле, и человек — всегда слабый и несовершенный человек — приглашается и приобщается к божественной жизни уже здесь и сейчас. Церковь являет на земле Бога, будучи в некотором смысле Его всегда пребывающей с нами аватарой . Тот, кто однажды вкусил нектар сопричастия Церкви, не променяет его ни на что другое. Я был найден Церковью, спасен и очищен. Здесь я вижу Христа.

Причина 10. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме нет Христа. В данном случае я имею ввиду не только личную привязанность к Нему как к моему Учителю. Безусловно, такая привязанность и личные отношения дорогого стоят. Но и в вайшнавизме люди часто преданны и послушны своим учителям. Здесь же я хочу сказать о Христе, как о милостивом и любящем Боге, который пришел на землю 2000 лет назад и поныне пребывает с нами.

Все христианство зиждется на непосредственном общении с Богом-Христом, как Он сказал «се, Я с вами во все дни до скончания века». Христианство начинается со встречи со Христом и никогда уже не заканчивается. То, чем вайшнавизм обещает закончиться — встреча с Богом, в христианстве является всего лишь первым шагом, поскольку Сам Бог уже пришел к нам, спустился с небес и стал человеком, освободил нас из рабства греху и назвал Своими друзьями. Поэтому христиане не ищут Бога — Он найден с самого начала, но служат Ему, уже здесь и сейчас развивают личные с Ним отношения. Наша парадигма — не поиск, наша парадигма — исправление себя в соответствие с идеалами Иисуса. И, конечно, позитивное преданное служение Ему, вдохновленное Его присутствием, помощью и любовью. Наше служение — ответ на любовь Бога, а вовсе не попытка таковую призвать.

Бог любит нас, и нигде и ни в ком любовь Господа так ни проявляется так полно, как в Иисусе Христе — Его ипостаси, сделавшейся воспринимаемой человеческими чувствами.

В вайшнавизме же, несмотря на все заверения о «принятии Христа», о признании Его мировым гуру, Самого Иисуса не было и нет. Где нет Христа, там нет Бога. Именно поэтому я не вайшнав.

Ссылки

1. Вайшнавизм — течение в индуизме, почитающее верховным богом Вишну или Кришну.

2. Бхакта — то же, что верный; почитатель и поклонник того или иного божества.

3. Брахмачари — кришнаитский монах.

4. Брахман — индуистский священнослужитель, уполномоченный проповедовать, совершать жертвоприношения и служить в храмах.

5. Гуру — духовный учитель.

6. Харе Кришна мантра — основная молитва вайшнавов, состоящая из имен Кришны. Ее поют, повторяют на четках, на нее медитируют.

7. Мантра гайятри — особенная молитва, которую повторяют только мужчины-брахманы.

8. Шастры — санскритское название священных писаний.

9. Карма — последствия деятельности человека, определяющие его судьбу.

10. Термин встречается у Кришны Чайтаньи в Шикшаштаке.

11. Веды — наиболее древние писания индуизма, содержащие предписания поклонения различным богам, а также заклинания, магические ритуалы и славословия.

12. Упанишады — более поздние по сравнению с Ведами произведения. В них содержатся размышления о природе высшей Истины, о духовном мире и человеческой душе.

13. Пураны — самые поздние по времени написания индуистские тексты, представляющие собой эпические истории из жизни различных мудрецов, святых, богов. Также Пураны содержат наставления касательно поклонения богам и философские поучения. Вайшнавы признают правильными только три Пураны из 18-ти.

14. Самсара — круговорот повторяющихся рождений и смертей, в который, по учению вайшнавов, ввергаются непреданные Богу души.

15. Сампрадая — цепь преемственности, по которой от учителя к ученику передаются духовные знания и мантры.

16. Ачарья — букв. тот, кто учит собственным примером; авторитетный наставник в вайшнавизме.

17. Аватара — нисшествие Всевышнего на землю и воплощение в земном образе.

Кто такие «Вайшнавы»?

Двадцать лет назад в России вообще и в Пскове в частности атеизм уже не был массовым, но и вера в Бога еще не смогла занять достойного места в человеческих сердцах. Молодые люди искали себя по-разному: кто-то в музыке, кто-то в разгуле, кто-то — в религиозных течениях.
— Я в институте посещал кружок атеистов, члены которого ходили по религиозным организациям. Но ни одна из них не оставляла особого следа в моей памяти. На публичную лекцию последователей сознания Кришны изначально меня, как «вечно голодного» студента, привлекла бесплатная еда. А уже позже я заинтересовался философией, — вспоминает сегодняшний убежденный кришнаит, пскович Леонид Смирнов. Кстати, правильно называть последователей сознания Кришны не кришнаитами, а вайшнавами.

Внешне Леонид и его семья ничем не отличаются от других, только выглядят супруги очень моложаво. Скорее всего, сказывается образ жизни, который они ведут.
— Нельзя есть все, что было убито. Мы — убежденные вегетарианцы. Я, например, уже лет двадцать мяса не ем. Моей дочери четыре года, и она никогда его не пробовала. Коллеги по работе, зная, что я вегетарианец, на праздники покупают специально для меня соки и фрукты. Кроме вегетарианства, мы должны соблюдать еще три заповеди: во-первых, отказаться от любых одурманивающих веществ, будь то алкоголь, кофе или даже чай. Во-вторых, никаких азартных игр и, наконец, никакого незаконного секса, — рассказывает Леонид. Однако даже если кто-то придерживается этих постулатов, это еще не значит, что он живет настоящей духовной жизнью вайшнава.
Истинный вайшнав почтителен со всеми: уважителен к старшим и покровительствует младшим. К женщине, конечно, если это не собственная супруга, относятся как к матери. Вайшнавы ежедневно кланяются друг другу, прося прощения за все вольные или невольные обиды, которые они могли в течение дня нанести. Самое лучшее время суток — раннее утро, поэтому вайшнавы стараются рано ложиться и рано вставать. Кроме того, они очень заботятся о своем теле, помня о том, что оно не что иное, как храм Бога.
В Пскове у кришнаитов нет храма, поэтому они собираются на квартире. У «Сознания Кришны» в городе около 50 последователей. Приблизительно столько же приходит на публичные лекции, которые устраивают вайшнавы, когда в Псков приезжают их известные духовные лидеры. На выходных последователи сознания Кришны собираются вместе. Субботние собрания и воскресные фестивали включают в себя лекции, распевание мантр и завершаются обязательным застольем, где главные блюда — сладости и фрукты. Никакого спиртного, мяса и любой другой «скверной» пищи.
Особое место в деятельности псковских кришнаитов занимает благотворительность. Недавно их проект «Пища жизни», по которому последователи сознания Кришны устраивали бесплатные обеды для малообеспеченных людей, занял призовое место на областном конкурсе благотворительных проектов.
Вайшнавы признают, что их образ жизни и поведение зачастую отличается от общепринятого. Чего стоят одни только публичные шествия и исполнение песен на санскрите. Истинные последователи даже свои браки регистрируют хоть и в нашем ЗАГСе, но в вайшнавском наряде.
Мы представляем учение, которое гораздо старше многих религий: ведические книги написаны за три тысячи лет до Рождества Христова. Эту традицию поддерживают миллионы индийцев, — объясняет последователь сознания Кришны. И если в Пскове пока с трудом признают экзотических последователей неправославия, то в Индии русских вайшнавов ждут с распростертыми объятьями.
Наталия Егорова
«Аргументы и факты. Псков»

Записи созданы 1581

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх