Время это бог

Боги пространства и времени

Римляне и умбры (Умбрия – область в центре Италии), кельты и германцы (ирландцы и скандинавы), балты и славяне, индийцы и иранцы имели стандартную триаду богов. Триада Рима: Юпитер, Марс, Квирин. Триада германцев: Один, Тор, Фрейр. Но только в Европе (и то не везде) мы встречаемся с выделением в религии особых отношений «пространство-время»; такие идеи совершенно неведомы Азии. Это значит, что архаичные европейские религиозные представления «ушли» в Иран и Индию раньше, чем в Европе развилась такая идея.

В архаичной форме римский Юпитер был парным богом, его парой был Дий Фидий, со временем заменившийся богиней Фидес. Марс – бог воинов. Квирин – бог народного собрания, отсюда название римлян квириты. Он был богом-направителем римлян, но не всех, а только истинных. Квирин соответствует обожествленному Ромулу.

А вообще вся жизнь римских богов преломилась в истории двух мифических персонажей, Ромула и Нумы. Ромул, сын Марса, религиозно был предан Юпитеру, который даровал ему знаки владычества. Нума же, как подчеркивается в его жизнеописаниях, испытывал особое пристрастие к Фидес, его считают первым, кто основал святилище (храм) богини. Его стараниями был введен ритуал правой руки (фидес в переводе рука), спеленутой до самых пальцев. С тех времен (и до сих пор во всем мире) соединение правых рук стало знаком верности договору. Фидес – богиня верности клятве, исполнения долга перед богами, родиной, родителями.

Нуме приписывают также введение культа Термина, бога межевых столбов, границы между владениями. Некоторый аналог этого бога – ведический Бхага. Разница в том, что у индийцев он распределяет скот, в то время как Термин распределяет участки земли, основное имущество оседлого общества. Ясно, что в Риме он претерпел эволюцию, а на Востоке застыл в том же «скотоводческом» виде, в каком был туда принесен.

В храме Юпитера Капитолийского есть приделы Термина и Ювенты. Легенда гласит, что когда Тарквиний, легендарный царь Рима, решил устроить храм Юпитера на Капитолийском холме, то просил у богов, уже имеющих там свои храмы, уступить их более высокому божеству, и только эти двое отказались Это трактовалось как благо, так как своим присутствием они гарантировали постоянство и молодость Рима; они были ответственны как раз за это.

Подобный сюжет есть у ирландцев. Он, видимо, произошел вместе с римским от некоего общего начала. В ирландской версии верховный бог Дага разделил между прочими богами холмы долины Бойн, взяв себе один из них. Но при этом он забыл своего сына, бога Мак Ока. Тогда последний хитростью поселился вместе с отцом и, мало того, со временем выжил его с холма. Функцией Мак Ока после этого стало заведование «иным миром». Кроме этого он стал ведать спорами между молодыми и стариками, вставая на сторону молодых. Похожую функцию выполняет и Ювента римской мифологии. Это и есть выражение власти над временем и пространством. Эта идея, очевидно, вершина в развитии сюжетов распределения власти богов над людьми и благами.

Начиная с доисторических времен ничто не мешало контактам народов от Ирландии до Маньчжурского побережья, а это неминуемо должно было привести к развитию одинаковых цивилизационных принципов.

Французский специалист по сравнительной мифологии Ж. Дюмезиль отмечал, что кельты, сохранившие широкое и могучее жречество, сохранили также религиозный, юридический и нравственный словарь, близкий к соответствующим италийским и индоиранским религиозным словарям. Это делает кельтов хранителями древнейшего индоевропейского мировоззренческого фонда. Скорее всего, именно в их среде и зародилось то, что мы рассматриваем теперь как религию всех индоевропейцев.

Иная ситуация с религией германцев, балтов, славян и даже скифов. Они вышли на историческую сцену несколько позже кельтов. У них не успел развиться широкий класс жрецов, политическая власть была менее определенна. Общественная религия в основном оставалась делом вождя группы (отца семейства, главы племени).

Например, в русской традиции Волх (или Вольга, по другим источникам) одновременно и шаман, и князь-воин. Во главе своей дружины он совершает чудесные подвиги, благодаря все же не столько отваге, сколько интеллектуальному дару. Это же применимо и к скандинавскому Одину.

Религия германцев проникнута особой воинственностью и носит трагический характер. Есть в ней идея эсхатологии (учения о конце света), в соответствии с которой история мира направлена к обрыву, к разрушению, за которым следует возрождение. Главные боги: Один, Тор и Фрейр. Один царь и маг, подобный сибирскому шаману, который с помощью жестокого испытания приносит в жертву себя самого, но взамен приобретает важную часть своих знаний. Один одноглаз, отдачей глаза он приобрел способность предвидения. У континентальных германцев он соответствует Водану (Вотану).

Тор – бог-хранитель воинских правил. Он однорук, так как потерял свою руку, когда Один решил связать рожденного на погибель богам волка. Для того чтобы волк разрешил связать себя, Тор согласился вложить свою руку ему в пасть. Когда волк понял, что его обманули, он откусил Тору руку.

Похожие сюжеты есть в римской истории, в которой действуют два спасителя Рима, одноглазый Коклес (Циклоп) и однорукий Сцевола (в переводе – Левша), сжегший свою правую руку, чтобы вражеский царь поверил в ложь, которая и спасла Рим.

В Индии известен безрукий бог Савитар (побуждающий к жертвоприношению). Считается, что у всех этих сюжетов общий прототип, и римский вариант, похоже, самый молодой.

И лишь схема теологического мышления «древних греков» резко отличается от архаичной индоевропейской, сильно напоминая в то же время современную христианскую. Это показывает, что культура так называемой Древней Греции относится к эпохе Средневековья, от кануна Крестовых походов до времен «Латинской Греции» XIII–XV веков н. э.; мы писали об этом в главе «Сын Бога, Дионис».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Существа, прядущие нити времени и судьбы

Образ времени, которое создается и распределяется по человечеству, как нити судьбы, распространен в легендах разных стран и народов. Идея в том, что существует некий закон жизни, поддерживающий порядок в мире, представленный в виде веретена, оси, стержня.

Нити этого веретена прядут для каждого человека особые существа, которые чаще всего «работают» группами, как например три мойры в Греции:

  • Лахезис – «участь, жребий», предопределяющая судьбу человека до его рождения;
  • Клото – «пряха», ткущая событийную нить человеческой жизни;
  • Атропа – «необратимость», та кто обрывает жизненную нить, следит за этим сроком.

Их мифологические аналоги в других культурах:

  • Парки в римской мифологии;
  • Норны скандинавского этноса;
  • Вирды англосаксов;
  • Славянские рожаницы, спутницы бога Рода;
  • Лаймы в латвийских легендах.

Наличие этих существ в легендах означает, что общественное сознание человечества принимает тот факт, что у каждого человека своя судьба, свой срок времени, который отведен его нитью жизни.

Нить эта обрывается в момент смерти человека или правильней сформулировать наоборот: когда нить времени кончается, то человек умирает.

Индия и Иран

Зерван – вечное время, иранский Сатурн, породивший добро и зло. Именно из него вышли два брата – добрый Ормазд (Ахурамазда) и злодей Ариман (Ангро-майнью).

Добрый ребенок зародился в момент любви и творческого порыва папы Зервана. А злой братишка зарожден в момент сомнений папаши в своей способности породить сына, которому можно будет передать этот мир и власть над ним.

Так вышло потому что Зерван, в отличии от своего отца, Бога Неба, который безудержно создавал из своей энергии детей и не заботился о результатах своего творения, уже понимает ограниченность собственных возможностей и сил, поэтому не уверен в результате. Так отличается Уран-бог неба и Сатурн-бог времени.

Кала – индийский бог времени и судьбы. Символом этого бога времени является колесо, цикл дней и ночей, превращающийся в месяцы, и во времена года, которые поглощают существование человека. Он является воплощением универсального закона, от которого все зависят, он создает, хранит и уничтожает мировое пространство.

В индийском пантеоне, Кале подчиняется бог смерти Мритью, причина действий которого определяется именно Калой.

Дити – «ограниченность», является богиней земли и её циклов плодоношения, земледелия. Произвела на свет асуров-демонов и 49 сияющих Марут (дэвов).

В индуизме со временем связано такое понятии как Рита – естественный порядок вещей, вечное колесо закона. Символизирует постоянное перевоплощение всего сущего, его ритм, заданный универсальным космическим законом.

Обзор. Боги древнего мира.

Оценить статью

Боги древнего мира, могущественные и не очень. Многие из них обладали необычными способностями и были владельцами чудесных артефактов, дающих им дополнительные силы, знания и, в конечном итоге, власть.

Аматэрасу («Великая богиня, озаряющая небеса»)

Страна: Япония Суть: Богиня Солнца, правительница небесных полей

Аматэрасу — старшая из троих детей бога-прародителя Идзанаки. Появилась на свет из капель воды, которой тот омывал левый глаз. Она получила во владение верхний небесный мир, в то время как её младшим братьям достались ночь и водное царство. Аматэрасу научила людей возделывать рис и ткать. От неё ведёт свою родословную императорский дом Японии.

Она считается прабабушкой первого императора Дзимму. Подаренные ей рисовый колос, зеркало, меч и резные бусы стали священными символами императорской власти. По традиции одна из дочерей императора становится верховной жрицей Аматэрасу.

Юй-Ди («Нефритовый государь»)

Страна: Китай Суть: Верховный владыка, император Вселенной

Юй-Ди появился на свет в момент сотворения Земли и Неба. Ему подвластны и Небесный, и Наземный, и Подземный миры. Все остальные божества и духи находятся у него в подчинении. Юй-Ди абсолютно бесстрастен. Он восседает на троне в расшитом драконами халате с нефритовой дощечкой в руках.

У Юй Ди есть точный адрес: бог живёт во дворце на горе Юйцзиншань, который напоминает двор китайских императоров. При нём функционируют небесные управы, отвечающие за различные природные явления. Они и выполняют всевозможные действия, до которых не снисходит сам владыка неба.

Кетцалькоатль («Пернатый змей»)

Страна: Центральная Америка Суть: Творец мира, владыка стихий, создатель и учитель людей

Кетцалькоатль не только создал мир и людей, но и обучил их важнейшим умениям: от земледелия до астрономических наблюдений. Несмотря на свой высокий статус, действовал Кетцалькоатль порой весьма своеобразно. Например, чтобы добыть для людей маисовые зёрна, он проник в муравейник, сам обернувшись муравьём, и выкрал их.

Кетцалькоатль изображался как в виде покрытого перьями змея (тело символизировало Землю, а перья – растительность), так и бородатым мужчиной в маске. Согласно одной из легенд, Кетцалькоатль добровольно отправился в заокеанское изгнание на плоту из змей, пообещав вернуться. Из-за этого ацтеки первоначально приняли предводителя конквистадоров Кортеса за возвратившегося Кетцалькоатля.

Баал (Балу, Ваал, «Владыка»)

Страна: Ближний Восток Суть: Громовержец, бог дождя и стихий.

В некоторых мифах — творец мира Баал, как правило, изображался или в виде быка, или скачущим на облаке воином с копьём-молнией. Во время празднеств в его честь происходили массовые оргии, часто сопровождавшиеся членовредительством.

Считается, что Баалу в некоторых местностях приносились и человеческие жертвы. От его имени произошло название библейского демона Вельзевула (Балл-Зебула, «Повелителя мух»).

Иштар (Астарта, Инанна, «Госпожа небес»)

Страна: Ближний Восток Суть: Богиня плодородия, секса и войны

Иштар, сестра Солнца и дочь Луны, ассоциировалась с планетой Венера. С легендой о её путешествии в подземное царство был связан миф о ежегодно умирающей и возрождающейся природе. Часто она выступала в роли заступницы людей перед богами. В то же время, Иштар была ответственна за различные распри. Шумеры даже называли войны «танцами Инанны».

Как богиня войны, она зачастую изображалась верхом на льве, и, вероятно, стала прообразом Вавилонской блудницы, сидящей на звере. Страсть любвеобильной Иштар была губительна и для богов, и для смертных. Для её многочисленных возлюбленных всё обычно заканчивалось большими неприятностями или даже смертью. Отправление культа Иштар включало храмовую проституцию и сопровождалось массовыми оргиями.

Ашшур («Отец богов»)

Страна: Ассирия Суть: Бог войны

Ашшур – главный бог ассирийцев, бог войны и охоты. Его оружием был лук со стрелами. Как правило, изображался Ашшур вместе с быками. Другой его символ – солнечный диск над древом жизни. Со временем, когда ассирийцы расширили свои владения, он стал считаться супругом Иштар. Верховным жрецом Ашшура был сам ассирийский царь, а его имя часто становилось частью царского имени, как, например, у знаменитого Ашшурбанапала, а столица Ассирии так и называлась, Ашшур.

Мардук («Сын чистого неба»)

Страна: Месопотамия Суть: Покровитель Вавилона, бог мудрости, владыка и судья богов

Мардук победил воплощение хаоса Тиамат, вогнав в её пасть «злой ветер», и завладел принадлежавшей ей книгой судеб. После этого он рассёк тело Тиамат и создал из них Небо и Землю, а затем сотворил весь современный, упорядоченный мир.

Другие боги, видя могущество Мардука, признали его главенство. Символ Мардука — дракон Мушхуш, смесь скорпиона, змеи, орла и льва. С частями тела и внутренностями Мардука отождествлялись различные растения и животные. Главный храм Мардука — огромный зиккурат (ступенчатая пирамида) стал, вероятно, основой легенды о Вавилонской башне.

Яхве (Иегова, «Он Сущий»)

Страна: Ближний Восток Суть: Единый племенной бог иудеев

Основной функцией Яхве была помощь избранному народу. Он дал иудеям законы и строго следил за их исполнением. При столкновениях с врагами Яхве оказывал избранному народу помощь, порой самую непосредственную. В одной из битв, например, он бросал во врагов огромные камни, в другом случае – отменил закон природы, остановив солнце. В отличие от большинства других богов древнего мира, Яхве крайне ревнив, и запрещает поклоняться любым божествам, кроме себя.

Ослушников же ждут суровые кары. Слово «Яхве» – замена тайного имени Бога, произносить которое вслух запрещено. Нельзя было создавать и его изображения. В христианстве Яхве иногда отождествляется с Богом-отцом.

Ахура-Мазда (Ормузд, «Бог Мудрый»)

Страна: Персия Суть: Создатель Мира и всего хорошего, что есть в нём

Ахура-Мазда создал законы, по которым существует мир. Он наделил людей свободой воли, и они могут выбирать путь добра (тогда Ахура-Мазда будет всячески им благоволить) или путь зла (служение извечному врагу Ахура-Мазды Ангра-Майнью). Помощники Ахура-Мазды – сотворённые им благие существа ахуры. Он пребывает в их окружении в сказочном Гародмане, доме песнопений. Образ Ахура-Мазды – Солнце. Он старше всего мира, но, в то же время, вечно юн. Ему ведомы и прошлое, и будущее. В конце концов, он одержит окончательную победу над злом, и мир станет совершенным.

Ангра-Майнью (Ахриман, «Злой дух»)

Страна: Персия Суть: Воплощение зла у древних персов

Ангра-Майнью – источник всего плохого, что происходит в мире. Он испортил совершенный мир, созданный Ахура-Маздой, внеся в него ложь и разрушение. Он насылает болезни, неурожаи, стихийные бедствия, порождает хищных зверей, ядовитых растений и животных. Под началом Ангра-Майнью находятся дэвы, злые духи, исполняющие его злую волю. После того, как Ангра-Майнью и его подручные будут побеждены, должна наступить эра вечного блаженства.

Брахма («Жрец»)

Страна: Индия Суть: Бог – творец мира

Брахма родился из цветка лотоса, а затем создал этот мир. По прошествии 100 лет Брахмы, 311 040 000 000 000 земных лет, он умрёт, а через такой же промежуток времени самозародится новый Брахма и создаст новый мир. Брахма четырёхлик и четврёхрук, что символизирует стороны света. Его непременные атрибуты – книга, чётки, сосуд с водой из священного Ганга, корона и цветок лотоса, символы знания и власти. Живёт Брахма на вершине священной горы Меру, передвигается на белом лебеде. Описания действия оружия Брахмы Брахмастры напоминает описание ядерного оружия.

Вишну («Всеобъемлющий»)

Страна: Индия Суть: Бог – хранитель мира

Главные функции Вишну – поддержание существующего мира и противостояние злу. Вишну проявляется в мире и действует через свои воплощения, аватары, самые известные из которых – Кришна и Рама. У Вишну синяя кожа, он носит жёлтые одежды. У него четыре руки, в которых он держит цветок лотоса, булаву, раковину и Сударшану (вращающийся огненный диск, его оружие). Вишну возлежит на гигантском многоголовом змее Шеша, который плавает в мировом Причинном океане.

Шива («Милостивый»)

Страна: Индия Суть: Бог – разрушитель

Главная задача Шивы – разрушения мира в конце каждого мирового цикла с целью освобождения места для нового творения. Происходит это в процессе танца Шивы – Тандавы (поэтому Шиву иногда именуют танцующим богом). Впрочем, есть у него и более мирные функции – целителя и избавителя от смерти. Шива восседает в позе лотоса на тигровой шкуре.

На его шее и запястьях – браслеты-змеи. На лбу у Шивы — третий глаз (он проявился, когда жена Шивы, Парвати, в шутку закрыла ему глаза ладонями). Иногда Шиву изображают в виде лингама (полового члена в состоянии эрекции). Но иногда он изображается и гермафродитом, символизируя единение мужского и женского начал. По народным поверьям Шива – курит марихуану, поэтому такое занятие некоторые верующие считают способом его познания.

Ра (Амон, «Солнце»)

Страна: Египет Суть: Бог Солнца

Ра, главный бог Древнего Египта, зародился из первичного океана по собственной воле, а затем сотворил мир, в том числе и богов. Он является персонификацией Солнца, и ежедневно с многочисленной свитой проезжает по небу в волшебной ладье, благодаря чему и становится возможной жизнь в Египте. Ночью ладья Ра проплывает по подземному Нилу через загробный мир. Око Ра (его иногда считали самостоятельным божеством) обладало способностью усмирять и подчинять врагов. Египетские фараоны вели своё происхождение от Ра, и называли себя его сыновьями.

Осирис (Усир, «Могущественный один»)

Страна: Египет Суть: Бог возрождения, владыка и судья загробного мира.

Осирис научил людей земледелию. Его атрибуты связаны с растениями: корона и ладья – из папируса, в руках – связки тростника, а трон увит зеленью. Осирис был убит и разрублен на куски братом, злым богом Сетом, но воскрес при помощи своей жены и сестры Исиды. Однако, зачав сына Гора, Осирис не остался в мире живых, а стал владыкой и судьёй царства мёртвых. Из-за этого его часто изображали в виде спелёнатой мумии со свободными руками, в которых он держит скипетр и цеп. В Древнем Египте большим почитанием пользовалась гробница Осириса.

Исида («Трон»)

Страна: Египет Суть: Богиня-заступница.

Исида – воплощение женственности и материнства. С мольбами о помощи к ней обращались все слои населения, но, в первую очередь, угнетённые. Особо она покровительствовала детям. А порой выступала и защитницей мёртвых перед загробным судом. Исида смогла магическим путём воскресить своего мужа и брата Осириса и родить от него сына Гора.

Разливы Нила в народной мифологии считались слезами Исиды, которые она проливает об Осирисе, оставшемся в мире мёртвых. Египетские фараоны именовались детьми Исиды; иногда её даже изображали в виде матери, кормящей фараона молоком из своей груди. Известен образ «покрывало Исиды», означающий сокрытие тайн природы. Этот образ издавна привлекал мистиков. Недаром знаменитая книга Блаватской называется «Разоблачённая Изида».

Сет («Могучий»)

Страна: Египет Суть: Бог разрушения

Сет поначалу почитался как бог-воин, защитник Ра. Его имя даже носили некоторые фараоны. Но впоследствии он постепенно приобретал отрицательные черты и, в конце концов, сделался воплощением зла. Сет насылает песчаные бури, разрушения, смерть, провоцирует войны и покровительствует враждебным чужеземцам.

День Сета, третий день года, считался у египтян самым несчастливым. Из зависти Сет убил своего брата Осириса, но впоследствии в результате восьмидесятилетней борьбы был побеждён его сыном, Гором. Сет – рыжеволос и красноглаз; изображался он обычно с головой трубкозуба.

Зевс («Светлое небо»)

Страна: Греция Суть: Громовержец, глава всех богов

Отец Зевса, Кронос, пожирал своих детей, но его мать, подменила новорождённого Зевса камнем. Возмужав, Зевс сверг своего отца и заставил его выплюнуть своих братьев и сестёр. Вместе с ними и их потомками, другими богами, Зевс пребывает не горе Олимп.

Его атрибуты – щит и двусторонний топор. Зевс грозен и мстителен: жертвами его гнева стали многие герои греческой мифологии. Глава богов любвеобилен. Он часто сочетается с земными женщинами; для этого он порой превращается в различных животных (бык, орёл, лебедь) или даже явления (к Данае он проник в виде золотого дождя).

Один (Вотан, «Провидец»)

Страна: Северная Европа Суть: Бог войны и победы

Один – главный бог древних германцев и скандинавов. Он перемещается на восьминогом коне Слейпнире или на корабле Скидбладнир, размеры которого можно произвольно менять. Копьё Одина, Гугнир, всегда летит в цель и поражает наповал. Его сопровождают мудрые вороны и хищные волки. Один живёт в Вальхалле с дружиной из лучших павших воинов и воинственными девами-валькириями.

За то, чтобы получить мудрость, Один пожертвовал одним глазом, а ради постижения смысла рун девять дней провисел на священном дереве Иггдрасиль, прибитый к нему собственным копьём. Будущее Одина предопределено: несмотря на своё могущество, в день Рагнарёка (битвы, предшествующей концу света) он будет убит гигантским волком Фефниром.

Тор («Гром»)

Страна: Северная Европа Суть: Громовержец Тор – бог стихий и плодородия у древних германцев и скандинавов.

Это – бог-богатырь, защищающий от чудовищ не только людей, но и других богов. Тор изображался в виде великана с рыжей бородой. Его оружие – волшебный молот Мьёльнир («молния»), удержать который можно только в железных рукавицах. Подпоясывается Тор волшебным поясом, удваивающим силы. Он разъезжает по небу на колеснице, запряжённой козлами.

Иногда он съедает козлов, но потом воскрешает их своим волшебным молотом. В день Рагнарёка, последней битвы, Тор расправится с мировым змеем Ёрмунгандом, но сам погибнет от его яда.


Скифам был известен абстрактный «бог времени», покровитель планеты Сатурн, которому была посвящена суббота (Saturday — от латинского имени бога; у славян он именовался КОЛЯДОЙ). По степени абстрагирования этот культ выходил за пределы обыденного сознания, но по своему значению в религиозной системе занимал, пожалуй, первое место.
Сатурн-Коляда стоял над божественной Троицей, поскольку даже божественное начало подчиняется необратимому течению времени. В этом образе скрыто почитание «времени вообще» и культ божественной силы, которая, несмотря на постоянное возрастание энтропии с течением времени, дает силу для возрождения жизни в начале нового цикла. Коляда-Сатурн имел два воплощения.
Одно — символизирующее завершение «старого» цикла, но одновременно и накопление негативных свойств, энтропии; другое — символизирующее энергию творения, необходимую для начала нового цикла (это и есть Сварог).
В славянской религии предыдущая, «старая» ипостась Коляды называлась BEЛЕСОМ1. Этот образ — один из самых загадочных. В самом деле, с одной стороны, Beлес по своему значению вполне сопоставим с самим Сварогом. При этом он имел отчетливые функции покровительства богатства в самом широком смысле слова (и в частности, скота как главного богатства: Велес— «скотий бог»), но также и культуры (поэт Боян — «Beлесов внук»). С другой стороны, Велес имел столь же отчетливые негативные свойства, порою сближающие его образ с христианским «дьяволом». (Сам теоним «диа-вол» означает «диа» = «бог» + «вол» = «вол-ос, вел-ес, ваал, баал» — «бог-Волос» или «бог-владыка». — Примеч. Ю. Д. Петухова.)
Балты знали Белеса (Велса) под тем же именем, но у них этот образ имел негативные функции. В индийской мифологии — это Вала, одна из ипостасей демона Вритры, над которым одерживает победу Индра. Велес-Велс-Вала оказывается тем самым драконом, которого следовало убить Солнечному богу ради возрождения жизни. Миф об «убийство дракона» входит в самое ядро арийской религии; в «греческой» традиции ему соответствует легенда о Беллерофонте, победителе Беллера (Змея), в кельтской — предание о битве при Маг-Туиред, в которой солнечный бог Луг поражает повелителя хаоса Балора прямо в его единственный глаз2.
Само имя «Велес», имеющее аналоги у многих индоевропейских народов (Велс, Вала, Беллер, Балор и даже Ваал), образовано не от слова «волос», а от древнейшего корня со значением «воля, власть, повелитель»3. Велес — это «князь мира сего» (бог-властитель. — Примеч. Ю. Д. Петухова).
Если рассматривать Велеса как ипостась «позднего Коляды», символизирующую завершение жизненного цикла, то его «странные» свойства становятся понятны: реализация идеи, воплощение в жизнь невозможно без обратного процесса — старения, разрушения, смерти. Трагический, временный характер жизни, неизбежно влекущей за собой смерть, и воплощает Велес, образ которого древние славяне отчетливо отделяли от образа вечного Времени, Коляды.
Для того чтобы избавиться от накопившейся энтропии, надо «убить дракона», и убийство дракона является важнейшим подвигом солнечного бога. Но, совершив его, он открывает новый жизненный цикл, сопровождающийся опять накоплением энтропии.
В Ведах богу времени в его вечной ипостаси соответствует БХАГА, говоря по-русски, просто БОГ. К нему как воплощению временного цикла молящиеся обращались с просьбами — как к подателю благ. Имя ведического «Сатурна» проливает свет на смысловую связь корней слов БОГ и БОГАТСТВО в русском языке.
В Ведах имеется аналог и славянскому Велесу: это ПУШАН, пастух небесных стад. Как и Велес, он считался подателем благ (Ригведа, I, 89; 1,42) и — «скотьимбогом».
Сходное божество с именем ПАН почитали и «греки»4. Само имя указывает на глобальный характер этого божественного образа: по-гречески Пан означает «все», по-славянски — «господин». Античный Пан совсем утратил связь со временем, Кроносом, и считался воплощением дикой природы; изначально же он был воплощением конкретного жизненного цикла.
Праздник Коляды приходился на Новый год, на зимнее солнцестояние (в Риме — Сатурналии, у славян — Коляды). Одним из важных обрядов славянского Нового года было катание горящего колеса5. Колесо это символизировало цикличность времени, а огонь — божественную энергию. Обряд известен и у скифов — «огненное колесо» Коляды катали на Новый год даже «китайские» скифы (народ «ди») царства Цинь в верхнем течении Хуанхэ.
Культ КОЛЯДЫ был скифам хорошо известен. Возможно даже, под этим самым именем: ведь своего первого царя, «первопредка», скифы именовали КОЛОКСАЙ. Недаром же св. НИКОЛАЙ в православной традиции был признан покровителем России…
Приведем параллели для «бога временного цикла» и его материального воплощения:
САТУРН (рим.) =КРОНОС (греч.) = КОЛЯДА (слав.) = КОЛАКСАЙ (скиф.) = БХАГА (вед.);
ПАН (греч.) = ВЕЛЕС (слав.) = ПУШАН (вед.).
Ю. Д. Петухов, Н. И. Васильева. Евразийская империя скифов

Боги восточных славян

Справа — пантеон Владимира в представлении древнерусского книжника Пантеон князя Владимира

  • Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец. Сменился Ильёй-пророком.
  • Хорс — олицетворённое солнце
  • Дажьбог — солнечное божество, в фольклоре — замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, в книжности — предок русских людей от князя до земледельца
  • Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)
  • Семаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами
  • Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества. Сменилась Параскевой-Пятницей.

Другие боги Древней Руси

  • Волос ~ Велес — учёными обычно отождествляются, однако в источниках упоминаются в разных контекстах:
    • Волос — «скотий бог», покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским.
    • Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии, поскольку сказитель Боян назван в «Слове о полку Игореве» Велесовым внуком.
  • Рожаницы и Род — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»
  • Сварог — возможно, бог-кузнец
  • Сварожич — олицетворённый огонь

Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX век Ритуально-календарные персонажи

  • Масленица
  • Ярила
  • Кострома
  • Кострубонька
  • Коляда
  • Купала

Обрядовые и фольклорные олицетворения праздников являлись не богами, а персонажами карнавально-игровой природы. По мнению ряда учёных, будучи архаичным этапом развития культа умирающего и воскресающего божества, мыслились средоточием сил плодородия и плодовитости. После чествования и оплакивания чучела разрывались, утапливались или сжигались. Остатки разбрасывались по полям или в хлеву.

«Боги» и персонажи книжного происхождения

  • Троян — персонаж-символ древности в «Слове о полку Игореве». В других источниках перечисляется вместе с остальными богами. На Русь был заимствован видимо из южнославянской фольклорной традиции.
  • Дый — вариант имени античного Зевса в древнерусских поучениях против язычества
  • Алконост и Сирин — мифические птицы древнерусских книжных произведений, заимствованы из античной традиции

Боги западных славян

Идол балтийских славян (о. Волин) Боги балтийских славян

  • Святовит — главный бог Арконы, связан с войной и победой
  • Триглав — главный бог своей местности, с ним связан священный вороной конь, у его идола три головы
  • Сварожич (Радегаст) — главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями
  • Чернобог — злой бог, приносящий несчастье
  • Прове — главный бог округи Старгарда, почитался в священной дубовой роще
  • Припегала — бог с неясными функциями, судя по источнику — «дионисийского» типа
  • Подага — бог вагров с неясными функциями, имевший храм и идол в Плуне
  • Жива — женское божество, главное божество своей местности

Три бога Кореницы

  • Яровит — бог войны и плодородия
  • Руевит — главный бог Кореницы, бог войны
  • Поревит или Поренут — бог с неясными функциями

Чучело Маржаны, приготовленное к сожжению Ритуально-календарные персонажи

  • Марена (Морена, Маржана) — весенний мифо-ритуальный персонаж, чучело, воплощение смерти и зимы, которое топили, разрывали или сжигали

Низшие персонажи

  • Рарог — мифологическая огненная птица
  • Велес — чёрт, демон в чешских поговорках
  • Паром (Перун) — упоминается в проклятиях (типа Parom do tebe! или Ej, do Pioruna!)

Персонажи низшей мифологии

  • Заложные покойники — люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.)
  • Русалка — душа «заложного» покойника
  • Мавка — злой дух, русалка, дух умершего некрещёного ребёнка
  • Вила — женское мифологическое существо, в которое превращается девушки, умершие без крещения
  • Упырь — «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь
  • Святочная нечисть — нечистая сила, активизирующаяся во время Святок
  • Бес — злой, враждебный людям дух
  • Волколак — колдун-оборотень, способный принимать облик волка
  • Берегиня — женский дух, покровитель растительности, обитающий у водоемов
  • Лихорадка — женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни
  • Огненный змей — демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям
  • Кикимора — отрицательный женский персонаж, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам
  • Полудницы — женские полевые духи полудня, как рубежного и критического времени
  • Домовой — дух-покровитель дома
  • Банник — дух-хозяин бани
  • Дворовой — дух-хозяин двора
  • Овинник — дух-хозяин овина
  • Водяной — дух-хозяин рек и водоёмов
  • Леший — дух-хозяин леса
  • Баба-яга
  • Борута — польское название духа — хозяина леса (Лешего)

См. также: Дух места в славянской традиции

Примечания

  1. Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга VII (книга III Войны с готами), 14
  2. Белова О. В., Виноградова Л. Н., Топорков А. Л. Земля // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 315—321.
  3. 1 2 ПВЛ 1950 I, с. 56.
  4. ПВЛ 1950 I, с. 25, 38-39, 52, 56, 80-81; Новгородская I летопись (989 г.), Новгородская IV и Софийская I летописи; Беседа трёх святителей; Хождение Богородицы по мукам и др.
  5. ПВЛ 1950 I, с. 56; Беседа трёх святителей; Слово о полку Игореве, с. 36; Хождение Богородицы по мукам, 23.
  6. ПВЛ 1950 I, с. 56, 197—198 (Ипатьевская летопись); Слово о полку Игореве, с. 17, 19.
  7. ПВЛ 1950 I, с. 56; Слово о полку Игореве, с. 12.
  8. ПВЛ 1950 I, с. 56; Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере; Слово св. Григория… о том, как поганые кланялись идолам и др.
  9. ПВЛ 1950 I, с. 25, 52; Проложное житие св. кн. Владимира
  10. Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. — Л.: Художественная литература, 1985. — С. 103.
  11. Слово о полку Игореве, с. 7
  12. Слово Исаии пророка, истолковано св. Иоанном Златоустом, о поставляющих вторую трапезу роду и рожаницам
  13. ПВЛ 1950 I, с. 197—198 (Ипатьевская летопись).
  14. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере и др.
  15. Пропп, 1995, с. 81—85.
  16. Пропп, 1995, Впервые упоминается в увещевании св. Тихона Задонского жителям Воронежа, 1763 год;, с. 81—85.
  17. Пропп, 1995, с. 98—99.
  18. Пропп, 1995, с. 97.
  19. Мелетинский, 1990, с. 289.
  20. В. Маннхардта, Дж. Дж. Фрэзера, В. Я. Проппа.
  21. Слово о полку Игореве, с. 6, 14, 19, 35; Слово и откровение свв. апостол; Хождение Богородицы по мукам, 23.
  22. Гельмольд I, 52; II, 12; Саксон Грамматик XIV, 564.
  23. Эббон III, 1; Герборд II, 32-33.
  24. Титмар VI, 22-23. Другие источники представляют собой, видимо, уже позднейшие компиляции.
  25. Гельмольд I, 52; Книтлингсага, 314. Как противоположность ему, некоторыми исследователями на основании косвенных источников реконструируется Белобог.
  26. Гельмольд I, 52, 69, 83.
  27. Письмо магдебургского архиепископа Адельгольта, 1108 год (некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу его подлинности)
  28. Гельмольд I, 83.
  29. Гельмольд I, 52.
  30. По предположению Р. О. Якобсона, были богами трёх времён года.
  31. Эббон III, 8; Герборд III, 6.
  32. 1 2 Саксон Грамматик XIV, 577.
  33. 1 2 3 Зеленин Д. К. Умершие неестественной смертью и русалки
  34. Пропп, 1995, с. 89-92.
  35. 1 2 Слово св. отца нашего Иоанна Златоустого и др.

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх