Значение слова люблю

Основы понимания любви

Ты — рядом, и всё прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Терминология

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.

Классификация форм любви

Элеанор Фортескью-Брикдейл «Любовь и её обманки» (около 1904).

Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке:

  • «эрос» (др.-греч. ἔρως) — стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения;
  • «филия» (др.-греч. φιλία) — любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;
  • «сторге» (др.-греч. στοργή) — любовь-нежность, особенно семейная;
  • «агапэ» (др.-греч. ἀγάπη) — жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве такова любовь Бога к человеку.

Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

  • «людус» (лат. ludus) — любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направленная на получение удовольствий;
  • «мания» (др.-греч. μανία) — любовь-одержимость, основа которой — страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов»;
  • «прагма» (др.-греч. πράγμα) — рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторге и людус — в своих смешениях дают ещё три: агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму.

Известный русский философ В. С. Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевлённого существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни и выделяет три её вида:

  1. Любовь, которая более даёт, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) — к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создаёт отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт;
  2. Любовь, которая более получает, чем даёт, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) — к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться также на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества;
  3. Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) — к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображаются преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.

Также Соловьёв пишет, что с точки зрения этики любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

  1. Жалости, преобладающей в родительской любви;
  2. Благоговения, преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;
  3. Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.

Истоки и эволюция понятия любви

Сердце — символ любви

В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения — в языческом фаллизме (ещё сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения — в христианской агапэ (греч. άγάπη).

А. Канова. «Амур и Психея». Мрамор. 1793. Лувр, Париж.

Естественно, что и в истории философии понятие занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь (греч. φιλια) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте» (см. Платонизм). Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Платон в своём трактате «Пир» вводит существенно формулировку о связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос — есть эрос познания.

Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: «Любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него , а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага».

Ф. Б. Дикси. «Ромео и Джульетта». 1884. Городская художественная галерея. Саутгемптон.

Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу. Тем не менее, существование Бога само по себе не являлось у них обязательной атрибутикой. И направление, вектор любви, могло иметь различные значения.

В Средневековье своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данте. О применимости понятия любовь (amor) к Богу говорит и Фома Аквинский, у которого это не просто страсть (passio), но первое «движение воли» (motus voluntatis), так как оно подразумевает осознанность и благо. Применительно к человеку Фома различает в любви дружбу (amicitia) и вожделение (concupiscentia). Одним из следствий любви, по его мнению, является ревность (zelus). Вместе с тем, существует еще и добродетельная любовь (caritas), под которой понимают соединение с благом. Вообще в Средние века любовь была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его сочинениях «Stimulus amoris», «Incendium amoris», «Amatorium»), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой любви в смысле гармонического соединения всех трёх её элементов: благоговения, жалости и стыдливости.

В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» (лат. Amor est Laetitia concomitante idea causae externae). Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога.

В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра («Metaphysik der Liebe» в «Parerga u. Paral.»). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (нем. Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство.

В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду — иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень дофамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность, и его уровень изменяется с течением времени.

Значение любви

Известный философ-неофрейдист Эрих Фромм считал, что человеку свойственно «стремление к межличностному единению», но считал, что этого единения можно достигать принципиально разными путями, в связи с чем использовал в своих работах слово «любовь» для обозначения конкретной формы межличностного единения, имеющей, по его мнению, «идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тысячелетий истории Запада и Востока». Именно теме такой любви посвящена часть его работ. По мнению Фромма, такая любовь является «зрелым ответом на проблему человеческого существования», в то время как другие формы межличностного единения являются разрушительными. В частности, Фромм считал примером такого разрушительного единения отношения Гитлера с народом Германии.

Л. Н. Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека» и предостерегал:

Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на неё грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, – тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, – и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, – того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его.

В религиозно-философском мировоззрении Л. Н. Толстого, которое он основывал, в первую очередь, на евангельском учении Иисуса Христа и на Нагорной проповеди, «любовь не есть какое-либо особое чувство, это — сознание единства», а «любить — вообще значит желать делать доброе».

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Любовь в работах Фромма

Основная статья: Искусство любить

Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения». Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её». Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.

«Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь — это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм».

Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью.

Примечания

  1. Любовь // Толковый словарь Ожегова (копия)
  2. 1 2 Аверинцев С. С., Спиркин А. Г. Любовь // БСЭ
  3. Love // Oxford English Dictionary. — Oxford University Press, 2008
  4. Love // Merriam-Webster Dictionary
  5. Любовь // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / под ред. А. А. Грицанова. — Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). ISBN 985-428-636-3.
  6. Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий
  7. Этимологический словарь славянских языков. — Издательство «Наука». — 1988. — Т. 15. — С. 185—186.
  8. 1 2 Светлана Коппел-Ковтун. Несколько слов о любви // Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ». — № 108. — январь 2012
  9. Кон И. С. Дружба. — 4-е изд. — СПб.: ИД «Питер», 2001. — С. 269. — ISBN 9785469001805.
  10. 1 2 3 4 5 6 7 8 Вл. С.: Любовь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. 1 2 3 Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. Глава 1. Философия любви в Древней Греции и Риме
  12. Аристотель. Риторика. Книга II. Глава IV.
  13. Омар Хайям // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / под ред. А. А. Грицанова. — Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). ISBN 985-428-636-3.
  14. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч1. Вопрос 20. О любви Бога
  15. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч2. Вопрос 26. О душевных страстях по отдельности и, прежде всего, о любви
  16. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч3.Трактат о любви. Вопрос 23. О любви как таковой
  17. V. — Письмо четвёртое: свет истины // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины — М. : Правда, 1990. — 490 с. Репринт 1914 года.
  18. Эрих Фромм Архивная копия от 7 февраля 2013 на Wayback Machine // Карпенко Л. А., Кондаков И. М. История психологии в лицах.
  19. Наука поверила, что любовь не умирает Архивная копия от 27 июля 2010 на Wayback Machine // Мой район, 04.01. 2009 г.
  20. Genie James, C. W. Randolph. In the Mood Again: Use the Power of Healthy Hormones to Reboot Your Sex Life. — Simon & Schuster, 2009. — ISBN 1-4391-4916-X, 9781439149164
  21. Фромм, Эрих Зелигманн. Абзац «Желание межличностного слияния…». Любовь – ответ на проблему человеческого существования // Искусство любить. Исследование природы любви = The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love (1956) / Перевод Л. А. Чернышёвой. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с. — (Philosophy). — 50 000 экз. — ISBN 5-7155-0516-X.
  22. Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любить. От абзаца: «Итак, что же мы будем иметь в виду…» до абзаца «В противоположность симбиотическому…».
  23. Толстой Л. Н. О жизни. Глава XXII. Абзац: «Жизнь есть деятельность…».
  24. Толстой Л. Н. О жизни. Глава XXV. Абзац: «Любовь эта, в которой только и есть жизнь…».
  25. Толстой Л. Н. Записная книжка № 1, запись № 3 за 23 июня 1907 г. // Полн. собр. соч. : в 90 т., — Юбилейное издание. — М. : Художественная литература, 1928—1958. / Серия вторая. Дневник, записные книжки и отдельные записи 1907—1908. — Т. 56. — С. 219.
  26. Толстой Л. Н. О жизни. Глава XXIII. Абзац: «Любить вообще значит желать делать доброе».
  27. Фромм, Эрих Зелигманн. Иметь или быть Архивная копия от 14 ноября 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 15-05-2013 — история) Абзац: «Может ли человек…»
  28. Фромм, Эрих Зелигманн. Иметь или быть Архивная копия от 14 ноября 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 15-05-2013 — история) Абзац: «Если человек испытывает…»
  29. Абзац: «В понимании Э. Фромма плодотворная ориентация…» и далее. — Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раздел: «Индивидуальный и социальный характер» // Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2.. — С. 106.
  30. Корнетов Н. А., Янковская А. Е., Китлер С. В., Силаева А. В., Шагалова Л. В. «К вопросу динамики развития представлений об организационном стрессе и подходов к его оценке». // «Фундаментальные исследования». — № 10. — 2011. Часть 3. — С. 600. Абзац: «Факторами, провоцирующими ОС, являются также особенности социально-экономических условий страны» и следующий.
  31. Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любить Абзац: «Итак, что же мы будем…»
  32. Абзац: «Когда Э. Фромм говорил о любви как действенной силе…» — Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раздел: «Природа человека и его потребности» // Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2. — С. 89.
  33. Эрих Фромм (1900—1980) // Великие мыслители. Абзац: «Тема любви к человеку…»
  34. Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любви. Архивная копия от 19 августа 2011 на Wayback Machine Абзац: «Любовь, в основе своей, это не только…».
  35. Абзац: «В понимании Э. Фромма плодотворная ориентация…». — Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раздел: «Индивидуальный и социальный характер» // Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2.. — С. 106.
  36. Марков А. В. Эволюционная биология любви (лекция в Политехническом музее 14.02.2012)
  37. Ortigue S., Bianchi-Demicheli F., Patel N., Frum C., Lewis J. W. Neuroimaging of love: fMRI meta-analysis evidence toward new perspectives in sexual medicine // The Journal of Sexual Medicine. V. 7 (11). — 2010. — P. 3541—3552

Литература

  • Болонь Жан-Клод. История любовных побед от античности до наших дней. — М. : Текст, 2010. — ISBN 5-7516-0803-3
  • Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 15-05-2013 — история). — М. : Республика. — 1994. — 368 с.
  • Дроздов. В. Мистическая любовь в иранском суфизме // Востоковедение: Филологические исследования Вып. 26 : Сб. статей. — СПб. : 2005. — С. 129—138
  • Иванченко Г. В. Логос любви. — М. : Смысл, 2007. — ISBN 978-5-89357-236-0
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с. ISBN 5-318-00236-6
  • Карпов М. М. Что такое любовь? Очерк. — Ростов н/Д. 2005. — 76 с.
  • Орлов А. Б. Демистификация любви // Консультативная психология и психотерапия. — М.: МГППУ, 2004. — № 2. — С. 26–37. — ISSN 2311-9446. — DOI:10.17759/cpp.
  • Ребер, Артур С. Большой толковый психологический словарь = The Penguin Dictionary of Psychology: Second Edition. — 2-е издание. — М.: Вече, АСТ, 2001. — Т. 1—2. — 1152 с. — 8000 экз. — ISBN 5-17-009151-6, ISBN 5-17-009148-6, ISBN 5-17-008900-7, ISBN 5-7838-0606-4, ISBN 5-7838-0605-6.
  • Слободяник А. П. Любовь, определение // Психотерапия, внушение, гипноз. — Киев : Здоров’я, 1977. — С. 345—346
  • Чавдарова Д. Метафора «любовь — пища» в русской литературе XIX века // Алфавит : Строение повествовательного текста. Синтагматика. Парадигматика. — Смоленск : СГПУ, 2004. — С. 222—230
  • Fromm, Erich. The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love. — N. Y. : Harper & Row, 1956.

Ссылки

Любовь в Викисловаре

Любовь в Викицитатнике

Любовь в Викитеке

Любовь на Викискладе

Любовь в Викиновостях

  • Фрагмент фильма «Ромео и Джульетта»: Признание в любви, 00:08:42, 1968 на YouTube
  • «Музей Любви» на сайте «Ромео и Джульетта»
Фундаментальные эмоции
(по К. Изарду)

интерес-возбуждение · радость · удивление · горе-страдание · гнев-ярость · отвращение · презрение-пренебрежение · страх · стыд-застенчивость · вина-раскаяние

Эмоции и чувства

Агапэ · Антипатия · Апатия · Беспокойство · Благоговение · Благодарность · Боязнь · Вина · Влечение · Влюблённость · Возмущение · Восхищение · Враждебность · Гнев · Гордость · Грусть · Досада · Жалость · Зависть · Замешательство · Злорадство · Злость · Изумление · Интерес · Любовь · Метанойя · Надежда · Напряжённость · Нежность · Ненависть · Неприятие · Неуверенность · Ностальгия · Обида · Огорчение · Одиночество · Отвращение · Отчаяние · Презрение · Печаль · Пренебрежение · Привязанность · Радость · Раздражение · Разочарование · Раскаяние · Ревность · Симпатия · Скорбь · Скука · Сторге · Счастье · Сожаление · Страсть · Страх · Стыд · Тоска · Тревога · Трепет · Увлечённость · Удивление · Уверенность · Удовлетворение · Удовольствие · Унижение · Филия · Фрустрация · Эйфория · Энтузиазм

Аффекты Испуг · Паника · Ужас · Эйфория · Экстаз · Ярость
Настроения Скука · Уныние · Гипотимия · Гипертимия

Значение слова &laquoлюбить»

  • ЛЮБИ́ТЬ, люблю́, лю́бишь; прич. наст. лю́бящий; прич. страд. наст. люби́мый, -би́м, -а, -о; несов., перех.

    1. Чувствовать глубокую привязанность к кому-, чему-л., быть преданным кому-, чему-л. Любить мать. Любить своих детей. Любить Родину. □ — Что значит любить человека? Это значит радоваться тому, что хорошо для него, иметь удовольствие в том, чтобы делать все, что нужно, чтобы ему было лучше. Чернышевский, Что делать? || Испытывать чувство расположения, симпатии к кому-л. Лиза очень любила ее, открывала ей все свои тайны. Пушкин, Барышня-крестьянка. Дивизия любила генерала Середу. Подчиненные с восторгом говорили о его понимании людей, замечательной храбрости. Казакевич, Весна на Одере.

    2. Чувствовать сердечную склонность к лицу другого пола. Впервые девственной душой Она любила, знала счастье. Пушкин, Кавказский пленник. Я сказал, что люблю ее на всю жизнь, что она должна быть моей женой. Гаршин, Надежда Николаевна. — Все равно он мой муж, родной человек. — И он меня любил, понимаешь ты это? Крон, Дом и корабль.

    3. также с неопр. Чувствовать склонность, интерес, влечение, тяготение к чему-л. — Я люблю искусство и… немного занимаюсь… живописью, музыкой. И. Гончаров, Обрыв. любит свою специальность, любит также писать пьесы и играть в них смешные роли. Панова, Ясный берег. || Испытывать удовольствие от созерцания, ощущения чего-л. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит. Пушкин, Медный всадник. Люблю грозу в начале мая. Тютчев, Весенняя гроза. || Иметь пристрастие 209 к чему-л., отдавать предпочтение чему-л. Любить острую пищу. □ — Вы не думайте, что я дитя, потому что люблю птиц, цветы: я и дело делаю. И. Гончаров, Обрыв. Он любит побыть дома, покурить, полежать, посмотреть, как хозяйничает любимая жена. Задорнов, К океану. || с придаточным дополнительным. Быть довольным чем-л., чувствовать удовольствие, удовлетворение от чего-л. любил, чтобы кто-нибудь сыграл на гармонии или на гитаре. Панова, Ясный берег.

    4. Нуждаться в каких-л. условиях как наиболее благоприятных (о животных, растениях). Цветы любят воду. □ Кипрей любит землю, богатую азотом, а такая почва всегда образуется около муравейников. Паустовский, Повесть о лесах.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

>любить

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

наст. прош. повелит.
Я люблю́ люби́л
люби́ла
Ты лю́бишь люби́л
люби́ла
люби́
Он
Она
Оно
лю́бит люби́л
люби́ла
люби́ло
Мы лю́бим люби́ли
Вы лю́бите люби́ли люби́те
Они лю́бят люби́ли
Пр. действ. наст. лю́бящий
Пр. действ. прош. люби́вший
Деепр. наст. любя́
Деепр. прош. люби́в, люби́вши
Пр. страд. наст. люби́мый
Пр. страд. прош. лю́бленный
Будущее буду/будешь… люби́ть

лю-би́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4c④. Соответствующего глагола совершенного вида нет.

Корень: -люб-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. чувствовать глубокую привязанность к кому-, чему-либо, быть преданным кому-, чему-либо ◆ Любить мать. ◆ Любить своих детей. ◆ Любить Родину. ◆ — Что значит любить человека? Это значит радоваться тому, что хорошо для него, иметь удовольствие в том, чтобы делать всё, что нужно, чтобы ему было лучше. Н. Г. Чернышевский, «Что делать?», 1863 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы)
  2. испытывать чувство расположения, симпатии к кому-либо ◆ Лиза очень любила её, открывала ей все свои тайны. А. С. Пушкин, «Барышня-крестьянка», 1830 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы) ◆ Дивизия любила генерала Середу. Подчиненные с восторгом говорили о его понимании людей, замечательной храбрости. Э. Г. Казакевич, «Весна на Одере», 1949 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы)
  3. чувствовать сердечную склонность к лицу другого пола ◆ Впервые девственной душой // Она любила, знала счастье. А. С. Пушкин, «Кавказский пленник», 1823 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы) ◆ Я сказал, что люблю её на всю жизнь, что она должна быть моей женой. В. М. Гаршин, «Надежда Николаевна», 1885 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы) ◆ — Все равно он мой муж, родной человек. И он меня любил, понимаешь ты это? А. А. Крон, «Дом и корабль», 1965 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы)
  4. также с неопр. чувствовать склонность, интерес, влечение, тяготение к чему-либо ◆ — Я люблю искусство и… немного занимаюсь… живописью, музыкой. И. А. Гончаров, «Обрыв», 1869 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы) ◆ любит свою специальность, любит также писать пьесы и играть в них смешные роли. В. Ф. Панова, «Ясный берег», 1949 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы)
  5. испытывать удовольствие от созерцания, ощущения чего-либо ◆ Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид, // Невы державное теченье, // Береговой её гранит. А. С. Пушкин, «Медный всадник», 1833 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы) ◆ Люблю грозу в начале мая. Ф. И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы)
  6. иметь пристрастие к чему-либо, отдавать предпочтение чему-либо ◆ Любить острую пищу. ◆ — Вы не думайте, что я дитя, потому что люблю птиц, цветы: я и дело делаю. И. А. Гончаров, «Обрыв», 1869 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы) ◆ Он любит побыть дома, покурить, полежать, посмотреть, как хозяйничает любимая жена. Н. П. Задорнов, «К океану», 1949 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы)
  7. с придаточным дополнительным быть довольным чем-либо, чувствовать удовольствие, удовлетворение от чего-либо ◆ любил, чтобы кто-нибудь сыграл на гармонии или на гитаре. В. Ф. Панова, «Ясный берег», 1949 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы)
  8. нуждаться в каких-либо условиях как наиболее благоприятных (о животных, растениях) ◆ Цветы любят воду. ◆ Кипрей любит землю, богатую азотом, а такая почва всегда образуется около муравейников. К. Г. Паустовский, «Повесть о лесах», 1948 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы)

Синонимы

  1. обожать

Антонимы

  1. ненавидеть, презирать

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • прилагательные: недолюбивший
  • глаголы: любиться, залюбить, долюбить

Список всех слов с корнем «люб⁽ʲ⁾-»
  • имена собственные: Люба, Любава, Любанька, Любаня, Любаха, Любаша, Любка, Любовь, Любомила, Любомира, Любонька, Любочка, Любуся, Любуш, Любушка, Люся?
  • фамилии: Любавин, Любавцев, Любанин, Любахин, Любашин, Любвин, Любиев, Любимов, Любимцев, Любин, Любищев, Любкин, Любовин, Любовцев, Любочкин, Любушкин, Любшин, Христолюбский
  • топонимы: Любек, Любеч, Люблин, Люблино, Любляна
  • пр. существительные: автолюбитель, властолюб, властолюбец, властолюбивость, властолюбие, властолюбица, властолюбье, влюблённость, возлюбленная, возлюбленный, дружелюбие, дружелюбье, златолюбец, златолюбица, инаколюбец, кинолюбитель, корыстолюб, корыстолюбец, корыстолюбивость, корыстолюбие, корыстолюбица, люба, любвеобилие, любвеобилье, любвеобильность, любезник, любезница, любезничание, любезничанье, любезность, любимец, любимица, любимчик, любитель, любительница, любительство, любительщина, любка, любование, любованье, любовник, любовница, любовничек, любовность, любовь, любодей, любодейка, любодейничанье, любодейство, любодеяние, любодеянье, любознание, любознанье, любознательность, любомудр, любомудрие, любоначалие, любоначалье, любопытничание, любопытничанье, любопытство, любострастие, любострастье, любостяжание, любостяжанье, любостяжатель, любостяжательница, любота, любушка, любушка-голубушка, недружелюбие, недружелюбье, нелюбезность, нелюбовь, нелюбознательность, орнитолог-любитель, полюбовность, прелюбодеица, прелюбодей, прелюбодейка, прелюбодейство, прелюбодеяние, прелюбодеянье, псевдолюбитель, радиолюбитель, себялюб, себялюбец, себялюбие, себялюбица, себялюбье, сластолюб, сластолюбец, сластолюбивость, сластолюбие, сластолюбица, сластолюбье, сребролюб, сребролюбец, сребролюбивость, сребролюбие, сребролюбица, сребролюбье, страстолюб, страстолюбец, страстолюбивость, страстолюбие, страстолюбица, страстолюбье, фотограф-любитель, христолюб, христолюбка, христолюбие, христолюбье, человеколюб, человеколюбец, человеколюбивость, человеколюбие, человеколюбица, человеколюбье, честолюб, честолюбец, честолюбивость, честолюбие, честолюбица, честолюбье, щедролюб, щедролюбец, щедролюбивость щедролюбие, щедролюбица, щедролюбье
  • прилагательные: властолюбивый, влюблённый, влюбчивый, возлюбленный, дружелюбный, залюбленный, златолюбивый, инаколюбящий, корыстолюбивый, люб, любвеобильный, любезнейший, любезный, любимый, любительский, любовный, любодейный, любодейский, любознательный, любой, любомудрый, любоначальный, любопытный, любопытствующий, любострастный, любостяжательный, любый, любящий, малолюбопытный, наилюбезнейший, невластолюбивый, невлюбленный, невлюбчивый, недолюбленный, недружелюбный, незлатолюбивый, некорыстолюбивый, нелюбвеобильный, нелюбезный, нелюбимый, нелюбодейный, нелюбодейский, нелюбознательный, нелюбомудрый, нелюбоначальный, нелюбопытный, нелюбопытствующий, нелюбострастный, нелюбостяжательный, нелюбый, нелюбящий, неполюбовный, несластолюбивый, несребролюбивый, нестрастолюбивый, нехристолюбивый, нечеловеколюбивый, нечестолюбивый, нещедролюбивый, перелюбленный, полюбовный, прелюбезнейший, псевдолюбительский, сластолюбивый, сребролюбивый, страстолюбивый, христолюбивый, человеколюбивый, человеколюбный, честолюбивый, щедролюбивый
  • глаголы: властолюбствовать, влюбить, влюбиться, влюблять, влюбляться, возлюбить, залюбить, залюбиться, залюбоваться, залюбопытничать, залюбопытствовать, запрелюбодейничать, запрелюбодействовать, златолюбствовать, инаколюбствовать, корыстолюбствовать, любить, любиться, любовать, любоваться, любодейничать, любодействовать, любознательствовать, любомудрствовать, любоначальствовать, любопытничать, любопытствовать, любострастничать, любостяжательствовать, налюбоваться, налюбоваться,, отлюбить, отлюбиться, перелюбить, прелюбодейничать, прелюбодействовать, пролюбить, пролюбоваться, пролюбопытствовать, разлюбить, себялюбствовать, сластолюбствовать, спрелюбодействовать, сребролюбствовать, страстолюбствовать, человеколюбствовать, честолюбствовать, щедролюбствовать
  • предикативы: любопытно
  • наречия: властолюбиво, влюблённо, возлюбленно, дружелюбно, златолюбиво, корыстолюбиво, любвеобильно, любезно, любительски, любо, любовно, любодейски, любознательно, любопытно, любострастно, любя, любяще, недружелюбно, нелюбезно, нелюбо, неполюбовно, нехристолюбиво, по-любительски, полюбовно, прелюбодейски, сластолюбиво, сребролюбиво, страстолюбиво, христолюбиво, человеколюбиво, честолюбиво, щедролюбиво

Происходит от праслав. *ljubiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. любити (др.-греч. φιλεῖν, ἀγαπᾶν), русск. любить, укр. люби́ти, белор. любíць, болг. лю́бя «люблю», сербохорв. љу́бити, љу̑би̑м, словенск. ljúbiti, чешск. líbit «любить», польск. lubić, lubię, в.-луж. lubić «давать обет», н.-луж. lubiś — то же. От прил. *ľubъ, давшего начало ст.-слав. любъ (ποθεινός); см. лю́бо. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • Бог любит троицу
  • я люблю тебя
  • я люблю тебя, жизнь

Перевод

чувствовать глубокую привязанность к кому-, чему-либо, быть преданным кому-, чему-либо

  • Английскийen: love (en)
  • Арабскийar: حَبَّ‎ (ar)
  • Белорусскийbe: любіць (be)
  • Болгарскийbg: обичам
  • Венгерскийhu: szeret, kedvel
  • Греческийel: αγαπώ (el)
  • Датскийda: elske
  • Древнегреческий†grc: ἀγαπάω (grc), στέργω (grc)
  • Древнерусский†orv: люби́ти , приꙗ́ти , ра́чити , ра́чьствовати , чьсти́ти
  • Индонезийскийid: cinta
  • Испанскийes: amar
  • Итальянскийit: amare
  • Казахскийkk: жарату
  • Латинскийla: amo
  • Латышскийlv: mīlēt
  • Литовскийlt: mylėti
  • Малагасийскийmg: mitia, mankatia
  • Немецкийde: lieben
  • Нидерландскийnl: liefhebben
  • Норвежскийno: elske
  • Польскийpl: kochać
  • Португальскийpt: amar
  • Румынскийro: iubi
  • Сербскийsr (кир.): волети
  • Суахилиsw: penda
  • Татарскийtt: яратырга
  • Турецкийtr: sevmek
  • Украинскийuk: любити (uk)
  • Финскийfi: rakastaa
  • Французскийfr: aimer
  • Чешскийcs: milovat
  • Шведскийsv: älska
  • Эсперантоиeo: ami
  • Эстонскийet: armastama
  • Японскийja: 愛する (ja), 好む (ja)

испытывать чувство расположения, симпатии к кому-либо

  • Английскийen: to love (en)
  • Арабскийar: حَبَّ‎ (ar)
  • Белорусскийbe: любіць (be)
  • Древнегреческий†grc: φιλέω (grc), φιλῶ (grc)
  • Украинскийuk: любити (uk)
  • Японскийja: 好む (ja), 好く (ja)

чувствовать сердечную склонность к лицу другого пола

  • Английскийen: to love (en)
  • Арабскийar: حَبَّ‎ (ar)
  • Белорусскийbe: кахаць (be)
  • Древнегреческий†grc: ἐράω (grc), ἔραμαι (grc)
  • Украинскийuk: кохати (uk)
  • Японскийja: 愛する (ja), 好む (ja), 好く (ja)

неотсортировано

  • Айнскийain: イヨマㇷ゚
  • Английскийen: to love
  • Арабскийar: حب
  • Белорусскийbe: любіць, кахаць
  • Вьетнамскийvi: yêu
  • Греческийel: αγαπώ (agapó), έρωμαι (éromai)
  • Испанскийes: amar
  • Итальянскийit: amare
  • Казахскийkk (кир.): сүю
  • Корейскийko: 사랑하다 (saranghada)
  • Латинскийla: amare
  • Литовскийlt: mylėti
  • Немецкийde: lieben
  • Осетинскийos: уарзын
  • Польскийpl: kochać, lubić
  • Румынскийro: iubi
  • Токипонаиart: olin
  • Украинскийuk: любити, кохати
  • Французскийfr: aimer
  • Шведскийsv: älska (sv)
  • Эсперантоиeo: ami (человека), ŝati (напр. конфеты)
  • Японскийja: 愛する (あいする) (aisuru), 好む (このむ) (konomu)

Библиография

  • Даль В. И. Пословицы русского народа. М.: —, 1957, с. 000-000.
  • Иорданская Л. Н. Попытка лексикографического толкования группы русских слов со значением чувства // Розенцвейг В. Ю. (отв. ред.) Машинный перевод и прикладная лингвистика. Выпуск 13. М.: МГПИИЯ Им. Мориса Тореза, 1970, с. 00-00.
  • Апресян Ю. Д.,Ботякова В. В., Латышева Т. Э. и др. Словарные статьи like, love, loving // Апресян Ю. Д., Розенман А. И. (отв. ред.) Англо-русский синонимический словарь. М.: Русский язык, 1979, с. 000-000.
  • Булыгина Т. В. //К построению типологии предикатов в русском языке // Селиверстова О. Н. (отв. ред.) Семантические типы предикатов. М.: Наука, 1982, с. 000-00.
  • Зализняк Анна А. Любовь и сочувствие: к проблеме универсальности чувств и переводимости их имён (в связи с романом М. Кундеры «Невыносимая лёгкость бытия») // Rask, 1999, № 9/10, с. 00-00.
  • Апресян Ю. Д. Любить 2, обожать // Апресян Ю. Д. (отв. ред.) Новый объяснительный словарь русского языка. Второй выпуск. М.: Языки русской культуры, 2000, с. 180-185.
  • Апресян Ю.Д., Многозначность и синонимия слова любить // Etnolingwistyka. Problemy jеzyka i kultury. Lublin, 2000. 12. Р. 77-95.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Значение слова люблю

Каждый человек в своей жизни хоть раз говорил «Я тебя люблю!» эти простые слова хочет слышать каждая девушка и каждый молодой человек.
«Люблю» такое простое слово, которое имеет очень много значений. «Люблю» значит «хочу быть рядом с тобой», » Ты для меня все», «Всегда мы будем вместе». Но некоторые люди этому слову не придают большого значения и говорят его просто так, выражая тем самым свою симпатию и привязанность к этому человеку.
На мой взгляд, слово «люблю» просто, чтобы выразить свою симпатию говорить нельзя, потому что, когда на самом деле поймешь, что влюблен до безумия выразить свои чувства будет нечем.
Ведь любовь – это чувство, которое свойственно любому человеку, это чувство глубокой симпатии. Так, Эрих Фромм, в своих работах, предложил сберечь слово «любовь» только для особенного вида единения между людьми, которое, по его мнению, «имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тысячелетий истории Запада и Востока».
Поэтому просто так нельзя сказать «люблю» кому бы то ни было, это слово нужно говорить тому человеку, к которому ты чувствуешь такие чувства, что находясь рядом с ним, тебе хочется летать…

Записи созданы 7201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх