Викканские ритуалы

Может быть, вся проблема человеческого существования заключается в особенности, которая встроена в нашу природу как существа мыслящего: мы не в состоянии рассматривать себя иначе как статичную, неизменную сущность, сохраняющую тождественность себе, несмотря на течение времени. Я сегодняшний, – так я думаю о себе, – тождественен Я вчерашнему, и завтра все останется по-прежнему. Такое представление (закрепленное в имени, которое связывает меня с другими людьми и служит им для узнавания и различения меня в хаосе явлений мира) совершенно не соответствует моей подвижной, постоянно меняющейся природе как существа природного – со своей физической и психической составляющей. Я-ребенок и Я-взрослый – два разных человека. Мое тело – это не мое тело: это какой-то вихрь, закружившийся в пространстве помимо моей воли, и существующий в целом помимо моего контроля. Я знаю, что не могу без него, но знаю и то, что он составляет «меня» только в той степени, в какой я сам этого захочу. Я волен дать судьбу своему телу, как оно дает мне возможность действовать в физическом мире. Я знаю, что настанет день, когда тот вихрь, который вышел из чрева моей матери, чтобы существовать независимо от нее, уляжется, и элементы моего тела послужат материалом для других вихрей – органической и неорганической жизни. Стазис и кинезис, пребывание и движение – две тайны, от которых мы не свободны, которым мы вынуждены подчиняться. Дух, нечто третье, парящее над нашим душевно-телесным бытием – «всего лишь» гармония пребывания и движения; как всякая гармония, и эта абсолютно субъективна, но вместе с тем обладает чертами, которые позволяют нам выйти к Истине «мира как он есть на самом деле» (что бы ни значил этот закавыченный оборот). Тайна движения-пребывания постигается каждым в ходе собственной жизни. Обряды бытия, которые каждый из нас должен исполнить, превращаются людьми в обряды социальные – религиозные, магические или светские – которые призваны сформировать нашу судьбу, нашу индивидуальную историю в контексте «большого» человеческого тела – внутри рода, семьи, общины, народа, государства, человечества. Современная секулярная культура, отказавшаяся от сложного символического мира культур традиционных, еще сохраняет множество обрядов перехода: наши дни рождения, выпускные, свадьбы, похороны и даже пятничные безумства – средство оседлать поток времени некоей регулярностью, средство убедить себя, что я продолжаю быть собой, несмотря на разрушительные волны вселенной, то и дело скрывающие меня с головой. В конечном счете, эти обряды – одежда времени – скрывают и подчеркивают тот факт, что за самим временем лежит вечность, где противоположность покоя-движения будет снята. Отсюда представления о времени, когда «времени больше не будет», мистическом Дне Седьмом или Стране Вечного Лета.

В викке и современном язычестве обряды перехода занимают даже более важное место, чем в современной светской культуре (где они остаются практически единственным прибежищем ритуала). Я говорю не о сезонных праздниках, которые, впрочем, тоже можно рассматривать как обряды перехода, а о ритуалах, принадлежащих индивидуальной истории. Основные обряды этого класса отмечают рождение («викканинг», имянаречение, «пейганинг», посвящение детей и т.д.), взросление (зрелость), инициации любого рода, брак («хэндфастинг», связывание рук), старение и уход из физического мира. Индивидуальная история у каждого своя; профессиональная деятельность или увлечение может сформировать ее так, что совершенно другие события станут важными для человека и покажутся достойными обрядового оформления. Я буду говорить о наиболее распространенном способе деления человеческой жизни, о наиболее распространенных «вызовах», встречающихся каждому из нас, и о том, как эти «вызовы» предлагает рассматривать викканский ритуал.

Викканинг и имянаречение

Это ритуал, впервые приобщающий новорожденного человека к ценностям и смыслам, которыми живут люди, вокруг него. Нередко он совершается в первый год жизни ребенка, но все зависит от обстоятельств. Викканинг чаще всего рассматривается как акт представления ребенка Богам и единоверцам родителями (или теми, кто берет на себя их роль) с просьбой о защите, заботе и внимании к своему сыну/дочери. Викканинг не тождественен крещению или подобным ритуалам инициации в религию: ребенок не считается викканином (викканкой) в силу этого обряда. Во всех ритуалах викканинга, которые мне доводилось читать (равно как в единственном викканинге, который я видел собственными глазами), отсутствует обычная в обрядах, проводимых над детьми по всему свету тема отпугивания или изгнания злых сил, могущих навредить ребенку. Викканинг, таким образом, не является в собственном смысле защитным ритуалом: его главная роль – запустить связь между сообществом и новым человеком. Викканинг иногда предполагает наличие «поручителей» за ребенка перед Богами, отличных от родителей. Как правило, это родственники или люди, которым предстоит сыграть в воспитании ребенка существенную роль. Наречение имени (светского или духовного) на этом этапе тоже по- могает создать узы с общиной, которые, возможно, дадут о себе знать впоследствии. Так или иначе, церемония викканинга ни к чему не обязывает тех, над кем она совершается, и не означает, что для них уже выбран духовный путь. Как все викканские ритуалы, викканинг совершается в магическом круге. Как правило, ребенок посвящается через какой-нибудь символический жест: его поднимают на руках, «представляя» Богам, символически проводят через стихии или помазуют какой-либо освященной субстанцией, обозначающей природу мира, в который он входит – это может быть глина, разведенная в воде, морская вода, масло, и т.д.

Обряды взросления

В обрядах полового созревания становятся выраженными различия между женскими и мужскими таинствами. Первые гораздо более разработаны в викке; это способствует укреплению стереотипа о том, что викка – «женская» религия. Метаморфозы, происходящие в теле женщины, поэтически отождествляемые с лунным циклом – общая тема многих обрядов перехода, известных в древних и новых языческих религиях. Феминистское ведовство уделяет большое значение первой менструации девочек; в некоторых группах начало менструации (менархия) рассматривается как посвящение в религию Богини. Обряды взросления редко проводятся у мальчиков, что многое говорит о нашей постпатриархальной культуре, в которой мужчины, несмотря на свои незаслуженные привилегии, по сей день стыдятся себя из-за несоответствия тем нелепым стандартам, которые к ним применяет общество, и которым соответствовать может разве что Индра, Марс или герой блокбастера. Хотя некоторые языческие группы пытаются найти дорогу назад к мужским мистериям (хороший пример тому – книга «Сыновья Богини» Кристофера Пензака), это по-прежнему – часть возможного будущего нашей религии. Если женская солидарность с конца XIX века позволяет многим эффективно противостоять нивелирующему влиянию массовой культуры и опрессивной морали, почему то же самое невозможно для мужчин?

Основной смысл обрядов взросления – дать человеку представление о его новой, теперь уже значительно более активной роли в мире людей и мире природы, и поддержать его на фантастически трудном и трагически судьбоносном отрезке жизни. В современном обществе, зачастую требующем длительной подготовки от человека, который решится стать его активным членом, этот отрезок может психологически растянуться на неопределенно долгий срок, но биология ставит перед нами жесткие пределы: в 13-16 лет формируется репродуктивная способность, к 25 заканчивается формирование организма, а ближе к 30 в целом оформляется психологический склад индивида. Чаще всего эти же возрастные рубежи оказываются связаны с социальной деятельностью человека – хотя здесь, конечно, множество самых разных вариантов.

Половое созревание – традиционное время для моральной индоктринации. Как известно, в викке отсутствует кодекс предписаний и табу, регулирующий жизнь; предполагается, что, руководствуясь Викканским Советом, каждый здравомыслящий человек сможет сам найти для себя субъективно правильный путь (об «объективно правильном» пути виккане предпочитают не распространяться). Такое отсутствие правил одновременно сила и слабость нашей религии. Сила – потому что это избавляет нас от косности моральных догматов, якобы освященных высшей силой, которые гораздо чаще мешают развитию человека и человечества, чем способствуют ему. Слабость – потому что большинство людей явно испытывает необходимость именно в подробной этической инструкции по пользованию жизнью. В результате, с одной стороны, наша религия навсегда обречена оставаться уделом тех, для кого такая инструкция – не самое важное. С другой – виккане зачастую просто «плывут по течению» той морали (зачастую, тех предрассудков и заблуждений), которую дает им светское общество. Необходимость жить и добиваться успеха во «внешнем» мире вынуждает многих отказываться от духовного прочтения собственной жизни, от этического, осмысленного поведения. Понятно, что тем, кто имеет освященный веками и высшим божественным авторитетом свод правил, противостоять натиску повседневности, житейской или светской морали гораздо легче.

Обряды полового созревания – это посвящение в таинство жизни, которые считается в викке одним из главных – в таинство секса. В основе языческих космогоний всегда лежит секс: мир зачинается и порождается, а не творится, не изготовляется. Бог и Богиня – это прежде всего любовники, и уже вследствие этого родители. Артикулированная сексуальная мораль в викке отсутствует, как и всякая другая, однако опыт показывает, что виккане в целом далеки от либертинизма в вопросах секса. Сдерживающим фактором для многих служит представление о сексе как о чрезвычайно могущественной трансформационной магии, которой нельзя пользоваться безответственно, а профанировать которую – отвратительно. Слово «ответственность» появляется в рассуждениях викканских авторов о сексе чаще, чем само слово «секс». Пробуждение сексуального инстинкта тесно связано с потребностью человека сформировать вокруг себя «психологическую утробу» – круг людей, который послужит ему домом и источником ресурсов в жизненной борьбе.

Семья, которую многие виккане трактуют расширительно, как круг друзей и даже всех единоверцев, – вполне естественное место для проведения обрядов взросления.

Инициация

Инициация является единственным обрядом, который однозначно маркирует принадлежность человека к викканской/языческой религии. Однако цель инициации – не просто отметить уже совершившийся переход, но вызвать внутреннюю трансформацию. Обряды инициации, степени и само содержание магического, религиозного, духовного и этического материала, который преподается неофиту в ходе подготовки к инициации, в ходе самой инициации или после нее, сильно разнятся, в разных традициях викки/ведовства/язычества. Чаще всего встречаются либо три степени посвящения (наследие Британской традиционной викки), либо «просто инициация» (в таком случае, чаще всего неофит не столько посвящается в традицию, сколько допускается к полноправному членству в ковене). Существует представление о минимальном сроке обучения перед инициацией – это знаменитые «год и один день». Иногда встречается предварительная степень «дедиканта» – неофита, готовящегося к инициации.

О трех степенях посвящения написано очень много. Обычно считается, что первая степень (Жрец/Жрица) дает базовые знания и умения, относящиеся к религии викка (знакомство с элементами, владение определенными видами практической магии, предсказания, начальный тренинг психических способностей). Первая степень – это степень работы над своим эго. В результате инициации эго укрепляется и посвященный(ая) получает дополнительные возможности для управления своей жизнью. Вторая степень (Верховная Жрица/Жрец) работает с архетипами Богов и с теневыми сторонами собственной психики. Это поиск уже не мирского благополучия, а мудрости и Самости – поиск всегда трудный, чаще всего – мучительный, иногда – мучительный непереносимо. Вторая степень не столько приводит к некоему результату (результат как раз отмечает Третья), сколько служит началом Великого Делания, которое может продлиться всю жизнь (или даже не одну жизнь). На этом этапе, как правило, посвященный получает право стать лидером группы. Третья ступень (в отличие от первых двух) дается не после обучения по определенной программе; это почетная степень, которая дается в ознаменование признания заслуг Жреца/Жрицы в Ремесле. Несмотря на эти ранговые различия, даже Британская традиционная викка является религией «всеобщего священства»: не существует «лицензированного» посредника между Богами и кругом виккан, а претендующий на статус лидера должен выдерживать очень строгий контроль со стороны тех, кого он ведет. Чаще всего лидер викканской 19 группы – первый среди равных, и его статус напрямую зависит от того, насколько остальные члены ему доверяют.

В России, где викканские группы редки, а большие викканские традиции практически не представлены, распространенным выходом из положения для многих становится самопосвящение. Это освященная временем викканская практика, которую ни в коем случае нельзя считать «ниже» посвящения в группе. Инициация происходит не на физическом уровне; токи бытия, в которые погружается человек при инициации, зачастую могут действовать вообще без помощи обряда (хотя обряд для того и нужен, чтобы «пригласить» эти токи и сделать их «зримыми» для человека). Однако, чего-то самопосвящение просто не в состоянии дать неофиту. С одной стороны, это руководство его попытками, его путем проб и ошибок со стороны опытных людей, которые уже прошли приблизительно тем же путем. В магической работе это особенно важно, потому что ошибки или потеря благоразумия в этой сфере могут привести к неприятным, а иногда – катастрофическим последствиям, самые распространенные из которых – неврозы, деформации характера и возрастание общего «деструктивного фона» личности. Самопосвящение во многом можно сравнить с попытками ребенка «воспитать» себя самому. Для многих это единственный шанс вообще получить хоть какое-то воспитание.

Инициация – это судьбоносный шаг, сколь бы простой и даже глупой ни казалась сторонним наблюдателям и самим участникам инициационная церемония. Конечно, и инициация может оказаться неудачной (как всякий обряд, как всякое человеческое действие). Но судить об этом, как правило, не следует слишком скоро. Много лет назад, случайно прочитав Каннингема, даже не очень увлекшись виккой, и считая ее чем-то довольно примитивным, я почему-то самопосвятился Богу и Богине. Спустя годы, пройдя через духовные поиски, неверие, отчаяние в бытии и в себе, я стал викканином. Стал, сам не понимая как, вдруг, случайно обнаружив, что любовь Богини и Бога – основа моей жизни и верное прибежище, в котором утверждается моя личность и где ждет меня мое истинное Я. Обряд самопосвящения на чердаке деревенского дома в заволжских лесах определил мою судьбу на годы вперед!

Хэндфастинг – Связывание Рук

Связывание рук – обряд заключения перед Богами и общиной союза двух или более людей, которых соединяет любовь. Предполагается, что эта любовь имеет сексуальную составляющую, но, поскольку сексуальная жизнь в викке регламентирована слабо, ее организация внутри этого союза целиком отдается на откуп тем, кто в него вступает. Я говорю «двух или более людей», но, конечно, чаще всего речь идет о паре. Большинство викканских традиций с 1970-х гг. в целом считают нормой гомосексуальные и бисексуальные отношения, и хэндфастинги однополых пар проводятся уже довольно давно. Викка, позиционирующая себя как «религия природы» в целом стремится уважаеть разнообразие, встречающееся в природе, включая разнообразие гендерных идентично- стей и сексуальных предпочтений.

Союз заключается на срок «покуда пребудет любовь», или на год и один день. Важно, что обязательства, которые чаще всего дают друг другу «связываемые», как правило, не имеют характера кровавых клятв на вечный срок. Однако хэндфастинг рассматривается викканами как весьма серьезный шаг: подтверждение тому я вижу в том, как неохотно российские виккане принимают решение пройти его. Как и все викканские ритуалы, хэндфастинг может проходить по разному в зависимости от традиций и предпочтений связуемых. Два элемента обряда являются традиционными: собственно перевязывание рук (как правило шелковой лентой, связкой лент или веревкой) и прыжки через метлу. И то и другое – элементы сельской культуры Британии, как и сам термин, обозначающий викканское бракосочетание.

Хэндпартинг – Церемония развода

Развод в викке не имеет того трагического значения, который он приобретает в большинстве религий и в современной светской культуре. Единственный хэндпартинг, которому я был свидетелем, проводился в лесу на Бельтайн, вокруг большого костра, в веселом, шумном и не очень трезвом собрании. Его вполне можно было принять за бракосочетание. Поскольку хэндфастинг имеет силу «покуда пребудет любовь», полюбовное (!) обоюдное решение о том, что любовь больше «не пребывает», является достаточным основанием, чтобы считать союз недействительным. Впрочем, поскольку хэндфастинг – магический обряд, проводящийся в круге, и как таковой может оказывать глубинное влияние на человека, ему противопоставляется хэндпартинг как средство разрешить магическую связь между людьми и обеспечить им мирное расставание. Как правило, на хэндпартинг руки пары снова связываются, но лишь затем, чтобы перевязь была ритуально разрезана.

Понятно, что мирное расставание и безболезненное «угасание любви» – родственники идеального газа. В реальности распадение семей, пар и союзов – болезненные, часто катастрофические события. Ритуал хэндпартинга следует выстраивать с учетом обстоятельств. Иногда (в случае отказа партнера от прекращения союза, если это сопровождается агрессией и деструктивным по- ведением с его/ее стороны) вместо хэндпартинга уместнее провести односторонний обряд «отрезания» партнера, который(ая) больше не проявляя любви на деле, тем не менее не желает расторжения союза любви. Впрочем, это чрезвычайная мера, уместная в исключительных случаях и требующая чуткого духовного руководства.

Обряды созревания

По-английски эти обряды называются Eldering – «Становление Старейшиной» или – для женщин – Croning – «Становление Старухой». Cлову Crone современные язычники пытаются придать оттенок почтения: это обозначение Третьей ипостаси Богини – Богини Убывающей (иногда – Темной) Луны. Одно из самых отвратительных явлений нашей нынешней культуры – игнорирование старости (хотя современная цивилизация, значительно увеличив продолжительность жизни, создала для пожилых людей более комфортные условия, чем когда-либо в истории). Старость вытесняется из массового сознания, а вытеснение – источник психических расстройств. Тот факт, что кризис среднего возраста и депрессии, связанные с восприятием невозвратимого времени становятся «чумой XXI века», многим обязан нашей жажде вечной молодости. Сравнительно недавно начались попытки язычества освятить опыт старения, точнее – опыт созревания (потому что духовная зрелость зачастую начинается там, где уже проходит сильная зрелость тела).

Викка и язычество – очень молодые религии. В России виккане, родившиеся в 1970-е гг. – уже редкость. За рубежом общины только недавно стали выделять в своем составе Старейшин – людей, чьему упорству, интересу и духовной силе они обязаны своим нынешним относительно благополучным и плодотворным существованием. В своих Старейшинах западные язычники видят друзей и советников; геронтократический авторитаризм чужд викканским и языческим общинам, однако часто житейский опыт и способности приводят там Старейшин на места активного лидерства. Но главным образом Старейшины почитаются как хранители Памяти – памяти о начале языческого движения, о том, «как это делалось в былые годы». Полезно помнить, что книги, из которых мы узнаем о викке, в большинстве своем были написаны людьми старше 50 лет.

О том, как проводятся обряды созревания, мне ничего неизвестно. Говорят, они строятся по той же схеме, что и викканинг: Старейшину снова приветствует община, в которой он занимает место на сей раз уже не опекаемого «новичка», а признанного законодателя и мудреца, к помощи и покровительству которого перед людьми и Богами единоверцы будут прибегать в трудный час, чья жизнь высоко ценится ими как корень, которым за землю держатся они сами.

Переход за Черту

Обряды смерти составляют цикл «Перехода за Черту» (Crossing Over): отчасти, подготовка к смерти – обязанность самого викканина (если, конечно, он знает о ее приближении). Интересные советы по поводу такой подготовки можно почерпнуть в переведенной на русский «Кельтской книге мертвых». В современных условиях виккане имеют мало шансов быть похороненными по собственному желанию: можно быть уверенным, что, если в семье викканина есть люди, активно практикующую одну из религий, допущенных государством в разряд «традиционных», он/она будут погребены с тем или иным объемом чуждых для него/ нее религиозных ритуалов. В известной степени, нет ничего страшного в том, чтобы последовать желанию родственников; в виду Великой Инициации различия между разными системами жестов и предрассудков, в которых люди запечатлевают свои любовь, отчаяние и надежду перед лицом Неведомого, вряд ли покажутся существенными. Воля умирающего – закон с юридической точки зрения только если она записана в завещании, составленном со всеми формальностями; желающим викканских похорон лучше позаботиться об этом загодя.

В викке не существует предпочтений по поводу вида погребения. Кремация может оказаться средством фрондировать господствующие религии, в которых практикуется обязательная ингумация. Но кремация – ничуть не «более языческий» способ распрощаться с телом, которое ушедшему человеку более не понадобится.

Глава 2. Божества

Любая религия основана на поклонении божеству, и Викка — не исключение. Она признает существование высшей божественной силы, непостижимой и безграничной, из которой возникла Вселенная.

Понимание этой непостижимой силы в современной Викке практически утеряно, поскольку с ней очень сложно войти в непосредственный контакт. Однако виккане связаны с этой силой посредством своих божеств. В соответствии с принципами природы, высшая сила персонифицирована в виде двух главных существ — Богини и Бога.

Каждое божество, которому поклонялись или поклоняются на этой планете, присутствует в архетипических Боге и Богине. Все сложные пантеоны божеств, возникшие в различных уголках нашего мира, — всего лишь различные аспекты этих двух великих сущностей. Каждая богиня обитает в концепции Богини, каждый бог — в концепции Бога.

Викка почитает Богиню и Бога, поскольку она связана с природой. Божества, олицетворяющие природу, представляются как мужская и женская энергии, подобно тому, как в природе значительная часть живых существ разделена на два пола. В прошлом, когда Богиня и Бог были так же реальны, как Луна и Солнце, церемонии поклонения были просто спонтанным, радостным единением с Божественным. Они не привязывались к календарю. Позднее ритуалы стали соответствовать передвижению Солнца по небосводу в течение астрономического года (то есть временам года), а также ежемесячному росту и убыванию Луны.

Сегодня в Викке существуют аналогичные церемонии, а их регулярное проведение рождает настоящую магическую близость с божествами и силами, которым они посвящены.

К счастью, нам не нужно дожидаться проведения ритуала, чтобы вспомнить о присутствии богов. Вид прекрасного цветка на поле может пробудить такие же сильные чувства, как проведение самой впечатляющей церемонии. Жизнь в близости с природой превращает каждую секунду в ритуал. Виккане легко общаются с животными, растениями и деревьями. Они ощущают энергии камней и песка, заставляют ископаемые останки рассказывать о древних эпохах. Для некоторых виккан ежедневное созерцание восхода или заката Солнца или Луны само по себе становится ритуалом, поскольку эти светила являются небесными символами Бога и Богини.

Так как виккане видят в природе воплощение божества, многие из нас участвуют в экологическом движении, пытаясь спасти Землю от полного уничтожения самими же людьми. Богиня и Бог существуют сейчас, как они существовали всегда, и, почитая их, мы почитаем и спасаем нашу драгоценную планету.

В Викке считается, что божества появились тогда, когда наши духовные предки признали их существование. До этого существовали лишь энергии, стоящие за божествами. Эти энергии создали нас. Первые верующие наделили их образами Богини и Бога. Они персонифицировали эти энергии, пытаясь лучше понять их.

Древние боги не умерли, когда христианство вытеснило древние языческие религии в Европе. Большинство церемоний были забыты, но не исчезла их сила. Викка живет и здравствует, и божества откликаются на наши призывы и воззвания.

Многие виккане представляют Богиню и Бога в образе известных божеств древних религий. Диана, Пан, Исида, Гермес, Хина, Таммуз, Геката, Иштар, Керридуэн, Тот, Тара, Арадия, Артемида, Пеле, Аполлон, Каналоа, Бригитта, Гелиос, Бран, Луг, Гера, Кибела, Инанна, Мауи, Эа, Афина, Лоно, Мардук — этот список можно продолжать практически бесконечно. Одни виккане ассоциируют эти имена и образы с Богиней и Богом, чувствуя, что не могут поклоняться безымянным божествам. Другие в отсутствии имен и «костюмов» для богов видят желанную свободу от ограничений.

Как говорилось ранее, Викка, представленная в данной книге, является «новой», хотя она и основана на ритуалах и мифах, корни которых уходят в те древнейшие религиозные представления, которые природа рождала у наших предков. В этих ритуалах я пользуюсь словами «Бог» и «Богиня», а не конкретными именами типа Диана или Пан. Тот, кто чувствует особую связь с какими-то конкретными божествами, может легко видоизменить ритуалы, приведенные в разделе 3: Книга Теней Стоящих камней.

Возможно, вы никогда не изучали политеистические религии и не имеете связи с божествами других религий, кроме той, в которой выросли. В таком случае постарайтесь для начала принять (хотя бы на минутку) такую предпосылку: божество двуедино и представлено Богиней и Богом.

Им было дано столько имен, что в конечном счете проще оказалось называть их Безымянными. Они выглядят в точности такими, какими мы хотим видеть их, потому что они — это все божества, которые когда-либо существовали. Богиня и Бог всемогущи — они являются творцами проявленного и непроявленного миров. Мы можем общаться с ними, потому что частица нас живет в них, а они присутствуют внутри нас.

Богиня и Бог равны; ни один из них не стоит выше другого и не заслуживает большего почитания. Хотя некоторые виккане ориентируются в своих ритуалах на Богиню и, казалось бы, почти полностью забывают о Боге, это является лишь реакцией на долгий период засилья патриархальной религии, не признававшей существования женского аспекта божества. Однако религия, основанная целиком на женской энергии, негармонична и неестественна, равно как и религия, почитающая лишь мужское начало. Идеальный вариант — это абсолютное равновесие обоих начал. Богиня и Бог равны между собой и дополняют друг друга.

Богиня

Богиня — вселенская мать. Она — источник плодородия, бесконечной мудрости и любящей заботы. В Викке ее представляют в трех ипостасях: Девы, Матери и Старухи, которым соответствуют растущая Луна, полнолуние и убывающая Луна. Она одновременно и невспаханное поле, и обильный урожай, и спящая, скованная морозом земля. Она рождает изобилие. Жизнь — ее дар, но дает она его только вместе с обещанием смерти. Смерть — не тьма и забвение, это отдых от трудов физического существования. Это бытие между перерождениями.

Поскольку Богиня — это природа, вся природа, то она одновременно соблазнительница и Старуха, смерч и свежий весенний дождь, колыбель и могила.

Хотя природа Богини двойственна, Викка почитает ее, прежде всего, как источник плодородия, любви и изобилия, однако признает и ее темную сторону. Мы видим Богиню в Луне, в безмолвном, вечно волнующемся море, в первых распускающихся зеленых побегах. Она — воплощение плодородия и любви.

Богиню знают под именами Королевы Небес, Матери Богов, Божественного Источника, Великой Матери и многими другими.

Викка использует множество символов, чтобы воздать почести Богине, — котел, чашу, лабрис, цветы с пятью лепестками, зеркало, ожерелье, морские раковины, жемчуг, серебро, изумруд и др.

Поскольку Богиня управляет землей, морем и Луной, животные, ассоциирующиеся с нею, многочисленны и разнообразны. Это кролик, медведь, сова, кошка, собака, летучая мышь, гусь, корова, дельфин, лев, лошадь, скорпион, паук и пчела. Все они посвящены Богине.

Богиню изображали в виде охотницы, бегущей в сопровождении своры гончих; небожительницы, шествующей по звездной пыли ночного неба; вечной Матери, вынашивающей ребенка; ткачихи, сплетающей нити наших жизней и смертей; Старухи, бредущей в свете убывающей Луны в поисках слабых и одиноких… Но независимо от того, как мы представляем себе Богиню, она вездесуща, неизменна и вечна.

Бог

Бога почитали издревле. Он не является ни суровым всемогущим божеством христианства и иудаизма, ни просто супругом Богини. Бог и Богиня равны, они — одно целое. Мы видим Бога в солнце, ослепительно сияющем днем у нас над головой, восходящем и заходящем в бесконечном цикле, управляющем нашими жизнями. Без солнца наше существование было бы невозможным, поэтому его почитали как источник жизни. Тепло солнца заставляет прорастать спящие семена и одевает землю в зеленый наряд после зимнего холода и снега.

Бог также заботится о диких животных — отсюда его образ с рогами на голове. В прежние времена охота считалась одним из занятий, которым покровительствовал Бог, а домашние животные находились в ведении Богини.

Владения Бога — это девственные леса, жаркие пустыни и высокие горы. Звезды — далекие солнца — также нередко относят к сфере его покровительства.

Годовой цикл посева, созревания и сбора урожая долгое время ассоциировали с солнцем, поэтому последователи Викки соблюдают некоторые европейские солярные праздники (см. главу 8 «Дни силы»).

Бог — это созревший обильный урожай, пьянящее вино, выжатое из винограда, золотые колосья пшеницы, блестящие яблоки, висящие на голых ветвях в октябрьский день.

Вместе с Богиней Бог благословляет секс и покровительствует ему. Викка не избегает секса и разговоров о нем. Эту часть природы надо воспринимать соответствующим образом. Поскольку секс приносит удовольствие, позволяет нашему сознанию отдохнуть от забот повседневной жизни и обеспечивает продолжение рода, он является священным. Бог дарует нам страсть, тем самым обеспечивая будущее нашего биологического вида.

Издревле Бога почитали как Небесного Отца, а Богиню — как Мать-Землю. Бог неба, дождя и молнии спускался с небес и соединялся с Богиней, изливая свое семя на землю и прославляя ее плодородие.

До сих пор божества Викки ассоциируются с идеей плодородия, однако любой аспект нашей жизни можно связать с Богиней и Богом. Их можно призывать на помощь, сталкиваясь с превратностями существования, и просить привнести радость в нашу зачастую скудную духовную жизнь.

Это не значит, что, столкнувшись с трудностями, мы должны перекладывать их на плечи Богини. Это было бы проявлением малодушия, попыткой избежать препятствий, возникающих на жизненном пути. Однако, будучи викканами, мы можем обратиться к Богине и Богу, чтобы они даровали нам ясность ума и силы в борьбе со сложностями. Прекрасным средством для этого является магия. Настроившись на Богиню и Бога, виккане проводят магическую церемонию, во время которой просят их содействия.

Кроме того, Богиня и Бог могут помочь нам изменить нашу жизнь. Поскольку эти божества являются творящими силами Вселенной (а не просто символами), мы можем призывать их, чтобы они дали силу нашим ритуалам и благословили нашу магию. В этом отличие Викки от большинства религий.

Сила находится в руках каждого практикующего, а не является прерогативой жрецов или священников, проводящих массовые ритуалы. Именно это делает Викку образом жизни, приносящим настоящее удовлетворение. У нас есть непосредственная связь с божествами. Нам не нужны никакие посредники — ни жрецы, ни священники, ни шаманы. Мы сами являемся шаманами.

Если вы хотите практиковать Викку, необходимо установить связь с Богиней и Богом. Чтобы сделать это, вы должны выполнить описанные ниже несложные ритуалы.

Ночью встаньте или сядьте лицом к Луне, если она видна на небосводе. Если не видна, то представьте себе полную Луну, сияющую серебристо-белым светом на черном небе, прямо над вами или перед вами.

Ощутите, как мягкий лунный свет омывает вашу кожу. Почувствуйте, как он прикасается к вам и соединяется с вашими собственными энергиями, смешивается с ними и формирует новые энергетические узоры.

Постарайтесь увидеть Богиню в любом образе, в каком вам захочется. Воззовите к ней, произнося нараспев любые древние имена по своему желанию: Диана, Люцина, Селена. Откройте свое сердце и ум энергии Богини, проявленной в лунном свете.

Повторяйте этот ритуал ежедневно в течение недели, желательно ночью, в одно и то же время.

Одновременно с этим упражнением настраивайтесь на Бога. Проснувшись утром, неважно, рано или поздно, встаньте лицом к Солнцу (можно смотреть в окно, но желательно делать это на улице) и впитайте его энергии. Думайте о Боге. Визуализируйте его в любом обличье. Например, пусть это будет могучий воин с мощной мускулатурой, держащий в одной руке воздетое копье, а в другой — ребенка или покрытую росой гроздь винограда.

Может быть, вам захочется произнести нараспев имена Бога — Кернуннос, Осирис, Аполлон, как вы произносили имена Богини.

Если вы не хотите визуализировать Бога (поскольку любая визуализация накладывает определенные ограничения), просто настройтесь на энергии, излучаемые Солнцем. Даже если небо затянуто облаками, энергии Бога все равно дойдут до вас. Почувствуйте их с помощью собственного магического воображения (см. главу 11 «Упражнения и магические техники»).

Пусть никакие посторонние мысли не мешают вам. Сосредоточьтесь на почитании Бога. Направьте к нему все свои чувства, откройте свое сознание для высшего. Призовите Бога — неважно, какими словами вы это сделаете. Главное — выразите свое желание настроиться на него.

Выполняйте эти упражнения ежедневно в течение недели. Если вы хотите побольше узнать о концепциях Бога и Богини, начните читать книги по мифологии любой страны мира. Читайте мифы, но при этом ищите те темы, которые лежат в их основе. Чем больше вы станете читать, тем больше получите знаний; в конце концов, все приобретенные сведения сольются в один неструктурированный, но чрезвычайно плотный клубок информации, относящейся к божествам. Другими словами, вы начнете познавать их.

Если спустя семь дней вы ощутите такую потребность (или желание), то можете продолжать выполнять эти упражнения до тех пор, пока не почувствуете себя спокойно и свободно наедине с Богом и Богиней. Они все время внутри нас и вокруг нас; нам нужно всего лишь открыться этому знанию. Это один из секретов Викки — божества обитают внутри нас.

Стремясь познать богов, совершайте долгие прогулки по лесу. Изучайте цветы и травы. Отправляйтесь в дикие уголки природы и непосредственно ощущайте энергии Богини и Бога — в течении реки, в движении соков по стволу дуба, в тепле нагретого солнцем камня. Знакомство с божествами происходит легче всего через реальный контакт с подобными источниками силы.

Затем, когда вы достигнете этого состояния, вам, возможно, захочется возвести временное или постоянное святилище или алтарь в честь Богини и Бога. Это может быть всего лишь маленький столик, две свечи, курильница и тарелка или чаша для подношений — цветов, фруктов, зерна, семян, вина или молока. Поставьте два подсвечника со свечами в глубине вашего святилища. Левая свеча символизирует Богиню, правая — Бога. Обычно используют свечи разного цвета: красную свечу зажигают в честь Бога, а зеленую — в честь Богини. Выбор этих цветов основан на природных ассоциациях, принятых в Викке. Зеленый и красный — древние магические цвета, связанные с жизнью и смертью. Можно пользоваться и другими цветами: зажигать желтые и золотые свечи в честь Бога и белые и серебряные — в честь Богини.

24 июня 2013 года, Sable Aradia.

Викка сильно изменилась с момента своего основания в ковене Нью Форест. Раньше посвящения и инициации были неотъемлемой частью практики, но сейчас, когда в викке бессчётное количество традиций, одиночек и эклектиков, об этом практически позабыли. Сегодня большинство ведьм не понимают, зачем нужны эти инициации. Они привыкли думать, что это оправдания заносчивости и иерархичности «традиционных ведьм». Однако, каждая когда-либо инициированная ведьма смотрит на это по-своему. У меня за плечами практика эклектика и одиночки, а также инициации в две очень разные традиции, так что я думаю, что могу посвятить немного времени тому, чтобы объяснить вам, что такое инициация и три степени посвящения.

Чем не является посвящение.

Иногда ведьмы ищут посвящения, чтобы «узаконить» свою практику. Если вы тоже преследуете данную цель, вы зря тратите своё время. Посвящения обычно признаются действительными только внутри той традиции, которую вы выбрали для изучения. Люди всё равно будут в вас сомневаться, особенно если у них есть что-то против вашей традиции (или против некоторых её участников). Это не «значок за заслуги» в язычестве.

Иногда ведьмы ищут посвящения, чтобы обрести силу. Это тоже не работает. Получение степени не сделает вас лучшей ведьмой (хотя то, что вы узнаете в процессе получения степени может сделать). Это не заставит кого-то вас уважать, или считать ваши слова весомее чьих-то, разве что они будут новички в ремесле и их знания будут совсем нулевыми. Только получив третью ступень посвящения вы сможете основать свою традицию.

Некоторые ищут посвящения ради статуса. В некоторых кругах это может иметь значение, но в общем-то язычники не беспокоятся о подобных вещах, а того, кто беспокоится, кто-то другой может объявить высокомерным, эгоистичным и зацикленным только на себе, раз этот кто-то ставит свою ступень на первое место.

Чем является посвящение

Посвящение означает осознание определённого уровня мистического понимания. Частично цель его — это признание, но оно никогда не даётся, пока община не испытает вас, как если бы вы были полноправным её участником и честно не узнает, что вы выучили, а что нет. Иногда одна часть посвящения отделяется от следующей. В некоторых традициях посвящение также связывает вас с наследием тех, кто был до вас, учит, как жить и дышать наилучшим образом, изменяет инициируемого и делает его лучше как человека или как ведьму.

Требования.

У каждой традиции свои требования. Некоторые требуют достижений и денежных отчислений. Я верю, что с этим надо быть осторожнее. По-моему, уроки инициации нематериальны и трудоноуловимы. Это «знание» духовное и интуитивное, и судить, готов ученик или нет, достаточно нелегко.

Первая ступень посвящения.

Большинство викканских традиций следуют традиционной практике обучения сроком минимум год и один день до того, как посвятить кого-то в первую ступень. В некоторых группах посвящение рассматривают как второе рождение. И действительно мистерия, о которой рассказывают, это мистерия рождения. У неё есть много вариантов, вы можете быть ослеплены и связаны (символической пуповиной), обычно раздеты, беспомощны в преддверии нового цикла, означающего, что вы пришли сюда по своей свободной воле, и ваша мера будет отнята и возвращена вам снова (перерезают пуповину).

Это символизирует рождение в новую жизнь в качестве ведьмы. Обычно то, о чём спрашивают проходящих посвящение, это: является ли викка выбранным ими путём, и понимают ли они ответственность которую накладывает данный выбор. Чтобы быть уверенным в этом, вы должны иметь полное представление о том, куда вы вступаете, так что базовое знание о викканской теологии и практике будут необходимы. Я также настаиваю, чтобы вы приобрели атам, так как это основной викканский инструмент.

Вторая ступень.

На второй ступени вы должны настолько хорошо понимать ремесло, чтобы уметь учить ему. Большинство людей практикуют в течении нескольких лет, чтобы стать готовыми ко второй ступени. Мистерия инициации данной ступени гласит о смерти, особенно смерти эго, чтобы приблизиться к божественному. У этого ритуала есть много вариантов в разных традициях, но он всегда включает в себя символическую смерть, суд божий, и снова возрождение, и требует, чтобы посвящаемый был обнажён и уязвим. Достижение этой ступени определяется множеством внутренних конфликтов, необходимо увидеть свой осадок и коагулировать его.

Когда вы будете знать, что можете обучать других, и преодолеете ваше личное эго и вопросы касаемо силы, вы будете готовы получить ступень. Это путь, это процесс очистки. Посвящаемый хочет стать лучшим проводником божественной воли и магии, и для этого убирает эго из своего пути. Я настаиваю, чтобы у моих посвящаемых на этом этапе были их собственные основные ритуальные принадлежности, потому что теперь они могут изучать викку сами, и конечно они не смогут использовать мои инструментами, когда заходят.

Третья ступень.

Ведьмы которые получили третью ступень должны понимать викку достаточно хорошо, чтобы интеллигентно дискутировать о теологии и создавать собственную. Если вы всё ещё не возглавляете свой собственный ковен, то скоро будете. В некоторых традициях эту ступень даруют только тому, кто возглавляет их ковен, ведьмы в ковене могут оставаться на второй ступени годами. Это мистерия любви и секса: как соединение двух созданий может стать чем то большим, чем чем просто сумма двоих.

Основная форма посвящения это великий ритуал. В моей личной практике, люди посвящённые мною на третью ступень это те, кого я знаю как мистические, магические и духовные эталоны, люди, которым я доверяю учить меня ремеслу также, как я учила их. Я люблю собираться вместе с ними, когда это возможно, потому что мне нравится работать с суперпроводниками, по которым течёт магический «сок», но все они возглавляют свои группы и учат по-своему. Если верить Джуди Харроу, нужно в среднем от семи до десяти лет чтобы получить третью ступень, эквивалентную ступени мастера.

Оригинал статьи

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх