Верить снам или нет?

Вопрос о том, как часто человеку снятся вещие сны, и существуют ли такие вообще, занимал умы многих учёных ещё на заре человеческой цивилизации. Да, пожалуй, и сегодня на него нет однозначного ответа, поскольку скептики все совпадения относят к разряду случайностей, а среди тех, кто всё же верит в пророчество снов, до сих пор нет единой точки зрения в вопросе толкования значений сновидений.

Сегодня опубликовано немало разноплановой литературы на эту тему: от анонимных изданий без редакторов и авторов, до серьёзных исследований таких мастеров психоанализа, как Карл Густав Юнг, Зигмунд Фрейд, Эрик Фромм, Кристофер Эванс.

Несколько обособлены работы Густавуса Хиндмана Миллера, который считал, что «жизнь сна более наполнена значением и учением внутренней жизни, чем внешняя жизнь человека», поэтому «человек должен жить в своей субъективной сфере и больше изучать свои отношения с другими, украшая тем самым свой собственный мир путём общения».

Разумеется, каждый выбирает для себя то, что ближе ему по мировоззрению или даже минутному настроению. Если для вас допустимо трактовать злую собаку, увиденную во сне, как друга (один из анонимных сонников), то, как говорится, и на здоровье. Но можно заглянуть в работы Миллера, где злая собака будет озвучена, как предвестница неудач и коварных поступков ваших противников.

А вот сторонники психоанализа сновидений будут рассматривать не только саму собаку в вашем сне, но и фон, на котором она вам снилась, настроение, с которым вы встретили это животное, вашу реакцию на злость собаки. И лишь после этого сделают вывод об общем значении вашего сна.

Когда доктор Фрейд заинтересовался психологией, она была ещё областью философии. Он сделал её географией человеческого ума, показал влияние подсознания на личность человека и привлёк внимание научной общественности к сновидениям.

Его книга «Толкование сновидений» явилась поворотной точкой на пути от примитивного толкования к современным подходам. С огромной отвагой, преодолевая сильное сопротивление, он показал роль сексуальности в развитии осознания нашего «Я».

Несколько иной подход мы встретим в работах доктора Юнга, который рассматривал жизнь как осмысленное переживание, корни которого уходят в душевную сферу. Он рассматривал сновидения как способ трансформации того, что было бесформенным, бессловесным и подсознательным во вполне конкретные формы, которые возможно познать.

Таким образом, считал Юнг, «сны показывают нам не приукрашенную голую правду». Проявляя внимание к своим снам, мы познаём, кто мы и что мы есть в действительности не только как личности, но и как часть Вселенной. Юнг рекомендовал каждому проанализировать несколько снов с тем, чтобы составить более ясное представление о своём «Я».

Кристофер Эванс в книге «Пейзажи ночи» выдвинул новую теорию сновидений. Он утверждает, что наш мозг «запрограммирован» на выживание. Наподобие компьютера мы имеем базисные программы поведения, для социальных связей и навыков. Но чтобы управлять внутренними потребностями (гневом, тревогой, радостью), необходимы специальные навыки.

Многие люди не вступают в контакт с окружающими из-за проблем с общением. Доктор Эванс предположил, что сновидения являются инструментом, с помощью которого можно отрабатывать и корректировать программы выживания. Без программирования, происходящего во сне, мы не могли бы совершенствовать свой опыт в области поведения. Конечно же, и значения снов рассматриваются им в свете такой теории.

А. Джонсон и В. Лорди (книга «Ключ к сновидениям») считают, что во сне мы видим то, чего никогда не могли бы представить наяву. Мы оказываемся наедине с отражением наших скрытых желаний, первобытных страхов и тревоги. Нужно принять вселенную снов, как зеркало наших мыслей и всех поворотов судьбы.

Принять сны — значит, принять себя таким, какой ты есть в действительности, лучше узнать себя и других. Делать из сновидений тайну — равносильно попытке спрятаться от самого себя. Конечно, многие откровения болезненны, другие страшат и являются причиной кошмаров. Но отказаться от понимания значения снов — значит, отказаться от подсознательного, а не придавать им значения означает обманывать самого себя.

Споры о том, можно ли создать полноценный словарь сновидений, ведутся и по сей день. В бескрайнем море исторических данных, различных теорий и практик каждый волен выбирать сам, во что и кому верить. В любом случае, разбирая свои сны (самостоятельно или с чьей-то помощью), человек идёт навстречу самопознанию, подбирает ключи к собственной душе.

Теги: сонники, сны, предсказания, толкование, психоанализ

В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Никифор Крылов. Спящий мальчик

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю через сновидения. И всегда это события чрезвычайной важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это скорее свойственно ветхозаветному времени.

Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную, очень опасно доверять сновидениям.

Священник Петр Гурьянов:

– Святые отцы говорили так: «Не отвергать и не принимать!» Проснулся, умылся, пошел на работу и не обращай особого внимания на сон. А вот те, кто слишком увлекается снами, находятся в большой опасности, потому что через сны человеком может начать руководить диавол, если видит, что у этого человека есть какое-то пристрастие. Диавол начнет показывать определенные образы, а результатом может стать духовная смерть. Поэтому верить снам – очень опасное дело.

Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить человеку суть.

НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ!!!

Священник Димитрий Шишкин:

– Святые отцы говорят, что сон – явление сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и богооткровенным, и следствием естественной работы ума и сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые, как мы помним, стремятся принять «вид ангела светла», то есть стараются прельстить человека той или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует свои реакции во сне, чем наяву.

Если сон навязчиво «стоит перед глазами», надо мгновенно переключить внимание с него на молитву

Так что обычному человеку, не искушенному и не «отточенному» аскетической и трезвенной духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем более значение своих сновидений. Поэтому многие святые отцы советуют снам никакого значения не придавать, не разбираться в них, не «копаться». А если по пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво «стоит перед глазами», то надо мгновенно переключить внимание с него на пусть даже короткую, но внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как правило, уже через несколько минут этот сон или забывается полностью, или оставляет слабый и незначительный след в душе.

Вообще как в отношении «духовных видений», так и в отношении «духовных снов» актуальна известная монашеская формула: «не принимай и не отвергай». И даже если сон действительно был по внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное благоразумие. А если действительно Господь желает через сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как правило, повторяется, и Господь находит возможность удостоверить человека в истинности этого сонного видения. Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать сдержанное и осторожное отношение к снам.

Не стоит забывать простую истину: мы не библейские персонажи, не праведники

Священник Михаил Гапоненко:

– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов могут быть различные причины. К снам, которые не напоминают нам о покаянии и грядущем Страшном суде, нужно относиться очень настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил такое откровение, после пробуждения, как правило, не остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон или нет? Все предельно очевидно и ясно.

Священник Святослав Шевченко:

– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории – сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель – уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны в большинстве случаев людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.

Священник Георгий Мерзликин:

Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов

– Есть исполненный святоотеческой мудрости монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи лишь «ослабу души и телу» и не придавайте сновидениям никакого мистического значения, ведь сны подчас – это просто сны.

Священник Павел Коньков:

– Сновидениям в современном обществе придается слишком большое значение. Многие люди думают, что сны – это отголосок если не высшего «промысла», то хотя бы интуиции или подсознания. Часто приходится слышать, что после того или иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в качестве подтверждения приводят в пример библейские повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых. Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину: мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и то очень редко) указывал Свою волю через Своих же посланников. А мы разве являемся Его посланниками, пророками или апостолами?!

Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел. В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять проигнорировал это. И только после третьего явления, когда ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и прочитал Символ веры, – только после этого монах пошел исполнять то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!

Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!

Можно ли верить снам?

18 февраля 2019

Всегда ли толкование снов вредно? А как быть со снами в Библии? Как понять, какой сон от Бога, а какой нет? Что делать, если приснился кошмар? Как победить страх засыпания? На наши вопросы ответил протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа.

Что происходит во сне?

Святые отцы говорят о снах категорично: верить им нельзя. Причём это мнение высказывается зачастую жёстко и строго. Самое мягкое отношение к сновидениям можно выразить поговоркой «куда ночь, туда и сон». Святоотеческий опыт призывает не увлекаться толкованием снов, не ковыряться в тонкостях жизни нашего подсознания.

Нормальные физиологичные сны в большинстве своём обычно забываются. Человек проснулся, какое-то время ещё что-то помнит, но потом дневные заботы заполняют собой сознание, в итоге ему сложно вспомнить, что именно снилось. Сны делятся на фазы: есть быстрая, есть медленная, они сменяют друг друга в течение ночи. Если разбудить нас в быстрой, мы будем хорошо помнить свой сон, в медленной фазе человеку вообще сложно проснуться, равно как и вспомнить снившееся.

Учёные говорят, что наш мозг — это настолько сложная машина, что им до сих пор мало что о ней известно. Это вселенная в черепной коробке. Там около ста миллиардов нервных клеток — нейронов, у каждой свои синапсы, это сложнейшая структура высочайшего уровня. Само анатомическое строение мозга предполагает, что сны — это явление очень сложное, и разложить по полочкам деятельность подсознания во время сна вряд ли получится. Удивительно, что во время сна, когда мы выглядим абсолютно расслабленными, наш мозг совершает сложнейшую деятельность — возможно, более сложную, чем когда мы бодрствуем. У дельфинов вообще полушария мозга отдыхают поочерёдно. Деятельность человеческого мозга очень интересна, что даёт повод восхититься великой мудростью нашего Создателя.

От кого сон?

Сны можно разделить на три группы: от Бога, от плоти и от дьявола.

Примеров снов от Бога много в Библии. Из Ветхого Завета можем вспомнить сны Иосифа. Его сновидения вызывали сначала восхищение, а потом зависть, в результате чего он попал в Египет и многое пережил. Многие помнят сны, которые Иосиф толковал фараону — про тучных коров и колосья, они пророчески рассказывали о предстоящих годах изобилия и голода. Памятны сны, которые толковал Даниил. Царь Навуходоносор не мог вспомнить сон и обратился к колдунам, мудрецам и толкователям. Те не смогли помочь ему, и только Даниил, благодаря чудесному Божьему откровению, не только рассказал, о чём был сон, но и истолковал его значение.

Из Нового Завета прежде всего вспоминаются сны Иосифа Обручника, о которых можно прочесть в Евангелии от Луки. Это явление архангела Гавриила, предупреждающего о том, что нужно бежать в Египет, а после — возвращаться оттуда; предсказание о рождении Спасителя. Эти сны имели колоссальное значение в контексте Евангельской истории, поскольку касались явления в мир Мессии, воплотившегося Бога.

Все упомянутые сны имеют какой-то элемент Божественного промысла. Нет никаких сомнений в их достоверности, в том, что они от Бога, в их целесообразности: действительно, благодаря явлению архангела Гавриила был спасён Богомладенец Христос. Что может быть важнее? Сны от Бога — это сны праведников, Писание не рассказывает о пророческих снах людей, которые не были бы избранниками Божьими. Кому попало архангел во сне не явится, как не доверили бы человеку недостойному тайну спасения жизни новорождённого Спасителя. Иосиф Обручник — высокий образец святости и благочестия, недаром Господь доверил ему самое дорогое. Из этого можно сделать вывод: если вам снятся какие-то «пророческие» сны, задумайтесь, от кого они на самом деле.

Сны от плоти связаны с нашей физиологией, переживаниями в течение дня. Подсознание связано с эмоциями, впечатлениями. Всё, что волнует, каждое эмоциональное потрясения, все психотравмирующие факторы могут отражаться в снах. Например, известно множество случаев, когда на протяжении многих лет бывшим солдатам снится война. Отражается в сновидениях не только плохое: например, люди, занятые творческим или научным трудом, во сне продолжают творить. У них продолжается обработка информации, поиск идей.

Бывают сны, связанные с нашими телесными проявлениями: физическим самочувствием или межполовыми отношениями. В период пубертата все эти моменты очень ярко проявляются. Нужно заметить, что такого рода сны часто случаются не без участия тёмных сил.

Сны от дьявола — это кошмары, ужасы, плотские развратные сны, всевозможные «пророчества». Из аскетической практики известно, что часто они приходят в ранние утренние часы или когда человек проснулся, а потом решил ещё поспать. Что касается так называемых пророческих или вещих снов, то с ними нужно быть очень осторожными. Люди часто ориентируются на какие-то сонники, толкования, переживают, волнуются, начинают бегать по бабкам, дедкам и экстрасенсам, в гороскопах рыться, в итоге доходит до безумия или слабоумия. Когда в жизни человека нет Бога, это место наполняется каким-то суррогатом. Можно зайти в такие дебри, откуда без посторонней помощи не выбраться. В качестве примера приведу недавно прочитанную историю.

Одному монаху в течение жизни снились сны, которые всегда сбывались. В итоге у него выработалось настолько устойчивое доверие к ним, что даже доли сомнения в их достоверности не возникало. Однажды ему приснился Страшный Суд, на котором Господь принимает в Свои объятия иудеев со словами: «Приидите ко Мне, благословенные!», — а христиан отправляет по левую сторону и говорит: «Отойдите от Меня, проклятые!» Это сон настолько впечатлил несчастного, что тот снял с себя мантию, параман, ушёл из монастыря и принял иудаизм. Произошло крушение веры, а всё потому, что силы зла прикармливали его «вещими» снами в течение десятилетий, пользовались его неопытностью в отношении бесовских козней и в итоге сбили с пути. Примеров таких искушений множество. Все они — ответ на вопрос, почему нельзя верить снам: потому что могут произойти тяжёлые последствия. У одних начинаются суеверные страхи, другие впадают в прелесть, третьи от Бога отворачиваются, и так далее.

Если приснилось что-то тяжёлое или страшное, первое, что может сделать христианин — встать, выпить крещенской воды, после чего в ближайшее время пойти на исповедь и причаститься. До того нужно обязательно помолиться. Ещё важный момент: надо постараться не транслировать дальше все приснившиеся неприятные вещи. Не нужно никому ничего рассказывать, потому что таким образом демоны могут через нас влиять на других людей: смущать, передавать какую-то ненужную информацию. Нужно закрыть этот канал, и тогда на вас просто не будут тратить время и злые силы, пойдут искать другого.

Почему некоторые люди боятся спать?

Бывает, люди боятся спать: их страшит потеря контроля над реальностью или неотвратимость сна, которая напоминает им о неизбежности смерти. Это проявление маловерия. Человек, который пытается контролировать всё в своей жизни, явно испытывает проблемы с принятием воли Божьей. Чем заканчивается вечернее молитвенное правило? — молитвой, которая говорит о промысле Божьем о каждом из нас: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой; Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь».

Тех, кто боится сна как прообраза неизбежной смерти, можно понять. Думаю, корни многих наших переживаний уходят очень глубоко. Мы ведь были созданы бессмертными, вот и страшит всё, что так или иначе напоминает о смерти. Или, например, женщины стремятся к красоте, уюту в доме, созданию комфортного пространства. Откуда это? Наши прародители жили в раю, там было хорошо и комфортно. Думаю, то ощущение покоя, безопасности, состояния «абсолютного дома» мы пытаемся таким образом воспроизвести в нашей повседневной жизни. Наверное, потому Христос и дал нам Причастие, чтобы мы ощущали Царствие Небесное внутри, обретали внутренний покой, состояние чистоты, святости.

Мирное состояние духа — это состояние Царствия Божия, а беспокойство, зыбкость нашего существования порождает страх смерти. Каждый день приближает нас к ней, она неизбежна, а что ждёт за этим порогом — неизвестно. Человек порой не может даже выразить того, что его беспокоит. То, что ждёт нас после, — это тайна, которую даже апостол Павел не смог описать — мы знаем только, что он «слышал неизреченные глаголы». Что тут скажешь? — «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Мы упираемся в собственную ограниченность — последствие нашего греховного повреждения.

Тайна жизни человеческого мозга и жизни как таковой всегда будет манить людей. Сны — область загадочная, неудивительно, что она интересна человеку, но будем относиться к ней с осторожностью. В остальном — постараемся иметь душу мужественную, чистую, целомудренную. Наше спасение — в уповании на милость Божию, Его распростёртые руки на Кресте — это знак того, что Он любит нас. Будем помнить в первую очередь об этом, а не о том, что приснилось ночью.

Записала Екатерина Щербакова

Сны в Библии

Иов 33:14-18:

«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом».

Порой их сны бывали очень необычными, например — лестница от земли до неба. Такие сновидения были пророческими и имели отношение к будущему. Так, небесная лестница, приснившаяся святому Иакову, прообразовала Пресвятую Богородицу, соединившую Небо и землю (Быт. 28:12-17).

Праведный Иосиф видел сны о своём личном будущем. Они были наполнены странными образами (поклоняющиеся снопы, солнце и звёзды), которые необходимо было растолковать (Быт. 37).

В рассказе об Иосифе не только ему снились такие сны. Даже не праведные и не святые люди, например, египетский фараон, а также его слуги — виночерпий и хлебодар, — видели сны, которые имели отношение к будущему (Быт. 40:5-23). Господь наделил Иосифа даром истолковывать самые странные сны. Например, фараону приснились семь тощих коров и колосья, которые умеют есть. Они предвещали семь лет голода в Египте (Быт. 41).

Похожие пророческие сны-предупреждения видели мадиамские воины, решившие захватить Израиль (Суд. 7:13-14). А вавилонский царь Навуходоносор держал при своём дворе специальных мудрецов-толкователей снов. Впрочем, он им не сильно доверял, так что под конец потребовал от них не только истолковать сон, но и рассказать, что ему снилось, для того чтобы проверить, правду ли они говорят. Царь был настолько расстроен тем, что никто не может разгадать его сны, что стал страдать бессонницей и вовсе перестал их видеть. Как оказалось, сны-предсказания не были простым языческим суеверием: святой пророк Даниил подтвердил Навуходоносору, что они действительно были пророческими и рассказал об их значении (Дан. 2 и 4).

При этом Даниил говорит о бесполезности сонников и толкователей. Бог посылает сны, и только Он может открыть их значение: «Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» (Дан. 2:27-28).

Необычные сны-предсказания снятся и самому пророку Даниилу (Дан. 7). В отличие от него, другой библейский пророк — Ездра — не может сам разгадать свои сны, хотя не сомневается в том, что они пророческие. Их значение открывает святому Ездре явившийся Ангел Уриил, которого Церковь относит к числу Архангелов (3 книга Ездры). Ведь способность истолковывать сны — это сверхъестественный дар Божий, такой же, как пророчество или, например, воскрешение мёртвых (Дан. 1:17).

Значит ли это, что любой странный и необычный сон — это пророчество о будущем?

Пророк Иеремия говорит, что нет. В своей книге он рассказывает о многих ложных пророках, которые заблуждались, принимая свои сны за пророчество от Бога. Таким сновидцам он передаёт слова Божиего осуждения:

«Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». <…>
Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?
Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга.
Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал».
Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23:25-32).

Между тем, самому Иеремии Бог является и во сне (Иер. 31:26).

А святой пророк Иоиль говорит о том, что сны-предсказания — это также разновидность пророческого дара, который подаётся лишь тем, кто стяжал Святаго Духа своей праведной жизнью:

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2:28). Эти слова повторяются также в книге Деяний апостольских (Деян. 2:17) — при описании дня Пятидесятницы.

Книга Второзакония объясняет, почему иногда сбываются сны тех, кто не имеет от Бога такого дара:

«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», —
то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;
Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор. 13:1-4).

Тем не менее, встречается в Библии и противоположное отношение к снам — как к простому физиологическому явлению.

Книга Притч Соломоновых говорит, что часто то, каким будет сновидение — приятным или страшным, — зависит от самого человека. Она советует жить по заповедям, хранить здравомыслие и рассудительность во время бодрствования, чтобы видеть только хорошие сны:

«Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, — сон твой приятен будет.
Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;
потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления» (Притч. 3:24-26).

Книга Екклесиаст, также приписываемая царю Соломону, говорит, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5:2). «Во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты» (Еккл. 5:6), — утверждает её автор, скептически заявивший, что вообще всё в мире — суета.

А книга Премудрости Иисуса сына Сирахова и вовсе даёт чисто практические советы из области медицины для того, чтобы видеть хорошие сны: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним» (Сир. 31:22).

Эта книга Библии к сновидениям относится скептически, заявляя: «Сонные грезы окрыляют глупых» (Сир. 34:1).

Согласно ей, причины снов кроются в психике человека, они зависят от мыслей и тревог в прошедший день:

«Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них размышления и страх сердца.
От сидящего на славном престоле и до поверженного на земле и во прахе,
от носящего порфиру и венец и до одетого в рубище, —
у всякого досада и ревность, и смущение, и беспокойство, и страх смерти, и негодование, и распря, и во время успокоения на ложе ночной сон расстраивает ум его.
Мало, почти совсем не имеет он покоя, и потому и во сне он, как днем, на страже:
будучи смущен сердечными своими мечтами, как бежавший с поля брани, во время безопасности своей он пробуждается и не может надивиться, что ничего не было страшного.
Хотя это бывает со всякою плотью, от человека до скота, но у грешников в семь крат более сего» (Сир. 40:2-8), — здесь автор книги заявляет, что в способности видеть сны человек ничем не отличается от животных. Однако, будучи скептиком в отношении снов, он при этом остаётся человеком верующим, и соглашается, что грешникам кошмары всё же не дают покоя больше, чем праведникам.

34 глава книги — настоящая ода скепсису по поводу снов:

«Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям.
Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица.
От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного?
Гадания и приметы и сновидения — суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей.
Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего.
Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34:2-7).

Тем не менее, даже она утверждает, что сны могут быть посланы Всевышним для вразумления.

Об отношении к сновидениям в Древнем Израиле может свидетельствовать значение слова, употреблённого для них на страницах Ветхого Завета. «Halom» означает не только «сновидение», но ещё и «мечта». Действительно, большая часть снов, которые мы видим — не более чем наши фантазии, переплетённые с впечатлениями за день. Что касается Нового Завета, то греческое слово enypnia, употреблённое для сновидений, буквально значит «то, что бывает во время сна» — и не более того. Впрочем, также как и в русском.

Святые о сновидениях:

«Сны наибольшей частью бывают ни что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы» (св. Диадох Фотикийский).

«Более всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения» (прп. Амвросий Оптинский).

«Дурные сны бывают от трёх вещей — от осуждения, от тщеславия и от объядения» (он же).

«Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть» (прп. Макарий Оптинский).

«О снах не просите, чтобы видеть то или другое, от этого может быть душевный вред» (он же).

«Ложась спать, не должно иметь страха, что враг представит тебе что-нибудь дурное во сне. Когда так будешь бояться, всегда что-нибудь с тобой может быть» (прп. Иларион Оптинский).

«В нашем состоянии, ещё не обновлённом благодатью, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

«Сновидение само по себе не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других» (он же).

«Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает она и во сне» (прп. Симеон Новый Богослов).

«Не обращать внимания на сны и не придавать им значения. Сны бывают от лукавого — расстроить человека, опутать мыслями» (св. блж. Матрона Московская).

«Бывает, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сновидения для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения» (прп. Паисий Святогорец).

«Диавол может облечься в любой образ, даже святого, и явиться во сне» (он же).

«Многие сны происходят от тревоги. Когда человек тревожится или устал, то эта тревога или усталость гложет его изнутри и он видит тревожные сны» (он же).

Справку подготовила Мария Цырлина
Источник

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх