Воздух символ

Для людей, относящихся к стихии Воздуха, требуется много энергии. И как раз собственный интерьер для них – это энергетическая подпитка, так как воздух быстро приходит и уходит, и резервы нужно соответственно быстро возобновлять.

Планировочные решения интерьера для стихии Воздуха. Надо обеспечить наличие свободного пространства. Для стихии Воздуха подходит закругленная планировка квартиры. Лучше, чтобы дверей и перегородок в доме было по минимуму, а если и есть, то пусть они будут легкие, например, стеклянные, витражные или составные. Подходят этому знаку двустворчатые двери. Отлично, если ширмы и перегородки будут еще и передвижные, ведь воздух любит движение! Всегда следует оставлять свободным центральные части комнат. Подиумы и перепады уровней вполне допустимы, поскольку сообщают интерьеру динамику. Самые подходящие варианты для людей стихии Воздуха – верхние этажи и пентхаусы. Обязательно должен быть балкон или эркер.

Для стихии Воздуха подходит закругленный декор квартиры или рисунки. Фото: thinkstockphotos.com Формы и линии для стихии Воздуха. Это – круг и овал, самые подвижные и легкие на вид формы. В интерьере знаков Воздуха большинство планировочных линий, узоров и орнаментов, очертаний мебели должно исходить от круга или овала. Но, поскольку дружественная стихия обязательно должна присутствовать, то дополнить интерьер нужно ромбом и треугольником – атрибутами Огня. Пусть и в незначительных количествах. Например, на круглом ковре может быть зубчатый орнамент. Самое выигрышное – к общему интерьеру Воздуха добавлять аксессуары Огня, и менять их время от времени, так как воздушным знакам перемены нужны больше всего.

Цвета стихии Воздуха. Это белый, небесно-голубой, светло-серый, серо-салатовый. Возможны и другие цвета, но их оттенки должны быть очень светлыми, как бы разбеленными. Это очень нежная, пастельная, комфортная для глаз цветовая гамма. Кстати, в основном она – холодная. Близнецам больше подходят оттенки серого, Весам – белый цвет, а Водолею – оттенки голубого. Но, помня про необходимое присутствие Огня, нужно ввести в интерьер каплю оранжевого, ярко-желтого или красного. Яркий цвет нужен не только потому, что это стихия-помощник, но и потому, что контраст – это столь необходимая воздуху динамика.

Для людей стихии Воздуха характерны светлые тона в интерьере. Фото: thinkstockphotos.comОтделочные материалы стихии Воздуха. Они должны быть обязательно гладкие, и желательно с блеском. Самые подходящие – это глянцевые краски, стекло, глазированная керамическая плитка и майолика, металл, зеркала, лакированная древесина. Если в интерьере используются ткани – то это должны быть шелк, сатин, ткани с люрексом, или же органза.

Как превратить обычное зеркало в оригинальный элемент интерьера. Смотрите видео!..

Материалы стихии Воздуха имеют много общего со стихией Огня, только здесь гладкость все же должна преобладать над блеском, и цветовая гамма – более холодная. В этом разница. Чтобы добавить Огонь, лучше применять теплые цвета. Например, можно повесить шторы с желтоватым оттенком, или положить керамическую плитку, в узоре которой будут присутствовать золотые штрихи. Если в интерьере используется дерево, то самые подходящие для Воздуха породы – это бук, дуб, береза, тополь, клен. Если говорить о предпочтениях конкретных знаков, то для Близнецов – это металл, для Весов – это стекло, а для Водолея – керамика.

Мебель для стихии Воздуха. Мебель должна быть легкой и иметь закругленные формы. Лучший дизайн для мебели – на ножках, выбирать следует самые компактные размеры. Здесь отлично подойдет современная дизайнерская мебель. А еще мебель должна быть еще и мобильной – на колесах, раздвижной, трансформируемой, в крайнем случае, легко переносимой с места на место.
Подвесная мебель – вот идеал для стихии Воздуха, поэтому хотя бы одно подвесное кресло незаменимо в квартире представителей этого знака. Также хороши качалки, вращающиеся модели. И даже шторы и портьеры также должны быть мобильными – легко изменяющими дизайн, с различными механизмами.

Мебель должна быть легкой и иметь закругленные формы. Фото: thinkstockphotos.com Аксессуары стихии Воздуха. Конечно, по большей части это все, что движется! Так что различные мобили, вертушки, часы с маятником, колокольчики, подвески – классические аксессуары Воздуха. Подвесные шторы из бус – весьма подходящий аксессуар для воздушного интерьера. Если речь идет об орнаменте, то больше всего для стихии Воздуха подходит флористический орнамент, либо витиеватый, сложный, «кружевной». Подходит также рисунок пейсли.

Световое оформление интерьера для стихии Воздуха. Света в интерьере людей воздуха должно быть много. Причем он должен быть и теплый, и холодный, а также разный по силе и цвету. Обязательно должен быть хотя бы один светильник цветного света (с цветной лампочкой). Подойдут светильники на длинных подвесах.

► имеет общий символизм с дыханием и ветром;

духовная жизнь, свобода, чистота;

Становящийся доступным органам чувств благодаря своему движению, воздух описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией (Ср. др.-евр. ruah, лат. spiritus — обозначающие как дыхание, так и дух; т.ж. рус. «дух» и «воздух»; ср.т.ж. представление о душе — дыхании ). Одна из фундаментальных стихий мироздания, занимающая промежуточное положение между небом и землей, огнем и водой, — сфера божественного дыхания, символ одухотворения.Среди четырех стихий (как и огонь) рассматривается как активный, легкий, духовный и мужской.

Первый элемент в большинстве космогонических теорий: наиболее распространенное космогоническое представление считает воздух первичным элементом (В некоторых космогониях началом всего считается огонь ), компрессия или конденсация которого создает жар (пламя), из которого и происходят все формы жизни. Этот мотив представлен во многих космогонических мифах:

андаманский Пулуга, олицетворение муссонного ветра, создатель мира;

дух божий, носящийся над водами, Быт. 1, 2;

варианты мифов о яйце мировом, снесенном крылатым, т.е. воздушным, божеством.

Понимание сути этого элемента связано с основными идеями:

созидающее дыхание жизни (отсюда же дар речи);

ураганный ветер (во многих мифологиях связан с идеей созидания);

космическое пространство как среда возникновения и развивития жизни.

Согласно Ницше, воздух должен быть холодным и агрессивным, каков он на горных вершинах. Башляр напоминает, что для Ницше воздух был чем-то вроде наивысшей, тончайшей формы материи, из которой соткана свобода человека, и добавляет, что отличительной чертой воздушной природы является то, что она основана на динамике дематериализации. Мысли, чувства и воспоминания наполнены теплом и холодом, сухостью и влагой, а все климатические и атмосферные факторы также непосредственно относятся к идее воздуха. Свет, полет, легкость, а также запах и вкус, — все это обобщает символизм воздуха (3).

Египет

В древнеегип. мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю.

Мифологически воздух олицетворяется в образе Шу, который своим вмешательством отделяет крепко переплетенную пару Геб (земля) и Нут (небо). Воздух становится символом жизни. Так о Шу говорит текст периода Гераклеополя: «Жизнь — его имя». О фиванском боге Амоне говорится: «Он — дыхание жизни для всех». Без воздуха нет дыхания, без дыхания нет жизни. Из более позднего периода известна специальная «Книга дыхания», которая, но преданию, написана Изидой для своего умершего супруга Озириса, «чтобы оживить его душу». Чтобы вдыхать воздух в нижнем мире, т.е. продолжать жить после смерти, умерший отождествлялся с Шу, который гонит воздух небесного моря в светлые сферы богов. «Его действие распространяется границ неба… Пусть юный бог, пробуждающий, исцеляющий, освежает воздух»

Индуизм

Выдох Брахмы, означает творение мира, а вдох — его уничтожение.

Обитающие в воздухе рудры мечут стрелы ветры, которые одновременно служат координатами сотворенного физического пространства.

Проводник духовности, представлен покровителем тонких сфер и ветра — богом Ваю. Он – жизненное дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши; сидит верхом на газели со знаменем, реющим на восьми космических ветрах (соответственно с направлениями пространства).Ассоциируемый с Праной (Динамическая энергия, питающая психическую и нервную активность, и организм человека в целом ), Ваю управляет физической и духовной жизнью людей и тождествен образу Слова, которое также — дыхание.

Библия

В Книге Бытия — эманация Духа, творящего Мцр из первичного Водного хаоса.

Античность

Символ стоиков — последователей древнегреческого философа Зенона (II в. до н. э).

Китай

Образ животворящего дыхания представлен в виде открывающихся и закрывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян.

Иудаизм

В иудаистической мифологии дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира. Сотворяя человека, бог вдохнул ему душу. В более узком смысле, дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства – от сверхъестественной физической силы (Суд. 14, 6) до ясновидения, способности пророчествования и т.д.; в Новом завете воскресший Иисус, явившись ученикам, «…дунул, и говорит им: примите духа святого» (Ио. 20, 22).

Кельтика

Дуновение друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т. п.

МНМ

Одна из фундаментальных стихий мироздания. Как и огонь, В. соотносится с мужским лёгким, духовным началом в противоположность земле и воде, относящимся чаще всего к началу женскому, тяжёлому, материальному.

Становящийся доступным органам чувств благодаря своему движению, В. описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией (ср. др.-евр. ruah, др.-греч. pneuma, лат. spiritus — cлова, обозначающие как дыхание, так и дух, а также рус. «дух» и «воздух»; ср. также представление о душе — дыхании). Этот мотив представлен во многих космогонических мифах (андаманский Пулуга, олицетворение муссонного ветра, создатель мира; дух божий, носящийся над водами, Быт. 1, 2; варианты мифов о яйце мировом, снесённом крылатым, т.е. воздушным, божеством). В древнеегип. мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. В индуистской мифологии выдох Брахмы означает творение мира, а вдох — его уничтожение. В китайской мифологии этот же образ животворящего дыхания представлен в виде открывающихся и закрывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян. В индуистской мифологии обитающие в В. рудры мечут стрелы-ветры, которые одновременно служат координатами сотворённого физического пространства. Представления о четырёх ветрах как координатах пространства характерны для античной мифологии (сходные представления у индейцев Северной и особенно Южной Америки). В Древней Греции особенной популярностью (в частности, у поэтов) пользовались Борей и Зефир, у римлян — Аквилон и Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света, временами года, с природными циклами, отсюда — с растительностью, плодородием и т.д. (многообразны в различных мифологиях связи ветра с солнцем, нередко изображаемым дующим в рог, и т.п.). В древнеиндийской мифологии бог ветра Ваю — жизненное дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши. В иудаистической мифологии дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира. Сотворяя человека, бог вдохнул ему душу. В более узком смысле, дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства — от сверхъестественной физической силы (Суд. 14, 6) до ясновидения, способности пророчествования и т.д.; в Новом завете воскресший Иисус, явившись ученикам, «…дунул, и говорит им: примите духа святого» (Ио. 20, 22).

Во многих мифологиях, в частности в кельтской, дуновение наделяется магической функцией: дуновение друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т.п. Известно применение дыхания изо рта ко рту, через бычий или бараний рог и т.п. в магической практике множества народов с целью изгнания злых духов.

Ветер, как взвихрение В. большой мощи, сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами, сферой деятельности титанов и киклопов, что отразилось в греческих представлениях об Эоловой пещере (см. Эол) как о подземном жилище ветров (аналогичная «пещера ветров» — в мифологии индейцев Северной Америки). Однако как дуновение — дыхание ветер связан и с противоположного характера представлениями. Так, сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения, — бог отвечает Иову из бури, в грозе и буре получает откровение Иоанн Богослов; традиция эта продолжена и в Новом завете, где языки огня — духа приносит апостолам «несущийся сильный ветер» (Деян. 2, 2-3). Символика дуновения, ветра как «духовной стихии» вообще смешивается с подобной же символикой огня и света: так, в индуистской традиции ветер, рождённый духом, в свою очередь порождает свет (ср. Тайтт.-уп. I 1, 2: «… из атмана возникло пространство, из пространства — ветер, из ветра — огонь.»). В., кроме того, является светоносным океаном (китайская стихия ци); по В. как лёгкой, духовной субстанции прилетают крылатые божественные вестники — ангелы, однако тот же В. служит в иудео-христианстве местопребыванием и демонизированных крылатых существ (ср. представления о Люцифере как «князе воздушном»). В. рисуется как обиталище множества духов; среди них помещают и души умерших людей.

M. Б. Meйлах

Славяне

— в народных представлениях одна из основных стихий мироздания (как и земля, огонь, вода); сфера пребывания душ и невидимых демонических существ. В народных верованиях сближаются представления о В. и дыхании, дуновении, ветре. Пространство, заполняемое В., обширнее, чем земля; на В. «покоится» или «висит» небо. В. служит проводником, средой, через которую насылается порча, распространяется болезнь. Появление «злого», «нечистого» воздуха связывают с моментом полного затишья, затмением луны и т.д. Людям, оказавшимся в такое время под открытым небом, предписывается упасть лицом вниз на землю, чтобы «не ухватить этого воздуха», и т.п. Многие демонологические персонажи, обитающие в воздухе (духи атмосферные, здухач), в том числе и болезнь, имеют облик пара, ветра, воздушного столба, густого дыма, газа и т.п. (см. Окуривание). Опасные для человека духи, вызывающие сильный ветер, вихрь, смерч, могут поднять человека в В. и сбросить вниз, растерзать человека в В. и т.д. Воззрение на В. как среду обитания бесов присуще книжной христианской традиции. Лит.: Плотникова А.А. Воздух // Родина. 1994. № 2. С. 103-105. А.А. Плотникова < SMES

Воздух в алхимических системах – мужской элемент (в отличие от женских пассивных элементов – воды и земли), активный и динамичный, как огонь. Между четырьмя элементами существуют параллели и связи.

Согласно пифагорейскому теологу Линусу в его работе «К Гименею»: «Четыре источника всего контролируются тройными связями». Огонь и земля связаны геометрическими пропорциями: как земля – для воздуха, так вода – для огня и, с другой стороны, как огонь – для воздуха, так вода – для земли. Между воздухом и огнем царит гармония.

Элементы из воздуха через желание и подражание передаются на землю небесными телами. Ведомые законами красоты, которая индивидуально привлекает каждого к себе, они попадают на землю в том же состоянии. На этом строятся симпатические связи и влияния воздуха на землю. Многие восточные философы считали воздух хранилищем жизненной энергии тела. Эта энергия называется праной (или дыханием жизни) – у индусов, ци – у китайцев и кай – у японцев.

Символика воздуха связывается со светом, полетом, легкостью, высотой. Наряду с огнем воздух соотносится с активным, мужским, легким, духовным началом, тогда как вода и земля рассматриваются как пассивные, женские, тяжелые, материальные. В ряде космогонических традиций воздух определяется как первоэлемент.

Так, например, греческий философ Анаксимен считал воздух материальным первоначалом мира, Сгущаясь и разрежаясь, воздух образует различные типы материи. Когда воздух «равномерно распределен», он представляет собой обычный невидимый воздух атмосферы. При сгущении он становится видимым, как туман или облако, затем, как вода и, в конце концов, приобретает вид твердой материи, такой, как земля или камни. Становясь менее плотным, воздух превращается в огонь. Вечно существующий воздух наделяется божественным статусом; ему приписывается порождение других богов. Кроме того, Анаксимен, уподобляя макрокосм микрокосму, проводил аналогию между воздухом, охватывающим вселенную, и воздухом, или душой, составляющим человека; сходное представление прослеживается и в ряде других традиций.

Воздух воспринимается в качестве ветра, дыхания, что, в свою очередь, позволяет наделить его дополнительной символикой, во-первых, в качестве дающего жизнь элемента, а во-вторых, как олицетворения духовного начала. Так, например, в еврейском языке руах – одновременно ветер, дыхание, дух; согласно библейскому повествованию, Яхве «вдохнул» в глиняную фигурку Адама жизнь. В русском языке слова «воздух», «дух», «душа», «дыхание» являются этимологически родственными.

В Китае воздух ассоциируется с ци («пневма»). Считалось, что ци представляет собой бескачественное первовещество, из которого состояла вселенная в исходной фазе своего развития (хунь дунь, хаос) и из которого впоследствии произошли пять элементов мироздания – вода, огонь, металл, дерево, земля. В антропологии ци связывается с дыханием, с так называемыми «жизненными духами», наполняющими человеческое тело, а в психологии представляет собой психическое начало, дух, характер, управляющий волей и эмоциями. Сходное представление существует в индийской традиции (воздух как прана – жизненная энергия, дыхание жизни).

В этой статье мы поговорим о людях, у которых преобладает стихия воздуха. Я расскажу про особенности их характера, а также о том, как взаимодействовать с ними и что делать, если энергия воздуха усилилась.

На самом деле такое может произойти с каждым человеком. Даже если ваша ведущая стихия, например, земная, то это не значит, что она преобладает постоянно. Человек — существо динамичное, и периодически в нас доминирует то одна энергия, то другая. Важно понять, какая именно увеличена в данный момент, и вовремя скорректировать свой образ жизни.

Характер
Если активизировалась воздушная энергия
Ищем спокойствие и опору в природе
С кем лучше общаться
Питание
Как общаться с людьми воздушной стихии
Чем еще можно успокоить ветер

Характер

Им свойственна порывистость, легкость, незаметность, скорость, «воздушность». Таких людей часто не замечают до поры до времени. Их походка невесома, а стиль общения — ненавязчивый.

Человек-воздух живет в своих мыслях, немного в отрыве от реальной жизни и быта. Он отличается острым умом, склонностью к абстрактному мышлению и неординарным, творческим почерком. Его творчество, в отличие от творчества людей огня, больше заключается в генерации идей, нежели в их реализации.

Такие люди довольно легко взаимодействуют с тонким миром, чаще у них легкий и веселый нрав, однако это уже зависит от характера человека. Если у человека-воздуха все складывается благополучно, то он будет жизнерадостным и любознательным.

Несмотря на общительность и словоохотливость, обычно люди воздуха деликатны и тактичны, однако при недостатках воспитания, либо если их что-то задело, могут быть ироничны и пускать в ход очень обидные, колкие слова.

Живут они в большей степени разумом, чем чувствами, однако при этом отличаются крайней ранимостью. Они склонны несколько подавлять свои эмоции, что в последствии может привести к повышенной раздражительности.

Им, кстати, свойственна раздражительность. Это, конечно, не гнев людей огня, который способен обуять все вокруг своим горящим пламенем —нет. Про людей воздуха можно сказать, что они скорее «искрят».

Лично у меня данная стихия проявлена достаточно сильно, практически так же сильно, как и стихия воды. По натуре я человек размышляющий и творческий, у меня постоянно возникают какие-то идеи, и мне всегда была свойственна некая «оторванность» от земли.

И если я занимаюсь чем-то новым и интересным, то могу забыть и про обед, и про ужин)

Если активизировалась воздушная энергия

Усиление ее можно заметить по нарастающему беспокойству, тревожности. Люди воздуха и сами по себе довольно подвижны, но при увеличении ветра становятся суетливы и даже гиперактивны.

К этому может добавиться также раздражительность, частые ночные пробуждения, навязчивые мысли и рассеянное внимание. Становится сложно сконцентрироваться на чем-то одном, и постепенно скапливаются незаконченные дела.

Необязательно все это присутствует одновременно, но одно-два проявления уже могут говорить о том, что внутренний ветер начинает набирать обороты.

Ищем умиротворение и опору

При усилении воздуха очень полезно все, что может несколько «заземлить» человека, успокоить его. Очень важно, чтобы он смог почувствовать опору под ногами. Таким людям полезно общение с камнями и минералами, поэтому им показана стоун-терапия, а также песочная терапия.

Теплый песок, солевые и грязевые ванны, массаж — все это способствует расслаблению и обретению связи с землей, а также усиливает контакт с телом, что для людей воздуха и тех, у кого воздушная стихия на время увеличилась, просто необходимо.

Также хорошо пообщаться с деревьями. Можно обнять дерево, почувствовать его мощь и тепло — это тоже снимает тревожность и стабилизирует состояние.

С кем лучше общаться

Постарайтесь почаще общаться с людьми земной стихии. Часто люди воздуха недооценивают таких людей, считая их слишком приземленными и консервативными, неспособными понять ценность творческих замыслов и идей.

Однако именно «земные люди» люди смогут стать для них тихой и надежной гаванью, в которую «ветры» всегда смогут вернуться после своих долгих путешествий.Они также помогут людям воздуха лучше понять потребности своего тела, дадут надежность и стабильность, которой зачастую им так не хватает.

Иногда так необходимо остановиться, все обдумать и тогда уже принимать решение, что делать дальше. Переосмысление и спокойный анализ ситуации принесет больше, чем импульсивные решения и суета.

Питание

Людям воздуха следует помнить одно важное правило: пищу желательно употреблять в теплом виде.

Им, как и людям водной стихии, показана твердая пища, например, орехи. А также вязкая, плотная. Очень нежелательны газированные напитки — они усиливают ветер. Нельзя пить слишком холодные и тем более ледяные лимонады, соки, воду. Полезен теплый чай с молоком, какао.

Конечно, не следует избегать фруктов и овощей в сыром виде, но они также будут полезны в тушеном или запеченом виде.

Если люди воздушной стихии страстно увлекутся каким-то занятием, то они могут запросто пропустить приемы пищи. Однако этого делать категорически нельзя! Такие пропуски могут спровоцировать повышенную тревожность и головные боли, а также лишают организм сил! К вечеру вы будете чувствовать себя вымотанным!

Поэтому, если нет возможности полноценно поесть, то необходимо перекусить хотя бы орехами и сухофруктами.

Как общаться с людьми воздушной стихии

Если ваш близкий человек стал беспокойным и нервным, его мучают тревожные мысли, то, чтобы помочь, постарайтесь спокойно и обстоятельно поговорить с ним. Люди воздуха очень ценят доверие в отношениях. Необходимо, чтобы беседа проходила в тишине, в уютном месте, в котором они бы чувствовали себя в безопасности. Спросите, что их беспокоит, внимательно выслушайте и предложите свою помощь.

Ни в коем случае не нагнетайте обстановку, не раздражайтесь, не прерывайте их, не относитесь пренебрежительно к их тревогам.

Да, иногда они переживают практически без оснований. Однако их воображаемые опасности для них вполне реальны, и необходимо проявить терпение и мягкость в том, чтобы убедить их, что волноваться не из-за чего. Им важно чувствовать, что в любой момент они могут к вам обратиться и получат поддержку и понимание.

Людям воздуха также нравится, когда кто-то может обеспечить им комфортные условия для отдыха. Им жизненно необходима периодическая «перезагрузка» в тишине и спокойствии.

Чем еще можно успокоить ветер

Для того, чтобы немного успокоить энергию ветра, полезно слушать медленную, плавную музыку с преобладанием низких, басовых и альтовых, тембров. Также будут очень полезны медитации и релаксации под музыку. Хорошо подойдет и телесная терапия, йога.

Цвета, на которые полезно смотреть людям с усилившейся энергией воздуха — насыщенные, но неяркие. Например, бежевый, коричневый, темно-зеленый, и вообще, все, которые присутствуют в стихии земли и в зелени.

В следующей статье мы будем говорить о людях земной стихии и о том, как с ними взаимодействовать.

Надеюсь, что статья была вам интересна)

Не прощаюсь — до встречи в следующем посте!

С теплом к вам,
Натали

элементы; стихии; начала; силы, участвующие в творении

Не только элементарные понятия физики и химии, но символы и упорядочивающие принципы традиционных картин мира. Существуют сложные системы символических понятий, ориентированности и многих взаимопроникающие, взаимоперекрещивающиеся системы миропонимания, связанные с четырьмя или пятью природными субстанциями и явлениями, которые, по воззрениям древних, служили составными частями при создании Вселенной. Современная наука считает, что система элементов — «символическое толкование природы никак не согласуется с физическими и химическими реалиями в подлинном смысле и скорее всего является теоретико-философской метафористикой». Но эти представления входят в совокупность понятий, вошедших в современное мышление из различных областей знания.

На представления о элементах и связанных с ними представлениях большое влияние оказал, в частности, Парацельс, очень много писавший о населяющих царства стихий существах. Здесь имеются различные параллели и связи, о которых упоминают последователи Парацельса. Например (в соответствии с учениями Тарот) Ганс Рудольф Гримм (1665—1749) еще раз попытаются обобщить связь между отдельными стихиями и круговоротом времен года, говоря о народном искусстве в барокко и рококо: «Четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля — каждая имеет свое время правления, например, от полуночи до восхода солнца правит Земля».

Элементы различаются по своим простейшим качествам, а именно: сухость, влажность, холод и тепло. Стихиям соответствуют :

  • времена года;
  • населяющие царства стихий существа;
  • органы тела человека и его физиологические проявления.

Земля

  • холодная
  • сухая
  • Бык святого Луки
  • Телец
  • весна
  • черный
  • принадлежит Сатурну
  • телесная материя, фундамент, который содержит в себе и поддерживает другие элементы

Воздух

  • горячий
  • влажный
  • Орел святого Иоанна
  • осень
  • голубой (атмосфера)
  • Юпитер
  • дыхание жизни в груди

Вода

  • холодная
  • влажная
  • Водолей
  • зима
  • Св. Михаил
  • зеленый
  • Венеры
  • органические жидкости, резервуары энергии

Огонь

  • горячий
  • сухой
  • Лев святого Марка
  • лето
  • Марс
  • жизненная сила, источник тепла и двигательной активности, населяет ум

В герметической идеографии равносторонний треугольник служит основой для идеограмм природных стихий

— треугольник с вершиной вверх — Огонь (поднимающееся пламя), отвечает идее вознесения, духовности, Сухости и Теплоте, Лету, Красному цвету, Железу, знаку Льва, месяцу марту и евангелисту Марку; — треугольник с горизонтальной чертой считается пассивным и означает Воздух, умеренный Огонь, соответствующий Теплоте и Влажности, Осени, Синему цвету, Олову, Юпитеру, Орлу, Скорпиону и евангелисту Иоанну; — перевернутый треугольник означает чашу, готовую принять Воду, и соответствует женскому началу, пассивности, Мудрости, порождающей Главную Идею, Влажности и Холоду, Зиме, Зеленому цвету, Меди, Венере, Ангелу и евангелисту Матфею; — перевернутый треугольник Воздуха с горизонтальной чертой символизирует Землю, неподвижную стоячую воду и соответствует Холоду и Сухости, Весне, Черному цвету, Свинцу, Сатурну, Быку и евангелисту Луке.

Основные значения:

  • проявление священных сил;
  • связь, созданная Богом для гармоничного сосуществования различных проявлений природы;
  • пассивные силы природы.

См. также:

Минералы Четыре темперамента

Античность

В античности различали парное первокачество (stoicheia) активности и пассивности из которых исходят активные начала «сухое» и «влажное» и пассивные «холодное» и «теплое». Из их комбинаций образуются собственно элементы: «сухое» и «холодное» образует землю, «сухое» и «теплое» — огонь, «влажное» и «тёплое» — воздух, «влажное» и «холодное» — воду.

Первокачества — активное пассивные Начала — сухое — влажное холодное — земля — воздух теплое — огонь — вода

В греко-римском символизме элементы, как правило, олицетворяются женскими образами или божествами, а из указанных основ исходят многочисленные ряды аналогий. Боги — Животные — Предметы — Сезон — Ликвор — Орган — Цвет — Темперамент — Тело (геометр.)

Вода — Нептун — Нереиды, дельфин, конёк — опрокинутая или протекающая ваза — зима — телесные слизи — мозг — белый цвет — флегматический — икосаэдр — треугольник

Огонь — Вулкан — женщина, голова которой охвачена огнем, феникс — лето — (желтая) желчь — печень — пламенные краски — холерический — тетраэдр

Земля — богини плодородия — увенчанная башней голова Кибелы, хтоническая змея, скорпион — рог изобилия — осень — черная желчь — селезенка — свинцовый цвет — меланхолический — куб — квадрат

Воздух — Юнона и павлин, Юнона взлетающая, с кузнечными мехами, подвешенными к ее ногам — павлин, хамелеон (считалось, что он питается воздухом) — весна — кровь — сердце — яркие краски — сангвинический —

Древние теории врачевания, дошедшие полностью или частично и до наших дней, провозглашали в качестве основной цели врачевания гармонизацию этих компонентов в человеке, с тем чтобы ни один из них не получил абсолютного превосходства, нанося ущерб их оптимальному равновесию. Любопытным является символическое сопоставление «четырех элементов» с геометрическими телами в диалоге Платона «Тимей», где говорится:

«Земле мы, конечно, припишем вид куба: ведь из всех четырех родов наиболее неподвижна и пригодна к образованию тел именно земля, а потому ей необходимо иметь самые устойчивые основания… наименее подвижный … отведем воде (икосаэдр), . наиболее подвижный — огню (тетраэдр), а средний — воздуху и, наконец, самое остроугольное тело — огню, следующее за ним — воздуху, а третье — воде». Платон, «Тимей», 55е-56а.

Додекаэдр символизирует Вселенную.

Китай

Китайская система соответствий основана на пяти элементах, управляющих всеми одушевленными и неодушевленными объектами природы, всеми видимыми феноменами… Они связываются циклом подчинения и последовательности: дерево покоряется металлом, металл — огнем, огонь — водой и т. д.

В китайском символизме четыре священных или «наделенных духом творения» объединяют четыре элемента. Синий или зеленый Дракон, изображенный на ритуальной синей пластинке из жада, — это воздух. Имеются еще Драконы Вод, Земли и Гор. Феникс, изображенный на красной пластинке из жада, объединяет символы огня и воздуха. Черепаха на черной полукруглой пластинке, либо на желтом ритуальном цилиндре из жада, означает воду и землю. Белый Тигр, изображенный на пластнке из жада, объединяет символы огня и воды. Огонь и воздух — символы ян, активные и мужские; вода и земля — инь, пассивные и женские символы.

В Китае подобная система была основана на пяти даосских элементах, причем каждый из них завоевывает следующий: дерево завоевывает землю, земля- воду, вода — огонь, огонь — металл, металл — дерево. Их сопоставляли с единством противоположностей, заключенных в активном, мужском начале «ян» (огонь и воздух) и женском пассивном начале «и нь» (вода, металл и земля).

В этой связи примечательно то, что в восточноазиатской картине мира, в Древнем Китае, была выработана концепция, согласно которой из праначал инь и ян исходит не четыре, а пять стран света (включая средину). Элементами здесь являются вода, дерево, огонь, земля и металл; воздух не принимается во внимание. Старинное стихотворение гласит:

«Вода производит дерево, но разрушает огонь, огонь производит землю, но разрушает металл; металл производит воду, но разрушает дерево; дерево производит огонь, но разрушает землю, земля производит металл, но разрушает воду».

В «Книге свидетельств о бывшем» провозглашается:

«Природа воды состоит в том, чтобы увлажнять и течь вниз, огня же — чтобы пылать и рваться ввысь, дерева же — чтобы гнуться или выпрямляться, металла — быть послушным и поддаваться формам, земле — быть возделанной и обеспечивать снедью».

Таким же образом элементы (ву-синь) образуют здесь и основные линии символической картины мира в совокупности с пятью планетами, вкусовыми качествами (соленое, горькое, кислое, острое, сладкое), звериными характеристиками (волосатое, оперенное, чешуйчатое, панцирное, голое), основными органами человека.

Стихия Направление Цвет Планета Вкус Зверь Орган

Дерево восток голубой — — — —

Огонь юг красный — — — —

Металл запад белое — — — —

Земля середина желтое — — — —

Вода — — — — — —

Кроме этого пятерика принципов употребляется и восьмерик применительно к мыслительно систематизируемому космосу (см. Восьмизначность, И-цзин).

Индуизм

Индуистская космология признает пять элементов, соответствующих пяти состояниям проявления: воздух, огонь, земля, вода, эфир. в Индии противопоставляются (вне какого-либо нравственного контекста) только элементы природы: солнечная энергия — текучей энергии земных океанов

И здесь мы вновь видим перекличку с индийским учением о четырех «локапалах», властителях четырех основных сторон света (пока — мир, свет): Индра — прекрасный бог грозы и воздушных дворцов, населенных прелестными феями и играющими на музыкальных инструментах эльфами, правит востоком; Агни, бог огня, правит югом; Кубера, хранитель земных сокровищ и правитель кобольдов (они очень похожи на наших гномов), правит севером, и, наконец, Варуна — морской царь —правит западом, где солнце вечером погружается в морскую пучину.

Пятеричная индийская система символов, сохранившаяся и в буддистском символизме, предполагалась как «космическое состояние вибрации» пяти элементов — таттва. Название Фигура Образы таттва-терапии

Вода Тапас Апас круг шар покоящийся серебрянный серп Луны

Огонь Теджас Теджяс Тегас треугольник пирамида красный треугольник острием устремленным вверх

Земля Притхиви Придхиви квадрат куб желтый квадрат

Воздух Вайю полумесяц светло-голубой круг

Эфир Акаша полумесяц, увенчанный пламенем или геммой фиолетовый эллипс

«Приемы медитации, вытекающие из этой «стихийной неразберихи Космоса», получили свое выражение в йоге и тантризме и в совокупности с теоретическими построениями и образными отражениями нашли свое применение в современных эзотерических учениях, образующих систему таттва-терапии». Тегтмайер, 1986 г.

Христианство

Гностический мифосимвол о праоснованиях четырех элементов — см. Каин.

Западная традиция, в этом случае испытавшая значительное влияние древнегреческой философии, таковыми элементами считала воду, воздух, землю и огонь, иногда добавлялся и пятый элемент — эфир или квинтэссенция духа. Огонь считали средством преобразования одного состояния в другое. Так как элементы представлялись основой космического порядка и гармонии, ранняя медицина стремилась сопоставить с ними физические и психические особенности человека. Все более и более различные аналогии, включая связь с цветом, сезонами и этапами человеческой жизни, добавлялись сюда в стремлении создать стройную символическую систему, которая начала разрушаться только в последнее время в связи с достижениями научной методологии.

Свойства Ликвор Орган Цвет Темперамент Образ

Вода пассивный женский влажность текучесть способность к сцеплению мокрота мозг зеленый синий флегматический волнистые линии треугольник, обращенный вниз

Огонь активный мужской жар истребление пожирание движение (светлая) желчь печень красный оранжевый холерический пламя лучи пирамида треугольник, обращенный вверх

Земля пассивный женский холодность прочность (может выдерживать тяжесть) темная желчь селезенка коричневый желтый черный меланхолический куб квадрат

Воздух активный мужской сухость свет подвижность кровь сердце синий (небо) золото (солнце) сангвинический круг свод Небес дуга

Астрономия/логия

Природные феномены стали основой оккультных наук, в особенности астрологии, которая разделяет знаки зодиака по четырем стихиям: Огонь, символ инстинктивного и подсознательного биологического динамизма: Овен, Лев, Стрелец. Воздух, склонность сознательного к впечатлениям: Близнецы, Весы, Водолей. Земля, деятельность, направленная на осуществление, богатство человеческого подсознательного: Телец, Дева, Козерог. Вода, пассивность и восприимчивость: Рак, Скорпион, Рыбы.

Алхимия

По мнению алхимиков, оккультные элементы, символизируемые треугольником,— это качества единой субстанции», сверхчувственные абстракции, которые противостоят попарно: Огонь—Вода, Воздух—Земля. В обобщенной картине мира алхимии уделено наибольшее внимание дуалистической системе парных первоначал сульфура и меркурия (соответственно серы и ртути). Считается, что путем манипуляции составными частями в смеси этих элементов в определенных пропорциях до одновременного состояния fix (твердое) и volatil (текучее) достигается солнцеподобность золота. В качестве третьего компонента этих «философских элементов» Парацельс (1493—1541) включал sal (соль), с тем чтобы достичь явной осязаемости (годной к употреблению). Для человека, мыслящего алхимическими категориями, 4 стихии образуют крест, он же — мировой квадрат. Эта фигура может быть образована двумя парами основных состояний: горячее и сухое — холодное и влажное. Огонь как раз горячий и сухой, вода — холодная и мокрая. Между ними находятся не столь противопоставленные друг другу элементы: земля == сухая и холодная, воздух == горячий и влажный.

Масонство

Согласно учению масонов человек, хорошо интегрированный с действительностью, должен принимать участие в окружающей его жизни до того момента, пока сам не станет элементом Космоса, пока не почувствует себя комфортно. Чем более он осуществляется, тем многообразнее становится и эта связь с формами жизни Космоса.

Эмблематика

В западном искусстве: вода — изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и рек; воздух — фигурой Юноны, иногда летящей c оковами на руках и ногах, иногда женщиной с хамелеоном в руке; огонь — Фениксом, фигурой Вулкана, а также женщиной с огненными волосами или молнией в руке; земля — аллегорической фигурой Матери с символами плодородия в руках; а также башнеобразной короной Кибелы. Четыре элемента могут быть представлены либо как условные безликие женские фигуры, различимые только по их атрибутам, либо, особенно в XVI веке, как боги и богини классической античности. Их можно встретить на фресках и потолках зданий эпохи Ренессанса в Италии, а также в виде отдельных картин, составляющих четырехчастный цикл, хотя они часто рассеяны по разным галереям. Североевропейские художники-жанристы и авторы files galantes XVII—XVIII веков давали названия этих четырех элементов циклам картин, изображающих юношей и девушек за каким-либо соответствующим занятием. Земля, как женщина, имеет множество атрибутов, принадлежащих богиням плодородия: РОГ ИЗОБИЛИЯ и ЗМЕЮ, СКОРПИОНА римской богини земледелия Земли-Матери (лат. — Tellus Mater). Она может кормить грудью одного или двоих детей, как Опс — римская богиня урожая. Корона в виде стены с башенками взята у КИБЕЛЫ — античной фригийской Земли-Матери. Жанровые сцены рисуют различные земледельческие работы — собирание плодов, вспахивание земли, поливание грядок и так далее. Воздух был царством Юноны, и потому он может быть представлен этой богиней с ее ПАВЛИНОМ. Или она изображается парящей в воздухе, к каждой ее ноге привязано по наковальне — так Юпитер наказал свою жену за непослушание («Илиада», 15:18-21). Ее могут окружать ПТИЦЫ — символ воздуха. Воздух олицетворяет женщина, держащая ХАМЕЛЕОНА — существо, которое, согласно Плинию («Естественная история», 8:33), не ест, не пьет, но живет воздухом. Юноши и девушки XVIII века изображаются на открытом воздухе забавляющимися игрушечными ветряными мельницами или пускающими мыльные пузыри. Огонь. Принимает облик женщины с головой, охваченной огнем, она держит ПУЧОК МОЛНИЙ. Или у нее на голове вместо прически птица Феникс, охваченная огнем, являющимся ее символом. ВУЛКАН, этот кузнец богов, с молотом в руке аналогичным образом персонифицирует огонь. Он может изображаться за работой — кующим доспбхи Энея, при этом Венера и Купидон наблюдают за ним. Вода персонифицируется речным богом с его традиционным атрибутом — перевернутой УРНОЙ, из которой льется вода, или НЕПТУНОМ и его многочисленными спутниками — ТРИТОНАМИ и НЕРЕИДАМИ, сопровождаемыми ДЕЛЬФИНАМИ, ГИППОКАМПАМИ и морскими кентаврами. Они фигурируют с этим значением во многих картинах с морской тематикой. Художники-жанристы изображают рыбаков, сидящих на берегу реки или в лодке. См.т.ж. ЧЕТЫРЕ ТЕМПЕРАМЕНТА.

Оккультизм

Природные феномены стали основой оккультных наук, в особенности астрологии, которая разделяет знаки зодиака по четырем стихиям: В трудах розенкрейцеров можно найти учение о тайнах четырех царств, особенно известны, по крайней мере современным оккультистам, исполненные галльского юмора труды графа Кабали (под этим псевдонимом .скрыто имя реально существовавшего мудрого рыцаря из восточной Германии или даже Венгрии). Задумаемся над тем, что без мифов, собранных алхимиками, последователями Парацельса и розенкрейцерами, вообще было бы невозможно творчество романтиков, — они населили свою поэзию, музыку и живопись духами природы, с которыми встречаются их герои. Тем самым они вернули к жизни сказы и сведения, собранные в народных поверьях.

Иллюстрации

  • Человек на перекрёстке четырёх стихий. Иллюстрация Х. Вайдитца к «Естественной истории» Плиния. Франкфурт, 1587 г.

  • Хаос элементов до сотворения мира. Р. Флудд «Общая история космоса», 1617 г.

  • Гексаграмма как соединение символов элементов

  • Четырехчастная система соединения элементов с временами года. Аугсбург, 1472 г.

Примечания

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх